Решение Верховного суда Республики Тыва
от 18 мая 2005 г. N 1
Верховный суд Республики Тыва в составе:
Председательствующего Аал-оол Ч.Д.
При секретаре Иргит В.К.
с участием представителя заявителя по доверенности Кочергиной Е.Ю., представителя законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Ховалыга Т.К., представителя Правительства Республики Тыва по доверенности Сайбуу С.Н. и представителя Агенства# по обеспечению деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на территории Республики Тыва по доверенности Куулара С.-М.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 мая 2005 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республики Тыва" в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республике Тыва" в части обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что абзац 9 статьи 1 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривающий, что первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах, противоречит ч. 2 ст. 41 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений "в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которой данная норма признана утратившей силу и исключена из Федерального закона "О пожарной безопасности".
Абзац 11 статьи 1 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривающий, что гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны и иных учреждений, предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, противоречит ч.2 ст.41 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ", которой данная норма признана утратившей силу и исключена из Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", которым предусмотрено, что спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно абзацу 9 ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
При этом вышеназванными федеральными законами создание на территории субъекта Российской Федерации пожарно-спасательных подразделений, не предусмотрены.
В нарушение указанных норм федерального законодательства абзацем 16 ст. 1 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что пожарно-спасательные подразделения - подразделения Государственной противопожарной службы.
В нарушение указанных норм федерального законодательства абзацем 17 статьи 1 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что пожарный спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный в установленном порядке по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
В нарушение указанных норм федерального законодательства частью 4 статьи 6 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, состоящий на оперативных должностях и участвующий в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, одновременно по должности являются пожарными-спасателями.
Аналогичная нарушение федерального законодательства имеет место и в части 6 статьи 6 Закона РТ, которым предусмотрено, что на пожарных-спасателей Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяется Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасителей и других нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва.
Часть 2 статьи 3 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республики Тыва" предусматривающая, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, организаций, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 2 ст.3 Федерального закона "О пожарной безопасности" которой предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принятие участия в обеспечении пожарной безопасности гражданами в соответствии с законодательством Республики Тыва вышеназначенным федеральным законом не предусмотрено.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О пожарной безопасности" к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Данный перечень действий, к которым не привлекается пожарная охрана, является исчерпывающим.
Частью 3 статьи 4 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что к действиям по тушению лесных пожаров, предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Таким образом, в нарушение норм федерального законодательства перечень действий, установленный частью 3 ст. 4 Закона Республики Тыва, к которым не привлекается пожарная охрана, расширен.
Часть 9 статьи 6 Закона Республики Тыва предусматривающая, что сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, противоречит части 7 ст. 7 Федерального закона "О противопожарной безопасности", которым предусмотрено, что сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Часть 7 ст. 7 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривающая, что на личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий, противоречит абзацу 9 ч. 9 ст. 41 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ", которым слово "предприятие" в ч.10. ст. 8 Федерального закона "О пожарной безопасности" в соответствующем падеже замена словом "организации" в соответствующем падеже.
Согласно ч.4 ст.20 Федерального закона "О пожарной безопасности" порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 вышеназванного федерального закона субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
В нарушение указанных норм федерального законодательства частью 5 статьи 17 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что порядок разработки введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой Республики Тыва.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы - пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочию органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности.
В нарушение указанных норм федерального законодательства частью 1 ст. 18 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности" предусмотрено, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Разработка мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством субъекта РФ федеральным законодательством не предусмотрена.
Часть 2 ст. 22 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республики Тыва" предусматривается, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями органов исполнительной власти Республики Тыва и согласованными в порядке, установленном Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Тыва. Указанное выше положение противоречит ч. 2 ст 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" которой установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Часть 3 ст. 22 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" устанавливает, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва. Органами управления образованием и пожарной охраной Республики Тыва могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва, Приведенные выше нормы противоречат ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности", которой предусмотрено, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляются соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Часть 2 ст. 23 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республики Тыва" предусматривающая, что основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законами и нормативными документами Республики Тыва по пожарной безопасности, противоречит ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О пожарной безопасности" которой предусмотрено, что основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности. Установление законами и нормативными документами субъекта РФ условий и порядка ознакомления со сведениями о пожарной безопасности должностных лиц и граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Применение оспариваемой нормы Закона Республики Тыва от 29.12.2004г. N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республике Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона РТ противоречат федеральному законодательству.
Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Республики Тыва от 29.12.2004г. N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республике Тыва" в части:
- абзаца 9 статьи 1 "первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах";
- абзаца 11 статьи 1 "гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны и иных учреждений, предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности";
- абзаца 16 ст. 1 "пожарно-спасательные подразделения - подразделения Государственной противопожарной службы";
- абзаца 17 статьи 1 "пожарный-спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный в установленном порядке по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ";
- ч. 2 ст. 3 "и Республики Тыва";
- ч. 3 ст. 4 "по тушению лесных пожаров";
- ч. 4 ст. 6 ",одновременно по должности являются пожарными-спасателями";
- ч. 6 ст. 6 "пожарных - спасателей";
- ч. 9 ст. 6 "Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий";
- ч. 7 ст.7 "предприятий";
- ч. 5 ст. 17 "Государственной противопожарной службой Республики Тыва";
- ч.1 ст. 18 "и Республики Тыва";
- ч. 2 ст. 22 "органов исполнительной власти Республики Тыва согласованными в порядке, установленном Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Тыва";
- ч. 3 ст. 22 "Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва";
- ч. 2 ст. 23 "Республики Тыва";
Также заявителем ставится вопрос о возложении обязанности на заинтересованное лицо после вступления в законную силу решения опубликовать сообщение о нем в газетах "Тувинская правда", "Шын".
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. требования поддержала и просила об удовлетворении заявления по основаниям, указанным в нем. Данных об опубликовании оспариваемого закона в газете "Шын" не имеется.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Ховалыг Т.К. заявление признал в части, пояснив о том, что находит, что п.п. 16, 17 ст. 1, ч. 2 ст. 6 не противоречит федеральному законодательству Согласно ст. 18 во взаимодействии со ст. 5 ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к компетенции субъектов РФ относится право создавать территориальные органы. Пунктом 3 ст. 22 оспариваемого закона предусмотрено, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях мерам пожарной безопасности осуществляется по специальным программам, согласованным с федеральным органов исполнительной власти РТ - ГУ МЧС РФ по РТ. Таким образом, полагает, что указанная норма не противоречит Федеральному закону
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Монгуш К.С. в судебное заседание не явилась, от нее поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В нем указывается на признание заявления первого заместителя прокурора Республики Тыва.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного выше представителя.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Сайбуу С.Н. заявленные требования признана в части, пояснив о том что признание утратившими силу норм, содержащих понятия в Федеральном законе, не означает, что республиканский закон, в котором такие понятия сохранились, входит в противоречие с федеральным законодательством. Поэтому считать, что абзац 9, 11, 16, и 17 ст. 1, в которых раскрывается содержание некоторых понятий не противоречит Федеральному закону. Кроме того в абзаце 16 ст. 1 речь не идет о создании, а лишь приводится определение понятия "пожарная безопасность".
Во взаимосвязи ст. ст. 18 и 20 ФЗ "О пожарной безопасности" следует. Что субъекты РФ имеют право разрабатывать нормативные документы. Таким образом, ч.ч.4,6 ст.6, ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 17, ч. 1 ст. 18, ч.ч. 2, 3 ст. 22 не входят в противоречие с федеральным законодательством
В ч. 7 ст. 7 допущена техническая ошибка, вместо слова" организация" включили слова "предприятия".
С доводами по ч. 9 ст. 6 оспариваемого закона согласны.
Представитель Агентства по обеспечению деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на территории Республики Тыва по доверенности Куулар С.-М.Ш. требования признал, за исключением требования о признании противоречащей федеральному законодательству ч. 9 ст. 6 оспариваемого закона и пояснил о том, что форма одежды и знаки различия могут утверждаться МЧС РФ, поскольку на сотрудников МЧС распространяется Положение о порядке прохождения службы в органах внутренних дел.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Первым заместителем прокурора Республики Тыва ставится вопрос о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Тыва N 168 ВХ-1 от 29 декабря 2004 года "О пожарной безопасности", который был официально опубликован в газете "Тувинская правда" N 32-33 от 25 марта 2004 года
Абзацем 9 статьи 1 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах. Указанная норма противоречит ст. 1 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, поскольку согласно ч. 2 ст. 41 ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ аналогичная норма ФЗ "О пожарной безопасности" признана утратившей силу.
По указанному выше основанию следует признать противоречащим федеральному законодательству и абзац 11 ст. 1 оспариваемого закона, устанавливающий, что гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны и иных учреждений, предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Абзацем 16 ст. 1 республиканского закона предусмотрено, что пожарно-спасательные подразделения - подразделения Государственной противопожарной службы. Из абзаца 17 ст. 1 следует, что пожарный спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный в установленном порядке по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ. Частью 2 ст. 6 оспариваемого закона установлено, что личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, состоящий на оперативных должностях и участвующий в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, одновременно по должности являются пожарными-спасателями. Частью 6 ст. 6 установлено, что на пожарных-спасателей Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяется Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва.
