Закон Республики Тыва
от 30 марта 1994 г. N 69
"О введении в действие Регламента
Верховного Хурала Республики Тыва"
Законом Республики Тыва от 29 июля 1998 г. N 26 настоящий Закон признан утратившим силу
Верховный Хурал Республики Тыва постановляет:
1. Ввести в действие Регламент Верховного Хурала Республики Тыва со дня принятия (прилагается).
2. Регламент Верховного Совета Тувинской АССР, принятый 21 сентября 1990 года, и постановление Верховного Совета Тувинской АССР "О введении в действие Регламента Верховного Совета Тувинской АССР" от 21 сентября 1990 года N 54 считать утратившим силу.
Президент Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Регламент Верховного Хурала Республики Тыва
Глава 1. Общие положения
Статья 1. В соответствии со статьей 62 Конституции Республики Тыва представительным и законодательным органом государственной власти Республики Тыва является Верховный Хурал.
Срок полномочий Верховного Хурала четыре года.
Порядок деятельности Верховного Хурала и его органов определяется настоящим Регламентом и другими законами Республики Тыва, издаваемыми на основе Конституции Республики Тыва.
Регламент Верховного Хурала вводится в действие Законом Республики Тыва, имеющим конституционный статус и принимаемым большинством голосов депутатов Верховного Хурала не менее двух третей от числа избранных депутатов.
Статья 2. Деятельность Верховного Хурала основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, гласности, ответственности и подчиненности перед Верховным Хуралом создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законности, широком привлечении граждан к законотворческой деятельности, связи с общественно-политическими партиями и движениями.
Статья 3. Депутату Верховного Хурала обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Тыва, законом о статусе депутата, настоящим Регламентом и другими законами Республики Тыва.
Глава 2. Организация и порядок работы Верховного Хурала
Статья 4. В соответствии со статьей 62 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал действует на постоянной основе.
Вновь избранный Верховный Хурал созывается на первую сессию Председателем Верховного Хурала прежнего состава не позднее 30 дней после проведения его выборов. В неотложных случаях этот срок может быть изменен Президентом Республики Тыва.
Устанавливается сквозной порядок отсчета сессий. Нумерация актов Верховного Хурала ведется по специальной индексации, указывающей на годы полномочий Верховного Хурала данного созыва, вид акта (закон, кодекс, постановление, заявление, декларация, обращение), с добавлением порядкового номерах документа.
Статья 5. Распоряжение Председателя Верховного Хурала о созыве сессии Верховного Хурала публикуется не позднее чем за три дня до ее открытия с указанием вопросов, которые предполагается внести на рассмотрение Верховного Хурала.
Сообщение о месте и времени проведения заседаний Верховного Хурала, а также о месте и времени регистрации публикуется в республиканских газетах, передается по телевидению и радио.
Депутатам Верховного Хурала не позднее чем за три дня до открытия сессии Верховного Хурала предоставляются проекты законов, постановлений и других документов, вносимых на рассмотрение Верховного Хурала.
Статья 6. Внеочередные сессии созываются по инициативе Председателя Верховного Хурала, Президента Республики Тыва или по предложению не менее одной трети общего числа избранных депутатов Верховного Хурала.
Предложение о созыве внеочередной сессии Верховного Хурала направляется Председателю Верховного Хурала в письменном виде с указанием вопросов, для рассмотрения которых предлагается созвать Верховный Хурал.
Распоряжение Председателя Верховного Хурала о созыве внеочередной сессии Верховного Хурала принимается не позднее пяти дней со времени получения предложения о созыве внеочередной сессии, публикуется не позднее трех дней до ее открытия с указанием вопросов, которые предполагается внести на рассмотрение Верховного Хурала. Председатель Верховного Хурала направляет депутатам Верховного Хурала материалы по вопросам, которые предполагается рассмотреть на внеочередной сессии, не позднее чем за один день до ее открытия.
В исключительных случаях допускается созыв внеочередной сессии Верховного Хурала без соблюдения вышеуказанных сроков.
Статья 7. Сессия Верховного Хурала состоит из пленарных заседаний, а также проводимых в период между ними раздельных заседаний комитетов и комиссий Верховного Хурала по рассмотрению вопросов, включенных в повестку сессии.
Сессии Верховного Хурала проводятся два раза в год. Осенне-зимняя сессия проводится с 1 сентября по 25 декабря, зимне-весенняя сессия проводится с 10 января по 30 июня текущего года. В период между сессиями работа Верховного Хурала ведется в комитетах и комиссиях.
Заседание Верховного Хурала правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа избранных депутатов.
Перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов, участвующих в заседании.
Статья 8. Для предварительного обсуждения повестки дня первой сессии после выборов сессии Верховного Хурала, порядка ее работы и других организационных вопросов, связанных с проведением сессии, проводятся рабочие совещания вновь избранных депутатов.
Статья 9. Первое после выборов заседание Верховного Хурала открывает председатель Центральной избирательной комиссии по выборам депутатов Верховного Хурала, далее заседания Верховного Хурала до избрания Председателя Верховного Хурала ведет старейший депутат.
Статья 10. Председательствующий на заседании Верховного Хурала открывает и закрывает заседание, предоставляет слово для докладов и выступлений, организует прения, ставит на голосование проекты законов, постановлений и других актов Верховного Хурала, предложения депутатов по рассматриваемым вопросам и объявляет результаты голосования, оглашает заявления и предложения, поступившие в Секретариат сессии, обеспечивает порядок в зале заседаний.
Председательствующий на заседании Верховного Хурала способствует духу сотрудничества, сближению сторон по рассматриваемым вопросам, достижению взаимосогласованных решений.
Статья 11. Секретариат сессии обеспечивает ведение фонограммы и протокола заседаний Верховного Хурала, ведет учет желающих выступить, регистрирует депутатские заявления, предложения и другие материалы в качестве документов, организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес сессии.
Секретариат сессии представляет Председателю сведения о записавшихся для выступления в прениях и о других депутатских инициативах, дает разъяснения депутатам по вопросам работы Верховного Хурала. Сведения о записавшихся для выступления в прениях оглашаются.
Секретариат сессии образуется распоряжением Председателя Верховного Хурала.
Статья 12. Предложения и замечания к повестке дня и порядку работы сессии передаются депутатами в Секретариат сессии или председательствующему на заседании в письменном виде либо излагаются ими в выступлениях на заседании.
Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим на заседании в порядке их поступления.
Вопрос о включении поступивших предложений в повестку дня сессии Верховного Хурала решается путем открытого голосования по каждому предложению простым большинством голосов от числа депутатов, участвующих в заседании.
Статья 13. Сессии Верховного Хурала являются открытыми.
По решению Верховного Хурала может быть проведено закрытое заседание сессии.
