Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Правительства Республики Тыва от 2 ноября 2006 г. N 1291 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы"

2. Министерству экономического развития Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований с учетом возможностей республиканского бюджета.

3. Министерству промышленности Республики Тыва ежегодно обеспечивать представление бюджетной заявки о выделении средств на реализацию Программы в Министерство экономического развития Республики Тыва для включения в проект республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

4. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на управление экономики, финансов и отраслевого развития Аппарата Правительства Республики Тыва.

 

Зам. Председателя Правительства

Республики Тыва

Е. Матвеева

 

 

Республиканская целевая программа
"Развитие лесопромышленного комплекса
Республики Тыва
на 2007-2008 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 2 ноября 2006 г. N 1291)

 

г. Кызыл,

2006 г.

 

Паспорт
Республиканской целевой Программы
"Развитие лесопромышленного комплекса
Республики Тыва на 2007-2008 годы"

 

 Наименование Программы     -  республиканская целевая программа "Развитие лесопромыш-
                               ленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы"

 

 Основание для разработки   -  постановление Правительства Республики Тыва от 29 июня
                               2001 г. N 861 "О государственной концепции развития Рес-
                               публики Тыва на период до 2010 года и основных направле-
                               ниях ее реализации", постановление Правительства Респуб-
                               лики Тыва от 15 марта 2003 г. N 128 "О проекте региональ-
                               ной программы экономического и социального развития Рес-
                               публики Тыва на период до 2010 года", распоряжение Прави-
                               тельства Республики Тыва от 14 декабря 2005 г. N 367-р "О
                               создании рабочей группы по разработке республиканской це-
                               левой программы "Развитие лесопромышленного комплекса
                               Республики Тыва на 2007-2008 годы"

 

 Государственный заказчик   -  Министерство промышленности Республики Тыва

 

 Основной разработчик       -  Министерство промышленности Республики Тыва

 

 Сроки реализации Про-      -  2007-2008 годы
 граммы

 

 Цель Программы             -  разработка экономически обоснованной стратегии развития
                               предприятий и размещение новых производств лесопромыш-
                               ленного комплекса Республики Тыва на среднесрочную пер-
                               спективу (до 2008 года) для создания высокорентабельной
                               лесной отрасли, способной обеспечить строительными мате-
                               риалами приоритетный национальный проект "Доступное и
                               комфортное жилье - гражданам России"

 

 Задачи Программы              - техническое перевооружение действующих и создание но-
                               вых предприятий по заготовке и переработке древесины, мак-
                               симальное использование существующих производственных
                               мощностей деревообрабатывающих предприятий, совершен-
                               ствование структуры управления и производства;
                               - создание новых деревообрабатывающих предприятий по
                               производству качественного пиломатериала и других видов
                               продукции лесопереработки;
                               - обеспечение инвестиционной привлекательности лесопро-
                               мышленного комплекса Республики Тыва, развитие межре-
                               гиональных и внешнеэкономических связей;
                               - обеспечение социальной защищенности работников отрас-
                               ли, сохранение существующих и создание новых рабочих
                               мест

 

 Перечень основных про-        - научно-техническое обеспечение реализации Программы;
 граммных мероприятий          - строительство новых, реконструкция и техническое пере-
                               вооружение действующих предприятий лесопромышленного
                               комплекса;
                               - законодательные и нормативно-правовые мероприятия;
                               - подготовка и повышение квалификации кадров;
                               - совершенствование маркетинга

 

 Прогнозируемые объемы         Общий объем финансирования - 150,1 млн. рублей, в том чис-
 и источники финансиро-        ле за счет средств:
 вания                         - республиканской инвестиционной программы - 20,0 млн.
                               рублей (13,3 %), в том числе в 2007 г. - 10,0 млн. рублей, в
                               2008 г. - 10,0 млн. рублей;
                               - республиканской целевой программы - 3,1 млн. рублей
                               (2,0 %), в том числе в 2007 г. - 1,0 млн. рублей, в 2008 г. - 2,1
                               млн.рублей;
                               - других источников (средств предприятий и привлеченных
                               ими средств) 127,0 млн.рублей (84,7 %), в том числе в 2007 г.
                               - 55,15 млн.рублей, в 2008 г. - 71,85 млн.рублей.
                               Общий объем инвестиций - 137,6 млн.рублей (2007 г. - 54,9
                               млн. рублей, в 2008г. - 82,7 млн. рублей), в том числе по объ-
                               ектам затрат:
                               - новое строительство - 109,8 млн. рублей (80,6 %);
                               - реконструкция и техническое перевооружение предприя-
                               тий -27,8 млн.рублей (20,2 %);
                               в том числе по направлениям затрат:
                               - приобретение оборудования - 69,3 млн.рублей (50,4 %);
                               - строительно-монтажные работы - 46,4 млн.рублей (33,7 %)
 Ожидаемые конечные ре-        - увеличение выпуска товарной продукции в 4,2 раза против
 зультаты реализации Про-      уровня 2005 года;
 граммы                        - рост бюджетных поступлений от лесопромышленной дея-
                               тельности в 20 раз против современного уровня, в том числе в
                               республиканский бюджет с 0,5 млн. рублей до 1 1,3 млн. руб-
                               лей;
                               - увеличение выработки товарной продукции на одного рабо-
                               тающего и средней заработной платы в отрасли в 3 раза;
                               - освоение новых видов продукции;
                               - рост числа вновь создаваемых рабочих мест, главным обра-
                               зом, высококвалифицированных, на 131, при вводе в эксплуа-
                               тацию ЛПК - до 250 человек;
                               - создание экономического базиса для повышения устойчиво-
                               сти лесных экосистем и гарантированного лесовозобновления
                               продуктивными породами
 Контроль за реализацией       Контроль за выполнением Программы осуществляет Мини-
 Программы                     стерство экономического развития Республики Тыва.
                               Участники реализации Программы ежеквартально представ-
                               ляют государственному заказчику, а заказчик - в Министер-
                               ство экономического развития Республики Тыва информацию
                               о ходе реализации Программы. Ежеквартально заказчик
                               представляет в Министерство финансов Республики Тыва от-
                               чет об использовании бюджетных средств на программные
                               мероприятия.
                               Заказчик заслушивает на заседаниях коллегий итоги выпол-
                               нения программных мероприятий участниками Программы,
                               вносит предложения по рассмотрению вопросов, включенных
                               в Программу, в органы управления республики

 

1. Состояние лесопромышленного комплекса, Республики Тыва

 

Республика Тыва обладает надежным природным потенциалом по заготовке древесины. Общие запасы древесины оцениваются в 1075,9 млн. куб. метров, из них на хвойные приходится 84,9 процента, на лиственные - 15,1 процента. Среди хвойных преобладают запасы древесины лиственницы сибирской (53 %), кедра (44,8 %). В 60-80 годы заготовка древесины составляла 550 тыс. куб. метров, а производство пиломатериала - 190 тыс.куб.метров.

