Решение Орловского городского Совета народных депутатов
от 27 ноября 1997 г. N 10/140-ГС
"О принятии положения "О городском референдуме в городе Орле"
Рассмотрев проект положения "О городском референдуме в городе Орле", Орловский городской Совет народных депутатов решил:
Принять положение "О городском референдуме в городе Орле".
Председатель Совета |
В.И. Ковалев |
Положение о городском референдуме в городе Орле
(утв. решением Орловского городского Совета народных депутатов
от 27 ноября 1997 г. N 10/140-ГС)
Глава I. Общие положения
Глава II. Инициатива и назначение городского референдума
Глава III. Порядок подготовки к проведению городского референдума
Глава IV. Порядок голосования на городском
референдуме и определение его результатов
Глава V. Ответственность за нарушение Положения о городском референдуме
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие городского референдума в городе Орле
Городской референдум (далее по тексту "референдум") - это всеобщее голосование граждан, постоянно проживающих на территории города Орла и обладающих активным избирательным правом. Референдум проводится для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения или для выявления общественного мнения и является высшим непосредственным выражением воли населения города.
Статья 2. Юридическая сила решений, принятых на городском референдуме
Решения, принятые путем городского референдума, обязательны для исполнения всеми органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города, независимо от форм собственности, а также гражданами. Принятые на референдуме решения не нуждаются в каком-либо утверждении и обязательны для применения на всей территории города.
По решению городского Совета народных депутатов вопрос, отнесенный к ведению местного самоуправления, может быть вынесен на консультативный городской референдум, результаты которого имеют рекомендательное значение.
Решения, принятые путем референдума, могут быть обжалованы в суде в установленном законом порядке.
Статья 3. Принципы проведения городского референдума
Референдум проводится на всей территории города.
Вопросы связанные с проведением референдума, рассматриваются органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно.
Граждане участвуют в референдуме непосредственно, на добровольной основе. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
Статья 4. Право на участие в городском референдуме
В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на территории города Орла и достигший 18 лет на день голосования.
Не имеют право участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Статья 5. Вопросы, выносимые на городской референдум
На референдум могут выноситься наиболее важные вопросы, непосредственно затрагивающие интересы местных жителей, находящихся в пределах полномочий органов местного самоуправления:
- Устав города или его отдельные наиболее важные положения;
- формы осуществления местного самоуправления;
- структура, наименование органов местного самоуправления;
- планы развития территории;
- запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
- строительство социально-культурных и промышленных объектов;
- изменение профиля объектов и предприятий муниципальной собственности;
- отчуждение муниципальной собственности;
- отзыв мэра города;
- иные вопросы местного значения, относящиеся к компетенции местного самоуправления.
На консультативный референдум могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией и законодательством Российской Федерации к компетенции органов государственной власти.
Результаты такого референдума доводятся до сведения соответствующих органов.
Статья 6. Формула городского референдума
Вопросы, выносящиеся на референдум, могут формулироваться с целью получения от граждан утвердительного ответа, отрицательного ответа, или выбора между различными вариантами.
Как правило, вопросы формулируются в форме, требующей утвердительного ответа в пользу лиц, выступающих с инициативой о проведении референдума.
Формула референдума утверждается городским Советом народных депутатов.
Вопросы, выносящиеся на референдум, должны формулироваться четко, быть доступными для понимания, исключать их многозначное толкование.
Статья 7. Вопросы, не выносимые на городской референдум
На референдум не могут выноситься вопросы:
- принятия и изменения городского бюджета;
- введения, изменения и отмены местных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- иные финансовые вопросы;
- вопросы принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения в связи с возникновением стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств.
Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить принципам и нормам международного права, Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Орловской области и ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
Статья 8. Обстоятельства, исключающие проведение городского референдума.
Референдум не проводится в условиях военного и чрезвычайного положения.
Повторный референдум по данному вопросу может проводиться не ранее чем через год после опубликования результатов соответствующего референдума.