В заседаниях сессии Верховного Хурала участвуют Президент, вице-президент Республики Тыва, члены Конституционного суда, члены Правительства, руководители Верховного суда, Высшего арбитражного суда и прокуратуры Республики Тыва. Участие специально приглашенных членов Правительства в заседании сессии обязательно.
На заседания сессии могут быть приглашены руководители предприятий и ведомств, представители политических партий, общественных организаций и средств массовой информации, а также другие лица. Председательствующий на сессии информирует депутатов о составе и числа лиц, приглашенных на сессию.
Приглашенным на сессию направляются пригласительные билеты и отводятся места в зале заседаний.
Приглашенные обязаны воздерживаться от проявлений одобрения или неодобрения, соблюдать порядок и подчиняться распоряжениям председательствующего.
Заседания Верховного Хурала по решению сессии транслируются по телевидению и радио. Информационные сообщения о сессии Верховного Хурала передаются другими средствами массовой информации.
Законодательные акты Верховного Хурала выпускаются отдельными изданиями.
Статья 14. Президент, вице-президент, члены Правительства Республики Тыва, Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда Республики Тыва, Председатель Высшего арбитражного суда, прокурор Республики Тыва имеют право присутствовать на закрытых заседаниях Верховного Хурала.
Статья 15. Заявка о представлении слова для выступления в прениях направляется в Секретариат сессии.
Секретариат нумерует заявки о представлении слова в порядке поступления и передает их председательствующему на заседании Верховного Хурала.
Статья 16. Депутат выступает на заседании Верховного Хурала после предоставления ему слова председательствующим на заседании.
Председательствующий на заседании Верховного Хурала предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. В необходимых случаях председательствующий с согласия Верховного Хурала может изменить очередность выступлений с объяснением мотивов такого изменения.
Статья 17. Депутат Верховного Хурала может выступить по одному и тому же вопросу не более двух раз. Передача права на выступление в пользу другого лица не допускается.
Слово по порядку ведения заседания Верховного Хурала, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения может быть предоставлено председательствующим вне очереди.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места.
Статья 18. Президент Республики Тыва, Председатель Верховного Хурала, заместитель Председателя Верховного Хурала, Председатель Конституционного суда имеют право взять слово для выступления в любое время.
Статья 19. Выступающий на заседании Верховного Хурала не должен использовать в своей речи грубые и некорректные выражения, призывать к незаконным и насильственным действиям. Председательствующий в этом случае вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний и призывов.
После второго предупреждения выступающий лишается слова, при этом председательствующий вправе отключить микрофон. Указанным лицам слово для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.
Если выступающий взял слово без разрешения председательствующего, микрофон может быть отключен без предупреждения.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса.
Если оратор превысил отведенное ему время для выступления или выступает не по обсуждаемому вопросу, председательствующий после одного предупреждения лишает его слова.
Статья 20. Лицо, не являющееся депутатом Верховного Хурала, в случае нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.
Статья 21. По всем вопросам, рассматриваемым на заседании Верховного Хурала, депутат пользуется правом решающего голоса.
Депутаты Верховного Хурала обязаны присутствовать на заседаниях Верховного Хурала. В случае невозможности присутствовать на заседании по уважительной причине депутат сообщает об этом заблаговременно Председателю Верховного Хурала.
Статья 22. Депутат Верховного Хурала может избирать и быть избранным в органы Верховного Хурала.
Депутат на заседаниях Верховного Хурала обладает другими правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Регламентом, законом Республики Тыва о статусе депутата, а также иными актами, регулирующими правовое положение депутатов Верховного Хурала.
Статья 23. В Верховном Хурале работа ведется на тыва и русском языках с обязательным синхронным переводом на русский и тыва языки соответственно.
Статья 24. Утренние заседания Верховного Хурала проводятся с ( до 12 часов, вечерние - с 14 до 17 часов с перерывами до 30 минут через каждые полтора часа работы.
Верховный Хурал вправе принять решение об ином времени проведения заседаний.
Время для докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не более 40 минут для доклада, до 15 минут для содоклада и до 10 минут для заключительного слова.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут только по обсуждаемому вопросу, для повторных выступлений в прениях, выступлений при постатейном обсуждении проектов законов - до 5 минут, для выступлений по кандидатурам, порядку ведения заседания, мотивам голосования, для сообщений и справок - до 3 минут.
Приглашенные выступают и задают вопросы на сессии по разрешению Верховного Хурала. Председательствующий может предоставить слово для выступления при устном обращении депутата.
В конце каждого вечернего заседания отводится до 30 минут для выступлений депутатов с краткими, до 3 минут, заявлениями и сообщениями. Прения по этим заявлениям и сообщениям не открываются.
Статья 25. В ходе прений председательствующий обеспечивает выявление разнообразия мнений по обсуждаемому вопросу.
Прения прекращаются по решению Верховного Хурала. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе записавшихся и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступать с заключительным словом. Если депутаты не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, то по их просьбе тексты выступлений включаются в протокол заседания.
Статья 26. На заседаниях Верховного Хурала решения по рассматриваемым вопросам принимаются открытым голосованием.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Тыва, настоящим Регламентом, другими законами Республики Тыва, или по требованию не менее одной трети общего числа избранных депутатов проводится тайное или поименное голосование.
Для проведения голосования возможно использование электронной системы подсчета голосов. При необходимости контроль за работой электронной системы подсчета голосов и обслуживающего систему персонала поручается группе депутатов, состав которой определяется Верховным Хуралом.
Статья 27. При проведении открытого голосования без использования электронной системы подсчета голосов на заседании Верховного Хурала поручается Секретариату сессии по распоряжению Председателя Верховного Хурала. В случае необходимости подсчет голосов может быть поручен депутатам Верховного Хурала по решению сессии.
Статья 28. Перед началом открытого голосования председательствующий указывает количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, каким большинством голосов (от общего числа избранных депутатов, от числа присутствующих, простым или квалифицированным большинством голосов) может быть принято решение.
Голосование может быть проведено без подсчета голосов - по явному большинству, если ни один депутат не потребует иного, либо с подсчетом голосов.
При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против либо воздерживается при голосовании.
После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании Верховного Хурала объявляет результаты голосования: принято предложение или отклонено.
Статья 29. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Верховный Хурал избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. В счетную комиссию не могут входить депутаты, чьи кандидатуры выдвинуты в состав избираемых органов или на посты должностных лиц.
Счетная комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов членов комиссии.
Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве. Бюллетени для тайного голосования содержат необходимую для голосования информацию. В бюллетени для тайного голосования по проекту решения печатаются слова "за" и "против".
Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией на основе настоящего Регламента и объявляются председателем счетной комиссии.
Статья 30. Каждому депутату Верховного Хурала выдается один бюллетень по выборам избираемого органа или должностного лица либо по решению рассматриваемого Верховным Хуралом вопроса.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии.
Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабинете для тайного голосования путем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения (варианта решения) - слов "за" либо "против".