В период реформирования и перехода к рыночной экономике с 1990 по 1998 гг. вывозка древесины снизилась в 24 раза, производство пиломатериалов - в 19 раз. С 1999 года наблюдалось улучшение в динамике объемов производства.

В целях сохранения наметившихся положительных тенденций в увеличении выпуска продукции, а также в срочных коренных преобразованиях в лесопромышленном комплексе Республики Тыва Министерством промышленности Республики Тыва была разработана республиканская целевая программа "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2002-2006 гг.". Комплекс мероприятий данной Программы состоял из двух этапов:

первый этап - стабилизация, точечное развитие действующих предприятий;

второй этап - переход к техперевооружению производств и выпуску конкурентоспособной продукции, решение проблем глубокой переработки древесины.

В ранее действующей Программе было предусмотрено развитие многих производств, однако из-за недостатка финансовых и других средств многие мероприятия не выполнены.

                                                                Таблица 1

Финансирование республиканской целевой программы
"Развитие лесопромышленного комплекса
Республики Тыва на 2002-2006 годы"

 

Годы Предусмотрено про-
граммой (млн. руб.)
Профинансировано
(млн. руб.)
Процент от заявленных
объемов в программе
РИП РЦП РИП РЦП РИП РЦП
2002 7,0 33,4 0,5 - 7,1 -
2003 14,0 48,6 0,5 1,0 3,6 2,1
2004 6,4 26,6 - 2,1 - 7,9
2005 - 17,4 - 0,9 - 5,2
2006 (про-
гноз)
- 17,4 9,4 0,9 - 5,2
Итого 27,4 143,4 10,4 4,9 37,6 3,4

 

Основные трудности при реализации Программы:

- несоответствие предусмотренных Программой и Законом о бюджете на текущий год финансовых средств: за период 2002-2006 годы от предусмотренных программой 170,8 млн. рублей предусмотрено в Законе о бюджете 15,3 млн.рублей или 8,9 процента;

- высокая изношенность основных фондов лесоперерабатывающих предприятий. В настоящее время на многих лесозаготовительных предприятиях активная часть основных фондов полностью амортизирована. В структуре основных фондов доля активной части составляет 5,9 процента;

- низкий технический уровень производства, морально устаревшее оборудование. На лесоперерабатывающих предприятиях распиловка древесины ведется старым методом, ленточные пилорамы используются редко. Практически отсутствует новая лесозаготовительная техника;

- в связи со снижением объема заготовки древесины произошло переливание обученной рабочей силы с лесоперерабатывающей в другие отрасли. Градообразующие лесозаготовительные предприятия в пп. Шуурмак, Ырбан практически прекратили заготовку древесины. Население занимается охотой, сбором ягод, грибов или выезжает из поселков;

- недостаточный объем инвестиций в основной капитал. Из-за низкой инвестиционной привлекательности Республики Тыва вливание инвестиций частных российских и иностранных компаний в лесоперерабатывающую отрасль республики на сегодняшний день отсутствует;

- из-за несовершенства налогового законодательства в целях сокращения налогооблагаемой базы лесозаготовительные предприятия намеренно занижают объемы заготовки, а ряд предприятий и вовсе не отчитываются за выполненные объемы;

недостаточный контроль за незаконной вырубкой и вывозом леса;

- специфика лесозаготовительного производства, обусловленная географическими и природными условиями. Наибольшие запасы древесины (33,7%) находятся в Тоджинском лесхозе, где доставка древесины до г. Кызыла осуществляется плотами по р. Енисей в навигационный период;

- отсутствие мощностей по глубокой переработке древесины.

В структуре промышленной продукции Республики Тыва на долю обработки древесины и производства изделий из дерева (кроме мебели), а также прочих производств, включая производство мебели, в 2005 году приходилось 1,7 процента. Лесопромышленной деятельностью в 2004 году занималось 55 предприятий всех форм собственности, в том числе 6 крупных и средних, численность занятых - 0,3 тыс. человек (0,4 процента от численности работающих в промышленности).

 

Лесопользование, состояние и проблемы

Запасы древесины в лесном фонде Республики Тыва составляют 1075,9 млн. куб. метров, общая площадь земель лесного фонда - 11372,3 тыс.гектаров. Покрытая лесом площадь - 8046,3 тыс. гектаров. Расчетная лесосека составляет 2570,4 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству - 2181,3 тыс.куб.метров (84,9 %), по мягколиственному - 389,1 тыс.куб.метров (15,1 %). Ее использование в последние годы составляет 3,5 - 2,4 процентов. Из преобладающих древесных хвойных пород лиственница составляет 53 %, кедр - 44,8%, сосна - 1,5%.

Лимит лесосечного фонда Республики Тыва на очередной год утверждается постановлением Правительства Республики Тыва. В 2004 году лимит лесосечного фонда был утвержден в объеме 80 тыс.куб.метров, в 2005 году - 65,0 тыс.куб.метров. Агентством лесного хозяйства по Республике Тыва ведется учет объема отпущенной древесины на корню по платному отпуску по всем видам рубок леса.

За 2002 год отпуск древесины на корню составил 57,1 тыс. куб. метров, в том числе по результатам лесного аукциона - 0,7 тыс.куб.м. Фактически заготовлено 42 тыс.куб.м, в том числе Минюстом России - 0,4 тыс.куб.м, прочими заготовителями - 0,9 тыс.куб.м, бюджетными предприятиями - 17,9 тыс.куб.м, сельхозформированиями - 0,2 тыс.куб.м, местным населением - 18,5 тыс. куб. м, школами и больницами - 4,1 тыс.куб.м. Недоиспользовано лесосечного фонда 15,1 тыс.куб.м. В том числе зачтено в лесосечный фонд 2003 года 13,4 тыс. куб. м.

За 2003 год отпуск древесины составил 84,4 тыс. куб. м, в том числе по результатам лесных аукционов - 9,0 тыс. куб.м. Фактически заготовлено 59,7 тыс. куб. м. древесины. В том числе прочими лесозаготовителями 13,8 тыс. куб. м, бюджетными предприятиями - 19,5, сельхозформированиями - 0,4, местным населением - 21,1, школами и больницами - 4,4, фермерскими хозяйствами - 0,5 тыс. куб. метров. Недоиспользовано лесосечного фонда 31,3 тыс. куб.м. Зачтено в лесосечный фонд очередного года 25,7 тыс. куб.м.

