Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Коллегии Орловской области
от 19декабря 2008 года N 392
Областная адресная Программа
"Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области,
из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости
стимулирования рынка жилья" в 2008-2009 годы
(Утв. постановлением Коллегии Орловской области
от 19декабря 2008 года N 392)
Паспорт областной адресной программы
Наименование Программы |
областная адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья" в 2008-2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы Государственный заказчик Программы |
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ", распоряжение Коллегии Орловской области от 13.09.2007г. N 272-р Губернатор Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области |
Руководитель Программы |
Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области (далее - Департамент) |
Цель Программы Задачи Программы |
финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов с учетом необходимости стимулирования рынка жилья - создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан; - реализация организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- стимулирование рынка жилья. - количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу; - площадь ликвидируемого аварийного жилищного фонда; Показатели реализации программы приведены в приложении 1 программы. |
Сроки реализации Программы Объемы и источники финансирования Программы |
2008-2009 годы Источники финансирования Программы - средства финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средства долевого финансирования за счет бюджета Орловской области (приложение 3 Программы). Общая стоимость Программы составляет 400,127 млн. рублей. Общий объем финансирования Программы из средств областного бюджета составит 104,113 млн. рублей. |
Администратор доходов и главный распорядитель средств Программы |
- Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
- переселение 940 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; - ликвидация 15479 кв. метров жилых помещений в аварийных домах; - расселение и последующий снос 50 аварийных жилых домов. |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
- координацию деятельности Программы осуществляет руководитель Программы; - руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед Губернатором и Председателем Коллегии Орловской области о ходе исполнения Программы в сроки, позволяющие подвести итоги отчетного периода. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Орловской области. В настоящее время дефицит жилых помещений, существующий в областном центре и в районах области, усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Исключительная важность проблемы подчеркнута и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2007 году. На основе инициативы Президента Российской Федерации сформирован Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выступающий одним из источников федерального финансирования переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
К жилым помещениям с неудовлетворительными условиями проживания можно отнести жилищный фонд, признанный аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.06 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
По данным инвентаризации 2007 года (по состоянию на 01.01.2007 года), в Орловской области 255,4 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу. Данные представлены муниципальными образованиями и подтверждены Орелстатом.
Адресный перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2007 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации приведен, в приложении N 2.
Проблема аварийного жилищного фонда - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет и на здоровье граждан, и на демографические проблемы. Проживание в нем зачастую понижает социальный статус гражданина, не дает возможности реализовать право на приватизацию жилого помещения. Проживание в указанных жилых помещениях практически всегда сопряжено с низким уровнем благоустройства, что создает неравенство доступа граждан к ресурсам городского хозяйства и сужает возможности их использования.
Ощутимы и негативные экономические последствия существования аварийного жилищного фонда. Средняя обеспеченность уровнем благоустройства в области составляет 58,8 %. Низкий уровень благоустройства - это снижение потенциального рынка коммунальных услуг, в то время как состояние самих коммуникаций, обеспечивающих такого рода жилые помещения коммунальными ресурсами, неудовлетворительное.
Масштабы проблемы велики, поскольку в период переходной экономики произошел спад как в строительстве новых жилых помещений, так и в поддержании в нормативном состоянии существующего жилищного фонда. Приоритетность этой задачи очевидна, поскольку, помимо неудовлетворительных жилищных условий, проживание в таких домах прямо угрожает жизни и здоровью граждан.
При адресном подходе к решению проблемы финансовые ресурсы Программы будут использованы максимально рационально и социально справедливо.
В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость решения проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с оказанием государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализации основных положений Жилищного кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" (далее - Федерального закона, Федерального закона N 185-ФЗ).
2. Основные цели и задачи областной адресной программы,
целевые индикаторы и показатели
Целью Программы по переселению граждан является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, собственники помещений в которых проявили готовность участвовать в региональной программе по переселению граждан, при условии что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение определенных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" показателей реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Другой целью программы является стимулирование рынка жилья.
Для ее достижения будут решаться следующие вопросы:
разработка и реализация нормативных правовых актов и организационных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
мониторинг жилищного фонда области;
формирование и реализация финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан;
реализация механизмов расселения из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
В ходе реализации Программы будут решены следующие основные задачи:
создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания граждан;
разработка и реализация организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; завершение строительства многоквартирных жилых домов в шести муниципальных образованиях Орловской области.
Целевыми показателями оценки хода реализации Программы являются:
количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу;
площадь ликвидируемого аварийного жилищного фонда. Оценка хода реализации Программы будет осуществляться по показателям, приведенным в приложении 1.
Реализация Программы не предусматривает выделение отдельных этапов, поскольку программные мероприятия рассчитаны на реализацию в течение всего периода действия Программы.
Ожидаемый эффект от реализации Программы - расселение 50 жилых дома, переселение 940 человек, ликвидация 15479 кв. метров аварийных жилых помещений.
