Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей С.О. Монгуш, А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, О.Н. Дубровского, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами Ч.Т. Донгак; а также приглашенного в заседание представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого. Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2 - 4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании статьи 104 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании статьи 104 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" часть второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
Заслушав выступление судей-докладчиков А.П. Саая, О.Н. Дубровского; объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва; заключение эксперта С.С. Кужугета - кандидата юридических наук, и.о. начальника Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва - главного государственного регистратора Республики Тыва; выступление приглашенного, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом о толковании статьи 104 Конституции Республики Тыва (исх. N 3/26-ШО от 18 января 2005 года), устанавливающей перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
Основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва явилась неопределенность в вопросе, касающемся характера указанного перечня. Заявитель полагает, что статьей 104 Конституции Республики Тыва установлен исчерпывающий перечень полномочий, который может быть расширен только принятием поправки к Конституции Республики Тыва. По мнению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва перечень ее полномочий не является исчерпывающим. В связи, с чем заявитель ставит вопрос об определении характера перечня полномочий и о порядке его дополнения.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с вопросами, поставленными в обращении Председателя Правительства Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании будет выяснение вопроса, является ли перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, установленный статьей 104 Конституции Республики Тыва, исчерпывающим, а также определение порядка расширения этого перечня полномочиями, не входящими в вышеуказанную статью Конституции Республики Тыва.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. Вопросы, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по своему конституционно-правовому характеру непосредственно относятся к их организации и деятельности. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, при этом федеральные законы имеют прямое действие на территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 199-ФЗ от 29 декабря 2004 года) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:
а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законодательством установлены общие, основные полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Детальную конкретизацию эти полномочия находят в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации. Однако следует учитывать, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации отдельные полномочия, установленные федеральными законами, имеют прямое действие вне зависимости от того, предусмотрены они или нет в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации.
4. Полномочия палат Великого Хурала Республики Тыва определены статьями 103 (Палата представителей) и 104 (Законодательная палата) Конституции Республики Тыва. Анализ указанных конституционных положений в их взаимных связях с положениями статей 9, 96, 105, 106 и 108 Конституции Республики Тыва, а также порядка принятия поправок к Конституции Республики Тыва (статья 142 Конституции Республики Тыва) позволяет сделать вывод о том, что компетенция каждой из палат установлена с учетом их специфической природы.
При определении характера перечня полномочий Законодательной палаты его следует рассматривать во взаимосвязи с полномочиями Палаты представителей, поскольку обе палаты вместе взятые составляют Великий Хурал - постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва (статья 96 Конституции Республики Тыва).
Перечень полномочий Палаты представителей содержит положение, предусматривающее возможность расширения се компетенции законодательством Республики Тыва (пункт "п" статьи 103 Конституции Республики Тыва), в то время как в перечне полномочий Законодательной палаты, установленном статьей 104 Конституции Республики Тыва, такое положение отсутствует.
Вместе с тем, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва наделена широкими полномочиями, основными из которых являются принятие законов и осуществление контрольных функций. Все депутаты данной палаты осуществляют свои полномочия на постоянной профессиональной основе. В условиях существующего порядка законодательного процесса, установленного статьями 105, 106 и 108 Конституции Республики Тыва, наличие открытого перечня полномочий, подлежащего расширению законами Республики Тыва, позволяло бы Законодательной палате бесконтрольно и неограниченно расширять свои полномочия, путем преодоления вето, как Палаты представителей, так и Председателя Правительства Республики Тыва.
Учитывая порядок принятия поправок к Конституции Республики Тыва (согласно статье 142 Конституции Республики Тыва субъектами такой инициативы могут выступать только Палата представителей или Правительство Республики Тыва), а также правовой статус Законодательной палаты, законодатель, в целях соблюдения баланса сдержек и противовесов между ветвями государственной власти, принципа их разделения и равноправия (статья 9 Конституции Республики Тыва), предусмотрительно ограничил перечень полномочий Законодательной палаты. Расширение данного перечня возможно лишь в особом порядке - путем принятия поправок к Конституции Республики Тыва.
Таким образом, конституционное ограничение полномочий Законодательной палаты не может быть расценено как ущемление прав законодательной (представительной) ветви государственной власти.
Данный вывод корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой недопустимо неограниченное расширение полномочий органов законодательной (представительной) власти, поскольку оно приводит к утрате самостоятельности исполнительным органом власти, что не совместимо с принципом разделения властей (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 19-П от 10 декабря 1997 года).
5. Кроме того, сложившаяся правоприменительная практика, а также смысл положений статей 9, 96, 103 - 106, 108 и 142 Конституции Республики Тыва в их взаимосвязи показывают, что перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва является исчерпывающим и может быть изменен только в порядке, определенном Конституцией Республики Тыва.
Исходя из вышеизложенного, настоящим толкованием выявлено, что перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, предусмотренный статьей 104 Конституции Республики Тыва, является исчерпывающим, и его расширение полномочиями, не входящими в указанную статью и не предусмотренными федеральными законами, допускается лишь в порядке, установленном статьей 142 Конституции Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71 - 73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Признать, что перечень полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, установленный статьей 104 Конституции Республики Тыва, является исчерпывающим.
2. Расширение перечня полномочий Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва полномочиями, не входящими в статью 104 Конституции Республики Тыва и не предусмотренными федеральными законами, допускается в порядке, установленном статьей 142 Конституции Республики Тыва.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 22 февраля 2005 г. N 1-П "По делу о толковании статьи 104 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в Дайджесте оперативной информации "Акты конституционного правосудия субъектов Российской Федерации", N 4, 2005 г.