Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л.-С. Салчака, судей А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, С.О. Монгуш, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва К.А. Бичелдея; а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Председателя Правительства Республики Тыва - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами Ч.Т. Донгак; представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
Заслушав выступление судьи-докладчика А.П. Саая, объяснение представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, заключение эксперта Р.С. Дан-Сюрюн, доцента кафедры русского языка Тувинского государственного университета, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва постановлением от 25 февраля 2004 года N 649 ЗП-I обратилась в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва. Частью 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва предусмотрено, что предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва оформляются в виде проекта конституционного закона Республики Тыва и могут вносится Палатой представителей и Правительством Республики Тыва.
Неопределенность в понимании положений части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва, по мнению заявителя, возникла в связи с тем, что вышеуказанное конституционное положение не дает строгого определения тому, может ли Правительство Республики Тыва или Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва вносить предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва каждый самостоятельно либо они должны делать это совместно. Заявитель полагает, что содержание части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части, касающейся подачи предложений о принятии поправок к Конституции Республики Тыва, вносимых Палатой представителей Великого Хурала Республики Тыва и Правительством Республики Тыва, должно односложно соответствовать своему написанию. Имеющийся соединительный союз "и" между словами "Палатой представителей и Правительством Республики Тыва" устанавливает, что предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва могут вноситься исключительно совместно двумя вышеуказанными субъектами права законодательной инициативы.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части определения порядка подачи предложений о принятии поправок к Конституции Республики Тыва, в частности, могут ли Палата представителей или Правительство Республики Тыва раздельно вносить предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва либо они должны делать это совместно.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с вопросами, поставленными в обращении Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании будет выяснение права Палаты представителей и Правительства Республики Тыва вносить предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва раздельно либо совместно.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. По буквальному смыслу части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва, оцениваемой во взаимосвязи с другими положениями этой статьи, а также статей 9, 96, 108 и 141 Конституции Республики Тыва союз "и" между словами "Палатой представителей" и "Правительством Республики Тыва" реализует соединительное значение и употреблен для соединения двух названий самостоятельных субъектов законодательной инициативы, имеющих право вносить предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва, и указывает на то, что перечисление данных субъектов полностью исчерпано и не может быть продолжено далее.
Таким образом, контекстное значение союза "и" согласно лексико-синтаксическому содержанию части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва определяет, что предложения о принятии поправок к Конституции Республики Тыва могут вноситься как Палатой представителей, так и Правительством Республики Тыва.
4. Внесение предложений о принятии конституционных поправок и пересмотр Конституции Республики Тыва регулируются главой 16 Конституции Республики Тыва. Статьей 140 Конституции Республики Тыва установлено, что стабильность Конституции Республики Тыва обеспечивается особым порядком ее принятия и пересмотра отдельных конституционных положений. Конституция Республики Тыва, а также поправки к главам 1 и 16 Конституции принимаются референдумом Республики Тыва.
Согласно части 3 статьи 142 Конституции Республики Тыва поправки к главам 2 - 15 Конституции Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов и в течение 14 дней со дня их принятия передаются на рассмотрение Палаты представителей. Поправки к Конституции Республики Тыва считаются одобренными Палатой представителей, если за них проголосовали не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Частями 5 и 6 статьи 142 Конституции Республики Тыва определено, что принятый Законодательной палатой и одобренный Палатой представителей конституционный закон Республики Тыва о поправках к Конституции Республики Тыва в течение 10 дней направляется Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования. Председатель Правительства Республики Тыва в течение 14 дней подписывает конституционный закон о поправках к Конституции Республики Тыва и обнародует его. В случае отклонения Председателем Правительства Республики Тыва конституционного закона о поправках к Конституции Республики Тыва указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательной палаты и Палаты представителей. Конституционный закон Республики Тыва, одобренный в ранее принятой редакции необходимым большинством голосов Законодательной палаты и Палаты представителей, не может быть повторно отклонен Председателем Правительства Республики Тыва и подлежит подписанию и обнародованию в течение 14 дней.
Анализ положений Конституции Республики Тыва, установленных статьей 142, показывает, что в осуществлении законодательной функции по инициированию и принятию поправок к главам 2 - 15 Конституции Республики Тыва участвуют в качестве самостоятельных субъектов Палата представителей и Законодательная палата Великого Хурала, а также Председатель Правительства Республики Тыва и Правительство Республики Тыва.
В соответствии с частью 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва могут вносить Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, при этом предложение Великого Хурала Республики Тыва подлежит согласованию с Правительством Республики Тыва, а Правительства Республики Тыва - с Великим Хуралом Республики Тыва. Из содержания данного конституционного положения следует, что предложения о разработке нового проекта Конституции Республики Тыва вносятся каждым субъектом самостоятельно при наличии согласия другого.
Исходя из вышеизложенного настоящим толкованием выявлено, что Конституцией Республики Тыва право инициирования поправок к главам 2 - 15 Конституции Республики Тыва делегировано как законодательной, так и исполнительной ветвям государственной власти. Самостоятельными субъектами данного права являются Великий Хурал Республики Тыва в лице Палаты представителей и Правительство Республики Тыва как высший исполнительный орган государственной власти Республики Тыва. Иное понимание толкуемого конституционного положения не будет отвечать конституционному принципу разделения властей, закрепленному статьей 9 Конституции Республики Тыва, а также содержанию и объему полномочий Великого Хурала Республики Тыва, и Правительства Республики Тыва предусмотренных Конституцией Республики Тыва.
Кроме того, аналогичная правовая позиция Конституционного суда Республики Тыва была выражена в Постановлении Конституционного суда Республики Тыва от 20 января 2004 г. N 1-П по делу о толковании частей 2 и 3 статьи 101 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, согласно которой право инициирования поправок к Конституции Республики Тыва отнесено к ведению Палаты представителей.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Признать, что согласно части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва в ее взаимосвязи с другими положениями этой статьи, а также с положениями статей 9, 96, 103, 104, 108, 109, 113, 140 и 141 Конституции Республики Тыва Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва и Правительство Республики Тыва являются самостоятельными субъектами права инициирования поправок к главам 2 - 15 Конституции Республики Тыва.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного суда Республики Тыва от 18 марта 2004 г. N 4-П "По делу о толковании части 1 статьи 142 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 31 марта 2004 г. N 48, в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов РФ", N 7, 2004 год, г. Москва