Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Правительства Орловской области от 1 марта 2017 г. N 63-р настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению Правительства
Орловской области
от 7 марта 2013 г. N 83-р
План мероприятий ("дорожная карта")
"Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Орловской области (2013-2018 годы)"
13 мая 2014 г., 11 июня, 25 декабря 2015 г., 5 июля, 25 октября 2016 г., 1 марта 2017 г.
Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Орловской области (2013-2018 годы)" (далее -"дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Для решения указанных задач необходимо совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа профессии социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
1. Общее описание "дорожной карты"
В Орловской области по состоянию на 1 января 2016 года проживает 765,2 тысячи человек, в том числе старше трудоспособного возраста 433,2 тысячи человек, или 56,6 процента от общего числа, 67,6 тысячи граждан являются инвалидами.
В Орловской области наблюдается тенденция роста численности граждан нетрудоспособного возраста, которая составляла: в 2012 году - 204,0 тысячи человек, в 2013 году -206,6 тысячи человек, в 2014 году - 209,1 тысячи человек, в 2015 году - 211,9 тысячи человек, из них 39,5% -граждане в возрасте 70 лет и старше.
Развитие сети организаций социального обслуживания в Орловской области осуществляется исходя из возрастного состава населения, географических особенностей региона, плотности населения и транспортной доступности учреждений социального обслуживания населения.
Анализ действующей сети учреждений социального обслуживания населения представлен с учетом следующих основных показателей:
1) обеспечение потребностей и нуждаемости граждан в различных формах социального обслуживания;
2) наполняемость коечной сети стационарных учреждений социального обслуживания;
3) развитие новых направлений в социальном обслуживании населения применительно к потребностям граждан;
4) соответствие предоставляемых услуг современным стандартам качества услуг;
5) состояние материально-технической базы учреждений социального обслуживания.
По состоянию на 1 января 2016 года в Орловской области функционировало 65 учреждений социального обслуживания населения, из них 48 - с круглосуточным пребыванием престарелых граждан, инвалидов и детей, в том числе:
1) в стационарной форме социального обслуживания:
5 домов-интернатов общего типа для престарелых и инвалидов;
4 психоневрологических интерната;
1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов;
2 геронтологических центра;
2 детских дома-интерната для детей с умственными недостатками;
1 детский дом-интернат для детей с физическими недостатками;
2) в полустационарной форме социального обслуживания:
1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями;
13 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
1 реабилитационно-спортивный центр инвалидов;
1 центр социально-психологической реабилитации жителей Орловской области, пострадавших от радиационных аварий и катастроф;
1 центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
1 кризисный центр помощи женщинам и детям;
2 центра социальной профилактики и реабилитации инвалидов;
3) в форме социального обслуживания на дому -30 центров социального обслуживания населения.
По состоянию на 1 декабря 2016 года в Орловской области функционировало 63 учреждения социального обслуживания населения, 2 организации, имеющие статус социально-реабилитационных центров, были реорганизованы и вошли в состав комплексных центров социального обслуживания населения как структурные подразделения.
Объем средств, направленных на содержание организаций социального обслуживания населения Орловской области, в 2013 году составил 1 080,2 млн рублей, в том числе заработная плата социальных работников с начислениями - 243,1 млн рублей, в 2014 году - 1 169,1 млн рублей, в том числе заработная плата социальных работников с начислениями - 269,7 млн рублей, в 2015 году - 1 051,1 млн рублей, в том числе заработная плата социальных работников с начислениями -206,6 млн рублей, в 2016 году -986,7 млн рублей, в том числе заработная плата социальных работников с начислениями - 194,1 млн рублей. Уменьшение бюджетных средств на содержание организаций социального обслуживания населения Орловской области в 2015-годах связано с проведением мероприятий по оптимизации численности социальных работников и сети организаций социального обслуживания населения. Также возросла доля внебюджетных источников финансирования в общем объеме расходов организаций социального обслуживания населения Орловской области.
По состоянию на 1 декабря 2016 года организациями социального обслуживания граждан Орловской области оказываются следующие услуги:
социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг;
социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений состояния здоровья;
социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи;
социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
срочные социальные услуги, направленные на обеспечение решения возникающих социальных проблем срочного характера в целях поддержания жизнедеятельности несовершеннолетних, адаптация их к нормальной жизни;
услуги в повышении коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничение жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных организациях социального обслуживания Орловской области на 1 января 2016 года составила 1786 человек. На 1 декабря 2016 года численность составляет 1802 человека.
Одной из приоритетных форм обслуживания остается форма социального обслуживания на дому. Такая форма удобна для граждан пожилого возраста, позволяет им оставаться в привычных для них условиях, одновременно получать социально-бытовые услуги и является менее затратной и самой востребованной из существующих на сегодняшний день.
Количество получателей услуг за 2015 год в форме социального обслуживания на дому составило 8631 человека. На 1 декабря 2016 года количество получателей составило 8920 человек. В 2018 году планируется увеличить количество получателей услуг в форме социального обслуживания на дому до 9000 человек.
