Постановление Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 г. N 516
"Об утверждении республиканской целевой программы "Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы"
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 сентября 2013 г. N 550 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях улучшения положения детей в республике и создания благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности, обеспечения безопасного материнства и охраны здоровья детей Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Дети Тыва" на 2011-2012 годы (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на 2011 - 2012 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва, с ежегодным уточнением объема выделяемых на ее реализацию ассигнований.
3. Опубликовать настоящее постановление в газетах "Тувинская правда" и "Шын".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на зам. Председателя Правительства Республики Тыва Дамба-Хуурака А.П.
Председатель Правительства |
Ш.Кара-оол
|
Республиканская целевая программа
"Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 г. N 516)
Паспорт
республиканской целевой программы "Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
В соответствии с отчетными данными органов местного самоуправления по состоянию на 1 марта 2010 г. в республике проживают более 90,8 тыс. семей, из них 27,6 тыс. семей живет за чертой бедности и экономическое положение 5,2 тыс. семей находится на крайне низком уровне. В республике проживает 109,9 тыс. детей, что составляет почти 35 процентов от общего количества населения, из них:
более 71,0 тыс. детей находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в особой заботе государства (64,6 процента от общего количества детей);
6,3 тыс. детей находятся на учете учреждений социального обслуживания семьи и детей и нуждаются в особой заботе государства (8,9 процента от общего количества детей);
140 детей проживают в Дерзиг-Аксынском детском психоневрологическом доме-интернате.
Указанные дети в первую очередь нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в семью и общество. Вместе с тем дети нуждаются в решении не только обозначенных проблем, но и в реализации права на развитие их природных задатков, создании благоприятных условий для интеллектуального, физического и творческого развития.
На протяжении длительного времени в республике с целью улучшения положения и качества жизни детей проведение профилактических мер семейного неблагополучия основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных республиканской целевой программой "Дети Тыва".Такой программно-целевой подход доказал свою эффективность в республике.
За годы реализации республиканской целевой программы "Дети Тыва" удалось найти принципиально новые механизмы осуществления государственной политики в отношении детей. Возникли и динамично развиваются новые институты поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленные на предупреждение и решение проблем социального неблагополучия.
Несмотря на достигнутые результаты в предыдущие годы, низкие количественные показатели по безнадзорности и беспризорности (в 2001 г. по республике насчитывалось соответственно 1201безнадзорный и 83 беспризорных ребенка, в 2002 г. - 653 и 52, в 2003 г. - 453 и15, в 2004 г. - 397 и в 2005 г. - 372, в 2006 г. - 374, в 2007 г. - 362, в 2008 г. - 334, в 2009 г. - 301), фактическая ситуация намного сложнее.
В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию экономической и политической жизни в стране и республике,продолжает разрушаться традиционная структура института семьи, снижаться уровень ее материального благосостояния.
Проблема обостряется еще и тем, что в последнее десятилетие особенно явно проявилась тенденция к повышению доли неполных семей в связи с ростом числа разводов, внебрачной рождаемости, а также смертности мужчин в трудоспособном возрасте. Остается сложной ситуация на рынке труда, уровень безработицы - высоким.
Дети меньше всего имеют возможностей самостоятельно улучшить свое положение, и поэтому низкий уровень жизни населения, безработица являются одной из явных причин социальных проблем детей республики - безнадзорности, беспризорности, роста детской преступности, социально обусловленных заболеваний, алкоголизма и наркомании.
На протяжении последних лет подростковая преступность снизилась на 20,4% или 344 против 432, хотя сохраняется общая тенденция увеличения количества совершаемых несовершеннолетними противоправных деяний на 7,8%. Наибольшая криминогенная активность проявляется несовершеннолетними в возрасте 16-17 лет. Большинство подростков нуждается в особых условиях воспитания, коррекции поведения и даже изоляции.
Основными причинами совершения подростками преступлений является их незанятость, отсутствие организации досуга(особенно характерно для сельской местности), отсутствие контроля со стороны родителей, и, как следствие, стремление несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания, к уличным компаниям, комфортным для них.
Одной из профилактических мер должна стать организация оздоровительного отдыха детей, целью которой является обеспечение их полезной занятости и досуга в период школьных каникул.
