Постановлением Правительства Орловской области от 25 декабря 2015 г. N 564 в настоящее постановление внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Орловской области
от 8 октября 2012 г. N 352
"Об утверждении государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области"
13 февраля, 7 октября 2013 г., 3 февраля, 25 марта, 4 июля 2014 г., 20 февраля, 23 апреля, 25 декабря 2015 г.
В целях обеспечения государственных гарантий содействия занятости населения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", улучшения условий и охраны работников организаций, расположенных на территории Орловской области, в рамках Закона Орловской области от 6 февраля 2006 года N 572-ОЗ "Об охране труда в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области" (далее - программа).
2. Департаменту финансов Орловской области (В.Г. Щипкова) при подготовке проекта закона Орловской области об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов предусмотреть финансирование мероприятий программы из областного бюджета.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня признания утратившим силу Закона Орловской области от 8 сентября 2008 года N 810-ОЗ "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Орловской области на 2009 - 2013 годы".
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя блока социального развития О.Н. Ревякина.
Председатель Правительства Орловской области |
А.П. Козлов |
Паспорт
подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда в Орловской области" государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Улучшение условий и охраны труда в Орловской области" |
Ответственный исполнитель подпрограммы 1 |
Управление труда и занятости Орловской области |
Соисполнители подпрограммы 1 |
- |
Программно-целевые инструменты подпрограммы 1 |
Реализация подпрограммы представляет комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей по обеспечению согласованных действий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда на основе программно-целевого метода. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное регулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере охраны труда, а также совершенствование региональной системы управления охраной труда на основе: определения цели, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов; концентрации материальных, финансовых, трудовых и научных ресурсов по выполнению мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда; повышения эффективности государственного управления в сфере охраны труда и результативности использования бюджетных ресурсов |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы 1 |
- |
Цель подпрограммы 1 |
Улучшение условий и охраны труда работников организаций, расположенных на территории Орловской области |
Задачи подпрограммы 1 |
1. Совершенствование региональной системы управления охраной труда. 2. Улучшение системы обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы 1 |
1. Численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, всего, в том числе со смертельным и тяжелым исходом. 2. Численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а также во вредных и (или) опасных условиях труда. 3. Численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. 4. Затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника. 5. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда. 6. Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, с 1 января 2014 года - специальная оценка условий труда |
Этапы и сроки реализации подпрограммы 1 |
Подпрограмма 1 рассчитана на 2013 - 2020 годы и реализуется в один этап |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 1 |
Общий объем финансирования подпрограммы 1 планируется предусмотреть в объеме 206 990,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 1090,0 тыс. рублей; прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 205 900,0 тыс. рублей. Объем финансирования подпрограммы 1 охраны труда по годам: 2013 год - 14 490,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 490 тыс. рублей; прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 14 000,0 тыс. рублей; 2014 год - 25 600,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 300,0 тыс. рублей; прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 25 300,0 тыс. рублей; 2015 год - 26 900,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет - 300,0 тыс. рублей; прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 26 600,0 тыс. рублей; 2016 год - 27 000,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 27 000,0 тыс. рублей; 2017 год - 27 500,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 27 500,0 тыс. рублей; 2018 год - 28 000,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 28 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 28 500,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 28 500,0 тыс. рублей; 2020 год - 29 000,0 тыс. рублей, в том числе прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 29 000,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 1 |
В результате реализации подпрограммы 1 к концу 2020 года: 1) снизится: численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, включая смертельный и тяжелый травматизм, - на 16,7%; численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, - на 16,2%; численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, - на 9,9%; 2) увеличатся: затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника - на 44,9%; количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, - на 26,2%; количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда, - на 10% |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Основу экономического благополучия любой организации составляет труд ее работников, поэтому проблемы регулирования человеческих отношений в трудовой сфере являются важнейшими элементами эффективного управления производством.
Работа, проводимая органами исполнительной государственной власти Орловской области, органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля, профсоюзами и работодателями, в том числе в рамках реализации программ улучшения условий и охраны труда, позволила в последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма.
Общее число работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, в 2012 году сократилось по сравнению с 2011 годом на 6%, а по сравнению с 2005 годом - почти в два раза. Работодатели стали выделять больше средств на мероприятия по охране труда. По данным Орелстата, в 2012 году на эти цели в организациях Орловской области в расчете на одного работника израсходовано 4694 рубля, что на 6% выше уровня 2011 года.
Вместе с тем положение дел с обеспечением здоровых и безопасных условий труда работников организаций Орловской области остается сложным.
По данным Орелстата, на конец 2012 года в обследованных организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи, в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, занято 13,1 тыс. человек, в том числе 4,0 тыс. женщин, что составляет соответственно 23,1 и 18,1% от общего количества работников организаций по учитываемым видам экономической деятельности.
Численность работников, которые имеют право на предоставление компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, в 2012 году составила 16,2 тыс. человек, в том числе 4,6 тыс. женщин, что составляет соответственно 28,6 и 20,9% от общей численности работников.
Такое положение объясняется наличием целого комплекса экономических, социальных и правовых проблем. Основными причинами высокого уровня производственного травматизма и значительного числа работников, занятых в неблагоприятных условиях труда, являются:
1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования вопросов охраны труда;
2) отсутствие действенного экономического механизма, побуждающего работодателей заниматься вопросами обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
3) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
4) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях Орловской области;
5) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
6) отсутствие ведомственного и ослабление общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
7) недостаточная информированность работодателей и работников по вопросам охраны труда.
При отсутствии подпрограммы 1 прогнозируется рост числа работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что приведет к ухудшению социально-экономических показателей, дополнительным моральным и материальным потерям работников и работодателей. Деятельность всех заинтересованных органов, ведомств и организаций региона в сфере охраны труда не будет в должной мере эффективной без их комплексного программного развития и стимулирования, выполнения определенной системной совокупности скоординированных по срокам, целям и ресурсам мероприятий.
Осуществление единичных и разрозненных мер по улучшению условий и охраны труда работников организаций, включая государственную поддержку, может обеспечить только кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не устранит имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет нецелесообразное и неэффективное расходование бюджетных средств.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 1, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 1, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы 1
Подпрограмма охраны труда представляет собой комплекс мер и основных стратегических подходов органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей по обеспечению согласованных действий по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, дальнейшему совершенствованию региональной системы управления охраной труда.
Подпрограмма охраны труда разработана на основании статей 210 и 216 Трудового кодекса Российской Федерации, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Типовой программы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 27 октября 2011 года N 36), а также в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Орловской области".
