Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Цели, задачи и показатели деятельности
Основы ценовой политики согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения в соответствии с п. 55 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и осуществление контроля за их применением.
Постановлением Коллегии Орловской области от 28 июля 2006 г. N 146 утверждено Положение о Службе по тарифам Орловской области, которым определены полномочия СТ Орловской области как органа исполнительной власти специальной компетенций Орловской области в сфере государственного регулирования и контроля применения тарифов (цен).
Национальные цели, определяющие основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти на ближайший период и перспективу, определены Президентом Российской Федерации:
- удвоение ВВП;
- достижение стабильно высоких темпов экономического роста;
- сокращение уровня бедности;
- повышение качества жизни населения.
Развитие инфраструктурных секторов экономики определено Президентом Российской Федерации как необходимое условие достижения поставленных национальных целей.
На основании приведенных национальных целей в приложении N 1 к Методическим рекомендациям сформулирован детализированный перечень стратегических целей страны, на реализацию которых направлена в настоящее время и в перспективе деятельность Правительства Российской Федерации, федеральных и региональных органов исполнительной власти. В указанном перечне СТ Орловской области выделяет следующие цели, которые имеют прямое отношение к сфере деятельности Службы, определенной законодательством:
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1.5. Повышение доступности населению качественных и безопасных потребительских товаров и услуг.
3.2.1. Снижение уровня инфляции.
3.5.3. Повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики.
3.5.9. Повышение информационной прозрачности деятельности власти региона.
3.6.6. Снижение уровня непроизводительных транзакционных издержек.
4.2.1. Развитие потенциала энергетической инфраструктуры.
4.2.2. Повышение потенциала транспортной инфраструктуры. Выбранная совокупность стратегических целей страны охватывает
практически все направления деятельности СТ Орловской области и позволяет осуществить миссию, составляющую основное содержание деятельности на текущий период и перспективу:
Осуществление правового регулирования в сфере государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением в пределах своей компетенции.
Применительно к перечисленной совокупности стратегических целей страны и сформулированной миссии и в соответствии с определенными законодательством полномочиями, а также исходя из сформулированной миссии, основная цель СТ Орловской области, как субъекта бюджетного планирования на текущий период и перспективу, определяется следующим образом:
1. Обеспечение сбалансированности и долгосрочной стабильности регулируемых рынков товаров и услуг в инфраструктурных секторах на всех уровнях государственного ценового регулирования.
Достижение цели Службы предполагает решение следующих тактических задач:
1.1. Обеспечение эффективного и стабильного государственного регулирования цен и тарифов.
1.2. Повышение эффективности государственного контроля регулируемых цен и тарифов.
Задача 1.1. отражает необходимость обеспечения качества и обоснованности принимаемых решений по определению (установлению) тарифов (цен) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Задача 1.2. отражает необходимость повышения эффективного государственного контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Показатели достижения цели и решения тактических задач.
В настоящий Доклад включены качественные и количественные показатели, характеризующие степень решения каждой из сформулированных выше тактических задач данной цели. По нашему мнению, это позволит осуществить более комплексную всестороннюю оценку достижения цели через решение конкретных задач. Подход предполагает, что заданная цель достигается, если показатели каждой из тактических задач принимают свое целевое значение. Кроме того, такой декомпозиционный подход в большей мере учитывает требования Методических рекомендаций к системе показателей СБП (измеримость, точность, адекватность и др.).
В содержательном плане качественные и количественные показатели в настоящем Докладе "делегированы" на уровень соответствующих задач. К числу таких показателей относятся:
Показатели для задачи 1.1.
Показатель 1.1.1. Отношение фактического темпа роста регулируемых тарифов и цен к предельному темпу роста, определенному Правительством в прогнозе социально-экономического развития (целевой уровень - не более 100%).
