Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к государственной программе Орловской области
"Развитие предпринимательства и деловой активности
в Орловской области"
Подпрограмма
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства
в Орловской области на 2014-2020 годы" государственной программы
Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности
в Орловской области"
Паспорт
подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего
предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие
предпринимательства и деловой активности
в Орловской области"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы" (далее также - подпрограмма 2) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 2 |
Департамент экономики Орловской области |
Соисполнители подпрограммы 2 |
Не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 2 |
Не предусмотрены |
Ведомственные целевые программы |
Ведомственные целевые программы отсутствуют |
Цели подпрограммы 2 |
Создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства (далее также - МСП) в Орловской области |
Задачи подпрограммы 2 |
1) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров; 2) формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП; 3) финансовая поддержка субъектов МСП в приоритетных направлениях; 4) расширение деловых возможностей субъектов МСП; 5) обеспечение открытости и доступности информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 2 |
1) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций; 2) доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта; 3) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Орловской области; 4) количество субъектов МСП, которым оказана поддержка; 5) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тыс. существующих субъектов МСП |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 2 |
Один этап, 2014-2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы 2 |
2014-2020 годы - 1 846 967,7 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 555 200,0 тыс. рублей; областной бюджет - 168 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 1 123 767,7 тыс. рублей; в том числе по годам: 2014 год - 246 601,0 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 96 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24,000 тыс. рублей; внебюджетные средства - 126 601,0 тыс. рублей; 2015 год - 262 388,8 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 89 200,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 149 188,8 тыс. рублей; 2016 год - 271 617,9 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 89 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 158 617,9 тыс. рублей; 2017 год - 270 787,4 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 89 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 157 787,4 тыс. рублей; 2018 год - 251 248,9 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 58 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 169 248,9 тыс. рублей; 2019 год - 265 718,9 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 65 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 176 718,9 тыс. рублей; 2020 год - 278 604,8 тыс. рублей, из них: федеральный бюджет - 69 000,0 тыс. рублей; областной бюджет - 24 000,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 185 604,8 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 2 |
1) доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в 2020 году - 28,9%; 2) доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта в 2020 году - 29,0%; 3) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Орловской области в 2020 году - 640 единиц; 4) количество субъектов МСП, которым оказана поддержка за период 2014-2020 годов - 6 722 единицы; 5) количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тыс. существующих субъектов МСП в 2020 году - 63,9 единицы |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Несмотря на то, что экономику любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса.
В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий, где сосредоточены 2/3 экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию МСП. Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Орловской области действовало 7 878 субъектов МСП (48,5% от общего числа организаций и предприятий Орловской области), что на 9,3% больше уровня 2011 года, на 6,7% - 2010 года, на 10,1% - 2009 года, а также 20 888 индивидуальных предпринимателей.
Наибольшее число субъектов МСП действует в следующих отраслях: в торговле - 24,6%, в обрабатывающей промышленности - 21,6%, в сфере операции с недвижимым имуществом - 18%, в сельском хозяйстве - 9,8%. По прогнозу, такое соотношение сохранится.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в 2012 году составила 59,4 тыс. человек (24,7% в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Орловской области, в 2011 году - 25,7%, в 2010 году -24,7%).
Фонд оплаты труда всех работников на предприятиях МСП в 2012 году составил 8,98 млрд. рублей (108,7% к уровню 2011 года). Среднемесячная заработная плата: работников средних предприятий - 15 457 рублей (на 14,5% выше показателя 2011 года), малых предприятий - 12 545 рублей (на 9,2% выше показателя 2011 года), микропредприятий - 9 733 рубля (на 24,2% выше показателя 2011 года).
Оборот продукции (услуг), произведенной субъектами МСП в 2012 году, составил 127,2 млрд. рублей (107,4% к уровню 2011 года, 121,1% к уровню 2010 года).
В 2012 году объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от субъектов МСП, уплачиваемых по специальным режимам налогообложения, составил 1 121,98 млн. рублей (124% к уровню 2011 года).
По оценке, доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП в 2012 году составила 26,8%.
По показателю инвестиции в основной капитал субъектов МСП Орловская область среди регионов Центрального федерального округа занимает 14-е место, в целом по России - 45-е.
Орловская область занимает пятое место в рейтинге регионов, в которых за последние годы прослеживается наиболее активное развитие МСП.
Анализ показателей 2012 года свидетельствует о необходимости расширения мер государственной поддержки сектора МСП. Осуществление комплексной поддержки МСП в Орловской области возможно только при использовании программно-целевого метода. Опыт трех реализованных в Орловской области долгосрочных областных целевых программ, направленных на развитие и поддержку МСП, показывает целесообразность такого подхода.
