Постановление Правительства Республики Тыва
от 30 декабря 2003 г. N 941
"О программе "Развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2004-2005 годы"
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 марта 2006 г. N 385 настоящее постановление признано утратившим силу
В целях сохранения и развития научно-технического потенциала Республики Тыва, повышения инновационной активности предприятий, научных и образовательных учреждений, содействия интеграционным процессами в сфере бизнеса, научной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики Республики Тыва, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 1187-р Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы" (далее - Программа).
2. Определить координатором программы Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям.
3. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета на 2004-2005 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей республиканского бюджета.
4. Министерству Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям провести согласование с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации на право заключения государственного контракта в части долевого финансирования программы на 2004-2005 годы по федеральной программе "Развитие научно-технического и инновационного потенциала регионов России" (согласно приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 168).
5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Программа
"Развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2004-2005 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 30 декабря 2003 г. N 941)
Содержание
Паспорт
программы "Развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2004-2005 годы"
Наименование Программа "Развитие инновационной деятельности
Программы в Республике Тыва на 2004-2005 годы"
Основание для Постановление Правительства Республики Тыва от
разработки 13 августа 2002 г. N 550 п. 8, 13, 17, 41, 42
Программы "Об утверждении мероприятий по реализации
предвыборной Программы Председателя
Правительства Республики Тыва "Политическая
стабильность, устойчивый рост экономики - залог
динамичного развития родной Тувы"
Государственный Министерство Республики Тыва по инновационной,
заказчик Программы инвестиционной политике и внешнеэкономическим
связям
Основной Министерство Республики Тыва по инновационной,
разработчик инвестиционной политике и внешнеэкономическим
Программы связям
Основные цели - стабильное развитие экономики Республики
Программы Тыва, направленное на производство
конкурентоспособной продукции и услуг;
- формирование республиканской инновационной
системы и развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва;
- разработка и внедрение высокоэффективных и
быстро окупаемых инновационных проектов;
- наращивание научно-технического и кадрового
потенциала Республики Тыва;
- повышение эффективности использования
природно-сырьевых ресурсов Республики Тыва
Основные задачи 1. Формирование республиканской инновационной
Программы стратегии. Формирование
организационно-финансовых механизмов
управления развитием инновационной
деятельности.
2. Интеграция образовательного, научного,
технологического и производственного потенциала
для решения наиболее актуальных задач
производственного комплекса Республики Тыва:
- внедрение результатов научных исследований;
- производство конкурентоспособной продукции
и широкое распространение на предприятиях
новых продуктов, технологических процессов,
основанных на разработках Тувинского
научно-исследовательского института сельского
хозяйства, Тувинского института комплексного
освоения природных ресурсов Сибирского
отделения Российской Академии наук, Тывинского
государственного университета, научных и
образовательных учреждений Российской
Федерации;
- участие в подготовке высококвалифицированных
кадров в инновационной сфере.
3. Привлечение молодежи в сферу науки, высшего
образования и инновационной деятельности.
4. Развитие информационных технологий во всех
отраслях экономики и сфер деятельности на
основе единой информационной базы.
5. Создание благоприятной среды для развития
рынка инноваций и привлечения инвестиций в
экономику Республики Тыва
Сроки реализации 2004- 2005 годы
Программы 1 этап - 2004 год
2 этап - 2005 год
Перечень основных 1. Нормативно-правовое, организационное и
мероприятий методическое обеспечение инновационной
деятельности.
2. Формирование инновационной инфраструктуры
Республики Тыва.
3. Кадровое и материально-техническое
обеспечение инновационной деятельности
Ответственные за Координатором Программы является Министерство
исполнение Республики Тыва по инновационной,
мероприятий по инвестиционной политике и внешнеэкономическим
реализации связям.
Программы Органы исполнительной власти Республики Тыва
по отраслям экономики и сферам деятельности,
администрации кожуунов Республики Тыва,
коммерческие организации и предприятия,
научные учреждения и производственные
организации, промышленные предприятия и иные
юридические и физические лица, определяемые
по конкурсу в ходе реализации Программы
Объемы и источники Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию
финансирования программы в период 2004-2005 гг. составят -
Программы 9179 тыс. рублей, из них:
- средства федерального бюджета (прогноз) -
2753,7 тыс. рублей;
- средства бюджета Республики Тыва - 4589,5
тыс. рублей;
- внебюджетные средства (прогноз) - 1835,8 тыс.
рублей
Ожидаемые конечные Реализация программы в 2004-2005 гг. позволит:
результаты - сформировать национальную инновационную
реализации систему с развитой инфраструктурой;
Программы - производить конкурентоспособную
экспортно-ориентировочную продукцию;
- развить эффективную систему подготовки
специалистов, способных проводить
инновационные преобразования;
- получить новые научные и научно-технические
результаты;
- сохранить и развить инновационный потенциал
научно-исследовательских институтов
Республики Тыва
Контроль за Контроль за исполнением Программы возлагается
реализацией на Министерство Республики Тыва по
Программы инновационной, инвестиционной политике и отдел
экономического развития и управления
собственностью Аппарата Правительства
Республики Тыва.