3. Механизм реализации Программы
Механизм реализации программы включает в себя механизм управления Программой и механизм взаимодействия руководителя и участников Программы.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" (далее - Закон) установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования ЖКХ и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом. В целях стимулирования рынка жилищного строительства 1 декабря 2008 года в Закон были внесены соответствующие изменения. Закон установил порядок выделения государственной корпорацией средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов РФ; критерии выделения средств федерального бюджета субъектам РФ, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Механизм областной адресной Программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки органам местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Руководителем Программы является Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области.
На основании Закона и методических рекомендаций Фонда содействия по реформированию ЖКХ рабочая группа по обеспечению своевременного и качественного формирования заявки Орловской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, созданная распоряжением Коллегии от 13.09.07 года N 272-р, формирует и направляет в Фонд соответствующую заявку. Заявка и региональная программа формируется совместно с органами местного самоуправления, на территории которых выполняются условия Федерального закона N 185-ФЗ. Перечень муниципальных образований участвующих в региональной программе и выполнивших условия Закона, приведен в разделе 4 настоящей программы.
Перечень многоквартирных домов (признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации), в отношении которых планируется предоставление жилых помещений на переселение граждан в рамках программы и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы приведен в приложении N 2 к программе. Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона программа по переселению граждан содержит перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными.
Перечень домов сформирован совместно с органами местного самоуправления на основе заявок органов местного самоуправления, поступивших в установленные сроки, наличия строящихся на территории муниципальных образований многоквартирных домов, установленного размера планируемой стоимости приобретения жилья из расчета стоимости единицы площади, не превышающей среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемую Министерством регионального развития Российской Федерации, обоснования ресурсного обеспечения, приведенных в отдельных разделах настоящей программы.
После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступлении средств Фонда в бюджет Орловской области, средства Фонда и средства областного бюджета направляются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе в таких многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц (далее - приобретение жилых помещений).
Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками региональной программы указано в приложении 3 программы.
Средства Фонда и областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на приобретение жилья для переселения граждан на территории муниципального образования при следующих условиях:
- признание до 1 января 2009 года многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.06 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
- соблюдению муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ";
- соблюдению органами местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилищного фонда статей 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- в аварийных многоквартирных домах приведенных в приложении 2, все собственники помещений на общих собраниях собственников помещений приняли единогласное решение о готовности участвовать в региональной программе по переселению граждан, соответствующие протоколы оформлены;
- проведен анализ рынка строящегося жилья, объема предложений по продаже жилых помещений по цене за один квадратный метр, не превышающий среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения в данном субъекте Российской Федерации, установленную Министерством регионального развития Российской Федерации;
- органом местного самоуправления в кратчайший срок будет предъявлено к собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, включенного в перечень программы, требование о его сносе или реконструкции в разумный срок и обеспечить государственную регистрацию решения об изъятии указанных помещений;
- органом местного самоуправления проведена необходимая деятельность по организации и осуществлению работы с собственниками жилых помещений в таком доме, направленная на достижение соглашений собственниками о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену;
- органом местного самоуправления гарантирована приемка приобретенных, в рамках программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, жилых помещений в муниципальную собственность в месячный срок после поступления соответствующего обращения о передаче жилых помещений в муниципальную собственность.
К способам переселения граждан относятся:
а) предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом выкупная цена формируется в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) предоставление выселяемому из жилого помещения гражданину - нанимателю, другого жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть:
благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;
равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;
отвечающим установленным требованиям, то есть быть пригодным для проживания;
находящимся в черте данного населенного пункта;
Указанные жилые помещения приобретаются по государственным контрактам, заключаемым в рамках реализации программы.
Передача жилых помещений из собственности Орловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании решения о такой передаче, которое принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в том числе жилых помещений (далее - орган государственной власти).
Перечень аварийных жилых домов приведен в приложении 2 Программы. Перечень необходимых организационных мероприятий приведен в приложении 5 Программы.
Руководитель Программы осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой участниками программы отчетности о ходе работ, о ходе выполнения предусмотренных Законом условий предоставления финансовой поддержки и отчета о расходовании средств.
Формы отчетности утверждаются руководителем Программы. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на участников программы.
Руководитель Программы отчитывается перед государственным заказчиком Программы и Коллегией Орловской области в сроки, позволяющие подвести итоги реализации Программы за отчетный период.
В случае непредставления отчетности, выявления нецелевого использования денежных средств или невыполнения условий предоставления средств поддержки, руководитель Программы приостанавливает предоставления финансовой поддержки до устранения замечаний.
4. Перечень муниципальных образований, участвующих
в региональной программе и выполнивших условия
предоставления финансовой поддержки за счет средств
Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона
В рамках проводимой с органами местного самоуправления работы по формированию заявки на получение средств государственной поддержки в 2008 году признаются выполнившими условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона, следующие муниципальные образования (таблица 1):
|
Наименование муниципального образования |
Численность населения, чел |
Доля населения проживающего на территории муниципального образования от общего количества населения Орловской области |
1 |
Верховский район |
20151 |
2,46 |
2 |
Кромской район |
23089 |
2,82 |
3 |
Ливенский район |
33260 |
4,06 |
4 |
Урицкий район |
19785 |
2,42 |
5 |
г. Ливны |
51011 |
6,23 |
6 |
г. Мценск |
45362 |
5,54 |
|
|
192658 |
23,55 |
В соответствии с требованиями Федерального закона N 185-ФЗ на территории указанных муниципальных образований проживает более 20 процентов населения Орловской области, количество муниципальных образований более двух. Указанные муниципальные образования приняли решения об участии в программе, провели необходимые подготовительные работы.
