Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Тыва от 1 апреля 2004 г. N 330 "Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Тыва и мероприятий по ее реализации на 2004 - 2005 годы"

2. Министерствам и ведомствам Республики Тыва определить ответственного на уровне заместителя руководителя за реализацию инвестиционной политики.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на отдел экономического развития и управления собственностью Аппарата Правительства Республики Тыва.

 

Председатель Правительства

Республики Тыва

Ш. Ооржак

 

 

Концепция
инвестиционной политики Республики Тыва
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 1 апреля 2004 г. N 330)

 

I. Введение

 

Концепция инвестиционной политики Республики Тыва разработана на основе и в соответствии с Законом Республики Тыва от 19 июля 2000 г. "Об инвестиционной деятельности в Республике Тыва".

Одной из центральных проблем, стоящих перед Правительством Республики Тыва, является обеспечение экономического роста на основе кардинальной структурной перестройки экономики.

Для решения стратегических задач структурной перестройки экономики Республики Тыва требуется мобилизация весьма значительных инвестиционных ресурсов. Реализация структурной политики предопределяет необходимость перехода к целенаправленной государственной политике по формированию инвестиционного процесса в экономике Республики Тыва.

Следует отметить, что состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона.

Привлечение инвестиций в экономику республики является одной из наиболее важных задач на сегодняшний день, стоящих перед Правительством Республики Тыва, решение которой возможно путем формирования комплексной инвестиционной политики.

Концепция дает представление о состоянии инвестиционной деятельности в Республике Тыва, вводит основные термины и определяет цели и принципы, основные направления инвестиционной политики Республики Тыва.

Рост инвестиций является одним из основных факторов, способствующих общему оздоровлению экономики республики, подъему промышленного производства, решению проблем обновления региональной технической и технологической базы, обновлению изношенных основных фондов в отраслях экономики. Только привлечение инвестиции в экономику республики может восстановить утраченный в переходный период реформ экономический потенциал.

Разумная политика налогового стимулирования деятельности инвесторов, обеспечение гарантий инвесторам от инвестиционных рисков и другие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики, а также наличие необходимой инфраструктуры должны способствовать привлечению существенных финансовых средств в производственную сферу.

Инвестиционная политика должна осуществляться в двух направлениях:

привлечение инвестиций частного сектора, прямых инвестиций, которые должны стать основным источником развития экономики республики;

обеспечение максимальной эффективности инвестирования бюджетных средств.

Концепция инвестиционной политики Республики Тыва позволяет определить основные подходы и программные мероприятия, которые должны быть осуществлены Правительством Республики Тыва для решения задачи существенного улучшения инвестиционного климата на территории Республики Тыва.

 

II. Основные термины и понятия

 

Для целей настоящей Концепции используются следующие основные термины и понятия:

Инвестиции - все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли (дохода) или достижения социального эффекта.

Инвестиционная деятельность - процесс, охватывающий вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления вложений (капитальных, интеллектуальных и т. д.), в том числе проектно-сметная документация, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план) для достижения поставленных целей.

Инвестиционные ресурсы - объем инвестиций, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

Инвесторы - юридические лица, осуществляющие вложение собственных, заемных и иных видов имущественных и интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект.

Субъекты инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, пользователи инвестиционных объектов, исполнители работ, поставщики всех инвестиционных ресурсов и другие лица.

Инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащая технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг.

Инвестиционный риск - неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления проекта неблагоприятных ситуаций и последствий.

Долевое (смешанное) финансирование - финансирование инвестиционного проекта частично за счет средств республиканского бюджета, за счет собственных средств заявителя проекта и за счет внешних источников (инвесторов).

Региональная инвестиционная политика - это система взаимосвязанных мер государственного регулирования инвестиционного процесса, направленная на повышение инвестиционной активности в регионе и заключающаяся в создании благоприятного инвестиционного климата.

Акционерный инвестиционный фонд - открытое акционерное общество, предметом деятельности которого является инвестирование в ценные бумаги, недвижимое имущество, имущественные права на недвижимое имущество, осуществляющее размещение своих акций и (или) иных ценных бумаг посредством открытой подписки.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - обособленный имущественный комплекс, образованный путем объединения имущества граждан и юридических лиц с целью инвестирования на основании договора коллективного инвестирования, а также имущества, приобретенного в результате такого инвестирования.

 

III. Цель, задачи и основные направления государственной
инвестиционной политики Республики Тыва

 

Главным направлением инвестиционной политики является создание условий для эффективных вложений в экономику Республики Тыва, то есть таких вложений, которые позволяют получить приемлемую для инвестора экономическую выгоду, а республике решать комплекс существующих проблем.

Основные цели инвестиционной политики Республики Тыва:

- обеспечение экономического подъема в республике за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала республики и содействовать ориентации отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке и активизировать продвижение на внешний рынок;

- решение проблем обеспечения занятости и увеличения доходов населения, расширение налоговой базы и сбалансированности республиканского бюджета, ослабление социальных проблем и напряженности в обществе.