Глава II. Инициатива и назначение городского референдума
Статья 9. Право назначения городского референдума
Право назначения референдума в соответствии с Уставом города Орла принадлежит городскому Совету народных депутатов.
Статья 10. Инициатива проведения городского референдума
Решение по проведению референдума принимается городским Советом народных депутатов по инициативе:
- не менее 1/3 депутатов;
- по инициативе мэра города;
- по инициативе не менее 5 % жителей города Орла, обладающих избирательным правом и надлежащим образом подписавших коллективное обращение;
Всякое лицо вправе предложить органам местного самоуправления выступить с инициативой о проведении референдума, однако такое обращение не имеет обязательной силы.
Статья 11. Реализация права инициативы городского референдума гражданами, имеющими право на участие в референдуме
Гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, могут образовывать инициативную группу для сбора подписей под коллективным обращением с целью назначения референдума. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа граждан.
Инициативную группу могут образовывать также:
- областные, городские и иные отделения общефедеральных партий и иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции РФ и предусматривают участие в выборах;
- областные, городские общественные объединения, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области и предусматривают участие в выборах.
Общественные объединения могут образовать инициативную группу только в случае, если их уставы зарегистрированы не позднее 6 месяцев до момента обращения с инициативой о проведении референдума.
Инициативная группа обращается в территориальную избирательную комиссию города Орла с ходатайством о регистрации инициативной группы.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1. Формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум;
2. Фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов (документов, их заменяющих) членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от ее имени.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы.
Территориальная избирательная комиссия города Орла, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям законодательства о референдуме, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство.
Форма регистрационного свидетельства утверждается территориальной городской избирательной комиссией. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе, действительно в течение трех месяцев.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление территориальной избирательной комиссией города Орла. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в соответствии с федеральным законодательством. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой законодательства о референдуме.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума (образец подписного листа дан в Приложении).
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан, имеющих право участвовать в референдуме, о чем составляется итоговый протокол. Форма итогового протокола утверждается избирательной комиссией.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными группы в территориальную избирательную комиссию города Орла, которая проверяет соблюдение требований "Положения о городском референдуме в городе Орле" при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в десятидневный срок направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в городской Совет народных депутатов.
В случае, если территориальная избирательная комиссия города Орла обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документ возвращается инициативной группе. Срок действия регистрационного свидетельства при этом продлевается на две недели.
Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении референдума с той же по содержанию и смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.
Статья 12. Подписной лист городского референдума
В листе сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении референдума указываются:
1. номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы;
2. формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум;
3. фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно, день и месяц), домашний адрес, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, подпись и дата внесения подписи гражданина, имеющего право на участие в референдуме.
Гражданин вправе ставить свою подпись один раз и только в одном подписном листе. В случае обнаружения в подписных листах двух и более подписей одного гражданина областная избирательная комиссия не учитывает его подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта (или документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении.
Статья 13. Принятие решения о назначении городского референдума
Городской Совет народных депутатов по инициативе лиц, указанных в настоящем Положении, вправе принять одно из следующих решений:
1. О назначении референдума и дате его проведения;
2. Об отклонении инициативы о назначении референдума в случае нарушения Положения о референдуме.
3. О принятии нормативного правового акта, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, без последующего проведения референдума, если принятие такого документа относится к компетенции городского Совета народных депутатов;
4. О ходатайстве перед администрацией города о принятии постановления или иного акта, предлагаемого в требованиях о проведении референдума, если принятие такого акта относится к компетенции администрации области.
Решение об отклонении инициативы о назначении референдума может быть обжаловано инициаторами его проведения в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
Городской Совет народных депутатов принимает решение в течение месяца со дня поступления инициативы о проведении референдума.
Решение городского Совета народных депутатов о назначении референдума в трехдневный срок публикуется в средствах массовой информации. Одновременно с решением о назначении референдума публикуется вопрос, выносимый на референдум, и сообщается дата его проведения.
Статья 14. Срок проведения городского референдума
Референдум не может проводиться ранее одного и позднее четырех месяцев со дня принятия решения о его назначении.
