В целях сохранения и дальнейшего развития научно-технического потенциала Республики Тыва, повышения и стимулирования инновационной активности предприятий, научных и образовательных учреждений, содействия интеграционным процессам в сфере бизнеса, научной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики Республики Тыва и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 августа 2003 г. N 1187-р Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2006-2007 годы" (далее - Программа).
2. Определить координатором Программы Министерство экономического развития Республики Тыва.
3. Министерству экономического развития Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва при формировании проектов республиканского бюджета на 2006-2007 годы включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей республиканского бюджета.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Министерство экономического развития Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Республиканская целевая Программа
"Развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2006-2007 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 29 ноября 2005 г. N 1328)
г. Кызыл, 2005
Паспорт
республиканской целевой программы
"Развитие инновационной деятельности
в Республике Тыва на 2006-2007 годы"
Наименование - Развитие инновационной деятельности в Республике
Программы Тыва на 2006-2007 годы
Основание для разра- - Постановление Правительства Республики Тыва от
ботки Программы 13 августа 2002 г. N 550 "Об утверждении мероп-
риятий по реализации предвыборной Программы
Председателя Правительства Республики Тыва "По-
литическая стабильность, устойчивый рост экономи-
ки - залог динамичного развития родной Тувы"
(п. 8, 13, 17, 41, 42)
Государственный - Министерство экономического развития Республики
заказчик Программы Тыва
Основной разработчик - Агентство по осуществлению внешнеэкономических
Программы связей, инновационной и инвестиционной деятель-
ности Республики Тыва
Основные цели - Развитие региональной инновационной системы,
Программы которая должна обеспечить экономические, право-
вые и организационные условия для дальнейшего
перехода экономики республики на инновационный
путь развития на основе ускоренной интеграции
науки, бизнеса и власти
Основные задачи - 1. Дальнейшее совершенствование нормативного,
Программы правового и методического обеспечения развития
инновационной деятельности Республики Тыва.
2. Увеличение числа организаций и предприятий
Республики Тыва, в которых используются иннова-
ции и новые технологии.
3. Развитие инфраструктуры инновационной дея-
тельности.
4. Формирование и развитие системы обучения и пе-
реподготовки кадров в сфере инноваций.
5. Развитие системы информационного обеспечения
субъектов инновационной деятельности.
6. Развитие межрегионального и международного
сотрудничества в инновационной сфере.
7. Содействие привлечению частного капитала к
внедрению инноваций в экономику республики пу-
тем создания новых малых инновационных предпри-
ятий
Сроки реализации - 2006-2007 годы.
Программы 2006 год - совершенствование нормативной право-
вой базы и развитие инфраструктуры инновацион-
ной деятельности, создание условий для стимулиро-
вания организаций и предприятий к использованию
и внедрению инноваций и новых технологий.
2007 год - содействие дальнейшему развитию на-
циональной инновационной системы, создание усло-
вий для ускоренного роста инновационного сектора
в экономике республики. Переход на совершенно
новый уровень производственных, информацион-
ных, экономических отношений
Перечень основных - 1. Совершенствование и развитие кадрового потен-
мероприятий циала в научно-технической, инновационной и
предпринимательской сферах.
2. Создание системы информационного обеспечения
инновационной деятельности.
3. Содействие обеспечению инновационного разви-
тия научно-образовательного и производственного
комплексов и стимулирование малого бизнеса к
внедрению инноваций.
4. Государственная поддержка реализации инноваци-
онно-инвестиционных проектов.
5. Содействие формированию и развитию инноваци-
онной инфраструктуры
Ответственные за - Координатором Программы является Министерство
исполнение меро- экономического развития Республики Тыва. Отрас-
приятий по реали- левые министерства и ведомства Республики Тыва,
зации Программы администрации кожуунов Республики Тыва, отрас-
левые предприятия и организации, научно-иссле-
довательские и образовательные учреждения, орга-
низации, входящие в инфраструктуру инновацион-
ной деятельности, создаваемые в ходе реализации
программы, и другие предприятия и организации,
привлекаемые на конкурсной основе
Объемы и источники - Прогнозируемые финансовые затраты на реали-
финансирования зацию программы в 2006-2007 гг. составят всего
Программы 5918 тыс. рублей, из них:
средства федерального бюджета (прогноз) - 1776
тыс. рублей, в том числе в 2006 году - 876 тыс. руб-
лей;
средства бюджета Республики Тыва - 3550 тыс. руб-
лей, в том числе в 2006 году - 1750 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 592 тыс. руб-
лей, в том числе в 2006 году - 292 тыс. рублей.
