Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 13
к государственной программе
Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение
и реконструкция военно-мемориальных объектов
в Орловской области (2013 - 2017 годы)"
Подпрограмма
"Развитие туризма в Орловской области на 2016 - 2017 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013 - 2017 годы)"
Паспорт подпрограммы
"Развитие туризма в Орловской области на 2016 - 2017 годы"
государственной программы Орловской области "Развитие культуры
и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция
военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013 - 2017 годы)"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Развитие туризма в Орловской области на 2016 - 2017 годы (далее также - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Соисполнители подпрограммы |
Не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
Не предусмотрены |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы |
Не предусмотрены |
Цели подпрограммы |
Формирование в Орловской области конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в социальную сферу и экономику области за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест |
Задачи подпрограммы |
К задачам подпрограммы относятся: 1) создание благоприятных условий для развития регионального туризма; 2) рекламно-информационное обеспечение развития туризма; 3) развитие материально-технической базы туризма; 4) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта; 5) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
Основными целевыми индикаторами подпрограммы являются: 1) объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; 2) количество обслуженных туристов и экскурсантов; 3) количество туристских фирм, работающих на областном рынке; 4) количество средств размещения туристов, работающих на областном рынке |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Подпрограмма реализуется в 2016 - 2017 годах. Деление на этапы не предусматривается |
Объем бюджетных ассигнований |
Объем ассигнований на финансирование подпрограммы составит 7700,0 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 3535,0 тысяч рублей; 2017 году - 4165,0 тысяч рублей. По источникам финансирования подпрограммы бюджетные ассигнования распределяются следующим образом: федеральный бюджет - 3300,0 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 1500,0 тысяч рублей; 2017 году - 1800,0 тысяч рублей; областной бюджет - 3300,0 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 1500,0 тысяч рублей; 2017 году - 1800,0 тысяч рублей; муниципальные бюджеты - 1100,0 тысяч рублей, в том числе: в 2016 году - 535,0 тысяч рублей; 2017 году - 565,0 тысяч рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
К ожидаемым результатам реализации подпрограммы относятся: 1) увеличение объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом; 2) улучшение материально-технической базы туризма; 3) привлечение дополнительных инвестиций в экономику области; 4) рост объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
1.1. Общая характеристика туристской отрасли
Современная туристская индустрия является одной из динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и вносит значительный вклад в формирование валового внутреннего продукта, решает социальные проблемы, способствует повышению качества жизни населения.
По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов XX века вышел на первое место в мире и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли. По оценке Всемирной туристической организации на долю туризма приходится 3,2 процента мирового ВВП, а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4 процента, при этом в туриндустрии занято 7,6 процента работающего населения планеты. Ожидается, что в ближайшие годы высокие темпы роста туризма сохранятся и к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,581 млрд поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд до 2 трлн долларов США.
Российский сектор туризма и путешествий занимает в мировом рейтинге 59 место, хотя богатые природные туристические активы (5 место по количеству природных объектов, входящих в Фонд всемирного наследия) и культурные ресурсы (9 место по количеству культурных объектов, входящих в Фонд всемирного наследия) дают возможность их капитализации и уверенного развития сектора туризма и путешествий.
На долю России приходится около 1 процента мирового туристского потока. Доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 2,5 процента (с учетом мультипликативного эффекта - 6,3 процента). Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку самых популярных стран, посещаемых туристами. Однако туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере.
Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - ФЦП), которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 2 августа 2011 года N 644, учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии.
В соответствии с ФЦП основными факторами, сдерживающими рост конкурентоспособности Российской Федерации на международном рынке туристских услуг и, как результат, препятствующими реализации ее туристского потенциала, являются:
а) слабо развитая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
б) низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточное количество средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях страны);
в) отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
г) невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
д) недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Общероссийские тенденции развития туризма присущи и Орловской области.
В целом Орловская область обладает хорошими ресурсами для развития туристской отрасли. Ее территория расположена в живописных местах Среднерусской возвышенности, где густые хвойные и смешанные леса гармонично сочетаются с лесостепями. Область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.
Помимо благоприятных природно-климатических условий, область обладает богатым историко-культурным наследием. В древности территорию Орловской области заселяли племена балтов. Затем на Орловщине появились славяне-вятичи (в VIII-IX веках) и вплоть до XI века жили обособленно от других славянских племен, не подчинялись русским князьям, сохраняли свои древние обычаи. Так как занимаемые ими территории оказались отдалены от центров российской государственности, сюда долго доходили столичные веяния в религии, культуре, общественной жизни. Лишь в XIV веке регион подвергся христианизации и включению в состав российского государства. Благодаря столь поздней утрате самостоятельности, на территории Орловской области сохранились уникальные промыслы с языческими корнями, множество народных песенных, обрядовых традиций.
