Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 10 июня 2013 г. N 188 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 23 мая 2013 г. N 159
Долгосрочная областная целевая программа
"Старшее поколение на 2011-2013 годы"
10 мая 2012 г., 10 июня 2013 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Старшее поколение на 2011-2013 годы"
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом
Программа разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседаний президиума Государственного совета Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307.
При разработке программы учитывались данные мониторингов положения пожилых граждан, материалы органов исполнительной государственной власти области по вопросам, входящим в подведомственную сферу деятельности.
Программа определяет основные направления осуществления государственной политики в сфере социальной поддержки пожилых граждан в регионе и направлена на развитие форм социального обслуживания населения, предоставления социальных услуг, снижение социальной напряженности среди пожилых людей.
На 1 января 2013 года на территории Орловской области проживает 775,8 тыс. человек, из них 206,2 тыс. человек старше трудоспособного возраста (26,6%).
В области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год -196,7 тыс. человек, 2009 год -198,0 тыс. человек, 2010 год -200,1 тыс. человек, 2011 год -200,4 тыс. человек, 2012 год -203,4 тыс. человек, в том числе более 15% составляют жители в возрасте от 80 лет и старше.
Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг и государственной социальной помощи.
Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния -неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Комплексные меры по снижению социальной напряженности и минимизации проблем пожилого населения Орловской области нашли отражение в реализации федерального и регионального законодательства в вопросах социального обслуживания граждан пожилого возраста.
В Орловской области функционирует 30 бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
В их составе организована работа следующих отделений:
социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых обслуживается около 8,0 тыс. пожилых граждан;
специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, обслуживающих свыше 500 пенсионеров, имеющих группу инвалидности;
временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживает около 700 одиноких пожилых граждан;
срочного социального обслуживания населения, в которых ежегодно получают различные виды социальной помощи и услуг свыше 47,0 тыс. человек, в том числе более 24,0 тыс. пенсионеров и инвалидов;
дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов, где более 2,0 тыс. пенсионеров занимаются в различных кружках по интересам.
В учреждениях ведется учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в различных видах социальных услуг. При осуществлении данной работы специалисты учреждений взаимодействуют с главами муниципальных образований и сельских поселений.
В целях повышения качества и расширения спектра социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, учреждениями приобретаются оборудование, мебель, автотранспорт, оказывается материальная помощь на первоочередные нужды.
Вместе с тем по области растет число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
В настоящее время актуальными остаются вопросы открытия новых и укрепления материально-технической базы существующих учреждений, создания для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
С учетом изменения функциональных возможностей гражданам старшего поколения присущи: утрата привычного социального статуса, неустойчивое материальное положение, ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию. В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Большинство из них не может самостоятельно разрешить свои проблемы. В настоящее время для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, возрастают социальные и экономические издержки, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. В неблагоприятной ситуации нередко находятся одинокие пожилые люди и пожилые супружеские пары.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.
Проблема одинокой старости приобрела массовый характер.
Блок обязательств бюджетных учреждений социального обслуживания населения связан с обслуживанием нуждающихся в постоянном уходе одиноких пожилых людей. В большинстве случаев именно на одиночество жалуются пожилые люди (чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения).
Обслуживание пожилых людей в условиях стационарных учреждений является традиционной формой обслуживания. На сегодняшний день в области функционирует 16 домов-интернатов, в которых проживают более 2 тысяч человек, из них:
42% - в возрасте до 60 лет;
24% - в возрасте от 60 до 75 лет;
34% - в возрасте старше 75 лет.
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации стационарного социального обслуживания пожилых людей в Орловской области позволит комплексно их решить, повысить эффективность действующих учреждений социального обслуживания пожилых граждан путем укрепления их материально-технической базы и развития социальных услуг.
Материально-техническая база во многих учреждениях нуждается в модернизации.
Инфраструктура стационарных учреждений социального обслуживания с постоянным пребыванием граждан пожилого возраста включает 127 зданий социального и хозяйственного назначения, в том числе 19 зданий с круглосуточным пребыванием людей.
В настоящее время действующие учреждения социального обслуживания (более 80%) расположены в помещениях старой постройки, 6 зданий с круглосуточным пребыванием людей построены более 50 лет назад. Это приводит к невозможности соблюдения в полном объеме санитарно-эпидемиологических норм, требований противопожарной безопасности, обеспечения мер безопасности жизни и здоровья клиентов и сотрудников учреждений.
В зданиях с низкой противопожарной устойчивостью расположено 6 государственных стационарных учреждений с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Средний показатель наполняемости учреждений с постоянным пребыванием людей составляет 97%.
Мероприятия программы направлены на укрепление материально-технической базы учреждений, создание более комфортных условий для клиентов социальных служб, расширение набора предоставляемых услуг, обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места их проживания, степени самообслуживания и передвижения, организацию качественной социальной помощи и реабилитации, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для пожилого населения Орловской области.
В Орловской области остро стоит проблема в ликвидации очередности на стационарное обслуживание в учреждениях социального стационарного обслуживания психоневрологического профиля.
В настоящее время психоневрологические интернаты области переполнены, и на рассмотрении находятся еще 165 заявлений. С учетом требований СанПиН 2.1.2.2564-09, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 71, нормы жилой площади для создания комфортных условий проживания граждан пожилого возраста должны составлять 6-кв. м на человека. Поток обращений за путевками в психоневрологические интернаты имеет тенденцию к увеличению в связи с преобладанием лиц старшего возраста.
В связи этим планируется открытие нового реабилитационного отделения в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат", расположенного по адресу: Орловская область, Новосильский район, с. Воротынцево.
