Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2015 г. N 568 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 29 декабря 2012 г. N 520
Государственная программа Орловской области
"Молодежь Орловщины"
26 декабря 2013 г., 21 сентября, 28 декабря 2015 г.
Паспорт
государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины"
Наименование государственной программы Орловской области |
Государственная программа Орловской области "Молодежь Орловщины" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Департамент внутренней политики Орловской области* |
Соисполнители государственной программы |
Департамент здравоохранения Орловской области*; Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Перечень долгосрочных областных целевых программ |
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" (далее также - ДОЦП)** |
Перечень подпрограмм государственной программы |
1) подпрограмма "Орловщина молодая на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" (далее также - Подпрограмма 1); 2) подпрограмма "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" (далее также - Подпрограмма 3); 3) подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" (далее также - Подпрограмма 4); 4) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 год" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" (далее также - Подпрограмма 5) |
Цель государственной программы |
Обеспечение реализации молодежной политики на территории Орловской области |
Задачи государственной программы |
1) совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области; 2) развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области; 3) обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, пропаганда здорового образа жизни; 4) предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий |
Целевые индикаторы и показатели результативности государственной программы |
1) доля молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории Орловской области; 2) доля граждан, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи; 3) доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия; 4) количество молодых семей - участников программы, улучшивших свои жилищные условия при реализации государственной программы |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2013 - 2020 годы. Этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 671 149,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 233 758,4 тыс. рублей; 2014 - 238 761,9 тыс. рублей; 2015 - 22 006,8 тыс. рублей; 2016 - 23 004,5 тыс. рублей; 2017 - 23 644,8 тыс. рублей; 2018 - 41 348,1 тыс. рублей; 2019 - 43 231,8 тыс. рублей; 2020 - 45 393,1 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета - 43 256,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 19 962,1 тыс. рублей; 2014 - 23 294,3 тыс. рублей; кроме того, 2014 год: средства бюджета Орловской области - 326 736,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 67 657,9 тыс. рублей; 2014 - 60 449,3 тыс. рублей; 2015 - 22 006,8 тыс. рублей; 2016 - 23 004,5 тыс. рублей; 2017 - 23 644,8 тыс. рублей; 2018 - 41 348,1 тыс. рублей; 2019 - 43 231,8 тыс. рублей; 2020 - 45 393,1 тыс. рублей; в том числе, 2014 год: погашение кредиторской задолженности 2013 года - 1 637,8 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 39 597,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 17 473,4 тыс. рублей; 2014 - 22 124,3 тыс. рублей; внебюджетные источники - 261 559,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 128 665,0 тыс. рублей; 2014 - 132 894,0 тыс. рублей. Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы". Объем финансирования - 202 503,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 202 503,0 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета - 19 962,1 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 19 962,1 тыс. рублей; средства бюджета Орловской области - 36 402,5 тыс. рублей, в том числе в 2013 году- 36 402,5 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 17 473,4 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 17 473,4 тыс. рублей; внебюджетные источники - 128 665,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 128 665,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Орловщина молодая на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области. Объем финансирования - 179 692,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 22 500,2 тыс. рублей; 2014 - 19 779,1 тыс. рублей; 2015 - 16 236,0 тыс. рублей; 2016 - 16 829,7 тыс. рублей; 2017 - 17 081,1 тыс. рублей; 2018 - 28 089,1 тыс. рублей; 2019 - 29 095,8 тыс. рублей; 2020 - 30 081,1 тыс. рублей. Подпрограмма "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области. Объем финансирования - 54 661,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 6 218,2 тыс. рублей; 2014 - 3 077,7 тыс. рублей; 2015 - 4 355,6 тыс. рублей; 2016 - 4 660,5 тыс. рублей; 2017 - 4 954,1 тыс. рублей; 2018 - 9 555,0 тыс. рублей; 2019 - 10 433,0 тыс. рублей; 2020 - 11 407,0 тыс. рублей; в том числе, 2014 год: погашение кредиторской задолженности 2013 года - 1 637,8 тыс. рублей. Подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области. Объем финансирования - 19 578,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 - 2 537,0 тыс. рублей; 2014 - 1 190,0 тыс. рублей; 2015 - 1 415,2 тыс. рублей; 2016 - 1 514,3 тыс. рублей; 2017 - 1 609,7 тыс. рублей; 2018 - 3 704,0 тыс. рублей; 2019 - 3 703,0 тыс. рублей; 2020 - 3 905,0 тыс. рублей. Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 год". Объем финансирования - 211 494,2 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 214 715,1 тыс. рублей. Из них: средства федерального бюджета - 23 294,3 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 23 294,3 тыс. рублей; кроме того, 2014 год: возврат остатков федерального бюджета 2013 года - 1 189,6 тыс. рублей; средства бюджета Орловской области - 36 402,5 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 36 402,5 тыс. рублей; средства местных бюджетов - 22 124,3 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 22 124,3 тыс. рублей; внебюджетные источники - 132 894,0 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 132 894,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1) увеличение доли молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории Орловской области, с 62% до 79%; 2) увеличение доли граждан, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, на 31%; 3) увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, на 30%; 4) улучшение жилищных условий 139 молодых семей - участников программных мероприятий |
________________________
* В соответствии с указом Губернатора Орловской области от 22 ноября 2014 года N 448 "О структуре исполнительных органов государственной власти Орловской области" Департамент внутренней политики Орловской области является правопреемником Департамента образования и молодежной политики Орловской области в сфере молодежной политики, Департамент здравоохранения Орловской области - Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области в сфере охраны здоровья.