Ход выполнения Программы рассматривается на
заседаниях коллегии Министерства Республики
Тыва по инновационной, инвестиционной политике
и внешнеэкономическим связям.
Министерство Республики Тыва по инновационной,
инвестиционной политике и внешнеэкономическим
связям ежегодно с учетом предложений
Межведомственной комиссии при Правительстве
Республики Тыва по рассмотрению инновационных
программ и проектов уточняет показатели
Программы, затраты на выполнение программных
мероприятий, механизм реализации Программы,
состав исполнителей, также представляет в
государственный комитет Республики Тыва по
статистике статистическую отчетность о
реализации Программы, ежегодно представляет в
Правительство Республики Тыва доклад и отчет о
ходе работ по Программе и эффективности
использования выделенных на ее реализацию
финансовых средств
Основные термины
Инновация (нововведение, результат внедрения научно-технической разработки, новых социально-гуманитарных подходов и пр.) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки;
субъект инновационной деятельности - юридические и физические лица, участвующие в инновационной деятельности;
инновационный проект - система мероприятий, отраженная в документации, содержащей технико-экономическое, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий, услуг;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций;
инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации), предоставляющие услуги по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса;
инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, республиканская, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий);
инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
портфель инновационных и инвестиционных проектов - пакет инновационных и инвестиционных проектов, оформленных в виде фотоальбомов, стендов, аудио-, видеоматериалов, Интернет-страниц;
венчурный капитал (от англ. venture - рискованное начинание) - инвестиционный капитал, вкладываемый в проект и предприятие с высокими рисками;
венчурная ярмарка - ярмарка (выставка, салон, экспозиция и т.д.) инновационных и инвестиционных проектов с участием венчурного капитала;
коммерциализация научных разработок - внедрение результатов научных, социально-гуманитарных, технических исследований в производство и извлечение прибыли в результате их использование в практической деятельности.
инновационно-технологический центр (технологический кластер) - группировка элементов научно-производственного комплекса, промышленной инфраструктуры, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости.
малое инновационное предпринимательство - форма деловой активности малых предприятий, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических связей, при которой производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода. Малые инновационные предприятия, согласно законодательству, должны обладать правами на интеллектуальную собственность, содержащуюся в предлагаемых для поддержки и реализации инновационных проектов.
Введение
Программа "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы" (далее - Программа) направлена на переориентацию экономики Республики Тыва с использованием новейших наукоемких технологий и процессов, таких как:
- технологическое перевооружение производства;
- государственная поддержка и продвижение инновационно-инвестиционных проектов, обеспечивающих эффективную работу жизненно важных секторов - энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, строительного комплекса, горнодобывающей и угольной промышленности;
- продвижение новой конкурентоспособной продукции на рынок.
Программа разработана с учетом направлений инновационной стратегии Республики Тыва. В рамках реализации Программы будет регулярно проводиться ревизия разработанных республиканских целевых программ и инвестиционных проектов на предмет инновационной направленности и составление реестра инновационных проектов с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых инновационных технологий. Будут созданы элементы инфраструктуры, которые определят взаимодействие между научно-образовательным комплексом и производственной сферой - офисы коммерциализации разработок, бизнес-инкубаторы при инновационно-технологических центрах (технологический кластер), будут разработаны бизнес-планы наиболее перспективных инновационных разработок.
Мероприятия по реализации Программы разработаны с учетом научно-технических и технологических приоритетов Российской Федерации, с одной стороны, и с учетом специфики Республики Тыва и задач ее экономического развития с другой стороны.
Реализация Программы предусматривает активное участие органов государственной власти, представителей бизнес-сообществ Республики Тыва, администраций кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака, где сосредоточен научно-технический потенциал Республики Тыва.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень равноправной интеграции в мировую экономику. В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах получена за счет новых научных знаний, олицетворенных в новейших технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров.
Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме ВВП, являющейся конечным результатом коммерциализации научных разработок. Они становятся основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижение производственных издержек по сравнению с конкурентами.
В последние годы федеральными органами государственной власти принят ряд нормативных актов по формированию национальной доктрины инновационного развития экономики и проводится комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности в России.
Сложившаяся к настоящему времени ситуация по информационно-техническому вооружению, энерго- и ресурсосберегающим технологиям, управленческой структуре в отраслях экономики Республики Тыва требует значительных изменений. В энергетике, связи, дорожном хозяйстве, сельском хозяйстве, строительстве необходимо внедрять энерго - и ресурсосберегающие технологии. В энергетике актуальна проблема использования альтернативных газогенераторных установок, паровых турбин, что непосредственно будет способствовать эффективной работе отрасли. В свою очередь, в социальном блоке - здравоохранении, образовании, культуре, туризме республики имеются инновационные проекты, из которых часть реализовывается. Так в сфере образования создан государственный лицей Республики Тыва, который успешно действует. Но этого не достаточно, необходимы опорные площадки на территории республики для тиражирования опыта успешно реализованных проектов. Развитие отраслевой структуры производства и предпринимательства Республики Тыва в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на производство сырьевых ресурсов, к развитию наукоемких отраслей, основанных на передовых технологиях с использованием нового оборудования и искоренением устаревшего и малоэффективного.