Мировой и отечественный опыт показывают, что здоровый и безопасный труд работников - это основной путь к повышению производительности труда, росту экономики и благосостояния любого коллектива. Неудовлетворительное состояние условий и охраны труда ведет к снижению производительности труда как из-за потерь, связанных с травматизмом и заболеваемостью, множеством серьезных прямых и косвенных последствий для жизни работников, их семей и работодателей, так и из-за снижения мастерства исполнителей. Неудовлетворительные условия труда вызывают рост текучести персонала, снижают престиж и конкурентоспособность организаций.
В связи с вышеизложенным важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации подпрограммы охраны труда с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в регионе, является социальная значимость улучшения условий и охраны труда в целях повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения Орловской области.
Включение в программную разработку вопросов улучшения условий и охраны труда позволит определить приоритетные направления деятельности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников организаций Орловской области и одновременно дает возможность решить следующие задачи социально-экономического развития Орловской области:
повышение социально-экономического и научно-технического потенциала Орловской области;
формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики и ее развитие в соответствии с единой государственной и областной политикой;
задачи, способствующие улучшению здоровья и снижению смертности населения.
Целесообразность решения вопросов улучшения условий и охраны труда посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели, подтверждается актуальностью вопросов обеспечения здоровых и безопасных условий труда работников организаций Орловской области, а также традиционно основывается на применении программно-целевого метода.
Целью подпрограммы охраны труда является улучшение условий и охраны труда работников организаций, расположенных на территории Орловской области, за счет согласованных действий органов исполнительной государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и работодателей по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) совершенствование региональной системы управления охраной труда;
2) улучшение системы обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда.
Реализация подпрограммы охраны труда базируется на применении метода программно-целевого управления на основе следующих принципов:
направленность мероприятий подпрограммы охраны труда на достижение измеряемых результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей (управление по результатам);
комплексный характер разработки мероприятий подпрограммы охраны труда, включающий нормативное правовое обеспечение, аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, распространение результатов, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникационных технологий;
гласность и достоверность информационного обеспечения и сопровождения реализации подпрограммы охраны труда, системность обеспечения функциональной взаимосвязи и взаимодействия всех элементов системы управления охраной труда;
эффективность, адресность, экономность и целевой характер использования бюджетных средств, предусмотренных для реализации подпрограммы охраны труда, сбалансированность финансирования мероприятий подпрограммы охраны труда и источников дополнительного финансирования.
Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения влияния на социально-экономическое развитие Орловской области предлагаются следующие целевые индикаторы:
1) численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, всего, в том числе со смертельным и тяжелым исходом;
2) численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, а также во вредных и (или) опасных условиях труда;
3) численность работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
4) затраты на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника;
5) количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда;
6) количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда (приложение 1 к государственной программе).
Предложенные целевые индикаторы достоверны и доступны для определения, совместимы с аналогичными федеральными показателями, соответствуют цели и задачам подпрограммы охраны труда, достижимы в результате реализации программных мероприятий.
Источниками получения информации для определения значений целевых показателей подпрограммы охраны труда являются данные Орелстата, Государственной инспекции труда в Орловской области, Государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, организаций, аккредитованных в установленном порядке на право проведения работы по обучению и проверке знаний требований охраны труда и аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценке условий труда, а также отчеты муниципальных районов и городских округов Орловской области.
Реализация мероприятий подпрограммы охраны труда обеспечит доступ организаций всех форм собственности, расположенных на территории Орловской области, к материально-техническим, финансовым и информационным ресурсам и обеспечит улучшение условий и охраны труда работников, что позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе и гарантировать работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, на основе осуществления совокупности правовых, организационных и экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
В результате реализации мероприятий подпрограммы охраны труда за восемь лет ожидается снижение численности работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, включая смертельный и тяжелый травматизм, на 16,7%, снижение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на 16,2%, снижение численности работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, на 9,9%, увеличение затрат на мероприятия по охране труда в расчете на одного работника на 44,9%, увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, на 26,2%, увеличение количества рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда на 10%.
Реализация подпрограммы охраны труда рассчитана на 2013 - 2020 годы в один этап с ежегодным осуществлением мероприятий.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 1
Большое значение в совершенствовании работы по сохранению жизни и здоровья работников организаций в процессе трудовой деятельности занимает реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда, которые действуют в Орловской области с 1998 года и являются важнейшей составной частью многогранной работы всех заинтересованных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих.
Подпрограмма 1 включает в себя два основных мероприятия, выполнение которых позволит решить основные задачи для достижения ее цели - улучшения условий и охраны труда работников организаций Орловской области (приложение 2 к государственной программе).
Основное мероприятие 1.1 подпрограммы 1 "Совершенствование региональной системы управления охраной труда" реализуется в 2013- 2016 годы и включает следующие мероприятия:
Мероприятие 1.1.1. Проведение областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, муниципальных образованиях Орловской области осуществляется в целях активизации деятельности органов местного самоуправления, работодателей по созданию здоровых и безопасных условий труда в организациях области. Проведение данного мероприятия позволит повысить эффективность реализации подпрограммы 1 и обеспечить выполнение целевых индикаторов.
Мероприятие 1.1.2. Обеспечение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций Орловской области, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, совместно с Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляется в целях эффективного использования средств обязательного социального страхования по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Реализация данного мероприятия позволит обеспечить снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, улучшить условия труда работников организаций области, выполнение целевых показателей.
Основное мероприятие 1.2 подпрограммы 1 "Улучшение системы обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, активизация работы по аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда" реализуется в 2013 - 2020 годы и включает следующие мероприятия:
Мероприятие 1.2.1. Организация и проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Орловской области, финансируемых из областного бюджета, осуществляется в целях повышения квалификации руководителей и специалистов по охране труда в соответствии с действующим законодательством. Реализация данного мероприятия позволит обеспечить повышение квалификации руководителей и специалистов организаций, финансируемых из областного бюджета, выполнение целевого показателя "Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда".
Мероприятие 1.2.2. Организация аттестации рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2014 года - специальной оценки условий труда осуществляется в целях активизации работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда, выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Реализация данного мероприятия позволит обеспечить улучшение условий труда работников организаций области и выполнение целевого показателя "Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, с 1 января 2014 года - специальная оценка условий труда".
