Постановление Орловского городского Совета народных депутатов
от 28 марта 2002 г. N 16/213-ГС
"О проекте Положения "О порядке приобретения в собственность земельных
участков в г. Орле"
(второе чтение - окончательная редакция)
(принято на шестнадцатом заседании городского Совета второго созыва)
28 ноября 2002 г., 24 ноября 2004 г.
О порядке прохождения документов по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории города Орла см. постановление администрации города Орла от 15 апреля 2002г N 1012
Рассмотрев проект Положения "О порядке приобретения в собственность земельных участков в г. Орле" с учетом поправок по предложениям депутатов городского Совета и администрации города,
Орловский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Принять Положение "О порядке приобретения в собственность земельных участков в г. Орле" в окончательной редакции.
Председатель Совета |
В.Н. Иконников |
Приложение
к постановлению Орловского
городского Совета народных депутатов
N 16/213-ГС от 28 марта 2002 г.
Положение о порядке приобретения в собственность земельных участков в
г.Орле
Раздел I. Общие положения и понятия
1.Настоящее положение разработано на основании Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001г. N137-ФЗ, ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001г. N101-ФЗ, Гражданского кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995г. N154-ФЗ, ФЗ "О товариществах собственников жилья" от 15.06.1996г. N72-ФЗ, решение Орловского городского Совета народных депутатов "О статусе муниципальных земель" от 25.09.1997г. N 08/105-ГС, Устава города Орла.
2. Положение определяет:
- порядок реализации юридическими лицами и гражданами права на приватизацию земельных участков в г.Орле, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения и сооружения;
- порядок реализации гражданами права на приобретение в собственность находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельных участков;
- особенности приобретения прав на земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума;
- порядок приватизации земельных участков при приватизации зданий, строений, сооружений;
- порядок приобретения в собственность земельных участков для строительства.
Приобретение из земель запаса земельных участков в собственность граждан и юридических лиц не допускается.
Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2004 г. N 63/646-ГС в пункт 3 раздела I настоящего положения внесены изменения
3. Правила настоящего Положения, которые распространяются на юридических лиц, применяются к гражданам, зарегистрированным индивидуальными предпринимателями, если предметом земельных отношений с гражданином-предпринимателем является земельный участок, используемый для предпринимательской деятельности.
Юридические лица и граждане, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, приобретают земельный участок в собственность за плату. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком может быть переоформлено на право аренды.
Изложенные нормы Положения распространяется на граждан, обладающих правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок, которые не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, но используют объекты недвижимости, находящиеся в их собственности и расположенные на этом земельном участке, для извлечения прибыли от предпринимательской и иной экономической деятельности либо получения дохода от сдачи внаем объектов недвижимости (например: производственное, административное здание, котельная, магазин, склад, стоянка, автозаправочная станция).
4. До разграничения государственной собственности на землю полномочия по предоставлению в собственность земельных участков в г.Орле осуществляют Орловский городской Совет народных депутатов и администрация г. Орла в пределах полномочий органов местного самоуправления и настоящего положения.
5. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
6. Объектом продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
7. В случае если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами.
Указанные лица обращаются совместно с заявлением о приобретении участка в собственность.
8. В случае если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица не имеют права на приобретение земельного участка в собственность.
9.Основные понятия, используемые в настоящем положении.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых или иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
Домовладелец - собственник помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, он же участник долевой собственности на общее имущество.
Помещение - единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых или иных целей, находящаяся в собственности граждан или юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Общее имущество - части комплекса недвижимого имущества, предназначенные для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанные с ними назначением и следующие их судьбе; находятся в общей долевой собственности собственников помещений (домовладельцев).
Доля участия - установленная доля домовладельца в праве общей долевой собственности на общее имущество, определяет его долю в общем объеме обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества, в других общих расходах, а также в общем случае - долю голосов на общем собрании домовладельцев и членов товарищества собственников жилья.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
Раздел II. Порядок проведения приватизации земельных участков
собственниками недвижимости и гражданами, обладающими земельными
участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного
наследуемого владения
1. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.
Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305 "О собственности в России", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, также имеют право приобретения соответствующих земельных участков в собственность однократно бесплатно.
Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 28 ноября 2002 г. N 25/330-ГС пункт 1 раздела II дополнен следующим абзацем
При приобретении в собственность гражданами земельных участков бесплатно они по решению Комиссии по землепользованию и градостроительству на основании постановления администрации г. Орла имеют право на бесплатное получение части земельного участка, которая занимается ими фактически, но не указана в свидетельстве о праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования по причине отсутствия топографического материала на момент выдачи правоудостоверяющих документов. Приобретение в собственность той части участка, которая была предоставлена дополнительно гражданам, осуществляется путем выкупа для целей, не связанных со строительством, для обслуживания домовладения.
2. Граждане и юридические лица - собственники здания, строения, сооружения, расположенных на земельных участках, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, за исключением п.5 раздела I настоящего положения.
3. Граждане и юридические лица, указанные в пунктах 1,2 настоящего раздела, для приобретения права собственности на земельный участок обращаются с заявлением в администрацию г. Орла.
К заявлению прилагается:
а) кадастровая карта (план) земельного участка, удостоверенная федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Орловской области;
б) заверенные нотариусом копии документов, удостоверяющих право на земельный участок;
в) заверенные нотариусом документы, подтверждающие право собственности на недвижимость, расположенную на земельном участке;
г) справка инспекции Министерства по налогам и сборам об отсутствии задолженности по земельному налогу или арендной плате за землю;
д) справка Регистрационного управления Орловской области в подтверждение юридической правоспособности (для юридических лиц и предпринимателей);
е) граждане, указанные в п.1 настоящего раздела, представляют доказательство первичного их участия в бесплатной приватизации - справку ИМНС РФ соответствующего района;
ж) граждане предъявляют паспорт или документ его заменяющий;
з) документ об оплате услуг по подготовке договора купли-продажи в размере, установленном постановлением Орловского городского Совета для лиц, указанных в п.2 настоящего раздела, за исключением лиц, указанных в п.1 настоящего раздела;
и) справки из Регистрационного управления Орловской области и ГУП ООЦ "Недвижимость", подтверждающие право собственности заявителя на недвижимость, расположенную на земельном участке.
4. Отдел по работе с муниципальными землями администрации города (далее - ОРМЗ) регистрирует в журнале регистрации заявление о приобретении земельного участка в собственность в день его поступления с приложением всех документов, перечисленных в п. 3 настоящего раздела.
5. Не позднее следующего рабочего дня за днем регистрации заявления ОРМЗ направляет копию заявления и план земельного участка в УАиГ, комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Орла.
6. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка управление архитектуры и градостроительства г.Орла (или другая проектная организация, имеющая соответствующую лицензию) в месячный срок со дня поступления заявления изготавливает кадастровую карту (план) земельного участка и готовит постановление администрации г.Орла об утверждении проекта его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Соответствующее структурное подразделение администрации г. Орла в двухнедельный срок со дня изготовления проекта границ земельного участка обеспечивает принятие постановления администрации г.Орла о предоставлении земельного участка заявителям и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка.
На основании проекта границ земельного участка за счет средств заявителей УАиГ устанавливает границы земельного участка на местности и обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
УАиГ, комитет по земельным ресурсам и землеустройству и ОРМЗ в течении пяти дней с момента поступления заявления о приобретении земельного участка каждый дают письменное заключение о возможности продажи земельного участка.
7.1. В заключении УАиГ должно быть отражено:
а)наличие на земельном участке объектов общего пользования и установленные правила их использования, а также других установленных ограничений (обременений);
О порядке использования территорий общего пользования см. постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2002 г. N 19/254-ГС
б)места расположения существующей инженерной инфраструктуры и установленные правила, обеспечивающие доступ на участок соответствующих служб для их обслуживания, реконструкции, ремонта;
в)является ли земельный участок застроенным или незастроенным;
г) указание на территориальную зону и вид разрешенного использования участка.
В случае если УАиГ имеет основания считать, что участок относится к особо охраняемым территориям, оно может направить запрос в соответствующие компетентные органы о принадлежности участка к землям, имеющим особо ценное значение. Указанный запрос должен быть направлен немедленно после получения копии заявления на выкуп. Копия запроса одновременно направляется в управление муниципального имущества (далее УМИ).
УАиГ готовит проект постановления администрации города Орла об установлении публичных сервитутов.
7.2.В заключениях комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Орла и ОРМЗ должно быть отражено:
а) любое несоответствие информации, представленной заявителем;
б) информация о границах земельного участка;
в) является ли приобретаемый участок или расположенные на нем здания, строения, сооружения предметом какого-либо спора;
г) зарегистрированные сервитуты;
д) сведения о нормативной цене земельного участка.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству указывает на необходимость установления публичных сервитутов.
