Решение Орловского городского Совета народных депутатов
от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС
"Об утверждении Положения о бюджетном устройстве
и бюджетном процессе в г. Орле"
Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2004 г. N 60/610-ГС настоящее решение признано утратившим силу
Орловский городской Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орле (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего положения возложить на председателя комитета по бюджету и налоговой политике городского Совета народных депутатов Кретова Ю.В.
3. Настоящее положение вступает в силу с момента опубликования в печати.
Председатель Совета |
В.И. Ковалев |
Положение
"О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Орле"
(утв. решением Орловского городского Совета народных депутатов
от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС)
Раздел 1. Общие положения
Статья 1. Цели и правовая основа положения
Настоящее положение определяет основные понятия, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса, бюджетные права органов местного самоуправления города, права этих органов по формированию внебюджетных и валютных фондов в целях более эффективного обеспечения социально - экономического развития города.
Настоящее положение действует на всей территории города и устанавливает основы взаимодействия между республиканским, областным и местным бюджетом.
Настоящее положение разработано на основе Закона Российской Федеративной Социалистической Республики "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", Федерального Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральным Законом от 9 июля 1999 г. Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" признан утратившим силу
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем положении
1. Бюджетный процесс - регламентированная законодательством Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета.
Финансовый (бюджетный) год устанавливается сроком в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря включительно).
2. Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных муниципальных, социальных стандартов.
3. Местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, через финансовые подразделения.
В соответствии с Уставом города Орла в городе принимается единый городской бюджет, предназначенный для мобилизации доходов и финансирования расходов общегородского значения и программ развития административно-территориальных образований внутри города.
4. Собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местным бюджетом, полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, а также вводимые представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местный бюджет.
5. Регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местный бюджет на предстоящий финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
6. Расходы бюджета - расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития.
В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
В бюджет текущих расходов включаются расходы по текущему содержанию объектов бюджетного финансирования.
8. Бюджетная смета - финансовый план организации, находящейся на бюджетном финансировании, в котором раскрываются цели финансирования, источники доходов и направление расходов.
9. Специальные фонды - фонды, образуемые по решениям городского Совета народных депутатов для финансирования целевых программ. Эти средства не могут быть использованы на средства, не соответствующие назначению фонда.
10. Субвенция - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.
11. Заемные средства - денежные средства, привлекаемые на возвратной основе исполнительным органом власти на условиях, согласованных с Орловским городским Советом народных депутатов.
12. Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами, выраженное в абсолютной и относительной величинах. Предельный размер дефицита бюджета не может превышать 20% расходной части бюджета города.
13. Секвестр расходов - пропорциональное снижение бюджетных расходов по всем незащищенным статьям в течение оставшегося времени текущего года.
Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых устанавливается Орловским городским Советом народных депутатов при приятии бюджета.
14. Дотации - средства, предоставляемые местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке бюджетного регулирования.
15. Свободные бюджетные средства - свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало отчетного финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе его исполнения, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах.
16. Государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.
Об организации подготовки государственных минимальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов см. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 769
См. также Проект Федерального Закона "О государственных минимальных социальных стандартах"
17. Местная казна - средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями.
18. Местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами.
19. Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
20. Минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты.
21. Муниципальные ценные бумаги - облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления.
22. Социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими в натуральном и денежном выражении.
23. Норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимальной необходимой потребности в бюджетных средствах одного жителя муниципального образования по текущим расходам.
24. Средства по взаимным расчетам - суммы, поступающие в местные бюджеты или передаваемые из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации в связи с изменениями в доходах и расходах местных бюджетов, возникающими в результате решений, принятых органами государственной власти и не учтенных при утверждении соответствующих бюджетов.
25. Средства самообеспечения - разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения.
26. Фонд финансовой поддержки муниципальных образований - денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной суммой.
27. Муниципальный заказ - соглашение между органами местного самоуправления и подрядной организацией о выполнении работ (об оказании услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.
Статья 3. Принципы построения бюджета
Принципы оптимального исчисления ожидаемых доходов и расходов бюджета города должны соответствовать требованиям единства, достоверности, самостоятельности, сбалансированности и гласности.
1. Принцип единства бюджета означает формирование его на основе единой утвержденной "Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации".