Осуществление мероприятий в целях исполнения задач подпрограммы охраны труда обеспечит дальнейшее улучшение условий и охраны труда работников организаций Орловской области.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявленной цели и задач по улучшению условий и охраны труда работников результатам, достигаемым в процессе их реализации. Таким образом, при отсутствии подпрограммы охраны труда, которая является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет планомерно проводить работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, невозможно достижение запланированных показателей, а следовательно, существующие проблемы в области охраны труда не будут устранены, а стоящие задачи по улучшению условий и охраны труда работников организаций Орловской области не найдут своего решения. При этом возможны следующие непрограммные варианты решения проблем охраны труда, сопряженные с определенными рисками:
непоследовательное, невзаимосвязанное решение проблем охраны труда (не даст положительного эффекта и может привести к ухудшению положения в этой сфере вследствие тесной взаимосвязи проводимых мероприятий по охране труда, требующих комплексного, полномасштабного решения);
полное государственное бюджетное обеспечение (нецелесообразно в силу значительных финансовых затрат, ограниченных возможностей экономики Орловской области и риска неправильного определения потребностей в финансовых средствах).
Реализация подпрограммы охраны труда в соответствии с ее целью будет способствовать улучшению условий и охраны труда работников организаций Орловской области, обеспечит дальнейшее совершенствование региональной системы управления охраной труда, что приведет к улучшению социально-экономической ситуации в регионе, условий и охраны труда работников и позволит гарантировать работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.
Показатели экономической эффективности подпрограммы охраны труда совместимы с аналогичными федеральными показателями оценки состояния условий и охраны труда.
Вклад подпрограммы охраны труда в улучшение условий и охраны труда работников организаций Орловской области оценивается на основе поставленных задач и достижения целевых показателей:
совершенствование региональной системы управления охраной труда;
снижение численности работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, а также работников, имеющих право на предоставление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
увеличение количества руководителей и специалистов организаций Орловской области, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда, и числа рабочих мест, на которых проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда;
увеличение финансирования мероприятий по охране труда.
Подпрограмма охраны труда, являясь важнейшим инструментом реализации государственной политики в области охраны труда, позволит планомерно проводить работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих, предусмотреть необходимые финансовые и организационные ресурсы для реализации приоритетных мероприятий, направленных на достижение главной цели.
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы охраны труда и степень решения ее задач будут ежегодно оцениваться путем сопоставления ожидаемых (плановых) конечных результатов ее реализации и достигнутых (фактических) важнейших целевых показателей.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования в подпрограмме охраны труда не применяются.
В связи с корректировкой областного бюджета, а также из-за предполагаемых изменений в федеральном и областном законодательстве в сфере охраны труда планируется ежегодное внесение изменений в подпрограмму "Улучшение условий и охраны труда в Орловской области" государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области" (приложение 3 к государственной программе).
5. Прогноз сводных показателей целевых заданий по этапам реализации подпрограммы 1
В сфере реализации подпрограммы охраны труда государственными учреждениями не оказываются государственные услуги (работы).
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы 1
Органы местного самоуправления не участвуют в разработке и реализации подпрограммы охраны труда.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы 1
В соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры), ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации.
В 2013 году финансовому обеспечению подлежат расходы работодателей на следующие мероприятия: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; обучение руководителей, специалистов и работников по охране труда; приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты; санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и другие.
Эффективное использование средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, позволит сократить численность работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, и улучшить условия труда работников организаций Орловской области.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы 1
Финансирование мероприятий подпрограммы охраны труда предусматривается осуществлять из областного бюджета и прогнозируемых дополнительных источников - средств Фонда социального страхования Российской Федерации (приложение 6 к государственной программе).
Финансовое обеспечение подпрограммы охраны труда за счет средств областного бюджета будет осуществляться в форме выделения денежных средств на определенные целевые расходы, а также средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых юридическими лицами по государственным контрактам и договорам (приложение 5 к государственной программе). Объемы финансовых средств подлежат ежегодному уточнению.
Прогнозируемые объемы дополнительного финансирования будут уточняться исходя из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Общий объем финансирования подпрограммы охраны труда планируется предусмотреть в объеме 206 990,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 1090,0 тыс. рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 205 900,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования подпрограммы охраны труда по годам:
2013 - 14 490,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 490 тыс. рублей;
2014 - 25 600,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 300,0 тыс. рублей;
2015 - 26 900,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 300,0 тыс. рублей;
2016 - 27 000,0 тыс. рублей;
2017 - 27 500,0 тыс. рублей;
2018 - 28 000,0 тыс. рублей;
2019 - 28 500,0 тыс. рублей;
2020 - 29 000,0 тыс. рублей.
По направлениям затрат все объемы финансирования подпрограммы охраны труда относятся к прочим расходам.
На реализацию основного мероприятия "Проведение областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях, муниципальных образованиях Орловской области", главным распорядителем бюджетных средств которого является Управление, потребуется 300 тыс. рублей:
2013 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей;
2014 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей;
2015 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100,0 тыс. рублей.
На реализацию основного мероприятия "Обеспечение финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников организаций Орловской области, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, совместно с Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации", распорядителем целевых средств которого является Фонд социального страхования Орловской области, потребуется 205 900 тыс. рублей:
2013 год - 14 000,0 тыс. рублей;
2014 год - 25 300,0 тыс. рублей;
2015 год - 26 600,0 тыс. рублей;
2016 год - 27 000,0 тыс. рублей;
2017 год - 27 500,0 тыс. рублей;
2018 год - 28 000,0 тыс. рублей;
2019 год - 28 500,0 тыс. рублей;
2020 год - 29 000,0 тыс. рублей.
На реализацию основного мероприятия "Организация и проведение обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций Орловской области, финансируемых из областного бюджета", главным распорядителем бюджетных средств которого является Управление, потребуется 390 тыс. рублей:
2013 год - 190,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 190 тыс. рублей;
2014 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей;
2015 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей.
На реализацию основного мероприятия "Организация аттестации рабочих мест по условиям труда, специальной оценки условий труда", главным распорядителем бюджетных средств которого является Управление, потребуется 400 тыс. рублей:
2013 год - 200,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 200 тыс. рублей;
2014 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей;
2015 год - 100,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 100 тыс. рублей.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы 1
При реализации подпрограммы охраны труда возможны риски, связанные:
с недостатками в управлении подпрограммой охраны труда (недостаточная координация действий субъектов управления, незначительная эффективность использования средств);
с изменениями законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования подпрограммы охраны труда.
Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостижения намеченных целевых показателей.
В совокупности это свидетельствует об очевидных преимуществах программно-целевого метода по сравнению с остальными, что подтверждается практикой реализации предыдущих областных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обобщением опыта реализации аналогичных программ субъектов Российской Федерации.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное регулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере охраны труда, а также совершенствование региональной системы управления охраной труда на основе:
определения цели, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
концентрации материальных, финансовых, трудовых и научных ресурсов на исполнение мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда;
повышения эффективности государственного управления в сфере охраны труда и результативности использования бюджетных ресурсов.
