Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы".
2. Внести проект республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы" на утверждение в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва.
Назначить представителем Правительства Республики Тыва при рассмотрении данной Программы министра кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва Ондар Л.Ш.
3. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва включить Программу в перечень целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Министерству финансов Республики Тыва при формировании бюджета на 2004 и последующие годы предусматривать расходы по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" в соответствии с Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и Законом Республики Тыва "О науке и научно-технической политике Республики Тыва".
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на управление по вопросам социальной политики Аппарата Правительства Республики Тыва.
И.о. первого зам. Председателя
Правительства Республики Тыва |
А. Брокерт |
Проект
Республиканская целевая научно-техническая программа
"Приоритетные направления развития фундаментальных
и прикладных научных исследований в Республике Тыва
на 2003 - 2010 годы"
(Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва
от 20 мая 2003 г. N 301)
Паспорт
республиканской целевой научно-технической программы
"Приоритетные направления развития фундаментальных
и прикладных научных исследований в Республике Тыва
на 2003-2010 годы"
Наименование Республиканская целевая научно-техническая
программы программа "Приоритетные направления развития
фундаментальных и прикладных научных исследований в
Республике Тыва на 2003-2010 годы"
Основание для Постановление Правительства Республики Тыва от
разработки 13 августа 2002 г. N 550 "Об утверждении мероприятий
программы по выполнению предложений и пожеланий избирателей
Республики Тыва, внесенных во время предвыборных встреч
кандидата на должность Председателя Правительства
Республики Тыва Ооржака Ш.Д."
Государственные Министерство кадровой политики, науки и учебных
заказчики заведений Республики Тыва
программы
Основные Министерство кадровой политики, науки и учебных
разработчики заведений Республики Тыва, Тувинский институт
программы комплексного освоения природных ресурсов Сибирского
отделения Российской Академии наук, Тувинский институт
гуманитарных исследований, Государственное научное
учреждение "Тувинский научно-исследовательский
институт сельского хозяйства" Сибирского отделения
Российской Академии сельскохозяйственных наук,
Тувинский государственный университет
Цели и задачи Научно-техническое обеспечение перехода отраслей
программы экономики республики на качественно новые
технологические уровни, научное управление
собственностью;
- создание научно-технологической базы научных
учреждений республики, сохранение ведущих научных
учреждений и коллективов, развитие научно-технического
и интеллектуального потенциала республики;
- сохранение приоритета республики в ряде важных
областей науки, техники и технологии, управлении
недвижимостью;
- сохранение и развитие научно-технического и
производственного потенциала в области создания
современных научных приборов и оборудования;
- создание основ государственного регулирования
научно-технической политики и механизма ее реализации;
- сохранение и дальнейшее развитие исторического,
духовного и культурного наследия народов Республики
Тыва
Основная задача - сконцентрировать ресурсы на проектах, имеющих
программы наибольшее значение для повышения качества
жизни населения, конкурентоспособности экономики
Республики Тыва, создания и развития
высокотехнологичных и наукоемких производств
Сроки и этапы 2003-2010 годы, в том числе:
реализации I этап - 2003-2006 годы, включает в себя
программы реализацию мероприятий, направленных на сохранение и
развитие кадрового потенциала, целенаправленную
подготовку специалистов высшей квалификации по
экономическим, техническим и другим наиболее значимым
для республики направлениям, приведение системы
управления научным потенциалом республики, а также его
структуры и состава в соответствие с реальными
потребностями, возможностями и современными социально-
экономическими условиями республики, разработку
экономических мер по повышению престижности научной,
научно-технической и инновационной деятельности,
финансирование мероприятий, включенных в настоящую
программу, реализация прикладных проектов, включенных в
Госзаказ, которые должны быть приняты заказчиком до
конца 2003 года, проведение конкурсного распределения
средств на выполнение мероприятий программы;
II этап - 2007-2010 годы, предполагает создание
единой государственной системы банков и баз данных
научной и научно-технической информации, а также сеть
центров коллективного пользования научным оборудованием
в научных организациях и высших учебных заведениях
республики
Перечень Система программных мероприятий охватывает следующие
основных направления:
мероприятий - ориентированные фундаментальные исследования;
программы - поисково-прикладные исследования и разработки;
- исследования и разработки, выполняемые научными
учреждениями Республики Тыва;
- обеспечение научных исследований
Исполнители Научные организации Республики Тыва и Российской
основных Федерации, высшие учебные заведения Республики Тыва и
мероприятий Российской Федерации
программы
Объемы и Общая стоимость программы 141,2 млн. рублей; средства
источники республиканского бюджета Республики Тыва - 50,5 млн.
финансирования рублей;
программы средства федерального бюджета - 89,8 млн. рублей;
внебюджетные средства - 0,9 млн. рублей.
2003 год: республиканский бюджет - 2,20 млн. рублей;
2004 год: всего - 32,42 млн. рублей,
из них:
республиканский бюджет - 11,3 млн. рублей,
федеральный бюджет - 20,92 млн. рублей;
внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей;
2005 год: всего - 37,69 млн. рублей,
из них:
республиканский бюджет - 13,1 млн. рублей,
федеральный бюджет - 24,39 млн. рублей,
внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей;
2006-2010 годы: всего - 68,85 млн. рублей,
из них:
республиканский бюджет - 23,9 млн. рублей,
федеральный бюджет - 44,45 млн. рублей,
внебюджетные средства - 0,2 млн. рублей.
