Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Ливенского района
от 29 октября 2020 года N 386
Методические указания
по разработке и реализации муниципальных программ Ливенского района
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические указания по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальных программ Ливенского района (далее соответственно - Методические указания, муниципальные программы) определяют требования к разработке проектов муниципальных программ, а также порядок проведения мониторинга реализации муниципальных программ.
1.2. Основные понятия, используемые в Методических указаниях:
1.2.1. Муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов государственной и муниципальной политики, реализуемой в Ливенском районе, обеспечивающих в рамках реализации ключевых полномочий (функций) органов местного самоуправления Ливенского района достижение стратегических приоритетов и целей социально-экономического развития Ливенского района;
1.2.2. Подпрограмма муниципальной программы - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках муниципальной программы;
1.2.3. Основные параметры муниципальной программы (подпрограммы) - цели, задачи, целевые показатели (индикаторы), конечные результаты реализации, сроки их достижения, объем ресурсов, необходимый для достижения целей муниципальной программы (подпрограммы);
1.2.4. Цель - планируемый конечный результат решения проблемы социально-экономического развития района посредством реализации муниципальной программы (подпрограммы), достижимый за период ее реализации;
1.2.5. Задача - результат выполнения совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций, направленных на достижение цели (целей) реализации муниципальной программы (подпрограммы);
1.2.6. Мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
1.2.7. Основное мероприятие муниципальной программы - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающий переход к новому этапу решения задачи и характеризуемый значимым вкладом в достижение целей муниципальной программы (подпрограммы), не входящих в ведомственные программы;
1.2.8. Целевой показатель (индикатор) - количественно выраженная характеристика достижения цели или решения задачи;
1.2.9. Конечный результат - характеризуемое количественными или качественными показателями состояние (изменение состояния) социально-экономического развития Ливенского района, которое отражает выгоды от реализации муниципальной программы (подпрограммы);
1.2.10. Непосредственный результат - характеристика объема и качества реализации мероприятия, направленного на достижение конечного результата реализации муниципальной программы (подпрограммы);
1.2.11. Участники муниципальной программы - ответственный исполнитель, соисполнители мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
1.2.12. Ответственный исполнитель муниципальной программы - отраслевой (функциональный) орган администрации Ливенского района либо главный распорядитель средств бюджета Ливенского района, определенный ответственным в соответствии с перечнем муниципальных программ района, утвержденным постановлением администрации района (далее - Перечень), и обладающий полномочиями, установленными Порядком;
1.2.13. Соисполнители муниципальной программы - отраслевые (функциональные) органы администрации Ливенского района и иные главные распорядители средств бюджета Ливенского района, являющиеся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм) муниципальной программы;
1.2.14. Мониторинг реализации муниципальной программы - процесс наблюдения за ходом выполнения основных мероприятий муниципальной программы и реализации муниципальной программы в целом.
1.3. Основанием для разработки муниципальных программ является Перечень, формируемый в соответствии с разделом III Порядка. При этом основные направления реализации муниципальных программ, отраженные в Перечне, могут быть изменены в ходе разработки проекта муниципальной программы.
1.4. Разработка, реализация, мониторинг подпрограмм муниципальных программ осуществляются в рамках муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
II. Разработка проекта муниципальной программы
1. Требования к разработке муниципальной программы и ее структуре
1.1. Муниципальная программа может включать подпрограммы, включающие основные мероприятия подпрограмм.
1.2. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
1.2.1. Титульный лист к муниципальной программе, который должен содержать следующую информацию:
- наименование муниципальной программы;
- наименование ответственного исполнителя;
- дата составления проекта муниципальной программы;
- должность, фамилия, имя, отчество, номер телефона и электронный адрес непосредственного исполнителя (в случае наличия).
- подпись руководителя отраслевого (функционального) органа администрации района либо главного распорядителя средств бюджета Ливенского района, определенного администрацией Ливенского района в качестве ответственного исполнителя, либо непосредственного исполнителя (в случае наличия).