Орловская область является родиной таких народных промыслов и ремесел, как: чернышенская глиняная игрушка (д. Чернышино Новосильского района), плешковская глиняная игрушка (с. Плешково Ливенского района), ливенская гармошка (г. Ливны и Ливенский район), мценское кружево (г. Мценск). Кроме того, на территории Орловской области традиционны такие виды народных промыслов, как: вышивка "орловский спис", гончарное производство, резьба по дереву, производство изделий из лозы, плетение из соломки и рогозы, ткачество, ковроткачество, изготовление тряпичных кукол. В каждом районе области насчитывается несколько мастеров, занятых в сфере народно-художественных промыслов, ремесел и декоративно-прикладного искусства. В ряде районов есть центры и частные мастерские, где до сих пор сохраняются и продолжаются древние традиции.
Орловский край известен и как родина или место творчества многих знаменитых в России людей: писателей, музыкантов, художников, деятелей искусства и культуры. Схема, представляющая туристский потенциал Орловской области, приведена в приложении 5 к подпрограмме.
В настоящее время на территории Орловской области насчитывается 1942 недвижимых объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), находящихся под государственной охраной. В список исторических населенных пунктов России по Орловской области включено семь городов: Орел (1566 год), Мценск (1146 год), Новосиль (1155 год), Ливны (1177 год), Болхов (1556 год), Дмитровск (1711 год), Малоархангельск (1778 год). В регионе работает целый ряд областных, муниципальных и частных музеев, федеральный музей-заповедник, четыре театра, национальный парк.
В 2012 году в туристской отрасли области работали 9 туроператорских компаний, 99 туристских агентств, 23 гостиницы, 4 санатория, пансионат, 13 детских оздоровительных центров, ряд туристских баз. Общий номерной фонд по состоянию на 1 января 2012 года составил 1500 номеров, рассчитанных на одновременный прием более 2800 человек.
Орловская область перспективна для развития разных видов туризма: культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного (рекреационного), паломнического, делового и событийного, активного и самодеятельного, природно-экологического и приключенческого, сельского туризма, охоты и рыбалки. На данном этапе формирования отрасли наибольшую долю во внутреннем туризме занимают культурно-познавательный, природно-экологический, лечебно-оздоровительный и деловой туризм. Быстрыми темпами развивается событийный туризм.
Наличие условий для развития различных видов туризма обусловило выделение на территории Орловской области и активное продвижение четырех приоритетных региональных туристских зон: "Город Орел", "Национальный парк "Орловское Полесье", "Мценск - Спасское-Лутовиново", "Город Болхов". Подробное описание вышеуказанных туристско-рекреационных зон, а также генеральная схема размещения объектов туристско-экскурсионного показа и инфраструктуры туризма в Орловской области представлена в долгосрочной областной целевой программе "Развитие туризма в Орловской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2010 года N 4.
Развитие основных параметров туристской отрасли Орловской области, начиная с 2010 года, а также прогноз на дальнейший период и срок реализации подпрограммы представлен на диаграммах 1-3.
Диаграмма 1
Количество туристских фирм на региональном рынке
Диаграмма 2
Количество обслуженных туристов и экскурсантов (чел.)
Диаграмма 3
Сумма собранных налогов из сферы туризма (руб.)
Комментарии к диаграммам.
Диаграмма 1. В 2009 году на региональном туристском рынке работало 88 организации, в 2011 году - 99, планируется, что к 2017 году их количество возрастет и составит 110 турфирм. На замедление темпов роста этого сегмента туристского рынка влияет быстрое насыщение регионального рынка услугами туристских фирм при слабом росте спроса на эти услуги. Данный процесс обусловлен общемировой тенденцией перехода на самостоятельное бронирование потенциальными туристами отдельных услуг у непосредственных поставщиков (гостиниц, авиакомпаний), минуя посредников в лице туристских фирм (туроператоров и турагентов). Тем не менее общий ежегодный рост количества туристских организаций, работающих на региональном рынке, будет оставаться позитивным.
Диаграмма 2. Реализация мероприятий по поддержке туризма способствует развитию отрасли и позволяет ежегодно увеличить количество посетивших область туристов. Так в 2010 году турфирмами, гостиницами и санаторно-курортными организациями было обслужено 305 тыс. человек, в 2011 году эта цифра составила 309 тыс. человек. Темпы роста количества туристов, посещающих область, могут значительно увеличиться при успешной реализации мероприятий по поддержке туризма, запланированных на 2013 - 2015 годы.