Выделение средств из республиканского бюджета будет
уточняться ежегодно в пределах финансовых возможностях
республиканского бюджета и считается финансированием в
пределах сумм, заложенных в Законе Республики Тыва о
республиканском бюджете на очередной год
Ожидаемые Научное обеспечение социально-экономического развития
результаты республики, интеграция образовательных, научных и
реализации промышленных структур для обеспечения притока новых
программы технологий в производство;
- разработка новых информационных и телекоммуникационных
технологических принципов решения проблем, научных основ
дальнейшей информатизации промышленности и научно-
технической сферы республики;
- совершенствование земельных отношений и механизма
экономического хозяйствования в агропромышленном
комплексе;
- выведение новых сортов сельскохозяйственных культур и
пород групп животных, разработка новых технологий
растениеводства и животноводства.
- создание и развитие биотехнологий для применения в
пищевой промышленности, агротехническом комплексе и
других отраслях;
- разработка научных основ системы обеспечения
безопасности и защиты от аварий и катастроф, а также
методов средне- и долгосрочного прогнозирования погоды;
- разработка рекомендаций по реагированию на изменения
природной среды и климата и адаптации отраслей
экономики к изменяющимся природным и климатическим
условиям;
- разработка новых технологий оценки запасов рудных и
нерудных полезных ископаемых, биопродуктивности озер,
степных угодий, лесных угодий;
- разработка научных основ новых технологических укладов
реального сектора экономики республики;
- разработка прогнозов научно-технического и социального
развития республики с использованием современных средств
моделирования сложных систем;
- создание наукоемких промышленных технологий для
внедрения в отрасли экономики Республики Тыва
Социально- Создание научно-технической базы для обеспечения роста
экономическая экономики республики, выхода на внутренний и мировой
эффективность рынки высокотехнологичной продукции, сохранение
реализации приоритета республики в ряде важных областей науки,
программы техники и технологий;
- улучшение использования земель сельскохозяйственного
назначения, рост эффективности АПК. Годовой
экономический эффект в АПК оценивается приростом
валового продукта в сумме 2-3 млн. рублей и ростом
сборов земельных платежей в бюджеты - 1,5-2 млн. рублей.
Годовой экономический эффект от внедрения предложений по
стабилизации и обеспечению устойчивого экономического
роста в АПК может составить до 2 миллионов рублей нового
типа помесных овец полугрубошерстного типа;
- разработка и внедрение новых препаратов, что приведет
к снижению заболеваемости и росту продуктивности
сельскохозяйственных животных путем создания модели
оптимальной системы противобруцеллезных мероприятий,
снижению уровня заболеваемости людей и животных,
обеспечивающему перспективы оздоровления от бруцеллеза
мелкого рогатого скота. Ожидаемое поголовье ярок и
маток, привитых методом вакцинации, к 2010 году
составит 20,0 тыс. голов;
- повышение урожайности сельскохозяйственных культур
путем выделения адаптированных сортов ячменя и
пшеницы с урожайностью соответственно 12-15 и 12-13
ц/га, тогда как в настоящее время урожайность
составляет 6-7 ц/га;
- разработка и получение энергии и удобрений из отходов
сельскохозяйственного производства, что позволит
улучшить энергообеспеченность работников на отгонных
пастбищах через год после начала работы
биоэнергетических установок;
- внедрение технологии глубокой переработки руд цветных
и редких металлов месторождений Тувы, внедрение
нетрадиционных методов обогащения и комплексного
извлечения полезных компонентов;
- создание экспериментальной опытно-промышленной
установки для отработки технологического регламента
производства ценных углеродных материалов, в том числе
бездымного твердого топлива и попутных продуктов (срок
окупаемости - через 3 года после выхода на проектную
мощность);
- разработка и внедрение мобильного блочно-модульного
обогатительного комплекса извлечения тонкого и
дисперсного золота из окисленных руд "Хопто" с
расчетной рентабельностью 96 %;
- разработка технологий и создание опытно-промышленной
установки утилизации техногенных отходов ГОКа
"Туваасбест" (затраты по первому этапу окупятся через 2
года после выхода на проектную мощность);
- внедрение безотходной технологии переработки
серпентинитов и техногенных отходов ГОКа "Туваасбест"
(срок окупаемости - через 2 года после выхода на
проектную мощность);
- повышение эффективности извлечения благородных
металлов и ценных минералов из упорных и контрастных
руд (срок окупаемости - через 1 год после пуска
экспериментального устройства селективного разделения
тяжелых металлов и минералов);
- эффективное извлечение благородных металлов и ценных
минералов из пульп и промышленных стоков
золотоизвлекающей фабрики "ХОПТО" (срок окупаемости -
через 1 год после выхода на проектную мощность
экспериментального устройства аквагравитационного
разделения твердых материалов в тяжелой среде с
использованием центробежной силы);
- извлечение благородных металлов и ценных минералов из
дезинтегрированных золото- и редкометальных руд без
применения водных растворов и химических реагентов
(срок окупаемости - через 1 год после выхода на
проектную мощность экспериментального центробежно-
аэродинамического концентратора обогащения тяжелых
минералов и металлов);
- увеличение количества кандидатов наук к 2010 году до
350 человек, докторов наук - до 40 человек
Система Контроль за исполнением программы осуществляет
организации управление по вопросам социальной политики Аппарата
контроля за Правительства Республики Тыва, Министерство кадровой
исполнением политики, науки и учебных заведений Республики Тыва.
программы Ход выполнения программы рассматривается на совместных
заседаниях Министерства кадровой политики, науки и
учебных заведений Республики Тыва и Совета по науке и
технологиям при Председателе Правительства Республики
Тыва.
Министерство кадровой политики, науки и учебных
заведений РТ как государственный заказчик осуществляет
контроль за сроками выполнения мероприятий программы,
целевым расходованием выделяемых финансовых средств и
эффективностью их использования, ежегодно уточняет
затраты по программным мероприятиям и состав
исполнителей
1. Основные термины, применяемые в программе
Научная деятельность - интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение научными методами новых знаний, их обобщение, систематизацию, распространение и применение. Научная деятельность включает в себя фундаментальные и прикладные научные исследования, опытные разработки, инновационную деятельность, подготовку научных кадров высшей квалификации.