Оперативное управление и контроль реализации подпрограммы охраны труда будут осуществляться Управлением труда и занятости Орловской области.
Паспорт
подпрограммы 2 "Оказание содействия добровольному переселению в Орловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 год" государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
"Оказание содействия добровольному переселению в Орловскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2014 годы" (далее также - подпрограмма переселения соотечественников) |
Ответственный исполнитель подпрограммы переселения соотечественников |
Управление труда и занятости Орловской области |
Соисполнители подпрограммы переселения соотечественников |
- |
Программно-целевые инструменты подпрограммы переселения соотечественников |
- |
Ведомственные целевые программы, входящие в состав подпрограммы переселения соотечественников |
- |
Цели подпрограммы переселения соотечественников |
Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Орловской области |
Задачи подпрограммы переселения соотечественников |
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Орловскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона. 2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг, содействие в жилищном обустройстве. 3. Содействие обеспечению потребности экономики Орловской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы переселения соотечественников |
1. Количество участников Государственной программы переселения соотечественников, прибывших и зарегистрированных Управлением Федеральной миграционной службы по Орловской области (далее также - УФМС России по Орловской области). 2. Количество проведенных презентаций подпрограммы переселения соотечественников в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников. 3. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников от общего числа поступивших заявлений. 4. Доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой переселения соотечественников мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой переселения соотечественников мероприятий. 5. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей. 6. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, получивших другие выплаты по социальной помощи гражданам, переселяющимся в Орловскую область. 7. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Государственной программы переселения соотечественников на конец года |
Этапы и сроки реализации подпрограммы переселения соотечественников |
Подпрограмма переселения соотечественников реализуется в один этап. Срок реализации - 2014 год |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы переселения соотечественников |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы переселения соотечественников, -0,0 тыс. рублей, в том числе областной бюджет -0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы переселения соотечественников |
1. Вселение в 2014 году на территорию Орловской области 20 участников Государственной программы переселения соотечественников и 40 членов их семей, из них: 10 участников Государственной программы из числа лиц, вынужденно покинувших территорию Украины, и 20 членов их семей. 2. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, занятых трудовой деятельностью, включая открывших свой бизнес, от числа прибывших участников государственной программы и трудоспособных членов их семей на конец реализации государственной программы - не менее 75%. 3. Улучшение демографической ситуации за счет положительного сальдо миграции. 4. Повышение имиджа Орловской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом. 5. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, проживающих на территории Орловской области, от общего числа прибывших и зарегистрированных УФМС России по Орловской области на территории Орловской области на конец реализации государственной программы - не менее 75%. 6. Сохранение в ходе реализации государственной программы стабильной социально-политической ситуации в регионе |
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы переселения соотечественников, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Социально-экономическое развитие Орловской области за 2012 год характеризуется положительной динамикой в основных отраслях и сферах экономики.
Валовой региональный продукт Орловской области в 2012 году составил 140,1 млрд рублей, или 105,3% в сопоставимых ценах к 2011 году, что выше среднего показателя по стране (103,4%).
Основной вклад в рост экономики Орловской области вносит промышленное производство (22,2% в структуре валового регионального продукта). Индекс промышленного производства за 2012 год составил 101,3%, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,1%.
Объем отгруженных товаров собственного производства за 2012 год сложился в сумме 85 млрд рублей, или 109,2% в действующих ценах.
Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в сопоставимых ценах составил 38 млрд рублей, что составляет 103,9% к уровню 2011 года. Положительная динамика развития связана с мерами по стимулированию отрасли, принимаемыми на государственном и региональном уровнях.
По итогам 2012 года общий объем финансовой поддержки сельхозпроизводителей Орловской области составил около 2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета - более 1,7 млрд рублей.
Успешно развивается розничная торговля. В прошедшем году товарооборот составил 84,7 млрд рублей, или 105,7% в сопоставимых ценах к 2011 году.
Объем выполненных строительных работ за 2012 год составил 12,5 млрд рублей, что почти на треть выше уровня 2011 года в действующих ценах.
В 2012 году в регионе застройщиками введено 359,4 тыс. кв. метров жилья (107,8% к уровню 2011 года).
В 2012 году в Орловской области продолжился рост инвестиций в основной капитал. По итогам года было освоено 40,4 млрд рублей инвестиций, что в действующих ценах на 18,5% выше уровня 2011 года.
В 2013 году в Орловской области продолжилась реализация целого ряда инвестиционных проектов:
в промышленности: организация производства автоматизированных систем управления налива и слива нефтепродуктов, хранения сжиженного газа и агрессивных жидкостей (ОАО "Промприбор"); строительство новых производственных мощностей по выпуску метизной продукции и проволоки (ООО "Промметиз-Русь"); увеличение производственной мощности чугунно-литейного производства (ОАО "Мценский литейный завод"); строительство электрометаллургического завода (ЗАО МК "Сталькрон");
строительство, реконструкция и увеличение производственных мощностей на объектах сельского хозяйства: ООО "Знаменский СГЦ" (производство свинины), ООО "Дилатан" (молочный комбинат), ООО "Птичий дворик" (птицефабрика);
в строительстве: увеличение производства керамической плитки (Группа "Kerama MARAZZI" ЗАО "Велор"); строительство многоэтажного жилья и объектов социальной сферы (ООО "Долина"); строительство цементного завода (ОАО "Орелстройтех").
Инвестиционные проекты реализуются на транспорте, в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, связи, в сфере добычи полезных ископаемых и в социальной сфере.
Реализация инвестиционных проектов в Орловской области потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов, которые могут быть частично восполнены за счет прибывших специалистов в процессе реализации государственной программы. На предприятиях региона в рамках реализации инвестиционных проектов в период выполнения мероприятий, предусмотренных государственной программой, планируется создать не менее 6 тысяч новых рабочих мест.
Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта в 2012 году составила 11,5% (рост 102,7%). Количество предприятий малого и среднего бизнеса (включая микропредприятия) в 2012 году увеличилось на 248 единиц (рост 103,4%) и составило на 1 января 2013 года 7447 единиц.
Развитие социальной сферы Орловской области в 2012 году в целом характеризуется положительными тенденциями.
Рост реальных среднедушевых денежных доходов населения области составил 108,4% к уровню предыдущего года. Среднемесячная номинальная заработная плата в целом по области в 2012 году увеличилась по сравнению с предшествующим годом на 17,0% и составила 16,9 тыс. рублей. Реальная заработная плата возросла на 11,6%.
Развитие ситуации в сфере занятости также характеризуется рядом положительных тенденций. Уровень занятости населения в 2012 году увеличился до 61,6% против 60,0% в 2011 году. Уровень общей безработицы соответственно уменьшился с 6,3% до 5,3%.
