Постановление Правительства Республики Тыва
от 3 февраля 2005 г. N 64
"О Концепции развития санаторно-курортного дела в Республике Тыва"
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 апреля 2011 г. N 287 настоящее Постановление признано утратившим силу
Правительство Республики Тыва постановляет:
Одобрить Концепцию развития санаторно-курортного дела в Республике Тыва (прилагается).
И.о. зам. Председателя
Правительству Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Концепция
развития санаторно-курортного дела в Республики Тыва
(одобрена постановлением Правительства Республики Тыва
от 3 февраля 2005 г. N 64)
I. Введение
Необходимость разработки Концепции развития курортного дела складывается из целого ряда медико-социальных предпосылок.
В основу санаторно-курортной помощи положены наиболее гуманные, социальные и научно-прогрессивные принципы: профилактическая и реабилитационная направленность, преемственность между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, высокая квалификация и специализация оказываемой помощи. Значимость санаторно-курортного лечения обусловлена сохранением неблагоприятных тенденций в состоянии здоровья населения, критически высокими уровнями заболеваемости и смертности населения и в то же время наличием множества разнообразных, но не используемых природных целебных образований.
Созданная система санаторно-курортного лечения и оздоровления является частью общей структуры эффективного оздоровления населения - "поликлиника-больница-санаторий", выполняет общенациональную социально значимую функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях.
При разработке проекта Концепции за основу были взяты нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва, регулирующие правовые основы предоставления больным санаторно-курортной помощи.
Настоящая Концепция определяет основные направления государственной политики развития курортного дела и предлагает систему конкретных механизмов и мероприятий по их реализации на практике.
Реализация Концепции позволит освоить многочисленные лечебно-оздоровительные местности (аржааны), где будут созданы лечебно-оздоровительные, культурно-оздоровительные, спортивно-оздоровительные учреждения, организации разных видов и форм собственности на законодательно-правовой основе.
Стратегической целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание конкурентоспособного курортного комплекса, обеспечивающего высокоэффективную оздоровительно-реабилитационную помощь населению, доступную для социально незащищенных групп (детей из малообеспеченных семей, сирот, пенсионеров, инвалидов, лиц, пострадавших в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф, и др.).
Концепция состоит из семи разделов. В разделах II и III даны основные понятия, термины и определения, используемые в Концепции, приводится анализ современного состояния курортного дела, обосновывается необходимость разработки данной Концепции, определяются возможные пути достижения стратегической цели. В последующих разделах рассматриваются основные направления государственной политики в сфере курортного дела, включающие формирование нормативно-правовой базы развития курортных комплексов, создание благоприятной правовой, экономической среды для повышения эффективности работы санаторно-курортных организаций, сохранения всего комплекса природных лечебных ресурсов курортов, механизм реализации и оценка ожидаемой эффективности результатов Концепции.
II. Основные понятия, термины и определения, используемые в Концепции
Внекурортное лечение природными лечебными факторами - лечение, реабилитация и профилактика заболеваний с использованием природных лечебных факторов в лечебно-профилактических организациях, расположенных за пределами курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
Восстановительная медицина - система знаний и практической деятельности, направленных на восстановление функциональных резервов человека, повышение уровня его здоровья и качества жизни, сниженных в результате неблагоприятного воздействия факторов среды и деятельности или в результате болезни (на этапе выздоровления или ремиссии) путем применения преимущественно немедикаментозных методов.
Гидроминеральная база курортов - подготовленные к разработке месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также сооружения и технические устройства по их эксплуатации.
Концепция - система взглядов, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях, особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. В номенклатуре учреждений здравоохранения курорт - один из видов санаторно-курортных учреждений.
Курортное дело - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
Курортный регион (район) - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горносанитарной) охраны;
Курортология - (курорт греч. logos - учение, наука) - наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных оздоровительно-реабилитационных учреждениях и подразделениях.
Курортная медицина - раздел восстановительной медицины, представляющий собой систему научных знаний и практической деятельности, целью которых является сохранение, восстановление здоровья или медицинская реабилитация больных с использованием целебных природных факторов.
Курортный фонд - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов недвижимости санаторно-курортного назначения, земель, лесов и других угодий.
Лечебно-оздоровительная местность (аржаан) - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний.
