Постановление Правительства Республики Тыва
от 4 июля 2005 г. N 780
"О Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения
Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года"
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 декабря 2013 г. N 724 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях развития и модернизации здравоохранения Республики Тыва, направленной на повышение доступности, качества и эффективности медицинской помощи гражданам республики, Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года (прилагается).
2. Рекомендовать Министерству здравоохранения Республики Тыва, администрациям кожуунов, гг.Кызыла и Ак-Довурака в месячный срок организовать ознакомление населения с Концепцией развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года.
3. Министерству здравоохранения (Кудерек) принять меры по реализации Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года.
4. Агентству по печати и массовым коммуникациям Республики Тыва опубликовать в газетах "Шын" и "Тувинская правда" Концепцию развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Концепция
развития здравоохранения и охраны здоровья населения
Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 4 июля 2005 г. N 780)
I. Введение
Здоровье населения является одним из основных направлений социально экономической политики любого государства, успех его реализации определяют стабильность эволюционных процессов в обществе. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача повышения качества и доступности медицинской помощи признана одной из "самых насущных для граждан страны проблем". Решение этой задачи предполагает существенную модернизацию здравоохранения.
Основными отличительными факторами, влияющими на уровень здоровья населения Республики Тыва, является резко континентальный климат, низкая плотность населения, высокие показатели рождаемости и общей смертности населения, особенно среди мужчин трудоспособного возраста в результате несчастных случаев, травм и отравлений, младенческой и материнской смертности, обусловленных ухудшением состояния здоровья беременных и матерей, недостаточной материально-технической базой лечебно-профилактических учреждений, особенно на селе, а также высокой заболеваемости населения социально значимыми болезнями, такими как туберкулез, алкоголизм, наркомания, болезни, передающиеся половым путем, и гепатиты.
Наряду с этим сохраняются факторы, не позволяющие в полном объеме реализовать возможности системы здравоохранения в обеспечении государственных гарантий. Это, в первую очередь, чрезмерная децентрализация управления и финансирования, сложности с финансовым обеспечением ЛПУ несмотря на достаточное подушевое финансирование отрасли, несовершенство законодательной базы. Кроме того, нет баланса между государственными обязательствами по оказанию населению бесплатной медицинской помощи и имеющимися экономическими возможностями республики, организационные формы управления здравоохранения не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям государственного устройства.
Таким образом, существующие в здравоохранении проблемы невозможно решать только в рамках самой системы. Решение этих проблем носит комплексный, межведомственный характер.
Возникает потребность в разработке стратегии развития здравоохранения, включающей анализ тенденций показателей здоровья, состояния и проблем отрасли.
Вышеперечисленными причинами обусловлена необходимость и важность принятия Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года и ее поддержки целевыми программами социально-экономического характера.
II. Основные цели и задачи Концепции
Основными стратегическими документами по развитию здравоохранения является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г. и решение коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2004 г. "О мерах по модернизации системы здравоохранения в Российской Федерации".
Цель Концепции
Создание правовых, экономических и организационных механизмов оптимального использования ресурсов здравоохранения для повышения качества лечебно-диагностической и профилактической помощи населению Республики Тыва.
Результатом ее реализации должно стать обеспечение государственных гарантий удовлетворения потребностей населения Республики Тыва в общедоступной медицинской и лекарственной помощи, повышение эффективности системы здравоохранения Республики Тыва, стабилизация (а в дальнейшем и улучшение) показателей здоровья и снижение предотвратимых потерь здоровья населения республики.
Основным стратегическим документом по реформе здравоохранения является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 г.
Основные задачи Концепции
Разработка единых принципов развития и укрепление механизмов государственного управления и финансирования здравоохранения республики в формах, соответствующих современным законодательным и экономическим требованиям.
Развитие республиканской нормативно-правовой базы в области здравоохранения.
Обеспечение перехода от затратной основы здравоохранения к эффективному распределению финансовых, кадровых и материальных ресурсов.
Подготовка и поэтапное проведение структурной реформы в основных звеньях здравоохранения - амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной медицинской помощи с акцентом на менее затратные технологии с выделением больниц:
- интенсивного наблюдения;
- восстановительного лечения;
- для лечения больных с хроническими заболеваниями;
- медико-социальной помощи.
Совершенствование системы обязательного медицинского страхования, разработка системы оценки и контроля качества медицинской помощи, обеспечение сбалансированности взаимоотношений медицинских учреждений и Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Функционирование муниципальных заказов на выполнение необходимых объемов бесплатной медицинской помощи для обеспечения единых принципов финансирования медицинской помощи, оказываемой в рамках системы ОМС и в рамках бюджетного финансирования.
Привлечение личных средств граждан, предприятий и организаций для оказания медицинской помощи, внедрения добровольного медицинского страхования.
Совершенствование организации медико-социальной помощи беременным и новорожденным.
Укрепление социально значимых служб здравоохранения: наркологической, инфекционной, противотуберкулезной, дерматовенерологической, психиатрической и онкологической.