1.2.2. Текстовую часть по следующим разделам:
1) характеристика текущего состояния, основные показатели и основные проблемы соответствующей сферы социально-экономического развития Ливенского района;
2) приоритеты реализуемой в районе политики в соответствующей сфере социально-экономического развития Ливенского района, основные цели и задачи муниципальной программы;
3) этапы и сроки реализации муниципальной программы;
4) перечень основных мероприятий муниципальной программы;
5) основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и конечных результатов муниципальной программы;
6) перечень целевых показателей (индикаторов) результативности муниципальной программы (далее - показатели результативности);
7) ресурсное обеспечение муниципальной программы;
8) анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы.
1.2.3. Приложения к текстовой части муниципальной программы по формам, установленным Методическими указаниями (таблицы 1 - 5);
1.3. Проект муниципальной программы направляется на согласование соисполнителям на бумажном носителе, а при необходимости и в электронном виде.
После согласования проекта муниципальной программы с соисполнителями ответственный исполнитель - разработчик проекта муниципальной программы направляет проект муниципальной программы на согласование в отдел по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов администрации Ливенского района и управления финансов администрации Ливенского района.
Ответственным исполнителем может проводиться общественное обсуждение проекта муниципальной программы.
2. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы
2.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
Ответственный исполнитель муниципальной программы определяется на основании утвержденного администрацией Ливенского района перечня муниципальных программ.
Соисполнители муниципальной программы определяются ответственным исполнителем муниципальной программы на стадии разработки муниципальной программы.
Подпрограммы муниципальной программы указываются при их наличии.
Цель (цели), задачи и целевые показатели (индикаторы) результативности муниципальной программы, а также этапы и (или) сроки реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
Объемы финансирования муниципальной программы включают в себя бюджетные ассигнования бюджета района, а также средства вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников на реализацию муниципальной программы района. Общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы указывается по муниципальной программе в целом, в разрезе источников финансирования и по годам реализации. Объем финансирования на реализацию муниципальной программы указывается в тысячах рублей с точностью до одного знака после запятой.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы указываются в виде характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией муниципальной программы) в сфере реализации муниципальной программы.
2.2. Требования к содержанию разделов муниципальной программы
2.2.1. При формировании раздела "Характеристика текущего состояния, основные показатели и основные проблемы соответствующей сферы социально-экономического развития района" учитывается следующее:
В рамках характеристики текущего состояния сферы реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее текущего состояния, включая выявление основных проблем.
2.2.2. При формировании раздела "Приоритеты реализуемой в районе политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, основные цели и задачи муниципальной программы" учитывается следующее:
1) цель должна соответствовать приоритетам реализуемой в районе политики в сфере реализации муниципальной программы, отражать конечные результаты реализации муниципальной программы:
2) задача муниципальной программы определяет конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
2.2.3. При формировании раздела "Этапы и сроки реализации муниципальной программы" учитывается следующее:
Выделение этапов и сроков их выполнения (реализации) определяется ответственным исполнителем муниципальной программы с учетом необходимости в последовательности решения задач муниципальной программы, достижения определенных результатов.
В случае определения этапов реализации муниципальной программы для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации муниципальной программы.
2.2.4. При формировании раздела "Перечень основных мероприятий муниципальной программы" учитывается следующее:
Перечень основных мероприятий муниципальной программы разрабатывается на основе их обобщения по подпрограммам муниципальной программы (при их наличии).
Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля хода выполнения муниципальной программы, но не усложнять систему контроля и отчетности.
В рамках одного основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (в том числе мероприятия по осуществлению инвестиций, закупке товаров, работ, услуг, оказанию муниципальных услуг (выполнению работ), разработке мер нормативно-правового регулирования, научному обеспечению мероприятий и другие).
Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько основных мероприятий.
В муниципальную программу не могут быть включены мероприятия, связанные с содержанием главы администрации района, Ливенского районного Совета народных депутатов, контрольно-счетного органа администрации Ливенского района.
Расходы бюджета Ливенского района на содержание отраслевых (функциональных) органов администрации района, являющихся соисполнителями муниципальной программы и не являющихся ответственными исполнителями и (или) соисполнителями других муниципальных программ, могут отражаться в составе подпрограммы муниципальной программы в соответствующей сфере ее реализации.
Информация об основных мероприятиях муниципальной программы отражается по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 1).