Настоящие сроки могут быть изменены, если это связано с проведением другого референдума или выборов.
Глава III. Порядок подготовки к проведению городского референдума
Статья 15. Система избирательных комиссий по проведению городского референдума.
Подготовку и проведение референдума осуществляют:
- территориальная избирательная комиссия города Орла по проведению референдума (далее территориальная городская комиссия).
- участковые комиссии по проведению референдума ( далее участковые комиссии).
Статья 16. Порядок формирования территориальной комиссии
Территориальная комиссия формируется в количестве 5-9 человек, не позднее чем за 60 дней до проведения референдума.
Состав территориальной комиссии назначается городским Советом народных депутатов. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной комиссии.
При определении кандидатур в состав территориальной комиссии городской Совет народных депутатов учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства.
Инициативная группа граждан, указанная в настоящем Положении, вправе включить одного члена в территориальную комиссию с правом совещательного голоса.
Полномочия территориальной комиссии прекращаются после официального обнародования результатов референдума.
Статья 17. Порядок формирования участковых комиссий
Участковые комиссии формируются в количестве 5-10 человек, не позднее, чем за 44 дня до дня проведения референдума.
Состав участковой комиссии назначается городским Советом народных депутатов. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой комиссии.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии городской Совет народных депутатов учитывает предложения общественных объединений, собраний граждан по месту работы, службы, учебы и жительства.
Инициативная группа граждан, указанная в настоящем Положении, имеет право включить по одному члену в каждую участковую комиссию с правом совещательного голоса.
Полномочия участковой комиссии прекращаются после официального обнародования результатов референдума.
Статья 18. Полномочия территориальной комиссии
Территориальная комиссия:
1. обеспечивает соблюдение данного Положения о референдуме на территории города Орла;
2. организовывает деятельность участковых комиссий;
3. заслушивает сообщения руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам организационно-технической подготовки и проведения референдума;
4. рассматривает жалобы и заявления на решения и действия участковых комиссий;
5. контролирует обеспечение участковых комиссий по проведению референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;
6. распределяет средства, выделенные из городского бюджета на проведение референдума, контролирует их целевое использование и отчитывается перед городским Советом народных депутатов;
7. устанавливает форму и утверждает образец бюллетеня референдума, устанавливает формы списков граждан, имеющих право на участие в референдуме, протоколов участковых комиссий и других документов, необходимых для референдума, а также образцы ящиков для голосования и печатей участковых комиссий по проведению референдума;
8. обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжения ими участковых комиссий;
9. контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в референдуме;
10. определяет результаты голосования на референдуме и обнародует их в средствах массовой информации;
11. обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с организацией и проведением референдума;
12. отчитывается перед городским Советом народных депутатов об использовании средств, выделенных на проведение референдума;
13. осуществляет иные полномочия в соответствии с данным Положением и законодательством о референдуме;
Решения территориальной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для соответствующих участковых комиссий, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций города и их должностных лиц.
Статья 19. Полномочия участковых комиссий
Участковые комиссии:
1. составляют и уточняют списки граждан, имеющих право на участие в референдуме на территории участка;
2. обеспечивают ознакомление граждан со списками лиц, имеющих на территориях участков право на участие в референдуме, рассматривают заявления и жалобы о неточностях в этих списках и решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений;
3. оповещают население о дне и месте проведения голосования;
4. обеспечивают подготовку помещений для проведения голосования и их надлежащее оборудование;
5. организуют голосование на участке;
6. производят подсчет голосов и определяют результаты голосования на референдуме по участкам, составляют протоколы и передают их в территориальную комиссию;
7. рассматривают жалобы и заявления по вопросам подготовки и проведения референдума на территориях участков;
8. осуществляют иные полномочия в соответствии с данным Положением и законодательством о референдуме.
Решения участковых комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций города и их должностных лиц.
Статья 20. Организация работы комиссий по проведению городского референдума.