** Утверждена постановлением Правительства Орловской области от 3 августа 2010 года N 286 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы", признана утратившей силу с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса".
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы,
включая описание текущего состояния, основных проблем
в указанной сфере и прогноз ее развития
Молодежь как самая динамичная, энергичная и критически мыслящая часть российского общества обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом. Успехи модернизации общества во многом зависят от настроя молодежи и степени ее интегрированности в социальную структуру.
В этих условиях актуальность и стратегическое значение приобретают вопросы молодежной политики, так как от быстрой и безболезненной адаптации молодежи к жизни в современном обществе зависят будущее нашей страны, ее целостность и жизнеспособность.
На 1 января 2011 года на территории Орловской области зарегистрировано 233,503 тыс. граждан в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 29,7% от общей численности населения.
Социальная работа с молодежью на территории области проводится через комплексную структуру социальных молодежных центров. На базе центров организованы и активно включены в социальную работу специализированные службы: молодежный телефон доверия, молодежная линия здоровья, социальные консультационные и психологические центры поддержки молодых семей. Ежегодно социальными службами для молодежи обслуживается порядка 2300 человек, кружковые, секционные и клубные занятия посещают 12 200 человек. Система вовлечения молодежи в социальную практику включает разнообразные мероприятия, проводимые в школах, средне-специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, работу с семьей, рабочей молодежью и общественностью. Основными результатами этой деятельности являются формирование социальной защищенности молодых людей и эффективная социализация.
Значительную роль в воспитании и социализации молодежи играют общественные молодежные и детские организации и объединения. В области действует 156 молодежных и детских общественных объединений, 42 из которых имеют региональную регистрацию. Совместно с молодежными общественными организациями реализуется большое количество мероприятий, направленных на развитие потенциала молодых людей, поддержку их инициатив.
Система государственных мер по выявлению и поддержке талантливой молодежи позволяет сегодня создать условия для полноценного развития личности молодого человека, его самореализации в современных социально-экономических условиях. Творческая составляющая реализуется через трехуровневую конкурсную систему фестивалей, смотров, турниров. К наиболее востребованным проектам можно отнести ежегодные фестивали "Студенческая весна" и "Золотая осень", молодежно-спортивные слеты, лагеря подготовки молодежного актива, турниры КВН. В реализации 280 творческих проектов ежегодно принимает участие более 17 000 человек. Интеллектуальная составляющая молодежи в полной мере востребована сегодня промышленными и сельскохозяйственными производителями региона. Система выявления и поддержки инновационных молодежных проектов включает в себя региональные конкурсы молодых ученых и изобретателей, конкурсы инновационных проектов, социальной рекламы, молодого предпринимателя, молодого журналиста, а также систему стажировок на производстве, дополнительные выплаты и компенсации молодым специалистам. Обладателями гранта Президента Российской Федерации в номинации "Поддержка талантливой молодежи" ежегодно становятся 50 молодых специалистов; еще 492 человека получают именную стипендию Губернатора Орловской области.
В рамках развития волонтерского движения на Орловщине управлением молодежной политики Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области совместно с муниципальными органами по делам молодежи, молодежными общественными организациями, студенческим активом учебных заведений ежегодно проводятся благотворительные акции по оказанию посильной помощи нуждающимся. Волонтеры помогают ветеранам и пожилым людям в уборке по дому, на приусадебном хозяйстве. Представители творческой молодежи являются организаторами выездных концертов для подростков, находящихся в местах лишения свободы.
Последнее время остро встает проблема нравственно-патриотического воспитания молодого поколения Орловщины. Сейчас в связи с большей степенью навязывания приоритетов материальных интересов над нравственными и патриотическими чувствами практически потеряно целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
В современных условиях молодежь получает большие возможности реализовать себя в жизни. Гражданин правового государства должен быть деятельным, способным к инновациям, сочетать в себе политическую, правовую и нравственную культуру. Формированию такой личности способствует нравственное и патриотическое воспитание граждан.
Ежегодно в Орловской области проводится более 200 мероприятий, направленных на развитие системы патриотического воспитания, взаимодействие органов власти с общественными организациями, на осуществление комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи.
В сфере патриотического воспитания детей и молодежи работают такие организации, как региональное отделение ДОСААФ России, кадетские классы, военно-патриотические клубы, центры патриотического воспитания, поисковые отряды и объединения, историко-краеведческие кружки, клубы исторической реконструкции, и другие.
В области функционирует организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. В 2011 году проводилась системная работа по улучшению положения пенсионеров - представителей старшего поколения орловцев.
