Конституционный суд Республики Тыва в составе Председателя О.Л.-С. Салчака, судей С.О. Монгуш, А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, с участием представителей Председателя Правительства Республики Тыва, направившего запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - Ч.Т. Донгак - Полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами, А.А. Язева - министра Республики Тыва по делам юстиции; представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва; представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва К.А. Бичелдея - депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части 2 статьи 36 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений.
Заслушав сообщение судей-докладчиков Ю.Я. Норбу, С.О. Монгуш, объяснения представителей заявителя, выступление приглашенных на заседание представителей палат Великого Хурала Республики Тыва, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом (исх. N 3/124-ШО от 17 февраля 2004 г.) о толковании части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва, которая устанавливает следующее:
Совместные заседания палат Великого Хурала Республики Тыва, а также заседания каждой из палат Великого Хурала Республики Тыва являются открытыми за исключением случаев, установленных законом.
Неопределенность в понимании положений части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва, по мнению заявителя, возникла в связи с ограниченностью доступа к материалам заседаний, а именно к стенограммам и протоколам Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
Заявитель считает, что в соответствии с частью 4 ст. 98 Конституции Республики Тыва, которой провозглашается открытость заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва обязана создать доступ к стенограммам и протоколам открытых заседаний палаты.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование этой конституционной нормы, а именно разъяснить, каков порядок доступа к материалам, в том числе стенограммам и протоколам открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва, и определить сроки представления данных материалов.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с вопросами, поставленными в обращении Председателя Правительства Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании будет разъяснение права органов государственной власти и их должностных лиц, граждан, а также иных лиц на доступ к материалам открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва, в том числе к стенограммам и протоколам, а также определение сроков представления данных материалов.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва основы организации и деятельности Великого Хурала Республики Тыва устанавливаются Конституцией. Порядок деятельности палат Великого Хурала Республики Тыва определяется регламентами палат.
4. Правовая логика части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва, рассматриваемой во взаимосвязи ее с другими положениями части 1 статьи 1, части 4 статьи 3, части 2 статьи 28, заключается в том, что открытость заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва есть одно из проявлений демократичности парламента. Это логическое следствие принципа гласности, лежащего в основе деятельности всех органов власти в правовом государстве.
В организации и деятельности правового государства превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности. Правовое государство "связано" правом, исходит из признания неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина.
Одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является то, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
5. Практика применения части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва заложена в Регламентах палат Великого Хурала Республики Тыва.
Регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (утвержден постановлением Законодательной палаты от 14 октября 2002 г. N 19 ЗП-I с изменениями и дополнениями от 19 марта 2003 г. N 240 ЗП-I, от 23 апреля 2003 г. N 268 ЗП-I, от 16 июня 2003 г. N 377 ЗП-1), Регламент Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва (утвержден постановлением Палаты представителей Великого Хурала от 21 ноября 2002 г. N 19 с изменениями и дополнениями от 3 июля 2003 г. N 104, от 19 июня 2003 г. N 92, от 25 декабря 2003 г. N 156) воспроизводят сам конституционный принцип открытости заседаний.
Однако реализация принципа открытости и гласности, выраженная в Регламентах палат, носит ограничительный (разрешительный) характер.
Анализ положений Регламентов Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала показывает, что доступ к протоколам и стенограммам открытых заседаний палат имеют только депутаты.
6. Провозглашенное частью 5 статьи 26 Конституции Республики Тыва право каждого свободно искать, получать информацию не получило отражения в Регламентах палат Великого Хурала Республики Тыва. Государство в лице любых органов обязано предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.
Стенограмма и протокол представляют собой документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти, сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Вопросы пользования информационными ресурсами и реализации права на доступ к информации регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями от 10 января 2003 г.).
Статьей 7 названного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют государственные информационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их использование в соответствии с установленной компетенцией.
Государственные информационные ресурсы, как отмечается статьей 10 вышеприведенного Федерального закона, являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная к категории ограниченного доступа. При этом Федеральным законом устанавливается перечень информации, которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Среди ее видов: законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти; документы информационных систем органов государственной власти, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Граждане наряду с другими пользователями обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Такое право на доступ к информации является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Исходя из вышеизложенного палаты Великого Хурала Республики Тыва обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к материалам, в том числе к стенограммам и протоколам открытых заседаний.
7. В связи с выяснением вопроса о доступе к материалам открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва необходимо решить вопрос о сроках предоставления материалов, в том числе стенограмм и протоколов открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва другими органами государственной власти и их должностными лицами, гражданами и иными лицами по их обращениям.
В положениях Регламентов палат Великого Хурала Республики Тыва нет четкого отражения вопросов о сроках предоставления материалов открытых заседаний.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти регулируются Законом Республики Тыва от 1 апреля 1996 г. N 515 "О порядке рассмотрения обращений граждан" (в редакции Закона Республики Тыва от 17 февраля 2004 г. N 558 BX-I). Статьей 3 данного закона Республики Тыва установлено, что граждане вправе лично либо через своих представителей обращаться в палаты Великого Хурала Республики Тыва к их должностным лицам и депутатам.
Исходя из смысла положений, установленных статьями 108, 110, 111 и 113 Конституции Республики Тыва, конституционного принципа открытости и гласности деятельности органов государственной власти, принципа разделения властей, а также исходя из объема и содержания наделенных полномочий Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, субъектам права законодательной инициативы материалы, в том числе стенограммы и протоколы открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва, должны представляться незамедлительно по их запросам. При этом представление материалов должно носить уведомительный характер.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Положение части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва об открытости заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва во взаимосвязи с другими положениями Конституции Республики Тыва означает, что палаты Великого Хурала Республики Тыва обязаны предоставлять материалы открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва, в том числе стенограмм и протоколов Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, субъектам права законодательной инициативы незамедлительно по их запросам.
2. Материалы открытых заседаний палат Великого Хурала Республики Тыва представлять гражданам в соответствии с Законом Республики Тыва "О порядке рассмотрения обращений граждан".
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Председательствующий: О.Л.-С. Салчак
Судьи: С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 11 марта 2004 г. N 3-П "По делу о толковании положений части 4 статьи 98 Конституции Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 31 марта 2004 г. N 48