Министерство экономического развития Республики
Тыва, Министерство финансов Республики Тыва
при формировании республиканских бюджетов Рес-
публики Тыва на 2006-2007 годы включают Про-
грамму в перечень республиканских целевых про-
грамм, подлежащих финансированию за счет средств
республиканского бюджета, и уточняют ежегодно
объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с
учетом возможностей республиканского бюджета
Ожидаемые конечные - 1. Формирование национальной инновационной сис-
результаты реализа- темы.
ции Программы 2. Внедрение новых технологий в систему управле-
ния организаций и в производство предприятий.
3. Развитие эффективной системы подготовки спе-
циалистов, способных проводить инновационные
преобразования.
4. Создание более 30 дополнительных рабочих мест.
5. Увеличение количества профессиональных участ-
ников инфраструктуры инновационной деятельности
в перерабатывающих, промышленных отраслях эко-
номики, предпринимательстве.
6. Получение новых научных и научно-технических
результатов.
7. Сохранение и дальнейшее развитие и поддержка
научного, кадрового потенциала научно-исследова-
тельских и образовательных учреждений Республи-
ки Тыва
Контроль за реализа- - Контроль за исполнением Программы возлагается на
цией Программы управление экономики, финансов и отраслевого раз-
вития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Ход выполнения Программы рассматривается на за-
седаниях коллегии Министерства экономического
развития Республики Тыва и Агентства по осущест-
влению внешнеэкономических связей, инновацион-
ной и инвестиционной деятельности Республики
Тыва.
Министерство экономического развития Республики
Тыва ежегодно с учетом предложений Министерства
финансов Республики Тыва уточняет показатели
Программы, затраты на выполнение программных
мероприятий, механизм реализации Программы, со-
став исполнителей, также ежегодно представляет в
Правительство Республики Тыва доклад и отчет о
ходе работ по Программе и эффективности исполь-
зования выделенных на ее реализацию финансовых
средств
Введение
Республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2006-2007 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ (в ред. от 24 декабря 2002 г.) "О науке и государственной научно-технической политике", Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 марта 2002 г., постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 543 (в ред. от 21 декабря 2000 г. N 999) "О неотложных мерах по усилению государственной поддержки науки в Российской Федерации", проектом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации М. Фрадковым 5 августа 2005 г. N 2473п-П7, а также постановлениями Правительства Республики Тыва от 13 августа 2002 г. N 550 "Об утверждении мероприятий по реализации предвыборной Программы Председателя Правительства Республики Тыва "Политическая стабильность, устойчивый рост экономики - залог динамичного развития родной Тувы" (п. 8, 13, 17, 41, 42), от 4 декабря 2002 г. N 916 "Об утверждении Концепции инновационной политики Республики Тыва" и от 30-декабря 2003 г. N 941 "О программе "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы".
Программа направлена на развитие региональной инновационной системы Республики Тыва, включает мероприятия по внедрению новых технологий и процессов, продвижению новой конкурентоспособной продукции на рынок.
Программа разработана с учетом направлений инновационной политики Республики Тыва. В рамках реализации Программы будет регулярно проводиться ревизия проектов, имеющихся в наличии у научно-исследовательских и образовательных учреждений, министерств и ведомств, организаций и предприятий республики на предмет инновационной направленности и актуализация реестра инновационных проектов с целью выявления разработок с наибольшим коммерческим потенциалом и определения ключевых направлений внедрения инновационных технологий. Дальше будут развиваться элементы инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, центр трансфера технологий и т.д.), которые определят комплексное взаимодействие научно-образовательного комплекса и производственной сферы, с косвенным участием государственного сектора.
Мероприятия по реализации Программы разработаны с учетом научно-технических и Технологических приоритетов Российской Федерации, с одной стороны, и с учетом специфики Республики Тыва, приоритетов ее экономического развития, с другой стороны.
Реализация Программы предусматривает активное участие органов государственной власти, представителей бизнеса Республики Тыва, республиканского научного комплекса, администраций кожуунов, городских и муниципальных поселений.
Республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2006-2007 годы" разработана в соответствии с требованиями Закона Республики Тыва от 6 декабря 2002 г. N 24-BX-I "О республиканских целевых программах" и постановления Правительства Республики Тыва от 26 июня 2001 г. N 839 "О совершенствовании порядка разработки республиканских целевых программ".
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости разработки Программы
1.1. Обоснование необходимости решения проблемы программными методами
Инновационный потенциал, представленный научно-технической культурой, уровнем массового образования населения, современными научно-информационными системами, относится к долговременным базовым процессам развития экономики. Мировой опыт свидетельствует о появлении нового типа экономики - экономики, основанной на знаниях. Эффективность национальной и региональной экономик определяется степенью развития инновационных процессов, для которых в равной мере важными компонентами являются как получение новых знаний, так и передача их в производственные секторы экономики и социальную сферу.