Совершенствование рациональной и экономичной системы льготного лекарственного обеспечения и контроля на всех этапах его оказания.
Повышение уровня квалификации медицинских работников, в том числе руководителей учреждений здравоохранения, путем совершенствования системы подготовки, переподготовки, сертификации и аттестации.
Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе оснащение современным медицинским оборудованием.
Развитие единого подхода к информатизации здравоохранения, активное использование информационных технологий для целей управления эффективного использования ресурсов и контроля финансовых взаимоотношений.
Развитие профессиональных медицинских ассоциаций.
Повышение социальной защищенности работников здравоохранения.
Профилактика, прежде всего, социально значимых заболеваний, пропаганда здорового образа жизни среди жителей республики, повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, в том числе с использованием методов экономической мотивации.
III. Основные проблемы системы здравоохранения
1. Система управления здравоохранением
отсутствие единой системы вертикали управления отрасли;
наличие медицинских учреждений различной подчиненности и форм собственности;
организационные формы управления здравоохранения не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям.
2. Обеспечение качества медицинской помощи
ухудшение качества и доступности медицинской помощи в республике, особенно в кожуунах;
снижение уровня организации лечебно-профилактической работы по таким основным службам, как фтизиатрическая, инфекционная, дерматовенерологическая, наркологическая, а также в детстве и родовспоможении, о чем свидетельствуют основные демографические показатели здоровья населения;
ослаблена личная ответственность руководителей местных органов и учреждений здравоохранения за результаты своей деятельности и эффективность использования ресурсов, что препятствует преобразованиям;
отсутствие у медицинских работников стимула в улучшении своего труда, повышении квалификации, освоении новых технологий и снижение доступности специализированной и узкоспециализированной медицинской помощи, особенно для сельского населения;
недостаточность функционирования института главных внештатных специалистов-экспертов Министерства здравоохранения Республики Тыва;
отсутствует должный анализ эффективности и исполнения республиканских и федеральных целевых программ;
ослаблена координационная работа Министерства здравоохранения Республики Тыва по обеспечению качества медицинской помощи учреждениями здравоохранения с проведением экспертизы качества медицинской помощи и временной нетрудоспособности, а также взаимодействии со специалистами федерального государственного учреждения Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва и Фонда социального страхования;
ослаблен контроль за рычагами управления Территориальным фондом обязательного медицинского страхования, вследствие чего ухудшилось качество оказываемой медицинской помощи населению.
3. Экономика и финансы здравоохранения
Существующая модель здравоохранения является чрезмерно затратной как в Республике Тыва, так и в целом по Российской Федерации;
сметное финансирование является само по себе тормозом развития отрасли, направленное в первую очередь на поддержание системы, а не на финансирование непосредственно медицинской помощи;
нет баланса между государственными обязательствами по оказанию населению бесплатной медицинской помощи и имеющимися экономическими возможностями республики;
чрезмерная децентрализация управления и финансирования ограничивает возможность управления и контроля за достаточностью финансирования лечебных учреждений кожуунов и оптимизации затрат;
требуется дальнейшее усовершенствование принципов приобретения дорогостоящего медицинского оборудования, его рационального использования и внедрения за счет средств бюджета и других источников;
отсутствует экономический механизм, стимулирующий качественную работу лечебных учреждений и медицинских работников.
4. Структура и организация медицинской помощи
Ресурсная база здравоохранения не соответствует объемам и видам медицинской помощи, необходимой населению республики;
возможность свободного выбора больными врача и лечебных учреждений привели к перегруженности городских и республиканских специализированных больниц, а в сельской местности отмечаются недостаточно низкие объемы стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи;
несмотря на достаточную обеспеченность кадрами в целом по республике, отмечается выраженная диспропорция кадров город-село, обеспеченность врачами в г.Кызыле составляет 70,9 на 10 тыс. населения, в кожуунах - 17,7, что ниже в 4 раза;
медленными темпами идет реструктуризация дорогостоящих круглосуточных коек, замедлен переход на стационарозамещающие виды медицинской помощи: дневные стационары, койки дневного пребывания в стационарах. Реализация Федерального закона N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения позволила лечить инвалидов и часть больных с хронической патологией в амбулаторных условиях, следовательно, в последующем будут уменьшаться объемы потребности лечения этой категории больных на дорогостоящих стационарных койках. Реструктуризацию и оптимизацию коечного фонда в лечебно-профилактических учреждениях республики необходимо проводить, учитывая реальную потребность в койках;
вследствие недостаточности системы долечивания и восстановительного лечения больных, а также из-за слабого взаимодействия Министерства здравоохранения Республики Тыва с Министерством труда, социальной и молодежной политики Республики Тыва в организации медико-социальной помощи населению вынуждены нерационально использовать дорогостоящие стационарные койки для лечения инвалидов и больных с хроническими заболеваниями.
5. Медицинская служба при социально значимых заболеваниях
Возрастающие темпы роста социально значимых заболеваний требуют пересмотра, совершенствования работы и структуры специализированных диспансеров, которые явно не соответствуют современным требованиям.
