Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к государственной программе
Орловской области
"Повышение эффективности государственного
и муниципального управления
в Орловской области,
поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
подпрограммы "Противодействие коррупции в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения национальной безопасности. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью. Рост коррупции в России - один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность. Коррупция негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.
По материалам Всероссийского центра изучения общественного мнения, посвященным коррупции в российском обществе, в 2011 году более 70% россиян отмечали "высокую" или "очень высокую" степень распространения коррупции в обществе. Менее 1% респондентов посчитали, что коррупции нет совсем.
Наиболее коррумпированные сферы: жилищно-коммунальная, здравоохранение, образование, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы, военкоматы, суды. Наиболее распространенные ситуации, в которых рядовой гражданин чаще всего даст взятку: сбор штрафов и иных платежей; выдача разрешений на занятие различными видами деятельности; разрешение на строительство и наделение земельными участками; "контроль" со стороны государственных служб, от которого в основном страдает малый бизнес.
Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Это ведет к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, нарастанию социальной напряженности, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.
Необходимость решения проблемы высокого уровня коррупции в Российской Федерации сегодня является одним из приоритетов государственной политики, что подтверждается ее включением в основополагающие директивные программные документы.
Несмотря на имеющиеся положительные результаты, следует отметить важность и актуальность средне- и долгосрочного планирования взаимодействия всех участников антикоррупционной деятельности.
Могут быть определены следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе антикоррупционной деятельности:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Данный вариант решения проблем не может принести высокие результаты, поскольку потенциально не позволит оперативно реагировать на достаточно долгое время формирующиеся схемы коррупционных правонарушений. В этом случае затраты на противодействие коррупции будут непрогнозируемы и использование государственных средств окажется менее эффективным, чем при заранее спланированных расходах на конкретные мероприятия.
2. Привлечение к решению проблем противодействия коррупции в исполнительных органах государственной власти Орловской области профессиональных российских и международных аутсорсинговых и управляющих компаний.
Указанный вариант способен принести высокие результаты. Кроме того, он не требует наличия профессиональных кадров управленцев и предполагает деятельность по выводу государственных услуг (как основы для коррупционных правонарушений) на аутсорсинг. Однако стоимость реализации такого способа управления неприемлема для большинства российских регионов, в том числе и для Орловской области, не имеющих весомых бюджетов на указанные цели.
Таким образом, разработка и принятие новой редакции Подпрограммы по противодействию коррупции на территории Орловской области является настоятельной необходимостью.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Государственные приоритеты в области противодействия коррупции получили свое развитие и конкретизацию применительно к уровню Орловской области в директивных документах программного характера Орловской области.
В частности, в Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года по результатам SWOT-анализа правоохранительной деятельности и выбора стратегий развития Орловской области на базе соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами в качестве одной из стратегических целей определено противодействие коррупции. Достижение указанного целевого приоритета предлагается за счет реализации совокупности следующих задач:
1) улучшение координации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Орловской области, местного самоуправления с правоохранительными, правоприменительными и контролирующими органами;
2) снижение уровня преступности на территории Орловской области;
3) вовлечение общественности в предупреждение правонарушений;
4) организация пропаганды здорового образа жизни, правового и патриотического воспитания населения.
Достижение цели и решение задач Подпрограммы потребует системного подхода и упорядоченной последовательности действий исполнительных органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления Орловской области, образовательных организаций, их координации на различных уровнях управления, взаимодействия. Разнообразие задач Подпрограммы делает необходимым установление между ними взаимосвязи, целевых индикаторов и контрольных показателей.
Основная цель Подпрограммы - снижение уровня коррупции при исполнении исполнительными органами государственной власти Орловской области государственных функций и предоставлении государственных услуг гражданам и организациям.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
- Снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц.
- Создание условий для снижения правового нигилизма населения, формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
- Обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях представлены в приложении 6 к Программе.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
В состав Подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Подпрограмма представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированных по задачам, срокам и исполнителям проектов, мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере противодействия коррупции.