В совершенствовании нравственного и патриотического воспитания граждан значимое место занимает музейная работа со школьниками в образовательных учреждениях Орловской области, количество музеев боевой славы в которых более 70.
В четырех муниципальных образованиях области осуществляются кадетское образование и воспитание. Особое значение для развития кадетского движения и воспитания подростков и молодежи имеют обучение по предметам оборонно-спортивного профиля, работа по программам духовно-нравственного и патриотического воспитания, возрождение лучших традиций казачества и духовного наставничества.
Ежегодно на территории Орловской области в рамках Всероссийской акции "Вахта памяти" проводятся поисковые мероприятия, в которых принимают участие более 25 поисковых отрядов Орловской области, а также межрегиональные поисковые объединения и поисковые отряды разных регионов России. Так, по итогам поисковых экспедиций в 2011 году обнаружены останки более 800 человек. Наиболее значимыми операциями поисковиков в 2011 году стали:
подъем самолета ЛА-5;
подъем фрагментов самолета ИЛ-2;
разведка мест расположения пушечных орудий;
разведка места расположения танка Т-34 с экипажем.
В апреле-мае каждого года проводится областная акция "Обелиск" по благоустройству военных захоронений на территории Орловской области, которая приурочена к празднованию Победы в Великой Отечественной войне. Участниками акции являются специалисты областного центра молодежи "Полет", добровольцы высших и средне-специальных образовательных учреждений, а также активисты общественных организаций и объединений, учащиеся школ Орловской области.
В связи с недофинансированием долгосрочной областной целевой программы "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2011 - 2015 годы" в 2012 году было сокращено 30 программных мероприятий. В свою очередь, это стало причиной сокращения участия граждан, вовлекаемых в мероприятия по нравственному и патриотическому воспитанию, на территории Орловской области (2011 год - 25 820 человек, 2012 год - 5 900 человек), что составляет уменьшение количества граждан, вовлекаемых в мероприятия по нравственному и патриотическому воспитанию, на 77,2% по сравнению с 2011 годом.
В целях пропаганды здорового образа жизни и профилактики вредных привычек среди молодежи в учебных учреждениях области проводятся различные мероприятия профилактической направленности.
Работа по выполнению профилактических мероприятий с учащимися школ ведется при:
организации учебно-воспитательного процесса в школах;
организации внешкольной досуговой деятельности на базе учреждений дополнительного образования;
организации профилактической работы с родителями, а также с семьями социального риска.
В рамках проведения разъяснительной работы представляется информация о фактах влияния вредных веществ на организм, поведение и продолжительность жизни подростка или молодого человека, деградацию его личности, о сопутствующих заболеваниях, способах лечения и вероятности выздоровления. Во всех образовательных учреждениях оформлены стенды наглядной агитации, плакаты по разъяснению вреда алкоголя, табака, наркотиков. В школьных библиотеках оформлены выставки книг, журналов по профилактике зависимостей.
Востребованной и эффективной формой работы в образовательных учреждениях стали Дни профилактики, включающие уроки-тренинги, семинары, лекции для детей, родителей, педагогов по профилактике зависимостей и пропаганде здорового образа жизни.
На пропаганду здорового образа жизни направлена деятельность учреждений физической культуры и спорта, спортивных организаций (ФСО "Динамо", "Спартак", "Юность России", "Россия", "Спортивная Россия"). Единый календарный план физкультурно-массовых мероприятий ежегодно насчитывает около 700 мероприятий, в которых принимает активное участие население области.
В настоящее время злоупотребление наркотиками среди детей, подростков и молодежи продолжает оставаться одной из наиболее острых социальных проблем. Потребление наркотических средств сопровождается такими отрицательными последствиями, как биологическая, генетическая и социальная деградация личности. Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории России и Орловской области представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, национальной безопасности. Молодое поколение представляет собой социальную основу будущей России, а значит, от эффективного решения задач по профилактике наркомании среди молодежи зависит развитие нашей страны.
По итогам 2011 года уровень наркотизации населения в Орловской области составил 109 человек на 100 тыс. населения. Для сравнения: данный показатель в Центральном федеральном округе равняется 279, а в Российской Федерации - 373, или в три с лишним раза больше, чем в Орловской области.
Тем не менее анализ оперативной обстановки в Орловской области свидетельствует о непрекращающемся спросе на наркотики и их аналоги со стороны наркозависимых лиц. На 1 июля 2012 года в области зарегистрировано 779 потребителей наркотических средств и психотропных веществ. За год количество наркозависимых уменьшилось на 3,5%. Основной возраст наркозависимых в нашей области - от 18 до 39 лет.
Проблема наркомании тесно связана с динамикой преступности. В общей массе уголовно наказуемых деяний удельный вес наркопреступлений составляет 6%, 2/3 из них имеют тяжкие и особо тяжкие составы (64%). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество зарегистрированных с января 2012 года преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, уменьшилось с 381 до 330 (на 13,4%).