6. Медицинская профилактика
Ослабление медицинской профилактики вследствие дефицита кадров первичного звена, которое непосредственно занимается ранней выявляемостью, диспансеризацией, профилактикой заболеваний;
основная часть населения не несет ответственности за сохранение своего здоровья, слабо знает вопросы профилактики заболеваний и укрепления своего здоровья, привыкла к бесплатной медицине, не приучена тратить деньги на укрепление своего здоровья. Вредные привычки - злоупотребление алкоголем, наркотиками, курением являются социальной проблемой, трудно решаемой усилиями одних работников здравоохранения.
7. Материально-техническая база
Неудовлетворительное состояние материально-технической базы учреждений здравоохранения, особенно в сельской местности, требует вложения инвестиций в строительство лечебно-профилактических учреждений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
8. Обязательное медицинское страхование
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению финансовыми средствами обеспечена недостаточно из-за низкого поступления страховых взносов на неработающее население;
чрезмерно низкие тарифы системы обязательного медицинского страхования не соответствуют практическим расходам лечебных учреждений;
несоответствие между объемами провозглашенной бесплатной медицинской помощи и средствами, выделяемыми на ее финансирование, приводит к участию пациентов в издержках на лечение собственными средствами, что влияет на рост социальной напряженности и недовольства населения;
необходимо разделение функций Территориального фонда обязательного медицинского страхования и страховой медицинской организации.
9. Платная медицина
Привлечение личных средств граждан и предприятий не стала дополнительным источником финансирования, а подменила недостающее бюджетное финансирование, хотя консолидированный бюджет здравоохранения формально имеет тенденцию к росту;
проблема по предоставлению платных услуг местного значения с несоблюдением нормативной базы приводит к ущемлению предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи населению вследствие отсутствия четкого разграничения бесплатной и платной медицины со стороны лечебно-профилактических учреждений, а также гарантий и источников финансирования для социально незащищенных групп населения.
рост коммерциализации здравоохранения приводит к социальной напряженности и недовольству населения;
мизерные отчисления на заработную плату из платных услуг приводят к уменьшению заинтересованности медицинского работника развивать платные услуги и росту "теневого рынка".
10. Лекарственное обеспечение
Недостаточно продуманная реформа фармацевтической службы республики привела к ослаблению организации фармакологической деятельности в отрасли, несвоевременному обеспечению медикаментами лечебных учреждений, льготных категорий граждан и лишила государственной поддержки аптечную сеть;
особого внимания требует совершенствование порядка проведения тендерных торгов на размещение государственного заказа на закуп медикаментов для ЛПУ республики. По-прежнему, в основу тендерных торгов заложен прин цип выбора посредника, а не товаропроизводителя, что приводит к удорожанию закупа любой продукции. Преобладание коммерческих аптечных учреждений среди аптек, участвующих в дополнительном лекарственном обеспечении, до 90 процентов не позволяет обеспечить реализацию Федерального закона N 122-ФЗ для федерального и территориального регистров лиц по ассортименту и времени;
отсутствие аптечных учреждений в большинстве сельских населенных пунктов является препятствием к доступности лекарственной помощи.
11. Кадровая политика, образование и социальная защита медицинских работников
Недостаток грамотных, подготовленных специалистов, в первую очередь, в области организации и экономики здравоохранения;
неисполнение социальных гарантий медицинским работникам местными администрациями не позволяет удерживать молодых специалистов на селе;
в силу низкого оснащения медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений, особенно на селе, нет роста квалификации и профессионализма врачей;
низкая заработная плата при чрезвычайно высокой профессиональной ответственности, особенно среднего и младшего звена;
в результате отсутствия финансовых средств недостаточно ведется повышение квалификации специалистов на базе ведущих клиник.
12. Развитие медицинской науки и медицинских технологий
Отсутствие необходимых финансовых ресурсов для внедрения, а главное, для поддержания в дальнейшем передовых, дорогостоящих медицинских технологий. Это требует в дальнейшем закупки и внедрения дорогостоящего медицинского оборудования на основе инновационных научно-обоснованных проектов, которые будут учитываться в отдельном реестре.
13. Нормативно-правовая база здравоохранения
Декларативность основных нормативных документов;
несоблюдение законодательства в области охраны здоровья граждан на всех уровнях;
несовершенство законодательной базы.
14. Учет и отчетность в здравоохранении
Отсутствие должного контроля за расходованием ресурсов здравоохранения;
отсутствие глубокого анализа при программно-целевом планировании развития отрасли.
IV. Совершенствование системы управления здравоохранением
За последнее время принципиально изменилась ситуация в области управления здравоохранением.
Меняется экономико-правовой статус органов и учреждений здравоохранения. Снизился объем административных полномочий Министерства здравоохранения Республики Тыва, медицинские учреждения получили определенную экономико-правовую самостоятельность. В результате органы государственного управления стали по многим позициям терять контроль над общей ситуацией в системе здравоохранения, ослабилось взаимодействие Министерства здравоохранения Республики Тыва и органов местного самоуправления.
