Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 19 августа 2014 г. N 241 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 10 октября 2012 г. N 363
Государственная программа
Орловской области "Развитие промышленности Орловской области на 2013 - 2016 годы"
19 августа 2014 г.
Паспорт
государственной программы Орловской области "Развитие промышленности Орловской области на 2013 - 2016 годы"
Наименование государственной программы Орловской области |
"Развитие промышленности Орловской области на 2013 - 2016 годы" (далее также - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Управление промышленности Орловской области |
Соисполнитель государственной программы |
- |
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма 1 "Техническое перевооружение и модернизация промышленного производства Орловской области на 2013 - 2016 годы" (далее также - подпрограмма 1). Подпрограмма 2 "Обеспечение благоприятных условий развития промышленного комплекса Орловской области на 2013 - 2016 годы" (далее также - подпрограмма 2) |
Цель государственной программы |
Модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции, обеспечение благоприятных условий для развития промышленного комплекса |
Задачи государственной программы |
1. Разработка и реализация инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоение новых видов конкурентоспособной продукции. 2. Содействие активизации промышленного производства, развитию инновационной деятельности на промышленных предприятиях Орловской области. 3. Продвижение промышленной продукции на новые рынки сбыта |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы |
1. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы. 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы. 3. Выработка на одного работника по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
Программа реализуется в один этап. Срок реализации программы - 2013 - 2016 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы |
Общий объем финансирования - 11 223,3 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 11 223,3 тыс. рублей: 2013 год - 1 223,3 тыс. рублей; 2014 год - 10 000,0 тыс. рублей; внебюджетные источники -50 000,0 тыс. рублей: 2014 год - 50 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
В результате реализации мероприятий программы: 1. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году составит: 1) в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий - 101%; 2) в производстве машин и оборудования - 102%; 3) в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 104%; 4) в производстве транспортных средств и оборудования - 104%; 5) в текстильном и швейном производстве - 101,5%; 6) в производстве мебели - 101%. 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году составит 39,4 млрд рублей. 3. Выработка на одного работника по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году вырастет по сравнению с 2012 годом в 1,3 раза |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В докризисный период (до 2009 года) в Орловской области наблюдался рост промышленного производства. На предприятиях области велась работа по совершенствованию технологий и освоению новых видов продукции, но глубокой модернизации и диверсификации промышленного комплекса в этот период не произошло, что негативно отразилось на объемах и структуре промышленного производства в период финансово-экономического кризиса.
Финансово-экономический кризис показал, что резервы инерционного роста экономики исчерпаны, а зависимость от конъюнктуры внешних рынков несет существенные риски для всей экономики, поэтому необходима глубокая модернизация и диверсификация промышленного комплекса.
Темпы развития промышленного комплекса Орловской области сдерживаются технологическим отставанием промышленных предприятий, обусловленным следующими факторами:
1) преобладание в структуре промышленности производств с высоким уровнем износа основных фондов и низкой долей инновационной продукции;
2) недостаточное использование одного из основных ресурсов области -научно-технического и интеллектуального потенциала;
3) низкая конкурентоспособность обрабатывающей отрасли, отставание темпов обновления производственных мощностей от потребностей развития и неблагоприятная конъюнктура внутреннего рынка;
4) недостаточная развитость кооперационных связей (в том числе с предприятиями других регионов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья);
5) дефицит инвестиционных ресурсов, оборотных средств, в том числе неэффективный механизм кредитования;
6) недостаточно используется инновационная составляющая как важнейший фактор повышения конкурентоспособности промышленного комплекса области.
К основным проблемам в данной сфере относятся:
1) недостаточный уровень государственной поддержки инновационной деятельности;
2) слабое использование в промышленности научно-технического потенциала области, отсутствие "технологического коридора" между разработчиком и производителем новой продукции;
3) предприятиями реализуется незначительное количество инновационных проектов и программ, а реализованные проекты носят преимущественно эпизодический характер и существенно повысить технологический уровень не способны.
Государственная программа призвана обеспечить проведение государственными органами Орловской области последовательной и эффективной промышленной политики, ориентированной на модернизацию производственного комплекса региона и повышение доли инновационной продукции в общем объеме производимой продукции, что создаст реальные возможности для повышения конкурентоспособности отраслей промышленности, роста объемов производства, повышения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, повышения качества жизни населения.
Достижение поставленных задач предлагается осуществить программно-целевым методом, который позволяет выявить наиболее важные вопросы и направления развития промышленного комплекса Орловской области, обеспечить их комплексное решение за счет мобилизации необходимых финансовых и организационных ресурсов.