С целью формирования новой формы социально-медицинского обслуживания и повышения доступности стационарной помощи гражданам пожилого возраста, имеющим онкологическое заболевание в терминальной стадии, в 2013 году предусмотрено открытие хосписного отделения в бюджетном учреждении Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".
В настоящее время изготовлена проектно-сметная документация на перепланировку и переоборудование помещений Хотынецкой центральной районной больницы под хосписное отделение.
Остается актуальной проблема решения социально-бытовых проблем пожилых людей в связи с невысокими доходами данной категории граждан и ростом цен на предметы первой необходимости (продукты питания, лекарственные препараты).
В соответствии с Законом Орловской области от 12 октября 2011 года N 1282-ОЗ "Об установлении в Орловской области на 2012 год величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", по состоянию на 1 января 2012 года более 17 тыс. пенсионеров получают соответствующую доплату к пенсии.
135 пенсионеров и инвалидов стоят на очереди с целью получения социальных услуг на дому, оказываемых отделениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и отделениями специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
36,9 тыс. одиноких пенсионеров и инвалидов получили различные виды социальной помощи и социально-бытовых услуг в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения.
Пожилые граждане, проживающие в сельской местности, нуждаются в предоставлении социально-бытовых услуг (парикмахерские, заготовка и распиловка дров, доставка топлива, автотранспортные услуги, ремонт одежды, банно-прачечные и пр.), получении консультаций по правовым и другим жизненно важным вопросам.
Крайне острой является проблема содержания пожилыми людьми жилья в состоянии, соответствующем правилам пожарной безопасности.
В 2010 году в областные государственные учреждения социального обслуживания населения обратились 105, а в 2011 году -160 пенсионеров, у которых пострадало жилье в результате пожара, в 42 случаях (40%) причиной пожара явилась неисправность печей (дымоходов) и электропроводки.
Кроме того, существует проблема низкой социальной активности граждан старшего поколения. Лишь незначительное количество пожилых людей принимают участие в общественной жизни.
Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации социальной поддержки граждан пожилого возраста в Орловской области позволит комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей, расширить сеть учреждений социального обслуживания для пожилых граждан, повысить эффективность действующих учреждений путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг, мобилизовать усилия заинтересованных ведомств и организаций на решение этих проблем.
В рамках настоящей программы необходимо продолжить работу:
1) по повышению:
качества жизни пожилых людей;
качества и доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам старшего поколения;
2) по решению социальных проблем пожилых граждан.
Необходимо поддерживать активное социальное долголетие пожилых людей, повышать социальную активность и формировать активный социальный статус граждан старшего поколения путем проведения мероприятий по реализации социокультурных потребностей пожилых людей, развитию их интеллектуального и творческого потенциала, современных форм общения.
Программа предусматривает деятельность по вышеуказанным направлениям.
2. Цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Программа направлена на реализацию социальной политики Орловской области в отношении граждан старшего поколения (мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет).
Целью программы является повышение качества жизни пожилых людей.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей.
2. Организация деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей.
3. Укрепление здоровья пожилых людей.
4. Оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей.
5. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых жителей сельской местности.
6. Совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала пожилых людей.
7. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей.
8. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми людьми.
9. Научное, научно-методическое и информационное сопровождение программы.
При выполнении поставленных задач предполагается достижение целевых индикаторов и показателей программы, представленных в приложении 1.
Программа реализуется в 2011-годах.
3. Система программных мероприятий, индикаторы оценки результатов реализации основных мероприятий программы
Задачи программы решаются в ходе реализации системы программных мероприятий (приложение 5).
Все программные мероприятия направлены на решение главной стратегической цели -повышение качества жизни пожилых граждан в Орловской области.
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения.
Для укрепления социальной защищенности пожилых людей предусмотрены основные мероприятия:
1. Обеспечение проведения мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста.
2. Подготовка ежегодной аналитической записки о положении пожилых людей в Орловской области.
3. Открытие отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в бюджетном учреждении социального обслуживания населения Северного района г. Орла.
4. Открытие реабилитационного отделения на базе бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат".
5. Открытие хосписного отделения на базе бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".
6. Проведение Международного дня пожилых людей.
7. Организация волонтерского движения среди студентов факультетов социальной работы высших учебных заведений г. Орла.
8. Закупка и сопровождение программного комплекса "Учет услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания".
9. Приобретение компьютеров для установки программного комплекса
"Учет услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания" для бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
Источником информации о ходе реализации программы являются мониторинг выполнения мероприятий, квартальные, полугодовые и годовые статистические отчеты бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
В части оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей предусматриваются проведение ремонта бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания, оснащение отделений временного (постоянного) проживания граждан пожилого возраста и инвалидов бытовой техникой, реабилитационным оборудованием, спортивными тренажерами.
В целях совершенствования мер социальной поддержки и социального обслуживания пожилых граждан, организации работы мобильных бригад по оказанию социальной помощи и предоставлению социальных услуг, доставке лекарств и продуктов питания запланировано приобретение автомобильного транспорта для бюджетных учреждений социального обслуживания населения Корсаковского и Свердловского районов.
В целях минимизации несчастных случаев предполагается проведение рейдов по оказанию содействия одиноко проживающим гражданам в обеспечении противопожарной безопасности жилых домовладений, а также приобретение газонокосилок для скашивания травы на территории, прилегающей к их домовладениям.
Для бюджетных учреждений социального обслуживания населения Хотынецкого, Шаблыкинского, Сосковского, Дмитровского районов, где жители в зимний период отапливают жилье дровами, с целью оказания помощи в заготовке дров планируется приобретение бензопил.
Среди мер по совершенствованию коммуникационных связ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.