Медицинская реабилитация - это раздел восстановительной медицины, направленный на восстановительное лечение и вторичную профилактику заболеваний, увеличение функциональных резервов, компенсацию нарушенных функций и возвращение дееспособности.
Оздоровление - раздел восстановительной медицины, направленный на повышение функциональных резервов и адаптивных возможностей человека, предупреждение заболеваний и улучшение качества жизни у лиц, ослабленных в результате действия неблагоприятных факторов среды и деятельности или имеющих функциональные преморбидные расстройства здоровья.
Платные санаторно-курортные услуги - дополнительные медицинские и сервисные услуги, не предусмотренные стоимостью путевки на санаторно-курортное лечение.
Природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний.
Профилактика заболеваний - система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.
Путевка на санаторно-курортное лечение - документ, удостоверяющий право граждан на получение санаторно-курортного лечения в соответствии со стандартами медицинских и сервисных санаторно-курортных услуг.
Реабилитация - восстановление или компенсация нарушенных функций и трудоспособности человека, достигаемых применением государственных и общественных медицинских, профессиональных и социальных мероприятий.
Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами (внекурортные лечебно-профилактические организации), осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов. Перечень видов санаторнокурортных организаций определяет уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение - медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте или в лечебно-оздоровительной местности.
Санаторно-курортная деятельность - медицинская и иные виды деятельности, обеспечивающие функционирование санаторных и других организаций, осуществляющих профилактику заболеваний, лечение и реабилитацию больных на основе применения природных лечебных факторов.
Санаторно-курортные медицинские услуги - услуги, соответствующие стандартам качества санаторно-курортного лечения и оздоровления, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Сервисные санаторно-курортные услуги - услуги, обеспечивающие комфортность пребывания в санаторно-курортной организации, в соответствии с установленными стандартами.
Социальная путевка на санаторно-курортное лечение - документ, предоставляемый гражданам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве, профессиональных и других заболеваний, согласно перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, на право получения санаторно-курортного лечения, оплачиваемого полностью или частично за счет средств социального страхования и других источников. Форму и порядок выдачи социальных путевок устанавливает Правительство Российской Федерации.
Стандарты качества санаторно-курортного лечения и оздоровления - государственные и отраслевые нормы, устанавливающие гарантированное качество и объемы диагностических, лечебных и профилактических услуг.
Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
III. Состояние проблемы и обоснование необходимости разработки Концепции
Внимание к проблемам организации санаторно-курортной помощи населению во многом обусловлено многообразием и богатством природных лечебных ресурсов республики Тыва располагает практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортных комплексов.
В условиях курорта при использовании различных природных лечебных факторов достигаются наилучшие результаты при минимальных затратах времени в лечении ряда хронических заболеваний. Нередко это происходит и на большинстве издревле популярных в народе источников (аржаанов). Такие тяжелые болезни как туберкулез, врожденные и приобретенные дефекты опорно-двигательного аппарата и, особенно, спинальные заболевания вообще не имеют альтернативы по сравнению с методами лечения в специализированных санаториях. Народные и научные факты достоверно показывают, что после санаторного этапа долечивания таких тяжелых заболеваний, как инфаркт миокарда, нарушение мозгового кровообращения, после операций на сердце, крупных сосудах и других, значительно сокращаются сроки временной нетрудоспособности, существенно снижается уровень инвалидизации, резко увеличивается при этом доля пациентов, вернувшихся к труду и активной жизни.
Во всех странах лечебные природные ресурсы, территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов все больше становятся объектами туризма и связанного с ним очень прибыльного бизнеса, что определяет необходимость государственного регулирования и координации деятельности по рациональному использованию этих видов природных богатств и уникальной по своей сути лечебной базы.
В целях сохранения и развития курортного дела в республике, принимая во внимание, что основой каждого курорта являются его природные лечебные факторы и их ресурсы, в 2004 г. были разработаны республиканские законы "О курортах на территории Республики Тыва", "О лечебно-оздоровительных местностях (аржаанах) местного значения в Республике Тыва", которыми определено, что "природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите..." и регламентируются в рамочном виде основы деятельности курортов, определения их границ, полномочий различных уровней власти, использования и охраны природных лечебных ресурсов, территорий курортных и лечебно-оздоровительных местностей, наконец, экономических основ регулирования в сфере курортного лечения и отдыха.
