В целях дальнейшего развития инновационной деятельности в республике, формирования экономико-финансовых механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствования системы государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию гражданского назначения, точечного финансирования и коммерциализации приоритетных инновационных проектов Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов.
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на отдел экономического развития и по вопросам собственности Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Методика
расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 23 сентября 2004 г. N 787)
Введение
Методика расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 14 апреля 2004 г. N 377 "Об утверждении мероприятий по реализации Послания Председателя Правительства Республики Тыва Ооржака Ш.Д. Великому Хуралу Республики Тыва о положении в республике и государственной политике на 2004 год" и ориентирована на повышение качества подготовки инновационных проектов.
Для снижения затрат и сокращения сроков обоснования технико-экономических требований к проектам представлена информационная технология прогнозирования и анализа технико-экономических показателей. Информационная технология сопоставления экономических оценок эффективности проектов и технических требований к проектам представлена в виде определенного порядка действий, который условно назван методикой.
Методика подготовлена рабочей группой из представителей Министерства Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям Республики Тыва (МИИПВЭС РТ), Министерства экономики Республики Тыва (Минэкономики РТ), Министерства кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва (Минкадров РТ), Министерства финансов Республики Тыва (Минфин РТ), Министерства Республики Тыва по делам юстиции (Минюст РТ), Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук (ТИКОПР СО РАН), Тувинского института гуманитарных исследований, Тувинского научно-исследовательского института сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук (ТНИИ СХ СО РАСХН), Тывинского государственного университета (ТывГУ).
I. Назначение и область применения методики
1. В Методике расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов (далее - Методика) отражены основные понятия и определения инновационной деятельности.
2. Основной идеей Методики служит механизм поэтапной структуризации, анализа, оценки, ориентации и согласования интересов участников процесса разработки, изготовления и тиражирования новшеств на конечные экономические результаты их освоения и использования. Настоящая Методика определяет последовательность рассмотрения и экспертной оценки инновационных проектов.
3. Представлен порядок расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов.
4. Методика предназначена для:
- предприятий, организаций, объединений и иных юридических лиц - участников инновационных проектов независимо от форм собственности;
- разработчиков инновационных проектов;
- органов управления республиканского и/или местного уровня;
- других участников разработки и реализации инновационных проектов, а также лиц и организаций, осуществляющих экспертизу таких проектов.
5. Методика ориентирована на решение задач:
- оценки реализуемости и эффективности инновационных проектов в процессе их разработки;
- обоснование целесообразности участия в реализации инновационных проектов заинтересованных предприятий, банков, российских и иностранных инвесторов, республиканских органов государственного управления;
- государственной, отраслевой и других видов экспертиз инновационных проектов.
6. В Методике определен порядок долевого (смешанного) финансирования инновационных проектов Правительством Республики Тыва.
II. Основные понятия и определения
Инновация (нововведение, результат внедрения научно-технической разработки) - вложение средств в процесс развития и разработки новейшей техники, технологии, научные исследования, являющиеся результатом достижения научно-технического прогресса.
Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества. Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
Научно-исследовательская и научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг.
Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
Инновационные инвестиции - одна из форм инвестирования, осуществляемая с целью внедрения инноваций в производство.
Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, республиканская, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).
Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Окупаемость инвестиций - процесс возвратности вложенных инвестиционных средств в полном объеме.
Период окупаемости - показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течение которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.
Экономическая эффективность инновации - отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.
III. Порядок рассмотрения инновационных проектов
1. В целях реализации единой инновационной политики Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям (далее МИИПВЭС РТ) формирует единый реестр инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва.
2. Инновационные проекты любой отраслевой направленности, разработанные министерствами и ведомствами Республики Тыва, подведомственными учреждениями или иными заявителями проекта, в обязательном порядке представляются в МИИПВЭС РТ для включения в единый реестр инновационных проектов.
3. Реестр инновационных проектов Республики Тыва направляется в Межведомственную комиссию при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов (далее - Межведомственная комиссия).
