Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Коллегии Орловской области
от 22 февраля 2008 г. N 62
Регламент
организационного и финансового порядка реализации программы малоэтажного
жилищного строительства
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в рамках поставленных задач по реализации областной программы "Развитие малоэтажного строительства в Орловской области на 2008-2010 г г." (далее - Программа).
1.2. Основной целью настоящего Регламента является определение общего организационного и финансового порядка реализации Программы с учетом использования гражданами собственных и привлеченных денежных средств, а также средств государственной поддержки.
1.3. Основными участниками реализации Программы являются:
- Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики;
- Департамент экономической политики Орловской области;
- Департамент финансовой политики Орловской области;
- Департамент аграрной политики Орловской области;
- Департамент социальной политики;
- операторы реализации программы (областное государственное унитарное предприятие "Орловский региональный центр малоэтажного жилищного строительства" (далее - ОГУП, Оператор 1), ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация" (далее - Корпорация, Оператор 2), потребительский инвестиционный кооператив "Строительная сберегательная касса" (Оператор 3);
- администрации муниципальных образований Орловской области;
- физические и юридические лица, осуществляющие жилищное строительство;
- физические лица, претендующие на улучшение жилищных условий с использованием средств бюджетных субсидий.
2. Основные участники Программы
2.1. Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами реализации Программы по вопросам реализации мероприятий целевых программ, связанных с улучшением жилищных условий категорий граждан, установленных федеральным и региональным законодательством;
- разрабатывает мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, предусмотренных целевыми программами;
- способствует организации работы операторов на базе современных механизмов ипотечного жилищного кредитования;
- взаимодействует с координатором (Минрегион России) и государственным заказчиком (Росстрой) целевых программ;
- осуществляет необходимые действия по нормативному обеспечению участия в программе физических лиц;
- доводит лимиты бюджетных ассигнований по ЦП;
- осуществляет организацию финансирования мероприятий в рамках ЦП.
2.2. Департамент экономической политики Орловской области:
- учитывает при разработке прогнозов развития территорий и отраслей экономики итоги и перспективы реализации мероприятий Программы;
- при согласовании проектов областных целевых программ определяет потребности в финансовых и материальных ресурсах с учетом положений Программы.
2.3. Департамент финансовой политики Орловской области:
- обеспечивает финансирование средств из областного бюджета в пределах утвержденных областным законом объема бюджетных ассигнований на основании кассового плана выплат по соответствующим главным распорядителям средств областного бюджета в пределах доведенных бюджетных обязательств;
- осуществляет последующий контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, направленных на реализацию Программы.
2.4. Департамент аграрной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами по вопросам реализации ЦП "Социальное развитие села до 2010 года", направления "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" приоритетного национального проекта "Развитие АПК", областной целевой программы строительства жилья на селе "Славянские корни";
- осуществляет взаимодействие с Министерством сельского хозяйства России по вопросам жилищного строительства на селе;
- осуществляет подготовку нормативной документации по участникам Программы для предоставления в Минсельхоз России;
- координирует выделение из областного бюджета и получение бюджетных средств, предусмотренных программами.
2.5. Департамент социальной политики Орловской области:
- взаимодействует с операторами по вопросам реализации ОЦП "Обеспечение доступным жильем молодых семей";
- осуществляет мероприятия по анализу и прогнозированию обеспеченности учреждений и организаций социальной сферы кадровыми ресурсами с учетом возможности улучшения жилищных условий молодых специалистов в рамках программы малоэтажного строительства.
2.6. Оператор реализации Программы 1:
- в целях обеспечения реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по жилищному строительству взаимодействует с Департаментом строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, Департаментом социальной политики Орловской области, Департаментом аграрной политики Орловской области, Департаментом финансовой политики Орловской области, Администрациями муниципальных образований Орловской области;
- осуществляет подготовку проектов и способов инженерного обеспечения участков, планируемых под застройку (в т.ч. вправе предоставлять данные проекты Корпорации), а также производит анализ способов и методов уменьшения стоимости малоэтажного жилищного строительства (далее - МЖС) на базе применения местных строительных материалов и современных архитектурно- строительных решений;
- взаимодействует со строительными подразделениями, проектными организациями, базами строительной индустрии всех форм собственности по вопросам строительства малоэтажного доступного жилья.
При осуществлении своих функций ОГУП прежде всего исключительно ориентирован на льготные категории граждан в соответствии с целевыми программами и действующим законодательством.