Санаторно-курортные учреждения, как любые хозяйствующие субъекты, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела. В этой связи необходимо отметить, что изменение форм собственности санаторно-курортных учреждений, ослабление координации их деятельности и контроля за использованием природных лечебных ресурсов привело к необоснованному уменьшению объема их использования в лечебной практике курортов, возрастанию их стоимости и сокращению доступности для полноценного комплексного курортного лечения. В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
До настоящего времени отсутствуют утвержденные в установленном порядке положения, научно-обоснованные медико-экономические стандарты и критерии для проведения лицензирования медицинской деятельности санаториев, сертификации и аккредитации здравниц и специалистов курортного дела. На многочисленных аржаанах большое количество населения ежегодно лечится, не имея элементарных знаний о применимости, пользе, вреде тех или иных аржаанов, без соблюдения правил и нормы лечения: старые традиции утеряны, а новые разработки отсутствуют.
Современный уровень развития медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых лечебных программ.
Требует особого внимания вопрос подготовки и переподготовки кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.
В республике работают два курорта:
сезонный термальный "Уш-Белдир" на 200 коек для лечения болезней: костно-мышечной и нервной систем, гинекологических, кожных;
круглогодичный "Чедер" на 200 коек для лечения болезней костно-мышечной и нервной систем, гинекологических, кожных, детского церебрального паралича.
Средняя годовая пропускаемость курорта "Чедер" - 3500 чел., курорта "Уш-Белдир" - 600 чел.
IV. Цель и основные задачи Концепции, принципы ее построения и
способы государственного регулирования курортного дела
Цель Концепции - развитие курортного дела в республике, предусматривающее повышение медицинской и экономической эффективности санаторно-курортного оздоровления, лечения и реабилитации, а также повышение культуры использования, лечения на многочисленных аржаанах, возрождение народных традиций их использования.
Государственная политика в курортном деле основывается на приоритетности решения социальных проблем, одной из которых является санаторно-курортная помощь населению, в первую очередь, водами исследованных минеральных источников и строится на следующих принципах:
- доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
- приоритет оздоровительных и профилактических мер в области курортного дела;
- поддержка курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и разрабатывающей эффективные методы их медицинского применения;
консолидация действий органов исполнительной власти всех уровней (республиканских, муниципальных и сумонных), организаций и граждан по формированию и реализации комплексных программ развития курортных комплексов;
- многоуровневый подход к организации оздоровительных, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий на курортах с учетом как общих потребностей в целом, так и специфических потребностей населения различных кожуунов, отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
- единство всей системы курортного дела независимо от территориального и ведомственного разграничения;
- единство медико-профилактической, оздоровительной и экономической эффективности системы курортного дела;
- содействие превращению санаторно-курортного комплекса в высоко рентабельную и конкурентоспособную отрасль экономики.
Главными задачами, способствующими рациональному решению проблемы, являются:
- систематическое проведение рекламно-информационной деятельности среди населения о преимуществах санаторно-курортного отдыха, лечения;
- восстановление и развитие системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных учреждений, что будет способствовать и упорядочению использования аржаанов, грязей, соленых и пресных озер; организация службы восстановительной медицины в системе Минздрава; разработка и совершенствование нормативно-правовых документов;
- разработка и внедрение новых лечебно-оздоровительных технологий, а также методов народной медицины, рационализаторских предложений целителей;
- использование приемов маркетинга, менеджмента в организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;
- сохранение и развитие использования природных лечебных факторов; экологический контроль за состоянием курортных местностей и аржаанов;
- совершенствование системы подготовки кадров для санаторно-курортной деятельности, а также привлечение авторитетных целителей;
- улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных учреждений, а также популярных мест отдыха и лечения населения.
Способы государственного регулирования в курортном деле предусматривают:
- создание нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в курортном деле;
- разработку стандартов санаторно-курортных медицинских и сервисных услуг, перечня технических сооружений и устройств, обеспечивающих реализацию этих услуг;
- содействие в предоставлении в максимальных объемах санаторно-курортных медицинских и сервисных услуг;
- защиту прав и интересов граждан в период осуществления ими санаторно-курортного лечения и пребывания на курорте, обеспечение их безопасности;
- аккредитацию санаторно-курортных и внекурортных лечебно-профилактических организаций и лицензирование медицинской и других видов санаторно-курортной деятельности;
- разработку и реализацию республиканской целевой программы развития курортного дела;
- поддержание администрациями кожуунов и сумонов развития курортов и аржаанов на своих территориях на хозрасчетной основе;
- создание благоприятных условий для инвестиций в курортное дело;
- предоставление льгот для граждан, имеющих социальные путевки на санаторно-курортное лечение;
- содействие кадровому обеспечению санаторно-курортных и внекурортных лечебно-профилактических организаций;
- развитие научных исследований в курортном деле;
- иные способы, применяемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Координацию деятельности в курортном деле осуществляет Министерство здравоохранения Республики Тыва, одной из главнейших задач которого является разработка и координация программ развития курортов.