Экспертные оценки показывают, что системное управление и эффективное использование инновационного и научного потенциалов Республики Тыва может обеспечить аккумулирование всех ресурсов на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, высокие темпы роста производства конкурентоспособной продукции и, как следствие, ВРП.
Можно выделить следующие основные проблемы научно-технического, инновационного развития Республики Тыва:
недостаточно развитая инфраструктура инновационной деятельности;
недостаточно активное формирование целостной системы и единого механизма координации развития, обеспечения и стимулирования инновационной деятельности в республике, слабое развитие сотрудничества научно-образовательного и промышленного сектора;
малое количество субъектов малого предпринимательства, использующих и внедряющих в своей деятельности новые технологии и инновации;
трудности при получении результатов информационно-аналитической работы (мониторинг, статотчетность), необходимой для дальнейшей координации и стимулирования действий участников инновационных процессов в республике, обеспечивающей общественное признание научных разработок и внедрение инновационных проектов в различных сферах общественной жизни - управленческой, организационной, технологической и технической, а также в здравоохранении, образовании, социальной жизни, экологии, промышленности;
несовершенство механизмов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности (слабое нормативно-правовое обеспечение, неразвитая инновационная инфраструктура);
низкий уровень инновационной культуры населения республики.
Организация работы по скоординированному решению этих проблем требует выбора соответствующего программного инструментария инновационного развития Республики Тыва.
При программно-целевом подходе осуществляется реализация одновременно двух типов интеграции науки и производства:
пространственной, когда объединяются усилия различных участников инновационной деятельности, принадлежащих к различным отраслям, территориям и формам собственности, академической, вузовской и отраслевой науке;
временной, когда требуется добиться четкой последовательности и единства различных этапов инновационного процесса.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами учитывались приоритеты и цели социально-экономического развития Республики Тыва, направления промышленной и научно-технической политики, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния Республики Тыва.
Переход к инновационному пути развития предполагает отход от неэффективных способов производства или же методов управления хозяйством и поиск новых улучшенных вариаций технологического процесса или отдельного вида продукции.
Как уже было зафиксировано в Концепции инновационной политики Республики Тыва, республика обладает разнообразными природными ресурсами, рабочей силой, не вовлеченной в трудовую деятельность, но не имеющей высокой квалификации, при рациональном использовании которых республика непременно должна стать одним из стабильных и благосостоятельных регионов Российской Федерации. Разработка программы "Развитие инновационной, деятельности на 2006-2007 годы" является следующим пунктом в развертывании инновационной деятельности в Республике Тыва. Данная программа охватывает такие направления как развитие инновационной инфраструктуры Республики Тыва, подготовка кадров в инновационной сфере, проведение конкурса инноваций Республики Тыва, изучение опыта передовых регионов в сфере инновационно-инвестиционной деятельности, организация работ по созданию целостного научно-учебно-производственного комплекса.
За 2004-2005 годы по результатам реализации мероприятий республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы" проявились положительные тенденции для дальнейшего развития инновационной деятельности в Республике Тыва.
1. В 2004 году на государственную поддержку создания и развития региональной инновационной системы за счет бюджетных средств всех уровней было выделено 85266,6 тыс. рублей.
2. Создаются предпосылки для развития малого бизнеса, в том числе и инновационного.
3. Возросла активность участников инновационной деятельности - ежегодно повышается количество и качество проектов - участников конкурса "Лучший инновационный проект Республики Тыва".
4. Увеличилось количество специалистов министерств, ведомств, научно-исследовательских и образовательных учреждений, организаций республики, прошедших обучение по вопросам инновационной деятельности.
5. Создан первый в республике элемент инновационной инфраструктуры - Некоммерческое партнерство "Республиканский научно-инновационный центр". Проведена работа по формированию региональной инновационной системы. Совместно с Томской областью принято участие в федеральном конкурсе и получен грант на 350 тыс. рублей. Данные средства направлены на оценку инновационного потенциала республики, переподготовку специалистов по инновационной деятельности, проведение первого этапа мероприятий по созданию Центра трансфера технологий.
6. Принято участие в специализированных российских мероприятиях по проблемам развития инновационной деятельности, изучен опыт регионов России по данной теме. Установлено сотрудничество с регионами (гг. Томск, Москва, Иркутск, Кемерово), имеющими высокий научно-технический и промышленный потенциал, с целью тиражирования их положительного опыта в республике.
Однако, для перехода экономики на инновационный путь развития, когда рост промышленного производства определяется выпуском инновационной продукции, должна быть создана региональная инновационная система.
1.2. Анализ состояния инновационной деятельности в Республике Тыва
Для определения численности инновационно-активных предприятий республики и оценки их инновационно-инвестиционного потенциала проведены мероприятия по сбору паспортов предприятий согласно форме, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 22 декабря 2004 г. N 1190, и анкете "Оценка инновационно-инвестиционного потенциала предприятий". Результаты анкетирования организаций и предприятий, подведомственных отраслевым министерствам, показывают следующее.