Главной задачей государственной власти республики является создание эффективной системы управления инвестиционным процессом в Республике Тыва.

Основные задачи инвестиционной политики Республики Тыва:

- создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности республики;

- формирование инвестиционного имиджа республики;

- мобилизация инвестиционных ресурсов республики и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционной программы для реализации приоритетных и социально значимых направлений развития республики;

- обеспечение продвижения инвестиционных проектов, программ предприятий республики на российский и мировой рынки инвестиционных проектов;

- инициирование инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;

- содействие предприятиям Республики Тыва в привлечении частных, стратегических и портфельных инвестиций.

Основные инструменты инвестиционной политики республики:

- органы управления инвестиционным процессом в системе государственной власти республики;

- освобождение или снижение платежей по налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет и территориальный дорожный фонд Республики Тыва;

- финансирование приоритетных инвестиционных проектов из бюджетов всех уровней, бюджетной системы Российской Федерации;

- кредитование инвестиционных проектов средствами бюджетов всех уровней, бюджетной системы Российской Федерации, банков и других финансово-кредитных учреждений;

- долевое участие в инвестиционных проектах;

- стимулирование потребительского спроса на территории республики;

- выпуск различного рода инвестиционных ценных бумаг.

Основные методы достижения целей инвестиционной политики республики:

- создание соответствующего правового механизма;

- система гарантий инвесторам;

- сопровождение приоритетных инвестиционных проектов частных инвесторов;

- инвестиционная программа Республики Тыва;

- информационная поддержка инвестиционной деятельности;

- содействие организации проведения выставочно-ярмарочной деятельности.

Инвестиционная политика республики должна осуществляться на основе принципов:

- обеспечения поддержки Правительством Республики Тыва инвестиционной деятельности на территории республики;

- обеспечения инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;

- конкурсного отбора проектов для включения в инвестиционные программы республики;

- долевого (смешанного) финансирования быстроокупаемых и высокоэффективных проектов;

На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и увеличения доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности республиканского бюджета, снижения напряженности в социальной сфере.

Реализовать поставленные цели и задачи можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории республики, отработки механизмов бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ и проектов республики, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.

Для этого предстоит провести мероприятия в следующих направлениях:

1. Обеспечение режима максимального благоприятствования инвесторам на территории республики путем создания правовых основ, экономических и организационных условий для привлечения внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику региона.

2. Выявление наиболее эффективных объектов и направлений использования экономических ресурсов Республики, создающих основу для социальной стабильности и развития экономики региона.

3. Защита экономических интересов Республики Тыва через систему государственного регулирования инвестиционной деятельности.

 

IV. Источники финансирования инвестиционной деятельности

 

В рамках Концепции инвестиционной политики предполагается использовать следующие источники инвестиций:

- собственные средства предприятий;

- ресурсы бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- банковские вложения;

- средства лизинговых компаний;

- сбережения населения;

- активы коллективных инвесторов (страховых компаний; паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов и др.);

- иностранные и отечественные инвестиции;

- прочие.

В настоящее время в структуре инвестиций предприятий Республики Тыва основная роль принадлежит бюджетным инвестициям, в меньшей степени используются собственные и привлеченные средства, в том числе банковские вложения, доля же активов коллективных и иностранных инвесторов, лизинговых компаний практически отсутствует.

Создание благоприятных условий для развития традиционных и освоения новых источников инвестиций является одной из наиболее важных задач данной концепции.

 

4.1. Собственные средства предприятий

 

Формирование собственных инвестиционных средств предприятий на данном периоде происходит в основном из двух источников: прибыли и амортизационных отчислений.

В настоящее время на предприятиях почти не используются потенциальные возможности акционирования, выпуска корпоративных облигаций, средств от эмиссии, которые предприятия могли бы использовать на свое развитие.

Наиболее эффективными факторами, стимулирующими вложение собственных средств в производство для предприятий, могут стать развитие лизинговых отношений и развитие фондового рынка (рынка акций, корпоративных облигаций и т.д.).

 

4.2. Ресурсы бюджетов всех уровней

 

В качестве одних из источников финансирования инвестиционных проектов рассматриваются средства республиканского бюджета, средства федеральной адресной инвестиционной программы, средства республиканских и федеральных целевых программ, федерального бюджета на ремонт, содержание и строительство дороги М-54 "Енисей", территориального дорожного фонда, средства бюджетов кожуунов и городов.

Формирование Фонда бюджетного кредитования (бюджета развития) на республиканском уровне позволяет частично решить вопросы кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов за счет средств бюджета.

Основной целью формирования Фонда бюджетного кредитования (бюджета развития) является стимулирование инвестиционных вложений из различных источников в приоритетные отрасли и проекты, способные решить социальные проблемы, укрепить экономический потенциал республики и одновременно увеличить поступление доходов в бюджет Республики Тыва.