Статья 31. Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатур на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
Статья 32. О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протоколы, которые подписываются всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной комиссии Верховный Хурал открытым голосованием принимает постановление об утверждении результатов тайного голосования.
Статья 33. Депутат Верховного Хурала обязан лично осуществлять свое право на голосование.
Депутат, который отсутствует во время голосования, не вправе подать свой голос.
Статья 34. При выявлении ошибок в порядке и технике проведенного голосования, которые повлияли на принятие решения, Верховный Хурал проводит повторное голосование.
Глава 3. Комитеты и комиссии Верховного Хурала
Статья 35. На основании статьи 63 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал образует комитеты и комиссии. Комитеты и комиссии Верховного Хурала вправе образовывать в своем составе подкомитеты и подкомиссии. Вопросы ведения и полномочия подкомитетов и подкомиссий определяются комитетами, комиссиями, в составе которых они образованы.
Статья 36. Комитеты и комиссии Верховного Хурала образуются на первой сессии вновь избранного Верховного Хурала на срок его полномочий.
Перечень комитетов и комиссий утверждается постановлением Верховного Хурала.
В случае необходимости Верховный Хурал может образовать новые комитеты и комиссии, упразднить и реорганизовать ранее созданные.
Статья 37. В состав комитетов и комиссий может включаться разное число депутатов Верховного Хурала. Депутат обязан быть членом одного из комитетов или комиссий. Все члены комитета и комиссии пользуются равными правами.
Депутат имеет право с совещательным голосом участвовать в работе других комитетов и комиссий Верховного Хурала.
Статья 38. Верховный Хурал образует комитеты и комиссии в состав председателей и членов. Состав комитетов и комиссий Верховного Хурала определяется в соответствии с волеизъявлением депутата, но в пределах 4-6 депутатов в каждом комитете и комиссии. Комитеты и комиссии Верховного Хурала избирают заместителей председателей комитетов и комиссий, предлагают Председателю Верховного Хурала кандидатуры для избрания председателем комитета или комиссии.
Кандидатуры председателей комитетов и комиссий Верховному Хуралу представляет для избрания Председатель Верховного Хурала по согласованию с соответствующим комитетом и комиссией.
Статья 39. Верховный Хурал вправе переизбрать председателя комитета и комиссии по предложению соответствующего комитета или комиссии, а также по мотивированному предложению Председателя Верховного Хурала.
Полномочия председателей комитетов и комиссий Верховного Хурала могут быть прекращены досрочно по просьбе этих лиц, а также в связи с обстоятельствами, препятствующими выполнению ими своих обязанностей.
Статья 40. В состав комитета и комиссии не могут быть избраны Председатель Верховного Хурала и заместитель Председателя Верховного Хурала.
Статья 41. При избрании и освобождении от должности председателей комитетов и комиссий Верховного Хурала проводится тайное голосование отдельно по каждой кандидатуре.
Избранным или освобожденным от должности считается кандидат, набравший более половины голосов от числа избранных депутатов.
Статья 42. Деятельность комитетов и комиссий Верховного Хурала и их материально-техническое обеспечение координируются и осуществляются Председателем Верховного Хурала и его заместителем.
Глава 4. Временные комиссии Верховного Хурала
Статья 43. Верховный Хурал может создавать временные комиссии по любым вопросам в пределах своих полномочий.
Временные комиссии Верховного Хурала избираются открытым голосованием из числа депутатов в составе председателя и членов комиссии. Комиссии могут привлекать к своей работе лиц, не являющихся депутатами Верховного Хурала.
Депутат Верховного Хурала, не избранный в состав временной комиссии, вправе участвовать в ее работе с совещательным голосом.
Заседания временной комиссии являются открытыми. Комиссия вправе провести закрытое заседание.
Статья 44. Задачи и порядок деятельности временных комиссий Верховного Хурала определяются Верховным Хуралом при их создании.
Временная комиссия Верховного Хурала имеет право требовать и получать от государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций необходимые документы и материалы, вызывать экспертов, опрашивать любых лиц, обладает иными полномочиями, предоставленными ей Верховным Хуралом в соответствии с Конституцией Республики Тыва.
Временная комиссия подотчетная Верховному Хуралу и ответственная перед ним.
Должностные лица, препятствующие деятельности временных комиссий Верховного Хурала Республики Тыва, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
По результатам деятельности комиссия представляет Верховному Хуралу доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана группа членов комиссии, имеющая особое мнение, вправе огласить его на заседании Верховного Хурала. По докладу комиссии Верховный Хурал может принять постановление. Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на ее задач или досрочно по решению Верховного Хурала.
Глава 5. Председатель Верховного Хурала
и заместитель Председателя Верховного Хурала
Статья 45. В соответствии со статьей 67 Конституции Республики Тыва Председатель Верховного Хурала возглавляет Верховный Хурал.
Председатель Верховного Хурала избирается Верховным Хуралом из числа депутатов Верховного Хурала тайным голосованием на срок своих депутатских полномочий.
Статья 46. Кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Хурала выдвигаются и обсуждаются на заседании Верховного Хурала. Правом выдвижения кандидатур на должность Председателя Верховного Хурала обладают группы депутатов Верховного Хурала, включая самовыдвижение. Верховный Хурал рассматривает и другие предложения.
Предложения о кандидатурах могут вноситься до начала сессии в Секретариат в письменном виде.
Статья 47. Кандидаты на должность Председателя Верховного Хурала выступают перед Верховным Хуралом с программами предстоящей деятельности.
Каждый депутат имеет право задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по представленной им программе, агитировать "за" или "против" выдвинутой кандидатуры, выдвигать другие кандидатуры.
Обсуждение кандидатур прекращается по решению Верховного Хурала, принятому большинством голосов депутатов, участвующих в заседании. Верховный Хурал утверждает кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного Хурала. Порядок проведения тайного голосования по выборам Председателя Верховного Хурала определяется в соответствии со статьями 29-34 настоящего Регламента.
Кандидат считается избранным на пост Председателя Верховного Хурала, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа избранных депутатов Верховного Хурала. Об избрании Председателя Верховного Хурала Верховный Хурал принимает постановление.
В случае, если на пост Председателя Верховного Хурала выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов.
Если при повторном голосовании ни один из двух кандидатов не набрал более половины голосов от общего числа избранных депутатов, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов. Допускается повторное выдвижение кандидатур.
Статья 48. Председатель Верховного Хурала может быть в любое время путем тайного голосования отозван Верховным Хуралом.
Досрочное прекращение полномочий Председателя Верховного Хурала может быть произведено Верховным Хуралом по просьбе самого Председателя в случае его болезни или в связи с нарушением им Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, совершения преступления, установленного в судебном порядке, а также других обстоятельств, которые делают невозможным исполнение им своих обязанностей.