Единая ранее система организации финансирования медицинской помощи разделена на республиканскую, муниципальную и поселенческую, бюджетную и страховую, сохраняются несовершенство механизмов управления этими системами.
В рамках Программы реформирования необходимы следующие основные меры по совершенствованию системы управления:
- совершенствование структуры Министерства здравоохранения Республики Тыва и дальнейшее усиление его кадрового состава;
- разработка и внедрение типовой структуры и функций кожуунных (местных) органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений. На первом этапе решить вопрос о назначении начальника отдела здравоохранения местных администраций с возможным назначением отдельно го должностного лица. Ежеквартальное подводить итоги работы медицинской службы кожуунов по основным направлениям деятельности.
Необходимо осуществить подготовку руководителей и кадровых работников медицинских учреждений по изучению основ хозяйственного и трудового законодательства, бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, основ менеджмента и маркетинга. Разработка и внедрение новых форм отчетности, характеризующих медико-экономическую эффективность использования ресурсов, адекватность имеющихся мощностей потребностям населения.
Разработка и внедрение сквозного текущего и перспективного планирования по уровням:
- Министерство здравоохранения Республики Тыва;
- кожуунные (местные) органы управления здравоохранением;
- учреждения здравоохранения республики;
- медицинские учреждения поселений.
Обеспечение координации деятельности кожуунных администраций с лечебно-профилактическими и фармацевтическими учреждениями. Подписание соглашений с главами администраций кожуунов и поселений республики для координации деятельности в обеспечении лечебно-профилактической помощи населению кожуунов. Усиление методических, контрольных и информационно-аналитических функций Министерства здравоохранения Республики Тыва.
Формирование межведомственных рабочих групп по координации финансирования и управлению государственным имуществом отрасли.
Создание экспертно-аналитических групп (комиссий) для участия в проведении конкурсов на разработку и внедрение новых технологий, централизованную закупку лекарственных средств и изделий медицинского назначения, проведение ремонтно-строительных работ, приобретения медицинского оборудования.
Организация постоянного контроля за результатами и эффективностью принятых решений.
Необходимо усилить работу по координации деятельности с федеральными государственными учреждениями:
- Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Тыва;
- Территориальным фондом обязательного медицинского страхования;
- Региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва;
- Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Тыва и Федеральным государственным учреждением "Центр гигиены и эпидемиологии";
- Федеральным государственным учреждением Главным бюро медико-социальной экспертизы по Республике Тыва;
- Тувинской противочумной станцией;
- медицинскими организациями других форм собственности (негосударственных).
Для управления и координации по основным вопросам развития здравоохранения (разработка и реализация целевых республиканских, федеральных программ, развитие социально-значимых служб и др.) создать рабочие группы при участии ведущих внештатных специалистов, Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии", Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
Институт главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Республики Тыва должен развиваться и проводить политику развития курирующих служб.
В целях обеспечения эффективного расходования средств бюджета и усиления контроля за централизованным закупом лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретением медицинского оборудования, прочих расходных материалов необходимо передать проведение тендерных торгов в отдел по организации закупа Министерства здравоохранения Республики Тыва, под контролем Департамента государственных закупок Республики Тыва.
V. Экономика и финансы здравоохранения
Необходимо в первую очередь рассмотреть обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий в области предоставления населению бесплатной медицинской помощи, лекарственного обеспечения и финансовых возможностей республики.
Необходимо разработать технологию комплексного структурного анализа деятельности учреждений здравоохранения и их ресурсного обеспечения для решения задач повышения медицинской, социальной и экономической эффективности системы здравоохранения. Анализ позволит установить диспропорции в развитии отрасли, зоны неэффективности в деятельности служб, учреждений здравоохранения, врачей разных специальностей, а также выявить резервы как на уровне отдельного учреждения, так и системы в целом. Также необходимо разработать план повышения эффективности использования ресурсов здравоохранения, в том числе на основе реструктуризации системы оказания медицинской помощи.
Современные условия рынка требуют более экономичную, мобильную модель здравоохранения, оснащенную медицинским оборудованием, отвечающей современному уровню развития медицинской науки и технологии.
Требуется разработка единых принципов развития и укрепления механизмов государственного управления и финансирования здравоохранения республики в формах, соответствующих современным законодательным и экономическим требованиям, для чего необходимо в первую очередь, усилить экономическую службу Минздрава Республики Тыва, ввести должность заместителя министра здравоохранения по экономике здравоохранения, стратегическому планированию и прогнозированию отрасли.
Необходимо провести глубокий анализ использования основных ресурсов здравоохранения, привести в соответствие объемы и виды медицинской помощи, необходимые населению Республики Тыва.
Основным стержнем реформирования здравоохранения должен стать муниципальный план-заказ на бесплатную медицинскую помощь, который должен функционировать, а не быть декларированным на бумаге. Муниципальный план-заказ должен явиться инструментом реструктуризации сети ЛПУ, коечного фонда, изменения соотношения видов и объемов медицинских услуг, что способствует перераспределению финансовых средств здравоохранения.
