Решение Верховного суда Республики Тыва
от 21 декабря 2005 г. N 4
Верховный суд Республики Тыва в составе председательствующего Аал-оол Ч.Д., при секретаре Кара-Сал И.В., с участием представителя прокурора Республики Тыва Кочергиной Е.Ю., представителя Правительства Республики Тыва Щегонина А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 21 декабря 2005 г. гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва Бадмаева Б.М. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907, в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907, в части, обратился заместитель прокурора Республики Тыва.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года утверждено Положение "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", которое опубликовано в газете "Тувинская правда" N 85 от 26 июня 2004 года.
Указанное положение противоречит Лесному кодексу Российской Федерации и Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.
Согласно абзацу 16 ст.46 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится определение порядка и организации ведения мониторинга лесов и лесоустройства.
Ст.47 Лесного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень полномочий субъектов Российской Федерации.
Мониторинг лесов в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации не входит.
В нарушение указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации Положение "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва" содержит нормы лесного мониторинга.
Так, в соответствии с пунктом 1.1. части 1 данного Положения предусмотрено, что положение об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней oxоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва в соответствии с действующим лесным законодательством вводится с целью мониторинга и упорядочения данного вида деятельности (работ), представляющего опасность для противопожарного и санитарного состояния лесов.
В нарушение требований федерального законодательства п. 1.3. части 1 данного Положения предусмотрено, "что сбор опавших рогов для целей использования, переработки, реализации не облагается налогами и другими платежами в бюджет. Сборщик уплачивает сборы (возмещение затрат) за бланочную продукцию и организацию учета и мониторинга.
В нарушение требований федерального законодательства п.2.3. части 2 данного Положения предусмотрено, что регистрация и выдача разрешений на производство весенне-летней охоты и сбор опавших рогов, мониторинг и учет данных видов деятельности возлагается на лесхозы и лесничества УПР МПР РФ по РТ.
Абзац 4 п.3.2. части 3 указанного Положения в нарушение требований федерального законодательства предусматривает, что оперативный дежурный по лесхозу или лесничеству взимает сбор за бланочную продукцию, регистрацию, ведение мониторинга и учета данного вида деятельности.
Указанные нормы Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку организация мониторинга лесов входит в компетенцию Российской Федерации.
Пункт 5.5. части 5 оспариваемого Положения предусматривающий, что в случае заготовки, перевозки и реализации заготовителем опавших рогов в нарушение Положения, продукция (опавшие рога) изымаются и сдаются в лесхоз для последующей реализации, противоречит Кодексу об административных правонарушениях.
В соответствии с п.9 ст.27.10 КоАП РФ изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемым лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Применение норм оспариваемого положения нарушают интересы Российской Федерации, поскольку эти нормы не соответствуют федеральному законодательству.
Просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Кочергина Е.Ю. заявление заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать Положение "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва" противоречащей Федеральному законодательству и недействующей в части по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Правительства Республики Тыва Щегонин A.M. с заявлением согласился частично и пояснил о том, это нормы п. 1.1 ч.1, п. 1.3 ч.1 п.2.3 ч.2 и абзац 4 п.3.2 не противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с Федеральным законом "О животном мире", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять мониторинг. Абзац 1 п.5.5 ч.5 оспариваемого Положения действительно противоречит Кодексу об административных правонарушениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года утверждено Положение "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва".
Согласно абзацу 16 ст.46 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится определение порядка и организации ведения мониторинга лесов и лесоустройства.
В соответствии со ст.47 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся:
тушение лесных пожаров в лесном фонде на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. В том числе к этим полномочиям относятся:
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездно пользование и краткосрочное пользование;
организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов;
определение ставок лесных податей;
выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета;
разрешение проведения в лесном фонде строительных, работ, добычи полезных ископаемых, прокладки коммуникаций и выполнения иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевода лесных земель в нелесные земли или перевода земель лесного фонда в земли других категорий;
обеспечение проведения лесоустройства;
обеспечение воспроизводства лесов;
обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней леса;
проведение мероприятий по профилактике лесных пожаров, противопожарному обустройству.
Таким образом, мониторинг лесов в полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации не входит.
Однако в нарушение указанных норм Лесного кодекса Российской Федерации Положение "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва" содержит нормы лесного мониторинга.
Так, в нарушение требований федерального законодательства пунктом 1.1. части 1 оспариваемого Положения предусмотрено, что положение об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва в соответствии с действующим лесным законодательством вводится с целью мониторинга и упорядочения данного вида деятельности (работ), представляющего опасность для противопожарного и санитарного состояния лесов.
Пунктом 1.3. части 1 данного Положения предусмотрено, что сбор опавших рогов для целей использования, переработки, реализации не облагается налогами и другими платежами в бюджет. Сборщик уплачивает сборы (возмещение затрат) за бланочную продукцию и организацию учета и мониторинга.
В нарушение требований федерального законодательства п.2.3. части 2 данного Положения предусмотрено, что регистрация и выдача разрешений на производство весенне-летней охоты и сбор опавших рогов, мониторинг и учет данных видов деятельности возлагается на лесхозы и лесничества УПР МПР РФ по РТ.
Абзац 4 п.3.2. части 3 указанного Положения в нарушение требований федерального законодательства предусматривает, что оперативный дежурный по лесхозу или лесничеству взимает сбор за бланочную продукцию, регистрацию, ведение мониторинга и учета данного вида деятельности.
Указанные нормы Положения противоречат федеральному законодательству, поскольку организация мониторинга лесов является компетенцией Российской Федерации.
Пункт 5.5. части 5 оспариваемого Положения предусматривает, что в случае заготовки, перевозки и реализации заготовителем опавших рогов в нарушение Положения, продукция (опавшие рога) изымаются и сдаются в лесхоз для последующей реализации, что противоречит Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ст.27.10 КоАП РФ изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемым лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 1.1 ч.1 в части слова "мониторинга", п. 1.3 ч.1 в части слов "и мониторинга", п.2.3 ч.2 в части слова "мониторинг", абзац 4 п.3.2 ч. 3 в части слов "ведение мониторинга" и абзац 1 п.5.5 ч.5 Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907, со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907, в части удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу п. 1.1 ч.1 в части слова "мониторинга", п. 1.3 ч.1 в части слов "и мониторинга", п.2.3 ч.2 в части слова "мониторинг", абзац 4 п.3.2 ч.3 в части слов "ведение мониторинга" и абзац 1 п.5.5 ч.5 Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме через Верховный суд Республики Тыва.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2005 года.
Председательствующий: |
Аал-оол Ч.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 21 декабря 2005 г. N 4 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных норм Положения "Об особом режиме пользования участками лесного фонда в период весенне-летней охоты и сбора опавших рогов диких копытных животных на территории Республики Тыва", утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 19 декабря 2003 года N 907
Текст Решения официально опубликован не был