Как учитывать расходы на эксплуатацию арендованного автомобиля?
Используя арендованный автомобиль, предприятие покупает бензин, масла, другие горюче-смазочные и сопутствующие материалы. Кроме того, по условиям договора на предприятие может быть возложена обязанность по ремонту этого автомобиля. Можно ли учитывать эти расходы в себестоимости выпускаемой продукции с целью уменьшения налогооблагаемой базы?
Если автомобиль арендован у частного предпринимателя, то он является арендованным основным средством. А следовательно, ваше предприятие имеет право на основании подпункта "е" пункта 2 Положения о составе затрат включать эти расходы в себестоимость если использует его в производственной деятельности.
Что же касается расходов по содержанию автомобилей, взятых в аренду у обычных граждан, то до недавнего времени предприятия могли относить такие расходы на себестоимость. Это было разрешено письмом Госналогслужбы России от 30 августа 1996 г. N ВГ-6-13/616.
Однако 11 апреля 2000 года МНС России издало новое письмо N ВГ-6-02/271. Оно отменило абзац вышеуказанного письма Госналогслужбы России, разрешающий включать в себестоимость расходы по содержанию автомобилей.
Кроме того, МНС России предложило налогоплательщикам, относившим все это время указанные расходы на себестоимость, самостоятельно исправить и доплатить в бюджет причитающиеся налоги. Причем, налоговики пообещали, что штрафные санкции в этом случае к ним применяться не будут.
В связи с этим письмом МНС России (N ВГ-6-02/271 от 11 апреля 2000 года) необходимо отметить следующее:
- Во-первых, это письмо не зарегистрировано Минюстом России, поэтому не является нормативно-правовым актом, который обязателен для применения. Если предприятие не согласно с его содержанием, то для целей налогообложения оно может применять иной порядок учета таких расходов.
- Во-вторых, учитывая то, что точка зрения налоговых органов на этот вопрос неоднократно менялась, налогоплательщики просто не обязаны следовать их требованию и пересчитывать налог на прибыль за прошлые периоды. Ведь никто не застрахован от того, что мнение налоговиков вскоре не изменится снова.
- В-третьих, что касается освобождения от штрафных санкций, то предприятия, которые придерживались прошлых разъяснений Госналогслужбы России и относили на себестоимость расходы по содержанию автотранспортных средств, арендованных у обычных граждан, и так освобождаются от какой-либо ответственности. Ведь, согласно статьям 109 и 111 Налогового кодекса РФ, если налогоплательщик выполнял письменные разъяснения налоговых органов и тем самым нарушил налоговое законодательство, он освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения.
Однако предприятиям, которые решили в 2001 году относить на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу, расходы на содержание автотранспорта, арендованного у граждан, свою точку зрения придется отстаивать в суде.
Кроме того, многие предприятия используют автотранспортные средства своих работников. В этих случаях Минфин РФ еще в 1999 г. предложил механизм выплаты работникам организации компенсации за использование личного автомобиля в служебных целях (Письмо Минфина РФ от 21 июля 1992 г. N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок"), а также установило условия выплаты :
1) Компенсация выплачивается работникам предприятий, организаций и учреждений за использование ими для служебных поездок личных легковых автомобилей. Выплата производится в тех случаях, когда их работа по роду производственной (служебной) деятельности связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с их должностными обязанностями.
2) Компенсация за использование для служебных поездок личного легкового автомобиля иностранных марок выплачивается в тех размерах, к какому классу автомобиля по своим техническим параметрам может быть приравнен этот автомобиль.
3) Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личные легковые автомобили для служебных поездок, является приказ руководителя предприятия, организации и учреждения, в котором предусматриваются размеры этой компенсации.
4) Конкретный размер компенсации определяется в зависимости от интенсивности использования личного легкового автомобиля для служебных поездок.
5) В размерах компенсации работнику учтено возмещение затрат по эксплуатации используемого для служебных поездок личного легкового автомобиля (сумма износа, затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и текущий ремонт).
6) Для получения компенсации работники представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок по доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в порядке, установленном данным письмом.
7) Компенсация выплачивается один раз в месяц независимо от количества календарных дней.
8) За время нахождения работника в отпуске, командировке, невыхода его на работу вследствие временной нетрудоспособности, а также по другим причинам, когда личный автомобиль не эксплуатируется, компенсация не выплачивается.
9) Расходы на выплату компенсации работникам бюджетных учреждений и организаций, использующим для служебных поездок личные легковые автомобили, производятся в пределах ассигнований на содержание легковых автомобилей, предусмотренных на эти цели по смете соответствующих учреждений, организаций.
10) Выплата компенсации руководителям бюджетных учреждений и организаций производится с разрешения вышестоящих органов управления (организаций).
Одновременно с этим Минфин РФ ввел нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных целей. В связи с ростом уровня цен и девальвацией национальной валюты эти нормы неоднократно изменялись. В настоящий момент действуют нормы, утвержденные приказом Минфина РФ N 16н от 04.02.2000 г. (действуют с 27.03.2000 г.):
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок" в пункте 1 разрешено предприятиям и организациям включать в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок по установленным нормам. Однако расходы на использование и содержание автомобилей на несколько порядков выше, чем утвержденные нормы. Ведь всем известно, что даже простой ремонт, к примеру, импортного автомобиля, может обойтись в немалую сумму. Поэтому не уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму сверхнормативной компенсации совсем невыгодно.
Чтобы решить вышеперечисленные проблемы, можно предложить вашему предприятию заключить не договор аренды или выплату компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных целей, а договор безвозмездного пользования. Ведь, согласно статье 689 Гражданского кодекса РФ, по такому договору ссудодатель передает вещь в безвозмездное временное пользование ссудополучателю. А ссудополучатель обязуется вернуть эту вещь в том состоянии, в котором он ее получил с учетом нормального износа.
Статьей 695 Гражданского кодекса РФ установлено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии. Для этого он должен производить текущий ремонт, а при необходимости и капитальный.
МНС России выпустило письмо от 12 июля 1999 г. N ВГ-6-02/546, в котором разрешило учитывать эти расходы в себестоимости продукции. Но только в том случае, если имущество, переданное по договору ссуды, используется в производственных целях. При этом неважно, с кем заключен договор: в роли ссудодателя может выступать физическое лицо как зарегистрированное в качестве частного предпринимателя, так и обычный гражданин.
Пример 1
ООО "Магма" для транспортировки грузов использует автомобиль своего работника, полученный по договору ссуды. Стоимость автомобиля стороны договора определили в 250 000 руб. В процессе эксплуатации предприятие оплатило автосервису текущий ремонт автомобиля на сумму 27 000 руб. (в том числе НДС - 4500 руб.).
В учете предприятия делаются следующие проводки (по старому и новому Плану счетов):
Дебет 001 - 250 000 руб. - получен автомобиль во временное безвозмездное пользование;
Дебет 26 - Кредит 76 - 22 500 руб. (27 000 - 4 500) - учтены расходы на ремонт автомобиля;
Дебет 19 - Кредит 76 - 4 500 руб. - учтен налог на добавленную стоимость;
Дебет 76 - Кредит 51 - 27 000 руб. - перечислены денежные средства автосервису за ремонт автомобиля;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" - Кредит 19 - 4 500 руб. - отнесен на расчеты с бюджетом налог на добавленную стоимость.
Лаврушичев А.В.,
финансовый директор
ОАО "Текстильщик" (г. Орел),
действительный член Института
профессиональных бухгалтеров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.