Решение Орловского городского Совета народных депутатов
от 25 сентября 1998 г. N 21/152-ГС
"О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла"
(принято на двадцать первом заседании Орловского
городского Совета народных депутатов)
29 июня 2000 г.
Рассмотрев проект "Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла" и руководствуясь п. 3.3 статьи 15 федерального Закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и перечислением 1 части 5 статьи 18 Устава г. Орла, Орловский городской Совет народных депутатов решил:
1. Принять "Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла".
2. Считать утратившими силу пункты 3.1, 3.2, 4.6 решения городского Совета народных депутатов N 05/040-ГС от 23.06.1997 г.
3. Опубликовать настоящее решение и "Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла" в газете "Орловская правда",
4. "Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла" вступает в силу с момента опубликования.
5. Администрации г. Орла предусматривать в бюджетах 1999-2008 г,г, компенсацию предприятиям на погашение разницы между фактическими затратами на предоставленные коммунальные услуги и оплачиваемые населением с учетом льгот малообеспеченному населению.
6. Рассмотреть первые итоги реализации "Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла" на заседании Орловского городского Совета народных депутатов в январе 1999 года.
Председатель Совета |
В.И. Ковалев |
Согласовано:
мэр города Орла |
Е.Н. Вельковский |
Приложение
к решению
от 25 сентября 1998 г. N 21/152-ГС
Программа реформирования
жилищно-коммунального хозяйства города Орла
(утв. решением Орловского городского Совета народных
депутатов от 25 сентября 1998 г. N 21/152-ГС)
29 июня 2000 г.
1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города
2. Цели и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства
3. Совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в
жилищно-коммунальном хозяйстве
4. Внедрение новых прогрессивных и экономичных технологий и
материалов с улучшенными эксплуатационными свойствами
5. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг,
установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и
сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация
оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья
6. Совершенствование системы социальной защиты населения,
упорядочение существующего положения выплаты льгот, усиление
адресной направленности выделяемых на эти цели средств
7. Внедрение комплексной автоматизации процессов учета и контроля
своевременной оплаты коммунальных услуг
8. Проведение комплекса организационных мероприятий, целью которых
явиться минимизация налоговых платежей всеми службами отрасли
в рамках действующего законодательства
9. Дополнительные мероприятия по реализации программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства в городе Орле
Приложение 1. Уровень коммунальных платежей населения по годам
жилищно-коммунальной реформы
Данная программа осуществляется в соответствии с федеральным Законом "Об основах жилищной политики", государственной целевой программой "Жилище" (постановление Правительства РФ от 20.06.93 г. за N 595), Указом Президента РФ от 28.04.97 г. N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", а также постановлением главы администрации области "О реформе жилищно-коммунального хозяйства Орловской области" от 5.11.97 г, N 537, решением Орловского городского Совета народных депутатов N 05/040-ГС от 23.06.97 г.
Вместе с тем реформирование жилищно-коммунального хозяйства приходится проводить в условиях, когда государством не установлены минимальные социальные стандарты (федеральный Закон "Об общих пинципах# организации местного самоуправления в РФ"), социальные нормы необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами (федеральный Закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"). В настоящее время 79,6% населения находится на уровне и ниже прожиточного минимума, число граждан города, нуждающихся в социальной помощи, составляет 102768 человек (29,6%). До 84% населения имеют уровень дохода на душу населения менее 1000 рублей.
В связи с отсутствием расчетно-нормативной базы, усиливающимся финансово-социальным кризисом, городская программа реформирования ЖКХ нацелена на сохранение управляемости и жизнеспособности ЖКХ, наведение порядка, задействование внутренних резервов, введение социально обоснованных дополнительных платежей.
Успешное развитие ЖКХ возможно при улучшении финансово-экономического положения города и повышении благосостояния большинства населения города.