О досрочном прекращении полномочий Председателя Верховного Хурала Верховный Хурал принимает постановление.
Вопрос об отзыве Председателя Верховного Хурала включается в повестку дня Верховного Хурала, если за принятие этого предложения подано более половины голосов от общего числа избранных депутатов.
При рассмотрении вопроса об отзыве Председателя Верховного Хурала должно быть представлено слово для выступления.
Тайное голосование по вопросу об отзыве Председателя Верховного Хурала производится в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для выборов на пост Председателя.
Решение от отзыве Председателя Верховного Хурала принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа избранных депутатов.
Статья 49. Председатель Верховного Хурала в соответствии со статьей 67 Конституции Республики Тыва представляет Верховному Хуралу кандидатуру из числа депутатов Верховного Хурала для избрания на должность заместителя Председателя Верховного Хурала.
Выборы заместителя Председателя Верховного Хурала производятся тайным голосованием.
Статья 50. Кандидат считается избранным на должность заместителя Председателя Верховного Хурала, если он получил более половины голосов от общего числа избранных депутатов. Об избрании заместителя Председателя Верховного Хурала Верховный Хурал принимает постановление.
Статья 51. В случае, если кандидатура на должность заместителя Председателя Верховного Хурала не получила необходимого для избрания числа голосов депутатов, Председатель Верховного Хурала предлагает Верховному Хуралу другую кандидатуру, по которой проводятся новое обсуждение и голосование. Допускается повторное выдвижение кандидатур.
Статья 52. Полномочия заместителя Председателя Верховного Хурала могут быть в любое время прекращены досрочно по решению Верховного Хурала по представлению Председателя Верховного Хурала.
Вопрос об отзыве заместителя Председателя Верховного Хурала может быть поставлен депутатами и решен Верховным Хуралом в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом для отзыва Председателя Верховного Хурала.
Статья 53. В целях реализации принципа коллегиальности при подготовке вопросов, регулирующих деятельность Верховного Хурала и его Секретариата, Председатель Верховного Хурала образует Консультативный Совет в составе заместителя Председателя Верховного Хурала, председателей комитетов Верховного Хурала и депутатов.
Консультативный Совет не имеет распорядительных и законодательных полномочий.
Заседания Консультативного Совета проводятся по инициативе Председателя Верховного Хурала, не имеют кворума для установления полномочности и не протоколируется.
Статья 54. Председатель Верховного Хурала:
- организует контроль за исполнением актов Верховного Хурала. Образует в этих целях временные депутатские и иные комиссии, требует от руководителей предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Республики Тыва, неукоснительного соблюдения республиканского законодательства;
- наделяются правом создания и распоряжения денежным фондом Председателя Верховного Хурала и фондом представительских расходов, а также распоряжения фондами социально-экономического развития, учреждаемыми Верховным Хуралом;
- осуществляет мероприятия по регулированию порядка деятельности на территории Республики Тыва подразделений пограничных, внутренних и других войск;
- является полномочным представителем Верховного Хурала в федеральных, межреспубликанских, международных и межпарламентских отношениях, договорах и связях, от имени Верховного Хурала подписывает соответствующие договоры, протоколы и иные документы;
- организует координацию и контроль за деятельностью местных Хуралов представителей;
- по согласованию с Президентом Республики Тыва представляет для избрания или назначения кандидатуры на должности в соответствии с Конституцией Республики Тыва;
- делегирует часть своих полномочий заместителю Председателя Верховного Хурала;
- наделяется исключительным правом распоряжения финансовыми и материально-техническими средствами, состоящими на балансе и хозяйственном ведении Верховного Хурала, приема, увольнения и регулирования трудовой деятельности штатных работников Секретариата Верховного Хурала;
- участвует в заседаниях Правительства и Совета Правительства, обеспечивает взаимодействие Верховного Хурала с Президентом Республики Тыва;
- образует научно-консультативные, информационно-аналитические, методические и иные структуры в целях помощи и содействия деятельности Верховного Хурала, вносит предложения о порядке и условиях финансирования их работы;
- награждает от имени Верховного Хурала граждан, имеющих выдающиеся заслуги в области деятельности законодательных и представительных органов;
- координирует и контролирует деятельность комитетов Верховного Хурала, временных комиссий, образуемых Верховным Хуралом;
- организует и обеспечивает разработку и реализацию планов и программ межпарламентского сотрудничества Верховного Хурала;
- осуществляет непосредственную связь с Федеральным Собранием Российской Федерации;
- обеспечивает организационную и финансовую подготовку сессий Верховного Хурала, заседаний его комитетов;
- координирует и контролирует деятельность Секретариата Верховного Хурала;
- участвует в работе Совета безопасности Республики Тыва;
- при открытом голосовании без применения электронной системы Председатель Верховного Хурала голосует последним. В случае равенства "за" и "против" голос Председателя Верховного Хурала является решающим и он при необходимости дает обоснование принятого им решения, при этом вопросы не задаются и прения не открываются.
Глава 6. Образование Правительства Республики Тыва
Статья 55. Полномочия Правительства Республики Тыва определяются в соответствии с Конституциями Республики Тыва и Российской Федерации, Законом о Правительстве Республики Тыва.
Статья 56. Правительство Республики Тыва формируется в составе Главы Правительства, его заместителей, министерств, председателей государственных комитетов, председателя Национального банка Республики Тыва, председателя Пенсионного фонда, председателя Комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, начальника республиканского управления статистики, начальника таможни.
Статья 57. Президент Республики Тыва с согласия Верховного Хурала Республики Тыва назначает и освобождает от должности Государственного секретаря, заместителей Председателя Правительства и министров.
Верховный Хурал Республики Тыва вправе поставить вопрос перед Президентом Республики Тыва об освобождении от должности Государственного секретаря, заместителей Председателя Правительства, министров, других членов Правительства. Предложение об отстранении указанных должностных лиц принимается большинством голосов от общего числа избранных депутатов.
Статья 58. Перед вынесением на рассмотрение Верховного Хурала кандидатур заместителей Председателя Правительства Республики Тыва, министров и других лицу, входящих в состав Правительства, Председатель Верховного Хурала поручает комитетам и комиссиям обсуждение каждой из предложенных кандидатур.
Статья 59. Членам комитетов ми комиссий Верховного Хурала не позже чем за два дня до заседания комитета и комиссии предоставляются информационные и иные материалы по обсуждаемым кандидатурам.
Статья 60. Обсуждение кандидатур может производиться на раздельных или совместных заседаниях комитетов и комиссий Верховного Хурала Республики Тыва.
Каждые комитет и комиссия Верховного Хурала Республики Тыва, которым поручено провести предварительное обсуждение кандидатур на должности в состав Правительства Республики Тыва, выносят свое заключение по обсуждаемым кандидатурам.
В случае, если предложенная кандидатура не рекомендована на соответствующую должность в составе Правительства Республики Тыва, заключение должно содержать мотивировку принятого решения.