2.7. Оператор реализации Программы 2:
- разрабатывает и внедряет современные организационные, кредитно-финансовые и инвестиционные механизмы взаимодействия участников реализации программных мероприятий;
- проводит работу по стимулированию МЖС на основе обобщения собственного опыта и опыта работы других регионов;
- осуществляет мониторинг фонда земельных участков и объектов незавершенного строительства;
- проводит анализ механизмов выделения земельных участков под застройку;
- реализует земельные участки под проектирование и строительство жилья по льготным и коммерческим ценам;
- создает и организует деятельность специализированных потребительских кооперативов;
- направляет предложения в органы государственной власти Орловской области о совершенствовании нормативно-правовой базы по малоэтажному жилищному строительству;
- осуществляет подготовку и сопровождение документов по ипотечному кредитованию, консультационное и информационное обслуживание граждан.
В целях эффективной реализации программы МСЖ Корпорация в случае необходимости вправе осуществлять функции Оператора 1 в соответствии с действующим законодательством.
2.8. Оператор реализации Программы 3:
- привлекает денежные средства физических и юридических лиц в паевой фонд;
- размещает от своего имени привлеченные денежные средства;
- осуществляет выдачу займов гражданам в целях осуществления малоэтажного жилищного строительства и улучшения жилищных условий;
- аккумулирует средства потребительского перерабатывающего кооператива, выступая кредитором по отношению к нему.
3. Категории лиц, желающих улучшить жилищные условия в рамках Программы
3.1. Право принять участие в реализации Программы имеет гражданин РФ.
3.2. Участие в целевых программах осуществляется на льготных условиях для категорий населения:
- признанных в установленном порядке участников реализации целевых программ "Обеспечение жильем молодых семей", при наличии документов о выделении субсидии за счет бюджетных средств;
- принимающих участие в реализации направления "Обеспечение жильем молодых специалистов и членов их семей", ПНП "Развитие АПК", ФЦП "Социальное развитие села".
3.3. Льготный режим участия заключается в снижении стоимости предоставления земельных участков, а также уровня платежей за оформление необходимой документации.
3.4. Для остальных физических лиц участие в Программе осуществляется на общих условиях.
4. Порядок взаимодействия органов государственного и муниципального
управления
4.1. Местным органам власти рекомендуется ежегодно, в срок, установленный органом исполнительной власти специальной компетенции, ответственным за реализацию целевых программ, предусматривающих оказание государственной поддержки, направлять заявки в уполномоченные департаменты Орловской области с предложениями на участие в мероприятиях по развитию малоэтажного строительства, оказанию целевой поддержки отдельным категориям населения.
4.2. Приложением к данным заявкам является документ, подтверждающий (гарантирующий) возможности софинансирования за счет местных бюджетов в установленном размере.
4.3. Департаментами области, в срок до рассмотрения проекта Закона о бюджете на очередной год, производится подготовка, согласование и предоставление на рассмотрение Коллегии области индикативного плана развития МЖС на очередной год с определением объема финансирования за счет бюджета Орловской области и категорий населения, получающих государственную поддержку в рамках реализации федеральных и областных целевых программ.
4.4. Муниципальные органы власти ежегодно определяют примерный перечень земельных участков, в будущем отводимых для малоэтажного жилищного строительства для Корпорации, обращаются с ходатайством в установленном порядке к Департаментам Орловской области для внесения сведений о возможном малоэтажном строительстве на территории муниципального образования. Муниципальные органы власти могут принимать участие в реализации Программы МЖС также путем выделения иных ресурсов.
4.5. Муниципалитеты совместно с Корпорацией в случае необходимости выступают с ходатайством о переводе земель сельхозназначения под цели жилищного строительства, принимают соответствующие меры по обеспечению кадастрового учета и определения прав собственности.
4.6. Осуществляется разработка и утверждение схем территориального планирования и Генеральных планов. В определенных случаях Коллегия Орловской области рассматривает вопрос по оказанию финансовой помощи муниципалитетам в разработке необходимых документов.
4.7. Для осуществления уставной деятельности Корпорации муниципальные образования области осуществляют передачу в уставной капитал Корпорации земельных участков (имущественных прав), определенных при ее создании. В случае необходимости пополнения земельного фонда Корпорация вправе самостоятельно приобрести земельные участки, выступая участником соответствующих гражданских правоотношений.
5. Организация предоставления земельных участков индивидуальным и
корпоративным застройщикам для строительства жилья
5.1. Организация предоставления гражданам (индивидуальным застройщикам) и предприятиям, организациям (корпоративным застройщикам) земельных участков для строительства жилья должна осуществляться в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Орловской области.
5.2. Организация предоставления гражданам земельных участков для строительства жилья отражена в установленном порядке в соответствии с Приложением 1 к данному регламенту, регулирующим условия передачи земельных участков, находящихся в собственности или пользовании Корпорации для жилищного строительства в собственность либо в аренду индивидуальным или корпоративным застройщикам с целью широкого развития жилищного строительства на территории области.