Межведомственная комиссия проводит экспертную оценку на наличие инновационной составляющей проекта и экономической и социальной целесообразности реализации данного проекта.
4. Инновационные проекты с положительным заключением Межведомственной комиссии включаются в Портфель заказов инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва.
5. Портфель заказов инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва рассматривается Координационным советом при Правительстве Республики Тыва по оценке эффективности инвестиционных проектов, кредитных рисков и для решения по согласованию приоритетных объемов финансирования (далее Координационный совет).
На основе решения Межведомственной комиссии и анализа сферы деятельности рассматриваемого проекта Координационным советом формируются возможные пути реализации проекта и соответствующие источники финансирования.
6. Координационный совет осуществляет экспертную оценку и отбор проектов по установленным критериям инвестиционных фондов, банков и других финансово-кредитных организаций, выступающих потенциальными инвесторами.
Критериями отбора перспективных инновационных проектов со стороны Правительства Республики Тыва для Координационного совета являются:
соответствие инновационного проекта приоритетным направлениям социально-экономического развития республики;
направленность инновационного проекта на производство конкурентоспособной и экспортно-ориентированной продукции;
наличие инновационного компонента (применение новейших технологий, инновационных подходов к разработке, внедрению, управлению и организации реализации проекта, уникальность технологии и т.д.);
маркетинговая проработка (наличие рынка сбыта для предлагаемой к разработке продукции);
быстрая окупаемость проекта (предпочтение отдается проектам со сроком окупаемости до 3 лет);
экологическая безопасность инновационного проекта и результатов его реализации;
участие организации собственными средствами в реализации проекта в размере не менее 50 процентов;
наличие в инновационном проекте вложений внешних инвесторов не менее 30 процентов;
наличие высококвалифицированного кадрового потенциала у предприятия, реализующего инновационный проект;
использование местной сырьевой базы и существующей производственной инфраструктуры при реализации инновационного проекта.
7. Координационный совет по итогам экспертной оценки выносит заключение о дальнейшей реализации рассматриваемого проекта на территории республики и дает рекомендации по источникам финансирования проекта, в том числе к долевому (смешанному) финансированию Правительством Республики Тыва.
8. По рекомендациям Координационного совета МИИПВЭС РТ направляет предложения о совместной реализации инновационных проектов непосредственно инвесторам, либо размещает их в специализированных информационных источниках, Интернет-базах данных и иных средствах массовой информации.
IV. Экспертная оценка эффективности инновационных проектов
Экспертная оценка должна обеспечить выбор качественного инновационного проекта. Представленные инвесторам инновационные проекты должны быть сопоставимы и подвергаться анализу с помощью единой системы показателей. Это значит, что информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей по вариантам должны быть сопоставимы.
Сопоставимость представленных проектов определяется по:
объему работ, производимых с применением новых методов (технологий, оборудования и т.п.);
качественным параметрам инноваций;
фактору времени;
уровню цен, себестоимости, тарифов;
условиям оплаты труда.
Стоимостные показатели по вариантам проектов рассчитываются с учетом инфляционного фактора.
Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инвестиционных вложений и неопределенности исходной информации.
Сопоставимость вариантов обеспечивается приведением к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту, к одним срокам, уровню качества.
При сравнении вариантов необходимо соблюдение принципов системного подхода. Здесь требуется учесть важнейшее свойство систем - эмерджентность, которое обусловливает неравенство совокупного эффекта и комплекса мероприятий и величины эффектов от раздельного их проведения. В основе сравнения инновационных вариантов лежит принцип комплексного подхода, требующий учета всей совокупности мероприятий, которые необходимо осуществить при реализации данного варианта-решения.
Для определения рейтинга проработанности проекта необходимо найти основные экономические характеристики проекта (приложение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 23 сентября 2004 г. N 787 "Об утверждении Методики расчета и экспертной оценки эффективности инновационных проектов"
Текст постановления официально опубликован не был