Инновационный путь развития экономики как отдельного региона, так и страны в целом требует мобилизации материально-финансовых, природно-сырьевых и кадровых ресурсов. Переход к инновационному пути развития предполагает отход от неэффективных способов производства или же методов управления хозяйством и поиск новых улучшенных вариаций технологического процесса или отдельного вида продукции. Соответственно происходит не только структурная перестройка самого производства и его материально-технической базы, но и обновление кадровых ресурсов. Как уже было зафиксировано в Концепции инновационной политики Республики Тыва, республика обладает разнообразными природными ресурсами, рабочей силой, не вовлеченной в трудовую деятельность, при рациональном использовании которых республика непременно должна быть одной из самых развитых и благосостоятельных регионов Российской Федерации. Разработка программы "Развитие инновационной деятельности на 2004-2005 годы" является отправным пунктом в развертывании инновационной деятельности в Республике Тыва. Данная программа охватывает такие направления как развитие инновационной инфраструктуры Республики Тыва (открытие инновационного центра Республики Тыва с консультационным отделом, отделом по коммерциализации научных разработок и трансферту технологий, отделом маркетинга и аудита инновационных мероприятий и т.д., создание Фонда содействия инновациям), подготовка кадров в инновационной сфере (проджект-менеджеров, бизнес-консультантов, аудиторов, маркетологов, специалистов по рекламе и дизайну), проведение конкурсов инноваций Республики Тыва (отбор лучших инновационных проектов и формирование портфеля инноваций и инвестиций для соискания различных грантов за пределами республики и привлечения частных инвестиций для дальнейшей реализации проектов).
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Цель данной Программы заключается в формировании республиканской инновационной системы, которая должна обеспечить объединение усилий федеральных исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления Республики Тыва, научных институтов, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики республики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики республики на инновационный путь развития. Программа также направлена на разработку и внедрение инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности, наращивание научно-технического и кадрового потенциала Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи данной Программы:
1. Формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности.
2. Обеспечение взаимодействия научно-исследовательских организаций, учреждений высшего образования, отраслей экономики и бизнеса для совместной инновационной деятельности. Их взаимодействие будет заключаться:
- в реализации инновационной стратегии Республики Тыва;
- во внедрении результатов научных исследований;
- в производстве конкурентоспособной продукции;
- в привлечении в инновационную сферу посредством трансфера технологий высокорентабельных, эффективных проектов, для внедрения на территории республики;
- в распространение на предприятиях новых продуктов, технологических процессов, основанных на разработках научно-исследовательских институтов Республики Тыва, научных учреждений Российской Федерации;
- в совместном участии в подготовке высококвалифицированных кадров в инновационной сфере;
- в привлечении молодежи в сферу науки, высшего образования и инновационной деятельности;
- в развитии информационных технологий в научном и учебном процессах на основе единой информационной базы для сферы науки, высшего образования и инновационной деятельности;
- по средствам трансфера технологий привлечение в сферу инновационной политики республики высокорентабельных, эффективных проектов, для внедрения на территории Республики Тыва
- в создании благоприятной среды для развития рынка инноваций и привлечения инвестиций в инновационную сферу.
Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации проектов Программы.
Разработчиками инноваций являются физические и юридические лица, республиканские научные организации, высшие и средне-специальные учебные заведения, институты, малые инновационные предприятия и научные центры, и иные хозяйствующие субъекты, а также аналогичные структуры из других регионов и зарубежных стран.
Источниками финансовых ресурсов являются в основном средства республиканского, федерального бюджетов, специализированных фондов федерального и республиканского уровней, а также собственные средства предприятий, банков, частных инвесторов и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Республики Тыва. В части долевого финансирования Программы из федерального бюджета Министерству Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям необходимо заключить государственный контракт с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (согласно приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 168).
Источниками управленческих и интеллектуальных ресурсов являются кадровый потенциал республики, молодые ученые, перспективные выпускники высших учебных заведений.
Состав комплексных проектов определяется Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и основными направлениями инновационной политики Республики Тыва, определенными в Концепции инновационной политики Республики Тыва.
Конкретный перечень комплексных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы. Предпочтение для включения в перечень будет отдано проектам, ориентированным на инновации, обладающим высоким экспортным и импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для республики.
III. Система программных мероприятий
Программные мероприятия ориентированы на решение ключевых задач государственной инновационной политики:
- развитие и эффективное использование инновационного потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание и использование наукоемких технологий, защиту интеллектуальной собственности разработчиков Республики Тыва;
- содействие развитию рынка инновационных проектов;
- содействие развитию малого инновационного предпринимательства;
- выпуск наукоемкой и конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы, увеличения объема валового регионального продукта и доходов населения Республики Тыва.