Существующая в настоящее время материально-техническая база учреждений социального обслуживания семьи и детей нуждается в значительном улучшении. Административные здания, построенные много лет назад, пришли в ветхое состояние и во многих случаях не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям,игровые и спортивные площадки требуют реконструкции, промышленное оборудование нуждается в капитальном ремонте и замене твердого инвентаря (кровати, столы,стулья, прикроватные тумбочки).
Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, работающих на раннюю профилактику трудной жизненной ситуации, является одним из основных условий для обеспечения социального здоровья семей с детьми.
Дерзиг-Аксынский психоневрологический дом-интернат - единственное специализированное учреждение в республике для детей с нарушением психофизического развития в возрасте от 4 до 18 лет, где проживают 140 детей-инвалидов или 5,4 процента от общей численности детей-инвалидов в республике. Действующее здание главного корпуса Дерзиг-Аксынского психоневрологического детского интерната расположено в деревянном неприспособленном помещении, износ которого составляет 90 процентов, где отсутствуют нормальные санитарно-гигиенические условия для проживания детей-инвалидов.
Республиканская целевая программа "Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы является важным элементом государственной социальной политики по улучшению положения детей в Республике Тыва и действенным механизмом решения проблем детства.
Реализация программно-целевого метода в решении проблем детства позволит обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, реализацию комплекса мер, направленных на предупреждение детской преступности, совершенствовать нормативную правовую базу, усилить профилактические меры, при этом привлекая к реализации неформальные общественные организации - советы отцов, женсоветы,молодежные организации, активизировать работу по выявлению, особенно на ранней стадии, несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении,принять меры по организации занятости и досуга детей и подростков, развивать сеть учреждений дополнительного образования, клубную деятельность.
Многие из проблем детства, такие как бедность семей с детьми, детская инвалидность, социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, социальное сиротство, распространение в детской среде наркомании, алкоголизма, токсикомании зачастую сопровождаемые противоправными действиями со стороны несовершеннолетних, носят долговременный характер и поэтому могут быть реализованы лишь поэтапно при эффективном последовательном выполнении каждого из них.
Проведение программных мероприятий позволит обеспечить комплексное решение проблем семейного неблагополучия, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и развитие новых форм профилактической работы с семьей с детьми.
Реализация Программы обеспечит дальнейшее развитие различных форм занятости "трудных" подростков, склонных к совершению противоправных действий и представляющих реальную угрозу создания криминогенной обстановки в летнее время, что позволит снизить уровень преступности среди несовершеннолетних.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей и семей с детьми могут стать:
- разрозненные усилия республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед государством задач в этой области;
- распыление средств бюджетов всех уровней;
- рост уровня смертности, в том числе материнской и младенческой;
- рост семейного неблагополучия и социального сиротства;
- рост количества безнадзорных и беспризорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;
- ухудшение условий интеграции инвалидов в общество, увеличение числа детей-инвалидов,проживающих в специализированных детских учреждениях.
Использование программно-целевого подхода дает возможность последовательно осуществлять государственную политику в области оказания поддержки семье и детям.
Новизна рассматриваемой Программы состоит в следующем:
- комплексный и межведомственный подход к решению вопросов детства и семейной политики республики;
- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми; расширение существующей социальной инфраструктуры;
- направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.
Выполнению поставленных в Программе задач могут помешать риски, сложившиеся в обществе под воздействием негативных факторов и имеющихся социально-экономических проблем.
Негативные тенденции в экономике страны, и республики в частности, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, инвалидизации среди населения, в том числе детской, более всего отражаются на семейном благополучии. В стратегической перспективе данные риски снизят эффективность ранее предпринимаемых действий по улучшению положения детей и семей с детьми и повлекут увеличение государственных расходов на эти цели.
II. Основные цель,задачи и этапы реализации Программы
Целью Программы является создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей,государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачами Программы являются:
обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей.
В связи со спецификой проблем в рамках Программы предусмотрены две подпрограммы: "Дети и семья" (с разделами "Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства", "Создание комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации. Расширение потенциала служб системы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства", "Социальная поддержка семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", "Организация летнего отдыха и оздоровления несовершеннолетних", "Развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей") и "Здоровое поколение".
Целями подпрограммы "Дети и семья" являются защита и улучшение положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального сиротства и семейного неблагополучия.