Таким образом, на протяжении многих лет Орловская область по распространению наркомании не входит в число проблемных регионов России. Этому во многом способствует межведомственное взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и общественных структур, осуществляющих комплекс профилактических мер, в первую очередь, с молодежью.
Областная целевая программа "Жилье для молодой семьи" реализуется в Орловской области с 2004 года. Главной целью программы является оказание финансовой и консультативной помощи молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в приобретении (строительстве) жилья.
С 2006 года проект входит в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Заказчиком федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы выступает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Объемы средств, направляемых на софинансирование предоставления социальных выплат молодым семьям из федерального бюджета, определяются Министерством регионального развития Российской Федерации по результатам проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для участия в планируемом году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В период с 2006 по 2012 годы ежегодно Орловская область становилась победителем указанного конкурсного отбора.
За период 2004 - 2011 годов 2209 молодых семей Орловской области стали участниками данной программы. В 2010 году получателями социальной выплаты стали 168 молодых семей, из них 93 - с привлечением средств федерального бюджета. В 2011 году список получателей социальной выплаты был сформирован для 180 молодых семей, из которых 125 - с участием средств федерального бюджета.
Практика показывает, что молодые семьи в равной степени приобретают жилье как на первичном (42%), так и на вторичном рынках (55%). При этом 23% сделок по приобретению жилья в рамках данной программы производится с использованием механизмов ипотечного кредитования.
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" является эффективно действующим социальным проектом, способствующим созданию комплексной системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.
Данные направления осуществляются в рамках деятельности органов образования, молодежной политики, спорта Орловской области во взаимодействии с органами культуры, здравоохранения, труда и социальной защиты и т.д. К реализации программы могут также привлекаться молодежные совещательные консультативные органы, а также молодежные общественные организации и объединения.
Проблема отсутствия собственного жилья на сегодняшний день является самой актуальной среди молодежи. Доказано, что именно она является причиной многих разводов среди молодых семей и побуждает к нежеланию рожать детей.
Молодые семьи в основном не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, поскольку не в состоянии оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи чаще всего являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилья, которое можно было бы использовать как актив для оплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также еще не имели возможности накопить средства на эти цели. При этом данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь на оплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов будет являться для молодежи хорошим стимулом для дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для данной наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в регионе. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Реализация государственной программы должна обеспечить улучшение жилищных условий граждан Орловской области, повышение доступности приобретения жилья, увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам, содействие в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета, совершенствование нормативной правовой базы Российской Федерации в целях повышения доступности жилья для населения, создание условий для улучшения демографической ситуации в стране, реализации эффективной миграционной политики, снижения социальной напряженности в обществе.
Организационной основой реализации государственной молодежной политики Орловской области должна стать государственная программа "Молодежь Орловщины".
Государственная программа как организационная основа государственной молодежной политики представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях реализации молодежной политики, системе управления, организационно-правовых формах субъектов деятельности в сфере молодежной политики и финансово-экономических механизмах.
Возможными рисками при реализации мероприятий государственной программы выступают прежде всего финансово-экономические и социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации государственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств, что может привести к несвоевременному и недостаточному финансированию мероприятий, несвоевременному выполнению работ, несоблюдению сроков оказания услуг и поставки товара.
Социальные риски следует рассматривать как следствие финансово-экономических рисков, кроме того, они могут быть обусловлены вероятностью повышения социальной напряженности среди населения из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях государственной программы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых
конечных результатов государственной программы,
сроки и этапы ее реализации
Развитие молодежной политики является одним из важнейших приоритетов плана мероприятий по реализации в Орловской области Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 15 февраля 2013 года N 52-р
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал и, в частности, в развитие молодежной политики - это инвестиции в долголетие и качество жизни.
Инвестиции в человеческий капитал крайне необходимы для создания технически прогрессивной, производительной рабочей силы, которая может адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Развитие молодежной политики способствует формированию социального капитала - общества с большой долей гражданского участия, высокой социальной сплоченностью и интеграцией, низким уровнем преступности.
Исходя из стратегической цели регионального развития одной из приоритетных задач является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России и Орловской области.
Основная цель государственной программы - обеспечение реализации молодежной политики на территории Орловской области.
Исходя из цели государственной программы, а также анализа сложившихся тенденций в молодежной сфере, с учетом экономической и правовой среды функционирования учреждений по реализации молодежной политики задачами государственной программы являются:
1) совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области;
2) развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области;
3) обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, пропаганда здорового образа жизни;
4) предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы и их значения представлены в приложении 1 к государственной программе.
В качестве основных показателей, характеризующих реализацию государственной программы, определены следующие показатели:
доля молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории Орловской области (Подпрограмма 1);
доля граждан, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи (Подпрограмма 3);
доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия (Подпрограмма 4);
количество молодых семей - участников программы, улучшивших свои жилищные условия при реализации государственной программы (Подпрограмма 5).
Достижение цели, поставленной в государственной программе, возможно при полном и своевременном финансировании программных мероприятий, направленных на решение поставленных задач.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной
программы, долгосрочной областной целевой программы и подпрограмм
государственной программы
В государственную программу включены четыре подпрограммы.