В 2004 году объем отпущенной древесины на корню по платному отпуску по всем видам рубок составил 81,4 тыс. куб. м. Фактически вырублено за 2004 год 82,2 тыс. куб. м, в том числе 46,7 тыс. куб. м в счет лесосечного фонда 2004 года, 18,4 тыс. куб. м - в счет недоиспользуемых лесосек 2003 года. Из общего количества заготовленной древесины по лимитам лесосечного фонда объем заготовки составил 56,4 тыс. куб. м, в том числе бюджетным предприятиям - 19,6 тыс. куб. м, сельскохозяйственными формированиями - 0,5, местным населением - 28,5, школами и больницами - 8,1 тыс.куб.м. По результатам лесных аукционов по краткосрочному пользованию заготовлено 3,1 тыс.куб.м древесины на корню. Прочими лесозаготовителями заготовлено 3,6 тыс. куб.м. По прочим рубкам (строительство дороги, разработка месторождений россыпного золота) заготовлено 17,1 тыс. куб.м древесины на корню.

В 2005 году объем отпущенной древесины на корню по платному отпуску по всем видам рубок составил 65 тыс. куб. м, фактически вырублено 41,1 тыс.куб.м.

С 90-х годов лесозаготовительные предприятия не строят лесовозных дорог с твердым покрытием. Объемы дорожного строительства сведены к мероприятиям по поддержанию действующих путей транспорта и сооружению зимних дорог. Это обострило проблему транспортной доступности лесных ресурсов. Вследствие чего некоторые лесозаготовительные предприятия остались без лесосырьевой базы и прекратили свое существование. Объем плотового лесосплава с Тоджинского кожууна практически сведен к нулю, богатейшая лесосырьевая база Тоджинского кожууна не осваивается.

В Республике Тыва, как и по России в целом, продолжается процесс незаконной рубки леса. На сегодняшний день этот вид незаконного бизнеса один из самых доходных, трудно доказуемых и практически безнаказанных Проблем со сбытом ворованной древесины нет. В республике большое количество лесоперерабатывающих предприятий, где скупка происходит за наличный расчет. Задержать бригаду, незаконно занимающуюся вырубкой леса, с поличным леснику не только сложно, но порой и опасно для жизни. Тем более, что заготовка и переработка леса законодательно не регламентируется. Эта деятельность даже не лицензируется. Достаточно иметь при себе лесорубочный билет. У стражей порядка нет законных оснований проводить проверку на трассах и в отношении водителей, которые везут древесину.

Причин незаконных вырубок леса несколько:

- разрушена система государственного управления и контроля за использованием и охраной лесов. Эти функции переданы Росприроднадзору, в котором работают около 10 человек;

- нескоординированность структур (правоохранительных, таможенных, лесной службы, Росприроднадзора);

- отсутствие лесной сертификации в России, которая на международном уровне внедрена давно;

- несовершенство законодательной базы. Необходимы поправки в Лесной кодекс, предусматривающие наделение субъектов Федерации полномочиями в области управления и контроля за лесами. Необходимо также ужесточение административной и уголовной ответственности за самовольные рубки.

 

Динамика и структура производства

В 2000-2005 годах лесная и деревообрабатывающая промышленность республики развивалась неравномерно. Производство продукции составило в 2001 году 204,0 % к предыдущему году, в 2002 году - 97,1 %, в 2003 году -126,9 %, в 2004 году - 91,0 %, в 2005 году - 113,0 % (в сопоставимых ценах). Неравномерность развития связана, прежде всего, со спецификой рынка республики. Лесоперерабатывающие предприятия в связи с отсутствием железной дороги ориентированы на внутренний республиканский рынок. Рост производства в 2001, 2003 годах связан, прежде всего, с размещением на предприятиях республики государственного заказа для нужд бюджетной сферы на твердый инвентарь. Снижение объемов вывозки древесины с 2003 года произошло вследствие недостаточного спроса внутреннего рынка, особенно на низкосортную хвойную и лиственную древесину, недостатка оборотных средств у лесозаготовительных предприятий, а также по причине ограниченного рынка строительного комплекса республики на пилопродукцию и столярные изделия.

 

                                                                Таблица 2

Экономические показатели работы лесопромышленных
предприятий за 2000-2005 годы и их финансовое положение

 

Показатели Ед. изм. 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Объем промышленной продукции
Лесная отрасль млн. руб. 22,1 41,8 34,7 46,3 56,4 41,8
Доля отрасли в про-
мышленности
% 2,7 3,7 2,3 2,7 2,4 1,7
Вывозка древесины тыс.куб.м 38,2 42,6 40,9 45,3 38,1 31,2
Пиломатериалы тыс.куб.м 8,9 17,0 14,9 17,1 18,6 22,6
Число предприятий
Всех форм собственно-
сти
ед. 50 44 52 56 55 50
Индексы производства промышленной продукции (в % к предыдущему году)
Промышленность
республики, всего
% 109 105 100 107 106,7 108,4
Лесная отрасль %   204,0 97,1 126,9 91,0 113,0
Среднемесячная зар-
плата
руб. 639 1017 1623 2179 2087 2100
Отношение среднеме-
сячной зарплаты отрас-
ли к среднему уровню
зарплаты по промыш-
ленности
% 28,6 34,6 43,2 40,4 35,0 38,0
Численность занятых
в отрасли
чел. 562 530 348 332 347 340
Прибыль (+), убыток (-
)
тыс.руб. -1,0 -4,1 -5,7 -1,1 -2,1 -1,5
Уровень рентабельно-
сти продукции
% -11,8 -24,4 -7,8 -5,1 -8,3 -6,0
Затраты на 1 рубль
продукции на круп-
ных и средних
предприятиях
% 114,0 109,2 93,5 110,6 108,7 105,9

 

Структура основных фондов лесопромышленных предприятий характеризуется низкой долей их активной части (транспортные средства - 2,3 %, машины и оборудование - 13,6 %). Степень износа ОФ на конец 2002 года составила 70,3 %, на конец 2003 года - 67,4 %,-на конец 2004 года - 65,9 %.Уровень использования производственных мощностей в 2003 году составил 23,5 %.

                                                                Таблица 3

Показатели состояния основных фондов лесопромышленного
комплекса Республики Тыва

 

Наименование Объем ОФ
за 2004
год, млн.
руб.
Коэффициент об-
новления
Коэффициент лик-
видации
Степень износа ОФ
на конец года
2002г. 2003г. 2004г. 2002г. 2003г. 2004г. 2002г. 2003г. 2004г.
Основные фонды от-
раслей, производящих
товары
3310 2,5 3,7 3,7 4,9 5,1 3,6 44,7 42,9 43,6
Лесное хозяйство 138 1,4 3,7 0,7 0 4,6 3,0 70,3 67,4 65,9

 

Предприятия оснащены физически и морально устаревшим оборудованием. В отрасли практически прекратился процесс обновления основных производственных фондов. Их выбытие идет более высокими темпами, чем ввод. Возрастная структура оборудования ухудшается. Основная часть оборудования деревообрабатывающей промышленности находится в эксплуатации свыше 25 лет. Степень износа основных производственных фондов на протяжении последних 4 лет составляет более 65 %. Высокая изношенность машин и оборудования сдерживает дальнейшее наращивание выпуска продукции.