Сферой деятельности государственной программы являются виды экономической деятельности раздела D - обрабатывающие производства, играющие ключевую социально-экономическую роль в промышленном комплексе Орловской области:
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий;
производство машин и оборудования;
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования;
производство транспортных средств и оборудования;
текстильное и швейное производство;
производство мебели.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
Государственная программа представляет собой комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной государственной власти Орловской области и предприятий промышленности по реализации мероприятий региональной государственной промышленной политики, направленных на оказание прямых мер государственной поддержки субъектам промышленной деятельности.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы отражены в следующих документах:
Закон Орловской области от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "24 июля 1998 года"
Закон Орловской области от 4 октября 2001 года N 215-ОЗ "О поддержке инновационной деятельности в Орловской области";
Закон Орловской области от 6 октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области";
Закон Орловской области от 1 декабря 2011 года N 1305-ОЗ "О Концепции промышленной политики Орловской области на период до 2020 года";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р.
Основная цель государственной программы -модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции, обеспечение благоприятных условий для развития промышленного комплекса.
Стратегической целью государственной программы является создание в Орловской области конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре видов экономической деятельности, относящихся к сфере деятельности государственной программы).
Основными задачами государственной программы являются:
1. Разработка и реализация инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.
2. Содействие активизации промышленного производства, развитию инновационной деятельности на промышленных предприятиях Орловской области.
3. Продвижение промышленной продукции на новые рынки сбыта.
Разработка государственной программы обусловлена целесообразностью применения программно-целевого метода для решения указанных задач, так как работа по оказанию государственной поддержки промышленным предприятиям подразумевает применение различных инструментов государственной поддержки, применяемой к разным сферам экономической деятельности промышленности, разным по объемам производства и инвестирования субъектам промышленной деятельности, реализующим свои инвестиционные проекты в различные периоды времени.
Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станко-инструментальная промышленность и др.), проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.
Степень достижения стратегической цели и решения тактических задач можно оценить с помощью комплекса индикаторов:
1) индекс промышленного производства;
2) объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг;
3) выработка на одного работника;
4) количество реализуемых инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей, освоению производства новых видов конкурентоспособной продукции;
5) объем инвестиций, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей;
6) степень износа основного технологического оборудования по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы;
7) доля отгруженной продукции, товаров, услуг инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг.
Значения целевых индикаторов и показателей по государственной программе в целом, а также по каждой подпрограмме, входящей в состав настоящей государственной программы, приведены в приложении 3 к государственной программе.
Представленные показатели направлены на обеспечение достижения целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике":
а) создание и модернизацию 25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
б) увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов ВВП к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
г) увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.
Государственная программа реализуется в один этап. Срок реализации государственной программы - 2013 - 2016 годы.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и подпрограмм государственной программы
Задачи государственной программы будут решаться в рамках реализации мероприятий подпрограмм.
Подпрограмма 1 "Техническое перевооружение и модернизация промышленного производства Орловской области на 2013 - 2016 годы" включает в себя мероприятия, выполнение которых позволит решить задачу по разработке и реализации инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоению новых видов конкурентоспособной продукции.
В рамках реализации указанных направлений работы мероприятия подпрограммы 1 предполагают оказание государственной поддержки предприятиям -участникам подпрограммы 1 в виде субсидирования дополнительных объемов производства, достигнутых за счет технического перевооружения и модернизации производственных мощностей.
Подпрограмма 2 "Обеспечение благоприятных условий развития промышленного комплекса Орловской области на 2013 - 2016 годы" включает в себя мероприятия, выполнение которых позволит решить две основные задачи по содействию активизации промышленного производства, развитию инновационной деятельности на промышленных предприятиях Орловской области и продвижению промышленной продукции на новые рынки сбыта.
Реализация указанных мероприятий позволит создать условия для расширения и интенсификации экономических, производственно-экономических связей между промышленными предприятиями Орловской области, НИИ и вузами, увеличения количества созданных новых или усовершенствованных производимых видов продукции и применяемых технологий, роста вовлеченности промышленных предприятий в инновационную деятельность, обмена опытом работы и повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и промышленных предприятий, а также будет способствовать росту участия промышленных предприятий в общероссийских и международных выставках, повышению эффективности продвижения продукции и представления интересов промышленных предприятий Орловской области, повышению информированности бизнес-сообщества о промышленном потенциале региона.
Перечень основных мероприятий подпрограмм приведен в приложении 4 к государственной программе.