1. Основным источником инноваций остаются государственные инвестиции, которые, как правило, и направляются на приобретение или модернизацию оборудования организаций республики. Иные источники финансирования, такие как собственные средства, банковское кредитование, привлечение инвесторов, не используются. Кредиты банков, в основном, носят краткосрочный характер и часто с условиями, не приемлемыми для предприятий, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Поэтому нередки случаи, когда предприятия избегали даже доступных кредитов. Собственных средств у предприятий недостаточно для того, чтобы приобрести дорогостоящее и новое производственное оборудование. Хотя в 2005 году ситуация начала меняться в лучшую сторону (АПК "Урянхай", ОАО "МТС", "Аудит-Профи"), все-таки большинство предприятий республики предпочитают вкладывать свои средства в традиционные непроизводственные сферы деятельности. Для работы с новым производственным оборудованием зачастую возникают проблемы, связанные с отсутствием квалифицированных кадров, которые могут работать на данном оборудовании.
2. Предприятия мало расходуют на приобретение новых технологий - покупку прав на патенты, лицензий на промышленные образцы, технологических линий и установок, полезных моделей, и прочие подобные затраты. Одновременно и само патентование осложнено тем, что госпошлины за регистрацию изобретений и поддержание патентов постоянно растут.
Об этом свидетельствует структура затрат хозяйствующих субъектов на различные виды инноваций. В 2004 году предприятия, несомненно, приобретали оборудование. Однако среди приобретаемого оборудования преобладали отдельные установки, а не технологические линии и комплексы. Все это говорит о том, что предприятия решали в первую очередь текущие проблемы замены изношенного оборудования и техники, а не перехода на новый технологический уровень производства.
3. Актуальна проблема нехватки квалифицированных кадров.
Данное обстоятельство отмечали многие предприятия, однако финансовое положение не дает им возможности решать эту проблему так, как это необходимо. В связи с этим одним из путей решения данного вопроса является программный метод.
4. Предприятия не направляют финансовые средства на исследования и разработки, а также на маркетинговые исследования.
На систематическую работу в этой области у предприятий нет средств. Значительное число предприятий ориентировалось на выпуск такой продукции, для реализации которой не требуется специальных затрат на рекламу и продвижение нового продукта на рынок.
Таким образом, коммерциализация результатов научной деятельности в 2004 году находилась на недостаточном уровне, а связь между наукой и производством слабо налажена. Это повлекло за собой то, что коренных изменений в технологическом уровне производства не произошло, а рынок интеллектуальной собственности не получил должного развития.
Анализ современного состояния инновационно-технической и инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от экономически развитых регионов России по многим объективным причинам.
II. Основные цели и задачи, сроки и этапы развития Программы
Цель программы - дальнейшее развитие региональной инновационной системы, которая должна обеспечить экономические, правовые и организационные условия для поэтапного перехода экономики республики на инновационный путь развития на основе ускоренного внедрения и тиражирования новых технологий.
Программа также направлена на разработку и внедрение инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности, наращивание научно-технического и кадрового потенциала Республики Тыва.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработка нормативного, правового и методического обеспечения развития инновационной деятельности в Республике Тыва.
2. Содействие внедрения на предприятиях республики инвестиционных проектов с использованием новых технологий.
3.Содействие созданию и развитию инфраструктуры инновационной деятельности в Республике Тыва.
4. Формирование и развитие системы обучения и переподготовки кадров
5. Информационное обеспечение субъектов инновационной деятельности.
6. Развитие межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере.
7. Формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности.
8. Обеспечение взаимодействия научно-исследовательских организаций, учреждений высшего образования, отраслей экономики и бизнеса для совместного ведения инновационной деятельности.
Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации проектов Программы.
Разработчиками инноваций являются физические и юридические лица, республиканские научные организации, высшие и средне-специальные учебные заведения, институты, создаваемые малые инновационные предприятия и научные центры, иные хозяйствующие субъекты, а также аналогичные структуры из других регионов и зарубежных стран.
Состав комплексных проектов определяется Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и основными направлениями инновационной политики Республики Тыва, определенными в Концепции инновационной политики Республики Тыва.
В совокупности инновационно-инвестиционные проекты Реестра характеризуют основные направления социально-экономического развития Республики Тыва:
развитие минерально-сырьевой базы;
лесопромышленный комплекс и деревообработка;
энергетика;
транспорт и связь;
аграрно-промышленный комплекс;
улучшение экологической ситуации и развитие системы предупреждения
чрезвычайных ситуаций;
развитие системы здравоохранения;
развитие системы образования и науки;
развитие жилищно-коммунального хозяйства;
развитие туризма и рационального природопользования;
сохранение и развитие культуры и искусства;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Конкретный перечень комплексных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы. Предпочтение для включения в перечень будет отдано проектам, ориентированным на инновации, обладающим высоким экспортным и импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для республики.