Кредитование проектов из Фонда бюджетного кредитования (бюджета развития) должно осуществляться на основе срочности, платности и возвратности вложенных средств. Использование средств Фонда бюджетного кредитования (бюджета развития) возможно только для инвестиционных проектов, эффективность которых позволит гарантировать возврат заемных средств и выплату процентов по выданным кредитам. Средства Фонда бюджетного кредитования (бюджета развития), полученные в процессе осуществления инвестиционной деятельности, необходимо вновь направлять на инвестиционные цели, тем самым, обеспечивая дальнейшее стимулирование роста экономики.

 

4.3. Банки

 

Важно объединить усилия банков по следующим направлениям:

- расширение инвестиционной деятельности банков на основе увеличения объемов операций, улучшения ликвидности банков, снижения рисков кредитования;

- участие в инвестиционных, вексельных и иных программах, призванных способствовать экономическому развитию Республики Тыва, кредитование предприятий и организаций;

- создание консорциумов по предоставлению кредитов, для реализации крупных республиканских программ, в том числе бюджетообразующим предприятиям и по социально значимым направлениям.

 

4.4. Лизинговые компании

 

Средства лизинговых компаний являются одним из источников инвестиций в реальный сектор экономики. В развитых странах на долю лизинга приходится около 10 - 30 процентов общей суммы капитальных вложений. В России в настоящее время действует более 100 лизинговых компаний.

Основными преимуществами лизинга являются:

- возможность лизингополучателю расширить производство и наладить обслуживание оборудования без крупных единовременных затрат и необходимости привлечения заемных средств;

- лизинговые платежи в полном объеме можно относить на себестоимость продукции, в то время как проценты по кредитам относятся на прибыль;

- применение ускоренной амортизации.

 

4.5. Сбережения населения

 

Использование средств населения в инвестиционной деятельности является одной из наиболее сложных, но в то же время важных задач.

Перспективы роста организованных форм сбережений населения определяют возможности банковской системы по формированию своих ресурсов и трансформации сбережений в инвестиции. Необходимо создание финансовой инфраструктуры эффективно выполняющей функцию трансформации сбережений населения в инвестиции, которая позволит увеличить объем инвестиций.

Средства населения могут быть вовлечены в инвестиционный процесс путем:

- размещения сбережений на банковских депозитах и счетах;

- приобретения паев, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- выпуска республиканских (муниципальных) облигационных займов;

- отчисления средств в негосударственные пенсионные фонды;

- долевого строительства жилья и др.;

- развития предпринимательской деятельности, в основном частного и малого предпринимательства.

 

4.6. Активы коллективных инвесторов

 

К активам коллективных инвесторов относятся средства паевых инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и т.д.

Доля инвестиционных фондов, действующих на российском рынке, в общем объеме инвестиций в настоящее время пока еще очень мала. К инвестиционным фондам относятся акционерные инвестиционные фонды, паевые инвестиционные фонды и др.

В рамках инвестиционной политики Республики Тыва с помощью инвестиционных фондов и других профессиональных участников рынка ценных бумаг возможно решение следующих задач:

- аккумуляции накоплений населения Республики Тыва и использования их с целью дальнейшего инвестирования;

- размещения в инвестиционных паях страховых резервов и активов негосударственных пенсионных фондов;

- инвестирования в реальный сектор экономики путем покупки акций предприятий, корпоративных облигаций.

Мировой опыт показывает, что негосударственные пенсионные фонды способны в значительной степени обеспечить экономику долгосрочными инвестициями. На их долю приходится более четверти всех активов, находящихся под управлением различных финансовых институтов.

Негосударственные пенсионные фонды представляют собой специализированные организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которых является формирование пенсионного обеспечения их участников. Пенсионные фонды призваны аккумулировать средства мелких инвесторов для их последующего приращения. Формирование средств на пенсионных счетах связано с длительным периодом их накопления, поэтому негосударственные пенсионные фонды могут быть источником долгосрочных вложений в экономику.

Процедура и порядок инвестирования активов негосударственных пенсионных фондов регламентируются постановлениями Правительства Российской Федерации.

Страховые компании в инвестиционном процессе могут выступать в двух качествах: страхование инвестиционных рисков и (или) источник инвестиционных средств.

Резервы страховых компаний могут быть направлены не только на приобретение ценных бумаг банков, их депозитов, а также покупку денежной наличности. На этом фоне наблюдается повышение внимания к долгосрочным инвестициям.

При реализации инвестиционной политики республики необходимо предусмотреть:

- участие страховых компаний в данном процессе;

- проведение анализа инвестиционных рисков и вариантов их снижения с помощью различных видов страхования;

- изучения возможностей финансирования страховыми компаниями инвестиционных проектов, вложения средств в региональные инвестиционные ценные бумаги.

 

4.7. Иностранные и отечественные инвестиции

 

Объем отечественных и иностранных инвестиций находится в прямой зависимости от инвестиционного климата региона, существующих политических и экономических условий, а также социального климата региона.