Заключение комитета или комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комитета или комиссии.
Статья 61. В случае, если предложенная кандидатура не рекомендована комитетами или комиссиями Верховному Хуралу, Президент Республики Тыва предлагает комитетам и комиссиям другую кандидатуру для обсуждения либо подтверждает свое намерение отстаивать первоначальную предложенную кандидатуру на сессии Верховного Хурала.
Председатели комитетов и комиссий информируют Верховный Хурал об итогах обсуждения кандидатур в комитетах и комиссиях оглашают заключение по каждой кандидатуре.
Статья 62. Кандидат на должность в составе Правительства Республики Тыва выступает перед Верховным Хуралом с программой предстоящей деятельности.
В случае, если кандидатура в состав Правительства Республики Тыва рекомендована комитетом или комиссией для назначения на должность, прения по вопросу о назначении этого должностного лица могут нее открываться, если на этом не настаивают другие депутаты.
Решение о даче согласия для назначения на должность в составе Правительства Республики Тыва принимается отдельно по каждой кандидатуре путем тайного голосования.
Статья 63. Верховный Хурал вправе отменить при приостановить акты Правительства Республики Тыва.
Постановление Верховного Хурала об отмене акта Правительства Республики Тыва может быть обжаловано им в Конституционный суд Республики Тыва.
Глава 7. Избрание Верховного суда, Председателя Высшего
арбитражного суда и судей Высшего арбитражного суда Республики Тыва
Статья 64. В соответствии со статьей 67 Конституции Республики Тыва Председатель Верховного Хурала с согласия Президента Республики Тыва представляет Верховному Хуралу кандидатуры для избрания на должность Председателя Верховного суда и Председателя Высшего арбитражного суда Республики Тыва.
Статья 65. Избрание Председателя Верховного суда, Председателя Высшего арбитражного суда Республики Тыва производится тайным голосованием.
Председатель Верховного суда, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Тыва считаются избранными на должность, если за них проголосовало более половины от числа избранных депутатов.
Об избрании на должность указанных лиц Верховный Хурал принимает постановление.
В случае, если кандидат на должность не получил поддержки Верховного Хурала, Председатель Верховного Хурала предлагает Верховному Хуралу другую кандидатуру на эту должность. При этом проводятся новое обсуждение кандидатуры и голосование. Допускается повторное выдвижение кандидатуры.
Статья 66. В соответствии с Конституцией Республики Тыва Верховный Хурал избирает судей Верховного суда Республики Тыва и судей Высшего арбитражного суда Республики Тыва.
Предложения о составе Верховного суда, судей Высшего арбитражного суда представляют Верховному Хуралу соответственно Председатель Верховного суда, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Тыва.
Кандидатуры в состав указанных в настоящей статье органов перед рассмотрением на сессии Верховного Хурала обсуждаются на заседаниях соответствующих комитетов и комиссий Верховного Хурала.
Статья 67. Обсуждение кандидатур, указанных в статье 64 и согласование по ним в комитетах и комиссиях Верховного Хурала, избрание или назначение данных лиц на соответствующие должности на сессии Верховного Хурала производятся в порядке, предусмотренном статьями 58-62 настоящего Регламента.
Статья 68. Решения по кандидатурам в состав Верховного суда, на должности судей Высшего арбитражного суда принимаются по каждой кандидатуре в отдельности или по всем кандидатурам одновременно либо в ином порядке, определяемом Верховным Хуралом.
Об избрании членов Верховного суда, судей Высшего арбитражного суда Верховный Хурал принимает постановление.
Глава 8. Порядок рассмотрения и принятия проектов
законов Республики Тыва, других актов Верховного Хурала
Статья 69. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов Республики Тыва, проектов законов об изменениях действующих законов Республики Тыва, а также в форме предложений о принятии новых законов Республики Тыва или внесении изменений в действующие законы Республики Тыва (законодательных предложений).
Статья 70. Правом законодательной инициативы в Верховном Хурале пользуются органы, организации и лица, названные в статье 65 Конституции Республики Тыва.
Проекты законов Республики Тыва или законодательные предложения, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или отдельных граждан, могут быть внесены в Верховный Хурал через органы и лица, которые обладают правом законодательной инициативы.
Статья 71. Проекты законов Республики Тыва и законодательные предложения представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их места в системе действующего законодательства, а также ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения. При этом указываются коллективы и лица, принимавшие участие в подготовке законопроекта. При представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое обоснование.
Статья 72. Проекты законов Республики Тыва и законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Верховным Хуралом, представляются в Секретариат Верховного Хурала.
Статья 73. Если форма представленного проекта закона Республики Тыва не отвечает основным требованиям настоящего Регламента и законодательных актов Республики Тыва о порядке подготовки проектов законов Республики Тыва или проект и законодательное предложение представлены без оснований, такой проект или предложение могут быть возвращены Секретариатом Верховного Хурала или Председателем Верховного Хурала инициатору законопроекта для доработки.
Статья 74. Зарегистрированные законопроект или законодательное предложение для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними согласно статье 66 Конституции Республики Тыва направляются в соответствующие комитеты и комиссии Верховного Хурала. При этом определяется головной комитет и комиссия для подготовки заключения.
Проекты законов Республики Тыва и законодательные предложения, подлежащие рассмотрению Верховным Хуралом, передаются в комитеты и комиссии Председателем Верховного Хурала либо его заместителем.
Верховный Хурал может образовывать специальную комиссию для подготовки или предварительного рассмотрения проекта закона Республики Тыва.
Проекты законов Республики Тыва заблаговременно направляются депутатам Верховного Хурала. Замечания, предложения депутатов учитываются при дальнейшей работе над законопроектом, о чем депутаты ставятся в известность.
Статья 75. Верховный Хурал с учетом заключения комитетов и комиссий решает вопрос о включении проекта закона Республики Тыва в повестку дня сессии либо о продолжении работы над законопроектом (законодательным предложением), либо о его отклонении.
При этом Верховный Хурал может поручить подготовку проекта закона Республики Тыва тем же комитетам и комиссиям или расширить их состав с указанием срока представления законопроекта.
Статья 76. Порядок рассмотрения проекта закона Республики Тыва или законодательного предложения, подготовки заключения по законопроекту определяются самостоятельно комитетом или комиссией Верховного Хурала на основе настоящего Регламента и других законов Республики Тыва.
Для работы над проектами законов Республики Тыва или законодательными предложениями комитеты или комиссии создают подготовительные комиссии. В случае, если проект закона Республики Тыва или законодательное предложение рассматривается в нескольких комитетах и комиссиях Верховного Хурала, ими образуются совместные подготовительные комиссии.
В работе подготовительных комиссий вправе принимать участие инициаторы законопроекта. Подготовительные комиссии могут привлекать в состав рабочих и редакционных групп представителей государственных и общественных органов, научных учреждений, специалистов и ученых.