Деятельность комиссий по проведению референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует более 50 % членов комиссии с правом решающего голоса. Решение комиссий принимаются открытым голосованием.
Решение считается принятым, если за него проголосовало боле половины членов комиссии с правом решающего голоса, участвовавших в заседании. Если в заседании принимает участие четное число членов комиссии с правом решающего голоса, то при равном числе голосов "за" и "против", голос председателя комиссии является решающим.
Решения комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума, об установлении итогов голосования принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Решение комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии.
Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказывать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее, чем в трехдневный срок, а за три дня до дня референдума и в день референдума - немедленно.
Решение комиссии, противоречащее Положению о референдуме и действующему законодательству, либо принятое комиссией с превышением полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом в порядке, предусмотренном законодательством.
Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная и участковые комиссии по проведению референдума проводят свои первые заседания не позднее двух дней с момента их формирования.
Председатель, заместитель председателя, секретарь, член комиссии по проведению референдума по решению комиссии может освободиться в период подготовки и проведения референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
Статья 21. Содействие деятельности комиссии по проведению городского референдума.
Органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, а за пять и менее дней до проведения референдума - немедленно.
Лица, нарушающие требования настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с существующим законодательством.
Статья 22. Обжалование решений и действий комиссии по проведению референдума.
Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
Решения по жалобам и заявлениям принимаются в пятидневный срок, а за пять и менее дней до дня референдума - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах или заявлениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
Территориальная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив при этом решение участковой комиссии.
Статья 23. Участки референдума в городе Орле
Участки референдума образуются органами местного самоуправления по согласованию с территориальной избирательной комиссией. Участки референдума образуются с учетом административно-территориального деления и иных местных условий с целью создания максимальных удобств для граждан.
Участки референдума образуются с учетом следующих требований:
- не более 3000 граждан, имеющих право на участие в референдуме, на каждом участке референдума;
- соблюдение границ административно-территориального деления.
Допустимое отклонение от нормы представительства не должно превышать 10%.
В стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в референдуме, участки референдума могут образовываться в более поздние сроки.
Военнослужащие голосуют на общих участках референдума.
Списки участков референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий публикуются в печати.
Статья 24. Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме составляет участковая комиссия на основании данных, предоставляемых по установленной форме администрацией района города.
Список граждан составляется в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства гражданина.
Список граждан - военнослужащих, находящихся в воинской части и других граждан, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, предоставляемых командиром воинской части.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки граждан по месту жительства на общих основаниях.
Списки граждан, которые в день референдума будут находиться в стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями указанных учреждений.
Списки граждан, находящихся в день референдума под предварительным следствием и под административным арестом, составляются соответствующими должностными лицами органов внутренних дел.
Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией и подписывается председателем участковой комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в территориальную комиссию.
Статья 25. Порядок включения в списки граждан, имеющих право на участие в городском референдуме
В списки граждан включаются все граждане, постоянно проживающие на территории города Орла и имеющие право на участие в референдуме в соответствии с настоящим Положением.
Основанием для включения гражданина в список на конкретном участке референдума является факт его проживания на территории этого участка, устанавливаемый в соответствии с Федеральным законом, определяющим права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке референдума.
Граждане, находящиеся в день проведения референдума в стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, расположенные на территории города, включаются в список по месту их нахождения.
Граждане, находящиеся в день референдума под предварительным следствием и под административным арестом, включаются в список по месту их нахождения.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список граждан, имеющих право на участие в референдуме по месту нахождения общежития.
Граждане, поселившиеся на территории участка референдума, после предоставления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также граждане по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией в список граждан на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка.
Статья 26. Ознакомление со списками граждан, имеющих право на участие в городском референдуме
Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, предоставляются для всеобщего ознакомления.
Каждому гражданину, имеющему право на участие в референдуме, предоставляется право заявить в участковую комиссию о невключении его в список, а также о любой ошибке или неточности в списке граждан.