Одной из главных проблем здравоохранения является наличие сметного планирования и финансирования, являющимся основным тормозом реформирования здравоохранения всей страны, в которой зависимость от коечного фонда и ЕТС делает отрасль негибкой в рыночных условиях.
Лечебно-профилактические учреждения финансируются не за качество и количество оказываемых медицинских услуг, а за сам факт своего существования. Вопрос о необходимости перехода к подушевому планированию и финансированию, а также к оплате за оказанную медицинскую помощь на основе конкретных объемов и качества выполненной работы должен решиться с 2006 года. Этот вопрос нужно решить и на муниципальном уровне. Необходимо разработать и принять республиканские законодательные акты здравоохранения, соответствующие современным законодательным и экономическим требованиям.
VI. Структура и организация медицинской помощи
Необходима структурная реорганизация в основных звеньях здравоохранения амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной помощи с акцентом на менее затратные технологии, перераспределением объемов на менее дорогостоящие виды медицинской помощи.
В виду того, что затраты на стационарную помощь остаются высокими, часть больных могла бы проводить лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Широкое распространение должны получить дневные стационары как при амбулаторно-поликлинических учреждениях, так и при круглосуточных стационарах.
Реструктуризация в здравоохранении должна повлиять на качество и доступность медицинской помощи, оснащение медицинских учреждений, увеличение заработной платы медицинских работников.
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь
Реформирование здравоохранения необходимо начать с первичного звена медицинской помощи с этапным переходом к системе врача общей практики. Необходимо на деле реализовать нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по организации деятельности врачей общей практики в соответствии с положением о центрах врача общей практики, фельдшеров и медицинских сестер общей практики. Республиканскую целевую программу "Развитие специализированной квалифицированной медицинской помощи в Республике Тыва на 2004-2006 гг.", утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 31 декабря 2003 г. N 953, необходимо пересмотреть, так как программа мероприятий по развитию деятельности врача общей практики разработана слабо и заложенные финансовые ресурсы недостаточны. Учитывая низкую плотность населения республики, развитие первичного звена особенно актуально. Необходимо работе врача общей практики придать юридический статус и возможность работать в системе ОМС. Предусмотреть участие местных администраций в вопросах подготовки и предоставления помещений. Необходимо также перераспределение объемов медицинской помощи из стационарной помощи на амбулаторно-поликлиническую, на стационарозамещающие технологии (дневные стационары, стационары на дому и т.д.), укрепив при этом материально-техническую базу поликлиник республики равномерно. Необходимо проводить и совершенствовать диспансеризацию населения, обеспечить преемственность между амбулаторно-поликлиническим и стационарным звеном, проводить медицинский и медико-социальный патронаж совместно с социальными службами. Совершенствовать работу по реализации Федерального закона N 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
2. Скорая и неотложная помощь
Основной задачей реформы скорой медицинской помощи является создание мобильной и технически оснащенной службы для оказания экстренной медицинской помощи.
3. Стационарная помощь
Стационарная служба продолжает оставаться наиболее ресурсоемким сектором здравоохранения Республики Тыва, поэтому имеет крайне важное значение в целом в реформе здравоохранения. Однако нельзя заниматься формальным сокращением коечного фонда, что практически и происходит. Учитывая медико-демографические особенности, высокую заболеваемость населения социально-значимыми заболеваниями, необходимо проводить реструктуризацию и оптимизацию коечного фонда с перепрофилированием на менее затратные стационарозамещающие койки.
Необходима экономически обоснованная реструктуризация с дифференцированным подходом внедрения коек различной интенсивности лечения. Следует начать структурную перестройку стационарной помощи, четко выделив больницы интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, для больных с хроническими заболеваниями, медико-социальной помощи. Создание межкожуунных центров, должно быть связано с объемами оказания медицинской помощи, материальными, кадровыми и финансовыми ресурсами.
Необходимо провести анализ существующих республиканских целевых программ здравоохранения и рассмотреть возможность принятия общей республиканской целевой программы по развитию здравоохранения Республики Тыва, которая позволит провести реструктуризацию коечной сети совместно с Министерством труда, социальной и молодежной политики Республики Тыва. Требуется четко разделить специализированную койку и социальную койку.
4. Медико-социальная помощь
Развитие медико-социальной помощи населению республики необходимо проводить путем решения совместно с Министерством труда, социальной и молодежной политики Республики Тыва, местными администрациями вопросов создания сети коек долечивания и восстановительного лечения, а также изучения необходимости создания сети коек сестринского ухода и хосписов. Очень актуальной является проблема инвалидности в связи с необоснованным ростом инвалидизации населения.
Учитывая важность санаторно-курортной помощи населению как неотъемлемой части всех медицинских программ профилактики, лечения и реабилитации, нужно развить это направление в системе здравоохранения, содействовать развитию рынка санаторно-оздоровительных услуг и формирования конкурентной среды среди санаторно-курортных организаций. В республике необходимо в полной мере использовать финансовые средства, выделяемые на реализацию Федерального закона N 122-ФЗ в части санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан и разгрузки дорогостоящих стационарных коек.
5. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
Необходимо:
обеспечить организацию и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с проведением оценки влияния факторов производственной среды с целью определения риска ущерба здоровью;
усиление государственного санитарного надзора за охраной труда медицинского персонала противотуберкулезных учреждений;
провести паспортизацию учреждений, работающих с источниками физических факторов;
обеспечить ежегодное проведение радиационно-гигиенической паспортизации Республики Тыва;
добиться разработки республиканской целевой программы, направленной на снижение дозы облучения пациентов при проведении медицинских рентгено-, флюорографических, рентгеноскопических исследований;
потребовать от руководителей лечебно-профилактических учреждений обеспечить организацию и проведение производственного радиологического контроля;
реализация федеральных и разработка республиканских целевых программ, направленных на профилактику и борьбу с инфекционными заболеваниями;
обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" выделения ассигнований на приобретение вакцин для проведения иммунизации по эпидемическим показаниям против вирусного гепатита "А", "В", гриппа, краснухи, кори, эпидемического паротита, клещевого энцефалита, бруцеллеза, бешенства;
обеспечить организацию и проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
VII. Развитие платной медицины
Здравоохранение является дорогой отраслью, поэтому в финансировании должны принимать участие и государство, и предприятия, и сами граждане. Стоимость оказания медицинской помощи со временем будет еще расти из-за развития новых медицинских технологий, потребностей населения в получении качественных медицинских услуг, отвечающих современному уровню развития медицинской науки и технологии.
Необходимо развивать рынок платных медицинских услуг, в том числе профилактические и реабилитационные мероприятия, пластическую хирургию и ряд разделов стоматологии.
На сегодняшний день остается актуальной в республике проблема платной медицины. Основная проблема заключается в недостаточной разработке нормативной базы оказания платных медицинских услуг как федерального, так и местного значения, что приводит к ущемлению предоставления бесплатной медицинской помощи. Необходимо срочно разработать нормативно-правовую базу по оказанию платной медицинской помощи, а также ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции), определяющие четкие механизмы регулирования порядка оказания платных услуг, которые должны узаконить расходы (личные и добровольные) пациентов, определить гарантии и источники их финансирования для социально незащищенных групп населения. При этом необходимо четко разграничить бесплатную и платную медицину, что позволит реально повысить качество оказания медицинской помощи всем слоям населения без ущемления прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. Нужно также развивать рынок платных услуг, направляя расходы пациентов на улучшение качества медицинских и любых сервисных услуг, связанных с диагностикой, лечением и реабилитацией. Перспективным в этом направлении является развитие в нашей республике методов восточной (тибетской) медицины, иммунореабилитации, пластической хирургии, курортологии.
Самое главное - платная медицина должна стать дополнительным источником финансирования, реально приносить доход учреждениям здравоохранения, повышать экономическую заинтересованность медицинских работников.
VIII. Обязательное медицинское страхование
С введением системы обязательного медицинского страхования (ОМС) отмечается много позитивных моментов, но самое главное - ОМС позволило повысить эффективность деятельности медицинских учреждений путем создания механизма их ответственности за результаты деятельности, отойти от простого содержания больниц и ввести оплату за оказанную медицинскую помощь на основе конкретных объемов и качества выполненных работ.
Вместе с тем, существующая система обязательного медицинского страхования имеет ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений в законодательстве.
Одной из главных проблем системы ОМС остается вопрос о размере и платежах органов исполнительной власти за неработающих граждан. В результате систематического дефицита средств ОМС, обусловленного с недостаточным поступлением страховых взносов за неработающее население и страховой части ЕСН, ТФОМС Республики Тыва вынужден закрывать дефицит средств взносами на работающее население, которые идут на лечение неработающих, вследствие чего Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи несбалансированна.
Необходимо создать реальные условия для обеспечения государственных гарантий медицинской помощи гражданам за счет обеспечения ее финансовой сбалансированности, расширения прав застрахованных, четко определить меры государственных обязательств в отношении бесплатной медицинской помощи и созданием медицинским организациям стимулы к более эффективному использованию ресурсов. Необходимо совершенствовать механизмы контроля за деятельностью Территориального фонда ОМС и его бюджетом. Необходимо включить в тарифы медицинской помощи все виды затрат медицинских организаций, включая расходы на коммунальные услуги и амортизацию медицинского оборудования.
Необходимо законодательно определить право выбора страховщика за самими застрахованными, а не их страхователями, как это фактически сегодня происходит, повышение ответственности ЛПУ за организацию медицинской помощи. Назрела необходимость организации отдельных страховых медицинских организаций. Развитие добровольного медицинского страхования, которое включается в программы добровольного медицинского страхования объемов медицинской помощи, предусмотренные программами ОМС.