Степень механизации труда на лесозаготовках и производительность находятся на уровне начала 60-х годов. Использование устаревших и низкоэффективных технологий и оборудования ведет к уровню затрат, приближающемуся (а иногда и превышающему) к стоимости произведенной продукции. Велики затраты на ремонт и содержание машин и механизмов, а также затраты на зарплату по отношению к объемам и стоимости произведенной продукции.

Низкая эффективность использования промышленного и лесоресурсного потенциала напрямую влияет на экономическое положение трудоспособного населения, что требует принятия адекватных и экономически оправданных мер по восстановлению позиций лесной промышленности республики.

 

Инвестиционная деятельность

Источниками финансирования капитальных вложений являются:

-государственные капитальные вложения;

-привлеченные и заемные средства;

-собственные средства предприятий (фонд накопления и амортизация).

 

Из республиканской инвестиционной программы на лесопромышленный комплекс за период с 2001 года выделено 1284 тыс. рублей, в том числе на ГУП "Юрта" - 1284 тыс. рублей. По Федеральной адресной инвестиционной программе в 2004 году на ГУП "Юрта" выделено 8,0 млн. рублей, в IV квартале 2005 году сдана в эксплуатацию первая очередь ГУП "Юрта".

Из-за низкой инвестиционной привлекательности Республики Тыва вливание инвестиций частных российских и иностранных компаний в лесопромышленный комплекс республики отсутствует.

Собственные средства предприятий, направляемые на инвестиционную деятельность, носят разовый характер и направляются, в основном, на закуп бывших в употреблении, реже новых, деревообрабатывающих станков и лесозаготовительной техники. В связи с недостатком оборотных средств начисленная амортизация используется не по назначению.

Объем и динамика инвестиций существенно сказались на замедлении темпов технического перевооружении отрасли.

 

Инновационная активность

Инновационная активность в лесопромышленном комплексе низкая. Причиной этому послужило отсутствие внедрения в производство крупных технологических разработок. В ограниченных объемах в отрасли осуществлялось использование отечественных разработок, которые представляют собой отдельные фрагменты новых технологий: станки и оборудование для малых и средних предприятий.

 

Финансово-экономические результаты работы лесопромышленных

предприятий

Лесной и деревообрабатывающей промышленностью республики выпущено в 2005 году продукции на 41,8 млн. рублей. В 2004 году получены убытки от финансово-хозяйственной деятельности в сумме 2,1 млн. рублей, что на 90,9 % больше, чем в 2003 году. Рентабельность производства продукции отрицательная - 8,3 %.

На экономические показатели деятельности предприятий лесопромышленного комплекса оказывают влияние опережающий рост цен на потребляемые топливно-энергетические ресурсы (индекс цен в 2005 году на ГСМ - 128,9 %, а на строительные материалы, в том числе лесопродукцию - 106,6 %), невысокая емкость рынка республики в пилопродукции и столярных изделиях, просчеты в управлении производством.

 

Институциональные преобразования в отрасли

По имущественному комплексу лесопромышленного комплекса в 2000-2005 годах отмечена тенденция ухода с арены крупных лесозаготовительных предприятий и создание новых предприятий. Связано это, прежде всего, с морально и физически устаревшим оборудованием крупных действующих предприятий, просчетами в управлении крупными предприятиями, неудавшимися реорганизациями крупных предприятий отрасли, с другой стороны создание новых предприятий, использующих новую технику и новые методы заготовки, распиловки и переработки древесины.

По виду собственности два предприятия (ГУП "Юрта" и ГУП "Шуур-маклеспром") относятся к государственным предприятиям, остальные предприятия отрасли - частные.

 

Факторы, сдерживающие развитие отрасли

Факторами, сдерживающими развитие лесной промышленности, наряду с низким техническим уровнем производства, высокой степенью износа основных промышленно-производственных фондов, являются:

- отсутствие в республике крупных промышленных высокотехнологичных производств, потребляющих низкокачественную хвойную и лиственную древесину;

- низкая инвестиционная активность в лесопромышленном комплексе, связанная с ухудшением финансового состояния предприятий;

- сезонность лесозаготовительного производства, обусловленная географическими и природными условиями, и недостаточным количеством лесовозных дорог круглогодичного действия;

- опережающий рост цен на энергетические ресурсы по сравнению с ценами на лесопромышленную продукцию.

 

2. Необходимость решения проблем лесопромышленного комплекса
Республики Тыва программным методом

 

Необходимость разработки республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы" была вызвана несколькими обстоятельствами.

Сегодня доля лесопромышленного комплекса в общем объеме промышленного производства Республики Тыва составляет 1,7 %, осваивается только 3,1 % расчетной лесосеки. Имеющиеся мощности по лесопилению и деревообработке, ориентированы главным образом на потребление высококачественного хвойного сырья, загружены в настоящее время только на 23,5 %.

Во-первых, в ранее действующей программе было предусмотрено развитие многих производств, однако из-за недостатка финансовых и других средств многие мероприятия не выполнены. За период действия программы из предусмотренных программой 170,8 млн.рублей предусмотрено в республиканском законе о бюджете 15,3 млн.рублей или 8,9 процента;

Во-вторых, существующим состоянием лесопромышленного комплекса и социальной значимостью лесной отрасли для республики.

Поселки Ырбан Тоджинского кожууна и Шуурмак Тес-Хемского кожууна - лесные поселки, уровень жизни населения этих поселков напрямую зависит от результатов деятельности лесопромышленных предприятий, поскольку данные леспромхозы являются градообразующими.

В-третьих, значительными потенциальными возможностями лесопромышленного комплекса в обеспечении устойчивого социально-экономического развития Республики Тыва на перспективу.

- Отсутствие реальной конкуренции на республиканском рынке сырья;

- расчетная лесосека позволяет заготавливать до 620 тыс. куб. метров древесины в год;

- активизация строительного комплекса республики;

- обеспеченность значительной части населенных пунктов электроэнергией от централизованных источников;

- наличие реального потребительского рынка лесоматериалов внутри республики и России;

- наличие лесных ресурсов в районах наиболее приближенных к транспортным путям и возможности ведения в них лесозаготовок без ущерба для устойчивого управления лесами и неистощительного лесопользования;

- географическая близость Республики Тыва к Монголии и Китаю, крупным импортерам российской лесопродукции;

- наличие необходимых трудовых ресурсов для обеспечения расширенного воспроизводства лесного комплекса; переработке древесины.

