Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к государственной программе
Орловской области
"Повышение эффективности государственного
и муниципального управления
в Орловской области,
поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
подпрограммы "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области на 2013 - 2020 годы"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Орловской области на 2013 - 2020 годы" (далее также - Подпрограмма) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы |
Департамент внутренней политики Орловской области |
Соисполнители Подпрограммы |
- |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы |
- |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав Подпрограммы |
- |
Цели Подпрограммы (если имеются) |
Повышение качества жизни жителей Орловской области, в том числе социально незащищенных категорий, в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СО НКО) в преодолении актуальных социальных проблем Орловской области, а также создании условий для реализации общественных инициатив граждан |
Задачи Подпрограммы |
1. Количественный рост СО НКО, реализующих проекты и программы на территории Орловской области, получивших государственную поддержку. 2. Увеличение количества жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных категорий, охваченных социальными проектами и программами и получающих со стороны СО НКО доступные и качественные социальные услуги и помощь. 3. Увеличение числа работников и добровольцев, вовлеченных в деятельность СО НКО, реализацию проектов и программ. 4. Увеличение объема средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области) |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
1. Количество СО НКО в Орловской области, получивших государственную поддержку. 2. Количество жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных групп населения, охваченных социальными проектами и программами и получающих социальные услуги и помощь со стороны СО НКО. 3. Количество работников и добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО. 4. Объем средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области) |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы |
2013 - 2020 годы. Этапы не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы |
Подпрограмма реализуется за счет средств областного бюджета. Общая потребность в финансовых средствах (прогноз) - 56 000 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 8 000,0 тыс. рублей; 2014 год - 8 000,0 тыс. рублей; 2015 год - 10 000,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 10 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 10 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 10 000,0 тыс. рублей. В том числе: капитальные вложения - 0,0 тыс. руб.; НИОКР - 0,0 тыс. руб.; прочие расходы - 56 000 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы |
Реализация программных мероприятий позволит: 1. Увеличить количество СО НКО в Орловской области, реализующих социально ориентированные проекты и программы, получивших государственную поддержку. 2. Увеличить количество жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных групп населения, охваченных социальными проектами и программами и получающих социальные услуги и помощь со стороны СО НКО. 3. Увеличить количество работников и добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО. 4. Увеличить объем средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области). 5. Увеличить количество представителей действующих на территории Орловской области СО НКО, прошедших обучение формам и методам работы по оказанию социальных услуг, разработке и реализации социальных проектов. 6. Увеличить уровень удовлетворенности населения услугами, оказываемыми социально ориентированными некоммерческими организациями. 7. Понизить уровень социальной напряженности в Орловской области за счет активного участия СО НКО в решении задач по одному или нескольким приоритетным направлениям: а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства; б) повышение качества жизни людей пожилого возраста; в) социальная адаптация инвалидов и их семей; г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии; д) развитие межнационального и межэтнического сотрудничества; е) иные направления деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". 8. Увеличить количество информационных материалов, программ в средствах массовой информации, освещающих деятельность СО НКО. 9. Расширить спектр возможностей для реализации гражданами общественных инициатив |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В Орловской области на 1 января 2011 года зарегистрировано 803 некоммерческих организации и общественных объединения (на 1 января 2010 года - 898). То есть количество зарегистрированных некоммерческих организаций и общественных объединений сократилось за год на 95 единиц или на 10,6%.
По данным на 1 октября 2012 года в Орловской области проживает 3162 ребенка, оставшегося без попечения родителей. Из них 1955 находятся на воспитании в семьях: под опекой (попечительством) - 1688 детей, 267 - в приемных семьях. 2300 детей проживает в 1349 семьях, которые не обеспечивают надлежащего воспитания, содержания и обучения детей. Подростками в 2010 году совершено 346 преступлений. 288 подростков, совершивших преступления в 2010 году, входят в социальную группу риска.
На территории Орловской области проживает 781,2 тыс. человек, из них 200,4 тыс. человек старше трудоспособного возраста, в том числе 123,9 тыс. человек проживает в городской местности и 76,5 тыс. человек - в сельской местности.
В Орловской области наблюдается устойчивая тенденция роста числа граждан пожилого возраста: 2008 год - 196,7 тыс. человек, 2009 год - 198 тыс. человек, 2010 год - 200,1 тыс. человек, в том числе более 12% составляют жители в возрасте 70 лет и старше. Возрастает потребность граждан пожилого возраста в получении социальных услуг.
Таким образом, на фоне сокращения количества некоммерческих организаций и общественных объединений в Орловской области увеличивается группа социально незащищенных жителей Орловской области, нуждающихся в социальных услугах и социальной помощи, которые могут быть оказаны в том числе СО НКО.
Характерными чертами социально-экономического положения значительной части пожилых людей являются неустойчивое материальное положение, неспособность самостоятельно решить проблемы улучшения собственных жилищно-бытовых условий, низкая социальная активность, связанная с особенностью физического состояния, - неудовлетворительным состоянием здоровья. Возможности пожилых людей по осуществлению полноценного участия в жизни общества значительно ограничены.