Целью программных мероприятий является рациональное использование государственных средств на развитие инновационной деятельности и соответствующей инфраструктуры.
Программа осуществляется по трем направлениям:
1. Нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение инновационной деятельности.
2. Формирование инновационной инфраструктуры Республики Тыва.
3. Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационной деятельности.
3.1. Нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение
инновационной деятельности
С целью нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы осуществляются следующие мероприятия:
- разработка законопроекта Республики Тыва "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике";
- разработка пакета нормативно-правовых документов, определяющих и регулирующих организационно-правовые и экономические компоненты инновационной деятельности;
- подготовка предложений и замечаний к проектам республиканских законов в части, касающейся инновационного развития;
- подготовка предложений к проектам региональных, республиканских целевых, отраслевых программ в части, касающейся инновационной направленности программ;
- подготовка проектов нормативных актов по вопросам инновационного развития и создания инновационной инфраструктуры;
- разработка предложений по системе льготного налогообложения субъектов, осуществляющих научно-исследовательскую, научно-техническую и инновационную деятельность во всех сферах экономики Республики Тыва;
- разработка методических пособий и проведение обучающих семинаров, конференций и иных мероприятий инновационной, инвестиционной сферы;
- осуществление мониторинга и комплексного анализа инвестиционного климата с целью дальнейшей эффективной реализации инновационно-инвестиционных проектов на территории Республики Тыва;
- оказание методической помощи при разработке отраслевых подпрограмм;
- формирование базы данных инновационно-инвестиционных проектов; разработка форм, перечня, состава и содержания заявочных документов инновационно-инвестиционных проектов на участие в конкурсе на лучший инновационный проект Республики Тыва и для пополнения базы данных инновационно-инвестиционных проектов Республики Тыва.
3.2. Формирование инновационной инфраструктуры Республики Тыва
В Программу включены мероприятия по созданию сети инновационных структур, призванных комплексно обеспечить правовые, финансовые, кадровые, экспериментально-производственные стороны инновационной деятельности в Республике Тыва.
Для Республики Тыва формирование инновационной инфраструктурной сети на начальном этапе будет заключаться в создании Республиканского инновационного центра, Фонда содействия инновациям.
Республиканский инновационный центр
В Республиканском инновационном центре предполагается создать несколько подразделений по разным этапам разработки и внедрения проектов: консультационный отдел (по всем вопросам), отдел производственно-технологической поддержки, отдел маркетинга и бизнес-планирования, инвестиционный отдел, отдел экспертизы и аудита инновационных программ и проектов и др. Данное разветвление можно расширить или наоборот обобщить в зависимости от конъюнктуры рынка услуг. Консультационный отдел проводит работу с разработчиками, делает первичную обработку и сортировку проектов, затем при необходимости направляет их к профильным специалистам. Отдел маркетинга и бизнес-планирования помогает изучить рынок и его потребность в той или иной инновации, а также грамотно составить бизнес-планы. Очень важная роль среди всех подразделений отводится отделу производственно-технологической поддержки, где могут быть апробированы инновационные разработки, экспериментальные установки. Программа предусматривает оказание поддержки по организации опытного и мелкосерийного производства приборов и установок, созданных по результатам фундаментальных и прикладных исследований.
Фонд содействия инновациям
Учитывая, что инновационная деятельность связана с определенной долей риска, в разработке и внедрении инновационных проектов предусмотрено участие внебюджетных средств, частных инвестиций и венчурного капитала. Фонд содействия инновациям будет осуществлять аккумуляцию внебюджетных средств и их целевое распределение на конкурсной основе. Средства Фонда должны быть направлены на финансирование инновационно-инвестиционных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического и инновационного развития Республики Тыва, а также для проведения ежегодных конкурсов на лучший инновационный проект, дальнейшей инвестиционной поддержки проектов-победителей данного конкурса. Продвижение и финансирование инновационно-инвестиционных проектов будет осуществляться посредством их участия в выставках и ярмарках инноваций Российской Федерации и размещение их на специализированных информационных сайтах и базах данных.
Формирование инфраструктурных проектов и мероприятий
Одним из направлений в развитии инновационной деятельности республики является формирование инфраструктурных проектов и мероприятий, обеспечивающих вхождение Республики Тыва в имеющиеся на территории Российской Федерации Интернет-сети, в частности, взаимодействие с Сетевой информационной базой комплексных проектов и ресурсов инновационного бизнеса (www.sibinage.ru) и Сибирским региональным узлом Российской Сети Трансфера Технологий (www.rnnt-siberia.org). Посредством трансфера технологий будут привлечены инновационные проекты по внедрению на территории Республики Тыва перспективных и высокорентабельных предприятий, организаций, центров, фондов и т.д.
В Программе планируется проведение мероприятий, направленных на продвижение результатов завершенных фундаментальных и прикладных исследований, научно-технических, инновационных разработок научно-исследовательских институтов и отдельных разработчиков Республики Тыва, на привлечение инвестиций, на поощрение активной деятельности малых инновационных предприятий Республики Тыва.
