Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 26 декабря 2014 г. N 426
Государственная программа
Орловской области "Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области"
Паспорт
государственной программы Орловской области "Стимулирование социального жилищного строительства в Орловской области"
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа базируется на положениях плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2564-р, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Формирование рынка доступного жилья является одним из приоритетов государственной социально-экономической политики Орловской области на ближайшие годы. Достойное жилье, являясь одной из базовых ценностей, затрагивающих жизненно важные интересы Орловской области, обеспечивает не только комфортные условия проживания, но также экономическую стабильность и безопасность. Возможность строительства, приобретения, найма жилья стимулирует граждан к эффективному, производительному труду, в значительной степени формирует их отношение к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.
Приоритетом государственной политики в рамках государственной программы является поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья.
Реализация государственной программы будет способствовать в решении жилищной проблемы, активизации рынка жилья и улучшению социального климата в Орловской области.
Разработка государственной программы осуществлена в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методическими указаниями по разработке и реализации государственных программ Орловской области, утвержденными постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области".
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
Основные проблемы, на смягчение которых направлена государственная программа, - это жилищная проблема и невозможность приобретения жилья большей частью населения ввиду низких доходов и высоких цен на жилье. Купить жилье за счет текущих заработков и сбережений могут люди с высокими доходами, и этот фактор является источником социального напряжения в обществе.
Возможность приобретения жилья зависит от распределения доходов и сбережений (накоплений) населения. Текущие и прогнозные доходы оказывают воздействие на будущую платежеспособность граждан, то есть на возможность осуществлять обязательные платежи по кредиту, а сбережения определяют возможности домашних хозяйств по единовременной оплате стоимости приобретаемого жилья или оплате обязательного начального взноса.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Цели государственной программы:
1) оказание государственной поддержки отдельным категориям гражданам в решении жилищной проблемы;
2) обеспечение населения Орловской области доступным и комфортным жильем путем реализации механизмов поддержки и развития жилищного строительства и стимулирования спроса на рынке жилья.
Государственная программа ориентирована на решение следующих задач:
1) оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан по улучшению жилищных условий;
2) повышение качества жизни отдельных категорий граждан;
3) снижение социальной напряженности;
4) увеличение объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса.
Для выполнения поставленных задач в качестве основной формы поддержки отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, за счет бюджетных средств предусматривается предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичную или полную оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на эти цели. Многодетным семьям будет предоставляться дополнительная поддержка, в том числе бесплатное предоставление земельного участка для жилищного строительства.
К числу важнейших целевых индикаторов, позволяющих оценить ход реализации государственной программы по годам, предлагается отнести следующие показатели:
1) количество ветеранов Великой Отечественной войны, улучшивших жилищные условия;
2) количество ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, улучшивших жилищные условия, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилье до 1 января 2005 года;
3) количество молодых семей - участников подпрограммы, улучшивших свои жилищные условия при реализации подпрограммы;
4) количество молодых семей - участников подпрограммы, получивших дополнительную 5%-ную социальную выплату из областного бюджета при рождении ребенка;
5) количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями;
5) количество семей, имеющих трех и более детей, улучшивших жилищные условия;
6) количество молодых учителей, улучшивших жилищные условия при оказании содействия за счет бюджетных средств;
7) доля молодых учителей, улучшивших жилищные условия как участники государственной программы ипотечного кредитования молодых учителей, в общем количестве молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
8) доля молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа), от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит (займ);
9) процент молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита (займа) в текущем году, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ в текущем году;
10) количество работников государственных учреждений (организаций) Орловской области и муниципальных учреждений (организаций), улучшивших жилищные условия.
Целевые индикаторы и показатели результативности государственной программы представлены в приложении 3 к государственной программе.
Ожидаемым конечным результатом реализации государственной программы станет улучшение жилищных условий 1739 семей и 1767 граждан, относящихся к категориям граждан, являющихся участниками государственной программы, с помощью предоставления государственной поддержки за счет бюджетных средств.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы и подпрограммы государственной программы
Выполнение мероприятий государственной программы, направленных на поддержку отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, будет осуществляться как единый комплекс мер, направленных на снижение актуальности жилищной проблемы на территории Орловской области.
Реализация государственной программы предусматривает оказание государственной поддержки на улучшение жилищных условий отдельным категориям граждан, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Орловской области, в форме социальной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений на территориях муниципальных районов и городских округов Орловской области.
