Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению администрации г. Орла
от 24 марта 2003 г. N 771
Положение о системе
добровольного страхования муниципального жилищного фонда
города Орла
Положение о системе добровольного страхования муниципального жилищного фонда разработано в рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства города Орла в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской федерации от 27.11.92 г. N 4015-1 (в редакции Федерального Закона от 31.12.97 г. N 157-ФЗ) "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Указами Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 245 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства", от 02.08.99 г. N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", приказом Госстроя РФ от 28.06.2000 г. N 149 "Об утверждении рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно-коммунальном комплексе".
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Указ Президента Российской Федерации N 245 от 28 апреля 1997 г. имеет N 425. Вместо Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887 следует иметь в виду Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г. N 887
1. Цели и задачи реализации введения системы добровольного страхования
муниципального жилья
Существующее социально-экономическое положение, снижение инвестиций в жилищно-коммунальную сферу привели к возрастанию износа жилищного фонда города, снижению надежности инженерных систем жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры, росту затрат на восстановление жилья, пострадавшего в результате аварий, пожаров, техногенных взрывов.
С каждым годом разница между необходимыми и предусмотренными бюджетом денежными средствами, направляемыми в жилищно-коммунальную сферу, увеличивается.
Большая часть выделяемых бюджетных средств направляется на ремонт инженерных систем и конструктивных элементов жилых зданий, предоставление новой жилой площади взамен утраченной в результате пожаров, взрывов и различного рода аварий, что снижает эффективность использования и без того ограниченных ресурсов бюджета города. Неопределенность наступления аварийных ситуаций по времени и размеру наносимого ущерба затрудняет планирование этих средств.
Всем этим определяется необходимость рассмотрения и использования дополнительных финансовых источников возмещения ущерба, наносимого объектам жилищной сферы. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 245 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства", предусматривает постепенное внедрение механизма обязательного страхования жилищного фонда, предполагая разработку и принятие соответствующего федерального закона. Отсутствие такого закона в настоящее время не исключает, в соответствии со ст. 927 ГК РФ, возможности добровольного страхования жилья.
Введение системы добровольного страхования жилищного фонда является одним из способов решения проблем по предупреждению аварийности в системе коммунального хозяйства и позволит быстро и эффективно устранять последствия возникающих аварий.
Настоящее Положение предусматривает внедрение добровольного страхования жилищного фонда для обеспечения дополнительных финансовых гарантий защиты имущественных интересов жителей города Орла, проживающих в помещениях муниципального жилищного фонда, находящегося на балансе МУП ЖРЭО, путем обеспечения своевременной и качественной ликвидации последствий аварийных ситуаций.
Внедрение системы добровольного страхования жилья позволит решить следующие задачи:
сохранение гарантий в области жилищных прав граждан на основе законодательно урегулированных договорных отношений независимо от условий финансирования жилищно-коммунальной сферы;
обеспечение адресной помощи пострадавшим;
создание системы объективной оценки ущерба, причиняемого жилью, выявление его виновников и взыскания с них денежных средств, выплаченных за компенсацию ущерба, используя предоставленные страховщикам права;
повышение ответственности организаций жилищно-коммунального комплекса за качество обслуживания домов;
привлечение средств населения и других внебюджетных источников для возмещения ущерба жилищному фонду при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях;
сокращение бюджетных затрат путем размещения страховой компанией страховых резервов в жилищную сферу города на реконструкцию, строительство жилья и предупреждение возможных ущербов.
2. Этапы внедрения системы добровольного страхования жилья
1 этап: второе полугодие 2002 года - 2003 год
Разъяснительная работа с населением по вопросам внедрения системы добровольного страхования жилья: информирование о наличии в регионе страховых компаний, предоставляющих страховую защиту по рискам, предусмотренным настоящим Положением, порядке заключения договоров страхования и выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Разработка и заключение системы договоров, регулирующих взаимодействие в процессе выполнения данного Положения.
Заключение договоров страхования муниципального жилья между страхователями и страховыми компаниями.
2 этап: 2004 год - первое полугодие 2005 года
Увеличение количества застрахованных жилых помещений до 50% муниципального жилищного фонда города.
Постепенное расширение страховых рисков по результатам анализа страховой деятельности.
Разработка механизма страхования жилищного фонда в целом:
переход от страхования квартир к страхованию домов (начиная от крыш, межпанельных швов, лифтового хозяйства и до конструктива и инженерного оборудования домов в целом);
страхование гражданской ответственности физических лиц за ущерб, причиненный третьим лицам при проведении (вследствие проведения) работ по переоборудованию (перепланировке) жилых помещений, и обслуживающих организаций при проведении работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту в зданиях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
3 этап: второе полугодие 2005 года - 2006 год
Увеличение количества застрахованных жилых помещений до 70 % муниципального жилищного фонда.
Начало реализации страхования жилищного фонда в целом.
3. Ресурсное обеспечение
Ресурсное обеспечение осуществляется страховыми компаниями, участвующими в реализации настоящего Положения.
4. Механизм реализации
4.1. Страхователи и выгодоприобретатели
4.1.1. Страхователь - дееспособное физическое лицо (гражданин), являющееся Нанимателем или Собственником жилого помещения в доме муниципального жилищного фонда города Орла, добровольно заключившее со Страховщиком договор страхования жилых помещений в соответствии с настоящим Положением.