V. Основное содержание Концепции и мероприятия по ее реализации
5.1. Нормативно-правовое обеспечение
5.1.1. Подготовка республиканских законов "О курортах на территории Республики Тыва", "О лечебно-оздоровительных местностях (аржаанах) местного значения в Республике Тыва".
Задача заключается в том, чтобы законодательно закрепить право населения на доступную санаторно-курортную помощь, обеспечить эффективную деятельность санаторно-курортных учреждений как объектов системы здравоохранения, охрану природных лечебных ресурсов, а также защиту прав разработчиков и потребителей санаторно-курортных услуг.
5.1.2. Подготовка и утверждение в установленном порядке типового положения о статусе, структуре, организации деятельности курортов регионального и местного значения и координации функционирования здравниц вне зависимости от их ведомственной подчиненности и форм собственности.
Речь идет, прежде всего, о контролируемом государством процессе унификации требований к деятельности курортов.
5.1.3. Разработка отраслевых стандартов и системы управления качеством санаторно-курортных услуг.
Организация системы стандартизации санаторно-курортной отрасли должна учитывать организацию системы стандартизации в здравоохранении.
В соответствии с новой концепцией развития здравоохранения основные объемы медицинской помощи предоставляются населению по медицинскому страхованию. Решение проблемы повышения качества санаторно-курортного лечения существенно затруднено из-за отсутствия системы объективных показателей качества для всей системы медицинского обслуживания в России. Создание системы стандартизации для санаторно-курортных учреждений позволит идентифицировать качество предоставляемого санаторно-курортного лечения.
5.1.4. Разработка и утверждение в установленном порядке положений о лицензировании санаторно-курортной деятельности, аккредитации санаторно-курортных учреждений и сертификации санаторно-курортных услуг, аттестации специалистов курортного дела.
5.1.5. Предоставление лицензии на санаторно-курортную деятельность производить при условии предварительного получения санитарноэпидемиологического заключения по проектам округов санитарной охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей.
Эта работа включает, прежде всего, анализ соответствия указанным выше стандартам и наличие подготовленных специалистов соответствующего профиля.
5.2. Организация управления курортами
5.2.1. Разработка научно обоснованной системы государственного регулирования процесса экономического развития санаторно-курортной помощи.
Важнейшим направлением в данной системе государственного регулирования является создание, поддержка и совершенствование инфраструктуры санаторно-курортного рынка. Сюда относятся вопросы рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, формирование информационной инфраструктуры, организация специализированной сети реализации услуг, материально-технического обеспечения, лизинга и других управленческих функций, контроль за загрязнением окружающей среды, организация в сфере землепользования и хозяйственной деятельности на курортах и вне курортных местностей, где расположены санаторно-оздоровительные организации, создание производственной инфраструктуры на курортах, в том числе опорной. транспортной сети, связи, объектов сервиса и досуга, финансирование и организация научных исследований по курортологии.
При управлении государственным имуществом в санаторно-курортных учреждениях, находящихся целиком в государственной собственности (казенных предприятий), целесообразно введение в действие принципов, которые могли бы способствовать преодолению их неэффективного функционирования и созданию условий для предпринимательской деятельности.
Основой эффективно функционирующего санаторно-курортного рынка является наличие конкурентной среды. Принципиально важными условиями в сфере формирования конкурентной среды и развития предпринимательства являются:
регулирование вопросов собственности, содействие развитию предпринимательства;
регулирование деятельности монополистов;
правовая охрана собственности;
борьба против недобросовестной конкуренции.
5.2.2. Внедрение информационных технологий и создание базы данных санаторно-курортных учреждений, системы консалтинга и бронирования санаторно-курортных услуг.
Эта работа предусматривает создание информационных сетей, обеспечивающих преемственность различных лечебно-профилактических учреждений, объединенных общими технологиями диагностики, оздоровления и медицинской реабилитации.