Участковая комиссия обязана проверить жалобу или заявление, устранить ошибку или неточность, либо не позднее, чем через 24 часа дать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения жалобы или заявления. Решение комиссии может быть обжаловано в территориальную комиссию или в суд в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством. Территориальная комиссия обязана рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дней до референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке граждан производится участковой комиссией немедленно.
Вносить изменения в списки граждан после подсчета голосов запрещается.
Статья 27. Бюллетени для голосования на городском референдуме
В бюллетене для голосования на референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего.
При вынесении на референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга четко выделенными горизонтальными линиями.
При принятии решения о назначении референдума, городской Совет народных депутатов решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню текста, выносимого на референдум, и текста нормативного правового акта, который предлагается отменить или изменить. Если текст нормативного правового акта не приобщается к бюллетеню для голосования, то он вывешивается в помещении каждого участка референдума для всеобщего ознакомления.
Участковые комиссии по проведению референдума получают бюллетени не позднее трех дней до дня референдума. По каждому участку количество бюллетеней не может превышать более, чем на один процент число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в референдуме на данном участке.
На каждом бюллетене ставится печать участковой комиссии по проведению референдума и подпись двух членов комиссии.
Статья 28. Агитация по вопросам, вынесенным на городской референдум
Общественные объединения и граждане вправе беспрепятственно вести агитацию за или против вопроса, выносимого на референдум.
Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Территориальная избирательная комиссия, поставленная в известность о распространении анонимных, либо подложных агитационных материалов, принимает меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
В последний день перед днем референдума и в день референдума агитация запрещается. В течение шести дней до дня референдума и в день референдума запрещается опубликование результатов общественного мнения, прогнозов, результатов социологических и иных исследований, связанных с референдумом.
Не допускается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, на зданиях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях комиссий по проведению референдума и в помещениях участков референдума.
Агитация может осуществляться через средства массовой информации путем проведения различных мероприятий (собраний, встреч, публичных дебатов, дискуссий, митингов, демонстраций, шествий), выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В агитации не могут участвовать органы государственной власти и местного самоуправления, члены комиссий по проведению референдума, государственные и муниципальные служащие. Агитация не может вестись на территории воинских частей, деполитизированных учреждений и в помещениях участков референдума.
Средства массовой информации, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы, предприятия, учреждения и организации, либо финансируемые полностью или частично за счет государственных или муниципальных средств, обязаны обеспечить равные возможности для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.
Статья 29. Финансирование городского референдума
Финансирование референдума осуществляется из средств городского бюджета.
Администрация города выдает территориальной избирательной комиссии необходимые средства на проведение референдума в 10-дневный срок со дня опубликования решения городского Совета народных депутатов о назначении референдума. Выделенные средства поступают в распоряжение территориальной избирательной комиссии и распределяются ею между участковыми комиссиями по проведению референдума.
Территориальная избирательная комиссия представляет отчет городскому Совету народных депутатов о расходовании средств не позднее 45 дней после обнародования результатов.
Глава IV. Порядок голосования на городском
референдуме и определение его результатов
Статья 30. Порядок голосования на городском референдуме
На всех участках референдума голосование проводится с 8 до 22 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия оповещает граждан.
Гражданин, который в день референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до референдума) или участковой (не ранее, чем за три дня до дня референдума) комиссии, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если гражданин голосует в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной комиссии, которые заверяются печатью территориальной комиссии. Заполненный бюллетень гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей комиссии.
Территориальная комиссия передает список проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня референдума.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной комиссии секретарь территориальной комиссии, на территории которой проживает данный гражданин, делает в соответствующей строке списка граждан запись: "досрочное" и расписывается. Данная запись делается после поступления в участковую комиссию запечатанного конверта с бюллетенем для голосования из территориальной комиссии.
В восемь часов в день референдума председатель участковой комиссии объявляет участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим гражданам и наблюдателям пустые ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в ящик для голосования. В случае, если из конверта извлечено два и более бюллетеня, все извлеченные из конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан приступить к голосованию.