Диаграмма 3. Туризм стал стабильным источником пополнения доходной части бюджета. В 2010 году в виде налоговых платежей от турпредприятий и гостиничных хозяйств области в бюджеты всех уровней поступило 110 миллионов рублей, а в 2011 году уже 115 миллионов рублей, из которых в консолидированный бюджет области около 46 миллионов рублей. Прогнозируется, что при сохранении данного темпа роста туристского рынка к 2017 году сумма налоговых платежей от турпредприятий и гостиничных хозяйств области в бюджеты всех уровней будет составлять около 140 миллионов рублей в год.
1.2. Основные проблемы туристской отрасли, прогноз развития
Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма в Орловской области, являются:
а) недостаточно активная маркетинговая политика по продвижению турпродукта Орловской области на российский и международный туристские рынки; незначительное количество рекламно-просветительной информации в федеральных СМИ о туристском потенциале области;
б) недостаточное количество средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта в традиционных центрах туризма, существенная территориальная диспропорция (большинство коллективных средств размещения расположены в Орле);
в) недостаточно развитая туристская инфраструктура: недостаток комфортабельного транспорта, неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное количество предприятий придорожного сервиса, средств развлечения на туристских маршрутах;
г) недостаточная конкурентоспособность областного туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам);
д) преобладание экскурсионной деятельности с характерными для нее "пиковыми" нагрузками и краткосрочным пребыванием туристов;
е) слабое использование возможностей туризма выходного дня;
ж) преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров;
з) недостаточное использование фестивального, ярмарочного, выставочного потенциала в туристских целях (событийный туризм);
и) недостаточная информированность населения о туристском потенциале области, отсутствие специальной туристской информации о ряде объектов показа;
к) недостаточное представление областного туристского продукта в сети Интернет;
л) несоответствующая требованиям и ожиданиям туристов квалификация персонала сферы туризма и гостеприимства, недостаточный уровень развития сферы дополнительных услуг.
Для преодоления сдерживающих факторов развития туристской отрасли области необходимо наличие системного подхода и комплексности в реализации программных мероприятий, поскольку сама отрасль "туризм" носит ярко выраженный межотраслевой характер, затрагивая самые разные секторы экономики, культуру, природное наследие. Для развития туристской инфраструктуры посредством поэтапного планирования и аккумулирования разных источников финансирования необходимо не только выявление существующих проблем, но и определение сильных сторон, преимуществ области, а также перспектив возможного развития региональной туристско-рекреационной отрасли.
К преимуществам Орловской области относятся:
а) активная позиция и заинтересованное отношение руководства Орловской области к проблемам развития туризма;
б) высокий культурно-исторический потенциал;
в) выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность;
г) наличие объектов размещения туристов в областном центре (гостиницы, пансионаты и др.) и динамично формирующиеся досугово-развлекательные структуры;
д) наличие религиозных объектов для паломнического туризма;
е) проведение мероприятий, привлекающих разнообразных посетителей (конференции, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
ж) благоприятно складывающаяся конъюнктура туристского рынка;
з) сезонное разнообразие.
Увеличению темпов развития туристкой отрасли Орловской области будут способствовать:
общемировая тенденция повышения интереса к незнакомому (или малознакомому) направлению среди потенциальных туристов;
формирование новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, сельских);
рост количества туроператоров, работающих на приеме туристов, для быстрого освоения рынка туристских услуг в Орловской области.
Анализ статистических данных развития орловского рынка туристских услуг свидетельствует о достаточно отчетливой тенденции роста этого сегмента. При этом ожидается, что результате реализации мероприятий долгосрочных областных целевых программ в сфере туризма произойдет смещение предпочтений потенциальных туристов с культурно-познавательных туров в пользу других видов туризма при сохранении тенденции роста общего объема рынка. В частности, доля делового туризма в рейтинге туристских предпочтений составит более 5% въездного турпотока, событийного туризма - более 3%, сельского туризма - более 1%. Значительной популярностью по-прежнему будут пользоваться туры природно-экологической направленности.
Ожидается, что реализация мероприятий подпрограммы позволит к 2017 году привлекать в Орловскую область около 350 тысяч туристов и экскурсантов, а объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней из сферы туризма увеличить до 140 миллионов рублей в год.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов
подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
2.1. Приоритеты государственной политики
в сфере реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы определены следующими нормативными правовыми актами:
Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644 "О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)";
Закон Орловской области от 7 октября 1999 года N 123-ОЗ "О туристской деятельности на территории Орловской области".