Альтернативные проекты законов Республики Тыва рассматриваются комитетами и комиссиями Верховного Хурала одновременно с основным проектом.
Статья 77. Подготовительная комиссия с согласия головной по данному законопроекту или законодательному предложению комиссии Верховного Хурала вправе принять решение о проведении с участием органов местного самоуправления предварительного обсуждения подготавливаемого проекта на местах - в трудовых коллективах, научных учреждениях, общественных организациях, на собраниях граждан.
В необходимых случаях законопроекты направляются на юридическую научную экспертизу, по ним могут запрашиваться заключение Правительства Республики Тыва, мнение соответствующих министерств и ведомств, государственных и общественных органов Республики Тыва.
Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения законопроекта, рассматриваются подготовительной комиссией и по ее докладу о результатах работы - на заседаниях соответствующих комитетов и комиссий.
При наличии разногласий между комитетами и комиссиями Верховного Хурала, принимавшими участие в работе над законопроектом по вопросам о его содержании или целесообразности разработки, комитетами и комиссиями принимаются меры по урегулированию разногласий. Вопросы, по которым не достигнуто согласие, выносятся на рассмотрение Верховного Хурала.
Статья 78. Обсуждение проекта закона Республики Тыва, законодательного предложения происходит открыто, освещается средствами массовой информации.
Депутат Верховного Хурала, не участвовавший в работе комиссий, вправе направлять им свои замечания и поправки, которые должны быть рассмотрены комитетами и комиссиями. О результатах рассмотрения замечаний и поправок комитеты и комиссии информируют, как правило, в устной форме депутатов, направивших такие замечания и поправки.
Статья 79. Текст проекта закона Республики Тыва, подготовленного к рассмотрению Верховным Хуралом, и материалы к нему предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до рассмотрения этого законопроекта в Верховном Хурале.
Статья 80. Рассмотрение проектов законов Республики Тыва, внесенных в Верховный Хурал, может осуществляться в двух чтениях, если Верховным Хуралом применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение.
Статья 81. Текст проекта закона Республики Тыва, подготовленного к первому чтению, и материалы к нему представляются в Секретариат Верховного Хурала не позднее чем за пятнадцать дней до рассмотрения этого законопроекта в первом чтении в Верховном Хурале.
Секретариат Верховного Хурала Республики Тыва организует правовую и лингвостилистическую экспертизы, составляет заключение и направляет его головному комитету Верховного Хурала не позднее чем за пять дней до рассмотрения этого законопроекта в первом чтении. Окончательное решение об учете указанных заключений перед первым чтением принимается головным комитетом Верховного Хурала.
Статья 82. При первом чтении законопроекта Верховный Хурал заслушивает доклад инициатора законопроекта для обсуждения.
По результатам обсуждения Верховный Хурал принимает за основу внесенный законопроект или отклоняет его. В случае внесения альтернативных законопроектов Верховный Хурал обсуждает их и принимает решение о том, что какой из рассматриваемых проектов взять за основу.
Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если оно утверждено большинством голосов общего числа избранных депутатов.
Статья 83. Если в ходе первого чтения Верховный Хурал признает представленный проект не требующим поправок, он может принять его, не переходя ко второму чтению.
После рассмотрения законопроекта в первом чтении Верховный Хурал может принять его за основу либо отклонить, либо поручить доработать его другим органам.
По решению Верховного Хурала законопроект может быть вынесен на народное обсуждение.
Статья 84. Поправки к проекту закона Республики Тыва и отдельным его статьям, предложения об исключении тех или иных статей либо дополнении тех или иных статей, либо проект в целом вносятся депутатами Верховного Хурала в письменном виде в Секретариат Верховного Хурала Республики Тыва, который передает их в соответствующие комитеты не позднее чем за 3 дня до начала второго чтения по законопроекту.
Головной комитет или другой орган, которому поручена доработка законопроекта, рассматривают внесенные поправки к проекту и подготавливают его ко второму чтению.
Депутаты Верховного Хурала, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения законопроекта в комитетах или органе, которому поручена доработка законопроекта.
Поправки, отклоненные в ходе доработки законопроекта, прилагаются к тексту проекта для рассмотрения их в ходе второго чтения.
Доработанный законопроект по решению Верховного Хурала Республики Тыва, по согласованию с председателем головного комитета или другого органа, которому поручена доработка проекта, вносится на второе чтение.
Статья 85. При повторном чтении по проекту закона Республики Тыва с докладом по данному законопроекту выступает председатель головного комитета или руководитель, органа, дорабатывающего проект.
Статья 86. Любые решения одного комитета Верховного Хурала по рассмотрению и принятию проекта закона Республики Тыва передаются в другие комитеты и рассматриваются ими. В случае разногласий между комитетами по проекту закона Республики Тыва создается согласительная комиссия.
Предложения согласительной комиссии по урегулированию разногласий доводятся до сведения депутатов Верховного Хурала.
Предложение об урегулировании разногласий считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа избранных депутатов.
Статья 87. При рассмотрении законопроекта Верховный Хурал заслушивает доклад инициатора законопроекта и содоклад головного комитета или комиссии, обсуждает основные положения законопроекта и высказывает предложения и замечания в форме поправок.
Статья 88. Каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно на сессии Верховного Хурала. Если предложено внести несколько поправок в одну и ту же статью, то вначале обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках. Председательствующий праве объявить перерыв в заседании для подготовки заключения по поправкам. При этом слово для обоснования поправки предоставляется депутату, внесшему поправку, если он не согласен с предложениями комитета или комиссии по данной поправке. Прения по поправкам в этом случае не открываются.
Статья 89. Обсуждение законопроекта проводится постатейно, по разделам или в целом. Во время обсуждения возможно возвращение отдельных частей или законопроекта в целом на доработку в соответствующие комитеты и комиссии.
Статья 90. На голосование ставятся отдельно каждая статья либо раздел, или глава проекта закона Республики Тыва с внесенными поправками, а затем весь проект в целом. Верховный Хурал может принять решение о голосовании сразу по законопроекту в целом.
По представлению председателя головной комиссии либо по собственной инициативе председательствующий может до проведения голосования по законопроекту в целом направить его в соответствующие комитеты и комиссии для проверки на отсутствие внутренних противоречий и правильность взаимосвязи его статей.
Статья 91. В результате рассмотрения Верховный Хурал принимает закон Республики Тыва либо отклоняет его, либо возвращает на доработку.
Статья 92. В соответствии со статьей 63 Конституции Республики Тыва Верховный Хурал принимает законы Республики Тыва большинством голосов от общего числа избранных депутатов.
Статья 93. Текст принятого в целом закона Республики Тыва не позднее недели после его принятия передается в Секретариат Верховного Хурала для подготовки совместно с органом, организацией или лицом, по инициативе которых рассматривается закон, к подписанию и последующему опубликованию.