Однако, несмотря на активную государственную поддержку сферы МСП, в связи с проявлениями кризисных явлений последних лет все более очевидными становятся основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности бизнес-структуры:
несовершенство нормативной правовой базы, системы налогообложения и налогового контроля в сфере МСП;
неразвитость действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития МСП;
недостаточно развитая инфраструктура поддержки МСП;
неполное информационное обеспечение субъектов МСП;
недостаточное кадровое обеспечение и подготовка специалистов для МСП;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Для преодоления этих явлений и факторов необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции государственной политики.
Все это обуславливает необходимость разработки подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014-2020 годы", реализация которой позволит:
обеспечить доступ субъектов МСП к материально-техническим, финансово-кредитным и информационным ресурсам, рынкам сбыта продукции;
улучшить социально-экономическую ситуацию;
обеспечить рост занятости и доходов населения, активизацию МСП;
повышение эффективности государственной поддержки на основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы 2, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения
целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных
результатов подпрограммы 2, сроков и этапов ее реализации
Целью подпрограммы 2 является создание благоприятных условий для эффективного развития МСП в Орловской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров путем реализации следующих мероприятий:
подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих деятельность субъектов МСП;
проведение (участие в проведении) совещаний, круглых столов, встреч и т. п. с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления их деятельности, в том числе с участием контрольно-надзорных органов;
2) формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП путем реализации следующих мероприятий:
развитие системы микрофинансирования;
развитие системы гарантий и поручительств;
создание и обеспечение деятельности агротехнопарка;
3) финансовая поддержка субъектов МСП в приоритетных направлениях путем реализации следующих мероприятий:
поддержка малых инновационных компаний;
содействие повышению энергоэффективности производства субъектов МСП;
поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП;
содействие развитию лизинга оборудования;
субсидирование начинающих предпринимателей;
субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования;
содействие созданию дошкольных образовательных центров;
субсидирование субъектов МСП, организующих группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;
4) расширение деловых возможностей субъектов МСП путем реализации следующих мероприятий:
организация массовых программ обучения в сфере предпринимательства;
развитие системы промышленной субконтрактации;
содействие развитию молодежного предпринимательства;
организация и (или) участие в форумах, выставках, конференциях и т.д.;
5) обеспечение открытости и доступности информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки путем реализации следующих мероприятий:
информационное сопровождение автоматизированной информационной системы "Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства";
ведение реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки;
популяризация предпринимательства и мер поддержки.
Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения их влияния на социально-экономическое развитие Орловской области предусмотрены целевые показатели реализации мероприятий подпрограммы 2, которые ежегодно корректируются в зависимости от объемов финансирования. Оценка эффективности реализации программы осуществляется по следующим общим показателям эффективности реализации подпрограммы 2:
доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме валового регионального продукта;
количество вновь зарегистрированных субъектов МСП в Орловской области;
количество субъектов МСП, которым оказана поддержка;
количество вновь зарегистрированных субъектов МСП на 1 тыс. существующих субъектов МСП.
Целевые показатели по мероприятиям представлены в приложении 1 к подпрограмме 2.
Реализация подпрограммы 2 рассчитана на 7 лет в один этап в связи с осуществлением комплекса взаимосвязанных мероприятий для достижения поставленной цели.
III. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий подпрограммы 2
В состав подпрограммы 2 ведомственные целевые программы не входят.
Подпрограмма 2 представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированными по задачам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере развития МСП.
1. Мероприятия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров:
а) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих деятельность субъектов МСП;
б) проведение (участие в проведении) совещаний, круглых столов с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления их деятельности, в том числе с участием контрольно-надзорных органов.
2. Мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП:
а) развитие системы микрофинансирования:
предусматривает капитализацию микрофинансовых организаций, созданных в качестве организаций инфраструктуры поддержки МСП, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Департамент экономики Орловской области;
требования к микрофинансовой организации устанавливаются Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
б) развитие системы гарантий и поручительств:
предусматривает пополнение фондов организаций инфраструктуры поддержки МСП (подразделений организации инфраструктуры поддержки МСП), выполняющих функции гарантийного фонда;
требования к гарантийному фонду устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
в) создание и обеспечение деятельности агротехнопарка:
под агротехнопарком понимается имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5 000 кв. метров. Резидентами технопарка являются малые и средние предприятия, научные организации, проектно-конструкторские бюро, учебные заведения, организации инновационной инфраструктуры, производственные предприятия или их подразделения, научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы и иные объекты инфраструктуры поддержки субъектов МСП, осуществляющие свою деятельность в агропромышленной сфере;
предметом деятельности агротехнопарка является создание благоприятных условий для развития малых и средних предприятий в агропромышленной сфере путем создания материально-технической, экономической, информационной и социальной базы для становления, развития, подготовки к самостоятельной деятельности малых агропромышленных предприятий;
требования к агротехнопарку устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации.