1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства города
На 1.09.98 г. в городе Орле в собственности муниципального образования имеется:
Жилых домов - 1508
общей площадью - 4,5 млн. кв.м,
из них:
ветхих - 324
аварийных - 15
Водопроводных сетей - 465,2 км,
из них требуют капитального ремонта (замены) - 5,6 км.
Тепловых сетей - 62,3 км,
из них требуют капитального ремонта (замены) - 15 км.
Дороги, площади, проезды, тротуары и т.д.
с усовершенствованным покрытием - 4489,2 тыс. кв. м.
Светоточки - 10304 шт.
Дефицит городского бюджета, ограниченность его пополнения не позволяют уже сегодня в полном объеме финансировать хозяйственную деятельность жилищно-коммунальных предприятий.
Из всех источников финансирования на проведение капитального ремонта и технического содержания жилья в городе затрачено лишь 50% средств от потребности. В результате физический износ его составляет 42%.
Износ водопроводных и тепловых сетей города достигает 60-70%. Доходы "Орелоблтеплоэнерго" от реализации тепла составляют 40% фактических затрат.
С другой стороны, отсутствие четко сформулированной ценовой политики, должного контроля за технической и экономической обоснованностью тарифов на услуги ЖКХ позволяет организациям-монополистам не сокращать издержки на их производство, не заботиться о повышении их качества.
Все это, а также поэтапный прием в муниципальную собственность ведомственного жилья, содержание которого требует значительных дополнительных затрат, может привести в ближайшие годы к банкротству городского бюджета.
2. Цели и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:
1. Обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества.
2. Снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при обеспечении стандартов качества предоставляемых услуг.
3. Защита малообеспеченных слоев населения от негативных последствий безответственного внедрения рыночных отношений в сферу жилищно-коммунального хозяйства.
4. Смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при сокращении дотаций для отрасли из городского бюджета.
5. Обеспечение контролируемого постепенного сокращения дотаций из городского бюджета на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Для решения этих задач необходимо осуществить:
1. Совершенствование системы управления эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2. Внедрение новых прогрессивных и экономичных технологий и материалов с улучшенными эксплуатационными свойствами.
3. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья.
4. Совершенствование системы социальной защиты населения, упорядочение существующего положения выплаты льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
5. Внедрение комплексной автоматизации процессов учета и контроля своевременной оплаты коммунальных услуг.
6. Проведение комплекса организационных мероприятий, целью которых должна явиться минимизация налоговых платежей всеми службами отрасли в рамках действующего законодательства.
7. Сохранение основных фондов и использование по прямому назначению амортизационных отчислений.
3. Совершенствование системы управления, эксплуатации и
контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве
1. Проведение реформы ЖКХ должно включать в себя как сохранение естественных локальных монополий, при жестком контроле над их финансово-хозяйственной деятельностью со стороны муниципалитета, так и появление хозяйствующих субъектов по предоставлению различных услуг в сфере ЖКХ.
2. Сохранение единой системы ЖКХ, недопущение децентрализации и приватизации предприятий и инфраструктуры ЖКХ.
3. Приблизить организации, непосредственно производящие услуги, к потребителю этих услуг, материально заинтересовав их в увеличении доходной и уменьшении расходной части деятельности, сохраняя контроль над полнотой и качеством производимых услуг.
Использование современной нормативной базы, проведение сравнительного анализа с другими подобными организациями в части обоснованности размера и перечня затрат, включаемых в себестоимость услуг. Установка домовых узлов регулирования и расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии.
4. В целях стабилизации уровня платежей населения за тепло-, энергои водоснабжение в расчете на каждую квартиру, а также снижения ежемесячной оплаты за отопление по сравнению с общероссийским уровнем необходимо:
4.1. На основании нормативных документов и методик расчета разработать и утвердить технически и экономически обоснованные нормы расхода тепла на отопление, горячее и холодное водоснабжение.
4.2. Осуществить с учетом утвержденных норм расхода пересмотр договоров тепло-, газо- и водоснабжение.
