Конституционный суд Республики Тыва в составе Председателя O.Л-C. Салчака, судей С.О. Монгуш, А.П. Саая, О.Н. Дубровского, с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника Государственно-правового управления Председателя Правительства Республики Тыва А.А. Язева; а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш, представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - К.А. Бичелдея - депутата Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва; руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва (частей 1 и 2 статьи 140, частей 1 и 2 статьи 141, частей 1, 2 и 3 статьи 142 Конституции Республики Тыва в их взаимосвязи).
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность по вопросам порядка принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва и о принятии конституционного закона Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва".
Заслушав выступление судьи-докладчика С.О. Монгуш, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом (исх. N 3/573-ШО от 23 июня 2005 г.) о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва.
Основанием для обращения в Конституционный суд Республики Тыва явилась неопределенность в понимании конституционных положений частей 1 и 2 статьи 140, частей 1 и 2 статьи 141, частей 1, 2 и 3 статьи 142 Конституции Республики Тыва в их взаимосвязи. Заявитель просит дать толкование указанных положений Конституции Республики Тыва во взаимосвязи по следующим вопросам:
1) является ли аналогичным порядок принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва порядку принятия проекта новой Конституции Республики Тыва, установленному статьей 141 Конституции Республики Тыва;
2) обязательно ли принятие Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва" только в случае необходимости принятия проекта новой Конституции Республики Тыва, либо указанный законопроект может вноситься в порядке реализации права законодательной инициативы.
Заявитель в своем запросе исходит из того, что стабильность Конституции Республики Тыва обеспечивается особым порядком ее принятия. В соответствии со статьей 140 Конституции Республики Тыва поправки к главам I и XVI настоящей Конституции принимаются референдумом Республики Тыва.
Части 1 и 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва устанавливают единый особый порядок принятия новой Конституции Республики Тыва. Как следует из части 2 статьи 140 и части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва, этот же порядок касается и принятия поправок в главы I и XVI действующей Конституции Республики Тыва.
Кроме того, часть 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва предусматривает формирование Конституционной комиссии Республики Тыва в случае необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва. Порядок образования и деятельности Конституционной комиссии Республики Тыва устанавливается конституционным законом Республики Тыва.
Как полагает заявитель, следует разграничивать само принятие Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционной комиссии Республики Тыва" как законодательного акта, регулирующего деятельность данной комиссии, и факт формирования Конституционной комиссии Республики Тыва в случае возникновения такой необходимости.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Предметом данного дела является толкование части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в части разъяснения порядка принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва, а также установление взаимосвязи между разработкой и принятием проекта новой Конституции Республики Тыва и инициированием проекта конституционного закона Республики Тыва о Конституционной комиссии Республики Тыва.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.
3. Конституция Республики Тыва была принята на референдуме Республики Тыва 6 мая 2001 года. В силу требований части 2 статьи 4, частей 1, 4 статьи 15, пункта "а" части 1 статьи 72, частей 1, 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации новая Конституция Республики Тыва разрабатывалась и принималась в соответствии с общепризнанными принципами международного права, положениями Конституции Российской Федерации и действовавшего федерального законодательства.
Согласно пункту "а" части 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" принятие конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней отнесено к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом федеральным законодателем предусмотрена возможность принятия конституции субъекта Российской Федерации и поправок к ней в ином порядке, если этот порядок закреплен в самой конституции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 18 июля 2003 года N 13-П, конституция (устав) субъекта Российской Федерации - это целостный, единый акт, имеющий высшую юридическую силу в системе правовых актов субъекта Российской Федерации, и такой силой обладает любое его положение. Поэтому нельзя разделить нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации на имеющие и не имеющие конституирующий, т.е. учредительный, характер.
Также конституционные принципы федеративного устройства, учредительный характер Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации обеспечивают органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования, и тем самым, единство конституционно-правового пространства, единство конституционно-правового регулирования в условиях федеративного государства, которое не должно нарушаться текущим федеральным регулированием посредством законов.
Далее в упомянутом Постановлении указывается, что по смыслу статьи 66 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 1, 3, 4, 5, 15, 71, 72, 73 и 76, конституции и уставы субъектов Российской Федерации, будучи учредительными по своему характеру, что в то же время непосредственно обусловлено учредительным характером Конституции Российской Федерации, определяют организацию субъектов Российской Федерации и образуют основу законодательства и иного правотворчества по вопросам их исключительного ведения. Что касается совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то конституции и уставы субъектов Российской Федерации служат основой их законодательства по этим вопросам наряду с федеральными законами без ущерба для верховенства последних.
Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, находятся в особой связи с Конституцией Российской Федерации и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов "...". Это вытекает из всего содержания Конституции Российской Федерации, которая последовательно различает конституции (уставы) и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Усложненным по сравнению с обычными законами является и порядок внесения изменений и дополнений в конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, чем обеспечивается, в частности, их повышенная стабильность по сравнению с текущим законодательством. Кроме того, как следует из Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (статья 27), субъекты Российской Федерации могут предусматривать специальный порядок проверки принимаемых ими нормативных правовых актов на предмет их соответствия своим конституциям (уставам).
