Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к государственной программе
Орловской области "Развитие
промышленности Орловской
области на 2013 - 2016 годы"
Паспорт
подпрограммы 1 "Техническое перевооружение и модернизация промышленного производства Орловской области на 2013 - 2016 годы" государственной программы Орловской области "Развитие промышленности Орловской области на 2013 - 2016 годы"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Техническое перевооружение и модернизация промышленного производства Орловской области на 2013 - 2016 годы" (далее - подпрограмма 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 |
Управление промышленности Орловской области |
Соисполнители подпрограммы 1 |
- |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 1 |
Подпрограмма 1 представляет собой комплекс мер органов исполнительной государственной власти Орловской области и предприятий промышленности по активизации мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей предприятий, внедрению новых современных технологий в промышленности, организации производства новых видов конкурентоспособной продукции. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение наиболее острых и проблемных вопросов в сфере технического перевооружения и модернизации промышленного производства на основе: определения цели, задач, состава и структуры мероприятий, ожидаемых конечных результатов; концентрации материальных и финансовых ресурсов по выполнению мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам по реализации основных направлений государственной политики в области модернизации промышленного производства; эффективного применения мер государственной региональной поддержки промышленности |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы 1 |
- |
Цель подпрограммы 1 |
Модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей предприятий промышленности, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции |
Задачи подпрограммы 1 |
Разработка и реализация инвестиционных программ и проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоение новых видов конкурентоспособной продукции |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 |
1. Количество реализуемых инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей, освоению производства новых видов конкурентоспособной продукции по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы. 2. Объем инвестиций, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы. 3. Степень износа основного технологического оборудования по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 |
Подпрограмма 1 рассчитана на 2013 - 2016 годы и реализуется в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 1 |
Общий объем финансирования - 59 782,6 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 9 782,6 тыс. рублей: 2014 год - 9 782,6 тыс. рублей; внебюджетные источники - 50 000,0 тыс. рублей: 2014 год - 50 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 |
В результате реализации подпрограммы 1 к 2017 году: 1. Количество реализуемых инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей, освоению производства новых видов конкурентоспособной продукции по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, вырастет в 1,4 раза. 2. Объем инвестиций, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей, по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, увеличится в 1,5 раза. 3. Степень износа основного технологического оборудования по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, сократится на 2% |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основой производственного и экономического потенциала развитого промышленного производства является состояние его материально-технической базы, в первую очередь основных производственных фондов, их соответствие современным мировым требованиям. Наличие качественной материально-технической базы необходимо для решения двух основных задач конкурентоспособного производства: возможность выпускать современную продукцию; производить ее при необходимом уровне производительности и минимуме затрат.
В промышленной сфере экономики Орловской области, как и в большинстве других промышленных регионах России, еще с начала 90-х годов обозначились факторы, тормозящие рост количественных и качественных показателей промышленности области, уровня ее конкурентоспособности: высокая степень физического и морального износа основных производственных фондов на большинстве промышленных предприятий региона; ограниченные объемы инвестиций в развитие их производственной базы. Данные факторы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. В частности, устаревшая производственная база предприятий не может быть обновлена без достаточных инвестиций, одновременно она не может самостоятельно обеспечить высокий уровень доходности предприятий, что ограничивает внутренние источники для инвестирования, ухудшает потенциальные возможности для привлечения кредитов на развитие производства.
В настоящее время степень износа основных фондов крупных и средних промышленных предприятий области базовых видов экономической деятельности (машиностроения, металлургии, приборостроения и электроники, легкой и мебельной промышленности) составляет 43%, а удельный вес полностью изношенных основных фондов - более 10%.
Стоимостная величина оценки основных фондов имеет на протяжении последних лет тенденцию роста, но в основном за счет сравнительно небольшой группы успешно развивающихся крупных предприятий. Одновременно значительная часть предприятий промышленности области осуществляет модернизацию основных фондов низкими темпами или не осуществляет ее совсем и находится, таким образом, перед необходимостью масштабного технического и технологического перевооружения, особенно с учетом перспектив все возрастающей конкуренции с иностранными производителями, как на мировых, так и на внутреннем российском рынках.
Необходимо отметить, что в структуре основных производственных фондов промышленности 57% стоимости относится к технологическому оборудованию, именно оно в большей степени характеризует степень изношенности материально-технической базы предприятий региона.
В 2012 году объем инвестиций предприятий базовых сфер промышленности (машиностроения, металлургии, приборостроения и электроники, легкой и мебельной промышленности) в развитие собственной производственной базы составил около 0,65 млрд рублей, что, несмотря на почти двукратный рост данного показателя к уровню 2009 и 2010 (кризисного и посткризисного) годов, пока еще более чем в 1,5 раза ниже уровня докризисного периода 2007 и 2008 годов.