Указанные выше положения вошли в противоречие с п. 3 ст. 1 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", которым предусмотрено, что спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ и абзацу 9 ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", устанавливающему, что пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
Кроме того, Федеральными законами создание на территории субъекта РФ пожарно-спасательных подразделений не предусмотрено.
Часть 2 статьи 3 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривающая, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, противоречит части 2 ст. 3 Федерального закона "О пожарной безопасности" которой предусмотрено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принятие участия в обеспечении пожарной безопасности гражданами в соответствии с законодательством Республики Тыва вышеназванным федеральным законом не предусмотрено.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О пожарной безопасности" к действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Частью 3 статьи 4 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республики Тыва" предусмотрено, что к действиям по тушению лесных пожаров, предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Таким образом, в нарушение норм федерального законодательства действия по тушению лесных пожаров республиканским законом отнесены к действиям, к которым пожарная охрана не привлекается
Часть 9 статьи 6 Закона Республики Тыва, предусматривающие что сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, противоречит части 7 ст. 7 Федерального закона "О противопожарной безопасности", которым предусмотрено, что сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации.
Часть 7 ст. 7 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва", устанавливающая, что на личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий, противоречит ч. 7 ст. 8 ФЗ "О пожарной безопасности", в которой установлено, что на личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.
Согласно ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" порядок разработки, введения в действие и применения друг, нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности,
В соответствии с ч. 5 ст. 20 вышеназванного федерального закона субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
В нарушение указанных норм федерального законодательства частью 5 статьи 17 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусмотрено, что порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой Республики Тыва.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона "О пожарной безопасности" предусмотрено, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделии, конструкций, зданий и сооружений
Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона "О пожарной безопасности" к полномочию органов государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасности относится организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности.
В нарушение указанных норм федерального законодательства частью 1 ст. 18 оспариваемого закона предусмотрено, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Разработка мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством субъекта РФ федеральным законодательством не предусмотрено.
Часть 2 ст. 22 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривает, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями органов исполнительной власти Республики Тыва и согласованными в порядке, установленном Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва. Указанное выше положение противоречит ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" которой установлено, что обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Частью 3 ст. 22 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" установлено, что обязательное обучение в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республики Тыва. Органами управления образованием и пожарной охраной Республики Тыва могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Главным управлением Министерства Российский Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва. Указанное выше положение противоречит ч. 3 ст. 25 Федерального закона "О пожарной безопасности", которой предусмотрено, что обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Органами управления образованием и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Таким органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Часть 2 ст. 23 Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва" предусматривающая, что основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законами и нормативными документами Республики Тыва по пожарной безопасности, противоречит ч. 2 ст. 26 Федерального закона "О пожарной безопасности", которой предусмотрено, что основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются федеральными законами и нормативными документами по пожарной безопасности. Установление, законами и нормативными документами субъекта РФ условий и порядка ознакомления со сведениями о пожарной безопасности должностных лиц и граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
По приведенным выше мотивам суд находит заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Указанные выше положения Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республики Тыва" подлежат признанию недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Ввиду того, что заявителем не представлено доказательств официального опубликования оспариваемого закона в газете "Шын", суд считает, что сообщение должно быть опубликовано только в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст. ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря года 2004N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республике Тыва" в части удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу абзацы 9, 11, 16 и 17 ст. 1; ч. 2 ст. 3 в части, устанавливающей принятие участия в обеспечении пожарной безопасности основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности в соответствии с законодательством Республики Тыва; ч. 3 ст. 4,предусматривающей, что пожарная охрана не привлекается к действиям по тушению лесных пожаров; ч. 2 ст. 6; ч. 6 и ч. 9 ст. 6, предусматривающей установление знаков отличия и формы одежды Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; ч. 7 ст. 7 в части слова "предприятий"; ч. 5 ст. 17 в части, устанавливающей, что порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов противопожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой Республики Тыва; ч. 1 ст. 18 в части, предусматривающей, что меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Республики Тыва; ч. 2 cт. 22; ч. 3 ст. 22, устанавливающей, что требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва; ч. 2 ст. 23 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 года N 1168 ВХ-1 "О пожарной безопасности в Республике Тыва".
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 25 мая 2005 года (21 и 22 мая - выходные дни).
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 18 мая 2005 г. N 1
Текст Решения официально опубликован не был