Постановление Правительства Республики Тыва
от 22 января 2006 г. N 59
"О повышении качества общего образования путем стимулирования
инновационной работы лучших учителей в рамках реализации
приоритетного национального проекта "Образование"
В системе образования Республики Тыва работают более 11 тыс. педагогических работников, в том числе 5552 учителя дневных общеобразовательных учреждений. Соответствующее высшее образование имеют 74,9 процента учителей; 65,6 процента - квалификационную категорию по должности "Учитель", из них 37,7 процента аттестованы на высшую и первую квалификационные категории. Среди них один народный учитель СССР, 13 заслуженных учителей Российской Федерации, 3 народных учителя Республики Тыва, 833 учителя награждены знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации", 208 имеют звание "Заслуженный работник образования Республики Тыва".
Более половины учителей добиваются высоких результатов в работе, качество знаний из года в год повышается, улучшаются результаты итоговой и промежуточной аттестации учащихся. Увеличивается количество выпускников, закончивших школу с золотой и серебряной медалями, продолжающих образование в учреждениях профессионального образования. В 2005 году за особые успехи в учении получили медали 96 выпускников, в 2004 году - 83. Продолжили профессиональное образование 2830 выпускников или 72,8 процента от их общего числа. Если в 2004 году по результатам Единого государственного экзамена поступили в российские вузы 49 выпускников и 298 - в ТывГУ, то в 2005 году из 1349 выпускников, сдававших ЕГЭ, 318 зачислены в ТывГУ, 211 абитуриентов - в 21 учебное заведение России, а 10 абитуриентов поступили в вузы, направив сертификаты в учебные заведения по почте.
Выпускники общеобразовательных учреждений республики по результатам Единого государственного экзамена заняли 3-е место по России по математике, показали хорошую подготовку по литературе, русскому языку, биологии и обществознанию.
Ежегодно увеличивается количество школьников, участвующих в предметных олимпиадах и научно-исследовательских конференциях республиканского, всероссийского и международного уровней.
Анализ мониторинговых исследований по математике, русскому языку, естествознанию в начальных классах показал, что предметными знаниями и умениями согласно требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы овладели 78,4 процента учащихся начальных классов. Уровень овладения предметными умениями и навыками учащихся 8-10 классов по математике, русскому языку, химии проверенных школ в среднем составил 66,7 процента. В целом 32,8 процента обучающихся основной школы испытывают затруднения при изучении данных предметов, что подтверждается результатами Единого государственного экзамена.
Удельный вес учащихся, оставленных на повторный курс обучения, составляет 2,1 процента, что, как правило, способствует переводу учащихся в вечернюю (сменную) школу до завершения основной школы. Так, в 2005 году решением комиссий по делам несовершеннолетних местных администраций 192 учащихся по разным причинам были переведены в вечернюю школу. В 2005 году 138 педагогических работников не получили заявленной квалификационной категории, а 33 работника не подтвердили присвоенной им квалификационной категории (в 2003 г. - 143, в 2004 г. - 84 учителя), что напрямую связано с уровнем предоставляемых ими образовательных услуг.
Повышение качества образования зависит от продуманной организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учителя и ученика как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время. Особо важным является воспитательный аспект урока. Анализ 6310 посещенных уроков показал, что высокий уровень реализации воспитательного потенциала имеют 61 процент, средний - 30,3 и ниже среднего - 8-,7 процента уроков.
В целях реализации задач воспитания учителями успешно используются новейшие педагогические технологии личностно-ориентированного подхода. В школах реализуются программы, направленные на формирование здорового образа жизни, воспитание коммуникативных способностей личности школьника, на его социализацию в условиях рыночной экономики. Серьезное внимание уделяется развитию классного, школьного самоуправления, детских и молодежных общественных организаций и объединений. В школах республики реализуются программы патриотического, семейного воспитания, возрождаются и развиваются национальные обычаи и традиции, введено преподавание программы "Народоведение", спецкурса "Подготовка старшеклассников к семейной жизни". Успешно развивается движение "Лидер в образовании", "Лидер XXI века".
Наряду с ненадлежащим исполнением отдельными родителями обязанностей по обучению и воспитанию детей, криминализацией общества, пропагандой насилия в СМИ на результат образования отрицательно влияют и педагогические причины. Прежде всего, это взгляд на ученика как на потенциального неуспевающего в силу несовершенства традиционной системы оценивания, которая принята в школе, постоянная угроза отчисления в отдельных школах детей с проблемами в обучении и поведении, и как следствие - часть учащихся оставляет школу, что приводит к безнадзорности, беспризорности и правонарушениям.
