Решение Верховного суда Республики Тыва
от 27 февраля 2006 г.
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
при секретаре Доржу А.А.,
с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Кочергиной Е.Ю., представителя Председателя Правительства Республики Тыва Бахрушкеевой С.А., представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 27 февраля 2006 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1095 ВХ-I "О ветеринарии" в части, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 8 статьи 3; абзаца 4 статьи 7 в части: "и иностранных государств"; подпункта "в" пункта 1 статьи 11; абзаца 1 статьи 19 Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N1095 ВХ-1 "О ветеринарии".
В обоснование своих требований заместитель прокурора указывает, что оспариваемые положения Закона РТ противоречат нормам Федерального закона "О ветеринарии".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Кочергина Е.Ю. требования полностью поддержала.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва Бахрушкеева С.А. и представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т. с заявлением прокурора согласились частично, возражали против удовлетворения заявления в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 статьи 7 в части: "и иностранных государств", пояснив, что содержание абзаца в данной части соответствует федеральному законодательству и оснований для удовлетворения заявления прокурора в этой части не имеется.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Великим Хуралом был принят Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1095 ВХ-1 "О ветеринарии". Законом Республики Тыва от 04.07.2005 N 1332 ВХ-1 в указанной закон были внесены изменения и дополнения.
Абзацем 8 статьи 3 Закона Республики Тыва "О ветеринарии", предусмотрено, что к полномочиям Республики Тыва в области ветеринарии относится установление и отмена на территории Республики Тыва карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных.
Однако в абзаце 5 статьи 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" указано, что установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных относится к полномочиям Российской Федерации.
Установление карантина и его отмена, а также установление других ограничений субъектами Российской Федерации является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
Таким образом, абзац 8 статьи 3 Закона Республики Тыва "О ветеринарии" противоречит федеральному законодательству.
Абзац 4 статьи 7 Закона РТ "О ветеринарии" устанавливает, что государственный ветеринарный надзор направлен на организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятия по охране территории Республики Тыва от заноса заразных болезней из республик, краев, областей, иных субъектов Российской Федерации и иностранных государств и контроль за их выполнением.
Указанный абзац противоречит федеральному законодательству в части "и иностранных государств", поскольку абзацем 7 статьи 3 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" установлено, что к полномочиям Российской Федерации относятся: охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Статьей 9 Закона Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень прав главных государственных ветеринарных инспекторов субъектов РФ и их заместителей, главных государственных ветеринарных инспекторов городов, районов, их заместителей.
Несмотря на это, в подпункте "в" пункта 1 статьи 11 Закона Республики Тыва "О ветеринарии" предусмотрено право главного государственного ветеринарного инспектора Республики Тыва, главных государственных ветеринарных инспекторов кожуунов (районов) и городов вносит в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения о приостановлении хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и граждан в случаях нарушения ими ветеринарного законодательства Российской Федерации и Республики Тыва, невыполнения решений соответствующих органов государственного ветеринарного надзора о приостановлении или прекращении этой деятельности до решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.01 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (в редакции от 02.07.05 г.) при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением причинения возможного вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Пунктом 9 части 1 статьи 3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.01 г. N 195-ФЗ предусмотрено административное приостановление деятельности как один из видов административных наказаний. В соответствии с частью 1 статьи 3.12 Кодекса об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами и т.д. Причем административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности предусмотрено только за следующие виды административных правонарушений в области ветеринарии: нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (статья 10.3 Кодекса об административных правонарушениях); нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (статья 10.6 Кодекса об административных право нарушениях); нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (статья 10.8 Кодекса об административных правонарушениях).
Таким образом, подпунктом "в" пункта 1 статьи 11 Закона Республики Тыва "О ветеринарии" необоснованно расширены полномочия главного государственного ветеринарного инспектора Республики Тыва, главных государственных ветеринарных инспекторов кожуунов (районов) и городов и данный подпункт противоречит федеральному законодательству.
Абзац 1 статьи 19 Закона Республики Тыва, предусматривает, что при ликвидации очагов ocoбо опасных болезней животных по решению главного государственного ветеринарного инспектора Республики Тыва могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.
Абзацем 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" предусмотрено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора могут быть отчуждены животные и изъяты продукты животноводства.
Таким образом, установление полномочий Республики Тыва по отчуждению животных и изъятию продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных является вмешательством в компетенцию Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом установлено, что указанные положения Закона Республики Тыва "О ветеринарии" противоречат федеральному законодательству, заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N1095 ВХ-I "О ветеринарии" в части "О плате за пользование водными объектами" (в редакции от 04.07.2005 г.) в части:
-абзаца 8 статьи 3 полностью;
-абзаца 4 статьи 7 в части: "и иностранных государств";
-подпункта "в" пункта 1 статьи 11 полностью;
-абзаца 1 статьи 19 полностью.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2006 г.
Председательствующий |
Чикашова М.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 27 февраля 2006 г. О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу некоторых положений Закона Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1095 ВХ-I "О ветеринарии"
Текст решения официально опубликован не был