Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
Орловской области
"Повышение эффективности государственного
и муниципального управления
в Орловской области,
поддержка институтов гражданского общества"
Паспорт
подпрограммы "Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области на 2013 - 2020 годы"
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
С принятием федеральных законов от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" были созданы основы единой системы государственной гражданской и муниципальной службы, заложены правовые, организационные и экономические принципы ее функционирования. Продолжается внедрение современных кадровых технологий на государственной гражданской службе Орловской области.
В частности, назначение на вакантные должности государственной гражданской службы Орловской области, подлежащие в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" конкурсному замещению, производится через процедуры конкурсного отбора. В 2008 году по результатам конкурсов назначено 107 человек, в 2009 году - 64 человека, в 2010 году - 102 человека, в 2011 году - 83 человека.
Ведется работа по формированию кадрового резерва в Орловской области. По итогам проводимых в исполнительных органах государственной власти Орловской области конкурсов на включение в кадровый резерв для замещения должностей государственной гражданской службы Орловской области в 2009 году в кадровые резервы исполнительных органов государственной власти Орловской области были включены 14 человек, 2 из них были назначены на должности государственной гражданской службы Орловской области. В 2010 году в соответствующие кадровые резервы были включены 71 человек, 14 человек уже назначены на должности государственной гражданской службы Орловской области из кадрового резерва. По состоянию на 1 января 2011 года в кадровые резервы органов местного самоуправления Орловской области включено 1109, назначены на должности из кадрового резерва 78 человек.
Следует отметить тот факт, что и на государственной гражданской, и на муниципальной службе не в полной мере реализуется практика назначения на вакантные должности из кадрового резерва. Отсутствует взаимосвязь между программами дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области.
Имеющиеся в распоряжении исполнительных органов государственной власти Орловской области сведения об организации муниципальной службы носят разрозненный и отрывочный характер и не позволяют составить полную картину существующего положения и динамики развития муниципальной службы. Кроме того, в муниципальных образованиях Орловской области недостаточно внимания уделяется вопросам переподготовки и повышения квалификации кадров. За последние 3 года прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации 546 муниципальных служащих, или 25% от общего числа муниципальных служащих (данные на 1 января 2011 года). Лишь в 5 из 27 городских округов и муниципальных районов приняты муниципальные программы развития муниципальной службы.
В сложившейся ситуации необходима поддержка исполнительных органов государственной власти Орловской области в области укрепления института местного самоуправления, создания условий для повышения качества муниципального управления.
Возможны следующие варианты решения проблем, возникающих в процессе развития государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области:
1. Решение проблем по мере их появления, оперативное рассмотрение появляющихся проблем и быстрое реагирование на них.
Все обозначенные проблемы взаимосвязаны и не могут быть решены в отдельности. Масштабность и ресурсоемкость реализуемых в рамках Подпрограммы задач требуют четкой межведомственной координации и управления. Развитие государственной гражданской и муниципальной службы в Орловской области не может ограничиваться проведением пусть и кардинальных, но одномоментных изменений в этой сфере.
2. Решение проблем программно-целевым методом.
Программно-целевые методы развития государственной гражданской службы и муниципальной службы Орловской области ранее не применялись. Следствием этого является, в том числе, недостаточная взаимосвязь используемых механизмов управления государственной гражданской и муниципальной службой, имеющиеся различия в правовом регулировании сходных вопросов организации данных видов службы.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов и контрольных этапов реализации Подпрограммы
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), предусмотрена необходимость обеспечения согласованного и эффективного развития институтов, регулирующих политические, социальные и экономические аспекты развития страны. Институциональная среда, необходимая для инновационного социально ориентированного типа развития, в долгосрочной перспективе будет формироваться в рамках нескольких направлений. Одним из этих направлений является повышение эффективности политико-правовых институтов. В Концепции указано на необходимость решения ряда проблем, в том числе:
кадрового обеспечения эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий;
преодоления отставания государственных органов и бюджетной сферы в области квалификации и мотивированности кадров от корпоративного сектора (для этого необходимо создать условия и стимулы для повышения квалификации государственных гражданских служащих Орловской области и менеджеров бюджетной сферы в ведущих университетах и бизнес-школах, в том числе на базе программ, сопоставимых по содержанию и качеству с лучшими западноевропейскими магистерскими программами в области публичного менеджмента).
Повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Орловской области возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в исполнительных органах государственной власти Орловской области и органах местного самоуправления Орловской области. От того, насколько эффективно действуют органы государственного и муниципального управления, во многом зависит доверие населения к власти.
В этой связи, как отметил Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 года, особую роль играет кадровая политика, осуществляемая органами государственной власти и органами местного самоуправления.
О необходимости полномасштабного внедрения с 2012 года программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, в том числе в сфере развития государственной гражданской и муниципальной службы, было заявлено в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 июня 2011 года "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах".
Применение программного метода обусловлено общностью проблем местного самоуправления для всех муниципальных образований Орловской области. Программный метод позволит обеспечить согласованность действий исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления в процессе развития государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области.