4. Исходя из изложенного выше, а также согласно преамбуле и положениям главы I, статье 45 Конституции Республики Тыва Основной закон Республики Тыва - Конституция Республики Тыва - является правовым актом учредительного характера, определяет статус республики, образует основу законодательства, а также любого правотворчества по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также исключительного ведения Республики Тыва.
Глава I Конституции Республики Тыва определяет основы конституционного строя Республики Тыва, в ней закреплены наиболее важные основы общественно-политического и социально-экономического устройства республики, приоритет прав и свобод человека и гражданина, принцип народовластия, принцип разделения государственной власти, право граждан на местное самоуправление, вытекающие из принципов, провозглашенных в Конституции Российской Федерации.
Учитывая верховенство основ конституционного строя, регулируемых положениями главы I Конституции Республики Тыва, в соответствии с полномочиями субъекта Российской Федерации, установленными в пункте "а" части 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ, а также в целях обеспечения стабильности Конституции Республики Тыва республиканский законодатель установил особый порядок принятия новой Конституции Республики Тыва и пересмотра глав I, XVI Конституции Республики Тыва -референдумом Республики Тыва (статья 17, статьи 140, 141, часть 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва).
Наряду с этим из буквального смысла части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в ее взаимосвязи с положениями статей 140, 141 Конституции Республики Тыва следует, что и принятие проекта новой Конституции Республики Тыва, и внесение поправок к главам I, XVI Конституции Республики Тыва производятся в порядке, установленном статьей 141 Конституции Республики Тыва.
Исходя из изложенного, Конституционный Суд Республики Тыва приходит к выводу о том, что порядок принятия поправок в главы I, XVI Конституции Республики Тыва аналогичен порядку принятия проекта новой Конституции Республики Тыва, установленному статьей 141 Конституции Республики Тыва.
Кроме того, из анализа положений статьи 141, части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва, а также на основании вышеприведенного вывода следует, что в случае взаимного согласия о необходимости разработки и принятия проекта новой Конституции Республики Тыва, а также поправок в главы I, XVI Конституции Республики Тыва, Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельность которой устанавливаются конституционным законом Республики Тыва.
Конституция Республики Тыва не содержит предписаний, предусматривающих прямую связь между разработкой и принятием конституционного закона о Конституционной комиссии Республики Тыва и принятием решений о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва или о принятии поправок в главы I, XVI Конституции Республики Тыва.
Таким образом, проект конституционного закона о Конституционной комиссии Республики Тыва может быть внесен на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в порядке реализации права законодательной инициативы Палатой представителей, депутатами Законодательной палаты, Палаты представителей, Председателем Правительства, Правительством Республики Тыва, местными Хуралами представителей, а также группами граждан численностью не менее, чем 1000 человек (часть 1 статьи 108 Конституции Республики Тыва). При этом, если соответствующий проект Конституционного закона Республики Тыва внесен в порядке законодательной инициативы Председателем Правительства Республики Тыва, то он рассматривается по его предложению в первоочередном порядке (часть 3 статьи 108 Конституции Республики Тыва).
Исходя из изложенного, настоящим толкованием выявлено, что конституционный закон о Конституционной комиссии Республики Тыва может быть разработан в порядке реализации права законодательной инициативы и внесен на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Положение части 2 статьи 142 Конституции Республики Тыва в его конституционно-правовом смысле, выявленном настоящим толкованием, следует понимать так, что принятие проекта новой Конституции Республики Тыва и поправок к главам I, XVI Конституции Республики Тыва производится в порядке, установленном статьей 141 Конституции Республики Тыва.
2. Статья 141 Конституции Республики Тыва не содержит предписаний, предусматривающих непосредственную связь между принятием конституционного закона о Конституционной комиссии Республики Тыва и принятием новой Конституции Республики Тыва или принятием поправок в главы I, XVI Конституции Республики Тыва.
Следовательно, проект конституционного закона, устанавливающий порядок образования и деятельности Конституционной комиссии Республики Тыва, может быть внесен на рассмотрение Великого Хурала Республики Тыва в порядке реализации права законодательной инициативы вне зависимости от решения о разработке и принятии новой Конституции Республики Тыва.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Мнение судьи Конституционного суда Республики Тыва
С.О. Монгуш по мотивировке Постановления Конституционного
суда Республики Тыва от 14 июля 2005 года по делу о толковании
отдельных положений Конституции Республики Тыва
в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва
Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционного суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Конституционный суд Республики Тыва в монтировочной части Постановления от 14 июля 2005 года по делу о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва вопреки запросу Председателя Правительства расширил предмет толкования содержания статей 140-142 Конституции Республики Тыва.
Будучи несогласной с приведенными в Постановлении мотивами, руководствуясь статьей 74 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", полагаю возможным высказать свое мнение по мотивировке Постановления.