1 Наименование Отношение фактического темпа роста
показателя регулируемых тарифов и цен к
предельному темпу роста,
определенному Правительством РФ в
прогнозе социально-экономического
развития страны, в том числе:
- конечный тариф на электроэнергию
для потребителей
- товая цена на газ
2 Единица измерения %
3 Определение Отношение фактического темпа роста
показателя1 регулируемых тарифов и цен к
предельному темпу роста тарифов и
цен
4 Алгоритм Iф/Iпи*100
формирования
показателя
Наименования и Буквенное обозначение в формуле
определения базовых расчета
показателей
4.1 Индекс фактического Iф
темпа роста
регулируемых тарифов
и цен
4.2 Индекс предельного Iпи
темпа роста тарифов
и цен
СТ Орловской области рассматривает свою основную функциональную деятельность по установлению тарифов и цен как оказание специфической государственной услуги хозяйствующим субъектам и гражданам, обществу в целом. Без своевременного и квалифицированного тарифного регулирования (т.е. установления регулируемых тарифов и цен там, где такое регулирование прямо предписывается законодательством) экономическая деятельность крупнейших инфраструктурных организаций и иных хозяйствующих субъектов не может осуществляться. Учитывая, что услуги указанных организаций в сферах ТЭК, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта носят всеобщий, публичный характер ("public utilities*) и зачастую должны оказываться непрерывно, сам факт установления тарифа в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами, является необходимым условием нормального функционирования экономики. Без обеспечения адекватной реакции системы регулирования на требования экономики, общества, выраженные либо в форме закона, либо в форме прямых обращений регулируемых организаций, не имеет смысла говорить о повышении его эффективности.
Другим важным фактором стабильности и предсказуемости тарифной политики в мировой практике регулирования служит длительность срока действия тарифов, т.е. периода, в течение которого тарифы остаются неизменными, не пересматриваются органом регулирования. В странах с развитой экономикой этот период составляет не менее 3 лет, а в большинстве случаев 5-7 лет. Увеличение срока действия тарифов имеет целый спектр позитивных эффектов для решения задачи 1.1., в том числе:
- оказывает положительное влияние на снижение общего инфляционного фона;
- способствует росту стабильности в бюджетном секторе (регулируемые инфраструктурные организации формируют значительную долю бюджетных доходов на всех уровнях, а также существенно влияют и на расходы бюджетополучателей, оплачивающих товары и услуги этих организаций);
- формирует позитивные сигналы для инвесторов и потребителей;
- стимулирует регулируемые организации к снижению издержек (дополнительная прибыль, возникшая в течение срока действия тарифов как результат реализации программ снижения издержек, остается в распоряжении организации);
- позволяет регулируемым организациям формировать долгосрочные финансовые планы и инвестиционные программы.
В целях более полного и точного отражения степени решения тактических задач Службы, используется следующий качественный показатель:
Показатель 1.1.2. Показатель стабильности и долгосрочности регулирования - равен сроку действия (в годах) установленных тарифов (цен) в соответствующей сфере регулирования.
1 Наименование Стабильность регулирования (по отраслям и
показателя видам тарифов)
- электроэнергетика
- газовая отрасль - транспорт - ЖКХ
2 единица измерения лет
3 Определение Показатель стабильности и долгосрочности
показателя регулирования (по отраслям и видам
тарифов) равен сроку действия
установленного тарифа (в годах)
4 Алгоритм Пстаб = Псдт
формирования
показателя
Наименования и Буквенное обозначение в формуле расчета
определения
базовых
показателей
4.1 Показатель Пстаб
стабильности
(долгосрочности)
регулирования (по
отраслям и видам
тарифов)
4.2 Показатель срока Псдт
действия
установленного
тарифа (в годах)
Для косвенной оценки перечисленных положительных эффектов от роста "долгосрочности" регулируемых цен и тарифов, данный показатель оценивает увеличение срока действия тарифов в основных регулируемых сферах по отношению с некоторым целевым уровнем (сроком действия), который, учитывая мировой опыт регулирования, составляет не более 5 лет (целевой уровень).
Показатель Пстаб определяется отдельно для каждой сферы регулирования.
Следует отметить, что вычислительная сложность и трудоемкость большинства процедур тарифного регулирования, необходимость сбора, обработки, анализа и хранения значительных объемов технико-экономической и финансовой информации обусловили необходимость развития Единой информационно-аналитической системы (ЕИАС). Развитие системы продолжается и будет осуществляться в 2007-2009 гг. В связи с этим одним из важных показателей качества, обоснованности и прозрачности принимаемых тарифных решений становится уровень использовани
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.