Полная учетная стоимость основных фондов указанных сфер промышленности оценивается на уровне 10 млрд рублей (без учета работающих, но уже полностью амортизированных фондов). Таким образом, достигнутый показатель инвестиционной активности (0,65 млрд рублей) обеспечивает не более 6-% уровня амортизации основных фондов (для большинства сфер промышленного производства минимально-приемлемый уровень годовой амортизации -10%). Можно констатировать, что существующие объемы инвестиций достаточны только для минимального поддержания материально-технической базы предприятий на текущем уровне развития и не достаточны для качественного обновления промышленного потенциала региона. При этом, как уже упоминалось, даже существующее обновление фондов (как производная инвестиционной деятельности) не носит общего характера, а обеспечивается в основном группой крупных предприятий.
Характеризуя перспективы повышения инвестиционной активности предприятий в обновление материально-технической базы, можно считать очевидным, что внутренние источники предприятий по финансированию инвестиционных проектов в сфере технического перевооружения и модернизации производства существенно ограничены, так как средний уровень рентабельности производства по промышленности (основной источник для модернизации производственной базы) в настоящее время находится на довольно низком уровне - 7-% и имеет постепенную тенденцию спада - в 2006 - 2007 годах указанный показатель находился на уровне 9-%.
Рассматривая возможности привлечения банковских кредитов для реализации долгосрочных инвестиционных программ и проектов предприятий промышленности, можно констатировать, что данный источник инвестирования является потенциально массово доступным для предприятий ввиду достаточной развитости банковского сектора отечественной экономики, но одновременно дорогостоящим инструментом из-за высоких ставок по долгосрочным кредитам (ставки по долгосрочным кредитам до трех и более лет составляют в среднем 18-%).
В сложившейся ситуации большинству промышленных предприятий области для реализации проектов по техническому перевооружению и модернизации производства необходимо рациональное, комплексное использование внутренних и внешних источников финансирования.
Таким образом, одна из основных задач, стоящих сегодня перед промышленным комплексом области и, в первую очередь, перед предприятиями высокотехнологичных производственных сфер (машиностроение, приборостроение, металлургия), -это активизация инвестиционной деятельности за счет использования всех потенциальных источников финансирования с целью ускорения технического перевооружения и модернизации производственной базы, освоения на этой основе новых, конкурентоспособных видов продукции.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 1, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы 1
Подпрограмма 1 представляет собой комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной государственной власти Орловской области, предприятий промышленности по реализации мероприятий региональной государственной промышленной политики, направленных на оказание прямых мер государственной поддержки субъектам промышленной деятельности.
Подпрограмма 1 разработана на основе нормативной правовой базы Орловской области, предусматривающей оказание мер государственной поддержки промышленности области, составляющих основу мероприятий подпрограммы 1:
Закона Орловской области от 6 августа 1998 года N 75-ОЗ "О промышленной политике в Орловской области";
Закона Орловской области от 6 октября 2009 года N 969-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области";
Закона Орловской области от 1 декабря 2011 года N 1305-ОЗ "О Концепции промышленной политики на период до 2020 года".
В связи с обозначенными проблемами, сложившимися в течение длительного периода времени в промышленной сфере экономики Орловской области (высокой степенью физического и морального износа основных производственных фондов, недостаточно высоким уровнем инвестиционной активности предприятий по обновлению материально-технической базы из-за ограниченности собственных источников для инвестирования и высокой стоимости предоставления долгосрочных банковских кредитов, что обуславливает недостаточный уровень конкурентоспособности значительной части промышленной продукции предприятий области), актуальным является разработка и применение механизмов государственной поддержки, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности промышленных предприятий за счет активизации использования как внутренних, так и внешних источников для инвестирования.
Необходимость разработки мероприятий по оказанию государственной поддержки субъектам промышленного производства Орловской области в сфере технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, освоения производства новых видов конкурентоспособной продукции обуславливает актуальность разработки соответствующей подпрограммы в составе государственной программы "Развитие промышленности Орловской области на 2013 - 2016 годы".
Подпрограмма 1 представляет собой комплекс мер органов государственной власти Орловской области и предприятий промышленности по активизации мероприятий технического перевооружения и модернизации производственных мощностей промышленности области, внедрению новых современных технологий, организации производства новых видов конкурентоспособной продукции.
Цель подпрограммы 1 -модернизация и техническое перевооружение производственных мощностей предприятий промышленности, организация производства новых видов конкурентоспособной продукции.
Достижение указанной цели обеспечивается решением задачи по разработке и реализации инвестиционных программ и проектов промышленных предприятий области, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей, организацию на этой основе производства новых видов конкурентоспособной продукции.
Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения влияния реализации мероприятий подпрограммы 1 на социально-экономическое развитие промышленного комплекса Орловской области установлены целевые индикаторы (приложение 1 к подпрограмме 1).
В результате реализации мероприятий подпрограммы 1 (приложение 3 к подпрограмме 1):
1) количество реализуемых инвестиционных проектов по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей, освоению производства новых видов конкурентоспособной продукции по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, вырастет в 1,4 раза;
2) объем инвестиций, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей, по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, увеличится в 1,5 раза;
3) степень износа основного технологического оборудования по видам экономической деятельности, входящим в сферу деятельности государственной программы, сократится на 2%.