1. Предметом толкования по данному делу в соответствии с вопросами, поставленными в обращении Председателя Правительства Республики Тыва, являются, во-первых, положения части 2 статьи 140, части 2 статьи 142 во взаимосвязи со статьей 141 Конституции Республики Тыва относительно определения аналогии между порядком принятия поправок в главы I и XVI Конституции Республики Тыва и порядком принятия новой Конституции Республики Тыва, и, во-вторых, положения части 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва по вопросу, является ли обязательным условием для принятия конституционного закона, регулирующего порядок образования и деятельность Конституционной комиссии Республики Тыва, только случай необходимости принятия проекта новой Конституции Республики Тыва, либо проект такого закона может вноситься в порядке реализации права законодательной инициативы.
2. Статья 140 Конституции Республики Тыва гарантирует стабильность Конституции, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и пересмотра отдельных конституционных положений.
В части 2 вышеназванной статьи установлено, что Конституция Республики Тыва, а также поправки к главам I и XVI действующей Конституции Республики Тыва принимаются референдумом Республики Тыва, который в соответствии с частью 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва является высшим непосредственным выражением власти и народа Республики Тыва.
Статьей 141 Конституции Республики Тыва установлен порядок принятия новой Конституции Республики Тыва, в соответствии с которым предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва могут вносить Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва, при этом предложение Великого Хурала Республики Тыва подлежит согласованию с Правительством Республики Тыва, а Правительства Республики Тыва - с Великим Хуралом Республики Тыва. В случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва, порядок образования и деятельности которой устанавливаются конституционным законом Республики Тыва. Конституционная комиссия Республики Тыва разрабатывает проект новой Конституции Республики Тыва и направляет его в Палату представителей. Палата представителей в течение 14 дней с момента поступления проекта новой Конституции Республики Тыва принимает решение о вынесении его на референдум Республики Тыва.
Статья 142 Конституции Республики Тыва регулирует вопросы принятия поправок к Конституции Республики Тыва. Часть 2 названной статьи содержит отсылочную норму о том, что поправки к главам I и XVI Конституции Республики Тыва принимаются в порядке, предусмотренном статьей 141 Конституции Республики Тыва.
Данная конституционная норма, по сути, приравнивает изменение положений глав I и XVI к принятию новой Конституции. Это обусловлено особым характером указанных глав Конституции Республики Тыва. Нормы главы I Конституции Республики Тыва закрепляют принципы, составляющие основы конституционного строя и определяющие конкретное содержание всех других конституционных положений, которые, как сказано в части 2 статьи 17 Конституции Республики Тыва, не могу им противоречить. Следовательно, нормы главы I выражают концептуальную сущность Конституции Республики Тыва.
Нормы главы XVI, устанавливающие особую процедуру частичного и полного пересмотра Конституции, обеспечивают ее стабильность, которая является важнейшим условием устойчивости режима законности.
Таким образом, пересмотр глав I и XVI трансформирует единство содержания, целенаправленность конституционного акта в целом, его системность и стабильность. Именно исходя из этого, принятие поправок к названным главам происходит в соответствии с процедурой, установленной статьей 141 Конституции Республики Тыва для принятия новой Конституции Республики Тыва.
3. Особый порядок принятия новой Конституции, установленный статьей 141 Конституции Республики Тыва, предполагает определенную долю участия в этом процессе Великого Хурала Республики Тыва и Правительства Республики Тыва, которые могут вносить предложения о разработке проекта новой Конституции Республики Тыва.
В случае взаимного согласия о необходимости разработки проекта новой Конституции Республики Тыва Великий Хурал Республики Тыва и Правительство Республики Тыва формируют Конституционную комиссию Республики Тыва - особый орган, наделенный правом разработки проекта новой Конституции Республики Тыва. В соответствии с Конституцией порядок образования и деятельности Конституционной комиссии Республики Тыва устанавливается конституционным законом Республики Тыва.
При этом следует учитывать, что формирование Конституционной комиссии и принятие конституционного закона, регулирующего ее деятельность, являются разными процессами. В силу прямого указания части 2 статьи 141 Конституции Республики Тыва Конституционная комиссия Республики Тыва должна быть сформирована при возникновении необходимости принятия проекта новой Конституции Республики Тыва. Кроме того, исходя из части 2 статьи 142, отсылающей к статье 141, при внесении поправок к главам 1 и XVI действующей Конституции Республики Тыва также необходимо формирование Конституционной комиссии Республики Тыва.
Что касается конституционного закона, регулирующего порядок образования и деятельность Конституционной комиссии Республики Тыва, то его принятие не связано с разработкой новой Конституции Республики Тыва. Такой закон может быть принят в порядке реализации права законодательной инициативы.
Судья
Конституционного суда
Республики Тыва |
С.О. Монгуш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 14 июля 2005 г. N 3-П "По делу о толковании отдельных положений Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва"
Настоящее постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 21 июля 2005 г. N 85