В 30 центрах социального обслуживания населения работают отделения социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов, в бюджетных учреждениях Орловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Орловского района", "Комплексный центр социального обслуживания населения Заводского района", "Комплексный центр социального обслуживания населения Советского района" -отделения социальной консультативной помощи.
В 30 отделениях социально-досуговой деятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов создано 72 клуба по интересам для пожилых с целью поддержания активного образа жизни. Данной услугой в 2016 году охвачено 3165 граждан пожилого возраста, в 2017 году планируется охватить 3207 человек, в 2018 году - 3225 человек.
Для удовлетворения познавательных интересов пожилых граждан и инвалидов на базе центров социального обслуживания населения функционируют 27 филиалов университета третьего возраста. Полученные в университете знания помогают пожилым адаптироваться к современным условиям, разбираться в нормах современного законодательства, поддерживать свое здоровье и лечиться без лекарств, эффективно вести домашнее хозяйство, узнавать секреты воспитания внуков и правнуков. В филиалах университета третьего возраста в 2016 году обучается 1203 человека, в 2017 году планируется обучить 1225 человек, в 2018 - 1235 человек.
Для решения социальных проблем граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах Орловской области, на базе 24 центров социального обслуживания населения организована работа 24 выездных мобильных бригад. Все мобильные бригады оснащены автотранспортом.
В работе выездных мобильных бригад принимают участие представители служб социальной защиты населения, территориальных органов Пенсионного фонда, общественных организаций, средств массовой информации, администраций районов и сельских поселений, участковые уполномоченные, специалисты органов опеки и попечительства, врачи и медицинские сотрудники центральных районных больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, специалисты других служб.
За 2015 год мобильными бригадами обслужено 3617 человек. В 2016 году планируется обслужить 3800 человек, в 2018 году - 4000 человек.
В 2011 году открыты специализированные учреждения социального обслуживания: бюджетные учреждения Орловской области -"Кризисный центр помощи женщинам и детям "Орловский" и "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
С целью введения новой формы социального обслуживания, повышения доступности стационарной помощи гражданам и оказания специализированных, социальных, психологических услуг одиноким инкурабельным больным пожилого возраста, имеющим онкологическое заболевание в 4-й терминальной стадии, в январе 2015 года открыто хосписное отделение на базе бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района".
В 2016 году в Орловской области функционируют 3 бюджетных стационарных учреждения социального обслуживания для детей с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области: "Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками", "Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", "Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в которых проживают 145 воспитанников.
Оценка соответствия организаций, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481) проводилась на основании приказов Департамента образования Орловской области от 1 июля 2016 года N 656 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 1 июля 2016 года N 1046 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Департамента здравоохранения Орловской области от 1 июля 2016 года N 227 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По результатам экспертной оценки соответствия указанных учреждений требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 максимальное количество баллов по всем направлениям их деятельности установлено бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками". Бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" установлено по 835 баллов из-за невозможности проживания детей в организации по принципу семейного воспитания в связи с отсутствием дополнительных площадей.
В 2016 году ликвидировано казенное учреждение Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом". В целях рационального использования имеющихся площадей и улучшения условий проживания детей с физическими и умственными недостатками в IV квартале 2016 года путем слияния бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" вместимостью 50 человек и бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" вместимостью 50 человек создано бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания населения Орловской области "Мценский детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками" вместимостью 100 человек. Данное мероприятие также позволит повысить качество оказания социальных услуг, улучшить транспортную доступность к учреждению, более эффективно использовать финансовые средства и трудовые резервы.
Особое внимание в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками" уделяется постинтернатному сопровождению выпускников, направленному на социализацию воспитанников, неспособных в силу несформированности социальных навыков к самостоятельному проживанию, испытывающих трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта.
В целях оптимизации сети учреждений социального обслуживания экспертной комиссией рекомендовано объединить бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области "Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области "Воинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", в которых проживает 92 воспитанника, в одно учреждение.
В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 25 октября 2016 года N 511-р создано новое учреждение на базе ликвидируемого казенного учреждения Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Мценский детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками". Основными видами деятельности создаваемого бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками" являются деятельность по предоставлению социальных услуг с обеспечением проживания детям-инвалидам, создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации, а также создание условий для дополнительного образования воспитанников, что в полной мере соответствует требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481.
В настоящее время ведутся работы по обустройству помещений для удобства проживания детей в соответствии со спецификой их заболеваний.
Перевод воспитанников в новое учреждение будет осуществляться в течение первого полугодия 2017 года.
Учреждения социального обслуживания населения укомплектованы штатами в полном объеме в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области".
В целях рационального использования денежных средств на развитие и укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, а также повышения эффективности и качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения в 2016 году продолжена оптимизация сети организаций социального обслуживания населения путем их слияния с сокращением административно-управленческого персонала и ликвидацией малоэффективных структурных подразделений. При этом количество отделений и численность персонала, оказывающих социальные услуги, не уменьшились. Данные мероприятия не приведут к ухудшению качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания населения.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социального работника необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Кадровый потенциал социальных работников имеет следующую структуру:
Развитие системы социального обслуживания населения возможно на обновленной законодательной базе регионального законодательства.
В соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" с 1 октября 2012 года в учреждениях введена отраслевая система оплаты труда, что позволило значительно улучшить материальное обеспечение всех категорий работников социальных учреждений. Постановлением Правительства Орловской области от 18 февраля 2016 года N 44 "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" внесены изменения в части определения порядка формирования и расходования экономии фонда оплаты труда, сложившейся в бюджетных и казенных учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, в части порядка формирования фонда оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания и социальной защиты населения Орловской области на год, установления порядка проведения тарификации работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания граждан и социальной защиты населения, находящихся в ведении Орловской области, установления размера материальной помощи, оказываемой руководителям, заместителям руководителя, главным бухгалтерам бюджетных и казенных организаций социального обслуживания и социальной защиты населения Орловской области к очередному отпуску, в честь 50-летия и при достижении пенсионного возраста.
Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей предусматривает совершенствование нормативно- правовой базы в сфере социального обслуживания населения в Орловской области.
В целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Орловской области приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон Орловской области от 10 ноября 2014 года N 1681-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Орловской области";
Закон Орловской области от 8 декабря 2014 года N 1704-ОЗ "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 6 июня 2014 года N 140 "О реализации некоторых положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
постановление Правительства Орловской области от 21 ноября 2014 года N 358 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 5 декабря 2014 года N 366 "Об утверждении норм питания в организациях социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 9 декабря 2014 года N 374 "Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия органов государственной власти Орловской области в связи с реализацией полномочий Орловской области в сфере социального обслуживания граждан";
постановление Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года N 388 "Об утверждении нормативов обеспечения площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года N 389 "Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги в Орловской области на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";
постановление Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года N 393 "Об утверждении Положения о размере и порядке выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Орловской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)";
постановление Правительства Орловской области от 26 декабря 2014 года N 429 "Об утверждении нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг организациями социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 29 декабря 2014 года N 441 "Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания на территории Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 23 апреля 2015 года N 194 "О реализации отдельных полномочий Правительства Орловской области в сфере социального обслуживания граждан";
постановление Правительства Орловской области от 27 апреля 2015 года N 199 "О проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования Орловской области";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 15 сентября 2014 года N 836 "Об утверждении плана разработки методик и внедрения инновационных технологий в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения Орловской области на 2015 год";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 15 сентября 2014 года N 837 "Об утверждении плана мероприятий по обучению работников государственных учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения Орловской области на 2015 год";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 13 октября 2014 года N 969 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 13 октября 2014 года N 971 "Об обеспечении надлежащего учета и отчетности в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания граждан в Орловской области";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 31 октября 2014 года N 1053 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг Орловской области";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 20 ноября 2014 года N 1117 "Об обеспечении бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг, предоставляемых ими социальных услугах, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, в том числе через средства массовой информации, включая размещение информации на официальных сайтах в сети "Интернет";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 26 ноября 2014 года N 1146 "Об утверждении Порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания граждан в Орловской области";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 25 декабря 2014 года N 1273 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в реабилитационно-спортивном центре инвалидов";
приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 29 декабря 2014 года N 1282 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 31 октября 2014 года N 1053 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг Орловской области";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 18 марта 2015 года N 49 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 15 апреля 2015 года N 81 "Об утверждении Плана проведения информационно-разъяснительной работы по информированию заинтересованных лиц о порядке и условиях предоставления социальных услуг в 2015 году";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 5 мая 2015 года N 114 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 12 мая 2015 года N 123 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 26 мая 2015 года N 138 "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания несовершеннолетним детям, женщинам (женщинам с детьми), попавшим в кризисную ситуацию, связанную с физическим или психическим насилием, экстремальными психологическими и социально-бытовыми условиями, родителям (законным представителям) детей-инвалидов поставщиками социальных услуг";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 16 декабря 2015 года N 474 "Об утверждении плана проведения информационно-разъяснительной работы по информированию заинтересованных лиц о порядке и условиях предоставления услуг в 2016 году";
приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 29 января 2016 года N 18 "Об утверждении и внедрении методики "Технология работы в сфере социального обслуживания "Выездная служба (мобильная бригада) комплексной реабилитационной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в ситуации кризиса, жесткого обращения".
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения
2.1. В организациях социального обслуживания наблюдался некоторый дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда персонала, не соответствующим напряженности и интенсивности их труда.
В результате проведенных мероприятий по повышению средней заработной платы социальных работников за период 2013 - 2015 годов уровень среднемесячной заработной платы социальных работников вырос на 30,6% (с 9 629,5 рубля по итогам 2013 года до 13 382,0 рубля по итогам 2015 года).
Фактическая заработная плата социальных работников по итогам 2014 года составила 12 731 рубль, или 61,2% среднемесячной заработной платы по Орловской области, которая составила 20 803 рубля, в 2015 году - 13 381,0 рубля, или 67,3% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) по Орловской области, которая составила 19 876,0 рубля. Темп роста заработной платы социальных работников в 2015 году к 2014 году составляет 5,1%.