Объект научной деятельности - Вселенная, природа, общество, человек, культура, мышление, техника и технологии, их структура, принципы и закономерности их функционирования и взаимодействия, изучаемые в целом или в виде отдельных элементов, а также другие материальные объекты или идеальные конструкции.
Фундаментальные исследования - теоретическая и экспериментальная научная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования или поведения изучаемых объектов и причинно-следственных связях, ориентированная прежде всего на создание картины мира или ее фрагментов и познание законов его развития.
Прикладные исследования - научная деятельность, ориентированная на применение ее результатов для достижения практических целей или для решения конкретных практических задач.
Опытные разработки - научная деятельность, направленная на разработку новых устройств, продуктов, технологий или способов, позволяющих получить новые потребительские качества товаров или услуг либо улучшить старые за счет применения результатов научных исследований.
Инновационной называется деятельность по использованию научных знаний и опытных разработок в промышленном производстве, сфере услуг или в других областях хозяйствования.
Научный результат - неизвестные ранее научные знания об исследуемых объектах, полученные вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств. Часть научных результатов, например, теории, открытия, обобщения, принципы, модели, алгоритмы после их публикации становятся общественным достоянием, другие могут быть объектами интеллектуальной собственности, имущественные права на которую защищаются законодательством Российской Федерации.
Научная интеллектуальная собственность - научные результаты, права на использование которых охраняются Российским и международным законодательством. Научной интеллектуальной собственностью являются объекты, охраняемые авторским правом и законодательством о промышленной собственности.
Служебный научный результат - научный результат, созданный в порядке выполнения служебного задания работодателя (служебное произведение).
Побочный научный результат - научный результат, полученный в силу случайных обстоятельств или не планируемый в рамках выполнения конкретного служебного задания.
Общественное достояние - научные результаты, которые могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.
Основные субъекты научной деятельности - индивидуальными субъектами научной деятельности являются научные работники и работники сферы науки, коллективными - научные группы, коллективы, юридические лица, основной задачей или одной из основных задач которых является научная деятельность, ее финансирование и управление ею.
Научный работник (исследователь) - физическое лицо, профессионально, компетентно и продуктивно занимающееся научной деятельностью и вносящее творческий вклад в ее результаты.
Автор (соавтор) научного результата - физическое лицо (одно из физических лиц), профессионально внесшее творческий вклад в получение научного результата.
Работник сферы науки - физическое лицо, профессионально работающее в научных организациях и учреждениях.
Научные организации - юридические лица любой формы собственности, основной целью или одной из основных целей которых является научная деятельность.
Научное учреждение - юридическое лицо, основными целями деятельности которого является административное управление или координация деятельности научных организаций.
Секретная научная деятельность - научная деятельность, выполняемая в целях обеспечения безопасности и укрепления обороноспособности Российской Федерации и использующая сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
Грант - денежные, материальные или иные ресурсы, передаваемые безвозмездно любыми отечественными и иностранными физическими или юридическими лицами в результате открытого конкурса физическим или юридическим лицам исключительно в целях осуществления научной деятельности, безвозвратно или на срок научной работы.
Региональная научно-техническая политика - совокупность законодательных и нормативных актов в сфере науки, определяющих цели и направления деятельности органов представительной и исполнительной власти.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время интеллектуальный потенциал Республики Тыва сосредоточен в основном в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинском институте гуманитарных исследований, Тувинском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук и Тувинском государственном университете.
В научных организациях и учебных заведениях республики работают более 180 кандидатов и 19 докторов наук, среди них кандидатов и докторов наук по техническим и технологическим наукам насчитывается менее 1%.
В период с 1998 по 2002 год диссертации на соискание ученой степени кандидатов наук защитили 33 человека, в том числе в области:
сельскохозяйственных наук - 5,
исторических наук - 5,
биологических наук - 4,
медицины - 3,
экономических наук - 3,
педагогики, филологии, физики и математики - по 2,
политологических наук - 1,
юриспруденции - 1,
геологических наук -1,
технические науки (по специальности технология и организация промышленного и гражданского строительства) - 1.
В аспирантуре различных научных учреждений и учебных заведений Российской Федерации обучаются 80 аспирантов и 3 докторанта очной формы обучения, из них более 80 % аспирантов занимаются фундаментальными научными исследованиями в области истории, филологии, социологии, этнографии, литературы, биологии, экологии.
Исходя из имеющихся данных нетрудно сделать прогноз развития интеллектуального потенциала на ближайшие несколько лет и предположить, какие молодые кадры будут реализовывать в Туве инновационную политику.
По состоянию на январь 2003 года Республике Тыва в науке занято докторов наук и кандидатов наук в возрасте старше 60 лет 24,2 % или 47 человек, в возрасте 50-60 лет - 21,5 % или 42 человека, в возрасте 40-50 лет - 36,5 % или 70 человек, 40-30 лет - 14,0 % или 28 человек, молодые кандидаты наук до 30 лет составляют всего лишь 3,8 % или 9 человек.
Более 17 % от общего числа специалистов республики с учеными степенями в последние годы перешли в государственные органы управления, финансово-экономические структуры. Этот переток, как правило, наиболее энергичной части научно-педагогических работников, безусловно, отрицательно сказывается на результатах деятельности научных учреждений.