3. Мероприятия финансовой поддержки субъектов МСП в приоритетных направлениях:
а) поддержка малых инновационных компаний:
оказывается в виде субсидий юридическим лицам - субъектам МСП в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (в том числе на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), производственное проектирование, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение новых технологий, сертификацию и патентирование);
виды затрат малых инновационных компаний, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
б) содействие повышению энергоэффективности производства субъектов МСП:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидий на возмещение части затрат субъектов МСП, связанных с проведением на этих предприятиях энергетических обследований, реализацией на этих предприятиях работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов), с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
в) поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидии субъектам МСП, производящим и (или) реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта, а также создание и обеспечение деятельности регионального центра координации поддержки экспортно ориентированных субъектов МСП (далее - центр), к функциям которого относятся предоставление услуг (информационно-аналитических, консультационных, организационных) субъектам МСП, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, содействие выходу экспортно ориентированных субъектов МСП на иностранные рынки;
требования к центру устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
г) содействие развитию лизинга оборудования:
предусматривает субсидирование части расходов субъектов МСП, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договорам лизинга оборудования, на конкурсной основе;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
д) субсидирование начинающих предпринимателей:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидий в размере до 0,3 млн. рублей на возмещение затрат, связанных с открытием собственного бизнеса, субъектам МСП, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность менее одного календарного года с даты регистрации на территории Орловской области на дату окончания приема конкурсной документации;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
в рамках мероприятия также осуществляется предоставление на конкурсной основе субсидий в размере не менее 10% от суммы средств федерального бюджета, направленной на реализацию мероприятия, муниципальным образованиям Орловской области на реализацию данного мероприятия в рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства;
порядок проведения конкурсного отбора муниципальных образований утверждается Правительством Орловской области;
е) субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования:
предусматривает предоставление субсидии на конкурсной основе на софинансирование затрат субъектов МСП в размере не более 50% произведенных и подтвержденных необходимыми документами затрат на приобретение в собственность нового оборудования, но не более 2 млн. рублей на одного получателя;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
ж) содействие созданию дошкольных образовательных центров:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с реализацией проекта по созданию дошкольных образовательных центров, из расчета не более 50% произведенных и подтвержденных необходимыми документами затрат (размер субсидии не превышает 10 млн. рублей на одного получателя поддержки);
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
з) субсидирование субъектов МСП, организующих группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидии субъектам МСП на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми на условии долевого финансирования целевых расходов, связанных с реализацией проекта, в размере не менее 15% от размера получаемой субсидии (размер субсидии не превышает 1 млн. рублей на одного получателя поддержки);
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области.
4. Мероприятия, направленные на расширение деловых возможностей субъектов МСП:
а) организация массовых программ обучения в сфере предпринимательства:
предусматривает реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации продолжительностью не более 100 часов на основе конкурсного отбора образовательных учреждений;
б) развитие системы промышленной субконтрактации:
предусматривает внедрение, информационное и техническое сопровождение специализированной электронной площадки;
в) содействие развитию молодежного предпринимательства:
предполагается популяризация предпринимательства в молодежной среде, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%);
комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, планируется осуществлять при методическом и информационном взаимодействии с Федеральным агентством по делам молодежи;
г) организация и (или) участие в форумах, выставках, конференциях и т.п.
5. Мероприятия, обеспечивающие открытость и доступность информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки:
а) информационное сопровождение АИС "Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства";
б) ведение реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки (далее также - реестр):
требования к ведению реестра установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами";
в) популяризация предпринимательства и мер поддержки (проведение информационной и рекламной кампаний):
предполагает производство теле- и радиопрограмм, направленных на формирование положительного образа предпринимателя, популяризацию роли предпринимательства; размещение публикаций в средствах массовой информации о мерах, направленных на поддержку МСП, популяризацию предпринимательства; организацию работы по популяризации предпринимательства в школах и вузах (игровые, тренинговые мероприятия, образовательные курсы, олимпиады по предпринимательству, семинары, мастер-классы, экскурсии на предприятия).
Перечень мероприятий подпрограммы 2 представлен в приложении 2 к подпрограмме 2.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Меры государственного регулирования при реализации мероприятий подпрограммы 2 не предусматриваются.