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы" реализуется на территории Орловской области с целью оказания государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Участие в программе дает молодой семье право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Социальная выплата предоставляется в размере не менее:
30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с правилами предоставления социальной выплаты, - для молодых семей, не имеющих детей;
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка и более.
Право молодой семьи - участника программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, которое не является ценной бумагой.
Основной целью реализации подпрограммы "Орловщина молодая на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" является совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области.
Исходя из цели Подпрограммы 1, а также анализа сложившихся тенденций в молодежной сфере, с учетом экономической и правовой среды функционирования учреждений по реализации молодежной политики задачами Подпрограммы 1 являются:
1) обеспечение массовой консолидации молодежи и широкого информирования молодых граждан о потенциальных возможностях их развития и применения потенциала;
2) создание условий для пропаганды семейных ценностей и социальной значимости института молодой семьи, поддержка молодых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию;
3) создание условий для привлечения молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, формирования правового сознания и гражданской культуры;
4) развитие волонтерского движения на территории Орловской области;
5) создание условий для вовлечения представителей сельской молодежи в мероприятия по реализации молодежной политики на территории Орловской области;
6) совершенствование системы интеграции талантливой молодежи в творческую деятельность, создание условий для увеличения представительства делегаций Орловской области на межрегиональном и международном уровнях;
7) поддержка мероприятий, проектов и инициатив, реализуемых совместно с молодежными организациями Орловской области.
В рамках Подпрограммы 1 планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержку талантливой творческой и научной молодежи, развитие социальных институтов гражданского общества, развитие волонтерской деятельности, поддержку социальных инициатив молодежных общественных организаций и объединений.
Реализация данных направлений будет осуществляться через проведение культурно-массовых мероприятий, творческих фестивалей, международных, всероссийских, межрегиональных мероприятий и конкурсов, спортивно-туристических слетов, благотворительных акций.
Основной целью подпрограммы "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" является патриотическое и гражданское воспитание молодежи, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области.
Исходя из цели Подпрограммы 3, а также анализа сложившихся тенденций в сфере патриотического воспитания граждан задачами Подпрограммы 3 являются:
совершенствование программно-методической базы, направленной на улучшение условий духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи как основополагающего пласта гражданского общества области;
продолжение формирования тесного взаимодействия с молодежными организациями патриотической направленности;
воспитание в гражданах области чувства гордости и глубокого уважения к российской символике, историческим святыням, традициям и обычаям Родины;
повышение престижа военной службы, совершенствование работы с допризывной молодежью области;
дальнейшая организация работы с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных конфликтов как примерами проявления истинного патриотизма.
Решение поставленных задач будет осуществляться через проведение комплекса мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.
В рамках Подпрограммы 3 будут реализованы мероприятия, проводимые совместно с военно-патриотическими и военно-историческими клубами, молодежными общественными организациями патриотической направленности, мероприятия по поиску и перезахоронению воинов, павших в годы Великой Отечественной войны, молодежные культурно-массовые мероприятия патриотической направленности, военно-патриотические конкурсы и фестивали.
Проведение мероприятий Подпрограммы 3 будет способствовать дальнейшему развитию социальной активности граждан, создаст необходимые условия для активного вовлечения всех категорий населения региона в процесс духовно-нравственного воспитания, сориентирует граждан к формированию их собственной нравственно-патриотической позиции.
Подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" разработана с целью обеспечения условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота в молодежной среде.
Для достижения поставленной цели Подпрограммы 4 предусмотрено решение следующих задач:
а) сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений;
б) реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи;
в) снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
г) развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
д) организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - среди молодежи, по антинаркотической пропаганде;
е) внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Реализация Подпрограммы 4 позволит осуществить комплекс антинаркотических профилактических мероприятий, а также мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 год" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы" (далее - Подпрограмма 5) была призвана осуществить предоставление молодым семьям - участникам Подпрограммы 5 социальных выплат на приобретение жилья экономического класса или строительство индивидуального жилого дома экономического класса.
Участие в Подпрограмме 5 дало молодым семьям право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
В рамках Подпрограммы 5 был осуществлен комплекс мероприятий по оказанию государственной поддержки молодым семьям Орловской области в части приобретения жилья в 2014 году.
Перечень подпрограмм государственной программы приводится в приложении 2 к государственной программе.
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приводятся в приложении 3 к государственной программе.
Налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования в сфере реализации государственной программы не предусмотрены.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий
по этапам реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы (Подпрограммы 1) предусмотрено выполнение государственного задания на выполнение ведомственных работ государственными учреждениями Орловской области.
Наименование ведомственной работы:
а) транспортное обеспечение мероприятий, проводимых Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области (перевозка сотрудников Департамента образования, молодежной политики и спорта Орловской области, детей, подростков и молодежи, участвующих в мероприятиях в сфере молодежной политики);
б) организация и проведение мероприятий в сфере молодежной политики (организация и постановка представлений, концертов, зрелищно-развлекательная и физкультурно-оздоровительная деятельность, приобщение молодежи Орловской области к ценностям национальной культуры, здоровому образу жизни, самодеятельному творчеству).