По состоянию на 1 января 2013 года численность зарегистрированных безработных снизилась по сравнению с началом 2012 года на 1,2 тыс. человек - до 4,6 тысячи. Уровень фиксированной безработицы уменьшился с 1,4% до 1,1%.
Восстановление положительной динамики экономического роста в Орловской области происходит с начала 2010 года, этому способствовали принятые на федеральном и региональном уровнях власти меры государственного регулирования. По прогнозу социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года дальнейшее развитие всех отраслей экономики обеспечит ежегодный прирост валового регионального продукта на уровне 6,5% в начале прогнозируемого периода и 4,5% - в 2020 году.
По прогнозу численность занятых в экономике региона граждан к 2020 году снизится незначительно - на 2,2 тыс. человек и составит 368,0 тыс. человек, численность безработных граждан на региональном рынке труда - на 0,7 тыс. человек, до 20,2 тысячи.
Вместе с тем демографическая ситуация продолжает ухудшаться. По утвержденным данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2013 года по сравнению с данными на 1 января 2012 года численность постоянного населения сократилась на 5,5 тыс. человек, или на 0,7%, и составила 775,8 тыс. человек. За последние три года численность населения в абсолютном значении сократилась на 17,3 тыс. человек, или на 2,2%. Естественная убыль населения за 2010 - 2012 годы составила 13,6 тыс. человек. Определяющим фактором депопуляции населения является превышение числа умерших над числом родившихся, которое в 2012 году составило 1,5 раза.
По уточненным данным, миграционная убыль населения за указанные годы составила 3,7 тыс. человек (21,2% в общей убыли населения). При этом миграционные процессы в Орловской области в разные годы носили разнонаправленный характер. Так, 2011 год был отмечен миграционным приростом населения. Положительным, с точки зрения миграционных процессов, был также весь период с 2006 по 2009 годы.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года среднегодовая численность постоянного населения области сократится по сравнению с соответствующим показателем 2012 года на 24,6 тыс. человек, или на 3,2%, - до 754 тыс. человек. Определяющим фактором сокращения общей численности населения будет оставаться естественная убыль населения. При этом за счет применения мер государственного регулирования ожидаются постепенное снижение смертности населения и повышение рождаемости.
Прогноз развития миграционной ситуации предусматривает миграционный прирост населения во все годы прогнозируемого периода, который с 2018 по 2020 год составит примерно 300 человек в год.
Привлечение соотечественников может стать альтернативой применению труда иностранных работников, численность которых в 2012 году составила 2142 человека. Запланированная численность участников не приведет к излишней нагрузке на социально-политическую ситуацию в регионе.
На региональном фиксированном рынке труда заметно увеличился спрос на рабочую силу. В банке вакансий и свободных рабочих мест 2,6 тыс. работодателей было размещено 36,0 тыс. заявок (на 5,2 тысячи больше, чем в 2011 году).
Значительно увеличили число заявленных вакансий предприятия (организации) оптовой и розничной торговли, оказывающие услуги по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, - на 1,9 тыс. единиц; обрабатывающих производств - на 1,1 тыс. единиц; строительства -на 774 единицы; учреждения здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 499 единиц.
В общем числе заявленных в органы службы занятости населения вакансий доля постоянных рабочих мест с заработной платой, на 60% превышающей величину прожиточного минимума населения, установленную в Орловской области, составила 80%.
Из общего числа заявленных в 2012 году вакансий 78,2% составляет потребность в рабочих профессиях. Наиболее востребованы каменщики, водители автомобилей, швеи, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, монтажники, штукатуры, маляры, электрики, электрогазосварщики, слесари механосборочных работ, трактористы, операторы и машинисты различных видов оборудования.
Потребность в специалистах и служащих составляет 23,6% от общего числа заявленных вакансий. Среди должностей специалистов и служащих наиболее востребованы специалисты в области здравоохранения (врачи разных специальностей, фармацевты, средний и младший медицинский персонал), инженеры (технологи, программисты), менеджеры, воспитатели детского сада.
Свыше 1 тысячи заявленных вакансий требований к специальной подготовке не имели.
Рост в экономике спроса на рабочих, специалистов с высшим и средним специальным образованием при наличии безработицы в значительной степени обусловлен диспропорциями спроса и предложения на региональном рынке труда. Значительная часть вакансий, заявленных работодателями, не заполняется региональными трудовыми ресурсами. Возможности привлечения работников из других субъектов Российской Федерации ограничены по причине низкой трудовой мобильности и демографических проблем регионов.
В Орловской области численность привлеченных иностранных работников за 2010 - 2012 годы составила около 6 тыс. человек. Трудовые мигранты в основном привлекаются к работе, не требующей высокой квалификации. Трудовая деятельность данных работников носит временный характер, мигранты плохо адаптируются к условиям принимающего сообщества.
В целях содействия трудоустройству участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей предусматривается согласование предполагаемого места работы и кандидатуры работника из числа соотечественников, желающих переселиться в Орловскую область, между работодателем и потенциальным работником.
В рамках реализации мероприятий по содействию трудоустройству участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей предусматриваются профессиональная ориентация и психологическая поддержка, предоставление услуг в области содействия занятости населения, включая содействие самозанятости, в соответствии с действующим законодательством.
Для дальнейшего роста экономики региона, развития малого и среднего бизнеса, фермерского хозяйства, повышения инвестиционной привлекательности Орловская область нуждается в дополнительных трудовых ресурсах. Потребность организаций Орловской области в работниках оценивается более чем в 9,0 тыс. человек. В первую очередь региону необходимы грамотные и квалифицированные специалисты. В среднесрочной перспективе нехватка высококвалифицированных специалистов и квалифицированных рабочих будет ощущаться при реализации инвестиционных проектов.
В целях оказания содействия участникам Государственной программы переселения соотечественников в жилищном обустройстве предусматриваются:
содействие в подборе вариантов временного жилищного размещения (гостиницы, аренда жилья у физических лиц, общежития, служебное жилье);
информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования (за счет собственных средств участников Государственной программы переселения соотечественников);
содействие в подборе вариантов приобретения земельных участков в собственность (за счет собственных средств участников Государственной программы переселения соотечественников) в соответствии с действующим законодательством.
Жилье для постоянного проживания приобретается участниками Государственной программы переселения соотечественников за счет собственных средств.
Предложение жилья на первичном и вторичном рынках жилья многократно превышает потребность в жилье участников Государственной программы переселения соотечественников, запланированную государственной программой. Стоимость квадратного метра жилья на первичном рынке составляет 36,3 тыс. рублей, на вторичном - 33,1 тыс. рублей. Покупка жилья в сельской местности потребует существенно меньших затрат.