Срок реализации программы - 2006-2007 годы.
Этапы реализации
В 2006 году планируется продолжить формирование необходимой нормативно-правовой базы, инфраструктуры региональной инновационной системы, планируется подготовить кадры инновационной деятельности, начать оказывать содействие реализации проектов государственного значения Республики Тыва, включенных в проект Межрегиональной программы "Обеспечение инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса" в рамках Стратегии развития Сибири и создать условия для технологического перевооружения в предпринимательском секторе.
В 2007 году планируется разработать механизм привлечения частного капитала к внедрению новых технологий, повышению заинтересованности предпринимательского сектора в развитии инновационной деятельности. Данные мероприятия станут приоритетными направлениями при формировании региональной инновационной системы на данном этапе. Требования к результативности сектора исследований и разработок будут повышены. Поддержка начальных стадий исследовательских проектов, наиболее рискованных в плане рыночной отдачи останется за государством, принимающим на себя долю рисков. На этом этапе государственная поддержка должна привести к формированию региональной инновационной системы, а восприимчивость экономики к новациям - повыситься.
Основные задачи в 2006 году:
1. Формирование нормативной правовой базы государственной (республиканской) поддержки инновационной деятельности.
2. Формирование электронного банка данных инновационно-инвестиционных проектов и перспективных научно-технических разработок Республики Тыва и России для внедрения в промышленное производство.
3. Создание рыночных институтов по вовлечению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.
4. Конкурсный отбор и содействие реализации инновационных проектов в экономику.
5. Восстановление на предприятиях системы рационализаторства и изобретательства, расширение проведения НИОКР и внедрение новых технологий, вовлечение объектов интеллектуальной собственности в рыночный оборот.
Решение задач первого этапа реализации программы позволит обеспечить предприятия и организации республики нормативно-методической документацией, сформировать необходимые правовые условия для коммерциализации и тиражировании научно-технических разработок.
Инвентаризация научно-технических разработок и использование результатов анализа инновационного потенциала республики обеспечит формирование полной и достоверной информации о направлениях развития региональной инновационной системы, приведет к увеличению числа предприятий, использующих и внедряющих в своей деятельности инновационные технологии и оборудование.
Внедрение конкурсных механизмов доступа к бюджетным средствам позволит произвести отбор и начать реализацию около 10 наиболее эффективных и социально-значимых для экономики республики проектов национального значения.
Создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (инновационных информационно-правовых центров, центров тиражирования достижений российской и зарубежной науки и т.д.) приведет к росту проводимых НИОКР и внедрению новых технологий на 10 процентов, позволит достигнуть вовлечения в хозяйственный оборот 5 процентов оборотов интеллектуальной собственности в промышленности.
Основные задачи в 2007 году:
1. Реализация инновационных проектов к экономике республики.
2. Налаживание взаимодействия структурных элементов региональной инновационной системы и ее встраивание в общероссийскую инновационную систему.
Реализация инновационных проектов позволит определить предприятия, внедряющие научно-технические и инновационные разработки в производство на 30-40 процентов на основе внедрения не менее 20-30 процентов новых технологий. Начнется процесс частичного возврата в бюджет вложенных на поддержку предприятий-инноваторов средств в виде налогов от новых производств.
Планируется увеличение количества профессиональных участников инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, постепенный их переход на самофинансирование и самоокупаемость.
Сроки выполнения этапов программы могут перекрываться для обеспечения возможности реализации отдельных, наиболее быстро исполнимых мероприятий 2 этапа, не дожидаясь окончания реализации всех мероприятий программы на первом этапе. Такая схема осуществления программы позволяет обеспечить наиболее сжатые сроки ее реализации.
III. Система программных мероприятий
Основу выполнения программы составит содействие реализации инновационных проектов и комплекса мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в экономике республики.
Система программных мероприятий формируется по следующим основным разделам (приложение N 1).
1. Нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение инновационной деятельности.
2. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научнотехнической и инновационной сферах.
3. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности.
4. Содействие образованию субъектов инновационной инфраструктуры.
5. Государственная поддержка реализации инновационных проектов.
Оборудование, приобретенное за счет средств республиканского бюджета, является республиканской собственностью и будет передано субъектам инновационной деятельности - участникам реализации программы на условиях договоров безвозмездного пользования.
Содержание мероприятий программы и объем их финансирования будут корректироваться в процессе ее реализации в установленном порядке, исходя из возможностей федерального и республиканского бюджетов на очередной финансовый год.
