Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 16 октября 2015 г. N 466 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 2
к государственной программе
Орловской области
"Развитие предпринимательства и
деловой активности в Орловской области"
Паспорт
подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области"
16 октября 2015 г.
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Несмотря на то, что экономику любого развитого государства формируют крупные корпорации, а наличие мощного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является малое предпринимательство как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и функционирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для крупного бизнеса.
В экономически развитых странах мира число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий, где сосредоточены 2/3 экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию МСП. Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой.
По состоянию на 1 января 2013 года на территории Орловской области действовало 7 878 субъектов МСП (48,5% от общего числа организаций и предприятий Орловской области), что на 9,3% больше уровня 2011 года, на 6,7% - 2010 года, на 10,1% - 2009 года, а также 20 888 ИП.
Наибольшее число субъектов МСП действует в следующих отраслях: в торговле - 24,6%, в обрабатывающей промышленности - 21,6%, в сфере операции с недвижимым имуществом - 18%, в сельском хозяйстве - 9,8%. По прогнозу, такое соотношение сохранится.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) субъектов МСП в 2012 году составила 59,4 тыс. человек (24,7% в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций Орловской области, в 2011 году - 25,7%, в 2010 году - 24,7%).
Фонд оплаты труда всех работников на предприятиях МСП в 2012 году составил 8,98 млрд рублей (108,7% к уровню 2011 года). Среднемесячная заработная плата: работников средних предприятий - 15 457 рублей (на 14,5% выше показателя 2011 года), малых предприятий - 12 545 рублей (на 9,2% выше показателя 2011 года), микропредприятий - 9 733 рубля (на 24,2% выше показателя 2011 года).
Оборот продукции (услуг), произведенной субъектами МСП в 2012 году, составил 127,2 млрд рублей (107,4% к уровню 2011 года, 121,1% к уровню 2010 года).
В 2012 году объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от субъектов МСП, уплачиваемых по специальным режимам налогообложения, составил 1 121,98 млн рублей (124% к уровню 2011 года).
По оценке доля продукции, произведенной субъектами МСП, в общем объеме ВРП в 2012 году составила 26,8%.
По показателю инвестиции в основной капитал субъектов МСП Орловская область среди регионов Центрального федерального округа занимает четырнадцатое место, в целом по России - сорок пятое.
Орловская область занимает пятое место в рейтинге регионов, в которых за последние годы прослеживается наиболее активное развитие МСП.
Анализ показателей 2012 года свидетельствует о необходимости расширения мер государственной поддержки сектора МСП. Осуществление комплексной поддержки МСП в Орловской области возможно только при использовании программно-целевого метода. Опыт трех реализованных в Орловской области долгосрочных областных целевых программ, направленных на развитие и поддержку МСП, показывает целесообразность такого подхода.
Однако, несмотря на активную государственную поддержку сферы МСП, в связи с проявлениями кризисных явлений последних лет все более очевидными становятся основные проблемы, с которыми сталкиваются в своей деятельности бизнес-структуры:
несовершенство нормативной правовой базы, системы налогообложения и налогового контроля в сфере МСП;
неразвитость действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития МСП;
недостаточно развитая инфраструктура поддержки МСП;
неполное информационное обеспечение субъектов МСП;
недостаточное кадровое обеспечение и подготовка специалистов для МСП;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Для преодоления этих явлений и факторов необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции государственной политики.
Все это обуславливает необходимость разработки подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014 - 2020 годы", реализация которой позволит:
обеспечить доступ субъектов МСП к материально-техническим, финансово-кредитным и информационным ресурсам, рынкам сбыта продукции;
улучшить социально-экономическую ситуацию;
обеспечить рост занятости и доходов населения, активизацию МСП;
повышение эффективности государственной поддержки на основе осуществления совокупности правовых, организационных, экономических мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы 2, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы 2, сроков и этапов ее реализации
Целью подпрограммы 2 является создание благоприятных условий для эффективного развития МСП в Орловской области.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
1) совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров;
2) формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП;
3) финансовая поддержка субъектов МСП в приоритетных направлениях;
4) расширение деловых возможностей субъектов МСП;
5) обеспечение открытости и доступности информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки.