Данная подпрограмма учитывает положения вышеуказанных нормативных правовых актов. Она разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, и Стратегией социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года N 372-р.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года одним из главных направлений перехода к социально ориентированному типу экономического развития регионов является создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как: услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития Орловской области.
2.2. Цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач
Целью подпрограммы является формирование в Орловской области конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в социальную сферу и экономику области за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест.
Задачами подпрограммы являются:
создание благоприятных условий для развития регионального туризма;
рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
развитие материально-технической базы туризма;
формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;
кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма;
Показателями (индикаторами) эффективности реализации мероприятий подпрограммы будут являться:
объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (далее - целевой индикатор 1);
количество обслуженных туристов и экскурсантов (далее - целевой индикатор 2);
количество туристских фирм, работающих на областном рынке экскурсантов (далее - целевой индикатор 3);
количество средств размещения туристов, работающих на областном рынке (далее - целевой индикатор 4).
Целевой индикатор 1 и целевой индикатор 2 рассчитываются с помощью данных, полученных в результате проведения мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Орловской области (далее - мониторинг).
Целевой индикатор 3 и целевой индикатор 4 рассчитываются по информации, содержащейся в реестре туристских ресурсов Орловской области (далее - туристский реестр).
Порядок проведения мониторинга, а также Порядок формирования и ведения туристского реестра утверждены постановлением Правительства Орловской области от 5 апреля 2012 года N 108 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра туристских ресурсов Орловской области, а также представления сведений, содержащихся в нем, и Порядка проведения мониторинга состояния туристской индустрии и туристских ресурсов Орловской области".
Для более полного представления об ожидаемых конечных результатах реализации мероприятий подпрограммы целесообразно провести детализацию целевых индикаторов по годам. Данная информация представлена в приложении 1 к подпрограмме.
2.3. Описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы,
сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будут способствовать:
увеличению объема налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности и дополнительного развития сфер, связанных с туризмом;
улучшению материально-технической базы туризма;
привлечению дополнительных инвестиций в экономику области;
росту объемов оказания туристско-экскурсионных услуг населению области, российским и иностранным гражданам.
Подпрограмма будет реализовываться в 2016 - 2017 годах. В связи с двухлетним сроком исполнения подпрограммы ее деление на контрольные этапы не производится.
3. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий подпрограммы
В состав подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Для реализации поставленной цели и решения задач подпрограммы, достижения планируемых значений показателей (индикаторов) предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий:
а) создание благоприятных условий для развития регионального туризма;
б) рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
в) развитие материально-технической базы туризма;
г) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;
д) кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать развитию и рекламно-информационному продвижению туристско-рекреационных ресурсов Орловской области. Большая группа мероприятий будет посвящена поддержке и дальнейшему продвижению приоритетных туристско-рекреационных зон Орловской области: "Город Орел", "Национальный парк "Орловское Полесье", "Мценск - Спасское-Лутовиново", "Город Болхов".
Блок основных мероприятий "Создание благоприятных условий для развития регионального туризма" будет включать в себя мероприятия по:
а) совершенствованию нормативной правовой базы туризма и системы регулирования туристской деятельности (участие в разработке и внесение предложений по совершенствованию федерального законодательства, а также разработка законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих сферу туризма на областном уровне с учетом разграничения полномочий в этой сфере);
б) обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию объектов туристской индустрии;
в) совершенствованию управления туристской сферой;
г) проведению областных конкурсов среди субъектов туристской индустрии, направленных на стимулирование ее развития, в том числе перспективных направлений туристской деятельности и туристских маршрутов;
д) формированию системы мер, направленных на обеспечение безопасности в области туризма.
Блок основных мероприятий "Рекламно-информационное обеспечение развития туризма" включает в себя следующую группу мероприятий:
а) продвижение туристского бренда Орловской области;
б) издание пакета рекламно-информационных материалов (каталоги, буклеты, карты, путеводители, презентационные открытки, календари и прочая полиграфическая и рекламная продукция);
в) участие в туристских выставках и ярмарках;
г) размещение информации о туристских ресурсах области в сети Интернет;
д) размещение информации о туристских ресурсах области в региональных и федеральных СМИ (на телевидении, радио, в печатных изданиях);
е) проведение рекламных туров для туроператорских компаний и журналистов.
Блок основных мероприятий "Развитие инфраструктуры и материально-технической базы туризма" включает в себя мероприятия по формированию системы визуальной ориентации туристов.
Блок основных мероприятий "Формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта" включает в себя мероприятия по развитию и совершенствованию существующего областного туристского предложения, а также формированию нового туристского продукта, учитывающего мировой и внутренний туристский спрос и конкурентные преимущества туристских ресурсов области.