Целью программных мероприятий является рациональное использование государственных средств на развитие инновационной деятельности и соответствующей инфраструктуры.
3.1. Нормативно-правовое, организационное и методическое обеспечение инновационной деятельности
С целью нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы осуществляются следующие мероприятия:
- разработка пакета нормативно-правовых документов, определяющих и регулирующих организационно-правовые и экономические компоненты инновационной деятельности;
- подготовка предложений и замечаний к проектам республиканских законов в части, касающейся инновационного развития;
- подготовка предложений к проектам региональных, республиканских целевых, отраслевых программ в части, касающейся инновационной направленности программ;
- подготовка проектов нормативных актов по вопросам инновационного развития и создания инновационной инфраструктуры;
- разработка предложений по системе льготного налогообложения субъектов, осуществляющих научно-исследовательскую, научно-техническую и инновационную деятельность во всех сферах экономики Республики Тыва;
- участие в международных и российских специализированных выставках-ярмарках, форумах, семинарах, совещаниях по вопросам инновационной и инвестиционной деятельности.
Общий объем финансирования мероприятия в 2006-2007 гг. составит 1480 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 400 тыс. рублей, республиканский бюджет - 830, собственные средства предприятий и организаций - 250 тыс. рублей.
3.2. Совершенствование и развитие кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах
Целью реализации данного мероприятия является создание условий для перехода от отдельных мер поддержки инновационной деятельности к целостной системе развития инновационной деятельности в республике.
Особое внимание в данном мероприятии уделяется проблеме обеспечения кадрами инновационной деятельности. Совершенствование и развитие (содействие в подготовке, переподготовке, повышении квалификации) кадрового потенциала в научно-технической и инновационной сферах приведет к повышению квалификации и информированности руководителей и специалистов в вопросах развития инновационной деятельности в отраслях экономики.
В рамках реализации мероприятия планируется:
1) включение в учебные планы научно-образовательных учреждений предметов, касающихся инновационной тематики, защиты интеллектуальной собственности и т.д.;
2) проведение конкурса на организацию обучающих семинаров по инновационной деятельности для начинающих предпринимателей;
3) разработка мер с целью повышения инновационной культуры среди учащихся школ, ТывГУ и ссузов республики;
4) обучение и стажировка аспирантов и молодых ученых в ведущих научных и специализированных центрах, вузах России.
Общий объем финансирования мероприятия в 2006-2007 гг. составит 465 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 400 тыс. рублей, за счет собственных средств предприятий и организаций - 65 тыс. рублей.
В результате реализации мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в сфере инновационной деятельности повысят свою квалификацию и пройдут Обучение более 50 специалистов и руководящих работников министерств и ведомств, предприятий и организаций.
Дополнительно будут созданы новые рабочие места.
3.3. Создание системы информационного обеспечения инновационной деятельности
Цель мероприятия - формирование и эффективное использование информационного ресурса как одного из основных элементов региональной инновационной системы.
Для эффективной реализации мероприятия необходимо получить количественную оценку инновационного потенциала Республики Тыва путем инвентаризации результатов научно-технической деятельности НИИ, ТывГУ, образовательных учреждений, министерств и ведомств республики.
В рамках реализации программного мероприятия планируется:
1) разработка нормативно-правовой и методической базы для обеспечения, функционирования системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
2) формирование информационной инфраструктуры на основе интеграции локальных и распределенных баз данных общего пользования; организация подготовки и переподготовки кадров для обслуживания баз данных и справочных систем, а также обучение пользователей системы информационного обеспечения инновационной деятельности;
3) издание специализированных печатных изданий, освещение в средствах массовой информации материалов по инновационной тематике;
4. Изучение, анализ и отбор имеющихся у научно-исследовательских, образовательных учреждений, министерств и ведомств республики проектов, научно-технических разработок и бизнес-предложений:
При реализации мероприятия будет сформирована база данных о состоянии инновационно-инвестицонной деятельности в Республике Тыва. Не менее 5-7 % предприятий республики выйдут на российские рынки инновационной продукции и новых технологий.
Доведение информации об инновационных проектах до потенциальных инвесторов и обеспечение специальной информацией всех заинтересованных в ней субъектов инновационной деятельности (в том числе открытый Интернет - доступ к экспертным системам и специализированным базам данных) приведет к увеличению количества заключенных контрактов, привлечению потенциальных инвесторов и деловых партнеров.
Общий объем финансирования мероприятия в 2006-2007 гг. составит 1500 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 400 тыс. рублей, республиканского бюджета - 950, за счет собственных средств предприятий и организаций - 150 тыс. рублей.
3.4. Содействие образованию субъектов инновационной инфраструктуры
Цель мероприятия - создание условий и механизмов, обеспечивающих формирование, развитие и эффективное функционирование инновационной инфраструктуры.