Нормативную правовую базу формирования и реализации региональной политики в сфере развития и поддержки МСП составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Орловской области:
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года N 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 888-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области";
Закон Орловской области от 2 ноября 2012 года N 1423-ОЗ "О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения";
постановление Правительства Орловской области от 28 сентября 2009 года N 177 "О создании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Орловской области".
Планирование бюджетных ассигнований, целевое использование бюджетных средств осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказами Министерства финансов Российской Федерации, Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области", законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 2 представлены в приложении 3 к подпрограмме 2.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации подпрограммы 2 (при оказании государственными учреждениями
государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы 2)
Оказание государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых
органами местного самоуправления в случае их участия
в разработке и реализации подпрограммы 2
В рамках реализации мероприятия "Субсидирование начинающих предпринимателей" подпрограммы 2 в соответствии с требованиями Министерства экономического развития Российской Федерации бюджетам муниципальных районов Орловской области, признанных по итогам конкурсного отбора победителями, в году проведения конкурсного отбора предоставляется субсидия из областного бюджета на реализацию мероприятия "Субсидирование начинающих предпринимателей" муниципальной программы поддержки МСП.
Предоставление субсидии осуществляется при условии наличия разработанной и утвержденной в установленном порядке муниципальной программы поддержки МСП и исполнения органами местного самоуправления Орловской области обязательств по софинансированию мероприятия "Субсидирование начинающих предпринимателей" в рамках муниципальной программы.
Муниципальные районы - победители конкурсного отбора принимают обязательства по предоставлению на конкурсной основе субсидий субъектам МСП в соответствии с условиями, которые определяются Правительством Орловской области.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 2
В рамках подпрограммы 2 в качестве исполнителей отдельных мероприятий участвуют:
1) фонды микрофинансирования:
областное автономное учреждение "Орловский региональный фонд развития и микрофинансирования малого предпринимательства" (ОАУ "ОРФРММП");
некоммерческая организация "Фонд микрофинансирования Орловской области" (НО "ФМОО");
2) гарантийные фонды:
областное автономное учреждение "Орловский региональный гарантийный фонд" (ОАУ "ОРГФ");
некоммерческая организация "Фонд поддержки предпринимательства Орловской области" (НО "ФППОО").
В отношении данных организаций функции и полномочия учредителя исполняет Департамент экономики Орловской области.
Фондами микрофинансирования реализуются микрофинансовые программы, в соответствии с которыми субъектам МСП предоставляются займы в размере до 1 млн. рублей сроком до 1 года, размер процентной ставки по которым в зависимости от вида и целей займа составляет от 1/2 размера ставки рефинансирования, установленной ЦБ России, до 14%. В рамках микрофинансовых программ установлены льготные условия для определенных категорий субъектов МСП.
Гарантийные фонды осуществляют предоставление поручительств по обязательствам (кредитные договоры, договоры займа, лизинга и др.) субъектов МСП, а также финансовое, маркетинговое, юридическое, информационное сопровождение бизнеса субъектов МСП, организацию на базе вузов массовых обучающих программ в сфере предпринимательства.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы 2
Финансовое обеспечение подпрограммы 2 предусмотрено за счет средств федерального и областного бюджетов, а также иных источников, предусмотренных действующим законодательством о государственной поддержке МСП, в общем размере 1 846 967,7 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 555 200,0 тыс. рублей (возможность привлечения средств федерального бюджета учитывается как прогноз софинансирования на основе соглашений между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Орловской области в рамках конкурсных отборов субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в текущем году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку МСП субъектами Российской Федерации);
областного бюджета - 168 000,0 тыс. рублей (объемы финансирования за счет средств областного бюджета ежегодно корректируются в зависимости от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Орловской области о бюджете на соответствующий год на реализацию подпрограммы 2);
внебюджетных источников - 1 123 767,7 тыс. рублей (внебюджетное финансирование предусмотрено за счет средств участников подпрограммы 2, а также средств субъектов МСП - получателей поддержки).