2. Принцип достоверности предусматривает надежность показателей прогноза развития города, правильность выбора бюджетно-финансовой политики, точность расчета доходов и расходов и полноту информации (обратной связи) об исполнении бюджета.
3. Принцип самостоятельности заключается в праве органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов и обеспечивается наличием собственных источников доходов.
4. Принцип сбалансированности бюджета заключается в равенстве доходов и расходов бюджета с учетом установленного предельного дефицита и принимаемых мер по его покрытию.
5. Принцип гласности бюджета означает информирование населения о состоянии формирования и исполнения бюджета в установленные настоящим положением сроки.
Статья 4. Продолжительность бюджетного процесса
Общая продолжительность бюджетного процесса составляет в целом 22 месяца, в том числе:
1-й этап: прогнозирование экономического и социального развития и определение бюджетно-финансовой политики на следующий год (июль-сентябрь текущего года);
2-й этап: формирование и утверждение бюджета на следующий год (сентябрь-декабрь отчетного года);
3-й этап: исполнение текущего бюджета (январь-декабрь отчетного года);
4-й этап: составление и утверждение отчета об исполнении за отчетный год (январь-апрель года, следующего за отчетным).
Статья 5. Функции органов управления города в бюджетном процессе
1. Разработка, внесение на рассмотрение в городской Совет в установленные сроки, исполнение бюджета, предоставление на утверждение отчетов об исполнении бюджета и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований являются функциями администрации города.
2. К ведению городского Совета относится установление сроков предоставления и рассмотрения проектов бюджета, утверждение бюджета и отчетов о его исполнении. Контроль за исполнением бюджета осуществляется счетной палатой.
Раздел II. Формирование и утверждение бюджета
Статья 6. Анализ и оценка состояния экономики города, разработка прогноза экономического и социального развития.
1. Прогноз экономического и социального развития является основой составления проекта бюджета.
2. Администрация города (комитет по экономике) на основе анализа социально-экономической ситуации отчетных данных об исполнении городского бюджета в срок до 1 июля разрабатывает прогноз экономического и социального развития города и целевые программы.
3. Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории города, включая финансовые органы, налоговые службы, органы статистики, комитеты и управления администрации города, в порядке, установленном законодательством, обязаны представлять сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития города и целевых программ.
Статья 7. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики
1. Основные направления бюджетно-финансовой политики определяются администрацией города Орла на основе экономической политики Российской Федерации и Орловской области.
2. В части доходов бюджетно-финансовая политика города выражаются:
- в определении темпов роста доходов бюджета;
- в установлении и отмене местных налогов и сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам по платежам, зачисляемым в городской бюджет в соответствии с действующим законодательством.
3. В части расходов бюджетно-финансовая политика города выражается:
- в определении темпов роста бюджетных расходов как в целом, так и по отдельным отраслям;
- в установлении приоритетов в расходовании средств и состава защищенных статей бюджета;
- в расчете соотношения текущих расходов и расходов бюджета развития;
- в обосновании выделения бюджетных ассигнований на городские, областные и федеральные программы;
4. Мэр города с учетом прогноза экономического и социального развития города, основных направлений бюджетно-финансовой политики принимает решение о начале работы по формированию бюджета города в срок до 10 июля.
Статья 8. Составление проекта бюджета
1. Финансовое управление начинает работу над составлением проекта бюджета за 6 месяцев до начала финансового года.
2. Комитеты, управления, отделы администрации города, предприятия, финансируемые из бюджета, представляют в финансовое управление бюджетные сметы, программы и заявки на ассигнования из городского бюджета в срок до 1 августа.
3. Финансовое управление администрации города рассматривает бюджетные сметы и программы, заявки на ассигнования в срок до 10 августа и представляет проект бюджета города в областное финансовое управление в срок до 20 августа.
4. Администрация города и финансовое управление готовит бюджетное послание и организует его обсуждение.
5. Бюджетное послание включает в себя:
- основные показатели периода экономического и социального развития города;
- анализ исполнения бюджета за текущий год;
- основные направления бюджетно-финансовой политики города;
- проект решения городского Совета "О бюджете города Орла на очередной год" и приложения к нему:
Приложение 1. Проект городского бюджета с расшифровкой расходов в соответствии с классификацией.