Потребитель ведомственной работы "Транспортное обеспечение мероприятий, проводимых Департаментом образования, молодежной политики и спорта Орловской области" - Департамент внутренней политики Орловской области.
Потребители ведомственной работы "Организация и проведение мероприятий в сфере молодежной политики" - молодые граждане в возрасте от 14 до 35 лет.
Прогноз сводных показателей государственного задания на выполнение ведомственных работ государственными учреждениями Орловской области представлен в приложении 4 к государственной программе.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации государственной программы
К реализации государственной программы акционерные общества с государственным участием, научные и иные организации, а также целевые внебюджетные фонды не привлекаются.
VII. Обоснование выделения и включения в состав государственной
программы предусмотренных к реализации долгосрочной
областной целевой программы и подпрограмм
Достижение цели государственной программы возможно при полном и своевременном выполнении задач, определенных в соответствии с основными направлениями реализации государственной молодежной политики на территории Орловской области.
Для реализации поставленной цели в состав государственной программы включены:
1) долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы";
2) подпрограмма "Орловщина молодая на 2013 - 2020 годы" (приложение 7 к государственной программе);
3) утратил силу;
См. текст пункта 3 раздела VII
4) подпрограмма "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013 - 2020 годы" (приложение 9 к государственной программе);
5) подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" (приложение 10 к государственной программе).
6) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 год" (приложение 12 к государственной программе).
Реализация перечисленных подпрограмм и долгосрочной областной целевой программы государственной программы позволит обеспечить наиболее эффективную реализацию основных программных мероприятий и достижение результатов, характеризующих выполнение плановых значений целевых показателей, осуществить налаживание четкого взаимодействия органов исполнительной власти, органов контроля и надзора, других заинтересованных организаций и лиц, осуществляющих реализацию молодежной политики на территории Орловской области.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 671 149,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 233 758,4 тыс. рублей;
2014 - 238 761,9 тыс. рублей;
2015 - 22 006,8 тыс. рублей;
2016 - 23 004,5 тыс. рублей;
2017 - 23 644,8 тыс. рублей;
2018 - 41 348,1 тыс. рублей;
2019 - 43 231,8 тыс. рублей;
2020 - 45 393,1 тыс. рублей.
Из них:
средства федерального бюджета - 43 256,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 19 962,1 тыс. рублей;
2014 - 23 294,3 тыс. рублей;
кроме того, 2014 год:
средства бюджета Орловской области - 326 736,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 67 657,9 тыс. рублей;
2014 - 60 449,3 тыс. рублей;
2015 - 22 006,8 тыс. рублей;
2016 - 23 004,5 тыс. рублей;
2017 - 23 644,8 тыс. рублей;
2018 - 41 348,1 тыс. рублей;
2019 - 43 231,8 тыс. рублей;
2020 - 45 393,1 тыс. рублей;
в том числе, 2014 год:
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 1 637,8 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 39 597,7 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 17 473,4 тыс. рублей;
2014 - 22 124,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 261 559,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 128 665,0 тыс. рублей;
2014 - 132 894,0 тыс. рублей.
Долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".
Объем финансирования - 202 503,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 202 503,0 тыс. рублей.
Из них:
средства федерального бюджета - 19 962,1 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 19 962,1 тыс. рублей;
средства бюджета Орловской области - 36 402,5 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 36 402,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 17 473,5 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 17 473,4 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 128 665,0 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 128 665,0 тыс. рублей.
Подпрограмма "Орловщина молодая на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области.
Объем финансирования - 179 692,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 22 500,2 тыс. рублей;
2014 - 19 779,1 тыс. рублей;
2015 - 16 236,0 тыс. рублей;
2016 - 16 829,7 тыс. рублей;
2017 - 17 081,1 тыс. рублей;
2018 - 28 089,1 тыс. рублей;
2019 - 29 095,8 тыс. рублей;
2020 - 30 081,1 тыс. рублей.
Подпрограмма "Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области.
Объем финансирования - 54 661,1 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 6 218,2 тыс. рублей;
2014 - 3 077,7 тыс. рублей;
2015 - 4 355,6 тыс. рублей;
2016 - 4 660,5 тыс. рублей;
2017 - 4 954,1 тыс. рублей;
2018 - 9 555,0 тыс. рублей;
2019 - 10 433,0 тыс. рублей;
2020 - 11 407,0 тыс. рублей;
в том числе, 2014 год:
погашение кредиторской задолженности 2013 года - 1 637,8 тыс. рублей.
Подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" финансируется из средств бюджета Орловской области.
Объем финансирования - 19 578,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2013 - 2 537,0 тыс. рублей;
2014 - 1 190,0 тыс. рублей;
2015 - 1 415,2 тыс. рублей;
2016 - 1 514,3 тыс. рублей;
2017 - 1 609,7 тыс. рублей;
2018 - 3 704,0 тыс. рублей;
2019 - 3 703,0 тыс. рублей;
2020 - 3 905,0 тыс. рублей.