На 2016 год средняя заработная плата социальных работников планируется в размере 13 882,0 рубля, что составит 67,3% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (20 627,0 рубля), что соответствует рекомендациям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) (письма от 20 октября 2015 года N 14-1/10/П-6495 и от 29 июля 2016 года N 14-1/10/В-5240) по обеспечению в 2016 году уровня номинальной заработной платы в среднем по отдельным категориям работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2015 году.
В соответствии с доведенным Минтрудом России графиком достижения целевых показателей (письмо Минтруда России от 25 октября N 14-1/10/П-6734) в 2017 - 2018 годах на 2017 год запланирована средняя заработная плата социальных работников в размере 17 456,0 рубля, что составит 80,0% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (21 820,0 рубля), на 2018 год -23 080,0 рубля, что составит 100,0% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области (23 080,0 рубля).
Штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области на 1 января 2016 года составляет 4603,0 единицы. За период 2012 - 2015 годов штатная численность работников организаций социального обслуживания Орловской области сократилась на 1871,0 единицы (25%), в том числе социальных работников -855 человек.
В соответствии со штатными нормативами, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области", нагрузка на одного социального работника увеличилась с 8 до 11 обслуживаемых граждан, имеющих коммунально-бытовое благоустройство, с 4 до 7 обслуживаемых граждан, не имеющих коммунально-бытового благоустройства.
В рамках исполнения данного постановления проведены мероприятия по оптимизации штатной численности социальных работников, которая сократилась с 1635,7 человека в 2013 году до 988 человек в 2015 году (на 647,7 человека). Прогноз численности на 2016 год составляет 895 человек. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий по оптимизации штатной численности социальных работников, направлены на повышение заработной платы социальных работников.
Нагрузка на одного социального работника в 2015 году увеличилась по сравнению с 2014 годом с 6,3 человека до 8,7 человека обслуживаемых граждан. На 2016 год средняя нагрузка на одного социального работника планируется 10 человек, на 2017 год -10,5 человека, на 2018 год -10,6 человека.
Норматив числа получателей услуг на 1 социального работника на 2016-2018 годы рассчитан с учетом методических рекомендаций по определению норм нагрузки на социального работника в сфере социального обслуживания, утвержденных приказом Минтруда России от 15 октября 2015 года N 725 "Об утверждении методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания". На основании исследования затрат рабочего времени выявлено, что количество и качество оказываемых социальных услуг соответствует положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2.2. Материально-техническая база организаций социального обслуживания населения нуждается в модернизации.
Необходимо проведение мероприятий, направленных на укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, создание более комфортных условий для получателей социальных услуг, расширение набора предоставляемых услуг (в том числе дополнительных платных), обеспечение равной доступности в получении необходимых для жизнеобеспечения социальных услуг независимо от места проживания получателей социальных услуг, степени самообслуживания и передвижения, на создание доступной среды для маломобильных групп, повышение общего уровня комфортности среды жизнедеятельности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
За счет софинансирования региональных социальных программ путем направления субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в рамках подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 года N 479, в 2015 году проведен капитальный ремонт кровли и спальных корпусов бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Шатиловский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов", бюджетного учреждения Орловской области "Центр социального обслуживания населения Дмитровского района" (отделение "Крупышинский дом ветеранов") на общую сумму 4,9 млн рублей.
В 2016 году денежные средства в размере 5 млн 690 тыс. рублей (2 млн 845 тыс. рублей за счет областного бюджета и 2 млн 845 тыс. рублей за счет федерального бюджета) предусмотрены на капитальный ремонт крыши: бюджетному учреждению Орловской области "Центр социального обслуживания населения Верховского района" (отделение "Дом ветеранов") -в сумме 1 млн 760 тыс. рублей, бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" -в сумме 3,9 млн рублей.
В 2017 году планируется выделить денежные средства в сумме 6,5 млн рублей на капитальный ремонт крыши: бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" -в сумме 3,5 млн рублей, и бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Успенский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" - в размере 3 млн рублей.
В 2018 году планируется осуществить утепление фасада жилого здания в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" на сумму 7,7 млн рублей.
С целью поддержания жизненного уровня пожилых людей и инвалидов на территории Орловской области мероприятия по комплексному решению проблем пожилых граждан и инвалидов осуществляются в рамках областной целевой программы "Социальная поддержка граждан в Орловской области" и межведомственной инвестиционной программы "Развитие и укрепление социальной и инженерной инфраструктуры Орловской области".
На балансе организаций социального обслуживания населения Орловской области находится 182 здания. В стационарных организациях социального обслуживания постоянно проживают более 2,5 тысячи престарелых граждан и инвалидов, из которых около 30% нуждаются в постоянном постороннем уходе.
Инфраструктура организаций социального обслуживания включает 130 зданий социального и хозяйственного назначения и 52 спальных (жилых) корпуса.