В рамках Концепции предполагается развитие следующих видов иностранных инвестиций:

- привлечение иностранных инвестиционных фондов, осуществляющие как прямые, так и портфельные инвестиции;

- получение иностранного оборудования на основе лизинга;

- привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания СП с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;

- международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии, созданием совместной собственности;

- создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

- сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе контракта (договора) без создания юридического лица.

 

V. Основные мероприятия региональной инвестиционной политики

 

Региональная инвестиционная политика проводится на основе реализации следующих мероприятий:

- формирование республиканских нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность;

- создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ республики;

- обеспечение участия Республики Тыва в федеральных целевых программах;

- формирование республиканской инвестиционной программы;

- осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизация информации о соискателях инвестиций и инвесторах;

- развитие инвестиционной инфраструктуры республики, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности финансово-кредитных организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг, консалтинговых, лизинговых, аудиторских, оценочных и других фирм;

- формирование благоприятного инвестиционного имиджа республики в России и за ее пределами.

 

5.1. Формирование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности

 

В сфере правового обеспечения и формирования благоприятного правового климата для инвестиционной деятельности предполагается в полной мере использовать право Республики Тыва осуществлять собственное законодательное и нормативно-правовое регулирование по предметам совместного ведения, если таковые не регламентируются федеральным законодательством.

Основным в данном направлении должно быть подготовка и принятие ряда законов Республики Тыва, таких как "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Тыва об инвестиционной деятельности в Республике Тыва", "Об иностранных инвестициях в Республике Тыва", "О залоговом фонде Республики Тыва", разработка пакета нормативных документов о гарантиях Правительства Республики Тыва, о предоставлении налоговых кредитов предприятиям, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.

Важным шагом по улучшению инвестиционного климата Республики Тыва является ускорение процесса рассмотрения и принятия закона Республики Тыва "О земле".

В целом должна быть сформирована законодательная база для создания благоприятных условий развития инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в республике.

 

5.2. Мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации
инвестиционных программ и обеспечение их эффективного использования

 

В соответствии с основными целями и задачами инвестиционной политики, определенной настоящей Концепцией, инвестиционные ресурсы республики будут направляться, в первую очередь, на реализацию эффективных быстроокупаемых инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу республики.

Государственная поддержка перспективных инвестиционных проектов, не включенных в инвестиционную программу республики, в том числе по причине длительного срока окупаемости, будет осуществляться посредством оказания содействия в поиске инвесторов, выделении земельных участков под строительство и других нефинансовых мер поддержки.

По мере формирования инвестиционного потенциала республики приоритеты и подходы государственной поддержки инвестиционной деятельности могут быть переориентированы на поддержку конкретных целей.

В целях создания условий для накопления собственного инвестиционного потенциала республики, предприятиям, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, могут предоставляться льготные инвестиционные кредиты за счет средств республиканского бюджета, налоговые кредиты за счет платежей в республиканский бюджет по налогам на прибыль, имущество, а также устанавливаться льготные тарифы по арендной плате на землю и т. д.

В соответствии с государственной инвестиционной политикой при реализации инвестиционных проектов на первый план выходит задача стимулирования привлечения средств частного капитала (как отечественного, так и иностранного), а также поиск новых форм совместного долевого (государственного и частного) инвестирования в перспективные проекты.

Для финансирования инвестиционных проектов будут привлекаться российские и региональные финансовые институты. Всестороннюю поддержку получат компании, специализирующиеся на лизинге.

На основе мониторинга и анализа рынка финансовых посредников (российских и региональных) будут отбираться компании для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты и на основе соглашений с ними определяться формы сотрудничества между Правительством Республики Тыва и этими компаниями. Предприятия и целые отрасли экономики республики способны принять гораздо больший объем прямых иностранных инвестиций. Привлечение зарубежных стратегических инвесторов и инвестиций в виде современного производственного оборудования и передовых технологий должно внести вклад в решение данной проблемы.

 

5.3. Обеспечение участия Республики Тыва
в федеральных целевых программах

 

Участие Республики Тыва в федеральных целевых программах рассматривается Правительством Республики Тыва в качестве одного из приоритетных направлений инвестиционной политики. Участие республики в федеральных целевых программах должно быть обеспечено на основе повышения качества представляемых инвестиционных проектов, обоснованности заявляемых ассигнований из федерального бюджета, соблюдения требований долевого финансирования за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, привлечения внебюджетных источников финансирования проектов, постоянности взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами. Предстоит отработать порядок подготовки инвестиционных проектов для включения их в федеральные целевые программы, определив функции и порядок взаимодействия министерств, ведомств и других структурных подразделений на этапах подготовки инвестиционных проектов и их защиты в федеральных министерствах и ведомствах.