Потребность в различных видах социального обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей, более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. Количество обращающихся за социальной помощью пожилых граждан ежегодно увеличивается.
По состоянию на 1 октября 2012 года в Орловской области проживают 74781 инвалид, из них 2196 - детей-инвалидов.
В ежегодных докладах о состоянии гражданского общества в Орловской области, составляемых Общественной палатой Орловской области, приводится множество примеров значимой общественно полезной деятельности СО НКО.
В Докладе о состоянии гражданского общества в Орловской области за 2011 год говорится о большом вкладе общественных организаций, объединяющих ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов Афганистана, локальных конфликтов, чернобыльцев, в решение социальных проблем ветеранов и семей погибших в локальных войнах. Имеются положительные примеры деятельности СО НКО в молодежном движении, просвещении и воспитании подростков, сферах здравоохранения и профилактики здорового образа жизни, природоохранной деятельности.
Своим реальным трудом СО НКО стремятся оказать помощь в решении важнейших задач социальной модернизации Орловской области. Исходя из общей оценки состояния и уровня развития институтов гражданского общества в Орловской области, можно сделать вывод о целесообразности использования потенциала СО НКО как неотъемлемой и наиболее структурированной части гражданского общества в работе по решению социальных проблем Орловской области.
Однако в развитии СО НКО Орловской области имеется целый комплекс проблем, требующих безотлагательного решения, в том числе программными методами. На это представители некоммерческих организаций и общественных объединений неоднократно указывали в рамках форума общественных объединений Орловской области "Гражданский диалог", заседаниях Совета и общественных слушаниях Общественной палаты Орловской области.
СО НКО, действующие на территории Орловской области, имеют слабую материальную базу. Некоторые не имеют телефонной связи, оргтехники. Нет средств на приобретение литературы, компьютеров, программного обеспечения, расходных материалов, аренду помещений. У работников многих СО НКО отсутствуют знания и навыки разработки социальных проектов, привлечения финансовых средств, составления заявок на получение бюджетных субсидий и грантов.
СО НКО нуждаются в имущественной, финансовой, информационной, консультативной, образовательной поддержке со стороны исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области.
В настоящее время на уровне Орловской области осуществляется актуализация нормативно-правовой базы, необходимой для повышения эффективности деятельности СО НКО через оказание им государственной поддержки.
В 2010 году в Орловской области исполнительными органами государственной власти Орловской области была предоставлена поддержка 21 социально ориентированному проекту на общую сумму 5,5 млн рублей, в 2011 году - 25 проектам на общую сумму 7 млн рублей, в 2012 году - 32 проектам на сумму более 14 млн рублей, в 2013 году - 40 проектам на сумму 7 млн 950 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 мая 2014 года N 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем принимаемых мер недостаточно для эффективного функционирования и развития СО НКО. Сложившаяся ситуация требует активных совместных действий власти, бизнеса и общества, направленных на повышение эффективности использования имеющихся в Орловской области ресурсов, в том числе и потенциала СО НКО. Решение вышеуказанных проблем с использованием программно-целевого метода обеспечит развитие достигнутых на сегодня основных форм взаимодействия и сотрудничества СО НКО с исполнительными органами государственной власти Орловской области, даст дополнительный импульс общественно-гражданским инициативам населения. Использование программно-целевого метода позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на программных мероприятиях, ориентированных на решение первоочередных задач развития СО НКО.
Настоящая Подпрограмма позволит сформировать эффективную систему поддержки СО НКО Орловской области, создать условия развития партнерства через межсекторное сотрудничество (государство, бизнес, некоммерческие организации).
Поддержка СО НКО являются актуальной формой повышения эффективности преодоления социальных проблем в Орловской области. Деятельность СО НКО способствует решению важных социальных вопросов, созданию условий для развития человеческого капитала, повышению доступности предоставляемых гражданам социальных услуг, расширению благотворительной деятельности и добровольчества.
Необходимость продолжения и расширения мероприятий по поддержке СО НКО Орловской области с использованием программно-целевого метода имеет крайне высокую важность для Орловской области. Реализация данной Подпрограммы в 2013 - 2020 годах обеспечит качественную основу для модернизации социальной сферы Орловской области.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Поддержка СО НКО осуществляется в соответствии с положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года, Федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Целью Подпрограммы является повышение качества жизни жителей Орловской области, в том числе социально незащищенных категорий, в рамках участия социально ориентированных некоммерческих организаций в преодолении актуальных социальных проблем Орловской области, а также создании условий для реализации общественных инициатив граждан.
Задачи Подпрограммы:
1. Количественный рост СО НКО, реализующих проекты и программы на территории Орловской области, получивших государственную поддержку.
2. Увеличение количества жителей Орловской области, в том числе из числа социально незащищенных категорий, охваченных социальными проектами и программами и получающих со стороны СО НКО доступные и качественные социальные услуги и помощь.