Становление инновационной инфраструктуры как единого рыночного сегмента создаваемых разработок и инновационной продукции в рамках региональной инновационной системы и формирование ее материальной основы произойдет путем создания при поддержке республиканского бюджета сети объектов инновационной инфраструктуры, способных системно реализовывать принцип целостного "технологического коридора" - от получения новых знаний до производства на их основе новой конкурентоспособной продукции и выведения ее на рынок.
В ходе реализации программы планируется оказать содействие Некоммерческому партнерству "Республиканский научно-инновационный центр" при создании Центра трансфера технологий Республики Тыва как одного из звеньев сети региональных центров трансфера технологий, создаваемой в настоящее время в Сибири.
Привлечение бюджетных средств к реализации мероприятия предусматривает оснащение новым оборудованием.
Переход инновационной инфраструктуры на устойчивый путь воспроизводства и саморазвития достигается путем ориентации организаций инфраструктуры на привлечение средств из внебюджетных источников, привлечение частных инвесторов в уставный капитал в качестве учредителей, акционеров и т.д.
Общий объем финансирования мероприятия в 2006-2007 гг. составит 727 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 400 тыс. рублей, республиканского бюджета - 200, за счет собственных средств предприятий и организаций - 127 тыс. рублей.
Количество субъектов инновационной инфраструктуры увеличится в 5-8 раз.
При реализации мероприятия будет сохранено 50 рабочих мест, в том числе создано более 20 новых.
3.5. Государственная поддержка реализации инновационных проектов
Цель мероприятия - оказание государственной поддержки предприятиям и организациям республики, разрабатывающим и внедряющим перспективные инновационные проекты.
Государственная (республиканская) поддержка будет оказываться из средств республиканского бюджета на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством на момент проведения конкурсов.
Отбор инновационных проектов будет производиться в соответствии с утверждаемыми органами государственной власти республики перечнем приоритетных направлений развития инновационной деятельности и перечнем инвестиционных проектов государственного значения.
Государственная (республиканская) поддержка будет заключаться в содействия привлечению инвестиций, в том числе кредитов коммерческих банков, для модернизации, технического перевооружения республиканских предприятий, создания новых производственных мощностей.
В рамках реализации программного мероприятия планируется совместное финансирование проектов, имеющих общегосударственное значение, за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Будет оказано содействие участию республики в ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направления развития науки и техники", "Национальная технологическая база", "Интеграция науки и высшего образования России", "Электронная Россия", конкурсах, проводимых федеральными министерствами, ведомствами и организациями ("Инновационные проекты государственного значения", "Инновационная инфраструктура", "Наука-технология-производство-рынок", "Наука-инновации-инвестиции", Конкурс русских инноваций).
Общий объем финансирования мероприятия в 2006-2007 гг. составит 1746 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет - 176, республиканский бюджет - 1 570 тыс. рублей.
При реализации мероприятия будет создан организационно-финансовый механизм коммерциализации результатов научно-технической и инновационной деятельности, в том числе повышение роли государства при поддержке инициатив министерств, ведомств и организаций, произойдет увеличение объемов промышленного производства в 1,3 раза.
IV. Механизм реализации Программы
Достижение основной цели программы предполагает объединение усилий исполнительных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления Республики Тыва, научно-технической и образовательной сферы и предприятий республики. Предлагаемые механизмы представляют собой синтез традиционных и новых подходов, сформулированных на основе анализа проблем осуществления инновационной деятельности в республике, эффективности действующего законодательства в сфере регулирования и стимулирования инновационной деятельности в республике.
Создание законодательного механизма реализации программы включает в себя разработку и совершенствование нормативной правовой базы, касающейся инновационной деятельности, вопросов научно-технического развития республики, позволит рационально использовать бюджетные и налоговые полномочия Республики Тыва при оказании государственной (республиканской) поддержки инновационной деятельности.
Развитие межрегионального и международного научно-технического и технологического сотрудничества в инновационной сфере будет осуществляться путем разработки, подписания и реализации межведомственных, межрегиональных программ, проектов, договоров, комплексных планов мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности.
Проведение совместно с органами местного самоуправления единой политики в сфере научно-технической и инновационной деятельности. Координирующую роль при реализации программных мероприятий будет осуществлять Министерство экономического развития Республики Тыва.
Координация исполнения программы будет осуществляться за счет следующих организационных мероприятий:
- системный мониторинг осуществления этапов реализации программы и ее отдельных мероприятий;
- формирование ежегодных планов совместных действий с различными заинтересованными структурами Правительства Республики Тыва и организациями - исполнителями программы;
- разработка и реализация научного, методического, информационного, технического и-организационного обеспечения реализации программы;
- ежегодное уточнение, корректировка с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств, целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации программы и состава исполнителей;
- организация экспертизы и конкурсного отбора инновационных проектов программы на основе проведенных маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов;
- представление интересов инновационно-активных предприятий на федеральном и межрегиональном уровнях и в зарубежных организациях.