Достижение цели и решение задач Подпрограммы потребует системного подхода и упорядоченной последовательности действий органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, органов местного самоуправления Орловской области, образовательных организаций, их координации на различных уровнях управления, взаимодействия. Разнообразие задач делает необходимым установление между ними взаимосвязи, целевых индикаторов и контрольных показателей.
Целью Подпрограммы является создание единых и целостных современных систем государственной гражданской и муниципальной службы, направленных на результативную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области по обеспечению эффективного исполнения полномочий исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, и ориентированных на приоритеты развития Орловской области с учетом интересов населения Орловской области.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) совершенствование правового регулирования государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области (целевые индикаторы - количество проведенных обзоров (мониторинг) действующей нормативной правовой базы Орловской области, регулирующей вопросы государственной гражданской службы; количество утвержденных органами местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы);
2) обеспечение эффективной взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области (целевые индикаторы - количество разработанных методических материалов по актуальным вопросам муниципальной службы; количество проведенных семинарских занятий по актуальным вопросам государственной гражданской и муниципальной службы);
3) внедрение эффективных технологий и современных методов в кадровую работу исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области (целевые индикаторы - доля должностей государственной гражданской службы Орловской области, замещенных по конкурсу, от общего количества должностей государственной гражданской службы Орловской области, подлежащих замещению; доля должностей государственной гражданской службы Орловской области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, от общего количества должностей государственной гражданской службы Орловской области, подлежащих замещению; доля должностей муниципальной службы Орловской области, замещенных на основе назначения из кадрового резерва, от общего количества должностей муниципальной службы Орловской области, подлежащих замещению; количество органов исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, использующих программный продукт, - оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Орловской области, аттестаций и квалификационных экзаменов государственных гражданских служащих Орловской области);
4) повышение доверия граждан к государственной гражданской и муниципальной службе, обеспечение открытости и прозрачности государственной гражданской и муниципальной службы (целевые индикаторы - рост доверия граждан к исполнительным органам государственной власти Орловской области и органам местного самоуправления Орловской области, государственным гражданским и муниципальным служащим Орловской области; количество информационно-аналитических материалов в сфере развития государственной гражданской и муниципальной службы, размещенных на официальных интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области);
5) развитие системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области (целевой индикатор - количество муниципальных служащих Орловской области, прошедших повышение квалификации).
Сведения о показателях (индикаторах) Подпрограммы и их значениях представлены в приложении 6 к Программе.
III. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий Подпрограммы
В состав Подпрограммы не входят ведомственные целевые программы.
Система мероприятий должна обеспечить создание единых и целостных, современных систем государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области, ориентированных на приоритеты развития Орловской области с учетом интересов населения Орловской области, направленных на результативную деятельность государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области по обеспечению эффективного исполнения полномочий исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области.
Необходимость реализации мероприятий, посвященных вопросам совершенствования правового регулирования государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области, обусловлена тем, что в настоящее время остаются актуальными вопросы развития институциональной основы и совершенствования процедурных механизмов прохождения государственной гражданской и муниципальной службы, урегулирование которых предусматривается следующими программными мероприятиями:
1) проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы государственной гражданской службы Орловской области;
2) разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.
Реализация мероприятий, посвященных вопросам обеспечения эффективности взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области, обусловлена потребностью проведения единой кадровой политики, в том числе посредством оказания методологической и консультативной помощи органам местного самоуправления по вопросам применения норм законодательства.
В этой связи Подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:
1) подготовка типовых актов и методических рекомендаций по вопросам организации государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области;
2) внедрение взаимосвязанных программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области;
3) организация и проведение семинарских занятий по актуальным вопросам государственной гражданской и муниципальной службы.
Включение в Подпрограмму мероприятий, посвященных внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, обусловлено необходимостью установления эффективного механизма подбора кадров, обеспечения должностного роста на конкурсной основе с учетом профессиональных заслуг и деловых качеств.
Происходящие в настоящее время изменения в экономической и социальной сфере предъявляют качественно новые требования к информационному обеспечению процессов управления государственной гражданской и муниципальной службой. Эти требования касаются и таких вопросов, как формирование, сбор, хранение, обработка и своевременное представление информации о кадровом составе государственных органов Орловской области.
Существующая система получения достоверной информации (в том числе и статистической), необходимой для своевременного проведения анализа кадрового состава, выработки предложений по его оптимизации, не соответствует требованиям времени. Основной причиной такого состояния дел является отсутствие механизмов формирования и эффективного использования автоматизированных информационных ресурсов. Необходимо срочно комплексно решать проблемы информационного дефицита и обеспечить получение качественного доступа к требуемым информационным ресурсам.
Таким образом, необходимость внедрения в исполнительных органах государственной власти Орловской области специального программного обеспечения, совершенствующего работу кадровых служб и их взаимодействие, очевидна.
В этой связи Подпрограммой предусмотрены следующие мероприятия:
1) формирование кадрового резерва для замещения вакантных должностей государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области;
2) разработка технического задания и создание программного продукта - оценка профессиональных знаний при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Орловской области, аттестаций и квалификационных экзаменов государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области.