7.3. ОРМЗ в случае необходимости выносит вопрос о передаче земельного участка в собственность на рассмотрение комиссии по землепользованию и градостроительству при администрации г. Орла.
7.4. ОРМЗ передает в УМИ дело со всеми собранными документами.
7.5. Не позднее пяти дней с момента получения всех заключений и кадастровой карты (плана) земельного участка УМИ готовит постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или готовит проект договора купли-продажи и направляет их заявителям, либо направляет заявителям мотивированный отказ в приобретении участка, а также обеспечивает изготовление постановления об установлении публичных сервитутов и их государственной регистрации.
Переход права собственности по договору купли-продажи или на основании решения о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка подлежит государственной регистрации за счет средств приобретателя участка.
7.6. Для передаваемых в собственность застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты:
а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего использования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
б) возможность размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
в) возможность доступа на участок соответствующих служб для ремонта объектов инфраструктуры и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
г) иные.
8.Цена земельного участка устанавливается в соответствии с разделом IY настоящего положения.
Раздел III. Особенности приобретения прав на земельные участки, на
которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума
1. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
Сверхнормативная территория в случае ее расположения в границах жилой группы или двора кондоминиума может быть приобретена на возмездной основе в собственность или получена в аренду в качестве самостоятельной единицы кондоминиума наравне с помещениями домовладельцами или товариществом. В случае отказа домовладельцев или товарищества от приобретения в собственность или получения в аренду сверхнормативных территорий они остаются в государственной или муниципальной собственности и используются в соответствии с действующим законодательством.
2. Установление границ земельных участков в кондоминиуме.
Границы земельных участков в существующей застройке города, входящих в состав кондоминиума, определяются действующими землеотводами.
Размеры земельных участков для вновь строящихся объектов в кондоминиуме определяются в соответствии с требованиями градостроительных нормативов исходя из условий обеспечения минимальных противопожарных и санитарных разрывов между зданиями в застройке города, доступа ко всем частям имущества в порядке, установленном Правительством РФ постановлением от 26.09.1997 г. N 1223.
Порядок, установленный в соответствии с указанным в предыдущем абзаце, базируется на перерасчете и корректировке нормируемого для каждого периода застройки населенных мест в целом на размеры земельных долей в общей собственности, приходящихся на каждого домовладельца в кондоминиуме.
Размер земельной доли каждого домовладельца устанавливается путем умножения площади помещения на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности в соответствии с вышеуказанным порядком.
3. Передача земельных участков в кондоминиуме в собственность или в аренду осуществляется на основании постановления администрации г.Орла после установления границ земельных участков на местности.
Финансирование работ по определению размеров и установлению границ земельных участков в кондоминиумах осуществляется за счет средств домовладельцев. В случае если проведение таких работ предусмотрено программами по созданию кондоминиумов, межеванию или инвентаризации земель, они финансируются из местного бюджета.
4. Для приобретения земельного участка в собственность домовладельцы (либо лицо, уполномоченное в установленном порядке ФЗ "О товариществах собственников жилья" осуществлять управление недвижимым имуществом в кондоминиуме) обращаются с заявлением (приложение N 2) в администрацию г. Орла. К заявлению прилагаются:
а)кадастровая карта (план) земельного участка, удостоверенная федеральным государственным учреждением "Земельная кадастровая палата" по Орловской области;
б)заверенные нотариально документы о праве собственности домовладельцев на объекты недвижимости в кондоминиуме;
в)платежный документ об оплате сбора за бесплатную передачу земельного участка в нормативных размерах, установленного федеральным законом;
г)платежный документ об оплате услуг по изготовлению проекта договора купли-продажи при покупке сверхнормативной территории;
д)справку Регистрационного управления в подтверждение юридической правоспособности (для лица, уполномоченного на управление недвижимостью в кондоминиуме);
е)предъявляется паспорт, если домовладельцы лично осуществляют управление кондоминиумом или им управляет уполномоченный домовладельцами гражданин;
ж)справку инспекции Министерства налоговой службы об уплате земельного налога.
5. ОРМЗ г.Орла регистрирует заявление в журнале регистрации и в трехдневный срок направляет копию заявления с кадастровой картой земельного (планом) в УАиГ и комитет по земельным ресурсам и землеустройству г.Орла.
6. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) УАиГ за счет средств заказчика обязано в срок не позднее двух месяцев после обращения домовладельцев установить границы и размеры земельного участка в кондоминиуме и изготовить кадастровую карту (план) с указанием нормативных размеров участка и сверхнормативной территории.