4.1.2. Выгодоприобретателем при страховании жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Орла могут выступать физические или юридические лица, назначаемые Страхователями при заключении договоров страхования. Страхователи вправе заменять Выгодоприобретателя по своему усмотрению до наступления страхового случая.
4.1.3. В случае если Выгодоприобретателем является муниципальное предприятие Жилищное ремонтно-эксплуатационное объединение, то оно выступает таковым в пределах нормативно определенного интереса в сохранении имущества.
4.2. Страховщики
4.2.1. Страховщиками могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие соответствующую лицензию Департамента страхового надзора Министерства Финансов РФ.
4.2.2. Деятельность страховщиков по страхованию жилищного фонда на условиях настоящего Положения осуществляется на основании договоров, заключенных между Страховщиком и Страхователями.
4.3. Объекты страхования
4.3.1. Объектами страхования являются имущественные интересы Страхователя (Выгодоприобретателя), связанные с риском гибели или повреждения жилого помещения Страхователя (Выгодоприобретателя), находящегося во владении, пользовании и/или распоряжении в доме муниципального жилищного фонда.
4.3.2. Предметом страхования являются жилые помещения, находящиеся в собственности или в пользовании Страхователя.
Жилые помещения страхуются вместе с внутренней отделкой на сумму, эквивалентную стоимости стандартной отделки, если иное не предусмотрено заключенным договором о страховании.
4.3.3. Не подлежат страхованию на условиях настоящего Положения жилые помещения:
находящиеся в аварийном состоянии или расположенные в домах (строениях), находящихся в аварийном состоянии;
расположенные в домах (строениях), подлежащих сносу или переоборудованию в нежилые;
на которые обращено судебное постановление о взыскании по обязательствам;
расположенные в домах (строениях), подлежащих отчуждению в связи с изъятием земельного участка;
подлежащие конфискации;
расположенные в зоне, которой угрожают стихийные бедствия, с момента объявления в установленном порядке о такой угрозе или составления компетентными органами соответствующего документа, подтверждающего факт угрозы.
4.4. Страховые случаи
4.4.1. В соответствии с настоящим Положением страховыми случаями являются факты гибели или повреждения застрахованного жилого помещения в результате произошедших в течение установленного в договоре срока страхования следующих событий:
- пожара (воздействие пламени, дыма, высокой температуры), в том числе возникшего вне застрахованного помещения;
- взрыва газа, употребляемого для бытовых надобностей;
- аварии водопроводных, отопительных и канализационных систем, за исключением случаев, произошедших в результате расширения жидкости от перепада температур;
- проникновение воды в результате проведения правомерных действий по ликвидации пожара;
- аварии внутренних водостоков жилых строений;
- удара молнии.
4.4.2. Порядок отнесения событий, указанных в п.4.4.1, к страховым случаям определяется договором страхования.
4.5. Страховая сумма, страховые взносы, формы и порядок их уплаты
4.5.1. Страховая сумма - определенная договором страхования денежная сумма, в пределах которой Страховщик обязуется выплатить страховое возмещение.
По договорам страхования жилищного фонда, заключенным на условиях настоящего Положения, страховая сумма определяется по соглашению сторон из расчета балансовой, действительной или восстановительной стоимости предмета страхования на момент заключения договора страхования и стоимости стандартной отделки по существующим нормативам, но не выше действительной стоимости.
4.5.2. Страховые взносы, уплачиваемые страхователями по договорам страхования, рассчитываются Страховщиками на основании утвержденных Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ тарифных ставок.
4.5.3. Страховые взносы по договору страхования могут быть уплачены единовременно - разовым платежом за весь срок страхования или в рассрочку, безналичным расчетом, почтовым переводом или иным способом, в соответствии с формой типовой счет-квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.5.4. Порядок, форма и сроки уплаты страховых взносов устанавливаются в договоре страхования.
4.6. Права и обязанности сторон
4.6.1. Права и обязанности сторон в период действия договора страхования определяются договором страхования.
4.7. Порядок и условия возмещения ущерба
4.7.1. При наступлении страхового случая, предусмотренного настоящим Положением, Страховщик обязан обеспечить возмещение ущерба, причиненного Страхователю, в соответствии с условиями договора страхования на основании заявления Страхователя, других документов в соответствии с действующим законодательством РФ о страховании и страхового акта.
Возмещение ущерба производится Страховщиком в порядке и на условиях, определенных договором страхования.
4.7.2. Расчет размера страхового возмещения за поврежденное, уничтоженное жилое помещение производится Страховщиком в соответствии с договором о страховании.
4.7.3. Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения, если страховой случай наступил вследствие умысла Страхователя.
4.7.4. Решение об отказе в страховой выплате Страховщик сообщает Страхователю в письменной форме с обоснованием причин отказа.
4.7.5. Отказ страховщика произвести страховую выплату может быть обжалован Страхователем в суд.
4.8. Порядок прекращения договора страхования и разрешения споров
4.8.1. Порядок прекращения договора страхования и споры, возникающие по договору страхования, разрешаются сторонами в соответствии с действующим законодательством РФ.
Председатель Комитета экономического анализа, |
Б.К.Кичкин |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Орла от 24 марта 2003 г. N 771 "Об утверждении Положения о системе добровольного страхования... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.