Конкурс на лучший инновационный проект Республики Тыва
В этом разделе предусмотрено проведение ежегодных конкурсов на лучший инновационный проект Республики Тыва. Отбор проектов производит Конкурсная комиссия по экспертизе и отбору инновационных проектов РТ. Премиальный фонд конкурсов должен формироваться заказчиком частично за счет средств республиканского бюджета, частично за счет средств фонда содействия инновациям. Результатом этих конкурсов будет формирование портфеля инновационных и инвестиционных проектов Республики Тыва из представленных на конкурс проектов. Данные проекты оформляются в виде презентационных фотоальбомов, аудио-видеоматериалов, также запускаются в официальный веб-сайт Республики Тыва. Портфель инновационных и инвестиционных проектов создается для участия во всероссийских выставках, конкурсах инноваций и венчурных ярмарках для соискания грантов, получения инвестиций на их внедрение.
3.3. Кадровое и материально-техническое обеспечение
инновационной деятельности
Инновационный путь развития экономики Республики Тыва, отвечающий общемировым тенденциям, требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, способных управлять внедрением инновационных проектов, осуществлять инновационную деятельность в условиях рыночной экономики.
В этих целях Программой предлагается производить заказ целевых мест в ведущих ВУЗах Российской Федерации для подготовки специалистов и переподготовка кадров по специальностям "Управление проектами", "Инновационный менеджмент", "Инвестиционный менеджмент", бизнес-консультантов, аудиторов, маркетологов, специалистов по рекламе и дизайну на контрактной основе, при условии, по окончанию учебы молодые специалисты в обязательном порядке отработали 5-7 лет в Республике Тыва.
Для подъема уровня культурного развития и образования в кожуунах республики необходимо разработать мероприятия по закреплению и поддержке молодых специалистов в сельских местностях совместными усилиями органов государственной власти, кожуунных администраций и инновационной инфраструктуры.
Программа предусматривает приобретение новейшего оборудования, в том числе на конкурсной основе современной компьютерной и др. техники. Внедрение в республике новых технологий, в том числе корпоративной информационной системы стандарта ERP, обеспечивающей детализированное планирование и управление ресурсами хозяйствующих субъектов, программных продуктов обеспечение "Project Expert 7.7" и др.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Тыва и внебюджетных источников (фондов, частных инвесторов, венчурных компаний и за счет собственных средств исполнителей). Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы в 2004-2005 гг. составят 9179 тыс. рублей, из них (приложение N 1):
средства федерального бюджета (прогноз) - 2753,7 тыс. рублей;
средства бюджета Республики Тыва - 4589,5 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 1835,8 тыс. рублей.
По этапам - 2004 г. - 3195 тыс. рублей;
2005 г. - 5984 тыс. рублей.
Структура расходов бюджета на 2004 год приведена в приложении N 2.
Привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников для выполнения мероприятий Программы предусматривается осуществлять в установленном порядке на основе заключения специальных соглашений.
Финансирование расходов по Программе за счет средств федерального и республиканского бюджетов осуществляется путем целевого назначения через государственных заказчиков Программы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов подлежат уточнению при их формировании на очередной год.
Источниками внебюджетного финансирования являются производители инновационной продукции и инвесторы, заинтересованные в освоении инноваций. Кроме того, могут быть привлечены средства Российского Фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского венчурного инновационного фонда и других, а также средства международных фондов и гранты.
Для сохранения целостности структуры финансирования Программы часть средств, полученных в результате успешной реализации на рынке инновационных разработок и технологий, возвращается и используется для реинвестирования других проектов и мероприятий Программы. Механизмы, условия, гарантии возврата финансовых средств, затраченных на реализацию каждого проекта Программы, регулируются в рамках договорных отношений участников инновационной деятельности и головных организаций - исполнителей проекта, а также системой гарантийного поручительства и страхования.
По завершению Программы функционирование инновационных структур и организаций осуществляется за счет самофинансирования.
V. Механизм реализации Программы
Исполнители Программы определяются государственным заказчиком Программы на конкурсной основе.
Перечень проектов, подлежащих финансированию на очередной год, определяется по результатам конкурса на лучший инновационный проект Республики Тыва, а также на основании заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению инновационных программ и проектов, представленных министерствами и ведомствами Республики Тыва. Согласно Положению о проведении Конкурса (утверждено постановлением Правительства Республики Тыва от 27 февраля 2003 г. N 92) Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям организует работу конкурса на лучший инновационный проект один раз в год.
К участию в конкурсах по отбору исполнителей программных мероприятий допускаются юридические и физические лица, научные учреждения, государственные научные центры, высшие учебные заведения, прошедшие в установленном порядке государственную аккредитацию, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, производственные предприятия, представители малого бизнеса и иные хозяйствующие субъекты Республики Тыва и Российской Федерации. С победителями конкурсов заключаются государственные контракты на выполнение работ.
Заявки, поступившие на конкурсы проектов и исполнителей, подлежат экспертизе, порядок проведения которой определяется условиями конкурсов.