Реализация подпрограммы 1 рассчитана на 2013 - 2016 годы с ежегодным контролем и подведением итогов реализации мероприятий подпрограммы 1, а также корректировкой планируемых мероприятий подпрограммы 1.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 1
Процесс формирования и реализации мероприятий подпрограммы 1 строится исходя из исполнения поставленных задач подпрограммы 1 для достижения ее цели -роста темпов модернизации и технического перевооружения производственных мощностей для организации производства новых видов конкурентоспособной продукции.
Рост объемов инвестиций предприятий в модернизацию и техническое перевооружение производства планируется осуществлять за счет комплексной последовательной реализации этапов мероприятий:
по разработке и реализации инвестиционных программ и проектов промышленных предприятий области, направленных на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей, организацию на этой основе производства новых видов конкурентоспособной продукции;
оказанию прямой государственной поддержки предприятиям промышленности для стимулирования их инвестиционной деятельности в сферах технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, организации производства новых видов конкурентоспособной продукции.
Данные мероприятия должны обеспечить повышение инвестиционных возможностей предприятий промышленности для реализации инвестиционных программ и проектов.
В рамках реализации указанных направлений работы мероприятия подпрограммы 1 предполагают оказание государственной поддержки предприятиям -участникам подпрограммы 1 в виде субсидирования дополнительных объемов производства, достигнутых за счет технического перевооружения и модернизации производственных мощностей.
Подпрограмма 1, являясь важнейшим инструментом реализации государственной региональной промышленной политики, позволит системно, на постоянной основе организовать государственную поддержку наиболее эффективных инвестиционных программ и проектов предприятий, стимулировать инвестиционную деятельность предприятий за счет оптимизации условий для привлечения финансовых средств из внешних и внутренних источников.
В состав подпрограммы 1 не входят ведомственные целевые программы.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Применение налоговых, тарифных и кредитных мер государственного регулирования в ходе реализации мероприятий подпрограммы 1 не предусмотрено.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 1 приведены в приложении 2 к подпрограмме 1.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы 1 предусматривается в установленном порядке инициирование внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Орловской области, а также разработка порядка субсидирования дополнительных объемов производства, достигнутых за счет технического перевооружения и модернизации производственных мощностей.
5. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы 1 (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках подпрограммы 1)
В рамках подпрограммы 1 не предполагается оказание государственными учреждениями государственных услуг (работ).
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 1
Органы местного самоуправления в реализации подпрограммы 1 участия не принимают.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 1
Акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также целевые внебюджетные фонды участия в реализации подпрограммы 1 не принимают.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1
Финансовое обеспечение мероприятий подпрограммы 1 осуществляется за счет областного бюджета и средств из внебюджетных источников. Средства бюджета Орловской области будут направляться на реализацию мер государственной поддержки инвестиционных программ и проектов предприятий промышленности в форме субсидирования затрат на техническое перевооружение и модернизацию производственных мощностей (приложение 4 к подпрограмме 1).
Общий объем финансирования подпрограммы 1 планируется в размере 59 782,6 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 9 782,6 тыс. рублей:
2014 год - 9 782,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники - 50 000,0 тыс. рублей:
2014 год - 50 000,0 тыс. рублей. По направлениям затрат бюджетные ассигнования подпрограммы 1 отнесены к прочим нуждам.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1 представлено в приложении 5 к подпрограмме 1.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы 1 и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1
При реализации подпрограммы 1 возможны риски, связанные:
с недостаточным уровнем качества проработки инвестиционных программ и проектов предприятий -участников подпрограммы 1, низким уровнем их экономической эффективности;
возможным ухудшением финансово-экономического положения предприятий -получателей государственной поддержки в период реализации мероприятий подпрограммы 1, что может замедлить или приостановить реализацию начатых инвестиционных программ и проектов.
Меры по управлению указанными рисками реализации подпрограммы 1 основаны:
1) на применении механизмов ежегодного конкурсного отбора наиболее качественных и эффективных инвестиционных программ и проектов;
2) заключении договоров о предоставлении предусмотренных подпрограммой 1 видов государственной поддержки с участниками подпрограммы 1 с отражением условий возврата полученных государственных средств в случае невыполнения условий подпрограммы 1;
3) годовом периоде проведения мероприятий подпрограммы 1, что позволяет приостановить дальнейшую государственную поддержку предприятий -участников подпрограммы 1 в случае наступления указанных негативных сценариев развития;
4) установлении системы критериев и показателей инвестиционных программ и проектов, являющихся потенциальными объектами реализации мероприятий подпрограммы 1;
5) установлении системы критериев и показателей финансово-экономического положения предприятий -участников подпрограммы 1;
6) регулярном анализе результатов реализации подпрограммы 1, возможной корректировке мероприятий подпрограммы 1 по результатам проведенного мониторинга и анализа.
Оперативное управление и контроль реализации подпрограммы 1 осуществляется Управлением промышленности Орловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.