4.3. Поэтапно оснастить все источники, отпускающие тепловую энергию, газ и (у, а также муниципальные и бюджетные организации, потребляющие их, современными средствами учета тепловой энергии, газа и воды.
4.4. Разработать и утвердить типовые договора на нормативы качества поставляемых услуг по тепло-, газо- и водоснабжению с учетом установки прибора его контроля
4.5. Осуществить поэтапный перевод коммунальных платежей населения непосредственно теплоснабжающим, водоснабжающим и газоснабжающим организациям по мере оснащения жилых зданий приборами учета тепло-, водо- и газо- потребления.
Следует учесть, что успешное реформирование ЖКХ возможно лишь при стабилизации финансовой системы.
Однако, кризис неплатежей организаций и предприятий, в том числе финансируемых; и дотируемых из бюджета, не позволяет сохранить финансовую устойчивость предприятий жилищно-коммунального хозяйства. В связи с этим необходимо активизировать работу по сокращению финансовой задолженности путем проведения взаимных зачетов долговых обязательств как между предприятиями, так и для погашения задолженностей по налогам и платежам в доход федерального, областного и городского бюджетов.
4. Внедрение новых прогрессивных и экономичных технологий
и материалов с улучшенными эксплуатационными свойствами
Результатом внедрения новых прогрессивных и экономичных технологий и материалов с улучшенными эксплуатационными свойствами должно явиться в первую очередь сокращение расходов на ремонт и эксплуатацию жилья и систем жизнеобеспечения, а также улучшение качества предоставляемых услуг.
Примером может послужить замена при плановом ремонте стальных водопроводных сетей внутри квартир на пластмассовые, установка кодовых дверей на подъездах, применение лакокрасочных покрытий с более продолжительным сроком службы и т. д.
5. Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг,
установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и
сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация
оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья
Совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг предполагает разработать оптимальную стратегию перехода к экономически обоснованным тарифам. Выбор оптимального варианта должен основываться на многовариантных расчетах изменения доли в оплате населением услуг ЖКХ с учетом динамики роста доходов.
Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг включает в себя следующие меры:
1. Установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация оплаты в зависимости от качества жилья и уровня доходов на душу населения.
2. Установление городского стандарта социальной нормы площади жилья.
2.1. Социальные нормы площади жилья на одного человека в городе Орле установлены в следующих размерах:
- для граждан, проживающих в отдельной квартире, 20 кв. м общей площади;
- для граждан, проживающих в коммунальной квартире и общежитии, 12 кв. м. жилой площади.
2.2. Социальная норма площади жилья увеличивается:
- на 20 кв. м общей площади на отдельную квартиру или на 6 кв. м жилой площади для коммунальной квартиры, общежития;
- до размера площади фактически занимаемой однокомнатной квартиры, но не более 40 кв. м, или одной комнаты в коммунальной квартире или общежитии;
- гражданам, пользующимся в соответствии с действующим законодательством дополнительной площадью, - на установленный размер этой площади.
2.3. Площадь сверх дополнительной и социальной нормы оплачивается по полной стоимости за техническое обслуживание и жилищно-коммунальные услуги. Плата за сверхнормативную площадь не взимается, если квартира была получена до 01.01.94 г. как муниципальная, ведомственная или кооперативная и на момент получения квартиры общая площадь, приходившаяся на одного проживающего, не превосходила социальных норм, установленных в пунктах 2.1. и 2.2. настоящей программы.
3. Граждане, имеющие в собственности, либо распоряжающиеся по доверенности, либо нанимающие в муниципальном или ведомственном фонде две или более квартиры, оплачивают по ставкам социальной нормы только одно жилое помещение, остальные оплачиваются по коммерческой цене, но не ниже 100% стоимости технического обслуживания и коммунальных услуг.
3.1. Основное жилое помещение (на которое распространяются тарифы на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья) определяется местом прописки (регистрации) граждан.
3.2. Если владельцами жилого помещения являются двое или более граждан, то в размере 100% затрат на техническое обслуживание и коммунальные услуги оплачивается та часть помещения, владелец которой не прописан (не зарегистрирован).