Механизмы привлечения и использования бюджетных финансовых средств определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Тыва. Механизм привлечения внебюджетных средств для реализации перспективных проектов осуществляется через инвестиционные Интернет-торги, межрегиональные и международные ярмарки инновационных и венчурных проектов.
VI. Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Организацию управления Программой осуществляют государственные заказчики в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Координатором Программы является Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям (МИИПВЭС РТ), которое осуществляет общий контроль и несет ответственность за выполнение инфраструктурных и комплексных проектов и мероприятий, предусмотренных Программой.
Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях коллегии Министерства Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям.
Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям ежегодно с учетом предложений и рекомендаций Межведомственной комиссии по рассмотрению инновационных программ и проектов Республики Тыва уточняет показатели Программы, затраты на выполнение программных мероприятий, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Координатор Программы представляет статистическую отчетность о реализации Программы в государственный комитет Республики Тыва по статистике, ежегодно представляет в установленном порядке доклад о ходе работ по Программе и эффективности использования выделенных на ее реализацию финансовых средств.
Организации - исполнители проектов представляют ежегодные информационно-аналитические и финансовые отчеты о ходе выполнения комплексных проектов с отражением достигнутого уровня показателей, социально-экономической эффективности.
Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям ежегодно с учетом предложений Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов уточняет показатели Программы, затраты на выполнение программных мероприятий, механизм реализации Программы, состав исполнителей, также представляет в Комитет Республики Тыва по государственной статистике статистическую отчетность о реализации Программы, ежегодно представляет в Правительство Республики Тыва доклад и отчет о ходе работ по Программе и об эффективности использования выделенных на ее реализацию финансовых средств.
VII. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Реализация программных мероприятий позволит:
- производить конкурентоспособную экспортно-ориентированную продукцию;
- создавать в Республике Тыва эффективно действующую инновационную систему, ориентированную на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями;
- осуществлять интеграцию науки, промышленности и бизнеса на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансферта перспективных наукоемких разработок и технологий за счет привлечения бюджетных и внебюджетных источников;
- повышать инновационную активность отраслей республики и развивать внутренний рынок инноваций;
- внедрять ежегодно не менее четырех инновационных проектов в различных отраслях экономики Республики Тыва (по результатам конкурса на лучший инновационный проект Республики Тыва);
- создавать на территории Республики Тыва благоприятную среду для активизации инновационных процессов в экономике республики и привлечения инвестиций в инновационную сферу;
- получать новые научные и научно-технические результаты, способствующие переходу экономики страны на более высокий технологический уровень, а также улучшению экологической обстановки и повышению качества жизни населения;
- привлекать молодежь в инновационный бизнес, создавать инновационные предприятия, учреждения и молодежные объединения.
Эффективность инвестиций в программу
Экономический эффект финансовых средств, вложенных в мероприятия по реализации Программы, определен по соотношению затрат и ожидаемого дохода с учетом коэффициента доходности и уровня инфляции за весь период реализации Программы (приложение N 3).
Эффективность инвестиций определяется как произведение нормы доходности инновационных проектов (не ниже 20 %) и инвестиции на реализацию Программы с учетом уровня инфляции.
При оценке эффективности инновационных проектов руководствуются Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Госстроем Российской Федерации от 21 июня 1999 г. N ВК 477).
Предполагаемый (ожидаемый) доход по инвестициям определяется как сумма инвестиций на реализацию Программы и эффективности инвестиций.
Коэффициент доходности инновационных проектов определяется как отношение ожидаемых доходов к инвестиционным расходам.
Срок окупаемости показывает, за какой срок могут окупиться инвестиции в инновационную программу. Данный показатель рассчитывается как отношение первоначальных инвестиций в инновации к ежегодным денежным доходам.
В 2004 году размер инвестиций на реализацию Программы составит 3195 тыс. рублей, установленная норма доходности отбираемых в Программу инновационных проектов - не менее 30 % в год. Ожидаемый уровень инфляции в 2004 году - 10 %. Соответственно, эффективность инвестиций составит 862, 65 тыс. рублей.
Предполагаемый доход составит 4057,65 тыс. рублей (сумма 3195 тыс. рублей и 862,65 тыс. рублей).
Коэффициент доходности с учетом нормы доходности и уровня инфляции в 2004 году составит 1,27.
В 2005 году коэффициент доходности увеличится до 1,46 за счет расширения рынка инновационной продукции и услуг. Уровень эффективности инвестиций поднимется соразмерно затратам на реализацию Программы в 2005 году (приложение N 3).
Срок окупаемости инвестиций в Программу составит 2 года.
