Цель налогового администрирования - рост поступлений в бюджет
04.11.2004 г. в УМНС России по Орловской области состоялось заседание коллегии, на котором были рассмотрены итоги поступления налогов и сборов за 9 месяцев 2004 года. С докладом на коллегии выступил руководитель УМНС России по Орловской области В.В. Колесников.
Он отметил, что эффективная система налогового администрирования является одним из основных условий полного и своевременного поступления в бюджетную систему налогов и других обязательных платежей. С одной стороны, налоговое администрирование должно обеспечивать равные, конкурентные условия для хозяйственной деятельности, чтобы неплательщики налогов не смогли пользоваться плодами налоговой реформы, а с другой - деятельность налоговых органов должна оцениваться не только исходя из объема мобилизованных ими налоговых доходов или доначисленных сумм по результатам налоговых проверок, но и по показателям, характеризующим качество их работы с налогоплательщиками.
За прошедший период явно прослеживается поступательное движение коллективов по пути совершенствования организации работы. В качестве первоочередной задачи, выдвинутой Президентом России В.В. Путиным в своем Послании Федеральному собранию, значительное внимание было уделено модернизации налоговых органов, соответствия их функций современному этапу развития.
Внедряются новые технологии и программный комплекс "Система электронной обработки данных"; развернута большая работа по внедрению технологий представления налоговых деклараций в электронном виде, в том числе через третьих лиц и по телекоммуникационным каналам связи.
Проведена массовая учеба кадров, конкретизация служебных обязанностей всех сотрудников, укреплена материально-техническая база.
В своей повседневной деятельности налоговые органы широко стали практиковать конкретную работу с каждым плательщиком, направленную, прежде всего, на своевременное поступление платежей в бюджет и сокращение недоимки.
И это дало свои результаты. Большинством хозяйствующих субъектов обеспечена уплата текущих платежей в полном объеме, что позволило увеличить собираемость налогов и исполнить бюджеты всех уровней.
Значительно улучшились показатели контрольной работы инспекций.
В результате проведенной работы за 9 месяцев текущего года на территории области собрано около 7 млрд.рублей налогов и других обязательных платежей. Получено налогов на душу населения более 8 тыс. рублей Наибольший показатель среди близлежащих областей Центрально-Черноземного региона сложился в Липецкой области - более 15 тыс. рублей. Для сравнения: в Тамбовской области указанный показатель составил 4,4 тыс. рублей, Воронежской области - 5,4 тыс. рублей, Курской области - 7,1 тыс. рублей, Белгородской области - 8,8 тыс. рублей.
Задание по поступлению налогов и сборов в консолидированный бюджет выполнено на 126,3%. Сверх установленного задания получено 1,4 млрд. рублей. Почти 85 процентов всех доходов консолидированного бюджета сформировано за счет поступлений четырех видов налогов: налога на доходы физических лиц - 1,9 млрд. рублей (26,6%), НДС _ 1,8 млрд. рублей (26,2% общего объема поступлений), налога на прибыль - 1,7 млрд. рублей (23,7%), акцизов (без учета перечислений в ТДФ) - 583 млн. рублей (8,4%).
Помимо налоговых платежей в бюджет по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и суммам в счет погашения задолженности предыдущих лет поступило 3,4 млрд. рублей, что на 12,6% больше, чем за соответствующий период 2003 года.
Основной доходообразующей отраслью области по-прежнему остается промышленность, ее удельный вес в общем объеме налоговых поступлений за истекший период составил более 40%. На предприятия торговли и транспорта приходится соответственно 12% и 9%, связи - 6% платежей.
Задание по мобилизации налога на добавленную стоимость в объеме 1490,0 млн. рублей выполнено на 122%, дополнительно к заданию получено 332 млн. рублей.
Необходимо отметить, что управлением проводится большая работа по пресечению необоснованного возмещения НДС как по экспортным операциям, так и по операциям на внутреннем рынке. Созданная еще в 2002 году при управлении комиссия по рассмотрению обоснованности заявленных к возмещению сумм НДС по налоговым декларациям по ставке 0 процентов позволила с большей профессиональностью рассматривать документы, представленные налогоплательщиком. В данную комиссию вошли как специалисты управления, так и представители правоохранительных органов и таможни. Результат проведенной работы - сумма отказа в возмещении НДС из федерального бюджета 671 млн. руб. Но сама эта цифра говорит о том, что имеет место представление налогоплательщиком документов оформленных неправильно или без увязки одного документа с другим.
Учитывая, что финансовый результат предприятия - основа их дальнейшего развития, налоговыми органами уделяется большое внимание контролю прибыли предприятий. По итогам девяти месяцев в бюджеты всех уровней налогоплательщиками перечислено около 1,7 млрд. рублей налога на прибыль. Удельный вес налога на прибыль в общем объеме поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Орловской области составил 23,7%.