3. Увеличение числа работников и добровольцев, вовлеченных в деятельность СО НКО, реализацию проектов и программ.
4. Увеличение объема средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области).
Подпрограмма будет реализовываться в 2013 - 2020 годах без выделения этапов. Для оценки эффективности реализации Подпрограммы используются целевые индикаторы и показатели результативности, представленные в приложении 6 к Программе.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
В состав Подпрограммы ведомственные целевые программы не входят.
В целях создания благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности СО НКО система программных мероприятий строится исходя из поставленных в Подпрограмме задач:
1. Количественный рост СО НКО, реализующих проекты и программы на территории Орловской области, получивших государственную поддержку, будет обеспечен за счет:
1) консультационной поддержки деятельности СО НКО;
2) имущественной поддержки СО НКО;
3) предоставления субсидий (грантов), социальных заказов из областного бюджета.
2. Увеличение количества жителей Орловской области, в том числе из социально незащищенных групп населения, охваченных социальными проектами и программами и получающих социальные услуги и помощь со стороны СО НКО, будет достигнуто за счет:
1) обеспечения участия представителей СО НКО в консультативных и совещательных органах, создаваемых исполнительными органами государственной власти Орловской области;
2) принятия нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы государственной поддержки СО НКО на территории Орловской области;
3) содействия реализации муниципальных программ поддержки СО НКО;
4) имущественной поддержки СО НКО;
5) предоставления субсидий (грантов), социальных заказов из областного бюджета.
3. Увеличение количества работников и добровольцев, принимающих участие в реализации проектов и программ СО НКО, будет обеспечено за счет:
1) увеличения количества информационных материалов, программ в средствах массовой информации, освещающих деятельность СО НКО;
2) содействия реализации муниципальных программ поддержки СО НКО.
4. Увеличение объема средств, привлеченных СО НКО на реализацию социально значимых проектов и программ (за исключением субсидий из бюджета Орловской области), будет достигнуто за счет:
1) консультационной поддержки деятельности СО НКО;
2) увеличения количества представителей действующих на территории Орловской области СО НКО, прошедших обучение формам и методам работы по оказанию социальных услуг, разработке и реализации социальных проектов.
Информация об основных мероприятиях Подпрограммы представлена в приложении 7 к Программе.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Подпрограммы предусматривается применение правового регулирования. К актам нормативного регулирования на уровне Орловской области относятся:
Закон Орловской области от 10 марта 2015 года N 1757-ОЗ "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Орловской области";
постановление Правительства Орловской области от 19 мая 2014 года N 118 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям".
Меры правового регулирования приведены в приложении 8 к Программе.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации Подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)
В рамках реализации Подпрограммы оказание государственными учреждениями государственных услуг (работ) не предусмотрено.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации Подпрограммы
Органы местного самоуправления не принимают участие в реализации мероприятий Подпрограммы.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы не предусматривается.
Логика обеспечения эффективных показателей реализации Подпрограммы подразумевает участие СО НКО Орловской области для достижения поставленных целей.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Реализация Подпрограммы обеспечивается за счет средств областного бюджета, предусмотренного исполнителям мероприятий Подпрограммы законом о бюджете Орловской области на соответствующий финансовый год и плановый период.
Всего на реализацию Подпрограммы на 2013 - 2020 годы предусматриваются расходы в сумме 56000,0 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 56000,0 тыс. руб.:
а) 2013 год, всего - 8000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 8000,0 тыс. руб.;
б) 2014 год, всего - 8000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 8000,0 тыс. руб.;
в) 2015 год, всего - 10000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 10000,0 тыс. руб.;
г) 2016 год, всего - 0,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 0,0 тыс. руб.;
д) 2017 год, всего - 0,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 0,0 тыс. руб.
е) 2018 год, всего - 10000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 10000,0 тыс. руб.
ж) 2019 год, всего - 10000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 10000,0 тыс. руб.
з) 2020 год, всего - 10000,0 тыс. руб., в том числе средства областного бюджета - 10000,0 тыс. руб.
Выделение средств из областного бюджета для реализации настоящей Подпрограммы производится Аппарату Губернатора и Правительства Орловской области, Департаменту внутренней политики Орловской области.
В ходе реализации объемы финансирования мероприятий Подпрограммы уточняются и корректируются в соответствии с законом Орловской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы представлена в приложениях 9 и 10 к Программе.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
Одним из внешних факторов, способным негативно повлиять на реализацию Подпрограммы, может стать отсутствие средств в бюджете области и, как следствие, сокращение объема финансирования Подпрограммы. Механизмом минимизации негативного влияния может стать оптимизация расходов областного бюджета для изыскания средств на выполнение мероприятий Подпрограммы, а также корректировка Подпрограммы.
В случае изменения федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере поддержки СО НКО, потребуется оперативное реагирование Правительства Орловской области на данные изменения. Также оперативное реагирование и незамедлительное информирование исполнителей Подпрограммы позволит минимизировать негативные влияния действий обстоятельств непреодолимой силы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.