Блок основных мероприятий "Кадровое и научное обеспечение развития туризма" включает в себя:
совершенствование экскурсионно-методической работы, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров сферы туризма;
проведение научных исследований, направленных на разработку программ по развитию специализированных видов туризма, организацию и проведение научно-практических конференций и семинаров.
Перечень основных мероприятий подпрограммы и их краткая характеристика представлены в приложении 2 к подпрограмме.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Меры налогового, тарифного, кредитного государственного регулирования в рамках реализации подпрограммы не предусмотрены. Предоставление налоговых льгот и финансовых гарантий по ранее взятым и перспективным кредитам для организаций всех форм собственности, участвующих в реализации подпрограммы, также не предусмотрено.
Выпадающих доходов областного бюджета, бюджета муниципальных образований, участвующих в реализации подпрограммы, а также, увеличение обязательств Орловской области не запланировано.
5. Прогноз сводных показателей целевых заданий
по этапам реализации подпрограммы
В рамках реализации подпрограммы оказание государственных услуг (работ) не предусмотрено.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых
органами местного самоуправления
Органы местного самоуправления в рамках своей компетенции принимают участие в организации и проведении мероприятий, направленных на продвижение туристских ресурсов муниципальных образований области (проведение региональных и международных фестивалей, ярмарок и других мероприятий событийного туризма), а также в развитии системы визуальной ориентации туристов в городах и районах области.
Описание мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления, приведено в приложении 6 к подпрограмме.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В реализации мероприятий подпрограммы участвуют государственные учреждения, подведомственные Управлению культуры и архивного дела Орловской области.
Акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организаций, а также целевые внебюджетные фонды могут принимать участие в реализации подпрограммы в качестве конечных исполнителей мероприятий подпрограммы.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации подпрограммы
Финансирование подпрограммы будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований на 2016 - 2017 годы.
Финансовое обеспечение подпрограммы будет осуществляться согласно перечню мероприятий подпрограммы в пределах бюджетных лимитов 2016 - 2017 годов, объем которых подлежит ежегодному уточнению с учетом прогноза цен на соответствующий период.
Общий объем ассигнований на финансирование подпрограммы составит 7 700,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 3 535,0 тысяч рублей;
2017 году - 4 165,0 тысяч рублей.
По источникам финансирования подпрограммы денежные средства распределяются следующим образом:
федеральный бюджет - 3 300,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 1 500,0 тысяч рублей;
2017 году - 1 800,0 тысяч рублей;
областной бюджет - 3 300,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 1 500,0 тысяч рублей;
2017 году - 1 800,0 тысяч рублей;
муниципальные бюджеты - 1 100,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 535,0 тысяч рублей;
2017 году - 565,0 тысяч рублей.
По направлениям затрат финансирование подпрограммы "Развитие туризма в Орловской области на 2016 - 2017 годы" распределяется следующим образом:
прочие нужды - 7 700,0 тысяч рублей, в том числе:
в 2016 году - 3 535,0 тысяч рублей;
2017 году - 4 165,0 тысяч рублей.
Детализация финансовых расходов на программные мероприятия с указанием источников финансирования представлена в приложениях 3, 4, 6 к подпрограмме.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер
управления рисками реализации подпрограммы
На динамику развития туристкой отрасли Орловской области могут оказывать влияние следующие виды рисков.
Макроэкономические риски, связанные с возможностями снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, а также с кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита. Как следствие, низкий потребительский спрос может негативно повлиять на инвестиционную активность на рынке туризма и гостеприимства, что в итоге сделает невозможным достижение запланированных целевых индикаторов и показателей.
Финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования.
Геополитические риски. На развитие сферы внутреннего и въездного туризма оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны в целом и региона в частности. Данные риски могут возникнуть в случае серьезных политических волнений и общественных беспорядков, которые могут негативно повлиять на общую ситуацию в Орловской области в сфере общественной безопасности и, как следствие, на развитие рынка туризма и гостеприимства.
Техногенные и экологические риски, связанные с возникновением крупной техногенной или экологической катастрофы. Эти риски могут привести к отвлечению средств от финансирования подпрограммы в пользу других направлений развития Орловской области.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации подпрограммы предусматривается:
формирование эффективной системы управления подпрограммой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности участников подпрограммы;
проведение мониторинга исполнения подпрограммы, при необходимости, ежегодной корректировки показателей (индикаторов), а также мероприятий подпрограммы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей и задач;
планирование реализации подпрограммы с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач подпрограммы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.