Реализация подпрограммы 2 рассчитана на 7 лет в один этап в связи с осуществлением комплекса взаимосвязанных мероприятий для достижения поставленной цели.
Для оценки хода и результативности решения поставленных задач, определения их влияния на социально-экономическое развитие Орловской области предусмотрены целевые показатели реализации мероприятий подпрограммы 2, которые ежегодно корректируются в зависимости от объемов финансирования. Оценка эффективности реализации подпрограммы 2 осуществляется по следующим общим показателям эффективности реализации подпрограммы 2:
количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку;
количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП) субъектами МСП, получившими государственную поддержку.
Целевые показатели по подпрограмме 2, а также по каждому мероприятию в динамике по годам представлены в сведениях о показателях (индикаторах) государственной программы и их значениях (приложение 3 к государственной программе).
III. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы 2
В составе подпрограммы 2 ведомственные целевые программы не предусмотрены.
Подпрограмма 2 представляет собой совокупность обеспеченных финансовыми и организационными ресурсами, скоординированными по задачам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере развития МСП.
Комплекс мероприятий подпрограммы 2 представляет собой совокупность мероприятий, объединенных в рамках следующих основных мероприятий, направленных на решение одноименных задач подпрограммы 2:
1. Мероприятия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов МСП, устранение административных барьеров:
а) подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов Орловской области, регулирующих деятельность субъектов МСП;
б) проведение (участие в проведении) совещаний, круглых столов с предпринимателями по актуальным вопросам осуществления их деятельности, в том числе с участием контрольно-надзорных органов.
2. Мероприятия, направленные на формирование и обеспечение функционирования инфраструктуры поддержки МСП:
а) развитие системы микрофинансирования:
предусматривается капитализация микрофинансовых организаций, созданных в качестве организаций инфраструктуры поддержки МСП, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, в том числе в качестве правопреемника Департамента экономики Орловской области;
требования к микрофинансовой организации устанавливаются Федеральным законом от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" и Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
б) развитие системы гарантий и поручительств:
предусматривается пополнение фондов организаций инфраструктуры поддержки МСП (подразделений организации инфраструктуры поддержки МСП), выполняющих функции гарантийного фонда, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области, в том числе в качестве правопреемника Департамента экономики Орловской области;
требования к гарантийному фонду устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
в) создание и развитие бизнес-инкубатора:
предусматривается строительство и (или) реконструкция здания бизнес-инкубатора, а также создание управляющей организации, содействие процессам "инкубирования";
требования к бизнес-инкубатору, управляющей организации, а также к реализации процессов "инкубирования" устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
г) создание и развитие центра поддержки предпринимательства:
предусматривается создание и обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки МСП, оказывающей комплекс услуг информационно-консультационных услуг, направленных на содействие развитию субъектов МСП;
требования к центру поддержки предпринимательства устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
д) создание и развитие центра кластерного развития:
предусматривается создание и обеспечение деятельности организации инфраструктуры поддержки МСП, осуществляющей выявление кластерных инициатив, содействие координации проектов субъектов МСП, обеспечивающих развитие территориальных кластеров, в том числе инновационных территориальных кластеров, и обеспечение кооперации участников территориальных кластеров между собой, стимулирование создания и развития новых субъектов МСП;
требования к центру кластерного развития устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации;
е) создание и развитие технопарка:
под технопарком понимается совокупность объектов недвижимости, созданных для осуществления деятельности субъектов МСП в сфере высоких технологий, состоящих из земельных участков, офисных зданий, лабораторных и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры;
предметом деятельности технопарка является создание благоприятных условий для развития субъектов МСП в научно-технической, инновационной и производственной сфере путем создания материально-технической и информационной базы для подготовки к самостоятельной деятельности инновационных и производственных субъектов МСП, производственного освоения научных знаний и наукоемких технологий;
требования к технопарку устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках финансирования из федерального бюджета мероприятий государственной поддержки МСП, реализуемых субъектами Российской Федерации.