Необходимость реализации мероприятий, направленных на снижение возможностей и повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц, обусловлена реализацией принципа приоритетного применения мер по предупреждению коррупции, закрепленного в статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и в статье 3 Закона Орловской области от 10 апреля 2009 года N 893-ОЗ "О противодействии коррупции в Орловской области".
В свою очередь, повышение риска потерь от совершения коррупционных действий для должностных лиц будет достигнуто за счет создания возможностей для граждан и организаций беспрепятственно, с минимальными затратами времени проинформировать исполнительные органы государственной власти Орловской области о ставших им известными коррупционных проявлениях (в этой связи Подпрограммой предусмотрено обеспечение работы телефонной "горячей линии" для приема сообщений о коррупционных правонарушениях государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Орловской области, а также обеспечение работы телефонных "горячих линий" Управления труда и занятости Орловской области и центров занятости населения в муниципальных районах и городских округах Орловской области для приема сообщений о фактах нарушения законодательства в сфере занятости населения от граждан Российской Федерации и иностранных граждан).
Снижение возможностей совершения коррупционных действий должностными лицами, а также снижение вероятности принятия должностными лицами решений о совершении коррупционных действий будет достигнуто за счет повышения информированности государственных гражданских служащих Орловской области об антикоррупционных механизмах, существующих в системе государственной гражданской службы Орловской области, вытекающих из них обязанностях и запретах государственного гражданского служащего Орловской области, существующих мерах ответственности за совершение коррупционных правонарушений или сокрытие фактов их совершения другими лицами (для достижения данного приоритета Подпрограммой предусматривается организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Орловской области по антикоррупционной тематике).
Включение в состав Подпрограммы мероприятий, направленных на решение задачи создания условий для снижения правового нигилизма населения, формирования антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции, обусловлено необходимостью активизации инициативной деятельности граждан и организаций по противодействию коррупционным проявлениям при их взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Орловской области. В целях эффективного достижения указанного приоритета в Подпрограмме предусмотрено: обеспечение размещения материалов антикоррупционной направленности в средствах массовой информации и на сайтах в сети "Интернет" исполнительных органов государственной власти Орловской области; ведение на портале Управления труда и занятости Орловской области в сети "Интернет" информационных разделов в сфере миграционной деятельности; размещение на портале Управления труда и занятости Орловской области в сети "Интернет" результатов рассмотрения заявленной потребности работодателей в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы.
Мероприятие, направленное на решение задачи по обеспечению взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области, включено в Подпрограмму, исходя из необходимости создания условий для проведения единой государственной политики в сфере противодействия коррупции, развития общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления и консолидации усилий государства, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества по противодействию коррупции. Программой предусмотрено обеспечение деятельности Координационного совета по противодействию коррупции в Орловской области.
Система программных мероприятий с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 7 к Программе.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Подпрограммы предусматривается применение мер правового регулирования, а также проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы противодействия коррупции. Меры правового регулирования приведены в приложении 8 к Программе.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации Подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)
Оказание государственных услуг (работ) государственными учреждениями в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы не предусматривается выполнение мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств областного бюджета. Объем финансирования Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет всего 2 564,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 404,9 тыс. рублей;
2014 год - 480,0 тыс. рублей;
2015 год - 240,0 тыс. рублей;
2016 год - 0,0 тыс. рублей;
2017 год - 0,0 тыс. рублей;
2018 год - 480,0 тыс. рублей;
2019 год - 480,0 тыс. рублей;
2020 год - 480,0 тыс. рублей.
Мероприятия, предполагаемые к реализации в соответствии с задачей "Формирование антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции", будут осуществляться за счет средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Орловской области. Финансирование указанных мероприятий в рамках настоящей Подпрограммы не предполагается.
Мероприятия, планируемые в соответствии с задачей "Обеспечение взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на территории Орловской области", будут реализованы за счет средств, выделяемых на обеспечение текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Орловской области. Финансирование указанных мероприятий в рамках настоящей Подпрограммы не предполагается.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся внутренние (организационные) риски.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Подпрограммы предусматриваются:
1) создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Подпрограммы;
2) мониторинг выполнения Подпрограммы, регулярный анализ, ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Подпрограммы;
3) корректировка Подпрограммы (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.