3.3. В исключительных случаях по представлению органов местного самоуправления городская комиссий по жилищным спорам может посчитать основным жилым помещением то, в котором уже были прописаны (зарегистрированы) ближайшие родственники владельца до опубликования данного решения.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26 июня N 42/093-ГС пункт 4 изложен в новой редакции
4. С начала отопительного сезона осенью 2000 года оплата отопления жилых помещений должна производиться из расчета на 1 куб. м общего объема жилого помещения
5. Ежегодно до утверждения бюджета города проводить корректировку основных показателей программы с учетом финансово-экономического состояния городского хозяйства.
6. Создать городскую комиссию по жилищным спорам, куда должны войти представители администрации, городского Совета, работники государственной инспекции, профсоюзов, службы социальной защиты, а также юристы.
Администрации города Орла:
- после аудиторских проверок опубликовать в средствах массовой информации фактическую стоимость жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади;
- разработать механизм учета доходов населения (до 1.12.1998 г.);
- проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
- анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое состояние предприятий города;
- внести в городской Совет предложения и расчеты минимального социального стандарта, социальных норм необходимой обеспеченности населения жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении (до 31.03.1999 г.).
6. Совершенствование системы социальной защиты населения,
упорядочение существующего положения выплаты льгот, усиление
адресной направленности выделяемых на эти цели средств
Защита населения при проведении реформы ЖКХ предусматривает установление льгот по оплате техобслуживания жилья и коммунальных услуг для семей, у которых доля совокупного дохода семьи, приходящегося на одного члена семьи, не превышает шести установленных федеральным Законом минимальных размеров оплаты труда. Определение совокупного дохода семьи, нуждающейся в установлении льготных тарифов, производится на основе сведений о всех видах доходов членов семьи за истекший квартал, предоставляемых ЖРЭУ ответственным квартиросъемщиком (или владельцем жилого помещения) один раз в квартал. После рассмотрения предоставленных сведений ЖРЭУ уточняет размеры оплаты жилья и коммунальных услуг для данной семьи и сообщает о них в письменном виде квартиросъемщику (или владельцу жилого помещения).
Лица, предоставившие в ЖРЭУ заниженные сведения о доходах членов семьи, лишаются права на предоставление льготных тарифов.
В перспективе должна быть разработана система получения сведений о доходах семей, нуждающихся в установлении льготных тарифов, исключая подачу сведений непосредственно жителями.
Осуществление мер по установлению льготных тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг для семей, у которых доля совокупного дохода семьи, приходящегося на одного члена семьи, не превышает шести установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (в соответствии с приложением 1) и отражению изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины в целях социальной защиты населения предполагает:
О потребительской корзине в Орловской области на 2003 г. см. Закон Орловской области от 15 апреля 2003 г. N 322
- исключение возможности отказа в установлении льготных тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, в том числе проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
- при определении размера льготных тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг недопустимо исключение отдельных видов коммунальных платежей (оплата жилья, плата за найм, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);
- установление процедур, не допускающих отказа в установлении льготных тарифов по оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить задолженность в согласованные сроки.
Кроме этого социальная защита населения при проведении реформы ЖКХ заключается в недопущении при определении тарифов:
- включения в экономически обоснованные тарифы затрат, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства;
- необоснованного снижения качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма, на техническое обслуживание и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
7. Внедрение комплексной автоматизации процессов учета и контроля
своевременной оплаты коммунальных услуг
Проведение комплексной автоматизации процессов учета и контроля оплаты коммунальных услуг, кроме обеспечения строгого контроля за полнотой и своевременностью этой оплаты, должно решить и проблему определения допустимого уровня квартирной платы для малообеспеченных слоев населения города и назначения нуждающимся льготного уровня квартирной платы и оплаты коммунальных услуг. Такой подход позволит исключить дополнительные расходы, связанные с реализацией механизма предоставления жилищных субсидий в другой форме.