3. Мероприятия финансовой поддержки субъектов МСП в приоритетных направлениях:
а) поддержка малых инновационных компаний:
оказывается в виде субсидий юридическим лицам - субъектам МСП в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (в том числе на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), производственное проектирование, приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями, приобретение новых технологий, сертификацию и патентирование);
виды затрат малых инновационных компаний, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
б) субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой процентов по кредитам (виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области);
в) субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования (виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области);
г) субсидирование части затрат субъектов МСП, связанных с уплатой первого взноса (аванса) по договорам лизинга оборудования (виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области);
д) субсидирование начинающих предпринимателей:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидий на возмещение затрат, связанных с открытием собственного бизнеса, субъектам МСП, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность менее одного календарного года с даты регистрации на территории Орловской области на дату окончания приема конкурсной документации;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
в рамках мероприятия также осуществляется предоставление на конкурсной основе субсидий в размере не менее 10% от суммы средств федерального бюджета, направленной на реализацию мероприятия, муниципальным образованиям Орловской области на реализацию данного мероприятия в рамках муниципальных программ поддержки предпринимательства (Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов Орловской области на реализацию мероприятия "Субсидирование начинающих предпринимателей" муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства представлен в приложении 1 к подпрограмме 2);
е) содействие созданию дошкольных образовательных центров:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидии индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотру и уходу за детьми в соответствии с законодательством Российской Федерации, на условиях долевого финансирования целевых расходов, связанных с реализацией проекта по созданию дошкольных образовательных центров;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области;
ж) субсидирование субъектов МСП, организующих группы дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста:
предусматривает предоставление на конкурсной основе субсидии субъектам МСП на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми на условии долевого финансирования целевых расходов, связанных с реализацией проекта, в размере не менее 15% от размера получаемой субсидии;
виды затрат субъектов МСП, на компенсацию которых предоставляются субсидии, размер субсидии, требования к получателям, а также условия предоставления поддержки устанавливаются в порядке, который утверждается Правительством Орловской области.
4. Мероприятия, направленные на расширение деловых возможностей субъектов МСП:
а) организация массовых программ обучения в сфере предпринимательства:
предусматривает реализацию массовых программ обучения и повышения квалификации продолжительностью не более 100 часов на основе конкурсного отбора образовательных учреждений;
б) содействие развитию молодежного предпринимательства:
предполагается популяризация предпринимательства в молодежной среде, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, сопровождение и поддержка молодых предпринимателей (физических лиц в возрасте до 30 лет, юридических лиц, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50%);
комплекс мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, планируется осуществлять при методическом и информационном взаимодействии с Федеральным агентством по делам молодежи;
в) организация и (или) участие в форумах, выставках, конференциях и т. п.
5. Мероприятия, обеспечивающие открытость и доступность информации по вопросам предпринимательской деятельности, о мерах государственной поддержки:
а) информационное сопровождение АИС "Региональный портал поддержки малого и среднего предпринимательства";
б) ведение реестра субъектов МСП - получателей государственной поддержки (далее также - реестр). Требования к ведению реестра установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 358 "Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами";
в) популяризация предпринимательства и мер поддержки (проведение информационной и рекламной кампаний):
предполагает производство теле- и радиопрограмм, размещение публикаций в средствах массовой информации о мерах, направленных на поддержку МСП, популяризацию предпринимательства; организацию работы по популяризации предпринимательства в школах и вузах (игровые, тренинговые мероприятия, образовательные курсы, олимпиады по предпринимательству, семинары, мастер-классы, экскурсии на предприятия).
Перечень мероприятий подпрограммы 2 с указанием ответственных исполнителей, сроков реализации и ожидаемых результатов представлен в приложении 4 к государственной программе.
Постановлением Правительства Орловской области от 16 октября 2015 г. N 466 в раздел IV настоящего приложения внесены изменения
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Меры государственного регулирования при реализации мероприятий подпрограммы 2 не предусматриваются.
Нормативную правовую базу формирования и реализации региональной политики в сфере развития и поддержки МСП составляют следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Орловской области:
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 года N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства";
Закон Орловской области от 10 апреля 2009 года N 888-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Орловской области";
Закон Орловской области от 2 ноября 2012 года N 1423-ОЗ "О введении в действие на территории Орловской области патентной системы налогообложения";
постановление Правительства Орловской области от 27 мая 2015 года N 232 "О создании Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства и конкуренции Орловской области".
Планирование бюджетных ассигнований, целевое использование бюджетных средств осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, приказами Министерст
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.