Приложение 2. Перечень защищенных статей, приоритетных отраслей и целевых программ.
6. Мэр города представляет бюджетное послание в городской Совет в срок до 1 ноября.
Статья 9. Рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета
1. Председатель Орловского городского Совета народных депутатов организует работу по рассмотрению проекта решения "О бюджете Орла на очередной год"
2. Комитеты городского Совета в течение 20 дней на своих заседаниях рассматривают проект решения "О бюджете г. Орла на очередной год" и направляют свои предложения и замечания в администрацию города. При внесении дополнительных расходов, не предусмотренных проектом бюджета, комитеты показывают источники доходов или статьи расходов, подлежащие сокращению.
3. Мэр города организует доработку проекта бюджета с учетом замечаний и предложений депутатов и вносит уточненный проект - решение "О бюджете г. Орла на очередной год" не позднее 20 ноября .
4. Городской Совет рассматривает проект решения "О бюджете г. Орла на очередной год" в 3-х чтениях. Решение по данному вопросу считается принятым, если за него проголосовали более половины депутатов городского Совета.
5. В первом чтении Городской совет рассматривает решение "О бюджете г. Орла на очередной год", заслушивая доклад администрации города и финансового управления содержащий прогноз экономического и социального развития, основные направления бюджетно-финансовой политики и сам бюджет и содоклад председателя комитета по бюджету, налогам и финансам и принимает решение о принятии за основу либо об отклонении данного проекта
6. Проект решения, принятый за основу и заключение Совета по нему направляется в администрацию города. Заключение городского Совета направляются в администрацию города и в случае отклонения проекта.
7. В случае отклонения проекта решения при первом чтении, городской Совет принимает одно из следующих решений:
- о создании согласительной комиссии из представителей городского Совета и администрации города;
- о возвращении указанного проекта решения администрации города для доработки.
8. Согласительная комиссия в течение пяти дней со дня принятия решения об отклонении проекта вырабатывает согласованные варианты решения вопросов, по которым возникли разногласия.
Повторно проект решения выносится администрацией города по истечении пятнадцати дней после принятия решения об отклонении.
9. В случае если при отклонении проекта решения "О бюджете г. Орла на очередной год", в первом чтении было принято решение о возвращении его администрации города, то в течение последующих двадцати дней после принятия решения администрация города представляет в городской Совет новый проект решения, с учетом замечаний, изложенных в заключении.
Повторное рассмотрение осуществляется в соответствии с пунктами 1-6 настоящей статьи.
10. При повторном отклонении проекта бюджета городской Совет принимает решение о создании согласительной комиссии.
11. В течение пяти дней после принятия городским Советом проекта в первом чтении комитеты городского Совета и его депутаты, администрация города направляют в комитет по бюджету, налогам и финансам поправки к проекту по основным характеристикам бюджета:
- доходы городского бюджета;
- размеры несбалансированности городского бюджета;
- расходы городского бюджета.
Поправки, представленные с нарушением срока, к рассмотрению не принимаются.
12. Комитет по бюджету, финансам и налогам в течение семи дней осуществляет экспертизу проекта по основным характеристикам, указанным в п.11 настоящей статьи, после чего проект решения с уточненными характеристиками вносится на рассмотрение городского Совета во втором чтении.
13. При рассмотрении проекта во втором чтении городской Совет рассматривает и утверждает основные характеристики городского бюджета (см. п.11):
- доходы городского бюджета;
- предельный размер дефицита бюджета;
- расходы городского бюджета.
14. Проект принимается во втором чтении в установленном порядке. Текст решения направляется в администрацию города.
15. В случае непринятия проекта бюджета во втором чтении, создается согласительная комиссия в порядке, указанном выше. Согласительная комиссия в течение десяти дней со дня принятия решения о ее создании готовит согласительный вариант основных характеристик бюджета. После этого проект бюджета повторно вносится на рассмотрение городского совета во втором чтении.
16. В течение семи дней после принятия решения о проекте бюджета во втором чтении, комитеты городского Совета проводят его постатейное рассмотрение.
Поправки, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам и статьям расходной части бюджета, должны содержать предложения по снижению ассигнований по другим разделам расходной части, либо указание на дополнительный источник дохода. Поправки, не отвечающие указанным требованиям, и представленные с нарушением срока, не принимаются к рассмотрению комитетом по бюджету, налогам и финансам.
