Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей А.П. Саая, С.О. Монгуш, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - заместителя Председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Н.С. Германовой, а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Председателя Правительства Республики Тыва - министра Республики Тыва по делам юстиции А.А. Язева; представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - советника государственно-правового управления Аппарата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Т.К. Ховалыга, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта "д" статьи 103 и части 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Палаты Представителей Великого Хурала Республики Тыва о толковании положений пункта "д" статьи 103 и части 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части 2 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании положений пункта "д" статьи 103 и части 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва в части направления Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования законов Республики Тыва, принятых Законодательной палатой, не подлежащих обязательному рассмотрению в Палате представителей и не рассмотренных ею в четырнадцатидневный срок.
Заслушав выступление судьи-докладчика С.О. Монгуш, объяснения представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Пункт "д" статьи 103 Конституции Республики Тыва к полномочиям Палаты представителей относит одобрение и отклонение конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва, принятых Законодательной палатой, и направление их на подписание Председателю Правительства Республики Тыва.
Часть 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва устанавливает, что конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва в течение 10 дней направляются Законодательной палатой Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования.
Приведенные конституционные положения не дают четкого определения тому, какая из палат Великого Хурала Республики Тыва обладает правом направлять Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования законы Республики Тыва, принятые Законодательной палатой и не подлежащие обязательному рассмотрению в Палате представителей.
По мнению Палаты представителей, принятый Законодательной палатой закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Палате представителей в соответствии с частью 2 статьи 105 Конституции Республики Тыва и не рассмотренный палатой в установленный срок, на следующий день после истечения установленного срока направляется Председателем Палаты представителей Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Позиция Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва заключается в следующем: законы Республики Тыва, принятые Законодательной палатой и не рассмотренные Палатой представителей в установленный Конституцией Республики Тыва срок, направляются Председателю Правительства Республики Тыва Законодательной палатой. Эта позиция отражена в пункте 3 статьи 104 Регламента Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
Председатель Правительства Республики Тыва полагает, что принятые Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва законы должны направляться Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования только Палатой представителей, за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Исходя из требований, изложенных в запросе Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании будет выяснение вопроса о том, какая из палат Великого Хурала Республики Тыва в соответствии с пунктом "д" статьи 103 и частью 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва обладает конституционным правом направлять для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Тыва законы Республики Тыва, принятые Законодательной палатой, не подлежащие обязательному рассмотрению и не рассмотренные Палатой представителей в установленный Конституцией Республики Тыва срок.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. При толковании вышеуказанных конституционных положений следует учитывать правовую позицию Конституционного суда Республики Тыва, выраженную в Постановлении Конституционного суда Республики Тыва от 1 марта 2004 года "по делу о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва", в котором разъяснена процедура завершения рассмотрения закона Республики Тыва в Великом Хурале Республики Тыва и дано толкование понятия "принятый закон Республики Тыва".
Кроме того, толкуемые конституционные положения следует рассматривать во взаимосвязи с положениями статьи 105 Конституции Республики Тыва, предусматривающими порядок рассмотрения и принятия конституционных законов Республики Тыва, законов Республики Тыва.
Таким образом, во взаимосвязи с указанными положениями выявляется конституционно-правовой смысл пункта "д" статьи 103 и части 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва, который заключается в том, что именно Палата представителей обладает правом направлять для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Тыва законы Республики Тыва, принятые Законодательной палатой и одобренные Палатой представителей в активной либо пассивной форме, за исключением случая преодоления Законодательной палатой вето Палаты представителей (часть 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва).
Исходя из изложенного, принятый закон Республики Тыва должен направляться Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования той палатой Великого Хурала Республики Тыва, в которой завершается процедура принятия закона Республики Тыва.
Настоящее толкование также основано на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся разъяснения вопросов законодательного процесса и выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Признать, что принятый закон Республики Тыва направляется для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Тыва Палатой представителей независимо от формы одобрения (путем голосования или без рассмотрения), за исключением случая, предусмотренного частью 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Законодательной палате в течение шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления надлежит внести соответствующие изменения в Регламент Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании Законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 8 июля 2004 г. N 6-П "По делу о толковании положений пункта "д" статьи 103 и части 1 статьи 106 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва"
Текст постановления официально опубликован не был