В целях соблюдения комплексной (пожарной) безопасности ежеквартально проводится мониторинг зданий, сооружений, строений организаций социального обслуживания Орловской области (приложение 1). В 2016 году в рамках данного мониторинга выявлено 2 здания с V степенью огнестойкости (спальные корпуса Богородицкого и Муравельского домов ветеранов), которые в IV квартале 2016 года были закрыты. Граждане, проживающие в данных зданиях, размещены в других стационарных организациях Орловской области.
К 2018 году планируются закрытие отделения "Дом ветеранов" бюджетного учреждения Орловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района" в связи с наличием IV степени огнестойкости жилого корпуса и размещение проживающих в других стационарных организациях Орловской области.
Условия проживания граждан в организациях социального обслуживания населения соответствуют противопожарным и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
2.3. Очередность в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание.
Очередь на оказание услуги по помещению в стационарные организации социального обслуживания общего типа (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома ветеранов) отсутствует.
Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов местами в стационарных организациях социального обслуживания составляет 99,8%.
На 1 января 2016 года отсутствовала очередь для помещения в психоневрологические интернаты Орловской области. В I квартале 2016 года увеличилось количество обращений из бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская психиатрическая больница" для помещения в психоневрологические интернаты Орловской области. Также в связи с достижением возраста 18 лет воспитанниками детских домов-интернатов для детей с физическими и умственными недостатками и необходимостью помещения их в психоневрологические интернаты на 1 декабря 2016 года очередь в психоневрологические стационарные организации социального обслуживания составила 24 человека.
На 1 января 2017 года планируется открыть психоневрологическое отделение на базе бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Добринский психоневрологический интернат" на 30 мест (на базе реорганизованного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Орловской области "Глазуновский детский дом-интернат для умственно отсталых детей"), что позволит ликвидировать очередь для помещения в психоневрологические стационарные организации социального обслуживания Орловской области.
2.4. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.
На 1 декабря 2016 года из общего числа организаций социального обслуживания населения, оказывающих государственные услуги пожилым гражданам и инвалидам, детям, основная часть (63 учреждения, или 98,5%) находится в ведении органов государственной власти Орловской области, и только 1 организация (или 1,5%) (Орловская областная общественная организация общества "Знание" России) является негосударственной. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг.
Количество граждан, получающих социальные услуги в Орловской областной общественной организации общества "Знание" России, в 2016 году составляет 203 человека, 2017 году -215 человек, 2018 году - 231 человека.
Организация имеет в собственности помещение площадью 720 кв. м. Действуют более 15 направлений образовательных программ. Программы дополнительного образования организуются по различным вопросам жизнедеятельности с учетом ресурсов и особенностей пожилых города и села, а также их запросов. Пожилые люди осваивают компьютер, интернет-технологии, иностранные языки, постигают азы финансовой, правовой, экономической грамотности, политической культуры.
Обществом "Знание" предоставляется социальное обслуживание на дому в виде социально-бытовых, социально-правовых, социально- педагогических услуг.
В Орловской области постановлением Правительства Орловской области от 31 августа 2016 года N 346 создан Координационный совет по организации доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере Орловской области.
В соответствии с планом организации поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) к предоставлению услуг в социальной сфере Орловской области проведен мониторинг и анализ показателей деятельности СО НКО.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области формирует и ведет реестр поставщиков социальных услуг, информация о реестре поставщиков опубликована на официальном сайте Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области.
В свою очередь Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области вносит изменения в государственную программу Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", в которой будут отражены мероприятия, обеспечивающие поэтапный доступ СО НКО к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление населению услуг в социальной сфере Орловской области.
В целях популяризации СО НКО подготовлен проект распоряжения Правительства Орловской области об утверждении комплексного плана мероприятий по обеспечению доступа СО НКО, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
В целях создания в 2017 году благоприятных условий для развития СО НКО в Орловской области будет продолжена работа с 28 некоммерческими организациями, выявленными в ходе проведения мониторинга в октябре 2016 года, с целью включения их в реестр поставщиков социальных услуг.
К 2018 году планируется увеличить удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, до 10% от общего количества организаций всех форм собственности.
2.5. Недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.
В Орловской области внедряется одна из стационарозамещающих технологий -"приемная семья". Данная услуга предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и дающим согласие на проживание в семье социального работника.
В 2016 году на территории Орловской области 2 человека пожилого возраста проживают в "приемных семьях", в 2017 году планируется увеличить данный показатель до 5 человек, в 2018 году - до 8 человек.
Также в Орловской области развивается форма социального обслуживания посредством социальной технологии "волонтерство".
В последнее время заметно консолидируются усилия организаций социального обслуживания населения, семей с детьми и несовершеннолетних, общественных организаций и волонтерских объединений в поиске новых вариантов взаимодействия и сотрудничества. Это направление реализуется через создание в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми попечительских советов, в состав которых входят представители вышеуказанных организаций, последующую разработку комплексных программ для родителей и детей, организацию совместных мероприятий. Волонтеры оказывают помощь инвалидам с детства по психозаболеванию, которые посещают отделение социально-досуговой деятельности для данной категории инвалидов.