 

5.4. Формирование республиканской инвестиционной программы

 

Инвестиционная программа Республики Тыва формируется в виде перечня инвестиционных проектов с указанием объемов и источников финансирования, в том числе бюджетных средств, направляемых в соответствующем бюджетном периоде на их финансирование.

Решения по государственным инвестициям из республиканского бюджета Республики Тыва принимаются Правительством Республики Тыва по согласованию с Верховным Хуралом Республики Тыва на основе прогнозов экономического и социального развития республики, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных республиканских программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов правильность выбора приоритетов позволит избежать распыления средств и усилий, сконцентрировать их на ключевых направлениях развития республики, обеспечить максимальную эффективность экономического роста.

В качестве источников финансирования инвестиционных проектов, включенных в инвестиционную программу республики, рассматриваются собственные средства предприятий, частные инвестиции, средства республиканского бюджета, средства адресной инвестиционной программы, средства республиканских целевых программ, федерального бюджета на ремонт, содержание и строительство дороги М-54 "Енисей", территориального дорожного фонда, внебюджетных фондов, бюджетных средств кожуунов и городов, кредиты банков и средства населения.

При разработке инвестиционных проектов в обязательном порядке должны быть учтены:

социальная и экономическая значимость проекта для республики;

финансово-экономическое положение претендента;

соответствие техническим, строительным, санитарным и другим нормам и требованиям;

воздействие на экономическую ситуацию республики;

экономическая эффективность (в данном разделе используется информация о потребности рынка в предлагаемом проектом товаре, полученная на основе маркетинговых исследований);

инвестиционный риск;

инновационная составляющая проекта.

Учитывая большую ответственность при использовании бюджетных средств для реализации инвестиционной программы республики, методика ее реализации должна обеспечивать максимально возможную надежность возврата используемых средств, гарантий их обеспечения, а также приоритетную реализацию тех проектов, которые отвечают интересам республики.

Процесс формирования республиканской инвестиционной программы предусматривает следующую схему отбора инвестиционных проектов и их подготовки для финансирования.

Первичный отбор инвестиционных проектов на основе анализа потребностей социально-экономического развития республики, кожуунов и городов на основе Программы социально-экономического развития Республики Тыва до 2010 года.

Отбор и первичный анализ инвестиционных проектов осуществляется коллегиально министерствами и ведомствами.

Министерства и ведомства передают отобранные инвестиционные проекты, предложения и бизнес-планы в Координационный совет при Правительстве Республики Тыва (далее - Координационный совет) по оценке эффективности инвестиционных проектов, кредитных рисков и для решения задач по согласованию приоритетных объемов финансирования.

Координационный совет в соответствии с регламентом своей работы рассматривает поступившие материалы и принимает решение:

о включении проекта в единый республиканский реестр инвестиционных проектов;

о рекомендации включения проекта в республиканскую инвестиционную программу;

об утверждении уполномоченных профессиональных институтов и структур, сопровождающих проект;

о рекомендации инвестирования проекта через уполномоченные финансовые институты;

о выдаче рекомендаций по финансированию проекта потенциальным инвесторам.

Координационный совет направляет проекты с рекомендациями в Министерство экономики Республики Тыва для определения стоимости строительных работ на текущий год и в целом на завершение строительства.

Инвестиционная программа утверждается Правительством Республики Тыва и согласовывается в Великом Хурале Республики Тыва. Начало инвестиционного процесса осуществляется при наличии утвержденной проектно-сметной документации, вневедомственной или государственной экспертиз, разрешительных документов органов архитектуры, результатов тендерных торгов.

Реализация проекта происходит под контролем Координационного совета, в тесном сотрудничестве с республиканскими министерствами, ведомствами и предприятиями.

 

5.5. Мониторинг инвестиционной деятельности

 

Проведение эффективной региональной экономической и инвестиционной политики строится на основе непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происходящих в ней изменений.

Мониторинг инвестиционного процесса является основой при разработке и реализации инвестиционных программ на территории республики, а также условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.

Мониторинг инвестиционной деятельности должен стать основой совершенствования прогнозирования социально-экономического развития республики.

Мониторинг должен осуществляться как в целом по республике, отраслям экономики, так и по отдельным предприятиям. По результатам проведенного мониторинга должна проводиться комплексная оценка инвестиционных возможностей и инвестиционных рисков по республике. Это позволит определить инвестиционный рейтинг республиканских предприятий.

В целях осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создается единая информационная база данных инвестиционных проектов в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики. Также формируется банк данных о потенциальных отечественных и иностранных инвесторах. При создании базы данных будет осуществлена процедура их отбора, что сократит время на поиск объектов инвестирования по запросам потенциальных инвесторов, подготовку информационных материалов для распространения в средствах массовой информации, поиск инвесторов.