Налог на доходы физических лиц является одним из основных налогов как консолидированного - 24,2%, - так и территориального бюджета - 40,1%. Из года в год его поступления увеличиваются. Так, в 2002 году поступления составляли 1200 млн. рублей, в 2003 году - 1550 млн. рублей, за 9 месяцев 2004 года - 1850 млн. рублей.
Острой проблемой для налоговых органов по-прежнему остается "конвертная" система оплаты труда, при которой с работниками заключаются договоры на сумму, близкую к минимальному размеру оплаты труда. Тем самым происходит уход от налогообложения и ущемляются права граждан на социальное обеспечение. Так, средние выплаты, подлежащие налогообложению в 2004 г., у организаций составили 3,4 тыс. руб., тогда как средние выплаты своим работникам категорией предпринимателей составляют только 1 тыс. рублей.
По результатам 9 месяцев 2004 года удалось снизить недоимку к началу года по налоговым платежам в консолидированный бюджет на 18%, или на 76 млн. рублей.
В результате применения мер принудительного взыскания за прошедший период удалось дополнительно мобилизовать в бюджет более 800 млн. руб. В III квартале т.г. продолжалась работа по реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей в соответствии с Федеральным Законом от 09.07.2002 N 83-ФЗ. Реструктуризировано задолженности по 141 сельхозтоваропроизводителю на общую сумму 673 млн. руб., списано пени и штрафов на сумму 206 млн. руб.
Серьезная работа проведена по повышению уровня результативности проводимых выездных и камеральных налоговых проверок. По результатам проведенных камеральных и выездных проверок инспекциями области за 9 месяцев 2004 года дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней 780 млн. рублей, что на 177 млн. рублей, или 29%, выше уровня прошлого года.
За 9 месяцев 2004 года налоговыми органами области совместно с органами внутренних дел проведено 9 выездных налоговых проверок, все проведенные проверки результативные. В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства в осуществлении предпринимательской деятельности налоговыми органами совместно с сотрудниками УВД и транспортной инспекции начиная с сентября 2004 года проводятся рейдовые мероприятия по проверке выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства транспортных пассажирских перевозок.
Проведено 43 проверки соблюдения законодательства о применении ККТ при оказании услуг легкового такси. Составлено 36 протоколов: о нарушении законодательства о ККТ - 16, о деятельности без регистрации в качестве предпринимателя 20 протоколов.
Происходящее в настоящее время реформирование налоговой системы России осуществляется комплексно по нескольким направлениям.
Важное направление в деятельности налоговых органов - повышение качества работы с налогоплательщиками. Внедряются новые технологии предоставления налоговых деклараций в электронном виде, в том числе через третьих лиц и по телекоммуникационным каналам связи. За 9 месяцев количество юридических лиц, представляющих отчетность на магнитных носителях, составило 5630, то есть более 50% общего количества, в том числе по основным налогоплательщикам - почти 90%. А вот по телекоммуникационным каналам связи пока представляют отчетность всего 46 организаций. Проводится постоянная, целенаправленная разъяснительная работа с налогоплательщиками о преимуществах сдачи отчетности по каналам связи.
С 01.01.2004 г. налоговые органы осуществляют функцию государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Закон обязывает индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004 г., в течение этого года "перерегистрироваться".
В целом по области по состоянию на 01.10.2004 г. "перерегистрировалось" более 8 тысяч действующих предпринимателей (57% реально осуществляющих деятельность), что составляет 28% общего количества состоявших на налоговом учете на 01.01.2004 года.
С июня текущего года налоговым органам добавился большой объем работ по обеспечению процедур банкротства хозяйствующих субъектов.
Управлением ведется мониторинг процедур банкротства в отношении 427 организаций, из них находится:
- в процедуре наблюдения - 39 организаций;
- в процедуре внешнего управления - 1 организация;
- в процедуре конкурсного производства - 387 организаций.
За три месяца нами заявлены и определением суда включены в реестр требования на сумму около 460 млн. рублей.
В ближайшее время определенный объем работы будут выполнять налоговые инспекции по городам и районам, так как Приказом ФНС N САЭ_3_19/2@ от 18 октября 2004 г. утвержден Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора.
Завершая свое выступление, руководитель УМНС России по Орловской области В.В. Колесников отметил, что вся деятельность налоговых органов направлена, в конечном счете, на пополнение государственной казны, безусловное выполнение бюджетных назначений, снижение недоимки, повышение эффективности контрольной работы.
На коллегии выступили руководители инспекций МНС России по Заводскому району г. Орла А.Н. Шатохин, Железнодорожному району г. Орла В.В. Головин, Орловскому району И.Н. Краличев, начальник отдела налогообложения юридических лиц
Управления Т.Л. Меркулова, зам. руководителя УМНС В.Г. Щипкова.
По обсужденному вопросу коллегия приняла постановление.
И. Сапронова,
зам. начальника отдела организации работы с налогоплательщиками и СМИ
УМНС России по Орловской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13