Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, С.О. Монгуш, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва К.А. Бичелдея; а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителей Председателя Правительства Республики Тыва - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами Ч.Т. Донгак, министра Республики Тыва по делам юстиции А.А. Язева, заместителя министра Республики Тыва по делам юстиции Ч.Ч. Чоксума; представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части 2 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений статьи 105 Конституции Республики Тыва, касающихся сроков рассмотрения законов Республики Тыва, принятых Законодательной палатой и переданных в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва.
Заслушав выступления судей-докладчиков А.П. Саая и С.О. Монгуш, объяснение представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва постановлением от 24 марта 2004 года N 704 ЗП-1 обратилась в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании статьи 105 Конституции Республики Тыва, которая устанавливает следующее:
1) Конституционные законы Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, а законы Республики Тыва - большинством голосов от установленного числа депутатов. Принятые конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва в течение 14 дней передаются на рассмотрение Палаты представителей;
2) Конституционный закон Республики Тыва считается одобренным Палатой представителей, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов этой палаты. Закон Республики Тыва считается одобренным Палатой представителей, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов этой палаты либо если он не был рассмотрен Палатой представителей в течение 14 дней;
3) обязательному рассмотрению в Палате представителей подлежат, кроме конституционных законов Республики Тыва, законы Республики Тыва по вопросам:
а) республиканского бюджета Республики Тыва;
б) установления республиканских налогов и сборов, а также порядка их взимания;
в) организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
4) в случае отклонения Палатой представителей конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва либо внесения в них поправок палаты Великого Хурала Республики Тыва могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего они подлежат повторному рассмотрению Законодательной палатой;
5) отклоненные Палатой представителей конституционный закон Республики Тыва, закон Республики Тыва считаются принятыми, если при повторном рассмотрении за них в ранее принятой редакции проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательной палаты. В случае принятия конституционного закона, закона в ранее принятой редакции необходимым большинством голосов депутатов Законодательной палаты они направляются на подписание Председателю Правительства Республики Тыва.
Заявитель полагает, что положения статьи 105 Конституции Республики Тыва не дают строгого определения тому, в каких днях (календарных или рабочих) исчисляется установленный Конституцией Республики Тыва 14-дневный срок рассмотрения в Палате представителей законов Республики Тыва, переданных на одобрение Законодательной палатой.
По мнению заявителя, законы, принятые Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва, рассматриваются в Палате представителей в течение 14 календарных дней.
Кроме разъяснения указанной неопределенности, заявитель просит определить полномочия комитетов Палаты представителей по рассмотрению (одобрению и отклонению) законов Республики Тыва, переданных на одобрение Законодательной палатой, и процедуру возврата законопроектов инициатору принятия закона по его отзыву.
Конституционный суд Республики Тыва согласно статье 3, части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" дает толкование Конституции Республики Тыва и при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в запросе, при этом решая исключительно вопросы права.
2. Что касается требований Законодательной палаты относительно определения полномочий комитетов Палаты представителей по рассмотрению (одобрению и отклонению) законов Республики Тыва, переданных на одобрение Законодательной палатой, и процедуры возврата законопроектов инициатору принятия закона по его отзыву, то производство по делу в соответствии со статьей 67 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Тыва" следует прекратить ввиду недопустимости запроса в этой части.
Правила допустимости запроса о толковании Конституции Республики Тыва основываются на принципе разделения властей (статья 9 Конституции Республики Тыва) и на принципе связанности Конституционного суда компетенцией иных органов (часть 4 статьи 3 Конституционного закона "О Конституционном суде Республики Тыва").
При решении вопроса о допустимости запросов о толковании Конституции необходимо разумное самоограничение судебной власти, с тем чтобы Конституционный суд не оказался вовлеченным в политический процесс законотворчества и не превысил свою компетенцию, определенную Конституцией Республики Тыва и Конституционным законом Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва".
Предметом обращения в Конституционный суд Республики Тыва по делам о толковании могут быть только положения Конституции Республики Тыва, а основанием рассмотрения дела - только обнаружившаяся неопределенность в понимании конституционных положений (статья 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва").
Требования Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, касающиеся определения полномочий комитетов Палаты представителей и процедуры возврата законопроектов инициатору принятия закона по его отзыву, по своему характеру относятся к организации деятельности палат Великого Хурала. В соответствии с частью 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва порядок деятельности палат Великого Хурала Республики Тыва определяется регламентами палат, которые согласно статьям 103 - 104 Конституции Республики Тыва принимаются соответствующими палатами самостоятельно.
Таким образом, определение полномочий комитетов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва и процедуры отзыва законопроектов субъектами законодательной инициативы не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Тыва и, следовательно, данные вопросы не могут быть предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Тыва в деле о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва.
3. Исходя из вышеизложенного, предметом настоящего дела о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва будет выяснение вопроса о порядке исчисления сроков рассмотрения в Палате представителей законов, принятых Законодательной палатой и направленных на рассмотрение в Палату представителей.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Республики Тыва, выраженной в Постановлении Конституционного суда Республики Тыва от 1 марта 2004 года N 2-П по делу о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва, вопросы законодательного процесса по своему конституционно-правовому характеру непосредственно связаны с организацией и деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основы организации и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 95-ФЗ от 4 июля 2003 года). Пунктом 8 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного обеспечения своей деятельности.
В соответствии с частью 8 статьи 98 Конституции Республики Тыва основы организации и деятельности Великого Хурала устанавливаются Конституцией Республики Тыва, а порядок деятельности палат Великого Хурала определяется их регламентами. Данное конституционное положение соотносится с вышеприведенными нормами федерального законодательства.
4. Поскольку порядок исчисления срока рассмотрения законов Республики Тыва, принятых Законодательной палатой и переданных на рассмотрение в Палату представителей, четко не определен в Конституции Республики Тыва, то в соответствии с указанными нормами федерального законодательства и положениями части 8 статьи 98 и статьи 103 Конституции Республики Тыва данный вопрос может быть отрегулирован Регламентом Палаты представителей. Статьей 71 Регламента Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва определено, что исчисление сроков, установленных настоящим Регламентом, производится в рабочих днях с исключением выходных и праздничных дней.
Учитывая вышеизложенное, настоящим толкованием выявлено, что согласно положениям статьи 105 Конституции Республики Тыва в ее взаимосвязи с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также с положениями части 8 статьи 98 и статьи 103 Конституции Республики Тыва 14-дневный срок рассмотрения законов Республики Тыва в Палате представителей следует исчислять в соответствии с ее Регламентом.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 67, 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. 14-дневный срок рассмотрения законов Республики Тыва, принятых Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва и переданных в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва, исчислять в соответствии с Регламентом Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва.
2. Производство по настоящему делу в части, касающейся определения полномочий комитетов Палаты представителей по рассмотрению законов Республики Тыва, а также процедуры возврата законопроектов, прекратить.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Данное Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Республики Тыва", газетах "Шын" и "Тувинская правда".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 18 мая 2004 г. N 5-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 27 мая 2004 г. N 72