Решение Верховного суда Республики Тыва
от 26 октября 2005 г. N 10
Верховный суд Республики Тыва в составе председательствующего Соскал О.М., при секретаре Иргит В.К., с участием представителя прокурора Республики Тыва Кочергиной Е.Ю., представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т., представителя Правительства Республики Тыва Баян Д-Х.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 26 октября 2005 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 04 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (с изменениями от 28 марта 2002 г.) в части, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим Закона Республики Тыва от 04 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" (с изменениями от 28 марта 2002 г.) в части.
В обоснование своих требований прокурор указал следующее. Статья 11 Закона Республики Тыва "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" предусматривает, что финансирование расходов, связанных с содержанием opганов ЗАГС, осуществляется из бюджетов соответствующих уровней, также материально-техническое обеспечение деятельности отделов ЗАГС в кожуунах, городах Кызыле, Ак-Довураке осуществляется за счет средств бюджетов кожуунов, городов Кызыла и Ак-Довурака. Указанная норма противоречит п 1 ст. 4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния", согласно которому государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального Закона. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального Закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных opганов государственной власти субъектов Российской Федерации" впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния. Кроме того, указанная норма оспариваемого закона противоречит ч 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации и пункту 4 ст. 6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Применение оспариваемой нормы Закона Республики Тыва "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" нарушает интересы Российской Федерации, поскольку эта норма Закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству
Просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Кочергина Е.Ю. заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать ст. 11 Закона Республики Тыва "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" противоречащей федеральному законодательству и недействующей по изложенным в заявлении основаниям.
Представители Правительства Республики Тыва Баян Д-Х.К. и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т. с заявлением согласились.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С. в суд не явилась, на рассмотрении дела извещена надлежащим образом, заявлением от 20 октября 2005 г. просила рассмотреть дело без ее участия. Кроме того, в заявлении Монгуш К.С. указала, что с требованием первого заместителя прокурора согласна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части
В ст. 11 Закона Республики Тыва "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с содержанием органов ЗАГС, осуществляется из бюджетов соответствующих уровней Материально-техническое обеспечение деятельности отделов ЗАГС в кожуунах, городах Кызыле и Ак-Довураке осуществляется за счет средств бюджетов кожуунов и городов Кызыла, Ак-Довурака.
В силу ч.2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального Закона "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектов Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются федеральными полномочиями, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления финансирование которых осуществляется за счет субвенции и федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального Закона от 4 июля 2003г. N95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.
В п.1 ст.6 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением Органами местного самоуправления Отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета относятся к вопросам местного значения и находятся в ведении муниципальных образований (п.3 ч.2 cт. 6 ФЗ "Об общих принципах организаций местного самоуправления в Российской Федерации".
Таким образом, Федеральный Закон "Об актах гражданского состояния" предусматривает финансирование расходов связанных с содержанием органов ЗАГС, за счет субвенций из федерального бюджета Российской Федерации.
Поскольку Федеральным Законом "Об актах гражданского состояния" предусмотрено государственное финансирование расходов, связанных с содержанием органов записи актов гражданского состояния, то на органы местного самоуправления не может быть возложена обязанность по финансированию органов ЗАГС.
В ходе судебного заседания представители Законодательной палаты Великого Хурала и Правительства Республики Тыва с заявлением прокурора согласились.
Согласно ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку признание представителями Законодательной палаты Великого Хурала и Правительства Республики Тыва заявленных требований прокурора не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, то суд принимает признание ими заявленных требований
Таким образом, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать ст. 11 Закона Республики Тыва "Об образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния в Республике Тыва" противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу
В соответствии с ч 3 ст 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда"
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 11 Закона Республики Тыва от 04 июля 2000 года N545 "Об образовании и деятельности органов записи гражданского состояния в Республике Тыва" (с изменениями от 28 марта 2002 г )
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда"
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме
Председательствующий |
Соскал О.М |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 26 октября 2005 г. N 10 О признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статьи 11 Закона Республики Тыва от 4 июля 2000 года N 545 "Об образовании и деятельности органов записи гражданского состояния в Республике Тыва" (с изменениями от 28 марта 2002 г.)
Текст Решения официально опубликован не был