Граждане, являющиеся участниками государственной программы, имеют право на приобретение жилья экономического класса в рамках реализации программы "Жилье для российской семьи" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года N 404 "О некоторых вопросах реализации программы Жилье для российской семьи" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" по ценам ниже рыночных не менее чем на 20 (двадцать) процентов, и не превышающим 30 (тридцать) тысяч рублей за 1 кв. метр общей площади жилого помещения.
В целях успешного решения поставленных задач планируется реализация одной подпрограммы и четырех основных мероприятий государственной программы Орловской области:
1) подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы".
В современных условиях развития социально-экономической и политической системы России выявляется ряд негативных тенденций, характерных в первую очередь для молодого поколения. Такими проблемами являются общее снижение рождаемости, увеличение числа неполных семей и, как следствие, уменьшение численности коренного населения. В комплексе эти проблемы и являются первостепенной составляющей депопуляционных тенденций.
Для Орловской области, где традиционно большое внимание уделяется вопросам стабилизации демографической ситуации, данная проблема также актуальна. Поэтому главной задачей, которую призваны решать органы государственной власти, является создание комплексной системы государственной поддержки молодых семей, в первую очередь через оказание им со стороны государства финансовой субсидиарной помощи в целях приобретения и строительства жилья;
2) основное мероприятие 1 "Предоставление социальной выплаты участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; ветеранам боевых действий и приравненным к ним лицам; инвалидам боевых действий, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов".
Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также вставших до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий иных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. В целях реализации передаваемых полномочий бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции из федерального бюджета. По состоянию на 1 января 2014 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 187 ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, а также 287 ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц, инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. В течение 2014 года продолжается принятие на учет граждан указанных категорий, нуждающихся в жилье;
3) основное мероприятие 2 "Обеспечение жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 января 2013 года обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма вне очереди, с 1 января 2013 года детям-сиротам предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета;
4) основное мероприятие 3 "Предоставление социальной выплаты семьям, имеющим трех и более детей".
Актуальность государственной поддержки многодетных семей при приобретении (строительстве) жилья определяется высокой стоимостью жилья и ипотечных жилищных кредитов.
Решение вопросов жилищного благополучия многодетных семей будет осуществляться путем предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения или объекта долевого строительства, на создание объекта индивидуального жилищного строительства, на оплату первоначального взноса или погашение долга по ипотечным кредитам.
Безвозмездная субсидия предоставляется в размере:
30% расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих трех детей;
40% расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих четырех детей;
50% расчетной стоимости жилого помещения - для многодетных семей, имеющих более четырех детей, и многодетных семей при рождении одновременно трех и более детей;
5) основное мероприятие 4 "Предоставление государственной поддержки работникам государственных учреждений (организаций) Орловской области и муниципальных учреждений (организаций), нуждающимся в улучшении жилищных условий".
Данное мероприятие направлено на реализацию комплекса мер, направленных на привлечение в образовательные учреждения молодых талантливых педагогов, создание условий и стимулов для профессионального развития и карьерного роста учителей.
С 1 января 2015 года в рамках указанного основного мероприятия будет осуществляться субсидирование в полном объеме первоначального взноса ипотечного кредита (займа) с уровнем процентной ставки не более 8,5 процента годовых, предоставляемого молодым, в возрасте до 35 лет, учителям государственных образовательных организаций и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, но не более 30 процентов от установленной договором приобретения стоимости жилого помещения или объекта долевого строительства, в порядке, устанавливаемом Правительством Орловской области.
В соответствии с нормативными правовыми актами Орловской области государственная поддержка по приобретению жилья будет предоставляться в виде безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья работникам государственных учреждений областного подчинения.
При расчете размера безвозмездной выплаты учитывается размер средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Орловской области, определяемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень основных мероприятий государственной программы, подпрограммы государственной программы, ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы государственной программы представлен в приложении 4 к государственной программе.
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
В сфере реализации государственной программы налоговые, тарифные и кредитные меры государственного регулирования не предусматриваются.
Разработка, реализация и оценка эффективности государственной программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области".
Государственная программа реализуется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Орловской области.
Планирование бюджетных ассигнований, целевое использование бюджетных средств осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Орловской области от 6 декабря 2007 года N 724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области", законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области организует мониторинг выполнения программных мероприятий и эффективности использования бюджетных средств.
