Пени для неналогоплательщика
Налоговая инспекция провела выездную проверку предприятия на "упрощенке". В ходе проверки налоговый орган установил, что в нарушение пункта 2 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29.12.95 N 222-ФЗ налогоплательщик включал в стоимость выполненных работ (услуг) налог на добавленную стоимость, выделив его отдельной строкой как в хозяйственных договорах, сметах, актах выполненных работ, так и в выставляемых заказчикам счетах-фактурах и платежных документах. Полученные от заказчиков работ (услуг) в составе цены суммы налога на добавленную стоимость в бюджет налогоплательщик при этом не перечислил. Единый налог с совокупного дохода налогоплательщиком исчислялся со всей суммы полученной выручки, включая налог на добавленную стоимость. Налоговый орган принял решение взыскать с налогоплательщика неперечисленный в бюджет налог на добавленную стоимость, пени и привлек его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Увеличивая стоимость своих товаров (работ, услуг) на сумму налога на добавленную стоимость и выставляя счета-фактуры своим заказчикам с выделением суммы налога отдельной строкой, налогоплательщик нарушал закон. Однако привлечению к ответственности все равно не подлежал. Статьей 3 закона об упрощенке установлено, что объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. При этом совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, иных ресурсов, в том числе сумм налога на добавленную стоимость, а также иных налогов, пошлин и сборов, от уплаты которых в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1 данного закона организации, применяющие эту упрощенную систему, не освобождены. Под валовой выручкой понимается сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. Таким образом, из изложенной нормы следует, что налог на добавленную стоимость, уплаченный плательщиком единого налога с совокупного дохода поставщикам товаров (работ, услуг), не включается в совокупный доход, то есть уменьшает налогооблагаемую базу по этому налогу. Вместе с тем в валовую выручку у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, этот налог также не включается, поскольку согласно пункту 2 статьи 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения" такие организации не уплачивают налог на добавленную стоимость. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и не являющиеся плательщиками этого налога, не только не должны, но и не имеют права включать в стоимость своих товаров (работ, услуг) налог на добавленную стоимость. Но если НДС был от покупателей получен, то этот НДС необходимо было уплатить в бюджет. Ведь покупатели согласно полученным от налогоплательщика счетам-фактурам предъявили уплаченные продавцу суммы НДС к возмещению из бюджета. Учитывая изложенное, следует признать, что налоговая инспекция обоснованно доначислила к уплате налогоплательщику налога на добавленную стоимость. Вместе с тем применение к налогоплательщику налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, а также начисление пеней неправомерны по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, указанные нормы распространяются на специальный субъект налоговых правоотношений - налогоплательщиков и агентов. Согласно пункту 2 статьи 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения" налогоплательщик рассматриваемой ситуации не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость. Следовательно, суммы налога, полученные им от покупателя работ (услуг), подлежали перечислению в бюджет как незаконно полученные, а поэтому ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ к истцу применена быть не может. На этом же основании является незаконным и начисление пеней оспариваемым решением налогового органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13