2.2.5. При формировании раздела "Основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение целей и (или) конечных результатов муниципальной программы" учитывается следующее:
Характеристика мер правового регулирования приводится на основе интеграции соответствующих сведений по подпрограммам муниципальной программы при соблюдении краткости изложения по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 2).
2.2.6. При формировании раздела "Перечень целевых показателей (индикаторов) результативности муниципальной программы" учитывается следующее:
Целевые показатели (индикаторы), характеризующие достижение цели (целей) или решение задач, должны обеспечить возможность проверки и подтверждения достижения или решения этих целей и задач.
Информация о составе и значениях целевых показателей (индикаторов) приводится по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 3).
Целевые показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по установленным методикам.
Предлагаемый целевой показатель (индикатор) должен являться количественной характеристикой наблюдаемого социально-экономического явления и результата достижения цели (решения задачи) муниципальной программы.
В качестве наименования показателя используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
2.2.7. При формировании раздела "Ресурсное обеспечение муниципальной программы" учитывается следующее:
Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы осуществляется с учетом положений муниципальных правовых актов района, регулирующих порядок составления проекта бюджета Ливенского района.
В разделе указывается общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом.
Информация о расходах на реализацию муниципальной программы представляется по годам реализации муниципальной программы по формам согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 4 - 5), в том числе:
- в разрезе источников финансирования муниципальной программы (за счет средств бюджета района и прогнозной оценки ресурсного обеспечения за счет всех источников финансирования).
В качестве финансового обеспечения основных мероприятий муниципальной программы могут быть предусмотрены субсидии из федерального бюджета, бюджета Орловской области (в качестве софинансирования), включенные в государственные программы Российской Федерации (государственные программы Орловской области).
При разработке муниципальной программы объемы финансирования муниципальной подпрограммы носят прогнозный характер и уточняются в соответствии с принятыми в установленном порядке и отраженными в бюджетах различных уровней решениями о финансировании.
2.2.8. Раздел "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер по управлению рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей муниципальной программы" предусматривает оценку факторов рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от участников муниципальной программы и негативно влияющих на основные параметры муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Реализация, управление и контроль за ходом реализации муниципальной программы
3.1. В целях реализации и управления реализацией муниципальной программой ответственным исполнителем разрабатывается план реализации муниципальной программы (далее - план реализации), содержащий перечень мероприятий, включенных в муниципальную программу, с указанием сроков их выполнения и ресурсного обеспечения.
План реализации разрабатывается ответственным исполнителем по форме согласно приложению к настоящим Методическим указаниям (таблица 5).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.3. В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с соисполнителями вносить изменения в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий муниципальной программы в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом, а также в показатели (индикаторы) результативности муниципальной программы.
Внесение изменений в план реализации муниципальной программы осуществляется одновременно с внесением изменений в муниципальную программу.
Мероприятия муниципальной программы реализуются в соответствии со сроками, установленными в муниципальной программе. Изменение сроков реализации мероприятий, влияющее на реализацию основных параметров муниципальной программы (подпрограммы), требует корректировки муниципальной программы (подпрограммы).
3.4. Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются наступление контрольных событий программы в установленные сроки, сведения о кассовом исполнении и объемах заключенных муниципальных контрактов по муниципальной программе на отчетную дату, а также ход реализации мероприятий плана реализации муниципальной программы, а также значения показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограмм).
Мониторинг реализации муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем и соисполнителями муниципальной программы не реже 1 раза в полугодие. Сведения о проведенном мониторинге муниципальных программ представляются соответствующими ответственными исполнителями в администрацию района для анализа. Результаты мониторинга оформляются в произвольной форме.
Координация исполнения муниципальных программ и предварительное рассмотрение результатов мониторинга реализации муниципальных программ осуществляется курирующим заместителем главы администрации района совместно с отделом по экономике, предпринимательству, труду и размещению муниципальных заказов.
По результатам мониторинга муниципальной программы ответственным исполнителем могут вноситься предложения о сокращении или перераспределении между участниками муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации как отдельных мероприятий муниципальной программы, так и муниципальной программы (подпрограммы) в целом.
4. Дополнительные и обосновывающие материалы, представляемые с муниципальной программой
4.1. Вместе с проектом муниципальной программы могут представляться материалы, содержащие обоснование необходимых финансовых ресурсов для реализации мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.