Для обеспечения системного подхода к решению задач государственной программы в Орловской области предусмотрена реализация комплекса основных мер государственной поддержки:
формирование нормативно-правовой и методологической базы для реализации мероприятий государственной программы;
2) мониторинг и разработка эффективных механизмов использования мер государственной поддержки для достижения основной цели и задач государственной программы;
3) открытость и доступность информации о ходе реализации государственной программы;
4) обеспечение мониторинга реализации государственной программы с целью анализа ситуации и обобщения положительного опыта.
В рамках государственной программы реализуются меры правового регулирования в части разработки и утверждения:
правил предоставления социальной выплаты семьям, имеющим трех и более детей на приобретение жилья;
правил предоставления социальной выплаты работникам государственных учреждений (организаций) Орловской области и муниципальных учреждений (организаций) на приобретение жилья;
правил предоставления государственной поддержки молодым учителям для выплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа);
правил оказания государственной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сведения о мерах правового регулирования представлены в приложении 5 к государственной программе.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (при оказании государственными учреждениями государственных услуг (работ) в рамках государственной программы)
В рамках реализации государственной программы формирование и доведение государственного задания не предусмотрено.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации государственной программы
В рамках реализации программных мероприятий планируется и осуществляется реализация взаимовыгодного государственно-частного партнерства со следующими структурами:
Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства;
Открытое акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования Орловской области".
VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации государственной программы
Как на этапе разработки государственной программы, так и на этапе ее реализации требуются активное участие и большая организационная работа органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления осуществляют постановку на учет участников государственной программы. Постановка участников государственной программы на учет осуществляется администрацией муниципального образования по месту жительства участников государственной программы. Предоставление мер государственной поддержки будет осуществляться гражданам, поставленным на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанных органами местного самоуправления по месту постоянного жительства нуждающимся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
VIII. Обоснование выделения и включения в состав государственной программы основных мероприятий государственной программы и подпрограмм
Состав основных мероприятий государственной программы определен на основе перечня актуальных проблем в сфере реализации государственной программы и в соответствии с целью и задачами государственной программы.
Основные мероприятия в составе государственной программы выделены по следующим принципам:
1) обособленность частей сферы реализации государственной программы;
2) наличие полномочий ответственных исполнителей;
3) соответствие постановлению Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области и Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Орловской области".
Таким образом, сформированы 1 подпрограмма и 4 основных мероприятий государственной программы.
IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Достижение целей, поставленных государственной программой, возможно при условии достаточного финансирования запланированных мероприятий.
Источниками финансирования государственной программы являются:
средства федерального бюджета;
средства областного бюджета;
средства бюджетов муниципальных образований;
внебюджетные источники.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 5 107 243,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 635 504,2 тыс. рублей;
2016 - 707 265,6 тыс. рублей;
2017 - 663 169,7 тыс. рублей;
2018 - 1 016 774,0 тыс. рублей;
2019 - 1 033 538,8 тыс. рублей;
2020 - 1 050 990,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования государственной программы подлежат корректировке при формировании и утверждении областного бюджета на очередной финансовый год.
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета приведено в приложении 5 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального и областного бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных источников на реализацию целей государственной программы приведены в приложении 6 к государственной программе.
Порядок предоставления государственной поддержки участникам государственной программы на реализацию основных мероприятий государственной программы утверждается нормативным правовым актом Правительства Орловской области.
X. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы), другим источникам финансирования и направлениям затрат
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 5 107 243,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 635 504,2 тыс. рублей;
2016 - 707 265,6 тыс. рублей;
2017 - 663 169,7 тыс. рублей;
2018 - 1 016 774,0 тыс. рублей;
2019 - 1 033 538,8 тыс. рублей;
2020 - 1 050 990,7 тыс. рублей.
Из них:
За счет планируемых средств федерального бюджета - 654 829,50 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 204 752,1 тыс. рублей;
2016 - 133 101,7 тыс. рублей;
2017 - 76 928,7 тыс. рублей;
2018 - 78 430,71 тыс. рублей.
2019 - 79 994,3 тыс. рублей.
2020 - 81 622,0 тыс. рублей.
За счет средств областного бюджета - 2 590 111,9 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 279 599,2 тыс. рублей;
2016 - 279 599,2 тыс. рублей;
2017 - 279 599,2 тыс. рублей;
2018 - 581 629,2 тыс. рублей;
2019 - 583 742,6 тыс. рублей;
2020 - 585 942,5 тыс. рублей.