После получения бюллетеня гражданин проставляет в списке граждан серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия гражданина или по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список граждан членом участковой комиссии с правом решающего голоса. В этом случае гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, расписывается в списке граждан в графе "Подпись о получении бюллетеня для голосования" с указанием своей фамилии.
Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие другого лица. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена комиссии и наблюдателей. Фамилия этого лица указывается в списке граждан с подписью гражданина о получении бюллетеня.
Заполненный бюллетень гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения участковой комиссии и наблюдателей.
Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании гражданам, которые по состоянию здоровья, либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой комиссии должно быть необходительное количество переносных ящиков для голосования, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные о гражданине, что и в списке граждан, имеющих право на участие в референдуме. После получения бюллетеня для голосования гражданин делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой комиссии. выезжающие по заявлениям, получают под роспись бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений граждан, а также число использованных и возвращенных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке граждан делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов граждан. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения тайны голосования или искажение волеизъявления гражданина.
Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой комиссии,
уполномоченный его
В случае, если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает гражданину новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан против фамилии соответствующего гражданина. Испорченным бюллетень погашается. о чем составляется акт. При проведении голосования, подсчете голосов граждан и составлении протоколов об итогах голосования участковыми комиссиями на участках вправе находиться:
- наблюдатели от областных, городских, районных и иных отделений общефедеральных партий и иных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы Министерством юстиции РФ и предусматривают участие в выборах;
- наблюдатели от областных общественных объединений, уставы которых зарегистрированы управлением юстиции администрации области и предусматривают участие в выборах;
- иностранные (международные) наблюдатели;
- представители средств массовой информации.
Член участковой комиссии по проведению референдума отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка референдума, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией.
Статья 31. Подсчет голосов участковой комиссией
По окончании времени голосования председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени. Число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их неповрежденности и вскрывает их. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков.
Вначале производится подсчет бюллетеней, находящихся в переносных ящиках для голосования. Их число не должно превышать число заявлений граждан в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительными решением участковой комиссии.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан прежде всего определяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, либо не заверенные комиссией и недействительные бюллетени. Недействительными считаются бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. При возникновении сомнения участковая комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня недействительным комиссия указывает на его обратной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан проводится непосредственно членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.
На основании списков граждан, имеющих право на участие в референдуме и по количеству находившихся в ящиках для голосования бюллетеней. участковая комиссия устанавливает и отражает в протоколе:
1. число граждан, внесенных в список имеющих право на участие в референдуме, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
2. количество бюллетеней, полученных участковой комиссией;
3. количество погашенных неиспользованных бюллетеней;
4. количество бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
5. количество бюллетеней, выданных гражданам на участке в день референдума;
6. количество бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
7. количество бюллетеней, обнаруженных в стационарных ящиках для голосования;
8. количество бюллетеней, обнаруженных в переносных ящиках для голосования;
9. количество бюллетеней, признанных действительными;
10. количество бюллетеней, признанных недействительными;
11. количество голосов, поданных за проект решения;
12. количество голосов, поданных против проекта решения.
Указанный протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей, подписывается всеми членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, прикладывает к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы и заявления на нарушение законодательства о референдуме, поступившие в участковую комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Не допускается заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в них каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола территориальная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии членов территориальной комиссии.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными бюллетенями, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей и представителей средств массовой информации, присутствующих при подсчете голосов граждан, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола представляется для ознакомления наблюдателям, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации.
Документы референдума, включая бюллетени, передаются в территориальную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов референдума.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, проводилось более одного референдума, либо референдум проводился одновременно с выборами, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу, референдуму и по выборам производятся одновременно.
Статья 32. Установление итогов голосования территориальной комиссией и определение результатов городского референдума
На основании протоколов участковых комиссий об итогах голосования, путем суммирования содержащихся в них данных, территориальная комиссия не позднее, чем через три дня со дня референдума устанавливает итоги голосования.