Приложение N 1
Структура
расходов бюджета на программу развития инновационной
деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы
(тыс. рублей)
---------------------------------------------------------------------
Вид бюджета | Всего | 2004 год | 2005 год
---------------------------------------------------------------------
Федеральный бюджет (30 %) 2753,7 958,5 1795,2
Республиканский бюджет (50 %) 4589,5 1597,5 2992
Внебюджетные фонды (20 %) 1835,8 639 1196,8
Всего 9179 3195 5984
Приложение N 2
Структура
расходов бюджета на программу развития инновационной
деятельности в Республике Тыва на 2004 год
(тыс. рублей)
--------------------------------------------------------------------\
Наименование |Всего на 2004 год |
--------------------------------------------------------------------/
Министерство по инновационной, инвестиционной 3 195
политике и внешнеэкономическим связям
Источники финансирования:
федеральный бюджет (18 %) 958,5
республиканский бюджет (78 %) 1597,5
внебюджетные средства (4 %) 639
Нормативно-правовое, научное, организационное и 90
методическое обеспечение инновационной
деятельности
Формирование инновационной инфраструктуры 2986
Республики Тыва
Кадровое и материально-техническое обеспечение 119
инновационной деятельности
Структура
расходов бюджета на программу развития инновационной
деятельности в Республике Тыва на 2005 год
(тыс. рублей)
--------------------------------------------------------------------\
Наименование |Всего на 2005 год |
--------------------------------------------------------------------/
Министерство Республики Тыва по инновационной, 5984
инвестиционной политике и внешнеэкономическим
связям
Источники финансирования: 1795,2
федеральный бюджет (18 %) 2992
республиканский бюджет (78 %) 1 196,8
внебюджетные средства (4 %)
Нормативно-правовое, научное, организационное и 85
методическое обеспечение инновационной
деятельности
Формирование инновационной инфраструктуры 5274
Республики Тыва
Кадровое и материально-техническое обеспечение
инновационной деятельности 262
Приложение N 3
Экономический эффект от вложения финансовых средств в Программу
---------------------------------------------------------------------------------
Срок реа- |Инвести- |Предпола- |Уро- |Коэффи- |Эффек- |Предпола-
лизации |ции на |гаемая |вень |циент |тивность |гаемый
Програм- |реализа- |норма до- |инфля- |доход- |инвести- |доход по
мы (годы) |цию Прог- |ходности |ции, |ности |ций |инвести-
|раммы |иннова- |% |(рента- |(тыс. |циям (тыс.
|(тыс. |ционных | |бель- |рублей) |рублей)
|рублей) |проектов, | |ность) | |
| |% | | | |
---------------------------------------------------------------------------------
2004 3195 30 10 1,27 862,65 4057,65
2005 5984 50 8 1,46 2752,64 8736,64
Всего 9179 - - - 3615,29 12794, 29
Мероприятия
по реализации программы развития инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2004-2005 годы
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Положение Плана | Республиканские |2004-2005 |В том числе по | Ответственные
федеральных меро- | мероприятия |гг.. всего |годам: |
приятий на | |(тыс. |----------------|
2003-2005 гг. | |рублей) | 2004 | 2005 |
--------------------------------+---------------------------------------------+-------------+------+---------+-----------------------------
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
I. Нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение инновационной деятельности
1 . Анализ практики и 1.1. Разработка законопроекта Республики - - - МИИПВЭС РТ, Межведомственная
нормативно- законода- Тыва "Об инновационной деятельности и комиссия при Правительстве РТ по
тельной базы в инно- государственной инновационной политике" рассмотрению инновационных про-
вационной сфере грамм и проектов
1.2. Анализ и подготовка предложений и за-
мечаний к проектам республиканских зако- - - - МИИПВЭС РТ, Межведомственная
нов в части, касающейся инновационного комиссия при Правительстве РТ по
развития рассмотрению инновационных про-
грамм и проектов
1.3. Разработка пакета нормативно-правовых - - - МИИПВЭС РТ, Межведомственная
документов, определяющих и регулирую- комиссия при Правительстве РТ по
щих организационно-правовые и социально- рассмотрению инновационных про-
экономические направления инновационной грамм и проектов
деятельности. Подготовка проектов норма-
тивных актов по вопросам инновационного
развития и создания инновационной инфра-
структуры
1.4. Подготовка предложений к проектам - - - МИИПВЭС РТ, министерства и ведом-
республиканских целевых, отраслевых про- ства Республики Тыва
грамм в части, касающейся инновационной
направленности программ
2. Разработка механизмов 2.1. Разработать правила отбора и формиро- - - - МИИПВЭС РТ
предоставления вания важнейших инновационных проектов
государственной поддержки республиканского значения
при реализа- 2.2. Разработка механизмов государственной - - - МИИПВЭС РТ, УМНС РТ, ТИКОПР
ции важнейших инно- поддержки: СО РАН, Минэкономики РТ, Минфин
вационных проектов а) представление льгот при налогообложе- РТ
государственного зна- нии субъектов, осуществляющих научно-
чения, направленных исследовательскую, научно- техническую и
на создание наукоем- инновационную деятельность во всех сферах
кой конкурентоспо- экономики Республики Тыва. Оказание гос-
собной продукции и поддержки молодым специалистам, окон-
освоение новых рын- чившим ВУЗ, в создании своего дела по
ков внедрению инновации;
б) нормативное регулирование государст-
венных, негосударственных и сметных форм
финансирования научных исследований;
в) оказание государственной поддержки мо-
лодым специалистам в реализации иннова-
ционных проектов
2.3. Изготовление методических пособий, 100 50 50 МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ,
проведение обучающих семинаров, конфе- министерства и ведомства РТ
ренций и мероприятий инновационной, ин-
вестиционной сферы
2.4. Изготовление и тиражирование мате- 15 10 5 МИИПВЭС РТ, Конкурсная комиссия
риалов ежегодного конкурса на лучший ин- по экспертизе и отбору инновационных
новационный проект Республики Тыва проектов
(формы, перечни, заявочные документы).