По прогнозу социально-экономического развития Орловской области на период до 2020 года по сравнению с 2012 годом ввод жилья увеличится в 2,3 раза и составит 839 тыс. кв. м общей площади.
Реализация подпрограммы переселения соотечественников будет способствовать увеличению численности молодежи, обучающейся в средних и высших учреждениях профессионального образования. В Орловской области в течение 2010 - 2012 годов наблюдается сокращение численности студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
На территории Орловской области участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования. Общедоступность образования предусматривает право на образование в учреждениях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, в спортивных школах и клубах и иных учреждениях дополнительного образования).
В области здравоохранения и социальной защиты гарантированно будут оказаны амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, скорая медицинская помощь, а также медицинская помощь при заболеваниях социального характера в рамках областной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи; предоставлено право на бесплатное медицинское освидетельствование для оформления правового статуса на территории вселения; предоставлены места в учреждениях социального обслуживания населения и оказаны иные услуги в соответствии с действующим законодательством о социальном обслуживании граждан.
Экономика Орловской области нуждается в приеме переселенцев из числа соотечественников. Социальная инфраструктура Орловской области готова к их приему. При возникновении рисков реализации государственной программы будут предусмотрены меры по их снижению.
Подпрограмма переселения соотечественников реализуется на всей территории Орловской области.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы переселения соотечественников, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы переселения соотечественников, сроков и этапов ее реализации
Целями подпрограммы переселения соотечественников являются стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Орловской области.
Подпрограмма переселения соотечественников разработана в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом". Государственная программа основывается на принципах, предусмотренных пунктом 5 Государственной программы переселения соотечественников.
Задачами подпрограммы переселения соотечественников являются:
1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Орловскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона.
2. Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество; оказание мер социальной поддержки; предоставление государственных и муниципальных услуг; содействие в жилищном обустройстве.
3. Содействие обеспечению потребности экономики Орловской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов; содействие дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса.
Сроки реализации подпрограммы переселения соотечественников - 2014 год (подпрограмма переселения соотечественников реализуется в один этап).
Целевыми показатели (индикаторами) являются:
1. Количество участников Государственной программы переселения соотечественников, прибывших и зарегистрированных УФМС России по Орловской области.
2. Количество проведенных презентаций подпрограммы переселения соотечественников в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников (ежегодно).
3. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников от общего числа поступивших заявлений.
Значение показателя определяется отношением числа рассмотренных заявлений соотечественников к общему числу поступивших заявлений, подлежащих рассмотрению в отчетном периоде, в процентах.
4. Доля расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных подпрограммой переселения соотечественников мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета.
Значение показателя определяется как отношение фактических расходов бюджета Орловской области на решение задач подпрограммы переселения соотечественников к запланированному объему финансирования подпрограммы переселения соотечественников, в процентах.
5. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей.
Значение показателя определяется отношением числа участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, прошедших медицинское освидетельствование по прибытии в Орловскую область, к общему числу прибывших и зарегистрированных УФМС России по Орловской области в отчетном году участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, в процентах.
6. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, получивших другие выплаты по социальной помощи гражданам, переселяющимся в Орловскую область (ежегодно).
Значение показателя определяется отношением числа участников Государственной программы, получивших выплаты по социальной помощи гражданам, переселяющимся в Орловскую область, к общему числу прибывших и зарегистрированных УФМС России по Орловской области в отчетном году участников Государственной программы переселения соотечественников, в процентах.
7. Доля участников Государственной программы переселения соотечественников, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников подпрограммы переселения соотечественников на конец отчетного периода.
Значение показателя определяется отношением числа участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших в отчетном году и занятых в экономике, включая открывших собственный бизнес и организовавших крестьянское (фермерское) хозяйство, к общему числу участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей в трудоспособном возрасте, прибывших в отчетном году, за вычетом обучающихся в учреждениях начального (общего), начального, среднего и высшего профессионального образования.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы переселения соотечественников приведены в приложении 1 к государственной программе.
Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы переселения соотечественников являются:
обеспечение реализации Государственной программы переселения соотечественников;
обеспечение экономики Орловской области и реализуемых на ее территории экономических и инвестиционных проектов необходимыми трудовыми ресурсами, в том числе квалифицированными рабочими и специалистами;
сокращение миграционного оттока населения;
содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Определение используемых в подпрограмме переселения соотечественников понятий (соотечественник, участник Государственной программы переселения соотечественников, член семьи участника Государственной программы переселения соотечественников, иностранный гражданин) соответствует определению этих понятий, данных в Государственной программе переселения соотечественников.
Период адаптации - период, определяемый с даты регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы переселения соотечественников в Управлении Федеральной миграционной службы по Орловской области до получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации, но не свыше 6 месяцев.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы переселения соотечественников
Основные мероприятия подпрограммы переселения соотечественников направлены на достижение целей и решение поставленных задач.
Основное мероприятие 1 подпрограммы переселения соотечественников "Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Орловскую область для постоянного проживания, быстрому их включению в трудовые и социальные связи региона" включает следующие мероприятия:
1.1. Принятие нормативных правовых актов Орловской области, необходимых для реализации подпрограммы переселения соотечественников, обеспечения участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей прав на получение государственных и муниципальных услуг в области содействия занятости населения, медицинского обслуживания, социального обеспечения, общего (полного) среднего образования, дополнительного образования и переобучения (повышения квалификации) в период адаптации на территории вселения.
1.2. Разработка программного обеспечения по учету соотечественников, переселяющихся на постоянное место жительства в Орловскую область.
1.3. Организация и обеспечение деятельности по сопровождению соотечественников, прибывающих в Орловскую область в рамках подпрограммы переселения соотечественников.
1.4. Формирование и регулярное обновление информационно-справочных материалов о реализации подпрограммы переселения соотечественников, предоставляемых гарантиях и возможности трудоустройства на территории Орловской области на информационном портале автоматизированной информационной системы "Соотечественники"; информационное сопровождение подпрограммы переселения соотечественников в средствах массовой информации.
1.5. Разработка, издание и направление в консульские учреждения Российской Федерации и временные группы Федеральной миграционной службы за рубежом информационных материалов о подпрограмме переселения соотечественников для распространения среди потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников, проведения презентаций подпрограммы переселения соотечественников в странах проживания соотечественников и на ежегодных международных информационных форумах "Интеграция соотечественников".
1.6. Проведение презентаций подпрограммы переселения соотечественников в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы переселения соотечественников.