Суммирование содержащихся в протоколах участковых комиссий данных осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования территориальная комиссия составляет протокол, в который заносятся данные о числе участковых комиссий на территории города, числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования, с также суммарные данные по позициям протоколов участковых комиссий, установленным настоящим Положением.
Протокол территориальной избирательной комиссии подписывается всеми присутствующими членами комиссии. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования, включающая с себя полные данные протоколов всех участковых комиссий. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, прикладывает к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К протоколу приобщаются жалобы и заявления на нарушение законодательства о референдуме, поступившие в территориальную избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии.
Не допускается заполнение протокола территориальной избирательной комиссии и сводной таблицы об итогах голосования карандашом и внесение о них каких бы то ни было исправлений.
Референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.
Число граждан, принявших участие в референдуме, определяется общим числом граждан, получившим бюллетени.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины числа граждан, принявших участие в референдуме. Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимого количества голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Постановлением территориальной избирательной комиссии результаты голосования на отдельных участках могут быть признаны недействительными из-за допущенных нарушений данного Положения, существенно повлиявших на результаты голосования. В этом случае территориальная избирательная комиссия вправе поручить соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не позднее двух недель со дня обнародования постановления территориальной избирательной комиссии.
Статья 33. Обнародование и вступление в силу решения, принятого на городском референдуме.
Принятое на референдуме решение и результаты голосования в целом по городу подлежат обнародованию не позднее трех дней после определения результатов референдума. Территориальная избирательная комиссия публикует в городской газете "Орловские вести" сводную таблицу об итогах голосования, включающую в себя полные данные протоколов территориальной и участковых комиссий.
Принятое на референдуме решение вступает в силу в день его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме.
Статья 34. Утверждение и отмена решения, принятого на городском референдуме
Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в утверждении каким-либо органом местного самоуправления.
Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории города и может быть отменено или изменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме.
Решение, принятое на консультативном референдуме, имеет значение рекомендации и может вступить в силу только при его утверждении, либо путем принятия соответствующего решения городским Советом народных депутатов.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, городской Совет народных депутатов обязан в течение 45 дней после вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.
Статья 35. Хранение документации городского референдума
Территориальная избирательная комиссия по окончанию работы сдает всю документацию в городской архив на постоянное хранение. По истечении двух лет после обнародования результатов референдума бюллетени для голосования уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией.
Глава V. Ответственность за нарушение
Положения о городском референдуме
Статья 36. Ответственность за нарушение Положения о городском референдуме
Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданами их права на участие в референдуме, в том числе агитацию и голосование, а также члены инициативных групп и комиссий по проведению референдума, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, члены общественных объединений, совершившие подлог документов, фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, а равно нарушившие тайну голосования, несут ответственность в соответствии с существующим законодательством.
Приложение
Подписной лист
___________________________________________________________________________
(наименование общественного объединения, образовавшего инициативную группу)
___________________________________________________________________________
Номер регистрационного свидетельства/Дата регистрации инициативной группы
Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении городского референдума в городе Орле с формулировкой вопроса (вопросов):
N п/п |
Фамилия, имя, отчество |
Дата рождения |
Адрес и место проживания |
Серия и номер паспорта |
Дата подпи- си |
Подпись |
1. |
||||||
2. |
||||||
3. |
||||||
n. |
Подписной лист удостоверяю___________________________________________
(Ф. И. О., место жительства, серия и
__________________________________________________________________________
номер паспорта или заменяющего его документа лица, собирающего подписи)
Подпись и дата_______________________________________________________
Уполномоченный инициативной группы:_______________________________________
(Ф. И. О., место жительства, серия и
__________________________________________________________________________
номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного инициативной
__________________________________________________________________________
группы)
Подпись и дата_______________________________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Орловского городского Совета народных депутатов от 27 ноября 1997 г. N 10/140-ГС "О принятии Положения "О городском референдуме в городе Орле"
Текст решения опубликован в официальном издании Орловского городского Совета народных депутатов "Решения за 1997 год и документы к ним", 2000 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 26 августа 2004 г. N 58/600-ГС
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 31 января 2002 г. N 14/181-ГС