8. Проведение комплекса организационных мероприятий, целью которых
должна явиться минимизация налоговых платежей всеми службами
отрасли в рамках действующего законодательства
Для сокращения общего объема налоговых выплат, которые, в конечном счете, ложатся дополнительным бременем на городской бюджет, необходимо проведение радикальной перестройки структуры отраслей ЖКХ, целью которой должно стать исключение многократной перепродажи предоставляемых населению коммунальных услуг. В полном объеме должен быть также задействован механизм использования различных льгот, предоставляемых действующим законодательством.
Необходимо провести переоценку основных фондов, консервацию незадействованного оборудования с целью снижения доли амортизационных отчислений и налога на имущество.
9. Дополнительные мероприятия по реализации программы реформирования
жилищно-коммунального хозяйства в городе Орле
Для реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в г. Орле и ее развития до конца текущего года необходимо:
1 Разработать и утвердить программы снижения издержек по производству и реализации услуг по всем отраслям жилищно-коммунального хозяйства.
2. Провести аудиторские проверки всех предприятий жилищно-коммунального листва города с целью определения обоснованности тарифов на производство и предоставление жилищно-коммунальных услуг.
3. Разработать и утвердить новые тарифы по всем отраслям жилищно-коммунального хозяйства г. Орла.
4. Разработать и утвердить расчетный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади в месяц по годам с предоставлением экономического обоснования каждой из статей расходов.
Приложение 1
к Программе реформирования ЖКХ г. Орла
Уровень
коммунальных платежей населения по годам
жилищно-коммунальной реформы (в %)
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 26 июня N 42/093-ГС таблица "Уровень платежей населения по годам жилищно-коммунальной реформы в процентах" изложена в новой редакции
/-----------------------------------------------------------\
|Год |Доля платежей населения | Доля расходов населения по |
| |в покрытии затрат на все| оплате жилищно-коммунальных |
| | виды | услуг на социальную норму |
| | жилищно-коммунальных | жилья от совокупного дохода |
| | услуг | семьи |
|----+------------------------+-----------------------------|
|1998| 30 | 13 |
|1999| 35 | 14 |
|2000| 40 | 16 |
|2001| 42 | 17 |
|2002| 47 | 18 |
|2003| 50 | 19 |
|2004| 55 | 20 |
|2005| 60 | 20 |
|2006| 65 | 20 |
|2007| 70 | 20 |
|2008| 75 | 20 |
|2009| 80 | 20 |
|2010| 85 | 20 |
|2011| 90 | 20 |
|2112| 100 | 20 |
\-----------------------------------------------------------/
С целью социальной защиты малообеспеченных слоев населения гражданам, у которых доля совокупного дохода семьи, приходящегося на одного члена семьи (среднедушевого дохода), не превышает шести установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, предоставляются льготы по коммунальным платежам в следующем размере:
- при среднедушевом доходе семьи менее трех минимальных размеров оплаты труда оплачивается 50% установленного тарифа;
- при среднедушевом доходе семьи от трех до шести минимальных размеров оплаты труда оплачивается доля установленного тарифа, определяемая по формуле:
CДД
Д % = ------------- х 100 %
6 х МРОТ
где Д % - оплачиваемая доля установленного тарифа (в процентах);
СДД - среднедушевой доход семьи;
МРОТ - установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
При предоставлении льгот размер оплачиваемой доли тарифа определяется на последующий квартал года из расчета среднего за месяц среднедушевого дохода семьи по итогам предыдущего квартала, при этом устанавливаемая льготами доля тарифа в денежном выражении не должна быть меньше тарифов, действующих на 1 июля 1998 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 25 сентября 1998 г. N 21/152-ГС "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Орла" (принято на двадцать первом заседании Орловского городского Совета народных депутатов)
Текст постановления опубликован в официальном издании Орловского городского Совета народных депутатов "Решения за 1998 год и документы к ним", 2001 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2006 г. N 3/021-ГС
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 29 июня 2000 г. N 42/093-ГС