В последние годы в республике существенно активизировалась инвестиционная деятельность. Правительством принята Концепция социально-экономического развития Республики Тыва до 2010 года, разработана Концепция развития инновационной деятельности. В 2002 году на базе бывшего Министерства национальной политики, внешнеэкономических и региональных связей Республики Тыва создано новое министерство, важнейшей сферой деятельности которого является реализация инновационных проектов. Все это требует от научно-исследовательских учреждений резкого усиления научных исследований прикладного характера, а также фундаментальных проработок с последующим выходом на практическую реализацию полученных результатов.
Инновационный путь развития экономики республики, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики. Поэтому принятие программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы" становится первоочередной задачей.
Целями программы определены развитие научно-технического и кадрового потенциала Республики Тыва и его адаптация к рыночной экономике, а также формирование нового мышления ученых в постиндустриальном обществе.
Для достижения целей предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение совместного участия сотрудников организаций науки, высшего образования и других структур в подготовке высококвалифицированных кадров, проведении научных исследований, разработке и реализации научно-технических и инновационных проектов;
- привлечение в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности учащейся и студенческой молодежи, создание условий для повышения престижности научной и инновационной деятельности;
- развитие опытно-экспериментальной и приборной базы для ее совместного использования научными работниками, преподавателями, студентами и аспирантами высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, сотрудниками инновационных структур и учащимися школ республики.
В ходе реализации программы предусматривается создание такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки создать условия для эффективного использования в производстве разработанные не только в республике, но и в стране новейшие технологии. При этом благодаря использованию новых информационных технологий опытно-конструкторскими разработками и научными рекомендациями ведущих научных центров страны, смогут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности Республики Тыва.
Поскольку в настоящее время деятельность ученых в целом по республике не скоординирована, происходит дублирование исследований, нерациональная трата бюджетных средств, закрытость для независимой экспертизы. Некоторые направления исследований, исключительно важные для республики, заброшены. Для многих направлений характерно мелкотемье, отсутствие четко поставленной цели работы, следствием чего является отсутствие значимых результатов, что отражается в малом количестве публикаций на российском и международном уровне и в незначительном количестве доведенных до конца прикладных разработок, имеющих важное значение для экономики Республики Тыва. В этих условиях сохранить и эффективно использовать научный потенциал республики, накопленный за многие годы, можно лишь в условиях серьезного государственного протекционизма, принципиальной поддержки научной сферы Правительством Республики Тыва.
3. Основные цели, задачи и этапы реализации программы
Основными целями и задачами программы являются:
- сохранение и дальнейшее развитие научного потенциала Республики Тыва;
- обеспечение координации деятельности государственных органов управления в области науки, техники и технологий и упорядочение финансирования за счет республиканского бюджета Республики Тыва;
- обеспечение конкурсного финансирования научных исследований в условиях открытости для научного сообщества и независимой высококвалифицированной экспертизы;
- обеспечение интеграции между высшими учебными заведениями и научными учреждениями республики, выработка целенаправленной научно обоснованной кадровой политики,
- формирование госзаказа по наиболее важным направлениям исследований;
- создание фонда поддержки инновационной деятельности.
Главным условием реализации целей и задач, изложенных в программе, является разработка научно-технологических решений, обеспечивающих ускоренное развитие смежных, в том числе социально ориентированных, базовых технологий, которые наряду с увеличением объемов производства конкурентоспособной продукции обеспечивают:
- повышение качества жизни населения Республики Тыва;
- энергоресурсоэффективность;
- снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- предупреждение техногенных и снижение ущерба от природных катастроф;
- эффективную переработку сырья;
- экономически обоснованное обеспечение республики топливно-энергетическими ресурсами;
- обеспечение стабильного роста сельскохозяйственного производства и экономической эффективности агропромышленного комплекса республики;
- создание эффективных информационных и коммуникационных систем в научно-технологической и производственной сферах;
- развитие транспорта;
- развитие социально-экономических технологий.
Для решения поставленных целей будут разработаны нормативно-правовые и организационные условия для формирования госзаказа и Фонда инициативных исследований по интеграции науки и высшей школы, заключены договоры с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, подписан Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия между Минобразования России и администрациями субъектов Российской Федерации, Сибирским отделением Российской Академии наук, Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук, Сибирским отделением Российской академии медицинских наук и т.д. Начнется финансирование проектов, включенных в настоящую программу в качестве плановых мероприятий. Будут разработаны организационные мероприятия по координации всех НИОКР, проводимых министерствами и ведомствами по республиканским и федеральным программам.
Программа реализуется в два этапа:
I этап - 2003 - 2006 годы и II этап - 2007 - 2010 годы.
На первом этапе до 2006 года важнейшими задачами в области науки и технологий являются:
- сохранение и развитие кадрового потенциала;
- целенаправленная подготовка специалистов высшей квалификации по экономическим, техническим и другим наиболее значимым для республики направлениям,
- приведение системы управления научным потенциалом республики, а также его структуры и состава в соответствие с реальными потребностями и возможностями и современными социально-экономическими условиями республики;
- разработка экономических мер по повышению престижности научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- финансирование мероприятий, включенных в настоящую программу, реализация прикладных проектов, включенных в госзаказ, которые должны быть приняты заказчиком до конца 2003 года. Ежегодно должно проводиться конкурсное распределение средств на выполнение мероприятий программы;
- обеспечение концентрации усилий и ресурсов на реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в интересах социально-экономического развития Республики Тыва;
- создание экономических, инфраструктурных и институциональных основ для перехода к инвестиционно-активной стадии развития экономики республики;
- направление целевым образом, начиная с 2004 года, 1,5 процента средств расходной части бюджета Республики Тыва на финансирование науки и научно-технической деятельности по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" согласно Закону Республики Тыва "О науке и научно-технической политике Республики Тыва" (ст. 14, пункт 2 "На финансирование науки и научно-технической деятельности выделяются средства из республиканского бюджета без фонда финансовой поддержки муниципальных образований в размере не менее 4 процентов его расходной части, что составляет не менее 1,5 процента консолидированного бюджета Республики Тыва без фонда финансовой поддержки муниципальных образований").
