Решение Верховного суда Республики Тыва
от 29 июля 2002 г. N 2-48
Верховный суд Республики Тыва в составе
председательствующего - Сайын-Белек Ч.Д.
при секретаре - Монгуш С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2002 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п./п. 4 п. 1 ст. 18; п. 5 ст. 25 в части установления положения о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; п./п. 1 п. 2 ст. 29 в части, предусматривающей, что увольнение муниципальных служащих может быть произведено в случае прекращения гражданства Республики Тыва; п. 3 ст. 29 в части, устанавливающей, что предельный возраст для нахождения на муниципальной службе - 55 лет, а также в части, предусматривающей, что продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального, служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п./п. 4 п. 1 ст. 18; п. 5 ст. 25 в части установления положения о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; п./п. 1 п. 2 ст. 29 в части, предусматривающей, что увольнение муниципальных служащих может быть произведено в случае прекращения гражданства Республики Тыва; п. 3 ст. 29 в части, устанавливающей, что предельный возраст для нахождения на муниципальной службе - 55 лет, а также в части, предусматривающей, что продление срока нахождения на, муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается, обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что п./п. 4 п. 1 ст.. 18 оспариваемого закона предусмотрено дисциплинарное взыскание - предупреждение о неполном служебном соответствии.
Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим федеральным законом.
Указанным Федеральным законом дополнительных дисциплинарных взысканий не предусмотрено.
Перечень видов дисциплинарных взысканий за нарушение трудовой дисциплины установлен ст. 192 Трудового кодекса РФ, и такого вида взыскания, как предупреждение о неполном служебном соответствии, не предусматривает.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 192 Кодекса другие дисциплинарные взыскания могут быть предусмотрены только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников.
Пунктом 5 ст. 25 Закона РТ предусмотрено, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
В соответствии со ст. 58 Трудового кодекса РФ срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Согласно ст. 2 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.
Таким образом, гражданин должен поступать на муниципальную службу только на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок, срок пребывания на муниципальной должности нельзя связывать со сроками полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 29 оспариваемого закона установлено, что помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, увольнение муниципального служащего может быть произведено в случаях прекращения гражданства Республики Тыва.
Согласно ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" увольнение муниципального служащего может быть осуществлено также по инициативе руководителя органа местного самоуправления в том числе и в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 29 Закона РТ установлено, что предельным возрастом нахождения на должности муниципальной службы является 55 лет. Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается.
Согласно п. 2 ст. 20.1 предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста.
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва по доверенности Кочергина Е.Ю. заявление поддержала и просила об его удовлетворении по основаниям, указанным в нем.
Представитель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва по доверенности Монгуш К.С. заявление признала в части, пояснив о том, что п. 5 ст. 25 оспариваемого закона федеральному законодательству не противоречит.
Так, п. 1 ст. 8 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что в реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Статья 59 Трудового кодекса РФ предусматривает, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе руководителя или работника в случаи избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях.
В остальной части заявление считает обоснованным.
Закон опубликован в средствах массовой информации.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Монгуш Д.А. заявление признала по основаниям, указанным в нем.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом 4 п. 1 ст. 18 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года за N 389 установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы предупреждение о неполном служебном соответствии.
Данная норма вошла в противоречие со ст. 192 Трудового кодекса РФ, которая не предусматривает такого вида дисциплинарного взыскания.
Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Однако Федеральный закон дополнительных дисциплинарных взысканий, не содержит.
Не соответствует федеральному законодательству и п./п. 1 п. 2 ст. 29 оспариваемого закона, согласно которому предусмотрена возможность увольнения муниципальных служащих в случае прекращения гражданства Республики Тыва.
Так, ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" предусмотрено, что увольнение муниципального служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя органа местного самоуправления также и в случае прекращения гражданства Российской Федерации.
Кроме того, федеральное законодательство не предусматривает самостоятельного гражданства республик в составе РФ.
Согласно п. "в" ст. 71 Конституции РФ гражданство в Российской Федерации является предметом ведения РФ.
Частью 2 ст. 2 Закона РФ "О гражданстве РФ" , предусмотрено, что граждане РФ постоянно проживающие на территорий республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики.
Данная норма предусматривает гражданство республик как составную часть гражданства РФ. Не являясь гражданином РФ, лицо не может быть гражданином Республики в ее составе.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона РФ "О гражданстве РФ" прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в составе РФ. Таким образом, самостоятельное прекращение гражданства республики в составе РФ без одновременного прекращения гражданства РФ невозможно.
Следовательно, предусматривая возможность самостоятельного прекращения гражданства республики в составе РФ, законодатель субъекта РФ вышел за пределы дозволенного правового регулирования.
Пунктом 3 ст. 29 Закона РТ также установлено, что предельный возраст для нахождения на должности муниципальной службы составляет 55 лет. Продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается.
Указанные положения вошли в противоречие с п. 2 ст. 20.1 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", в соответствии с которым предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы установлен в 60 лет. Также допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста.
Таким образом, заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва в вышеуказанной части суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, заявление в части признания противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению п. 5 ст. 25 Закона РТ в части установления положения о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления удовлетворению не подлежит по следующим мотивам.
Пунктом 5 ст. 25 оспариваемого закона предусмотрено положение о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 8 ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" установлено, что в реестре муниципальных должностей муниципальной службы могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего выборную муниципальную должность. Указанные муниципальные должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Статья 59 Трудового кодекса РФ предусматривает, что срочный трудовой договор может заключаться по инициативе руководителя или работника в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или на выборную должность на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях.
Таким образом, п. 5 ст. 25 оспариваемого закона в части установления положения о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления соответствует федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 231, 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащий применению п./п. 4 п. 1 ст. 18; п. 5 ст. 25 в части установления положения о том, что гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; п./п. 1 п. 2 ст. 29 в части, предусматривающей, что увольнение муниципальных служащих может быть произведено в случае прекращения гражданства Республики Тыва; п. 3 ст. 29 в части, устанавливающей, что предельный возраст для нахождения на муниципальной службе - 55 лет, а также в части, предусматривающей, что продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается, удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу п./п. 4 п. 1 ст. 18; п./п. 1 п. 2 ст. 29 в части, предусматривающей, что увольнение муниципальных служащих может быть произведено в случае прекращения гражданства Республики Тыва; п. 3 ст. 29 в части, устанавливающей, что предельный возраст для нахождения на муниципальной службы - 55 лет, а также в части, предусматривающей, что продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего, достигшего возраста 60 лет, не допускается, о чем сообщить в средствах массовой информации, в которых был опубликован Закон.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва.
Решение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2002 года.
Председательствующий |
Сайын-Белек Ч.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 29 июля 2002 г. N 2-48