5.2.3. Разработка нормативно-правовой документации и создание республиканских и муниципальных центров детской курортологии.
Специфика организации и предоставления санаторно-курортной помощи детям и подросткам очевидна. Объемы необходимых детям санаторно-курортных и курортно-оздоровительных услуг большие.
5.2.4. Разработка предложений по системе государственного заказа и внедрению научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений.
Реализация Концепции предусматривает формирование государственного заказа на долечивание больных в санаторно-курортных учреждениях за счет средств Фонда социального страхования и предоставление бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Механизмы внедрения научно-технической продукции и методик высоких технологий в практику работы санаторно-курортных учреждений возможны через систему лицензирования и аккредитации, в тесном контакте с профильными НИУ.
5.2.5. Разработка положений и организация ведения Республиканского кадастра природных лечебных ресурсов, санаторно-курортных организаций территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Целесообразность данной разработки продиктована разнообразием и уникальностью природных лечебных факторов Тувы, необходимостью их сохранения и рационального использования. В настоящее время не ведется общереспубликанский мониторинг за природными лечебными факторами, в результате чего многие из них нерационально используются или разрушаются.
5.2.6. Разработка требований и утверждение норм использования природных лечебных факторов, а также отраслевых стандартов лечения при организации медицинской деятельности санаторно-курортных учреждений
Цель настоящего раздела - провести инвентаризацию лечебно-профилактических технологий, применяемых на курортах, подготовить соответствующий реестр, разработать классификатор медицинских услуг и оформить его соответствующими протоколами (стандартами) лечения и оздоровления.
Санаторные лечебно-оздоровительные услуги являются социально значимыми услугами, которые хотя бы в минимально необходимом объеме должны получать граждане вне зависимости от их доходов. Политика государства в отношении социально значимых услуг должна заключаться в обеспечении контроля за их получением гражданами в определенном количестве и определенного качества.
5.3. Сохранение природных лечебных ресурсов и развитие гидроминеральной базы курортов и лечебно-оздоровительных местностей
5.З.1. Комплексная курортологическая оценка природных лечебных факторов республики.
Цель данных мероприятий - провести инвентаризацию и улучшить состояние гидроминеральной лечебной базы курортов, лечебно-оздоровительных местностей (аржаанов) (ЛОМ) и экологическую защиту.
5.3.2. Разработка рекомендаций по рациональному использованию и охране ЛОМ (аржаанов).
Разработка данных рекомендаций позволит "значительно улучшить качество лечения и оздоровления населения на всех аржаанах. Возродить народные традиции освящения аржаанов (день аржаанов или месяц), каналов, природных памятников в их окрестностях (экзотические деревья, скалы, горы и т.п).
5.3.3. Разработка Положения и внедрение мероприятий по совершенствованию системы контроля за санитарным состоянием природных лечебных ресурсов и бальнеотехнических систем курортов.
Эта работа предусматривает взаимодействие служб Госсанэпиднадзора со структурами, обеспечивающими проектирование, строительство и эксплуатацию курортов.
5.3.4. Организация и ведение ведомственного мониторинга за природными лечебными ресурсами и факторами.
Включение в программу данных мероприятий объясняется тем, что в Правительстве в настоящее время отсутствует ранее успешно действовавшая государственная служба по выявлению, разведке и доведению до процедурного состояния различных видов природных лечебных ресурсов и контроль за их использованием.
5.3.5. Изучение рекреационных свойств растительности лечебных парков и разработка рекомендаций по их использованию в курортной практике.
Одним из главнейших природных лечебных факторов являются, как известно, особые климатические и ландшафтные ресурсы. Настоящее мероприятие планируется, в частности, при обосновании создания Национальных парков.
5.3.6. Организация и ведение мониторинга за естественными природными источниками ионизирующего излучения. Включение в программу данных мероприятий связано с негативным воздействием на здоровье населения ионизирующих излучений от естественных природных источников, таких как железо-редкоземельные месторождения, радон в атмосферном воздухе, радон в питьевой воде.
5.4. Научное обоснование
5.4.1. Создание комплексных программ по совершенствованию имеющихся и разработке новых методов медицинской реабилитации с использованием основных лечебных факторов курортов (минеральных вод, климата, лечебных грязей) и других немедикаментозных технологий.