- наличие транспортных путей для строительства новых предприятий по переработке древесины.

 

3. Основные цели, задачи Программы
и ожидаемые результаты

 

3.1. Цели и задачи Программы

 

Цель республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы" - разработка экономически обоснованной стратегии развития предприятий и размещение новых производств лесопромышленного комплекса Республики Тыва на среднесрочную перспективу (до 2008 года) для создания высокорентабельной лесной отрасли, способной обеспечить строительными материалами реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

-техническое перевооружение действующих и создание новых предприятий по заготовке и переработке древесины, максимальное использование существующих производственных мощностей деревообрабатывающих предприятий, совершенствование структуры управления и производства;

-создание новых деревообрабатывающих предприятий по производству качественного пиломатериала и потребляющих низкокачественную хвойную и лиственную древесину;

-обеспечение инвестиционной привлекательности лесопромышленного комплекса Республики Тыва, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей;

-обеспечение социальной защищенности работников отрасли, сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

Для их реализации потребуется привлечение крупномасштабных инвестиций для нового строительства и модернизации действующих отраслей.

 

3.2. Ожидаемые результаты Программы

 

Намечаемое Программой строительство высокорентабельных деревообрабатывающих предприятий, потребляющих в значительных объемах весь спектр производимых в области сортиментов, включая лиственные и технологическое сырье, существенно повысит рентабельность лесозаготовительных производств.

Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" даст толчок бурному развитию домостроения, следствием которого станет огромный спрос на пиломатериалы, столярные изделия и бытовую мебель.

Объемы нового строительства лесопромышленных предприятий предопределят развитие базы стройиндустрии, рост спроса на строительные материалы и работы. Общий объем строительно-монтажных работ составит 91,2 млн. рублей. Это увеличит нагрузку на строительный комплекс республики на 13,7 процента.

Осуществление новых проектов потребует расширения и реконструкции энергетического хозяйства лесопромышленных районов. Проектные решения предусматривают строительство котельных на древесных отходах.

Реализация Программы значительно увеличит объем перевозимых грузов автомобильным транспортом. Ежегодный грузооборот привлеченного автомобильного транспорта только лесных грузов составит порядка 100 тыс. тонн, при вводе в эксплуатацию новых проектов до 150 тыс. тонн.

Предполагаемое воздействие на окружающую среду в результате реализации Программы не представляет экологической опасности. Залповые выбросы вредных веществ отсутствуют.

Рост лесопромышленного производства, предусмотренный Программой, позволяет увеличить объем платежей за пользование лесным фондом в 5-7 раз по сравнению с современным уровнем. Возрастет общий объем финансирования мероприятий по воспроизводству лесов.

Реализация Программы приведет к качественным изменениям структуры лесопромышленного комплекса республики. Сводные прогнозные показатели развития на 2007-2008 гг. приведены в приложении N 4.

При выполнении программных мероприятий к 2008 году доля лесного сектора в общем объеме промышленного производства может достичь 4,5 % против 1,7 %. Увеличится доходность лесного бизнеса, платежи в бюджеты всех уровней возрастут с 1,5 млн.рублей до 30,5 млн.рублей. Изменится характер труда, средняя заработная плата возрастет в 3 раза. До 2008 года будет создано 131 рабочее место, а при вводе в эксплуатацию новых строек - около 250 рабочих мест. Кадровое обеспечение высококвалифицированными специалистами будет осуществляться за счет формирования и размещения заявок на подготовку кадров в ВУЗы и ССУЗы, распределения обучающихся по годам в пределах установленной периодичности подготовки кадров. Эффективной формой планомерной подготовки кадров является целевая контрактная подготовка молодых специалистов.

 

4. Система программных мероприятий

 

Программные мероприятия сформированы на основе предложений предприятий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, природоохранных органов и охватывают основные сферы деятельности, в том числе производство, отраслевую структуру, сферу финансов, ценных бумаг, инвестиций, социальную сферу, экологию.

По каждому объекту Программы разработано развернутое инвестиционное предложение, обосновывающее ресурсное обеспечение, основные строительные и технические решения, технико-экономические параметры проекта, включая необходимые капитальные вложения, возможные источники финансирования, экономическую эффективность проектов, рынки сбыта планируемой к выпуску продукции.

Программные мероприятия по направлениям представлены в приложениях N 1,2.

В производственной сфере мероприятия направлены на техническое перевооружение, модернизацию и замену оборудования с целью увеличения выпуска качественной и конкурентоспособной продукции на базе современных технологий. В лесозаготовительной деятельности это: строительство лесовозных дорог круглогодичного действия; расширение внедрения новых технологий заготовки и первичной переработки древесины; использование отходов лесозаготовок и низкосортной древесины для получения энергии. В деревообрабатывающей деятельности это: внедрение нового поколения оборудования; освоение производства продукции по международным нормам качества; организация производства новых видов наборов и изделий мебели различной номенклатуры, современного дизайна, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках.

В сфере управления мероприятия направлены на введение нетрадиционных решений, например: с переходом на сезонный метод работ (зимой - лесозаготовки, летом - сельхозработы); вхождение финансово-слабых, неперспективных предприятий на правах дочерних или с ликвидацией юридического лица, в предприятия-лидеры с одновременной санацией; создание новых структур на базе старых предприятий; создание товаропроводящей сети, обеспечивающей продвижение продукции лесопромышленных предприятий на рынках.

В сфере финансов, ценных бумаг, инвестиций: мероприятия по упорядочению налогообложения на местном и региональном уровне (освобождение, снижение ставок налогов и сборов); инициирование судебных процедур по взысканию дебиторской задолженности; работа с кредиторами по отсрочкам, взаимозачетам по кредиторской задолженности. С целью привлечения инвестиций предполагается разработка бизнес-планов высокоэффективных проектов с привлечением авторитетной экспертизы с последующим привлечением прямых инвестиций.

В социальной сфере: переподготовка руководящего состава, специалистов, рабочих в связи с реструктуризацией производства; трудоустройство работников предприятий, предусматривающее создание новых рабочих мест, в том числе: организация малых предприятий по заготовке и переработке древесины для удовлетворения местных нужд; развитие индивидуальной трудовой деятельности; развитие подсобных промыслов, связанных с рациональным использованием побочных продуктов леса; создание аратских хозяйств различного профиля и т.д.