1.7. Проведение видеоконференций с соотечественниками, проживающими за рубежом, и их объединениями (при организационном участии уполномоченных органов за рубежом - консульских учреждений Российской Федерации и временных групп Федеральной миграционной службы). Проведение по мере необходимости индивидуальных консультаций по вопросам участия в подпрограмме переселения соотечественников с соотечественниками, получившими разрешение на временное проживание в Орловской области.
Основное мероприятие 2 подпрограммы переселения соотечественников "Создание условий для адаптации и интеграции участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей в принимающее сообщество; оказание мер социальной поддержки; предоставление государственных и муниципальных услуг; содействие в жилищном обустройстве" включает следующие мероприятия:
2.1. Проведение встреч с прибывшими в отчетном месяце участниками Государственной программы переселения соотечественников и членами их семей по разъяснению положений подпрограммы переселения соотечественников, оформлению правового статуса и другим вопросам.
2.2. Организация профессиональной ориентации и психологической поддержки прибывших участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей посредством проведения семинаров, индивидуальных занятий и тренингов.
2.3. Оказание мер социальной поддержки в период адаптации.
Выполнение данного мероприятия будет осуществляться Департаментом образования и молодежной политики Орловской области и Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области в рамках текущей деятельности.
2.4. Предоставление участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей гарантированного медицинского обслуживания в период адаптации.
Выполнение данного мероприятия будет осуществляться Департаментом здравоохранения и социального развития Орловской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Орловской области в рамках текущей деятельности.
2.5. Предоставление других выплат по социальной помощи гражданам, переселяющимся в Орловскую область.
Механизм реализации мероприятия определяется Правительством Орловской области.
2.6. Содействие участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей в нострификации дипломов и других документов об образовании.
2.7. Оказание содействия участникам Государственной программы переселения соотечественников в жилищном обустройстве:
2.7.1. Содействие в подборе вариантов временного жилищного размещения участников Государственной программы переселения соотечественников.
2.7.2. Информационное содействие в приобретении постоянного жилья, в том числе с использованием ипотечного кредитования.
2.7.3. Содействие в подборе вариантов приобретения земельных участков в собственность в соответствии с действующим законодательством.
Основное мероприятие 3 подпрограммы переселения соотечественников "Содействие обеспечению потребности экономики Орловской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов; содействие дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" включает следующие мероприятия:
3.1. Проведение ежемесячного мониторинга потребности организаций Орловской области в квалифицированной рабочей силе для замещения имеющихся вакантных рабочих мест, должностей специалистов и служащих, реализации экономических проектов с последующим размещением информации об имеющихся вакантных рабочих местах в Орловской области на информационных порталах автоматизированной информационной системы "Соотечественники" и Федеральной миграционной службы.
Мероприятие планируется проводить в рамках текущей деятельности Управления труда и занятости Орловской области.
3.2. Предоставление участникам Государственной программы переселения соотечественников и членам их семей государственных услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей работы, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда региона в соответствии с действующим законодательством.
Мероприятие планируется проводить в рамках текущей деятельности казенных учреждений - центров занятости населения, подведомственных Управлению труда и занятости Орловской области.
3.3. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей.
Мероприятие планируется проводить в рамках текущей деятельности казенных учреждений - центров занятости населения, подведомственных Управлению труда и занятости Орловской области.
3.4. Содействие и стимулирование индивидуальной предпринимательской деятельности участников Государственной программы переселения соотечественников посредством оказания организационно-консультационных услуг, проведения семинаров по организации самозанятости и разработке бизнес-проектов.
Мероприятие планируется проводить в рамках текущей деятельности казенных учреждений - центров занятости населения, подведомственных Управлению труда и занятости Орловской области.
Реализация подпрограммы переселения соотечественников осуществляется в 2014 году с учетом плана мероприятий по реализации Государственной программы переселения соотечественников, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Механизм реализации подпрограммы переселения соотечественников предполагает выполнение комплекса мероприятий, согласованных по времени, ресурсам и исполнителям, направленных на решение поставленных задач и достижение целей подпрограммы переселения соотечественников.
Текущее управление реализацией подпрограммы переселения соотечественников осуществляет Управление труда и занятости Орловской области.
Реализация подпрограммы переселения соотечественников осуществляется совместно с органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области во взаимодействии с УФМС России по Орловской области, его структурными подразделениями, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области, казенными учреждениями - центрами занятости населения.
Подпрограмма переселения соотечественников считается завершенной после выполнения программных мероприятий в полном объеме и достижения целей подпрограммы переселения соотечественников.
Целевые показатели (индикаторы) реализации подпрограммы переселения соотечественников приведены в приложении 1 к государственной программе.
Перечень основных мероприятий подпрограммы переселения соотечественников приведен в приложении 2 к государственной программе.
4. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
В ходе реализации мероприятий подпрограммы переселения соотечественников применение налоговых, тарифных, кредитных мер государственного регулирования не предусмотрено.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы переселения соотечественников предусматривается в установленном порядке принятие нормативных правовых актов Орловской области.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы переселения соотечественников приведены в приложении 3 к государственной программе.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы переселения соотечественников
В сфере реализации подпрограммы переселения соотечественников государственными учреждениями не оказываются государственные услуги (работы).
6. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы переселения соотечественников
В рамках подпрограммы переселения соотечественников участие акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы переселения соотечественников не предполагается.
7. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в реализации подпрограммы переселения соотечественников
Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Орловской области реализуются следующие мероприятия:
1) встреча, первичное размещение участников Государственной программы переселения соотечественников и членов их семей, прибывших для постоянного места жительства на территорию муниципального района или городского округа Орловской области;
2) оказание информационных, консультационных, в том числе юридических, услуг;
3) содействие участникам Государственной программы переселения соотечественников в приобретении жилья, выделении земельных участков для индивидуального строительства на территории вселения;
4) предоставление участникам Государственной программы переселения соотечественников гарантированного объема муниципальных услуг.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы переселения соотечественников
Общий объем затрат на реализацию подпрограммы переселения соотечественников в 2014 году составит 0,0 тыс. руб., в том числе за счет средств областного бюджета -0,0 тыс. руб.
Главным распорядителем средств областного бюджета, направляемых на реализацию подпрограммы переселения соотечественников, является Управление труда и занятости Орловской области.
Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы переселения соотечественников приведено в приложении 5 к государственной программе.
9. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета на реализацию целей подпрограммы переселения соотечественников приведены в приложении 6 к государственной программе.
10. Прогноз конечных результатов реализации подпрограммы переселения соотечественников, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой переселения соотечественников, позволит значительно улучшить социально-экономическую и демографическую ситуацию в Орловской области.
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы переселения соотечественников и их значениях по годам реализации приведены в приложении 1 к государственной программе.