4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
В ходе реализации мероприятий государственной программы применение налоговых, тарифных и кредитных мер государственного регулирования не предусмотрено.
В связи с корректировкой областного бюджета, а также из-за возможных изменений в федеральном и областном законодательстве в сфере государственной промышленной политики и государственной поддержки инвестиционной деятельности предусматривается в установленном порядке инициирование внесения изменений в нормативные правовые акты Орловской области.
По мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативного правового характера ответственный исполнитель формирует проекты соответствующих нормативных правовых актов и выносит их в установленном порядке на рассмотрение Правительства Орловской области.
При реализации мероприятий государственной программы ответственный исполнитель государственной программы принимает нормативные акты в соответствии со своими полномочиями.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении 5 к государственной программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы)
В рамках реализации государственной программы выполнение государственных заданий и оказание государственных услуг не осуществляется.
6. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы
Акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также целевые внебюджетные фонды участия в реализации государственной программы не принимают.
7. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации государственной программы
Органы местного самоуправления в реализации государственной программы участия не принимают.
8. Обоснование выделения и включения в состав государственной программы основных мероприятий государственной программы и подпрограмм
Комплексный характер целей и задач государственной программы обуславливает целесообразность использования программно-целевых методов управления для скоординированного достижения взаимосвязанных целей и решения соответствующих им задач как в целом по государственной программе, так и по ее отдельным блокам.
В государственную программу включены:
подпрограмма 1 "Техническое перевооружение и модернизация промышленного производства Орловской области на 2013 - 2016 годы" (приложение 1 к государственной программе);
подпрограмма 2 "Обеспечение благоприятных условий развития промышленного комплекса Орловской области на 2013 - 2016 годы" (приложение 2 к государственной программе).
Целью подпрограммы 1 является техническое перевооружение и модернизация производственных мощностей предприятий промышленности, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции. Эта цель определена в качестве цели государственной программы.
В подпрограмму 1 включены мероприятия, обеспечивающие реализацию задачи по разработке и реализации инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоение новых видов конкурентоспособной продукции.
Источниками финансирования подпрограммы 1 являются средства областного бюджета и внебюджетные источники (средства промышленных предприятий).
Целью подпрограммы 2 является обеспечение благоприятных условий для развития промышленного комплекса. Эта цель определена в качестве цели государственной программы.
В подпрограмму 2 включены мероприятия, обеспечивающие реализацию следующих задач:
1) содействие активизации промышленного производства, развитию инновационной деятельности на промышленных предприятиях Орловской области;
2) продвижение промышленной продукции на новые рынки сбыта, развитие экономического и информационного взаимодействия предприятий.
Источниками финансирования подпрограммы 2 являются средства областного бюджета.
Характеристика основных мероприятий подпрограмм приведена в разделе 3 государственной программы.
9. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Общий объем затрат на реализацию государственной программы в 2013 - 2016 годах составит 61 223,3 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 11 223,3 тыс. рублей:
2013 год - 1 223,3 тыс. рублей;
2014 год - 10 000,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники -50 000,0 тыс. рублей:
2014 год - 50 000,0 тыс. рублей.
По направлениям затрат бюджетные ассигнования государственной программы отнесены к прочим нуждам.
Предполагается ежегодное уточнение в установленном порядке объемов финансирования государственной программы за счет средств областного бюджета после принятия закона Орловской области об областном бюджете на текущий год и на плановый период.
10. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Главным распорядителем средств областного бюджета по государственной программе, подпрограммам и основным мероприятиям подпрограмм является Управление промышленности Орловской области.
Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета, другим источникам финансирования, направлениям затрат приведена в приложении 6 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного, федерального бюджетов и внебюджетных источников на реализацию целей государственной программы приведены в приложении 7 к государственной программе.
11. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
В результате выполнения мероприятий государственной программы будут достигнуты следующие результаты:
1. Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году составит:
1) в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий -101%;
2) в производстве машин и оборудования - 102%;
3) в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования -104%;
4) в производстве транспортных средств и оборудования - 104%;
5) в текстильном и швейном производстве - 101,5%;
6) в производстве мебели - 101%.
2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году составит 39,4 млрд рублей.
3. Выработка на одного работника по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, в 2016 году вырастет по сравнению с 2012 годом в 1,3 раза.
12. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Выделяются следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации государственной программы:
финансово-экономические риски;
социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации государственной программы предусмотренных объемов бюджетных средств, недостаточным уровнем качества проработки инвестиционных программ и проектов предприятий -участников государственной программы, низким уровнем их экономической эффективности, возможным ухудшением финансово-экономического положения предприятий -получателей государственной поддержки в период реализации мероприятий государственной программы, что может замедлить или приостановить реализацию начатых инвестиционных программ и проектов.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях в силу наличия разнонаправленных социальных интересов социальных групп, а также в условиях излишнего администрирования.
Основными мерами управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение цели государственной программы являются:
1. Мониторинг.
В рамках мониторинга достижение конкретной цели и решение задач государственной программы отслеживаются с использованием системы количественных показателей, получаемых в рамках ежемесячной оперативной отчетности о реализации программных мероприятий, и их качественного анализа. Информация об уровне достижения контрольных значений индикаторов, а также о качественных характеристиках происходящих изменений позволяет своевременно выявлять отклонения, осуществлять корректировку, уточнение и дополнение намеченных мероприятий.
2. Открытость и подотчетность.
Управление государственной программой будет осуществляться на основе принципов открытости, государственно-общественного характера управления. В государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области -публичный информационный центр" будет представляться полная и достоверная информация о реализации и оценке эффективности реализации государственной программы.
3. Информационное сопровождение и коммуникации с общественностью.
В период запуска и в ходе реализации государственной программы будет проводиться информационно-разъяснительная работа с населением, направленная на обеспечение благоприятной общественной атмосферы по отношению к планируемым (проводимым) действиям по реализации государственной программы.
В данной работе будет использован широкий спектр каналов и форм коммуникации с общественностью, учитывающий особенности и возможности различных целевых групп, в том числе возможности интернет-пространства и СМИ.
13. Порядок и методика оценки эффективности государственной программы
Оценка эффективности реализации государственной программы производится ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации государственной программы с целью уточнения степени решения задач и выполнения мероприятий государственной программы.
Оценка эффективности реализации государственной программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными значениями показателей (индикаторов). Методика оценки эффективности и результативности государственной программы определяет алгоритм оценки результативности и эффективности государственной программы по отдельным этапам и итогам реализации. Результативность оценивается как степень достижения запланированных нефинансовых результатов реализации основных мероприятий и в целом государственной программы.
Результативность определяется отношением фактического результата к запланированному результату на основе проведения план-фактного анализа реализации основных мероприятий и в целом государственной программы (подпрограммы).
Результативность оценивается по нефинансовым и финансовым показателям реализации основных мероприятий и в целом государственной программы (подпрограммы). Индекс результативности определяется по следующей формуле:
Инрез(Ифинрез) = Рфакт / Рплан, где:
Инрез(Ифинрез) -индекс нефинансовой (финансовой) результативности;
Рфакт -фактический показатель, достигнутый в ходе реализации (фактический объем затрат на реализацию);
Рплан -запланированный показатель (запланированный объем затрат).
Индекс эффективности определяется по следующей формуле:
Иэфф = Инрез / Ифинрез, где:
Иэфф -индекс эффективности;
Инрез -индекс нефинансовой результативности;
Ифинрез -индекс финансовой результативности.
Индекс нефинансовой результативности государственной программы (подпрограммы) оценивается как степень фактического достижения показателей (индикаторов) по следующей формуле:
, где:
- индекс нефинансовой результативности государственной программы (подпрограммы);
- фактический показатель, достигнутый в ходе реализации государственной программы (подпрограммы);
- запланированный показатель, утвержденный государственной программой (подпрограммой);
- количество показателей государственной программы (подпрограммы).
Индекс финансовой результативности государственной программы (подпрограммы) оценивается по следующей формуле:
, где:
- индекс финансовой результативности государственной программы (подпрограммы);
- фактический объем затрат на реализацию государственной программы (подпрограммы);
- запланированный объем затрат на реализацию государственной программы (подпрограммы).
Индекс эффективности государственной программы (подпрограммы) определяется по формуле:
, где:
- индекс эффективности государственной программы (подпрограммы)
- индекс нефинансовой результативности государственной программы (подпрограммы);
- индекс финансовой результативности государственной программы (подпрограммы).
По итогам проведения анализа индекса эффективности дается качественная оценка эффективности реализации основных мероприятий и государственной программы (подпрограммы) в целом:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Качественная оценка |
Индекс эффективности (Иэфф) |
1,0 <= Иэфф |
Высокий уровень эффективности |
0,7 <= Иэфф < 1,0 |
Средний уровень эффективности |
|
0,5 <= Иэфф < 0,7 |
Низкий уровень эффективности |
|
Иэфф < 0,5 |
Неэффективные |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.