За счет средств местных бюджетов - 212 533,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 18 254,8 тыс. рублей;
2016 - 15 068,4 тыс. рублей;
2017 - 15 686,2 тыс. рублей;
2018 - 53 829,3 тыс. рублей;
2019 - 54 498,8 тыс. рублей;
2020 - 55 195,7 тыс. рублей.
За счет внебюджетных источников - 1 649 768,4 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 - 132 898,1 тыс. рублей;
2016 - 279 496,3 тыс. рублей;
2017 - 290 955,6 тыс. рублей;
2018 - 302 884,8 тыс. рублей;
2019 - 315 303,1 тыс. рублей;
2020 - 328 230,5 тыс. рублей.
По направлениям затрат:
НИОКР - 0,0 тыс. рублей;
прочие расходы - 5 107 243,0 тыс. рублей.
Главным распорядителем бюджетных средств является Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
XI. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Оценка эффективности и социально-экономических результатов реализации государственной программы будет производиться в соответствии с методикой оценки социально-экономической и бюджетной эффективности, представленной в приложении 7 к государственной программе, на основе системы целевых индикаторов, представленных в приложении 2 к государственной программе. Предлагаемая система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере с целью своевременного уточнения или корректировки поставленных задач.
В результате реализации мероприятий государственной программы планируется:
1) предоставление 1739 семьям и 1767 гражданам, относящимся к категориям граждан, являющихся участниками государственной программы, государственной поддержки на улучшение жилищных условий;
2) обеспечение населения доступным жильем.
XII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
К рискам реализации государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1. Институционально-правовые риски, связанные с отсутствием правового регулирования или недостаточно быстрым формированием институтов, предусмотренных государственной программой, что может привести к невыполнению государственной программы в полном объеме. Данный риск можно оценить как высокий, поскольку формирование новых институтов в рамках государственной программы не только в большинстве случаев требует правового регулирования, но и, как показывает предыдущий опыт, может потребовать значительных сроков практического внедрения.
2. Организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией государственной программы, в том числе отдельных ее исполнителей (соисполнителей), неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных государственной программой, что может привести к нецелевому и/или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий государственной программы или задержке в их выполнении. Данный риск может быть качественно оценен как умеренный.
3. Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием государственной программы в неполном объеме за счет бюджетных источников. Данный риск возникает по причине значительной продолжительности государственной программы, а также высокой зависимости ее успешной реализации от бюджетного финансирования.
Реализации государственной программы также угрожают непредвиденные риски, которые связаны с изменением внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
1. Риск ухудшения состояния экономики, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения. Учитывая опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал существенное негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такой риск для реализации государственной программы может быть качественно оценен как высокий.
2. Риск возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может привести к существенному ухудшению состояния жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, а также потребовать концентрации средств областного бюджета на преодоление последствий таких катастроф. На качественном уровне такой риск для государственной программы можно оценить как умеренный.
Меры управления рисками реализации государственной программы основываются на следующих обстоятельствах:
1. Наибольшее отрицательное влияние из вышеперечисленных рисков на реализацию государственной программы может оказать реализация институционально-правового риска и риска ухудшения состояния экономики, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы. Поскольку в рамках реализации государственной программы отсутствуют рычаги управления риском ухудшения состояния экономики, наибольшее внимание будет уделяться управлению институционально-правовыми рисками.
2. Управление рисками реализации государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы, должно соответствовать задачам и полномочиям существующих органов государственной власти и организаций, задействованных в реализации государственной программы.
Управление рисками реализации государственной программы будет осуществляться путем координации деятельности всех исполнителей, участвующих в реализации государственной программы.
XIII. Порядок и методика оценки эффективности государственной программы
В целях обеспечения мониторинга результатов реализации государственной программы, достижения цели, решения задач и выполнения основных мероприятий государственной программы Департаментом строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства Орловской области ежегодно будет проводиться оценка эффективности реализации государственной программы.
Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации подпрограммы, которая производится с учетом следующих составляющих:
оценки степени реализации мероприятий;
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования финансовых ресурсов;
оценки степени достижения целей и решения задач подпрограммы;
оценки эффективности реализации подпрограммы.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации государственной программы, которая определяется с учетом:
оценки степени достижения целей и решения задач государственной программы;
оценки эффективности реализации подпрограммы (рассчитанной на первом этапе).
Методика оценки эффективности реализации государственной программы приведена в приложении 7 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.