Необходимо также осуществить оценку инвестиционного потенциала Республики Тыва, не задействованного сегодня в качестве обеспечения привлекаемых инвестиций. В целях создания залогового фонда для гарантий под привлекаемые инвестиции необходимо определить и сформировать базы данных по элементам собственного инвестиционного залогового потенциала Республики Тыва, включая республиканское имущество, имущество и акции акционерных обществ, в части республиканской собственности, земельные ресурсы, патенты и другие объекты интеллектуальной собственности и т. д.

По результатам мониторинга и определения инвестиционных приоритетов республики должна использоваться система госзаказа научным коллективам для разработки инвестиционных проектов в целях эффективного использования экономического потенциала республики.

 

5.6. Развитие инвестиционной инфраструктуры

 

Наличие развитой инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в Республику Тыва.

Главным и наиважнейшим условием для создания инвестиционной инфраструктуры является изменение в структурах управления отраслевых министерств и ведомств, создание в них функциональных подразделений, осуществляющих реализацию инвестиционной политики в соответствующей отрасли. Именно эти подразделения должны взять на себя ответственность за разработку и продвижение отраслевых инвестиционных программ и проектов. Координирующую роль в реализации инвестиционной политики осуществляет Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям.

В настоящее время для развития инвестиционной инфраструктуры республики необходимо создание благоприятных условий для функционирования специализированных институтов, оказывающих услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки в разработке и реализации инвестиционных проектов. Такими специализированными институтами являются:

консалтинговые организации;

банковские и страховые учреждения;

аудиторские компании;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

лизинговые и ипотечные структуры;

фирмы, специализирующиеся на оценочной деятельности;

организации по профессиональной подготовке и сертификации специалистов по инвестиционному проектированию;

риэлтерские фирмы;

фирмы, специализирующиеся на проведении выставочной деятельности;

условия для работы инвесторов (помещения для офисов, гостиницы международного уровня, каналы устойчивой международной связи и т.д.).

проектные институты и организации;

предприятия по производству строительных материалов и конструкций;

профессиональные объединения (ассоциации) строителей, промышленников и т.д.;

другие организации.

Создание благоприятных условий для осуществления своих профессиональных функций и их согласованная деятельность являются одной из основных задач Правительства Республики Тыва.

По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия Правительства Республики должны быть направлены на:

- консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ;

- привлечение банков, страховых, аудиторских компаний и т.д. к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности на территории республики, оказанию услуг по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов;

- содействие в формировании внебанковских инвестиционных институтов, таких как страховые, лизинговые компании и паевые инвестиционные фонды, создание условий для накопления ими инвестиционного потенциала.

Особое значение в формировании инвестиционной инфраструктуры следует уделить созданию страхового рынка. В целях страхования инвестиционных рисков должна быть создана страховая компания или выбрана на конкурсной основе из действующих. На основе страховой компании и одного или нескольких коммерческих банков необходимо создать страховой фонд. Источником формирования страхового фонда могут быть отчисления от взносов (порядка 5 процентов), поступивших по договорам страхования имущества.

Привлечение для реализации инвестиционной политики республики консультационных, аудиторских, инжиниринговых, инвестиционных, страховых и лизинговых организаций, осуществляющих свою деятельность в инвестиционной сфере, должно проводиться только на конкурсной основе.

Наличие инвестиционной инфраструктуры является необходимым условием привлечения инвестиций в республику. В целях формирования системы обслуживания инвестиционного процесса в республике будут активно привлекаться финансово-кредитные и другие организации к реализации инвестиционной политики на территории республики. В рамках реализации инвестиционной политики республики и соглашения о сотрудничестве будут привлекаться министерства и ведомства, торгово-промышленная палата, научные институты в вопросах поиска инвесторов, разработки инвестиционных проектов, информационном обслуживании предприятий по различным аспектам деятельности, организации выставок, семинаров и встреч потенциальных инвесторов с предпринимателями.

 

5.7. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа республики

 

Основная цель данного направления региональной инвестиционной политики - привлечь внимание российских и международных деловых кругов к Республике Тыва, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятий и условий осуществления инвестиционной деятельности, представить Республику Тыва как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом. Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционного имиджа Республики Тыва являются:

распространение информации о конкурентных преимуществах республики (наличие ценных природных ресурсов, сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и др.), инвестиционном законодательстве, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры республики, посредством средств массовой информации и международного информационного обмена, презентации Республика Тыва и отдельных инвестиционных проектов, распространение информационно-рекламных материалов;

создание электронных баз данных, включающих в себя информацию об инвестиционных проектах республики, инвестиционном климате республики, размещение инвестиционного паспорта и электронного каталога инвестиционных проектов в сети Интернет;

привлечение к работе на территории республики организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов;

развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации;

участие в инвестиционных семинарах, подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах;

работа с негосударственными организациями, фондами и ассоциациями Российской Федерации с целью продвижения региональных инвестиционных проектов, привлечения к их реализации дополнительных источников финансовых средств. Использование дипломатических контактов Республики Тыва с зарубежными государствами (официальные визиты делегаций республики и прием иностранных делегаций) для развития инвестиционного сотрудничества с ними.