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2014 год".
Объем финансирования - 214 715,1 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 214 715,1 тыс. рублей.
Из них:
средства федерального бюджета - 23 294,3 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 23 294,3 тыс. рублей;
средства бюджета Орловской области - 36 402,5 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 36 402,5 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 22 124,3 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 22 124,3 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 132 894,0 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 132 894,0 тыс. рублей.
При планировании ресурсного обеспечения государственной программы учитывались реальная ситуация в бюджетной сфере на федеральном и региональном уровнях, высокая экономическая и социальная значимость проблемы.
Объемы финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины" за счет средств областного бюджета представлено в приложении 5 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, юридических лиц на реализацию целей государственной программы представлены в приложении 6 к государственной программе.
IX. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы
В результате реализации программных мероприятий, выполнения основных задач и достижения цели государственной программы планируется:
1) увеличение доли молодых граждан, вовлекаемых в реализацию молодежной политики на территории области, с 62% до 79%.
Данный показатель будет достигнут путем увеличения:
а) количества молодых семей - участников мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, на 58%;
б) охвата программными мероприятиями воспитанников детских домов, школ-интернатов, молодых людей, находящихся в местах лишения свободы для несовершеннолетних, на 16%;
в) количества молодых граждан, участвующих в различных формах общественного самоуправления, с 270 до 420 человек;
г) увеличения доли молодых граждан - участников волонтерского движения с 0,25% до 3,7% от общего количества молодежи области;
д) увеличения доли молодых граждан из числа сельской молодежи, принимающих участие в мероприятиях по реализации молодежной политики на территории Орловской области, с 20% до 36% от общего количества сельской молодежи области;
е) увеличения количества молодых граждан, принимающих участие в мероприятиях, направленных на поддержку талантливой творческой молодежи, с 6 000 до 10 000 человек;
2) увеличение доли граждан, вовлеченных в мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи, на 31%.
Данный показатель будет достигнут путем увеличения:
а) доли информационных материалов патриотической направленности на 18%;
б) доли общественных объединений, получивших информационную, методическую и финансовую поддержку для проведения мероприятий патриотического воспитания граждан, на 26%;
в) количества граждан - участников мероприятий патриотической направленности, посвященных государственной символике и памятным датам российской и областной истории, на 1 080 человек;
г) количества граждан, участвующих в мероприятиях по повышению престижа военной службы и работе с допризывной молодежью, на 710 человек;
д) доли граждан, принявших участие в областных мероприятиях патриотической направленности, посвященных ветеранам Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, на 17%;
3) увеличение доли подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, на 30%.
Данный показатель будет достигнут в результате:
а) снижения заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 0,5%;
б) уменьшения числа лиц, больных наркоманией, на 4,5%;
в) сокращения несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков, на 8%;
г) сокращения масштаба незаконного потребления наркотиков на 12%;
д) роста численности специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации подпрограммы, на 14,5%;
4) улучшение жилищных условий 2 369 молодых семей - участников программных мероприятий.
Данный показатель будет достигнут при условии:
а) выделения запланированных в бюджете Орловской области средств в полном объеме;
б) привлечения средств федерального и муниципального бюджетов в пределах запланированных объемов;
в) благоприятной конъюнктуры на рынке жилья экономического класса в Орловской области.
X. Анализ рисков реализации государственной программы и описание
мер управления рисками реализации государственной программы
В ходе реализации государственной программы могут возникнуть риски, связанные:
с недостатками в управлении государственной программой и подпрограммами;
неверно выбранными приоритетами развития отрасли;
нарушениями стабильности финансирования.
Риски, связанные с недостатками в управлении государственной программой и подпрограммами, могут быть вызваны слабой координацией действий различных субъектов, следствием чего может быть искажение смыслов стратегии развития системы молодежной политики Орловской области. Это, в свою очередь, приведет к формальному исполнению мероприятий государственной программы, возникновению диспропорций в ресурсной поддержке реализации намеченных мероприятий, их неоправданному дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств. Преодоление этих рисков возможно путем ежегодного мониторинга результатов реализации государственной программы с привлечением, в случае необходимости, представителей специализированных учреждений, общественных советов, общественных организаций.
Риски, связанные с неверно выбранными приоритетами развития отрасли, могут быть вызваны изменениями государственной политики и нормативной базы в сфере молодежной политики и последующей внеплановой коррекцией частично реализованных мероприятий, что снизит эффективность использования бюджетных средств и потребует корректировки ряда положений государственной программы, ее мероприятий и финансового обеспечения.
Достижение цели государственной программы зависит прежде всего от своевременного и стабильного финансирования, которое будет определяться ресурсами бюджета Орловской области, а также эффективностью управления ходом реализации государственной программы по качественным показателям и индикаторам.
Эффективное управление указанными рисками в процессе реализации государственной программы и подпрограмм будет осуществляться посредством:
формирования эффективной системы управления государственной программой и подпрограммами на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителя;
перераспределения объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов;
планирования реализации государственной программы и подпрограмм с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов, достижения цели и задач государственной программы и подпрограмм.