5. Система программных мероприятий
Основные организационные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении 5.
Перечень организационных мероприятий включает в себя нормативно-правовую работу и последовательность действий всех участников Программы.
Важным условием выполнения мероприятий программы является последовательность действий всех заинтересованных участников Программы.
Источниками финансирования работ являются консолидированные средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного бюджета, бюджетов муниципальных образований.
6. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Общий объем программы составит 400,127 млн. рублей,
в том числе: субсидии бюджета за счет средств Фонда - 296,013 млн. рублей; субсидии бюджета за счет средств областного бюджета - 104,113 млн. рублей.
Программа рассчитана на реализацию в 2008-2009 годы.
Таким образом, мероприятия по переселению граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда осуществляются за счет консолидации средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и областного бюджета.
Объемы финансирования работ из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ определены по расчетным формулам, приведенным в статье 18 Закона.
Средства программы будут направлены на приобретение жилых помещений на рынке жилья.
7. Распределения средств финансовой поддержки между муниципальными
образованиями - участниками региональной программы и объемы
долевого финансирования
Лимиты предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Орловской области на переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования рынка жилья определен Правлением Фонда в объеме 322 млн. рублей.
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ в первый 2008 год минимальная доля софинансирование из средств областного бюджета составляет 26,02 процента об общей суммы, запланированной на реализацию программы.
В ходе заявочной компании документы на участие в программе представили указанные в разделе 4 шесть муниципальных образований, выполнивших условия, приведенные в разделе 3 программы.
Объемы финансирования приведены в приложении 3 к программе.
8. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Социально-экономические результаты реализации программы по годам приведены в паспорте Программы и соответствуют целевым индикаторам и показателям результативности, приведенным в таблице 1 программы. Ожидаемый эффект от реализации программы указан в разделе 2 программы.
Социальная эффективность реализации программы является первым критерием и прямо вытекает из ее основной цели - переселение граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу.
Реализация Программы позволит:
- выполнить обязательства государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
- создать благоприятные условия на территории Орловской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства, что позволит улучшить облик муниципальных образований за счет комплексного освоения территорий путем ликвидации аварийного жилищного фонда;
- снизить социальную напряженность в обществе;
- улучшить демографическую ситуацию в Орловской области;
- улучшить состояние здоровья населения;
- расширить возможности по реализации права граждан на приватизацию жилых помещений;
- создать нормативно-правовую базу, устанавливающую ответственность за состояние жилищного фонда;
- стимулировать рынок жилья.
9. Информационное и методическое обеспечение региональной программы
При реализации программы необходимо предусмотреть проведение информационно-разъяснительной кампании по освещению хода и результатов реализации программы.
Реализация региональной программы по переселению граждан в значительной мере зависит от своевременности и доступности информации:
- о содержании правовых актов и решений органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления о подготовке, принятии и реализации региональной программы по переселению граждан;
- о ходе реализации региональной программы по переселению граждан, об осуществлении текущей деятельности органов государственной власти по выполнению этой программы;
- о правах собственников и нанимателей жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и о необходимых действиях по защите этих прав;
- о планируемых и достигнутых результатах выполнения региональной программы по переселению граждан.
Информацию о подготовке и реализации региональной программы по переселению граждан рекомендуется предоставлять собственникам помещений в признанных аварийными многоквартирных домах с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:
- официальные сайты в сети "Интернет" исполнительных и представительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления;
- официальные печатные издания исполнительных и представительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления;
- печатные издания, имеющие широкое распространение на территории области, муниципальных образований;
- телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.
10. Управление и контроль за реализацией Программы, представление
отчетности о ее исполнении
Контроль за реализацией Программы осуществляет Коллегия Орловской области.
Оперативное управление за выполнением мероприятий Программы и текущее руководство Программой осуществляет Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области - руководитель Программы.
Руководитель Программы осуществляет мониторинг выполнения Программы. Мониторинг осуществляется на основе сбора и анализа предоставляемой главами муниципальных образований отчетности о ходе работ и расходовании средств. Форма отчета утверждается руководителем Программы.
Руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком Программы и Коллегией Орловской области в сроки, позволяющие подвести итоги реализации Программы за отчетный период.
Управление, отчетность и контроль за ходом реализации Программы осуществляются в соответствии с Законом Орловской области от 27 июня 2005 года N 518-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Орловской области" и постановлением Коллегии администрации Орловской области от 13 июня 2006 года N 105 "Об утверждении положения о порядке организации в органах исполнительной власти Орловской области работы с мероприятиями ФЦП и ФАИП, реализуемых на территории области".
<< Назад |
Приложение 1. >> Показатели выполнения программы |
|
Содержание Постановление Коллегии Орловской области от 19 декабря 2008 г. N 392 "Об областной адресной программе "Переселение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.