Выделение ассигнований распорядителям средств областного бюджета для финансирования мероприятий подпрограммы 2 осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
Объемы финансирования подпрограммы 2 рассчитываются по каждому отдельному мероприятию и ежегодно уточняются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование не требуется для реализации следующих мероприятий:
1) подготовка предложений по разработке и совершенствованию нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих деятельность субъектов МСП;
2) проведение (участие в проведении) совещаний, круглых столов, встреч и т. п. с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления их деятельности, в том числе с участием контрольно-надзорных органов;
3) информационное сопровождение АИС "Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства";
4) ведение реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки;
Для следующих мероприятий финансирование рассчитывается экспертным и аналоговым способом как сумма средств федерального бюджета, средств областного бюджета в размере 1/4 (1) от объема финансирования за счет средств федерального бюджета в качестве софинансирования, а также собственных средств получателей, направляемых на реализацию проектов в рамках мероприятий:
1) развитие системы микрофинансирования;
2) развитие системы гарантий и поручительств;
3) создание и обеспечение деятельности агротехнопарка (финансирование предусмотрено на 2015-2020 годы, при этом в 2019-2020 годах мероприятие финансируется только за счет средств резидентов);
4) поддержка малых инновационных компаний (предусмотрено ежегодное финансирование из расчета размера субсидии - 50% от расходов, подтвержденных заявителями, с учетом ограничения по размеру субсидии, но не более 4 млн. рублей на одного получателя);
5) содействие повышению энергоэффективности производства субъектов МСП (предусмотрено ежегодное финансирование из расчета размера субсидии - 50% от расходов, подтвержденных заявителями, но не более 1 млн. рублей на одного получателя);
6) поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП (предусмотрено финансирование в 2015-2020 годах из расчета размера субсидии - 50% от расходов, подтвержденных заявителями);
7) содействие развитию лизинга оборудования (предусмотрено ежегодное финансирование из расчета размера субсидии - 80% расходов на уплату первого взноса (аванса) по договору лизинга, который составляет не более 49% от стоимости оборудования);
8) субсидирование начинающих предпринимателей (предусмотрено ежегодное финансирование из расчета размера субсидии - не более 0,3 млн. рублей на одного получателя);
9) субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (предусмотрено финансирование в 2014 году из расчета размера субсидии - 50% от расходов, подтвержденных заявителями, но не более 2 млн. рублей);
10) содействие созданию дошкольных образовательных центров (предусмотрено финансирование в 2015 году из расчета размера субсидии - 50% от расходов, подтвержденных заявителями, но не более 10 млн. рублей на одного получателя);
11) субсидирование субъектов МСП, организующих группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста (предусмотрено финансирование в 2014 году из расчета размера субсидии - не более 1 млн. рублей на одного получателя);
12) организация массовых программ обучения в сфере предпринимательства (реализация мероприятия предусмотрена в течение всего периода при финансировании в 2017, 2020 годах из расчета стоимости 1 образовательной программы);
13) развитие системы промышленной субконтрактации (финансирование предусмотрено в 2015-2020 годах из расчета необходимого объема средств на приобретение программного обеспечения комплексной информационной системы, включая поставку, внедрение, адаптацию, обучение персонала и авторское сопровождение в течение 12 месяцев);
14) содействие развитию молодежного предпринимательства (финансирование предусмотрено в 2015 году);
15) популяризация предпринимательства и мер поддержки (финансирование предусмотрено в 2016, 2018, 2020 годах).
Мероприятие "Организация и (или) участие в форумах, выставках, конференциях и т. д." финансируется за счет средств областного бюджета, объем которых рассчитывается экспертным путем.
Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета мероприятий подпрограммы 2 представлена в приложении 4 к подпрограмме 2.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников на реализацию подпрограммы 2 представлена в приложении 5 к подпрограмме 2.
IX. Анализ рисков реализации подпрограммы 2 и описание
мер управления рисками реализации подпрограммы 2
Существуют следующие факторы, ослабляющие стимулирование предпринимательства:
низкая доступность финансовых ресурсов для бизнеса, особенно для стартапов;
высокие ставки налогов и страховых взносов;
проблемы доступа к земельным площадкам, производственным и офисным площадям (высокая рыночная стоимость недвижимого имущества и его аренды);
постоянный рост тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги;
отсутствие широкого доступа к современным разработкам в научно-технической сфере;
устаревшие технологии и оборудование;
структурно-отраслевая диспропорция;
низкая доступность квалифицированных сотрудников;
отсутствие или использование неэффективных стратегий управления, в том числе маркетинговых.
Управление рисками подпрограммы 2 будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством. С целью минимизации рисков будут использованы апробированные методики расчетов прогнозных показателей социально-экономического развития Орловской области, а также мониторинг показателей социально-экономического развития Орловской области в сфере МСП.
Риск неэффективных расходов бюджетных средств может быть предупрежден путем повышения концентрации средств на важнейших приоритетных направлениях экономики, оптимизации мероприятий подпрограммы 2.
(1) Уровень софинансирования ежегодно устанавливается приказами Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках конкурсных отборов субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в текущем году предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.