На 31 декабря 2005 г. в республике на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних за правонарушения состоят 1094 несовершеннолетних (в 2004 г. - 1153), 400 родителей. За 2005 год расследовано 511 преступлений среди несовершеннолетних, увеличение по сравнению с прошлым годом составляет 5,36 процента, удельный вес - 9,23 процента (в 2004 году - 485, рост - 5,21 процента, удельный вес - 9,94 процента).
Острой проблемой остается ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) обязанностей по воспитанию и содержанию детей. Так, из 526 обучающихся в общеобразовательных учреждениях, поставленных на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних, 283 - дети из малообеспеченных семей, 53 - из многодетных, 16 - из благополучных, 43 - из опекаемых, 85 - из полных, 103 - из неполных семей.
В работе с такой категорией родителей профилактическая деятельность учителя направлена на повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания детей через организацию работы родительского всеобуча, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, бродяжничеству и иным правонарушениям несовершеннолетних. Важное значение имеет своевременное выявление родителей с асоциальным поведением. В 2005 году в связи с жестоким обращением с детьми расследовано 64 уголовных дела (в 2004 году -51), привлечено к административной ответственности 847 родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних, что на 86,9 процента больше, чем в 2004 году. На комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав местных администраций рассмотрено 1197 материалов, из них 475 - на родителей.
При аттестации учителя особое внимание обращается на воспитанность, здоровье и сохранность контингента учащихся.
Анализ мониторинга "Исследование жизненных ценностей" старшеклассников показал, что большинство из них положительно оценивают роль демократии в стране, знают свои права и обязанности.
Анализ диагностики уровня воспитанности и личностного роста учащихся показал, что отношение школьников к основным ценностям (Отечеству, труду, своему духовному Я), в основном, ситуативно-позитивное, а к семье, здоровью - ситуативно-негативное. Среди 12 показателей жизненных ценностей показатель здоровья учащиеся ставят на 8 место,
Распределение детей и подростков по группам здоровья по результатам диспансеризации показывает, что 26,4 процента детей относятся к первой группе абсолютно здоровых, гармонично развитых, 65,1 процента - ко второй группе с функциональными и морфологическими отклонениями, требующие повышенного внимания, 8,5 процента - к третьей группе со стойкими отклонениями в здоровье, состоящие на учете с хроническими заболеваниями.
Таким образом, учителю необходимо избрать адекватные формы, методы и средства воздействия на каждого проблемного ребенка для выработки устойчивого позитивного, ценностного отношения ребенка к миру, людям, самому себе, здоровью.
Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации предусматривают обеспечение доступности качественного общего образования. Особое внимание в реализации приоритетного национального проекта "Образование" уделяется повышению качества общего образования путем стимулирования инновационной работы лучших учителей. В связи с возрастающей значимостью воспитания школьников установлено дополнительное ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов. Поддержка распространяется на классных руководителей в классах как с низкой, так и с высокой наполняемостью. В общей сложности ежегодно 10 тыс. лучших учителей России, из них 47 человек из Республики Тыва, получат премии Президента Российской Федерации по 100 тыс. рублей. Три премии по 50 тыс. рублей учреждены Председателем Правительства Республики Тыва, премии по 30 тыс. рублей на конкурсной основе будут вручены 6 лучшим классным руководителям классов и групп образовательных учреждений республики.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" для республики важен фактор открытости - общего обсуждения работы учителя как предметника и как воспитателя (классного руководителя) с участием гражданских институтов. Деятельность учителя должна пройти экспертизу общественного мнения, подтвердить качество предоставляемых образовательных услуг родителями и окружающим социумом.
В целях повышения качества общего образования, стимулирования инновационной работы лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить мероприятия по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в части поддержки лучших учителей, работающих в инновационном режиме, (приложение N 1).
2. Утвердить распределение квот муниципальным образованиям на поощрение лучших учителей, работающих в инновационном режиме, (приложение N 2).
3. Утвердить Порядок экспертизы и системы рейтингования лучших учителей, работающих в инновационном режиме, (приложение N 3).
4. Утвердить Порядок предоставления субвенций на поощрение лучших учителей Республики Тыва (приложение N 4).
5. Рекомендовать руководителям администраций кожуунов, гг. Кызыла, Ак-Довурака и поселений определить объем средств, выделяемых из бюджетов кожуунов, гг. Кызыла, Ак-Довурака и поселений на реализацию приоритетного национального проекта "Образование" в части поддержки лучших учителей, работающих в инновационном режиме.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на управление по реализации приоритетных национальных проектов Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 января 2006 г. N 59 "О повышении качества общего образования путем стимулирования инновационной работы лучших учителей в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 10 октября 2013 г. N 602 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановление Правительства Республики Тыва от 31 мая 2006 г. N 715