В сфере экологии учитываются показатели промышленного воздействия на лесную среду (использование расчетной лесосеки). Развитие лесопромышленного комплекса должно быть при следующих условиях: обеспечение неистощительного лесопользования и надежное восстановление лесных ресурсов; учет особенностей отдельных зон с повышенными экологическими требованиями. Основные мероприятия в лесозаготовительной деятельности - природощадящие технологии заготовки древесины, использование лесозаготовительных машин с низким давлением на грунт, сохранение подроста; в лесопилении и деревообработке - сухопутная сортировка бревен, использование нетоксичных связующих в производстве.

 

5. Ресурсное обеспечение Программы

 

5.1. Лесосырьевая база

 

Общая площадь земель лесного фонда Республики Тыва составляет 11372,3 тыс.га. Покрытая лесом площадь составляет 8046,3 тыс.га. В лесах республики основными лесообразующими породами являются лиственница сибирская (47%), кедр (45 %), сосна (1 %), лиственные (3,5 %) и кустарники (3,5%).

Расчетная лесосека по Республике Тыва составляет 2570,4 тыс. куб. метров, в том числе по хвойному хозяйству - 2181,3 тыс.куб.м (84,9 %), по мягко-лиственному-389,1 тыс.куб.м (15,1 %).

Основные запасы эксплуатационных лесов расположены в северовосточной, восточной и юго-восточной части республики на территории Пий-Хемского, Тоджинского, Каа-Хемского и Тес-Хемского кожуунов, где ранее располагались лесосырьевые базы леспромхозов. В настоящее время лесосечный фонд за лесозаготовительными предприятиями не закреплен, за исключением нескольких предприятий с объемом пользования до 10 тыс.куб.метров, которым участки лесного фонда переданы на конкурсной основе в аренду и по результатам лесных аукционов по передаче участков лесного фонда в краткосрочное пользование (небольшие объемы).

С учетом освоенных транспортных схем в Туве, в настоящее время возможна разработка следующих крупных обособленных лесосырьевых баз.

1. База "Кугары", Тоджинский кожуун. Бывшая лесосырьевая база Улуг-Хемского ЛПХ. Остаток экплуатационного запаса составляет 4,5 млн.куб. метров. Запас на гектаре от 150 до 240 куб.м. Средний объем хлыста - 0,72 куб.м. Преобладающая порода - лиственница. При ежегодной заготовке 100-150 тыс.куб.м данный объем с учетом недоступности древостоев может быть освоен в течение 20-25 лет, при наличии капвложений на строительство лесовозных дорог, приобретении лесовозной техники и т.п. Объем ежегодной заготовки можно увеличить до 300-400 тыс. куб.м в год, и лесосырьевая база с учетом первых организационных годов может быть освоена в течение 10-15 лет. Для вывозки заготовленной древесины с базы до места сплотки необходимо строительство лесовозной дороги протяженностью 45-50 км. Существующая дорога с грунтовым покрытием 7 км. Доставка древесины до г. Кызыла - сплав по реке Енисей - 200 км. В настоящее время освоение базы не ведется.

2. База "Шивей", Каа-Хемский кожуун. Площадь лесосырьевой базы - 39247 га, эксплуатационный запас - 3041,4 тыс.куб.м, ликвидный запас - 2720,0 тыс.куб.м. Средний объем хлыста - 0,51 куб.м, запас на гектаре - 160- 250 куб.м. Преобладающие породы: лиственница, береза, единично ель, пихта. Лиственница - возраст 100 лет и выше, максимальный диаметр (на высоте груди) составляет 52 см, минимальный - 16 см. Средний диаметр лиственничного древостоя, находящегося в возрасте рубки, в зависимости от поясного расположения составляет 28-32 см. Неосвоенная база бывшего "Тувасовхозстроя". Действующая транспортная схема - зимник по р. Малый Енисей и паромная переправа. 40 км по грунтовой дороге до с. Сарыг-Сеп и до г. Кызыл 100 км по автодороге с асфальтовым покрытием. Необходимо строительство лесохозяйственной дороги 50 км. Возможный ежегодный объем заготовки - 200 тыс.куб.м. В настоящее время заготовку древесины осуществляет ЧП Бочкарев с ежегодным объемом 5 тыс.куб.метров.

3. Хутинская база, Пий-Хемский кожуун. Площадь - 1800 га, эксплуатационный запас - 400 тыс.куб.м, запас на гектаре - 240 куб.м, на отдельных выделах - до 300 куб.м, средний объем хлыста -1,2 куб.м. Основная часть древостоя на северных склонах. Преобладающая порода - лиственница, единично кедр, береза. Расстояние вывозки : нижний склад - г.Туран - 120 км по существующей дороге с грунтовым покрытием, Туран - Минусинск -330 км по автодороге с асфальтовым покрытием. Ежегодный объем заготовки 60 тыс.куб.м. Существующая грунтовая дорога поддерживается в рабочем состоянии артелями старателей "Ойна", "Тыва". Для заготовки древесины необходимо строительство дороги вглубь лесосырьевой базы 35-40 км. В райцентре г. Туран три местных лесоперерабатывающих предприятия, их ежегодный объем заготовки составляет 6-7 тыс.куб.метров.

4. База в урочище Иртыш, Тес-Хемский кожуун. Общая площадь 2286 га, эксплуатационный запас 321 тыс.куб.м, запас на гектаре от 160 куб.м до 240 куб.м, средний объем хлыста - 0,51 куб.м. Ежегодный возможный объем заготовки древесины - 60 тыс.куб.м. Преобладающая порода - лиственница. Существующая грунтовая дорога 40 км (требуется капитальный ремонт) до п.Шуурмак, дорога Шуурмак - Кызыл с асфальтовым покрытием 150 км. Необходимо построить 20 км дороги вглубь лесосырьевой базы.

Во всех проектируемых лесосырьевых базах доминирует II класс товарности (82-86 % ликвида от корневого запаса по лиственнице и по той же породе 75-79 % деловой от ликвида). Эксплуатационный запас представлен по лиственнице сибирской в объеме 114,65 млн.куб.м, однако его освоение требует вложение значительных материальных затрат, связанных со строительством дорог и развитием другой инфраструктуры.

 

5.2. Рыночные приоритеты

 

Рынок лесной продукции представляет собой составную часть общего товарного рынка Тувы и ему присущи черты и недостатки, общие для всего товарного рынка, которые связаны с общеэкономической ситуацией в стране. Прежде всего, это низкий платежеспособный потребительский спрос, это неоправданно высокая стоимость перевозок, это низкая конкурентоспособность большинства товаров. Основными сферами потребления лесопродукции в Туве являются: строительство, деревообрабатывающая промышленность, производство мебели и товаров народного потребления, торговля лесоматериалами на внутреннем рынке Тувы и России, экспорт в Монголию.