На втором этапе в долгосрочный период 2007-2010 гг. необходимо создать единую государственную систему (сеть) банков и баз данных научной и научно-технической информации, а также сеть центров коллективного пользования научным оборудованием в научных организациях и высших учебных заведениях республики.
Обеспечение рационального сочетания интересов республики и частного предпринимательства в использовании научных знаний, научно-технической продукции и услуг, в первую очередь в целях их незамедлительной передачи в сферу производства, ускоренного выпуска инновационной продукции на внутренний и мировой рынок в интересах устойчивого социально-экономического развития республики.
4. Программные мероприятия
В комплексе мер по развитию фундаментальных и прикладных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы важное значение имеет разработка системы программных мероприятий. Их реализация позволит успешно решить основные цели и задачи программы. К первоочередным мерам, относящимся ко всей программе в целом, можно отнести заключение или продление соглашений с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Сибирским отделением Российской Академии наук, Сибирским отделением Российской Академии сельскохозяйственных наук, Сибирским отделением Российской Академии медицинских наук и другими федеральными структурами о долевом финансировании приоритетных направлений научных исследований. Программные мероприятия, относящиеся ко всей программе в целом, приведены в Приложении N 1 Более подробная информация содержится в п. 5.1. "Ориентированные фундаментальные исследования" и п. 5.2. "Поисково-прикладные исследования и разработки".
5. Структура программы
Проекты программы сгруппированы по разделам (указаны в паспорте), которые объединены два блока: "Ориентированные фундаментальные исследования" и "Поисково-прикладные исследования и разработки". Кроме этого, выделен раздел "Исследования и разработки, выполняемые государственными научными учреждениями Республики Тыва".
5.1. Ориентированные фундаментальные исследования
Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на дальнейшее развитие фундаментальных исследований, выполненных Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинским институтом гуманитарных исследований и Государственным научным учреждением "Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук. Указанные исследования послужат основой для развития современных технологий, создания новых материалов с уникальными свойствами, будут стимулировать развитие новых направлений исследований в биологии, медицине, природопользовании, геофизике, связи и т.д.
1. Целью реализации раздела "Фундаментальные исследования в области комплексного освоения природных ресурсов" является проведение фундаментальных исследований по геологии и металлогении, химической переработке и обогащению минерального сырья, геоэкологии, региональной экономике для оценки состояния земельных, лесных гидроминеральных ресурсов и разработки рекомендаций для эффективного вовлечения в хозяйственный оборот детально разведанных месторождений полезных ископаемых республики.
2. Целью реализации раздела "Информационные технологии" этого блока является создание научных основ и обеспечение задела для разработки наукоемких информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций для их последующей реализации в основных сферах жизни общества как фундаментальной основы информатизации республики.
Работы по данному разделу предусматривают:
- проведение исследований по теоретическим проблемам создания интеллектуальных компьютерных систем для решения прикладных задач социально-экономического развития Республики Тыва;
- изучение актуальных вопросов проектирования телекоммуникационных сетей, разработку методов обеспечения информационной безопасности;
- исследование методов информационного взаимодействия в живых системах.
3. Выполнение фундаментальных исследований раздела "Новые материалы и химические продукты" обеспечит прогрессивные сдвиги в энергетике, медицине и здравоохранении, в производстве продовольствия, в других отраслях промышленности, научных исследованиях.
Результаты этих исследований обеспечат развитие критических технологий и послужат основой реализации таких направлений, как каталитические технологии, создание материалов с заданными свойствами, направленный органический синтез материалов с предсказуемыми свойствами, технологии утилизации и т.д.
4. Ориентированные фундаментальные исследования раздела "Технологии живых систем" должны обеспечить научную базу для прорыва по важнейшим проблемам биологии, медицины и сельского хозяйства.
К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в области наук о жизни относятся:
- разработка генно-инженерных основ лечения болезней человека;
- разработка новых подходов к созданию лекарственных средств, в том числе традиционных;
- разработка теоретических основ мониторинга и сохранения биологического разнообразия (видового и экосистемного), а также генофондов человека, животных, растений и микроорганизмов;
- исследования молекулярных основ патогенеза болезней человека, иммунного ответа и физиологии адаптации к экстремальным условиям;
- разработка новых методов диагностики и защиты сельскохозяйственных растений и животных и т.д.
Важным направлением является разработка эффективных средств защиты от возбудителей опасных инфекционных болезней человека и животных, а также от биологических агентов, вызывающих повреждение физических объектов.
Фундаментальные исследования агропромышленного комплекса направлены на разработку научных основ и систем растениеводства и животноводства, адаптированных к условиям рыночной экономики.
5. Фундаментальные исследования раздела "Экология и рациональное природопользование" направлены на всестороннее исследование глобальных изменений, происходящих в природной среде, биосфере, социальной и экономической сферах под воздействием, как естественных природных факторов различного временного масштаба, так и в результате развития техносферы и деятельности человека.
6. К основным направлениям ориентированных фундаментальных исследований в области наук о Земле относятся:
- создание основ теории процессов минералообразования;
- исследование предстоящих изменений климата Республики Тыва;
- разработка методов прогнозирования, оценки рисков и предупреждения опасных природных процессов и т.д.
7. Важным разделом блока является раздел "Социально-экономические технологии". Значимость этого раздела объясняется тем, что Правительство Российской Федерации основной целью развития страны на период до 2010 года определило достижение радикального повышения уровня жизни населения, восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе.