Подпрограмма "Дети и семья" обеспечит комплексное решение проблем социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В рамках реализации подпрограммы "Дети и семья" предусматривается решение следующих задач:
всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;
разработка механизмов по моральному и материальному стимулированию к созданию полноценной семьи и рождению детей;
обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций: социализация детей, экономическая,репродуктивная, воспитательная, жизнеохранительная функции;
поощрение различных форм семейного творчества;
обеспечение доступности и качества социальных услуг;
реализация новых социальных технологий;
сокращение масштабов социального сиротства;
осуществление широкой пропаганды гражданско-нравственных ценностей семьи и формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни.
Целью подпрограммы "Здоровое поколение"является сохранение, восстановление и укрепление здоровья детей и подростков,привитие им здорового образа жизни.
Задачами указанной подпрограммы являются:
развитие и оптимизация сети государственных учреждений родовспоможения и детства;
улучшение оказания специализированной хирургической помощи новорожденным детям с врожденными пороками развития, подлежащими коррекции.
Срок реализации Программы - 2011 - 2012 годы.
Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
III. Система (перечень)программных мероприятий
Перечень программных мероприятий представлен в приложении N 1 настоящей Программе.
Программа обеспечит комплексный и межведомственный подходы к решению вопросов социальной политики республики в области поддержки семей с детьми,детей и отдельных категорий граждан.
Подпрограмма "Дети и семья" включает следующие мероприятия по социальной поддержке и реабилитации семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:
внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми и профилактики семейного неблагополучия;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
проведение социологических исследований для выявления пути решения и основных причин по проблемам ранней профилактики семейного неблагополучия, реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
разработка и внедрение комплексных автоматизированных диагностических программ медико-психолого-социальной реабилитации для родителей, страдающих алкогольной или наркологической зависимостью, и их несовершеннолетних детей;
подготовка и изготовление социальных роликов, освещающих проблемы профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства, также специальных полос в периодических изданиях;
содействие в создании общественных объединений,деятельность которых направлена против алкоголизма и наркомании;
организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
укрепление материально-технической базы детских лагерей в целях создания комфортных условий для оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
проведение различных семинаров, "круглых столов", научно-практических конференций,конкурсов презентаций программ на разные темы по предупреждению социального сиротства и семейного неблагополучия;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания семьи и детей в целях создания условий для обеспечения социального здоровья семей с детьми;
завершение строительства объекта "Дерзиг-Аксынский детский психоневрологический дом-интернат".
Подпрограмма "Здоровое поколение" содержит мероприятия по охране здоровья матерей, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков:
расширение массового обследования новорожденных и дальнейшее внедрение скринингового обследования наследственных и врожденных заболеваний у детей;
оснащение оборудованием реабилитационных центров, отделений восстановительного лечения для детей, лечебно-профилактических учреждений для оказания реанимационной помощи и интенсивной терапии новорожденным детям;
обеспечение специализированной медицинской помощи детям и подросткам;
разработка методик по совершенствованию технологий диагностики и лечения заболеваний у новорожденных;
завершение строительства Перинатального центра Республики Тыва.
IV. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат Программы
Общие затраты по Программе за счет всех источников финансирования составляют 428201,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 42366,6 тыс. рублей, в 2012 г. - 385384,2 тыс. рублей), из них за счет средств:
федерального бюджета - 47 976,0 тыс. рублей: в 2011 г. - 23188,0 тыс. рублей,в 2012 г. - 24788,0 тыс. рублей (субсидии на организацию летнего отдыха детей,находящихся в трудной жизненной ситуации);
республиканского бюджета - 380225,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 26383,8 тыс. рублей,в 2012 г. - 361046,2 тыс. рублей), в том числе:
капитальные вложения - 356795 тыс. рублей (в 2011 г. - 8468,6 тыс. рублей, в 2012 г. - 348326,4 тыс. рублей);
прочие расходы - 24430 тыс. рублей (в2011 г. - 10 710,0 тыс. рублей, в 2012 г. - 12720,0 тыс. рублей).
Общие затраты по подпрограмме "Дети и семья" за счет всех источников финансирования составляют 151401,0 тыс. рублей(в 2011 г. - 34066,6 тыс. рублей, в 2012 г. - 117334,2 тыс. рублей), из них за счет средств:
федерального бюджета - 47976,0 тыс. рублей: в 2011 г. - 23188,0 тыс. рублей, в 2012 г. - 24 788 тыс. рублей (субсидии на организацию летнего отдыха детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
республиканского бюджета - 103425,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 10878,6 тыс. рублей, в 2012 г. - 92546,2 тыс. рублей), в том числе:
капитальные вложения на общую сумму 96795,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 8468,4 тыс. рублей, в 2012 г. - 88326,4 тыс. рублей);
прочие расходы на общую сумму 6630 тыс. рублей (в 2011 г. - 2410,0 тыс. рублей, в 2012 г. - 4220,0 тыс. рублей).