3. Снижение коммер- 3.1. Осуществление мониторинга и ком- 60 30 30 МИИПВЭС РТ, Межведомственная
ческих рисков для ин- плексного анализа инвестиционного климата комиссия при Правительстве РТ
вестиций в инноваци- с целью эффективной реализации инноваци- по рассмотрению инновационных
онную высокотехноло- онно-инвестиционных проектов на террито- программ и проектов
гичную сферу и меры рии Республики Тыва
государственного сти- 3.2. Подготовка предложений по государст- - - - МИИПВЭС РТ, ТИКОПР СО РАН,
мулирования кредито- венному стимулированию кредитования региональные научные и
вания и страхования банками и предоставления долгосрочных инновационные центры
наукоемких инновационных займов высокотехнологичным компаниям
проектов 3.3. Оказание методической помощи при - - - МИИПВЭС РТ
разработке отраслевых подпрограмм, проек-
тов и бизнес-планов.
Итого по разделу 175 90 85
II. Формирование инновационной инфраструктуры Республики Тыва
1. Создание институцио- Создание Инновационного центра Респуб- 4386 1486 2900 МИИПВЭС РТ
нальных условий для лики Тыва
внедрения в практику
системы совместного с
коммерческими органи-
зациями финансирова-
ния инновационных
проектов, существенно
повышающих конкурен-
тоспособность отечест-
венной высокотехноло-
гичной промышленной
продукции; развитие и
регулирование деятель-
ности региональных и
отраслевых венчурных
фондов с государствен-
ным участием
2. Формирование на террито- Создание экспериментальной пло- - - - МИИПВЭС РТ, администрации кожуу-
риях с высокой концентраци- щадки инновационного развития на нов, Фонд поддержки малого предпри-
ей научно-технического по- территории Республики Тыва нимательства, предприятия и учрежде-
тенциала дополнительных ус- ния кожуунов
ловий для ускоренного произ-
водства и выведения на рынок
высокотехнологичной про-
дукции. Подготовка предложений
по созданию и развитию на та-
ких территориях объектов
инновационной инфраструк-
туры
3. Развитие государственной Формирование портфеля инноваци- 600 500 100 МИИПВЭС РТ
системы научно-технической онных и инвестиционных проектов
информации с целью активи- Республики Тыва, создание базы дан-
зации инновационной дея- ных (Интернет - портала и т.д.) и уча-
тельности стие в выставках, конкурсах инноваций и
венчурных ярмарках
Проведение конкурса на лучший ин- 3274 1000 2274 МИИПВЭС РТ, Экспертный совет при
новационный проект Республики Ты- Правительстве РТ по проведению
ва экспертизы крупных социально-экономи-
ческих, научно-технических проектов,
программ и предлагаемых к заключе-
нию экономических договоров, Конкурсная
комиссия по рассмотрению инновационных
программ и проектов
Итого по разделу 8260 2986 5274
III. Кадровое и материально-техническое обеспечение инновационной деятельности
Развитие государственной Заказ целевых мест в ведущих ВУЗах - - - МИИПВЭС РТ, министерства и ведом-
системы научно-техничес- Российской Федерации для подготовки ства РТ
кой информации с целью специалистов
активизации иннинновационной Подготовка и переподготовка кадров по 284 119 165 Минкадров РТ, Тывинский
деятельности специальностям: государственный университет,
"Управление проектами", "Инновационный Тувинский институт
менеджмент", "Инвестиционный менеджмент", подготовки, переподготовки и
бизнес-консультантов, аудиторов, маркетологов, повышения квалификации кадров
специалистов по рекламе по дизайну. Обучение и Правительства РТ, МИИПВЭС РТ
стажировки аспирантов и молодых ученых в
ведущих научных и специализированных центрах.
Участие в международных конференциях,
семинарах, форумах и симпозиумах
Внедрение в республике корпоративной
информационной системы стандарта ERP
(Enterprise Resource Planning), 250 - 250 Минторгпредпринимательства РТ,
обеспечивающей детализированное планирование МИИПВЭС РТ
и управление ресурсами хозяйствующих субъектов
Обеспечение организаций - участников Программы
на конкурсной основе со-
временной техникой, в том числе путем
концентрации уникальной аппаратуры
в центрах коллективного пользования. 76 - 76 МИИПВЭС РТ
Итого по разделу 744 119 625
Всего 9179 3195 5984
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2003 г. N 941 "О программе "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29 марта 2006 г. N 385 настоящее постановление признано утратившим силу