6. Порядок организации деятельности и взаимодействия специальных структур
по реализации Программы
6.1. Оператор 1 выступает в качестве заказчика по малоэтажному строительству, определяет и координирует строительные, проектные организации в установленном порядке.
6.2. Оператор 1 заключает договоры, с проектными организациями на создание и/или применение типовых проектов строительства и в дальнейшем осуществляет взаимодействие с организациями строительной индустрии на основе договоров с возможным использованием "твердых" цен на продукцию, работы и услуги.
6.3. Коллегия области, муниципалитеты, операторы заключают соглашение о реализации на территории муниципального района (городского округа) программ, подразумевающих выплату государственных субсидий.
6.4. Кредитно-финансовое обеспечение реализации Программы МЖС осуществляют операторы 2, 3.
6.5. Оператор 2 предоставляет земельные участки участникам Программы. Предоставление участков производится для участников мероприятий, пользующихся льготным режимом участия, согласно положениям раздела 3 данного регламента, для прочих граждан, желающих улучшить свои жилищные условия без привлечения средств государственной поддержки и не пользующихся льготным режимом участия - по рыночной стоимости.
6.6. В целях обеспечения выполнения обязательств всех участников мероприятий по развитию МЖС организуется сотрудничество со страховыми, оценочными, риэлтерскими компаниями.
Оператор 2 осуществляет полномочия управляющей компании по инженерному обеспечению (проведение конкурсов, возможность осуществления выдачи займов на эти цели, получение субсидий в рамках ФЦП и ОЦП) участков для жилищного строительства, которые в дальнейшем передаются получателю жилья. В целях эффективной реализации программы МСЖ Корпорация в случае необходимости вправе осуществлять функции Оператора 1 в соответствии с действующим законодательством.
6.7. Органы государственного управления совместно с Оператором 2 принимают меры по осуществлению кадастрового учета земельных участков, передаваемых для целей малоэтажного строительства.
7. Порядок действий гражданина, желающего принять участие в реализации
мероприятий Программы
7.1. Основными принципами участия в Программе являются добровольность, возможность привлечения собственных (в т.ч. полученных в распоряжение в качестве кредитов, займов) финансовых средств для участия в Программе, а также выполнение заемных, ипотечных, кредитных или иных финансовых обязательств.
7.2. Гражданин РФ имеет право выбора способа предоставления заявления и соответственно - получения документов разрешительного характера для индивидуального жилищного строительства:
- непосредственно обратившись в соответствующие местные разрешительные органы, представители которых осуществляют прием граждан;
- обратившись к оператором реализации Программы.
7.3. Физическое лицо - получатель жилья принимает решение о необходимости улучшения жилищных условий.
7.4. Если гражданин желает получить государственную субсидию, то в этом случае он обращается в муниципалитет.
7.5. Местные органы власти определяют, имеет ли право гражданин на получение субсидии за счет местного, областного, федерального бюджетов.
7.6. Местные органы власти определяют перечень необходимых разрешительных и сопроводительных документов. Заявитель готовит данные документы и предоставляет их в органы местного самоуправления
7.7. Если гражданин имеет право на получение субсидии, то производится сбор необходимых документов с последующим рассмотрением жилищных условий заявителя (весь перечень действий в соответствии с требованиями программ "Обеспечение жильем молодых семей", "Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности").
7.8. Работодатель в установленных случаях заключает договор с работником о привлечении его в качестве молодого специалиста и гарантиях трудоустройства, а также возможном софинансировании жилищного строительства. Взаимодействие работодателя, местных органов власти и заявителя оговорено в установленном порядке.
7.9. Местные органы власти направляют заявки в уполномоченные органы исполнительной власти области (департаменты), далее в федеральные органы исполнительной власти для выделения субсидий. После принятия решения о признании гражданина получателем субсидии он должен открыть адресный лицевой счет. При получении субсидий в бюджет региона органы исполнительной власти региона осуществляют уведомление гражданина и перечисление средств на данный счет.
7.10. Участник мероприятий обращается в муниципалитет и Корпорацию для согласования перевода категории участка под цели жилищного строительства, а также для выделения земельного участка под жилищное строительство и его предоставления физическому лицу на правах аренды или собственности в соответствии с нормами жилищного, земельного и градостроительного законодательства.
7.11. По итогам рассмотрения заявления участника мероприятий об оказании поддержки за счет средств бюджетов всех уровней заявитель, обладая документами установленного образца, подтверждающими факт наличия в собственности земельного участка, разрешенного для целей МЖС, а также подтверждающими факт выделения (дальнейшего предоставления) целевой адресной субсидии, обращается в Корпорацию для осуществления подбора проекта и выполнения сметных работ либо выполнения строительно-монтажных работ.