В результате реализации мероприятий подпрограммы переселения соотечественников к концу 2014 года:
на территорию Орловской области переселятся 60 соотечественников, из них: 20 участников Государственной программы переселения соотечественников и 40 членов их семей;
доля участников Государственной программы переселения соотечественников, занятых трудовой деятельностью, включая открывших свой бизнес, от числа прибывших участников подпрограммы переселения соотечественников и трудоспособных членов их семей на конец реализации подпрограммы переселения соотечественников составит не менее 75%;
улучшится демографическая ситуация за счет положительного сальдо миграции;
повысится имидж Орловской области и Российской Федерации среди соотечественников, проживающих за рубежом;
доля участников Государственной программы переселения соотечественников, проживающих на территории Орловской области, от общего числа прибывших и зарегистрированных УФМС России по Орловской области на территории Орловской области на конец реализации подпрограммы переселения соотечественников составит не менее 75%.
11. Анализ рисков реализации подпрограммы переселения соотечественников и описание мер управления рисками реализации подпрограммы переселения соотечественников
В ходе реализации подпрограммы переселения соотечественников могут возникнуть следующие риски:
1) отказ работодателя от найма участника Государственной программы переселения соотечественников и (или) членов его семьи после переезда в Орловскую область в связи с несоответствием (неполным соответствием) имеющейся квалификации и опыта работы установленным работодателем требованиям и по другим причинам;
2) отказ участника Государственной программы переселения соотечественников и (или) членов его семьи после переезда в Орловскую область от трудоустройства на предварительно согласованные рабочие места;
попадание переселенцев в категорию безработных;
3) отсутствие у переселенцев финансовых возможностей для приобретения постоянного жилья;
4) обособление переселенцев, создание ими замкнутых этносоциальных групп, рост напряженности на национальной почве.
Мерами управления данными рисками являются:
1) согласование приглашения на переселение участника Государственной программы переселения соотечественников с работодателем, заинтересованным в его трудоустройстве, и заключение предварительного соглашения с работодателем, за исключением лиц, которые намерены заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, созданием и развитием крестьянского (фермерского) хозяйства;
2) формирование предложений для трудоустройства участников Государственной программы переселения соотечественников преимущественно в местах с низким уровнем безработицы, на территориях с предполагаемым строительством новых производственных объектов;
3) периодическое размещение на портале автоматизированной информационной сети "Соотечественники" актуальной информации о наличии вакантных рабочих мест с указанием требований к квалификации работника и наличию у него опыта работы, условий оплаты труда и другой информации, которая может представлять интерес для соотечественников, проживающих за рубежом, - потенциальных переселенцев;
4) реализация применительно к переселенцам программ профессионального переобучения, социальной и профессиональной адаптации;
5) содействие и стимулирование к самостоятельному поиску работы и трудоустройству, занятию индивидуальной предпринимательской деятельностью, организации фермерского хозяйства;
6) информирование соотечественников, проживающих за рубежом, о ценах на строительство и приобретение жилья, возможности участия переселенцев в региональных программах по оказанию населению Орловской области содействия в строительстве и приобретении жилья, в том числе в строительстве индивидуального жилья;
7) мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в местах пребывания переселенцев;
8) проведение разъяснительной работы о целях и задачах государственной миграционной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом;
9) организация разъяснительной работы о целях и задачах подпрограммы переселения соотечественников среди членов принимающего сообщества для формирования толерантного отношения к участникам Государственной программы переселения соотечественников.
По результатам ежегодного мониторинга реализации подпрограммы переселения соотечественников в установленном порядке может проводиться ее корректировка. В целях минимизации возможных рисков устанавливаются критерии несоответствия соотечественников, прибывших из-за рубежа, требованиям подпрограммы переселения соотечественников.
К участию в подпрограммы переселения соотечественников допускаются соотечественники:
1) трудоспособного возраста, достигшие 18 лет, обладающие дееспособностью, соответствующие требованиям, установленным Государственной программой переселения соотечественников, и изъявившие желание переселиться на постоянное место жительства в Орловскую область с целью:
осуществления трудовой деятельности в соответствии с действующим законодательством;
ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности;
осуществления сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства;
ведения личного подсобного хозяйства;
получения профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;
2) имеющие специальности (профессии) по приоритетным для региона видам экономической деятельности (здравоохранение, образование, сельское хозяйство);
3) обладающие финансовыми возможностями для ведения предпринимательской, инвестиционной, сельскохозяйственной и производственной деятельности, ведения личного подсобного хозяйства;
4) имеющие возможности жилищного обустройства (приобретения жилья за счет собственных средств);
5) владеющие русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества.
Несоответствие указанным критериям является основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в приеме соотечественника в качестве участника Государственной программы переселения соотечественников в порядке, определяемом Правительством Орловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Орловской области от 8 октября 2012 г. N 352 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Содействие занятости населения Орловской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня признания утратившим силу Закона Орловской области от 8 сентября 2008 г. N 810-ОЗ "Об областной целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Орловской области на 2009-2013 гг."
Постановлением Правительства Орловской области от 5 августа 2019 г. N 441 настоящее постановление признано утратившим силу c 1 января 2020 г.
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Орловской области от 13 декабря 2019 г. N 685
Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Орловской области от 5 февраля 2019 г. N 54
Изменения вступают в силу с 5 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Орловской области от 25 декабря 2018 г. N 553
Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.
Постановление Правительства Орловской области от 17 августа 2018 г. N 349
Изменения вступают в силу с 27 августа 2018 г.
Постановление Правительства Орловской области от 6 февраля 2018 г. N 51
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2018 г.
Постановление Правительства Орловской области от 3 ноября 2017 г. N 467
Изменения вступают в силу с 17 ноября 2017 г.
Постановление Правительства Орловской области от 30 июня 2017 г. N 279
Постановление Правительства Орловской области от 27 декабря 2016 г. N 525
Постановление Правительства Орловской области от 17 июня 2016 г. N 248
Постановление Правительства Орловской области от 25 декабря 2015 г. N 564
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления, за исключением
изменений в подпункты 1, 6 пункта 1 названного постановления, которые вступают в силу с 1 января 2016 г.
Постановление Правительства Орловской области от 23 апреля 2015 г. N 192
Постановление Правительства Орловской области от 20 февраля 2015 г. N 83 (в редакции постановления Правительства Орловской области от 25 марта 2016 г. N 94)
Постановление Правительства Орловской области от 4 июля 2014 г. N 170
Постановление Правительства Орловской области от 25 марта 2014 г. N 68
Постановление Правительства Орловской области от 3 февраля 2014 г. N 15
Постановление Правительства Орловской области от 7 октября 2013 г. N 340
Постановление Правительства Орловской области от 13 февраля 2013 г. N 38