Общие затраты по подпрограмме "Здоровое поколение" за счет всех источников финансирования составляют 276800,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 8300,0 тыс. рублей, в 2012 г. - 268500,0 тыс. рублей), из них за счет средств:
республиканского бюджета - 276800,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 8300,0 тыс. рублей,в 2012 г. - 268500,0 тыс. рублей), в том числе:
капитальные вложения на общую сумму 260000,0 тыс. рублей (2012 г. - 260000,0 тыс. рублей);
прочие расходы на общую сумму 16800,0 тыс. рублей (в 2011 г. - 8300,0 тыс. рублей, в 2012 г. - 8500,0 тыс. рублей).
Объемы финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Республики Тыва на соответствующий год.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Механизм реализации Программы
Ответственные исполнители подпрограмм подготавливают ежегодно отчет о ходе реализации подпрограмм и представляют государственному заказчику -координатору Программы, осуществляют ведение ежеквартальной отчетности по реализации подпрограмм, ежегодно подготавливают в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняют затраты по программным мероприятиям, уточняют механизм реализации Программы, разрабатывают перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий, осуществляют отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - координатором.
Контроль за выполнением мероприятий Программы,финансируемых за счет средств республиканского бюджета, осуществляет Правительство Республики Тыва.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, Министерство здравоохранения Республики Тыва ежемесячно представляют в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и отчет о ходе ее выполнения.
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва и Министерство здравоохранения Республики Тыва ежегодно подготавливают отчет о ходе реализации Программы и представляют его в установленном порядке в Министерство экономики Республики Тыва.
VII. Оценка социально-экономической эффективности и экологических последствий от реализации программных заданий
Реализация мероприятий Программы обеспечит государственную поддержку семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности и позволит принять участие в эксперименте, проводимом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по оказанию социальной помощи малоимущим семьям с детьми на основе социальных контрактов.
В результате выполнения мероприятий Программы предполагается увеличить количество прошедших социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что создаст условия, обеспечивающие снижение семейного неблагополучия, значительное снижение числа безнадзорных детей, сокращение социального сиротства и противоправного поведения несовершеннолетних, а также создать необходимые условия для выявления одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности. Усовершенствовать государственную поддержку службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться улучшения основных положений к 2012 году. Целевые индикаторы и показатели реализации программы "Дети Тыва" на2011-2012 годы представлены в приложении N 2 к настоящей Программе.
За время реализации Программы предполагается:
- снизить удельный вес безнадзорных детей с 0,31% до 0,22% от общего числа детского населения или с327 до 249 человек;
- увеличить удельный вес детей,получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, с 97,3% до 100% к общему числу безнадзорных и беспризорных;
- сократить удельный вес неблагополучных семей в общей численности семей Республики Тыва до 0,9%;
- увеличить удельный вес семей,получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей общей численности семей Республики Тыва, до 21,9%;
- создать комфортные условия для оздоровления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- увеличить долю оздоровленных несовершеннолетних, нуждающихся в особой заботе государства с 48,9% до 49,9%от общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации или с35300 до 35000 человек;
- увеличить удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями с 84% до 80% от общего числа детей-инвалидов или с 2737 до 2000 человек;
- снизить уровень младенческой смертности до 11,2 промилле на 1000 родившихся живыми;
- снизить уровень материнской смертности до 24,0 на 100 тыс. родившихся живыми;
- снизить уровень смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет(включительно) до 80,5 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;
- увеличить долю детей 1 группы здоровья (абсолютно здоровых детей) до 25%от общего числа детей;
- снизить показатель первичного выхода на инвалидность детей в возрасте 0-17 лет (включительно) до 30 на10 тыс. детей.
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы
Целевые индикаторы и показатели
реализации программы "Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы
________________________
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 19 ноября 2010 г. N 516 "Об утверждении республиканской целевой программы "Дети Тыва" на 2011 - 2012 годы" (утратило силу)
Текст Постановления опубликован в приложении к газете "Тувинская правда" от 29 марта 2011 г. (спецвыпуск)
Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 сентября 2013 г. N 550 настоящее постановление признано утратившим силу