XI. Порядок и методика оценки эффективности реализации государственной программы
Оценка эффективности реализации государственной программы производится ответственным исполнителем государственной программы ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации с целью уточнения степени достижения цели, решения задач и выполнения мероприятий государственной программы.
Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя государственной программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограмм, которая производится с учетом следующих составляющих:
оценки степени реализации мероприятий;
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования бюджетных средств;
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограмм;
оценки эффективности реализации подпрограмм.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации государственной программы, которая определяется с учетом оценки эффективности реализации подпрограмм (рассчитанной на первом этапе).
Первый этап оценки эффективности реализации государственной программы
1. Оценка степени реализации мероприятий.
Степень реализации мероприятий рассчитывается в соответствии с планом реализации государственной программы на отчетный год для каждой подпрограммы государственной программы.
Степень реализации мероприятий оценивается для каждой подпрограммы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм = Мв / М, где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не ниже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
Выполнение данного условия подразумевает, что:
в случаях, когда в графе "ожидаемый непосредственный результат мероприятия" плана реализации государственной программы зафиксированы количественные значения показателей (индикаторов) на отчетный год, либо в случаях, когда установлена прямая связь между основными мероприятиями и показателями (индикаторами) подпрограмм;
в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (то есть при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в том случае, если темпы ухудшения значений показателя ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.
Мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год.
По иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как достижение непосредственного результата.
2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат.
В составе показателя "степень соответствия запланированному уровню затрат" учитываются расходы областного, федерального, муниципального бюджетов и внебюджетных средств (далее также - финансовые ресурсы), направленные на реализацию государственной программы в отчетном году.
Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждой подпрограммы как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию подпрограммы к их плановым значениям по следующей формуле:
ССуз = Зф / Зп, где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году;
Зп - плановые расходы на реализацию подпрограммы в отчетном году.
В качестве плановых расходов бюджетных средств (областной и федеральный бюджеты) указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы в законе об областном бюджете на отчетный год по состоянию на 1 января отчетного года.
В случае если в течение отчетного года в государственную программу вносились изменения в части корректировки объемов финансирования и, как следствие, значений целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых непосредственных результатов реализации мероприятий, в качестве плановых расходов бюджетных средств указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующей подпрограммы в законе об областном бюджете на отчетный год по состоянию на 31 декабря отчетного года.
В качестве плановых расходов из средств муниципальных бюджетов и внебюджетных средств используются данные по объемам расходов, предусмотренных за счет этих средств на реализацию подпрограммы в соответствии с действующей на момент проведения оценки эффективности редакцией государственной программы.
3. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Эффективность использования финансовых ресурсов рассчитывается для каждой подпрограммы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов по следующей формуле:
Эис = СРм / ССуз, где:
Эис - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы;
СРм - степень реализации всех мероприятий подпрограммы;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов из всех источников.
4. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм.
Для оценки степени достижения целей и решения задач (далее - степень реализации) подпрограмм определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД п/п пз = ЗП п/п ф / ЗП п/п п;
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СД п/п пз = ЗП п/п п /ЗП п/п ф, где:
СД п/п пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
ЗП п/п п - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
ЗП п/п ф - значение показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода.
Степень реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:
, где:
СР п/п - степень реализации подпрограммы;
СД п/п пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи подпрограммы;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цели и задачи подпрограммы.
При использовании данной формулы в случаях, если СД п/п пз больше единицы, значение СД п/п пз принимается равным единице.
5. Оценка эффективности реализации подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации подпрограммы и оценки эффективности использования финансовых ресурсов по следующей формуле:
ЭР п/п = СР п/п * Эис, где:
ЭР п/п - эффективность реализации подпрограммы;
СР п/п - степень реализации подпрограммы;
Эис - эффективность использования финансовых ресурсов на реализацию подпрограммы.
Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, в случае если значение ЭР п/п составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации подпрограммы признается средней, в случае если значение ЭР п/п составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭР п/п составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной.
Второй этап оценки эффективности реализации государственной программы
6. Оценка эффективности реализации государственной программы.
Эффективность реализации государственной программы оценивается в зависимости от оценки эффективности реализации входящих в нее подпрограмм по следующей формуле:
, где:
ЭР гп - эффективность реализации государственной программы;
ЭР п/п - эффективность реализации подпрограммы государственной программы;
kj - коэффициент значимости подпрограммы для достижения целей государственной программы;
j - количество подпрограмм.
Коэффициент значимости подпрограммы kj определяется по формуле:
,где:
Фj - объем фактических расходов из всех источников на реализацию j-й подпрограммы в отчетном году;
Ф - объем фактических расходов из всех источников на реализацию государственной программы в отчетном году.
Эффективность реализации государственной программы признается высокой в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,90.
Эффективность реализации государственной программы признается средней в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,80.
Эффективность реализации государственной программы признается удовлетворительной в случае, если значение ЭР гп составляет не менее 0,70.
В остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.