Необходимость реализации мероприятий, посвященных вопросам повышения доверия граждан к государственной гражданской и муниципальной службе, обеспечения открытости и прозрачности государственной гражданской и муниципальной службы, обусловлена тем, что одним из важнейших принципов организации государственного и муниципального управления является обеспечение открытости государственной гражданской и муниципальной службы с использованием ясных для гражданского общества и доступных для понимания способов и форм распространения информации.
Комплексная реализация программных мероприятий нацелена на формирование позитивного имиджа государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области, повышение ее статуса и привлекательности в обществе. Повышение престижа государственной гражданской и муниципальной службы позволит привлечь более квалифицированные кадры, что в дальнейшем отразится на авторитете государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области.
Кроме того, в целях организации оперативной управляемости хода реализации Подпрограммы и контроля результативности осуществления основных программных мероприятий предусматривается обеспечение функционирования (в течение периода реализации Подпрограммы) системы обратной связи, которая позволит обеспечить поступление к субъекту управления полной и своевременной информации о влиянии реализуемых мероприятий на состояние целевого объекта. Реализация мероприятий планируется по следующим направлениям:
а) изучение общественного мнения по вопросам отношения местного сообщества к деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области (проведение ежегодного мониторинга степени удовлетворенности деятельностью исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, а также эффективности и престижа государственной гражданской и муниципальной службы Орловской области путем проведения социологического опроса);
б) обеспечение освещения деятельности исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области (размещение информационно-аналитических материалов в сфере развития государственной гражданской и муниципальной службы в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области).
Система программных мероприятий с указанием ожидаемого результата от реализации каждого из них представлена в приложении 7 к Программе.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
В ходе выполнения Подпрограммы предусматривается применение правового регулирования. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга действующей нормативной правовой базы Орловской области, регулирующей вопросы государственной гражданской службы, а также разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области целевых программ развития муниципальной службы.
Меры правового регулирования приведены в приложении 8 к Программе.
V. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации Подпрограммы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках Подпрограммы)
Оказание услуг государственными учреждениями в реализации Подпрограммы не предусматривается.
VI. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации Подпрограммы
В ходе реализации Подпрограммы предусматривается выполнение мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления Орловской области.
Выполнение мероприятия, посвященного вопросам совершенствования правового регулирования муниципальной службы Орловской области, предусматривается следующим программным мероприятием, реализуемым органами местного самоуправления, - разработка и внедрение в работу органов местного самоуправления Орловской области муниципальных целевых программ развития муниципальной службы.
В ходе выполнения мероприятий, посвященных внедрению эффективных технологий и современных методов в кадровую работу исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, предусматривается формирование органами местного самоуправления Орловской области кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы.
В рамках мероприятий, посвященных вопросам повышения доверия граждан к государственной гражданской и муниципальной службе, обеспечения открытости и прозрачности государственной гражданской и муниципальной службы, обеспечения освещения деятельности исполнительных органов государственной власти Орловской области и органов местного самоуправления Орловской области, предусматривается размещение органами местного самоуправления Орловской области информационно-аналитических материалов в сфере развития муниципальной службы в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах органов местного самоуправления Орловской области.
Включение в состав Подпрограммы мероприятий, направленных на развитие системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих Орловской области, обусловлено тем, что повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Орловской области в условиях осуществляемых в Российской Федерации реформ возможно только при наличии высокопрофессиональных кадров в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Обучение на курсах повышения квалификации в рамках Подпрограммы должны пройти 970 муниципальных служащих Орловской области.
VII. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы
Участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, а также целевых внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы не предусматривается.
Участие федеральных государственных образовательных организаций запланировано в рамках предоставления образовательных услуг при повышении квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих Орловской области.
VIII. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Мероприятия Подпрограммы реализуются за счет средств бюджета Орловской области и бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем финансирования Подпрограммы на 2013 - 2020 годы составляет всего 6856,2 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 5411,2 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 1445,0 тыс. рублей. На 2013 год - 1678,7 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 978,7 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 700,0 тыс. рублей; 2014 год - 1730,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 745,0 тыс. рублей; 2015 год - 492,5 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 492,5 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; 2016 год - 0,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 0,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; 2017 год - 0,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 0,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 985,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей, 2019 год - 985,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей; 2020 год - 985,0 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 985,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 0,0 тыс. рублей.
Информация о ресурсном обеспечении Подпрограммы представлена в приложениях 9 и 10 к Программе.
Выделение ассигнований главному распорядителю средств областного бюджета для финансирования мероприятий Подпрограммы будет осуществляться в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
Объем финансирования мероприятий Подпрограммы, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
IX. Анализ рисков реализации Подпрограммы и описание мер управления рисками реализации Подпрограммы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
1) внешние риски - неблагоприятная рыночная конъюнктура в отношении образовательных услуг, непредвиденно высокий рост цен, что может привести к существенному удорожанию стоимости дополнительного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих;
2) внутренние риски - организационные риски и отставание с подготовкой кадров.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Подпрограммы предусматриваются:
создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Подпрограммы;
мониторинг выполнения Подпрограммы, регулярный анализ, ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
корректировка Подпрограммы (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.