17. После подготовки комитетом по бюджету, налогам и финансам сводной таблицы поправок к проекту бюджета города городской Совет включает проект решения "О бюджете города Орла на очередной год" в повестку дня сессии городского Совета в третьем чтении во внеочередном порядке.
18. При рассмотрении проекта бюджета в третьем чтении, утверждаются:
- ассигнования по разделам и статьям расходной части;
- ассигнования по городским программам;
- верхний предел ассигнований по защищенным статьям бюджета;
- перечень защищенных статей.
При утверждении ассигнований по разделам и статьям расходной части первоначально рассматриваются и утверждаются поправки, предусматривающие сокращение расходов, а затем рассматриваются и утверждаются поправки, предусматривающие увеличение расходов.
19. В случае если городской бюджет не утвержден до 1 января планируемого финансового года, администрация города действует в соответствии со статьей 11 пункт 4 Федерального Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
В случае повторного непринятия бюджета городской Совет принимает решение о продлении данного порядка финансирования на очередной период.
Раздел III. Исполнение бюджета и контроль
Статья 10. Исполнение бюджета
1. После вступления в силу решения "О бюджете города Орла на очередной год" администрация города в двухнедельный срок устанавливает порядок поквартального исполнения бюджета.
2. В случаях превышения фактического дефицита бюджета установленного уровня или значительного снижения поступлений доходов, источников, направляемых на покрытие дефицита, более чем на 10 процентов от запланированного уровня, городской Совет совместно с администрацией принимает решение о введении секвестра расходов (кроме защищенных статей).
В ходе исполнения бюджета финансовое управление вправе перераспределять ассигнования по статьям расходов в пределах утвержденных ассигнований конкретного учреждения.
3. Доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, зачисляются в бюджет, изъятию не подлежат и используются администрацией города на основании решений городского Совета.
4. Городской Совет народных депутатов утверждает в составе городского бюджета сверх предусмотренных расходов , объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств городского бюджета на начало нового финансового года.
5. При необходимости, на покрытие временных кассовых разрывов администрация города в течение года может использовать оборотную кассовую наличность с последующим восстановлением ее в том же году до утвержденных размеров.
Статья 11. Контроль исполнения бюджета
1. Контроль за исполнением городского бюджета осуществляется согласно статье 11, п.5 Федерального Закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Финансовое управление администрации города в установленные сроки отчитывается о состоянии бюджета и его исполнении перед городским Советом народных депутатов.
2. Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями, организациями, комитетами и управлениями выделенных им бюджетных ассигнований и средств внебюджетных фондов осуществляет администрация города, финансовое управление, контрольно-ревизионное управление и счетная палата.
3. Ответственность за нецелевое и несвоевременное использование средств, выделенных из городского бюджета, несут получатели бюджетных средств в лице их руководителей.
Раздел IV. Заключительные положения.
Статья 12. Особые условия формирования и утверждения бюджета.
1. При формировании и утверждении бюджета в составе статей расходов выделяются текущие расходы и расходы развития, размеры которых утверждаются раздельно.
2. По решению городского Совета при принятия бюджета могут утверждаться ассигнования по целевым программам, рассчитанные на несколько лет, которые включаются в бюджеты последующих лет.
Статья 13. Особые условия формирования и утверждения бюджета
С учетом правовых нормативных актов федерального уровня, а также складывающейся финансово-экономической ситуации в городе в отчетном году, администрация города и городской Совет вправе вносить изменения по срокам и процедуре формирования бюджета города на год, следующий за отчетным.
Статья 14. Порядок введения в действие настоящего положения
1. Положение вводится в действие со дня его официального опубликования в газете "Орловские вести".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденное Положение определяет основные понятия, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса, принципы построения бюджета, продолжительность бюджетного процесса, а также функции органов управления города в бюджетном процессе. Приведены порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета города. Определены также особые условия формирования и утверждения бюджета.
Положение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Орловские вести".
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 26 февраля 1998 г. N 14/036-ГС "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Орле"
Положение, утвержденное настоящим решением, вступает в силу с момента опубликования
Текст решения опубликован в газете "Орловские вести" от 21 марта 1998 г. N 14
Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 30 сентября 2004 г. N 60/610-ГС настоящее решение признано утратившим силу