Прогнозируемое развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения приведет к увеличению спроса на все виды лесопродукции на внутреннем рынке Республики Тыва.

Одним из наиболее перспективных сегментов спроса явится сфера использования продукции деревообработки в домостроении. Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" предусматривает удвоение в 2010 году объема жилищного строительства с одновременным решением задачи резкого увеличения доступности жилья для широких слоев населения путем развития ипотеки, а также государственной поддержки малоимущих граждан и молодых семей. Также ставится задача снижения себестоимости возводимого жилья и сопряженных издержек. Можно утверждать, что при индустриальных масштабах выпуска, использование рекордно-дешевого древесного сырья, применение современных материалов древесного происхождения на основе технологий каркасного и деревянного домостроения способны успешно решать эту задачу.

В сельской местности предполагается вести строительство жилых домов преимущественно в деревянном исполнении, как наиболее рентабельных и доступных. Для реализации национального проекта до 2010 года по предварительным расчетам потребности республики в пиломатериалах составят 36334,27 куб.м, столярных изделиях - 19298,17 кв.м. Объем строительных материалов, выпущенных местными промышленными предприятиями в 2005 году, необходимо ежегодно увеличивать на 37,8 % по пиломатериалам, на 71,45 % - по столярным изделиям.

Другая перспективная ниша - использование низкосортной древесины в качестве энергетического сырья. Речь идет не о дровах, а о пеллетном топливе (облагороженное биотопливо).

Одним из решающих факторов развития ЛПК Республики Тыва станет решение всей совокупности вопросов, связанных с совершенствованием организационно-управленческих структур предприятий по организации производства и сбыта продукции. На предприятиях лесопромышленного комплекса Республики Тыва создаются службы (отделы) маркетинга, выполняющие решающую роль в продвижении продукции на рынки сбыта, в том числе:

- развитие и оптимизация торговой сети с учетом особенностей республики, деятельности торговых предприятий, стимулирование сбыта;

- развитие рекламы, создание информационно-справочного фонда предприятий, представление презентаций;

- изучение и прогнозирование потребительского спроса на внутреннем и внешнем рынках сырья готовых изделий;

- развитие взаимовыгодных отношений с поставщиками сырья и материалов.

Большое значение в продвижении товаров местных товаропроизводителей будет играть координация творческого потенциала специалистов предприятий, проведение экспертизы художественного уровня и качества выпускаемой продукции. Для этого необходимо создать республиканский художественно-технический совет, где ежегодно будут представляться новые виды продукции предприятий. Улучшению качества товаров будет способствовать участие в различных выставках и ярмарках, использование информационных и консалтинговых технологий.

Создание единого координирующего центра на базе Министерства промышленности Республики Тыва ускорит работы по реформированию системы производства и сбыта продукции всех предприятий промышленности. Созданный Маркетинг-центр будет заниматься маркетинговыми исследованиями рынка товаров, изучением ценовой политики предприятий, географией продаж, подборкой ассортимента для производства на предприятиях, а также представлять продукцию на перспективных рынках России и Зарубежья.

 

5.3. Подготовка кадров

 

Продолжающиеся преобразования в экономике и социальной сфере предъявляют новые более высокие требования к качеству выпускаемой продукции, которое во многом зависит от профессионального уровня кадров. В силу этого необходимо последовательно перестраивать подходы к организации работы с кадрами путем повышения квалификации (профессиональной переподготовкой).

Основной целью подготовки руководителей старшего и младшего персонала является получение ими дополнительных знаний, умений навыков с различными специализациями в производственной сфере.

По данным статистики до 2005 года среднегодовая численность промышленно-производственного персонала лесной и деревообрабатывающей промышленности не восстановилась и не достигла рубежей 1990 года. Это характеризуется условием перехода на рыночную экономику, банкротством предприятий лесопромышленного комплекса. Отработавшие свой срок основные фонды, старая техника, отсталая технология и медленная перестройка сдерживают переход к эффективной занятости работников отрасли, создание новых и дополнительных рабочих мест.

На полное освоение как действующих, так и вновь вводимых мощностей по предприятиям лесопромышленного комплекса потребуется 1350 человек. В настоящее время на всех действующих предприятиях комплекса занято около 450 человек, часть из которых работает сокращенную рабочую неделю. Привлечение работающих на вновь вводимых объектах будет осуществляться из числа неработающего населения г. Кызыла и кожуунов республики.

Мероприятия по подготовке руководящих кадров и эксплуатационного персонала по предприятиям ЛПК:

- повышение квалификационных специалистов с целью освоения навыков руководства в условиях рынка (в г. Санкт-Петербурге, политехническом институте в г. Кызыле);

- подготовка высококвалифицированных рабочих (операторов лесопильных установок, операторов сушильных установок, операторов профильных элементов, операторов большеформатной фанеры);

- подготовка молодых специалистов целевого назначения (Санкт-Петербургский технологический институт, гг. Красноярск, Новосибирск, Иркутск).

Руководящему звену лесопромышленного комплекса необходимо пройти обучение по вопросам маркетинга, инвестиционной и финансовой политики. Группе специалистов и ряду квалифицированных рабочих необходима теоретическая и практическая подготовка по эксплуатации и ремонту импортного оборудования, обслуживанию систем "КиП" и автоматики, компьютерному программированию технологического процесса. Основное обучение кадров целесообразно организовать на родственных предприятиях России (Красноярский край, Иркутская область, Республики Бурятия). Ремонтная группа рабочих, в том числе, электрослесари, технологи-операторы по обслуживанию оборудования, будут проходить обучение во время монтажных и пуско-наладочных работ с участием специалистов-поставщиков оборудования.

Потребность в кадрах на лесопромышленном комплексе должна осуществляться за счет проживающих в населенных пунктах, на территории которых находятся ЛЗУ.

Также планируется приглашение на период освоения мощностей рабочих и специалистов с родственных предприятий лесопромышленного комплекса ближайших к Туве регионов России.

Одним из важнейших направлений являются: формирование и размещение заявок на подготовку кадров, расчет потребности в подготовке кадров, исходя из целей и задач, стоящих перед лесопромышленным комплексом, распределение обучающихся по годам в пределах установленной периодичности подготовки кадров.

Эффективной формой планомерной подготовки кадров является целевая контрактная подготовка молодых специалистов. Данная форма подготовки позволяет учитывать потребность в специалистах на перспективу, теснее увязывать обучение "целевиков" с характером и спецификой их будущей деятельности, обеспечивать набор студентов и решать проблемы трудоустройства выпускников после окончания ВУЗа.

В разработке системы программных мероприятий одним из основных направлений является подготовка и повышение квалификаций инженерно-технического, руководящего и младшего персонала.