Представители общественных организаций и добровольческих объединений вносят значительный вклад в информационно-разъяснительное и коррекционно-реабилитационное направления работы с неблагополучными семьями, принимают участие во всероссийских и региональных мероприятиях, направленных на профилактику безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних и пропаганду здорового образа жизни, а также организуют сбор материальных средств для дальнейшей передачи в социально-реабилитационные учреждения Орловской области.
Среди наиболее активных - фонд общественного здоровья "Выбор", региональная общественная организация "Союз женщин Орловской области", Орловская областная еврейская общественная организация "Общинно-благотворительный центр Нэшер", объединение волонтеров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Орловский государственный институт искусств и культуры", студенческое волонтерское объединение "Школа волонтеров" федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева".
Количество общественных организаций и добровольческих волонтерских объединений в Орловской области:
в 2016 году - 15 организаций и добровольческих волонтерских объединений (297 человек);
в 2017 году - 17 организаций и добровольческих волонтерских объединений (320 человек);
в 2018 году - 20 организаций и добровольческих волонтерских объединений (450 человек).
Представители общественных организаций и добровольческих объединений оказывают содействие в оказании социально-бытовых услуг, срочных социальных услуг, услуг по повышению коммуникативного потенциала.
3. Цели "дорожной карты"
1) формирование в Орловской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
2) обеспечение проведения мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту действующих стационарных организаций социального обслуживания;
3) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан;
4) повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области;
5) развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
6) внедрение в практику работы организаций социального обслуживания методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
7) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам Орловской области, проживающим в удаленных районах и в сельской местности;
8) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника до 10,6 человека;
9) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания Орловской области.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
1) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания Орловской области;
2) доведение уровня средней заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2018 году до 100% от среднемесячного дохода от трудовой деятельности по Орловской области*;
3) обеспечение доступности предоставления социальных услуг гражданам Орловской области, проживающим в удаленных районах и сельской местности;
4) ликвидация к 2017 году очереди в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
5) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
6) обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
7) улучшение организации труда в организациях социального обслуживания;
8) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника до 10,6 человека;
9) создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности организаций социального обслуживания;
10) создание единой системы оценки профессиональных квалификаций и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельности организаций социального обслуживания Орловской области;
11) повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
5. Показатели нормативов "дорожной карты"
Показатели нормативов "дорожной карты" по Орловской области указаны в таблице 1.
6. Контрольные показатели успешной реализации "дорожной карты"
Контрольными показателями успешной реализации "дорожной карты" являются:
План мероприятий "дорожной карты" по Орловской области приведен в таблице 2.
Таблица 1
Показатели
повышения средней заработной платы работников организаций социального обслуживания населения Орловской области;
Таблица 2
План мероприятий "дорожной карты" по Орловской области
N |
Наименование мероприятий |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания граждан | |||
1.1. |
Детальный анализ итогов реализации в 2013 - 2015 годах "дорожной карты" (подведение итогов, выявление существующих проблем во всех формах социального обслуживания и подготовка предложений по их решению с учетом региональной специфики и бюджетной обеспеченности Орловской области) |
2016 год (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ( "дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее -приказ Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.2. |
Анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджете Орловской области на реализацию Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности |
2016 год (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.3. |
Проведение ежегодного мониторинга нуждаемости граждан в получении социальных услуг |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, |
Департамент социальной защиты населения, опеки |
|
в стационарной форме социального обслуживания, полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому |
предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
и попечительства Орловской области |
1.4. |
Определение обоснованной оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Орловской области и нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания. Доведение норматива числа получателей услуг на 1 социального работника: в 2016 году -до 10 человек; в 2017 году -до 10,5 человека; в 2018 году -до 10,6 человека |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.5. |
Проведение мероприятий по кадровому планированию деятельности организаций всех форм социального обслуживания в целях обеспечения обоснованного подхода к утверждению штатной численности данных организаций (с учетом результатов мониторинга нуждаемости граждан в социальных услугах по формам социального обслуживания, региональных особенностей и бюджетной обеспеченности). Внесение изменений в постановление Правительства Орловской области от 12 января 2015 года N 4 "Об утверждении нормативов штатной численности работников организаций социального обслуживания граждан, находящихся в ведении Орловской области" |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.6. |
Организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников организаций социального обслуживания, включая вопросы предоставления социальных услуг лицам, страдающим психическими расстройствами, в том числе болезнью Альцгеймера и другой деменцией |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.7. |
Разработка мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Орловской области. Принятие постановления Правительства Орловской области "О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 25 июля 2012 года N 262 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений социального обслуживания населения и социальной защиты населения Орловской области" в целях установления дополнительных мер социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания Орловской области с учетом возможностей областного бюджета |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.8. |
Анализ возможного увеличения мощности действующих стационарных организаций социального обслуживания без капитальных вложений и при условии недопущения снижения объемов и качества предоставляемых социальных услуг |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.9. |
Проведение анализа социальных услуг, предоставление которых возможно на условиях аутсорсинга |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
