Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей А.П. Саая, О.Н. Дубровского, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника Государственно-правового управления Председателя Правительства Республики Тыва АА. Язева; а также представителей приглашенного в заседание субъекта законодательного процесса - Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва: заместителя Председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Н. С. Германовой, начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш; руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3 статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений пункта "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании положений пункта "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва, согласно которому Председатель Правительства Республики Тыва формирует Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Республики Тыва, утверждает структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанного конституционного положения.
Заслушав выступление судьи-докладчика А.П. Саая, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. 23 июня 2005 года в Конституционный суд Республики Тыва обратился Председатель Правительства Республики Тыва с запросом (исх. N 3/574-ШО) о толковании положений пункта "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва, согласно которым Председатель Правительства Республики Тыва в соответствии с законодательством Республики Тыва формирует Правительство Республики Тыва, утверждает структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва.
В запросе отмечается, что из-за отсутствия в настоящее время специального закона Республики Тыва о системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва у заявителя возникла неопределенность в понимании правомочия Председателя Правительства Республики Тыва формировать в соответствии с законодательством Республики Тыва Правительство Республики Тыва, а также утверждать структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва. Кроме того, возникновение неопределенности связано и с тем, что в 2004 году произошли существенные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.
По мнению заявителя, в силу положений, установленных пунктом "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва, формирование Правительства Республики Тыва, утверждение структуры Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва является исключительным правом Председателя Правительства Республики Тыва и не зависит от наличия или отсутствия законодательного регулирования системы исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.
По мнению Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва, при отсутствии закона, устанавливающего систему исполнительных органов Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва вправе издавать свои нормативные правовые акты, регулирующие вопросы о структуре органов исполнительной власти, не противоречащие Конституции Республики Тыва.
По мнению Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва (исх. N 538 от 4 июля 2005 г.), детали и все конкретные элементы структуры Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва должны быть определены специальным законом Республики Тыва.
2. Согласно части 3 статьи 3, части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, решая исключительно вопросы права, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с вопросами, поставленными в обращении Председателя Правительства Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании пункта "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва является выяснение наличия правомочия Председателя Правительства Республики Тыва формировать Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Республики Тыва, утверждать структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва в отсутствие специального закона Республики Тыва о системе исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Указанные конституционные положения нашли отражение в преамбуле Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.12.2004 г. N 159-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 2 и положениям глав II, III Федерального закона N 184-ФЗ в сферу отношений, регулирующих организацию системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, входят, в частности, и отношения по организации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Данные нормы Федерального закона N 184-ФЗ допускают избрание субъектом Российской Федерации различных вариантов формирования как законодательного (представительного) органа государственной власти, так и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированных в пункте 1 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ.
4. Из анализа конституционных положений, определенных частью 1 статьи 10, частью 1 статьи 109 Конституции Республики Тыва, в их взаимосвязи с подпунктом "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ следует, что система исполнительных органов государственной власти Республики Тыва должна быть установлена специальным законом Республики Тыва.
При этом в части 1 статьи 109 Конституции Республики Тыва, корреспондирующей с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 184-ФЗ, содержится предписание, что в Республике Тыва устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Республики Тыва, возглавляемым Председателем Правительства Республики Тыва. Данная норма носит императивный характер и является обязательной для республиканского законодателя при установлении системы исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.
Наряду с тем и республиканский законодатель, и Председатель Правительства Республики Тыва как субъекты законодательной инициативы при правовом регулировании отношений в сфере установления и функционирования исполнительных органов государственной власти Республики Тыва должны учитывать положения, предусмотренные частью 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 184-ФЗ, частью 2 статьи 109 Конституции Республики Тыва, согласно которым в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Данный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем определении от 16 декабря 2001 года N 250-О указал, что положение о полноте законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которой обладают субъекты Российской Федерации в порядке статьи 73 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать в системном единстве не только с положениями статьи 76 (части 2 и 5), согласно которым по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут им противоречить, а в случае противоречия действует федеральный закон, но и с положениями статьи 77 о том, что самостоятельное установление субъектами Российской Федерации системы своих органов государственной власти должно соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом (часть 1), и что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (часть 2), а следовательно, и те, и другие должны подчиняться единым принципам и правилам функционирования этой системы.
Исходя из буквального содержания толкуемого конституционного положения, а также его взаимосвязи с положениями статей 8, 9, 109, 110, частей 1, 3 статьи 111, статьи 113 Конституции Республики Тыва, настоящим толкованием выявлено, что формирование Председателем Правительства Республики Тыва Правительства Республики Тыва, утверждение им структуры Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва должны производиться в соответствии с требованиями, установленными статьей 77 Конституции Российской Федерации, положениями Федерального закона N 184-ФЗ, Конституцией Республики Тыва, иными законами Республики Тыва, в том числе устанавливающими систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу, что при отсутствии закона Республики Тыва, определяющего систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, Председатель Правительства Республики Тыва, учитывая положения части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 109 Конституции Республики Тыва, в целях решения вопросов социально-экономической жизни Республики Тыва, исходя из характера и объема полномочий Правительства Республики Тыва, вытекающих из Конституции Республики Тыва (статьи 110, 111, 113), правомочен определять и утверждать структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва, основываясь на системе федеральных органов исполнительной власти, а также формировать Правительство Республики Тыва в соответствии с утвержденной структурой.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Положения пункта "г" части второй статьи 111 Конституции Республики Тыва, согласно которым Председатель Правительства Республики Тыва формирует Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Республики Тыва, утверждает структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва, в их конституционно-правовом смысле, выявленном настоящим толкованием, дают право Председателю Правительства Республики Тыва утверждать структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва при отсутствии закона Республики Тыва, устанавливающего систему исполнительных органов государственной власти Республики Тыва, основываясь на системе федеральных органов исполнительной власти, а также формировать Правительство Республики Тыва в соответствии с утвержденной структурой.
2. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 8 июля 2005 г. N 2-П "По делу о толковании положений пункта "г" части 2 статьи 111 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 16 июля 2005 г. N 83