Программные мероприятия раздела направлены на решение таких важнейших вопросов государственной научно-технической политики, как определение приоритетов в науке и технике и механизма их реализации за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и иных источников, снижение рисков в финансово-экономической сфере, оптимизация процессов управления в промышленности и развития инновационных предприятий, новых социально-экономических технологий в области здравоохранения, градостроительства и жилищных проблем, подготовки кадров в научно-технической сфере, обеспечения информационно-технологической безопасности Республики Тыва.
5.2. Поисково-прикладные исследования и разработки
Программные мероприятия блока включают исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники, ориентированные на создание новых перспективных технологий, опытных образцов и т.д. в сфере развития критических технологий Республики Тыва.
При формировании указанных программных мероприятий учитываются потребности отраслей экономики в принципиально новых технологических решениях.
1. Основные задачи поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Информационные технологии и электроника" состоят в разработке научных и технологических основ, обеспечении научно-технического задела по созданию новых и развитию существующих базовых информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций, по формированию и использованию информационных ресурсов, электронных библиотек, государственной системы научно-технической информации.
Исследования и разработки раздела направлены на решение проблем в области информатики и вычислительной техники, математических методов и моделей, алгоритмов и программ, интеллектуальных систем, а также на разработку технических решений создания вычислительных средств, диагностических систем, опытных устройств, систем связи и т.д.
2. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Производственные технологии" основываются на достижениях физических, химических и биологических наук, а также достижениях в области новых материалов, информационных технологий и электроники.
Реализация научно-технологических разработок обеспечит развитие таких наукоемких научно-производственных комплексов республики, как машиностроительный, горно-металлургический и строительный.
Основными целями проводимых исследований и разработок являются:
- создание научной базы для перехода отраслей реального сектора экономики на качественно новый технологический уклад производительных сил республики;
- разработка новых технологических решений по реализации производственных процессов с высокой производительностью и гарантированным качеством продукции.
Новые технологические решения будут разработаны преимущественно в следующих областях:
- новые физические, химические и биологические процессы обработки материалов;
- информационные технологии управления процессом производства продукции;
- техногенные образования, переработка дефицитного и стратегического минерального сырья;
- ресурсо- и энергосберегающие экологически безопасные технологии по снижению выбросов продуктов неполного сгорания углей в атмосферу.
3. Результаты поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Новые материалы и химические продукты" являются важными для обеспечения прогрессивных сдвигов в сельскохозяйственном производстве, различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и связи, медицине и здравоохранении, при производстве продовольствия, в научных исследованиях.
Кроме того, проведение поисково-прикладных исследований и реализация разработок раздела также позволит:
- создать технологические основы, позволяющие производить очистку и утилизацию отходов с минимальными затратами при снабжении населения качественной питьевой водой;
- разработать новые технологические решения и совершенствование организации процессов в областях: растениеводство, животноводство, ветеринария, экономика, организация и управления агропромышленным производством;
- разработать широкую гамму образцов катализаторов новых поколений со снижением капитальных затрат на создание соответствующих производств, уменьшением расходов энергоресурсов и сырья, обеспечением экологической безопасности;
- разработать экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии производства продукции для социального сектора;
- разработать технологические основы производства керамических и композиционных материалов.
4. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Технологии живых систем" направлены на решение важнейших научных проблем прикладной биологии, здравоохранения и агропромышленного комплекса.
Прикладные исследования для агропромышленного комплекса направлены на разработку новых технологических решений и совершенствование организации процессов растениеводства, животноводства, ветеринарии, экономики и управления агропромышленным производством.
Разработка эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения позволит снизить заболеваемость населения Республики Тыва наиболее распространенными болезнями, улучшить физическое и духовное здоровье людей. Будут совершенствоваться методы создания новых сортов растений и пород животных, борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и животных, процессы пищевых производств. Получат развитие методы уменьшения влияния антропогенных факторов на экологическое равновесие и биологическое разнообразие экосистем республики.
Будут разработаны технологические решения извлечения металлов, основы расширенного производства наукоемкой продукции и т.д.
5. В рамках раздела "Транспорт" предусматривается проведение поисково-прикладных исследований и разработок, направленных на:
- научно-техническое обеспечение формирования современного транспортного комплекса Республики Тыва, способного интегрироваться в международную транспортную сеть;
- получение научно-технических результатов, обеспечивающих решение транспортных проблем путем совершенствования традиционных видов транспорта, поиск научно-технических решений для создания перспективных транспортных технологий и средств транспорта;
- создание научно-технического задела для разработки систем управления, навигации.
Реализация в 2003-2010 годах поисково-прикладных исследований и разработок раздела "Транспорт" также позволит разработать технологические решения для создания международных транспортных коридоров.
6. В рамках раздела "Топливо и энергетика" предусматривается проведение поисково-прикладных исследований, разработка технологических решений, направленных преимущественно на:
- повышение энергоресурсоэффективности на этапах производства (добычи), передачи и использования топливно-энергетических ресурсов, снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- охрану окружающей среды и повышение энергоресурсоэффективности в топливно-энергетическом комплексе;
- развитие децентрализованного энергоснабжения на базе возобновляемых источников энергии.
7. Поисково-прикладные исследования и разработки раздела "Экология и рациональное природопользование" направлены на создание конкретных технических решений по предотвращению загрязнения природной среды, в том числе водных ресурсов, разработку экологически безопасных технологий (очистителей) по снижению уровня сажи в зимний период, разработку безопасных производств, поиск способов практического перехода на возобновляемые источники энергии, обоснование стратегических решений в сфере рационального использования природных ресурсов Республики Тыва, разработку рекомендаций по развитию региона, ресурсодобывающих отраслей экономики, рыболовства, лесного хозяйства, лесоперерабатывающего комплекса и т.д.