1.10. |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов субъектов Российской Федерации на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания |
Ежегодно (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, организации социального обслуживания граждан |
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания граждан | |||
2.1. |
Анализ реализации законодательных и нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания граждан, и при необходимости внесение в них изменений |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
2.2. |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность организаций социального обслуживания, и представление предложений, направленных на внесение изменений в действующие нормативы и правила, исходя из практики их применения субъектами Российской Федерации и современных требований жизнеустройства в организациях социального обслуживания |
2015 - 2016 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию | |||
3.1. |
Создание региональной модели социального сопровождения граждан пожилого возраста и семей с детьми в целях оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации") |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
3.2. |
Анализ организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти Орловской области в связи с реализацией полномочий Орловской области в сфере социального обслуживания граждан. Оценка соответствия организаций, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" и проводилась на основании приказов Департамента образования Орловской области от 1 июля 2016 года N 656 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 1 июля 2016 года N 1046 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Департамента здравоохранения Орловской области от 1 июля 2016 года N 227 "Об утверждении состава экспертной группы по оценке соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Межведомственное взаимодействие по доставке лекарственных препаратов на дом гражданам осуществляется на основании постановления Правительства Орловской области от 18 марта 2013 года N 86 "О гражданах, относящихся к категории лиц, нуждающихся в доставке на дом лекарственных препаратов, назначенных им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), с учетом индивидуальных критериев нуждаемости и степени самообслуживания", а также приказа Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области от 28 февраля 2013 года N 178 "Об организации взаимодействия между организациями здравоохранения аптечных организаций и учреждений социального обслуживания населения Орловской области" |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
4. Укрепление и развитие материально-технической базы организаций социального обслуживания | |||
4.1. |
Проведение анализа состояния материально-технической базы |
2016 - 2018 годы |
Департамент социальной |
|
действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание |
(представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
4.2. |
Проведение мероприятий по модернизации и укреплению материально-технической базы действующих организаций, осуществляющих социальное обслуживание на дому, стационарное социальное обслуживание и полустационарное социальное обслуживание. Софинансирование региональных социальных программ за счет направления субсидий Пенсионным фондом Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения в рамках подпрограммы "Укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров" государственной программы Орловской области "Социальная поддержка граждан в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 19 декабря 2012 года N 479 |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения; Государственное учреждение -Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области |
4.2.1. |
Формирование перечня действующих организаций социального обслуживания, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте (с указанием полного перечня организаций, в которых проводятся данные мероприятия, краткой характеристикой проводимых мероприятий, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Орловской области, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, срока начала и окончания ремонтных работ, предполагаемой результативности, в том числе по снижению очередности на стационарное социальное обслуживание). В 2016 году денежные средства в размере 5 млн 690 тыс. рублей (2 млн 845 тыс. рублей за счет областного бюджета и 2 млн 845 тыс. рублей за счет федерального бюджета) были выделены на капитальный ремонт крыши: бюджетному учреждению Орловской области "Центр социального обслуживания населения Верховского района" (отделение "Дом ветеранов") -в сумме 1 млн 760 тыс. рублей, и бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" -в сумме 3,9 млн рублей. В 2017 году планируется выделить денежные средства в сумме 6,5 млн рублей на капитальный ремонт крыши: бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов" -в сумме 3,5 млн рублей, и бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания Орловской области "Успенский дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов" -в размере 3 млн рублей. В 2018 году планируется осуществить утепление фасада жилого здания в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания Орловской области "Тельченский психоневрологический интернат" на сумму 7,7 млн рублей. К 2018 году планируется закрытие отделения "Дом ветеранов" бюджетного учреждения Орловской области "Комплексный центр социального обслуживания населения Урицкого района" в связи с наличием IV степени огнестойкости жилого корпуса |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения; Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области |
4.2.2. |
Формирование перечня организаций социального обслуживания, в которых требуются закупка оборудования и обеспечение мобильных бригад автотранспортом (с указанием полного перечня организаций социального обслуживания, в которых проводятся данные мероприятия, объема средств, предназначенных на эти цели в бюджете Российской Федерации, объема бюджетных средств, направляемых Пенсионным фондом Российской Федерации на софинансирование указанных мероприятий, краткой характеристики проводимых |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения |
|
мероприятий, срока проводимых мероприятий). Увеличение стоимости основных средств учреждений социального обслуживания населения за счет всех источников финансирования приведено в приложении 2 |
|
|
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Ликвидация очереди в организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание и социальное обслуживание на дому | |||
5.1. |
Разработка новых технологий предоставления социальных услуг гражданам в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому, в том числе стационарозамещающих технологий. В 2016 году на территории Орловской области 2 человека пожилого возраста проживают в "приемных семьях", в 2017 году планируется увеличить данный показатель до 5 человек, в 2018 году - до 8 человек |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения |
5.2. |
Разработка и внедрение новых технологий предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в отдаленных районах и сельской местности. Для решения социальных проблем граждан, проживающих в отдаленных населенных пунктах Орловской области, на базе 24 центров социального обслуживания населения организована работа 24 выездных мобильных бригад. Все мобильные бригады оснащены автотранспортом. За 2015 год мобильными бригадами обслужено 3617 человек. В 2016 году планируется обслужить 3800 человек, в 2018 году - 4000 человек |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения |
5.3. |