Решение задач кадрового обеспечения для развития лесопромышленного комплекса включает:

- определение потребности в кадрах специалистов по профессиям;

- организация учебных курсов при ПТУ, ГПТУ г. Кызыла;

- привлечение специалистов из числа выпускников высших учебных заведений России;

- создание новых и дополнительных рабочих мест путем создания новых производств на местах проживания;

- создание системы морального и материального стимулирующего творческого отношения к обязанностям, инициативу, стремление повысить свой образовательный и профессиональный уровень.

 

6. Финансовое обеспечение Программы

 

Инвестиции на развитие лесопромышленного комплекса предусматриваются прежде всего в строительство и создание новых предприятий и производств. Ввод их в действие приведет к качественному изменению структуры производства и потребления лесопродукции, обеспечит рост экспертного потенциала лесопромышленного комплекса Республики Тыва.

Вместе с тем, существенная часть инвестиций направляется на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий и мощностей. Причем и в этом случае преследуются не столько цели увеличения объемов производства лесопродукции, сколько повышение ее конкурентоспособности, качества, цены.

Финансирование Программы предлагается за счет следующих источников:

- собственные средства предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления);

- средства республиканского бюджета;

- кредиты коммерческих банков, средства инвесторов и общественных организаций.

Важное значение в формировании рыночной инфраструктуры ЛПК Республики Тыва имеет разработка системы мер по эффективному вовлечению в хозяйственный оборот предприятий банковских ресурсов. В целях стимулирования кредитного воздействия на развития конкуренции в сфере сбыта продукции лесопромышленного комплекса будут заключаться соглашения о сотрудничестве Правительства Республики Тыва с коммерческими банками. Заключение таких соглашений даст возможность выделение кредитных ресурсов в приоритетном порядке конкретным хозяйствующим субъектам- участникам Программы. При таком сотрудничестве осуществляется стимулирование кредитного воздействия на целевых объектах Программы при соединении бюджетных кредитных и других внебюджетных источников финансирования.

В настоящее время в инвестиционном процессе ЛПК Республики Тыва привлеченные финансовые средства составляют не более 8% от общих инвестиций. Мировой опыт инвестирования указывает на обратное в финансировании технического перевооружения предприятий и тем более нового строительства объектов, привлеченные средства составляют около 80%.

Мировые и российские финансовые институты финансируются инвестиционные объекты при вложении собственных средств предприятия в размере 20% от общей суммы инвестиций. На таких условиях работают "Сбербанк", "Внешторгбанк" и другие.

Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы на 2007-2008 годы, составляет 150,1 млн. рублей (в ценах 2006 года), в том числе собственных средств предприятий -3,9 млн. рублей, республиканского бюджета - 20,0 млн. рублей, заемные и кредитные средства - 123,1 млн. рублей.

Объемы финансирования могут корректироваться исходя из возможностей республиканского бюджета и потребностей предприятий.

Источники финансирования программных мероприятий отражены в приложении N 3.

 

7. Механизм реализации Программы

 

Для текущего управления Программой организуется Дирекция. Функции Дирекции, связанные с организацией инвестиционного процесса, осуществляет Министерство промышленности Республики Тыва с участием представителей Министерства экономического развития Республики Тыва.

Дирекция выполняет следующие функции:

- разрабатывает и реализует мероприятия по мобилизации финансовых, кредитных, материальных и других ресурсов, необходимых для выполнения Программных мероприятий в прогнозном году;

- определяет перечень важнейших инвестиционных проектов и обоснование инвестиции на предстоящий период, организует их разработку, согласовывает источники финансирования;

- проводит работы по изысканию у коммерческих банков, финансовых институтов, включая зарубежные, инвестиционных ресурсов для конкретных объектов и оформлению гарантий под заемные средства;

- изыскивает возможность привлечения к участию в Программе крупных потребителей лесопродукции региона;

- совместно с природоохранными органами в установленном порядке осуществляет контроль за обязательной экологической экспертизой проектов предприятий, намечаемых к новому строительству, реконструкций и техническому перевооружению;

- организует ведение отчетности по реализации Программы развития ЛПК Республики Тыва, подготавливает и представляет информации о ходе реализации Программы.

Контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство экономического развития Республики Тыва.

 

8. Оценка эффективности Программы

 

Ожидаемые результаты реализации республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы" выражаются в качественных изменениях структуры лесопромышленного производства и существенного улучшения рентабельности лесопромышленного производства.

                                                                Таблица 4

Сводные экономические показатели развития
лесопромышленного комплекса Республики Тыва

Наименование показателей Ед.изм. 2005г.
факт
2006г.
оценка
Прогноз
2007г. 2008г.
Численность промышленно-
производственного персонала
чел. 340 358 396 471
Товарная продукция млн.руб. 41,9 52 66,7 174,2
Выработка на 1 работающего по ТП тыс. руб. 123,0 145 168,0 370,0
Затраты производства на 1 руб. продаж руб. 1,06 0,91 0,87 0,69
Прибыль предприятий млн.руб. 0,3 4,5 8,5 53,4

 

Существенный рост объемов промышленного производства и реализации проектов строительства новых предприятий приведет к качественным изменениям структуры лесопромышленного комплекса республики. Доля высококачественной продукции составит около 47 % в объеме реализации.

 

Программой предусматривается следующий прирост бюджетных поступлений на расчетный год:

 

                                                                Таблица 5

Бюджетные поступления на расчетный год

 

                                                                                   (млн. руб./год)
Прогнозируемые показатели 2007 год 2008 год
Отчисления в бюджет - всего 1524,7 30470,9
Федеральный бюджет 711,4 17413,5
Республиканский бюджет 511,2 11266,4
Местный бюджет 302,1 1228,4

 

                                                                Таблица 6

Производительность труда и заработная плата
по предприятиям лесопромышленного комплекса Республики Тыва

 

Наименование показателей Ед.изм. Сложившийся
уровень
(2005 год)
2006г.
оценка
Прогноз
2007г. 2008г.
Выработка товарной продукции на 1
работающего
тыс.руб. 123,0 145,0 168,0 370,0
Среднемесячная заработная плата руб. 2100 2520 3700 6400

 

Положительный эффект от претворения Программы развития лесопромышленного комплекса Республики Тыва определяется высокой бюджетной, социальной эффективностью.

Оживление работы лесопромышленного комплекса даст толчок к росту смежных отраслей - дорожников, электриков, коммунальщиков. Люди будут получать зарплату, а бюджет - налоговые платежи. В результате создается качественно новая инфраструктура, к которой можно привязать систему жизнеобеспечения республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Правительства Республики Тыва от 2 ноября 2006 г. N 1291 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие лесопромышленного комплекса Республики Тыва на 2007-2008 годы"


Текст постановления официально опубликован не был