5.3. Исследования и разработки, выполняемые
государственными научными учреждениями Республики Тыва
Исследования и разработки, выполняемые исполнителями проектов данного раздела - государственными научными учреждениями Республики Тыва: Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинским институтом гуманитарных исследований и Тувинским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук, ориентированы на проведение комплексных научно-исследовательских работ в тех областях, формирование научно-технологического задела, в которых поручено Правительством Республики Тыва.
Проекты, предусмотренные планами научно-исследовательских работ и программами важнейших прикладных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ государственных научных учреждений Республики Тыва, которые утверждаются Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, составляют систему программных мероприятий данного раздела. Указанные проекты определяются на основе конкурсного отбора независимыми экспертными комиссиями, создаваемыми Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, в состав которых входят представители министерств (ведомств), ведущие ученые и специалисты Российской Федерации и Республики Тыва, государственных и общественных академий наук, отраслевых институтов и промышленности.
6. Ресурсное обеспечение программы
Развитие фундаментальных и прикладных исследований требует значительных финансовых ресурсов.
Средства для их развития предлагается предусмотреть следующим образом. Объем финансирования составляет 141,2 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет - 50,5 млн. рублей, федеральный бюджет - 89,8, внебюджетные средства - 0,9 млн. рублей.
Объемы финансирования программы на 2003-2006 годы будут определяться при составлении бюджетных заявок с учетом соответствующих дефляторов и прогнозируемых доходов республиканского бюджета Республики Тыва на среднесрочную перспективу.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских работ и научных организаций республики, выполняемых в рамках программы, осуществляется Министерством кадровой политики, науки учебных заведений Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, выделяемых ему как государственному заказчику программы. Оплата работы исполнителей производится в соответствии с условиями заключенных с ними государственных контрактов.
Объекты капитального строительства для включения в раздел "Наука" федеральной адресной инвестиционной программы ежегодно отбираются Министерством экономики Республики Тыва исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Тыва на основе критериев, сформулированных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Перечень объектов и объемы финансирования конкретизируются при формировании инвестиционной программы на текущий год.
7. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает отработку организационно-финансовых схем обеспечения системы мероприятий проектов развития материальной базы фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва в соответствии с содержанием этапов выполнения программы.
Реализация программы обеспечивается государственным заказчиком-Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва.
Конкретные проекты, сроки их реализации определяются в программных мероприятиях.
Организационно-методическое управление осуществляет Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва с учетом предложений Совета по науке и технологиям при Председателе Правительства Республики Тыва:
определяет конечные и промежуточные цели научно-исследовательских работ, сроки их достижения;
производит оценку объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации отдельных проектов;
в соответствии с объемами выделенных бюджетных средств распределяет их по исполнителям проектов;
осуществляет регулярный контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств;
организует в установленном порядке проведение конкурсов и соответствующую экспертизу;
организует приемку работ по программе и подготовку рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ.
Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение государственных контрактов на выполнение НИОКР по программе, ее информационно-аналитическое обеспечение осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Реализация мероприятий программы будет производиться в основном на договорных началах между Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва и научными организациями, высшими учебными заведениями Республики Тыва и Российской Федерации, иными организациями, предусматривающих использование как бюджетных, так и привлеченных средств. Часть программных мероприятий будет осуществляться путем распределения ежегодно выделяемых бюджетных средств среди исполнителей на конкурсной основе - посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва организует проведение открытых конкурсов, в том числе совместно с Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным научным фондом, для выбора исполнителей с целью наиболее эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому мероприятию.
Реализация Программы осуществляется на основе договоров, заключаемых Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва с исполнителями, как правило, на один год по результатам проведенного конкурсного отбора.
НИОКР, относящиеся к программным мероприятиям, регистрируются в Министерстве кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва.
Развитие материальной базы фундаментальных и прикладных научных исследований будет осуществляться путем реализации конкретных мероприятий за счет республиканского и федерального бюджета.
Ход выполнения программы периодически рассматривается на заседаниях Министерства кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва. Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва уточняет показатели программы, затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программы, состав исполнителей.
Государственными заказчиками программы являются Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва, Министерство экономики Республики Тыва. Средства, выделяемые на реализацию программы из республиканского бюджета, распределяются государственным заказчиком.
Исполнителями программы являются научные организации Республики Тыва и Российской Федерации, высшие учебные заведения Республики Тыва и Российской Федерации по результатам конкурсного отбора.
8. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Министерство кадровой политики, науки и учебных заведений как государственный заказчик осуществляет контроль за сроками выполнения мероприятий программы, целевым расходованием выделяемых финансовых средств и эффективностью их использования, ежегодно заслушивает на заседаниях коллегии и направляет в Министерство финансов Республики Тыва информацию и доклад о ходе реализации программы и об эффективности использования финансовых средств, уточняет затраты по программным мероприятиям и состав исполнителей.
9. Социально-экономическая эффективность реализации программы
Реализация программы позволит многократно окупать вкладываемые в нее бюджетные средства. Широко известно, что обычно каждый вложенный в науку рубль приносит по разным оценкам 5-10 и более рублей валового внутреннего (регионального) продукта. Хотя надо иметь ввиду#, что далеко не все результата научных исследований могут иметь конкретную количественно измеренную экономическую эффективность. Эффект может носить социальный, образовательный, познавательный и другой характер, крайне необходимый динамично развивающемуся обществу. Ориентировочно можно утверждать, что общий годовой экономический эффект может составить не менее 120 млн. рублей дополнительного дохода, а срок окупаемости - менее года. Это подтверждается на примере Тувинского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук, разработавшего Методики распределения средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) по выравниванию бюджетной обеспеченности, что обеспечило республике многократное увеличение финансовой помощи из федерального бюджета (трансфертов, дотаций на выравнивание) - с 509,6 млн. рублей в 1999 году до 3 млрд. 103,6 млн. рублей в 2002 году (в 2000 г. - 1099 млн. рублей, в 2001 г. - 2168 млн. рублей).