Одновременно, в случае необходимости, соответствующее структурное подразделение готовит постановление администрации г.Орла об установлении публичных сервитутов.
7. Подготавливаются документы в порядке, указанном в пунктах 7,8 раздела II настоящего положения.
Раздел IY. Порядок определения цены продажи земельного участка
1. В настоящем разделе указан порядок определения цены земельных участков для заключения договоров купли-продажи земельных участков в соответствии с разделами II и III положения.
2. Цена земли на начало календарного года устанавливается Орловским областным Советом народных депутатов.
Для расчета выкупной цены применяются ставки земельного налога, установленные Орловским городским Советом народных депутатов в соответствии с Законом РФ "О плате за землю".
К стоимости земельного участка применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты утверждаются Правительством РФ. До утверждения Правительством РФ поправочных коэффициентов продажа земельных участков осуществляется по ценам, установленным Орловским областным Советом народных депутатов без применения поправочных коэффициентов.
Раздел Y. Приватизация земельных участков при приватизации зданий,
строений, сооружений
1. Приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.
2. Приватизация доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение.
3.Цена земли при приватизации объектов недвижимости определяется оценочной комиссией, которая уполномочена определять цену муниципальной недвижимости.
4. Цена земельного участка (доли) устанавливается не ниже рыночной цены участка, определенной независимым оценщиком, увеличенной на сумму затрат продавца по проведению независимой оценки. Оценочной комиссии предоставляется право устанавливать цену земельного участка выше цены, указанной в отчете независимого оценщика, в целях избежания ее занижения из-за отсутствия стабильного рынка земли в период начала ее приватизации.
Раздел YI. Порядок приобретения в собственность земельных участков для
строительства
1. Предоставление в собственность земельных участков для строительства осуществляется в соответствии с градостроительной документацией города Орла о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территории).
Не допускается предоставление в собственность земельных участков в случаях:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату и может осуществляться бесплатно только в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Орловской области.
3. Предоставление земельных участков в собственность для строительства осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов и исключительно на торгах, проводимых по инициативе органов местного самоуправления.
О порядке проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права их аренды в городе Орле см. постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 августа 2003 г. N 39/447-ГС
При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п.2 раздела II настоящего положения. При этом цена земельного участка устанавливается в соответствии с п.4 раздела V настоящего положения.
4. Заявление о продаже земельного участка для строительства направляется на имя мэра и подлежит рассмотрению комиссией по землепользованию и градостроительству при администрации г. Орла.
5. Комиссия проверяет возможность строительства согласно генеральному плану города и дает заключение. Комиссия может предложить условия конкурса.
При отрицательном заключении комиссии УАиГ в 10- (десяти-) дневный срок с момента утверждения мэром решения готовит от имени администрации города заявителю мотивированный отказ.
При положительном заключении комиссии УАиГ незамедлительно после утверждения мэром решения сообщает об этом заявителю.
6. Проведение работ по формированию выставляемого на торги участка организовывается УАиГ за счет средств заявителя и осуществляется в месячный срок с момента их оплаты.
7. Проведение работ по формированию земельного участка:
подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
определение разрешенного использования земельного участка;
определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
государственный кадастровый учет земельного участка.
8. УАиГ готовит постановление мэра о продаже на торгах сформированного земельного участка и сразу после регистрации постановления направляет все материалы в УМИ.
9. УМИ является организатором торгов и продавцом земельных участков.
10. Торги проводятся в соответствии с постановлением Правительства РФ в порядке, определенном Орловским городским Советом народных депутатов.
-----------------------------------
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 марта 2002 г. N 16/213-ГС "О проекте Положения "О порядке приобретения в собственность земельных участков в г. Орле" (второе чтение - окончательная редакция) (принято на шестнадцатом заседании городского Совета второго созыва)
Текст постановления опубликован в газете "Орловская правда" от 9 апреля 2002 г. N 59 (без приложения)
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2014 г. N 49/0935-ГС настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28 июня 2012 г. N 20/0347-ГС.
Изменения пунктов 4, 5, 6 раздела VI вступают в силу с 25 января 2012 г.
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2009 г. N 46/773-ГС
Решение Орловского городского совета народных депутатов от 29 июня 2006 г. N 5/066-ГС
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2005 г. N 76/803-ГС.
Пункт 11 раздела 6 вступает в силу с 01.10.2005 г.
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2004 г. N 63/646-ГС
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 ноября 2002 г. N 25/330-ГС