Поэтому необходима разработка новых нормативных документов по обязательному медицинскому страхованию, обновление Устава, Положения о Территориальном фонде медицинского страхования, обеспечение нормальной, планомерной работы Правления.
Необходимо предусмотреть долевое участие ТРФ ОМС в оплате труда, важно оплачивать оказанную медицинскую помощь по полной стоимости, а не по усеченным тарифам, не соответствующим расходам лечебных учреждений.
Требуется обеспечить прозрачность финансовых потоков в системе ОМС.
Главным направлением деятельности системы ОМС должно стать обязательное государственное страхование не болезни, а здоровья. Это позволит обеспечить не только заинтересованность медицинских учреждений в повышении качества оказания помощи, но и заботу граждан к своему здоровью.
IX. Медицинская профилактика
Неблагоприятные социальные и экологические условия негативно сказываются на росте числа хронически больных, особенно среди детей и подростков. В связи с этим требуется значительная активизация профилактической работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения. Эта работа должна заключаться в профилактике, прежде всего социально-значимых заболеваний, пропаганде здорового образа жизни среди жителей республики, в повышении заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья, создании института здоровья на базе Центра медицинской профилактики.
При решении проблем медицинской профилактики основной задачей является решение кадрового вопроса в первичном звене, непосредственно занимающимся медицинской профилактикой, ранней выявляемостью заболеваний и диспансеризацией. Важное место в этом занимает развитие деятельности врачей общей практики.
Борьба с социально значимыми заболеваниями, вредными привычками - злоупотреблением алкоголем, курением, наркоманией носит межведомственный характер, т.е. необходимо решать вопросы совместно с министерствами внутренних дел, культуры и национальной политики, образования и науки, общественностью.
X. Материально-техническая база
В укреплении материально-технической базы учреждений здравоохранения, в том числе оснащении современным медицинским оборудованием важно, чтобы кредиты распределялись на приобретение оборудования, проведение капитального ремонта планомерно, в среднем на 2-3 учреждения в год, в рамках республиканской целевой программы "Развитие здравоохранения Республики Тыва на 2005-2007 годы" и на текущее финансирование статьи "Ремонт оборудования", что дает финансовую поддержку государственному производственному учреждению "Медтехника" и уменьшает утечку кадров.
В целях эффективного использования финансовых средств, направленных на укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, и обеспечения прозрачности их использования необходимо передать организацию и проведение тендерных торгов Министерству здравоохранения Республики Тыва. Контроль за проведением тендерных торгов установить за Минфином Республики Тыва и другими контролирующими органами.
XI. Управление качеством в здравоохранении
В целях обеспечения качества и повышения доступности медицинской помощи необходимо разработать и принять отраслевую целевую программу - "Управление качеством в здравоохранении на 2006-2010 годы", в рамках которой разработать Положение о системе управления качеством медицинской помощи в учреждениях здравоохранения Республики Тыва и ведомственном контроле качества медицинской помощи, Положение о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в условиях ОМС.
Необходимо создать при расчетно-экспертном центре Министерства здравоохранения Республики Тыва отдел правовой защиты пациента и медицинского работника за счет внутренних резервов.
Улучшить работу республиканской и городской врачебных комиссий.
Совершенствование медицинской помощи населению должно проводиться с акцентом на управление качеством оказания медицинской помощи - стандартизации объемов оказания медицинской помощи и переходе к ведению больных по протоколу, основанному на доказательной медицине.
Результатом станут клиническая и экономическая эффективность и результативность системы здравоохранения.
Переход к управлению качеством в здравоохранении предлагает, прежде всего, создание системы управления, ориентированной на конечные результаты.
Необходимо повысить экономическую заинтересованность медицинских работников в достижении положительных результатов в работе, возрождении нравственных основ профессиональной деятельности, а также восстановление доверия к медицинским работникам.
XII. Кадровая политика и образование
В современных условиях важное место отводится решению сложных задач в области кадровой политики. Срочного решения требует проблема использования кадровых ресурсов здравоохранения, прогнозирование потребностей, планирование подготовки, улучшение социальной защиты работников здравоохранения. Повышение престижа роли врача - задача не только медицинской общественности, но и общества в целом.
Дефицит врачей, особенно в первичном звене, в сельской местности и в отдаленных районах углубляется тем, что врачи не хотят оставаться в кожуунах из-за слабого социально-экономического развития на селе. Обеспеченность средним медперсоналом в кожуунах выше, чем в г.Кызыле в 1,3 раза, что свидетельствует о перспективе развития фельдшеров и медицинских сестер общей практики на селе.
Поэтому поднятие уровня социально-экономического положения на селе - проблема не только Министерства здравоохранения Республики Тыва, но и глав администраций. Чтобы медработники оставались работать в кожуунах, необходимо создание оптимальных условий жизни и работы, улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений кожуунов, создание межкожуунных центров, оснащение их современным оборудованием, предоставление социальных гарантий: обеспечение жильем, выплата полностью законных доплат, льгот медработникам. Также необходимо возобновление целевого обучения кадров на контрактной основе, активизировать связи с высшими медицинскими учебными заведениями Сибирского федерального округа для агитации работы на селе.