Следствием реализации программы будет создание научно-технической базы для обеспечения роста экономики республики, выхода на внутренний и мировой рынки высокотехнологичной продукции, сохранение приоритета республики в ряде важных областей науки, техники и технологий.
Реализация программы позволит улучшить использование земель сельскохозяйственного назначения, рост эффективности АПК. Годовой экономический эффект в АПК оценивается приростом валового продукта в сумме 2-3 млн. рублей и ростом сборов земельных платежей в бюджеты - 1,5-2 млн. рублей. Годовой экономический эффект от внедрения предложений по стабилизации и обеспечению устойчивого экономического роста в АПК может составить до 2 млн. рублей.
В результате реализации программы будет получен новый тип помесных овец полугрубошерстного типа; разработаны и внедрены новые препараты, что приведет к снижению заболеваемости и росту продуктивности сельскохозяйственных животных путем создания модели оптимальной системы противобруцеллезных мероприятий, снижению уровня заболеваемости людей и животных, обеспечивающее перспективы оздоровления от бруцеллеза мелкого рогатого скота, ожидаемое поголовье ярок и маток, привитых методом вакцинации, к 2010 году составит 20,0 тысяч голов; повысится урожайность сельскохозяйственных культур путем выделения адаптированных сортов ячменя и пшеницы с урожайностью соответственно 12-15 и 12-13 ц/га, тогда как в настоящее время урожайность составляет - 6-7 ц/га; будет разработана методика получения энергии и удобрений из отходов сельскохозяйственного производства, что позволит улучшить энергообеспеченность работников на отгонных пастбищах через год после начала работы биоэнергетических установок.
Планируется участие в реализации программы на конкурсной основе ведущих научных центров страны. В то же время программа будет способствовать сохранению ведущих научных организаций республики, снизит социальную напряженность в научно-технической сфере, возникшую на переходных этапах развития экономики, сохранит более 200 рабочих мест. В результате реализаций программы количество кандидатов наук к 2010 году увеличится до 350 человек, докторов наук - до 40 человек.
На основе контрактной системы реализации проектов будет повышена ответственность научных организаций за выполнение программных мероприятий.
В результате реализации программы будут:
- выявлены перспективные направления научно-технического развития республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создан научный задел для их развития, ориентированный на инновационный рост экономики Республики Тыва;
- разработаны новые информационные и телекоммуникационные технологические решения, научные и технологические основы дальнейшей информатизации промышленности и научно-технической сферы республики;
- разработаны технологические основы инноваций, созданы условия для развития биотехнологий, практического освоения ее достижений;
- созданы технологические решения, предназначенные для использования в различных сферах деятельности организаций и предприятий медицинской, пищевой, агротехнической отраслей промышленности;
- разработаны научные основы системы обеспечения безопасности и защиты от катастроф, разработаны методы средне- и долгосрочного прогнозирования погоды с учетом роли Саяно-Шушенского водохранилища на территории Улуг-Хемской котловины;
- получены новые технологии оценки запасов рудных и нерудных полезных ископаемых, биопродуктивности озер, лесов, степных угодий и разработаны стратегические рекомендации по реагированию на изменения природной среды и климата и адаптации основных отраслей экономики к новым природным и климатическим условиям;
- разработаны научные основы технологий реального сектора экономики республики, характеризующихся индивидуализацией производства и потребления, повышением гибкости производства, преодолением экологических ограничений по энерго- и материалоемкости технологических процессов, совершенствованием общественной структуры на основе телекоммуникационных технологий, перспективных транспортных комплексов и распределенных производственных систем;
- разработаны инновационные технологические подходы к снижению ресурсоемкости основных производственных процессов, увеличению энергоэффективности экономики, получению образцов новых материалов, применение которых должно увеличить доходную часть бюджета;
- снижены нагрузки на экосистемы за счет использования каталитических систем очистки, разделения смесей и селективного окисления загрязнений.
Народно-хозяйственная эффективность будет получена по мере внедрения технологии глубокой переработки руд цветных и редких металлов месторождений Тувы, внедрения нетрадиционных методов обогащения и комплексного извлечения полезных компонентов, через 3 года после выхода на проектную мощность экспериментальной опытно-промышленной установки для отработки технологического регламента производства ценных углеродных материалов, в том числе бездымного твердого топлива и попутных продуктов, через год после ввода в действие мобильного блочно-модульного обогатительного комплекса извлечения тонкого и дисперсного золота из окисленных руд "ХОПТО" с расчетной рентабельностью 96 %, после выхода на проектную мощность опытно-промышленной установки утилизации техногенных отходов ГОКа "Тувакобальт" через 2 года, после выхода на проектную мощность опытно-промышленной установки для внедрения безотходной технологии переработки серпентинитов и техногенных отходов ГОКа "Туваасбест", через год после пуска экспериментального устройства по селективному разделению тяжелых металлов и минералов, через год после выхода на проектную мощность экспериментального устройства аквагравитационного разделения твердых материалов в тяжелой среде с использованием центробежной силы, через год после выхода на проектную мощность экспериментального центробежно-аэродина-мического концентратора обогащения тяжелых минералов и металлов.
Все это позволит обеспечить дальнейший научно-технический прогресс и развитие материального производства в республике, ее равноправное участие в российском разделении труда, укрепить безопасность республики, улучшить качество среды обитания человека, повысить благосостояние населения Республики Тыва.
К настоящей Программе приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 20 мая 2003 г. N 301 "О проекте республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был