 

VI. Гарантии и страхование инвестиций

 

Одним из факторов, формирующих инвестиционную политику, является страхование инвестиций и предоставление гарантий.

В настоящее время эффективность реализации данного направления нельзя оценивать как высокую. Необходимо более детально изучить и проработать данный вопрос на основе анализа региональной информации, привлекая компетентные организации, специализирующиеся в данной сфере.

В настоящее время представляется возможным очертить существующий круг проблем:

1. Отсутствие механизма максимально полного анализа рисков, с которыми может столкнуться инвестор. Неразвитость системы страхования инвестиций.

2. Низкий уровень развития системы земельных отношений, землепользования и рынка недвижимости.

3. Отсутствие механизма использования республиканского и муниципального имущества или прав на него в качестве обеспечения финансирования инвестиционных программ.

4. Отсутствие гарантийного фонда в бюджете Республики Тыва и залогового фонда Республики Тыва.

 

VII. Заключение

 

Инвестиции в экономику являются приоритетной задачей государственной власти федерального и регионального уровня. На данном этапе развития российской экономики частные, в основном иностранные, инвестиции в реальный сектор являются определяющим фактором темпов роста ВВП, что служит основой для выполнения государством своих социальных обязательств и главного из них - борьбы с бедностью.

Для решения задачи увеличения притока иностранных инвестиций федеральные и региональные власти должны совместно работать над улучшением инвестиционного климата, как в России, так и в субъектах федерации. Повышение конкурентоспособности Российской Федерации и ее субъектов, в первую очередь, связано с совершенствованием правовой базы и механизмов, регулирующих инвестиционный процесс и условия осуществления предпринимательской деятельности.

Главной проблемой инвестиционного процесса на нынешнем этапе является отсутствие внятной и последовательно выполняемой инвестиционной политики на различных уровнях государственной власти.

Основным принципом, формирующим эффективную инвестиционную политику, является понимание того, что государство является в этом случае "предпринимателем", реализующим свой "товар" (национальный рынок) потенциальному потребителю - предпринимательскому капиталу.

Самым результативным инструментом этой политики должны стать органы государственной исполнительной власти, которые, в связи с приоритетом задачи, получают приоритетные полномочия для обеспечения полной функции управления инвестиционным процессом. Методы и организация их работы, организационная структура должны быть сформированы по новым принципам социальных институтов предпринимательской направленности.

 

 

Мероприятия
по реализации Концепции инвестиционной политики
Республики Тыва на 2004 - 2005 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 1 апреля 2004 г. N 330)

 

N
п/п
Содержание мероприятий Срок исполнения Исполнители
1. Формирование нормативной правовой базы инвестиционной деятельности
1.1.



1.2.


1.4.


1.5.


1.6.



1.7.



1.8.
Подготовка проекта дополнений и изменений к Закону
Республики Тыва "Об инвестиционной деятельности в
Республике Тыва"

Подготовка проекта закона Республики Тыва "О залоговом
фонде Республики Тыва"

Разработка Концепции развития страховой деятельности в
Республике Тыва

Разработка пакета нормативно-правовых документов о
гарантиях Правительства Республики Тыва

Разработка пакета нормативно-правовых документов о
предоставлении налогового кредита предприятиям,
реализующим приоритетные инвестиционные проекты

Ускорение процесса рассмотрения и принятия Закона
Республики Тыва "О земле" для создания цивилизованного
рынка земли

Подготовка проекта закона Республики Тыва "Об
иностранных инвестициях в Республике Тыва"
по мере принятия
Федерального закона


III квартал 2004 г.


III квартал 2004 г.


июнь 2004 г.


II квартал 2004 г.



II квартал 2004 г.



IV квартал 2004 г.
МИИПВЭС РТ



Минземимущества РТ, МИИПВЭС РТ,
Минфин РТ

Минфин РТ, страховые компании


МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ,
Минюст РТ, Минфин РТ

Минэкономики РТ, Минфин РТ,
МИИПВЭС РТ


Минземимущества РТ



МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ
2. Мобилизация инвестиционных ресурсов для реализации инвестиционных программ и обеспечение их эффективного
использования
2.1.



2.2.



2.3.
Заключение соглашений с республиканскими банками о
проектном и долевом финансировании инвестиционных
проектов

Разработка механизма по участию финансово-кредитных
учреждений республики в кредитной поддержке инвести-
ционных проектов

Разработка механизма эффективного распределения
средств из Фонда бюджетного кредитования Республики
Тыва
апрель 2004 г.



III квартал 2004 г.



III квартал 2004 г.
МИИПВЭС РТ, республиканские
банки


МИИПВЭС РТ, финансово-кредитные
учреждения республики


Минэкономики РТ, комиссия по
предоставлению средств из Фонда
бюджетного кредитования РТ
3. Обеспечение участия Республики Тыва в федеральных целевых программах
3.1.


3.2.



3.7.





3.8.