После окончательного принятия Верховным Хуралом закона в целом не допускается в тексте закона ни с чьей стороны никаких поправок, кроме лингвистических.
Перед направлением на подписание Президенту Республики Тыва текст закона визируется Председателем Верховного Хурала Республики Тыва или его заместителем.
Текст закона представляется Секретариатом Верховного Хурала Президенту Республики Тыва.
В исключительных случаях срок представления закона Президенту Республики Тыва может быть продлен по решению Верховного Хурала Республики Тыва.
Текст принятого закона, подписанный Президентом Республики Тыва, направляется в Верховный Хурал для опубликования.
Статья 94. Послания и обращения Президента Республики Тыва к Верховному Хуралу рассматриваются Верховным Хуралом на очередном заседании, но не ранее, чем через три дня после получения депутатами соответствующих полномочий.
Глава 9. Принятие решений Верховным Хуралом и его органами
Статья 95. В целях осуществления законодательных, представительных, контрольных полномочий Верховный Хурал принимает постановления, Председатель Верховного Хурала издает распоряжения.
Статья 96. Решения Верховного Хурала по процедурным вопросам принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании, если настоящим Регламентом не установлен иной порядок решения этих вопросов, оформляются протокольно без принятия постановлений и фиксируются в протоколе заседания.
Статья 97. Верховный Хурал рассматривает вопросы об избрании, назначении или утверждении руководителей подотчетных ему органов.
Постановления Верховного Хурала Республики Тыва по указанным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа избранных депутатов, если настоящим Регламентом не предусмотрен иной порядок голосования.
Другие вопросы, связанные с осуществлением Верховным Хуралом законодательных, представительных и контрольных полномочий, рассматриваются на заседаниях Верховного Хурала. Постановления по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа избранных депутатов.
Статья 98. Проекты наиболее важных постановлений Верховного Хурала по программным вопросам государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства рассматриваются в соответствии с правилами, установленными настоящим Регламентом в отношении рассмотрения проектов законов Республики Тыва.
Статья 99. Председатель Верховного Хурала подписывает постановления Верховного Хурала, а также иные акты Верховного Хурала, кроме законов и кодексов Республики Тыва.
Статья 100. Комитеты и комиссии Верховного Хурала принимают постановления по обсуждаемым ими вопросам, а также дают заключения по проектам законов Республики Тыва и другим решениям, направляемым им Секретариатом Верховного Хурала или Председателем Верховного Хурала.
Постановления комитетов и комиссий Верховного Хурала принимаются простым большинством голосов от общего числа членов комитетов и комиссий.
Глава 10. Рассмотрение важнейших государственных
программ экономического и социального развития Республики
Тыва, Государственного бюджета Республики
Тыва и отчетов об их выполнении
Статья 101. Проекты планов и государственных программ экономического и социального развития республики, проект Государственного бюджета Республики Тыва, отчеты об их исполнении и проекты соответствующих законов вносятся в Верховный Хурал Правительством Республики Тыва не позднее чем за две недели до рассмотрения их на сессии Верховного Хурала.
Председатель Верховного Хурала направляет указанные проекты для предварительного рассмотрения и подготовки заключения по ним комитетам и комиссиям Верховного Хурала.
Статья 102. Комитеты и комиссии Верховного Хурала не позднее чем за неделю до рассмотрения на заседании Верховного Хурала планов и государственных программ экономического и социального развития Республики Тыва представляют в Секретариат Верховного Хурала свои заключения по этим проектам.
Материалы о проектах планов и программ экономического и социального развития вручаются депутатам Верховного Хурала не позднее чем за две недели до назначаемого срока рассмотрения их на сессии Верховного Хурала.
Статья 103. Закон о Государственном бюджете Республики Тыва ставится на голосование после утверждения Верховным Хуралом общих сумм доходов и расходов Государственного бюджета Республики Тыва.
Об утверждении государственных планов экономического и социального развития Республики Тыва, отчетов об их выполнении и исполнении Государственного бюджета Республики Тыва Верховный Хурал принимает постановления.
Статья 104. Верховный Хурал осуществляет контроль за ходом выполнения государственных программ экономического и социального развития Республики Тыва, Государственного бюджета и заслушивает доклады Правительства Республики Тыва по этим вопросам.
Глава 11. Осуществление Верховным Хуралом контрольных полномочий
Статья 105. Верховный Хурал непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и применением государственными и общественными органами, организациями, объединениями граждан Конституции Республики Тыва, законов Республики Тыва, постановлений и указов Верховного Хурала, выполнением государственных программ экономического и социального развития Республики Тыва, Государственного бюджета Республики Тыва, деятельностью образуемых или избираемых Верховным Хуралом государственных органов, а также избираемых или назначаемых им должностных лиц.
Статья 106. Правительство, Председатель Верховного суда и Председатель Высшего арбитражного суда Республики Тыва ежегодно отчитывается перед Верховным Хуралом в течение срока их полномочий.
Статья 107. В соответствии со статьей 67 Конституции Республики Тыва Председатель Верховного Хурала ежегодно отчитывается о своей работе перед Верховным Хуралом.
Текст отчета заблаговременно рассылается депутатам Верховного Хурала.
Верховный Хурал по предложению не менее половины общего числа избранных депутатов может в любое время заслушать отчет Председателя Верховного Хурала о его работе в целом или по отдельным вопросам деятельности. По отчету Председателя Верховный Хурал может открывать обсуждения и принимать по нему решения.
Статья 108. В соответствии с Конституцией Республики Тыва Правительство Республики Тыва ежегодно отчитывается о своей работе перед Верховным Хуралом, представляя отчет в первом квартале календарного года.
Верховный Хурал по предложению Председателя Верховного Хурала, комитетов и комиссий Верховного Хурала или не менее половины числа избранных депутатов может в любое время заслушать отчет Правительства Республики Тыва о его работе в целом или по отдельным вопросам деятельности.
Отчет Правительства Республики Тыва вносится Президентом Республики Тыва в Верховный Хурал. Текст отчета не позднее чем за две недели до его рассмотрения на сессии Верховного Хурала предоставляется депутатам.
Отчет Правительства до рассмотрения его на сессии Верховного Хурала передается на заключение в комитеты и комиссии Верховного Хурала.
Статья 109. От имени Правительства Республики Тыва с отчетом на заседании Верховного Хурала выступает Президент Республики Тыва или один из заместителей Председателя Правительства по его поручению.
После заслушивания отчета Правительства Республики Тыва, содокладов и заключений комитетов и комиссий Верховного Хурала могут открываться прения. По итогам обсуждения Верховный Хурал принимает постановление.
Верховный Хурал вправе потребовать от Президента Республики Тыва отставки Правительства Республики Тыва в целом или отдельно членов Правительства Республики Тыва.