7.12. Заявителю предоставляется возможность ознакомиться с перечнем документов, в том числе через наглядную информацию на информационных стендах, а также путем предоставления устных консультаций, которые должен включать входящий пакет.
7.13. Ответственность за достоверность информации, указанной в заявлении и комплекте документов, несет заявитель.
7.14. Заявитель обязан осознавать необходимость осуществления финансовых затрат в процессе улучшения жилищных условий в соответствии с установленной стоимостью строительства. Ориентировочная стоимость основных этапов подготовительных и строительно-монтажных работ должна быть представлена для ознакомления заявителя.
7.15. Осуществление всех процедур от предоставления заявления до получения конечного пакета документов производится, как правило, без личного присутствия заявителя, если нет необходимости присутствия заявителя.
7.16. Заявитель, обращаясь в Корпорацию посредством подачи письменного заявления, подтверждает согласие с дальнейшим заключением договора на подготовку проектно-сметной документации, выдачу необходимых разрешений и проведение согласований.
7.17. Основаниями для отказа заявителю в приеме документов или дальнейшем прохождении процедуры являются:
- недостоверность, неполнота или несоответствие сведений в предоставляемой заявителем документации;
- неполнота пакета входящих документов, предоставляемых заявителем;
- несоблюдение требований нормативно-правовых, ведомственно распорядительных актов, государственных норм в подаваемой документации;
- отсутствие технической или финансовой возможности рассмотрения документов.
7.18. В случае наличия оснований для отказа заявителю в прохождении процедуры, ему сообщается об этом в письменном виде в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с указанием конкретных причин отказа.
7.19. В случае отказа заявитель может подать документы на повторное рассмотрение после устранения причин, которые стали поводом для отказа.
7.20. Решение об отказе может быть обжаловано в порядке, определенном действующим законодательством.
7.21. Участник мероприятий обращается в Корпорацию для предоставления физическому лицу на правах аренды в соответствии с нормами жилищного, земельного и градостроительного законодательства (согласования перевода категории участка под цели жилищного строительства для выделения земельного участка под жилищное строительство).
7.22. Корпорация осуществляет подбор земельного участка. В случае если данный участок находится в собственности Корпорации и имеется в общем реестре участков, то заявитель получает в Корпорации участок земли с необходимым пакетом документов.
7.23. В случае если Корпорация не располагает необходимыми земельными ресурсами, то Корпорация может обратиться в органы местного самоуправления по территориальной подчиненности.
7.24. При условии, что заявитель заранее осознает необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов, он может в процессе подачи заявления и пакета документов осуществить ознакомление с действующими программами операторов 2 и 3.
7.25. Рассмотрение заявки участника мероприятий осуществляется одновременно с проведением подготовительно-разрешительных мероприятий.
7.26. В случае если заявитель отвечает требованиям, предъявляемым к получателям кредитных ресурсов, он оповещается о данном положении.
7.27. Корпорация, используя возможности в рамках действующего законодательства использования средств на условиях возвратности, срочности и платности, может предоставить кредитные ресурсы, включая и по программе "Славянские корни".
7.28. По итогам рассмотрения заявления и комплектования документов специалисты операторов осуществляют подготовку договора участника мероприятий о строительстве (приобретении) готового жилого дома "под ключ" или на отдельные виды работ (строительно-монтажные работы и/или т.д.). и осуществляют его подписание всеми сторонами.
7.29. Сроки рассмотрения документов устанавливаются исходя из совокупности длительности процессов, требующих административного вмешательства.
8. Использование кредитных ресурсов участниками мероприятий
8.1. Осуществление кредитования производится согласно приложению 1 к настоящему регламенту. Передача заемных средств производится в соответствии с заключенным договором займа, в т.ч. посредством:
- зачисления на счет заемщика или строительных организаций;
- перечисления на счета предпринимателям, оказывающим услуги (выполняющим работы) - после предоставления необходимых документов.
8.2. В договоре займа должен быть указан способ перевода денег по займу и реквизиты заемщика.
8.3. Заем на строительство или реконструкцию объектов недвижимости выдается в соответствии с графиком по частям.
8.4. Выдача займа на строительство объектов недвижимости осуществляется двумя или более частями. Рекомендуется определять размер первой части займа в пределах от 10% до 30% от суммы по кредитному договору. Каждая последующая сумма выдается только после предоставления заемщиком отчета об использовании предыдущей суммы.
8.5. Погашение займа производится ежемесячно равными долями, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем заключения договора займа. Последний платеж производится не позднее даты, установленной договором.
8.6. По итогам рассмотрения заявления осуществляется принятие решения положительного - договор , либо отрицательного, и происходит выдача конечного пакета, включающего документы, предоставленные заявителем, а также документы разрешительного характера, сметы и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.