3.9.
Взаимодействие республиканских министерств и ведомств
с федеральными министерствами и ведомствами

Подготовка и защита инвестиционных проектов для
включения в федеральную адресную инвестиционную
программу

Формирование и ведение электронного банка данных о
потенциальных отечественных и иностранных инвесторах,
в том числе через глобальную сеть "Интернет", включая
банки, фонды, страховые компании и другие кредитно-
финансовые учреждения

Определение и формирование баз данных по элементам
собственного инвестиционного залогового потенциала
Республики Тыва с целью создания залогового фонда для
гарантий под привлекаемые инвестиции, включая:
- республиканское имущество;
- имущество и акции акционерных обществ республики;
- землю;
- патенты и другие объекты интеллектуальной собствен-
ности

Использование механизма госзаказа научным коллективам
республики для разработки инвестиционных проектов по
приоритетным отраслям экономики республики
Формирование и постоянное обновление инвестиционного
паспорта Республики Тыва
постоянно


в установленные
сроки


март-апрель 2004 г.,
постоянно




II квартал 2004 г.









постоянно


постоянно
Минэкономики РТ, министерства и
ведомства РТ

министерства и ведомства РТ



МИИПВЭС РТ





Минземимущества РТ









отраслевые министерства и
ведомства РТ

МИИПВЭС РТ
4. Развитие инвестиционной инфраструктуры
4.1.





4.2.





4.3.




4.4.





4.5.


4.6.

4.7.



4.8.



4.9.
Создание благоприятных условий для функционирования
специализированных институтов, оказывающих услуги в
области экономической, управленческой, информационной
поддержки разработки и реализации инвестиционных
проектов

Развитие специализированных видов деятельности на
территории Республики Тыва (аудиторская, страховая,
консалтинговая, лизинговая, оценочная деятельность,
ипотека, фирмы, специализирующиеся на выставочной
деятельности и т.д.)

Организация подготовки специалистов инвестиционной
сферы (управление проектами, инвестиционный
менеджмент, оценочная деятельность и т.д.), в том
числе повышение квалификации

Внедрение механизма проектного финансирования респуб-
ликанскими банками по представлению проектов из базы
данных, проектов по заключению Координационного Совета
при Правительстве Республики Тыва по оценке эффектив-
ности инвестиционных проектов

Содействие внедрению на предприятиях республики
инновационных технологий

Создание залогового фонда Республики Тыва

Разработка и внедрение собственных инвестиционных
программ предприятий республики


Приобретение и освоение программного продукта
"Project-expert" для разработки инвестиционных проек-
тов

Оказание методических консультаций по разработке
инвестиционных проектов предприятиям, министерствам и
ведомствам
в течение 2004 г.





2004 - 2005 гг.





постоянно




2004 г.





постоянно


III квартал 2004 г.

постоянно



апрель 2004 г.



постоянно
МИИПВЭС РТ, Минторг РТ





МИИПВЭС РТ, Минстрой РТ,
Минторг РТ, Минфин РТ




МИИПВЭС РТ, Минкадров РТ




МИИПВЭС РТ, республиканские
банки




МИИПВЭС РТ, министерства и
ведомства

Минземимущества РТ, Минфин РТ

Минпром РТ, Минсельхозпрод РТ,
Минторг РТ, Минэкономики РТ,
МИИПВЭС РТ

МИИПВЭС РТ



МИИПВЭС РТ
5. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Республики Тыва
5.1.








5.2.


5.3.


5.4.


5.5.


5.6.



5.7.
Осуществление взаимодействия с федеральными министер-
ствами (Министерство экономического развития и торгов-
ли РФ, Министерство иностранных дел РФ, Министерство
финансов РФ, Министерство промышленности, науки и тех-
нологий РФ и др.) с целью включения инвестиционных
проектов предприятий республики в кредитные линии
зарубежных стран, реализации межправительственных и
многосторонних экономических соглашений

Издание каталога инвестиционных проектов


Проведение научно-практической конференции
"Инвестиционный потенциал Республики Тыва"

Организация публикаций по инвестиционной политике
Республика Тыва

Организация участия в выставках, ярмарках, конкурсах
инвестиционных проектов и продукции республики

Организация участия инвестиционных предложений
Республики Тыва в реализации проектов негосударствен-
ных фондов и организаций (МБРР, ЕБРР, ТАСИС и др.)

Создание и распространение информационно-рекламных
материалов
постоянно








один раз в год


ежегодно


постоянно


постоянно


постоянно



постоянно
МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ








МИИПВЭС РТ


МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ


МИИПВЭС РТ


МИИПВЭС РТ, Минторг РТ, Минпром
РТ

МИИПВЭС РТ, отраслевые
министерства и ведомства РТ


МИИПВЭС РТ

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Тыва от 1 апреля 2004 г. N 330 "Об утверждении Концепции инвестиционной политики Республики Тыва и мероприятий по ее реализации на 2004 - 2005 годы"


Текст постановления официально опубликован не был