Формулируя порядок оказания санаторно-курортной помощи больным людям, основные акценты необходимо сделать на совершенствовании системы проведения санаторного этапа медицинской реабилитации (так называемого долечивания) после перенесенных заболеваний (операций), а также на цели вторичной профилактики при хронических заболеваниях. Бюджет Фонда социального страхования отдельным пунктом адресует значительные средства на организацию при санаториях реабилитационных центров.
5.4.2. Разработка индивидуальных программ оздоровления и медицинской реабилитации.
Работа в этом направлении предусматривает разработку автоматизированных экспертно-консультационных систем, которые на первом этапе способны объективно оценить индивидуальные особенности функционального состояния человека и в зависимости от выявленных расстройств наметить адекватные мероприятия по оздоровлению и медицинской реабилитации.
5.4.3. Научное обоснование и разработка оптимальной структуры и технологической оснащенности детских санаторно-курортных учреждений.
Следует отметить, что потребность в государственной опеке системы оказания санаторно-курортной помощи детям просто колоссальная. Очень остро стоит и проблема организации санаторно-курортной помощи подросткам.
5.4.4. Разработка перспективных комплексных технологий курортного оздоровления и восстановительного лечения часто болеющих детей и проживающих в районах экологического неблагополучия.
В ней необходимо выделить один принципиальный момент: учреждения восстановительной медицины, в том числе и санаторно-курортные, обязаны стать школой здоровья, где дети смогли бы получить не только квалифицированную лечебно-профилактическую помощь, но и необходимые знания и навыки по формированию у них культуры здоровья.
5.4.5. Обоснование научно-технической документации и внедрение в практику санаторно-курортных учреждений достижений медицины высоких технологий, а также возрождение рациональных народных традиций использования аржаанов.
Данное направление предусматривает развитие системы автоматизации и компьютеризации лечебно-профилактической работы в санаторно-курортных учреждениях, обеспечивающей их преемственность с другими организациями системы здравоохранения; освещение в печати народных традиций, их пропаганда среди населения.
5.5. Кадровое обеспечение
5.5.1. Разработка профессиональных стандартов для всех уровней санаторно-курортного обслуживания (оздоровление, медицинская реабилитация, питание, размещение и т.д.).
Этот пункт имеет целью сформировать систему подготовки кадров для санаторно-курортных учреждений.
5.5.2. Разработка образовательного стандарта по курортологии.
Данный шаг позволит узаконить специальную подготовку многочисленного медицинского персонала санаторно-курортных учреждений в системе дополнительного образования, а также использование научно-обоснованных или проверенных временем методов целителей Тувы.
5.5.3. Организация и проведение научно-практических конференций по проблемам курортного дела.
В наше время, когда технологии оздоровления и медицинской реабилитации развиваются стремительно, творческое, общение и обмен опытом позволит быстрее реализовать наиболее совершенные в этой области научные разработки под девизом: "Красота есть телесное и душевное здоровье".
VI. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции осуществляется с привлечением средств Фонда социального страхования, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и других внебюджетных средств на санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, а также программно-целевым методом путем разработки и последующей реализации соответствующей целевой программы.
Предусматривается активное привлечение кредитов банков, средств фондов, общественных организаций и других поступлений.
VII. Оценка ожидаемой эффективности социально-экономических и
экологических результатов реализации Концепции
Экономическая эффективность и окупаемость от реализации концепции оцениваются исходя из показателей эффективности курортного оздоровления и лечения: сокращение количества дней временной нетрудоспособности; уменьшение потребности в госпитализации: сокращение расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах; уменьшение выплаты пособий по временной нетрудоспособности; снижение ущерба производству в связи с заболеваемостью рабочих и служащих, наркомании, алкоголизма и преступности.
В результате реализации Концепции значительно улучшится экологическая обстановка на курортных территориях и в окружающих их районах, что, в свою очередь, послужит оздоровлению постоянно проживающего в этих местах населения. Осуществление мероприятий обеспечит экономическую стабильность и увеличит прибыльность всего санаторно-курортного комплекса, что приведет к росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Реализация соответствующей Программы позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы Тувы, повысить общий уровень санаторно-курортных услуг и их конкурентоспособность на российском рынке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 февраля 2005 г. N 64 "О Концепции развития санаторно-курортного дела в Республике Тыва" (утратило силу)
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 апреля 2011 г. N 287 настоящее Постановление признано утратившим силу