Статья 110. Верховный Хурал по предложению депутата (или группы депутатов) может заслушать на сессии отчет или информацию любого должностного лица об исполнении законодательства.
Статья 111. Верховный суд и Высший арбитражный суд Республики Тыва ежегодно представляют отчет о своей деятельности Верховному Хуралу.
Отчеты Верховного суда и Высшего арбитражного суда Республики Тыва направляются для ознакомления в комитеты и комиссии Верховного Хурала. По предложению комитетов и комиссий Верховный Хурал может принять по указанным отчетам постановление.
Статья 112. Депутат Верховного Хурала, группа депутатов, а также комитет или комиссия Верховного Хурала вправе обратиться с запросом-требованием дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросу, имеющему важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства республики, к Председателю Верховного Хурала, Президенту и Правительству Республики Тыва, руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Хуралом.
Запрос может быть внесен на сессии Верховного Хурала в письменной или устной форме.
Запрос, внесенный в письменной форме, оглашается председательствующим на заседании или доводится до сведения депутатов путем раздачи им текста запроса.
Председательствующий на заседании доводит запрос до сведения того органа или должностного лица, к которому запрос обращен. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать в срок устный или письменный ответ на запрос до окончания работы сессии Верховного Хурала, но не позднее трех дней с момента внесения запроса.
Депутат или группа депутатов, от имени которых внесен запрос, могут обратиться к органу или должностному лицу, представившему ответ на запрос, за дополнительными разъяснениями, выступить с репликой, заявлением.
Ответ на запрос после заслушивания может быть поставлен на обсуждение. По ответу на запрос принимается постановление.
Запрос депутата, адресованный Председателю Верховного Хурала Республики Тыва, прокурору Республики Тыва, руководителям органов расследования, не может касаться конкретных дел, находящихся в их производстве.
Статья 113. Повестка дня сессии Верховного Хурала определяется таким образом, чтобы в ней был предусмотрен резерв времени для обращения с запросами и вопросами. В этих целях могут планироваться заседания, специально посвященные внесению запросов и вопросов и изложению ответов на них, а также отводится время в конце заседаний.
Для ответа на запрос представляется до 15 минут, а на вопрос - до 10 минут.
Статья 114. Предложения и замечания, высказанные на сессии Верховного Хурала или переданные в письменной форме председательствующему на заседании, рассматриваются Верховным Хуралом либо направляются им на рассмотрение соответствующим государственным органам и должностным лицам.
Статья 115. Комитеты и комиссии Верховного Хурала, участвуя в осуществлении контроля за проведением в жизнь законов Республики Тыва и иных решений Верховного Хурала, деятельностью государственных и общественных органов, разрабатывают предложения и принимают рекомендации, подлежащие обязательному рассмотрению соответствующими органами.
Контроль за деятельностью государственных и общественных органов комитетами и комиссиями Верховного Хурала осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Тыва о комитетах и комиссиях Верховного Хурала.
Статья 116. Верховный Хурал может создавать, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу. Задачи таких комиссий определяются при их создании Верховным Хуралом, в пределах своих полномочий.
Порядок создания, полномочия и другие вопросы организации и деятельности этих комиссий определяются в соответствии со статьями 43-44 настоящего Регламента.
Статья 117. Руководители государственных и общественных органов, иные должностные лица за представление Верховному Хуралу и их органам недостоверной информации либо за умышленное сокрытие информации несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.
Глава 12. Образование и деятельность депутатских групп, фракций
Статья 118. Депутаты Верховного Хурала, основываясь на общности политических, социально-экономических и иных интересов и целей, могут образовывать депутатские группы, фракции.
Статья 119. Депутатская группа, фракция образуется в составе не менее 5 депутатов.
С письменным заявлением на имя Председателя Верховного Хурала об образовании депутатской группы, фракции выступает один из депутатов, вошедших в состав этой депутатской группы, фракции.
Заявление оглашается на сессии Верховного Хурала. В заявлении указываются персональный состав депутатской группы, фракции, ее программные цели и задачи, наименование, а также лицо, которое уполномочено выступать от имени группы, фракции.
Заявление об образовании депутатской группы, фракции принимается Верховным Хуралом к сведению, если не поступит иного предложения.
Статья 120. Депутатская группа, фракция является официально зарегистрированной с момента принятия Верховным Хуралом заявления об ее образовании к сведению
Статья 121. Депутатская группа, фракция:
- пользуется правами, установленными статьями 42, 44, 100, 110 Регламента Верховного Хурала для комитетов и комиссий Верховного Хурала;
- вправе делегировать своего представителя в составе редакционных и иных комиссий, образуемых Верховным Хуралом;
- самостоятельно объявляет и проводит пресс-конференции, выступает с заявлениями для печати, распространяет подготовленный ею материал среди депутатов;
- вправе вносить альтернативные проекты законов и иных актов Верховного Хурала. Внесенные депутатской группой, фракцией альтернативные проекты рассматриваются в установленном порядке;
- имеет право на обязательное предоставление слова своему представителю в ходе обсуждения вопросов на заседании сессии Верховного Хурала;
- проводит работу по разъяснению своей программы, принимает в состав группы новых членов;
- проводит совещания, вправе приглашать для участия в их работе должностных лиц;
- избирает председателя (координатора) группы, фракции и его заместителя.
Статья 122. Верховный Хурал вправе принять постановление о прекращении деятельности депутатской группы, фракции в случае нарушения ею законодательства и Регламента Верховного Хурала.
Глава 13. Заключительные положения
Статья 123. Смета расходов, связанных с деятельностью Верховного Хурала и его органов, депутатов, утверждается Верховным Хуралом.
Статья 124. Организационное, техническое и иное обслуживание деятельности Верховного Хурала и его органов, депутатов обеспечивается Секретариатом Верховного Хурала. Для организации освещения работы Верховного Хурала средствами массовой информации в составе Секретариата Верховного Хурала Республики Тыва образуется пресс-группа Верховного Хурала, которая регулярно проводит пресс-конференцию для журналистов по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на сессиях Верховного Хурала.
Статья 125. Положение о Секретариате Верховного Хурала, его структура, штаты и смета расходов утверждается Верховным Хуралом Республики Тыва.
Статья 126. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности Верховного Хурала и органов, образуемых для обеспечения его работы, проводится не реже одного раза в год по распоряжению Председателя Верховного Хурала. Результаты ревизии доводятся до сведения депутатов Верховного Хурала.
Статья 127. Установление внутренней и внешней охраны, постоянных и временных постов осуществляется по письменному распоряжению Председателя Верховного Хурала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Тыва от 30 марта 1994 г. N 69 "О введении в действие Регламента Верховного Хурала Республики Тыва"
Текст Закона официально опубликован не был
Законом Республики Тыва от 29 июля 1998 г. N 26 настоящий Закон признан утратившим силу