Разработка технологий предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и форме социального обслуживания на дому гражданам, страдающим психическими расстройствами |
2016 год (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
5.4. |
Анализ практики применения расчета нормативных затрат на оказание социальных услуг и использования механизма нормативно-подушевого финансирования в организациях социального обслуживания |
2013 - 2014 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
5.5. |
Развитие государственно-частного партнерства с целью обеспечения конкурентоспособности организаций социального обслуживания и предоставления права выбора гражданину поставщика социальных услуг |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
5.6. |
Привлечение социально ориентированных некоммерческих и негосударственных организаций, а также благотворителей и добровольцев к деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам. В целях создания в 2017 году благоприятных условий для развития СО НКО в Орловской области будет продолжена работа с 28 некоммерческими организациями, выявленными в ходе проведения мониторинга в октябре 2016 года, с целью включения их в реестр поставщиков социальных услуг. К 2018 году планируется увеличить удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, до 10% от общего количества организаций всех форм собственности. |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, СО НКО |
5.7. |
Совершенствование мероприятий по проведению в Орловской области независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Принят приказ Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области от 14 марта 2016 года N 68 "Об организации деятельности, связанной с функционированием системы независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания, подведомственных Департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области" |
Ежегодно (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
5.8. |
Создание попечительского совета в бюджетном стационарном учреждении социального обслуживания населения Орловской области "Мценский детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками" |
2016 год (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области "Детский дом-интернат для детей с умственно-физическими недостатками" |
5.9. |
Проведение информационно-разъяснительной работы о системе социального обслуживания, видах и условиях предоставления социальных услуг: определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию, принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию граждан, включая интернет-ресурсы, установление ответственности за неисполнение предусмотренных требований |
Постоянно (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения |
6. Осуществление мероприятий по повышению заработной платы социальным работникам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Повышение кадрового потенциала организаций социального обслуживания | |||
6.1. |
Проведение мероприятий, предусмотренных региональными "дорожными картами", по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда социальных работников в субъектах Российской Федерации |
Ежегодно (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.2. |
Учет при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденными в субъекте Российской Федерации региональными "дорожными картами" по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной |
Ежегодно начиная с 2013 года (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, Департамент финансов Орловской области |
|
политики" в части повышения оплаты труда социальным работникам |
|
|
6.3. |
Организация поэтапного перевода работников на "эффективный контракт" в соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Работники организаций социального обслуживания и социальной защиты населения Орловской области переведены на "эффективный контракт" |
До 1 января 2015 года |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, организации социального обслуживания населения |
6.4. |
Проведение разъяснительной работы в организациях социального обслуживания по реализации планов мероприятий "дорожных карт", в том числе о мероприятиях по повышению оплаты труда в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" |
Ежегодно (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; отраслевой профсоюз |
6.5. |
Оказание содействия учреждениям социального обслуживания населения в определении систем нормирования труда с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2013 года N 235 "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда", посредством проведения обучающих семинаров, реализации пилотных программ и осуществления контроля за соблюдением учреждениями норм статьи 159 Трудового кодекса Российской Федерации |
2014 - 2018 годы |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.6. |
Организация работы по приведению трудовых договоров руководителей учреждений социального обслуживания населения в соответствие с типовой формой трудового договора, заключаемого с руководителем учреждения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года N 329 |
Постоянно |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.7. |
Организация работы по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения социального обслуживания населения, а также граждан, замещающих указанные должности, проведение проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также гражданами, замещающими указанные должности. Осуществление контроля за полнотой и своевременностью размещаемых сведений |
Постоянно |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области, организации социального обслуживания населения |
6.8. |
Мониторинг достижения целевых показателей в части повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в рамках мониторинга, проводимого в соответствии с программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда (распоряжение Правительства Российской Федерации N 2190-р "Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы") по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации N 234 "О формах мониторинга реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы", с предварительным обсуждением на региональной трехсторонней комиссии |
2 раза в год |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.9. |
Установление соотношения средней заработной платы основного и |
2014 - 2018 годы |
Департамент социальной |
|
вспомогательного персонала организаций социального обслуживания. Соотношение средней заработной платы основного и вспомогательного персонала организаций социального обслуживания населения: 2013 год -до 1:0,90; 2014 год -до 1:0,85; 2015 год -до 1:0,83; 2016 год -до 1:0,70; 2017 год -до 1:0,70; 2018 год -до 1:0,70 |
(представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.10. |
Установление предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда организаций социального обслуживания населения 40% |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.11. |
Проведение аттестации социальных работников, повышение квалификации сотрудников организаций социального обслуживания, внедрение профессиональных стандартов |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области |
6.12. |
Мониторинг достижения оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики субъектов Российской Федерации. Доведение норматива получателей услуг на 1 социального работника в среднем к 2018 году до 10,6 человека |
2016 - 2018 годы (представление отчетов в сроки, предусмотренные приказом Минтруда России N 282) |
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области; организации социального обслуживания населения |
______________________________________________
* Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 года N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.