Наиболее важной проблемой в кадровой политике является возрастная диспропорция. Выпало среднее звено, наиболее трудоспособное, опытное, особенно среди руководителей здравоохранения. На сегодня в кадрах в основном работают молодые или ветераны. Особенно это заметно среди руководителей здравоохранения. Вопрос преемственности очень важен, по своей природе человек не вечен, поэтому ему должно быть достойное продолжение.
Необходимо сформировать при Министерстве здравоохранения Республики Тыва на общественных началах Совет ветеранов работников здравоохранения.
XIII. Развитие медицинской науки и медицинских технологий
Развитие медицинской науки, накопление научного потенциала республики, создание ученого совета при Министерстве здравоохранения Республики Тыва, который должен возглавить министр здравоохранения. Укрепление международных, региональных связей с целью обмена опытом, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, совместных научно-практических исследований. Основной задачей при этом должна быть разработка и внедрение в практическое здравоохранение Республики Тыва научно обоснованной системы ранней диагностики, профилактики и патогенетического лечения, а также прогнозирования заболеваний. Важно при этом проводить научные исследования тувинскими материалами для разработки научных внедрений, специфичных для нашего населения. Большое значение имеет проведение в республике международных, всероссийских научных форумов, конференций, совещаний, конгрессов для развития медицинской науки и здравоохранения в целом.
Обязательно изучение иностранных языков, особенно английского языка, учитывая, что в настоящее время вся передовая медицинская наука, литература публикуется на английском языке.
Дальнейшее совершенствование системы подготовки, переподготовки, сертификации и аттестации, последипломного обучения в ординатуре, аспирантуре, докторантуре.
На базе Тывинского государственного университета возможно и необходимо открытие лечебного факультета, который являлся бы филиалом сибирских высших медицинских учебных заведений. На базе республиканских больниц N 1,3, республиканской детской больницы, перинатального центра, государственного лечебного учреждения "Фтизиатрия" возможно открытие клинических коек, возможно, как филиала федеральных научных учреждений.
XIV. Информатизация
Улучшение материально-технической базы и работы МИАЦ, основной функцией которого является реализация государственной политики в области информатизации здравоохранения. Разработка и принятие РПЦ "Электронная Тыва на 2006-2007 гг." как подпрограммы РПЦ "Электронная Россия", основные мероприятия которой направлены на обучение кадров и компьютеризации учреждений здравоохранения, создание единого информационного пространства.
XV. Социальная защита работников здравоохранения
Необходимо создание современных подходов к нормированию труда, отказа от распределения средств без учета индивидуального вклада в результаты, что наблюдается при оплате по единой тарифной сетке. Также необходимо выработать механизмы зарабатывания средств по конкретным объемам и качеству медицинской помощи, повышения экономической заинтересованности медицинских работников, а также заинтересованности в повышении своей квалификации и освоении новых технологий. Необходимо повышение авторитета и престижа медицинского работника, возрождения нравственных основ профессиональной деятельности, повышения профессиональной ответственности, улучшения социальных гарантий.
Необходима реализация принятых законодательных нормативных актов по предоставлению социальных гарантий медицинским работникам.
Необходимо создание в Министерстве здравоохранения Республики Тыва отдела страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников.
Перспективным решением проблем жилья является адресное ипотечное строительство дома для медиков. Важно, чтобы само Министерство здравоохранения Республики Тыва и общественные медицинские организации проявили инициативу для выделения кредита на ипотечное строительство.
В защите интересов медицинских работников должны быть заинтересованы медицинские общественные организации, профсоюзы медицинских работников и Министерство здравоохранения Республики Тыва.
XVI. Медицинские ассоциации
Развитие профессиональных медицинских ассоциаций и активное их привлечение к решению проблем здравоохранения, широкой медицинской общественности. К сожалению, имеющиеся медицинские общественные организации в республике раздроблены, малочисленны и при этом между собой не взаимодействуют. Необходимо активизировать работу Союза медицинских работников Республики Тыва по координации действий медицинских общественных организаций, решению проблем здравоохранения в республике.
XVII. Механизм реализации Концепции
Реализация Концепции предполагает:
объединение усилий государства и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению здоровья населения;
координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение показателей здоровья населения;
разработку и реализацию мероприятий, в том числе федеральных и региональных целевых программ, направленных на решение основных задач, сформулированных в Концепции:
формирование государственной политики в области здравоохранения и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений - максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
Будет разработана республиканская целевая программа по модернизации и развитию здравоохранения Республики Тыва, в которой будут указаны конкретные мероприятия по реструктуризации каждого лечебно-профилактического учреждения и ведению подушевого финансирования здравоохранения по страховому принципу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 4 июля 2005 г. N 780 "О Концепции развития здравоохранения и охраны здоровья населения Республики Тыва на 2005-2006 годы и на период до 2010 года"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12 декабря 2013 г. N 724 настоящее постановление признано утратившим силу