Организационный механизм реализации программы предусматривает:
1. Организацию участия инновационно-активных предприятий в международных, межрегиональных и зарубежных выставках-ярмарках.
2. Развитие инновационной инфраструктуры путем создания новых субъектов инновационной инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, учебно-консалтинговых, инновационно-правовых и инновационно-производственных центров, центра трансфера технологий и др.
Экономический механизм реализации программы включает в себя:
1. В рамках реализации федеральных целевых программ софинансирование разработки и внедрения проектов. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Тыва.
2. Оказание финансовой поддержки инновационной деятельности в экономике за счет средств республиканского бюджета.
3. Привлечение внебюджетных средств для реализации перспективных инновационных проектов, в том числе через межрегиональные и международные венчурные ярмарки, фонды.
Механизм и объемы привлечения финансовых средств из внебюджетных источников, федеральных и местных бюджетов будут уточняться по мере реализации программы.
Организации-исполнители программных мероприятий по видам деятельности и решаемым проблемам определяются на конкурсной основе. Ими могут являться предприятия и организации существующей республиканской инновационной инфраструктуры, учебные заведения, промышленные предприятия, отраслевые НИИ, научные организации и коллективы, организации инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, создаваемые в ходе реализации программы и другие предприятия и организации.
Перечень проектов, подлежащих финансированию на очередной год, определяется по результатам конкурса на лучший инновационный проект Республики Тыва, а также на основании заключения Министерства экономического развития Республики Тыва. Согласно Положению о проведении конкурса на лучший инновационный проект Агентство по осуществлению внешнеэкономических связей, инновационной и инвестиционной деятельности Республики Тыва организует работу конкурса один раз в год. С победителями конкурса заключается соглашение о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности. Заявки по проектам и бизнес-предложениям, поступившим на конкурс, подлежат экспертизе, порядок проведения которой определяется условиями конкурса.
Механизмы привлечения и использования бюджетных финансовых средств определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Тыва.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Одним из главных условий реализации программы является ее стабильное финансовое обеспечение. Оно основывается на ее целевой ориентации и разнообразии источников финансирования. Финансирование осуществляется за счет привлечения средств всех уровней бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На первом этапе программа рассчитана на то, чтобы, используя эффективные для республиканского бюджета механизмы, облегчить процесс внедрения перспективных технологий с целью привлечения инвестиций, в том числе банковских кредитов. На втором этапе в ходе совместной работы с реальными частными инвесторами, в том числе финансовыми организациями, предполагается создать систему финансирования инновационной деятельности, максимально использующую различные рыночные инструменты привлечения финансовых ресурсов.
Основными источниками финансирования программы являются:
- средства республиканского бюджета, в том числе бюджетные субсидии и субвенции на осуществление определенных целевых программных мероприятий;
- собственные средства участников программы, полученные от проведения программных мероприятий, реализации инновационных проектов;
- средства внебюджетных источников (целевые отчисления от прибыли участников программы; кредиты коммерческих банков, гранты).
Другим источником финансирования за счет средств федерального бюджета является участие республиканских предприятий и организаций, разрабатывающих и реализующих научно-технические и инновационные проекты, в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов, проводимых заинтересованными министерствами и ведомствами федеральных органов государственной власти, в том числе: на выполнение работ по заказу министерств, государственных служб и агентств Российской Федерации по темам: "Вовлечение в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности"; "Развитие инновационной инфраструктуры"; "Наука - инновации - инвестиции" и др.
Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию программы в 2006-2007 гг. составят 5 918 тыс. рублей, из них (приложение N4):
средства федерального бюджета (прогноз) - 1 776 тыс. рублей;
средства бюджета Республики Тыва (прогноз) - 3 550 тыс. рублей, в том числе в 2006 г. - 1 750 тыс. рублей;
внебюджетные средства (прогноз) - 592 тыс. рублей.:
В 2006 г. всего - 2 918 тыс. рублей; 2007 г. всего - 3 000 тыс. рублей.
Структура расходов бюджета на 2006 год приведена в приложении N 2, на 2007 год в приложении N 3.
Финансирование расходов по Программе за счет средств федерального и республиканского бюджетов осуществляется путем целевого назначения через государственных заказчиков Программы.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов подлежат уточнению при формировании бюджетов на очередной год.
Для сохранения целостности структуры финансирования Программы часть средств, полученных в результате успешной реализации на рынке инновационных разработок и технологий, возвращается и используется для реинвестирования в другие проекты и мероприятия Программы. Механизмы, условия, гарантии возврата финансовых средств, затраченных на реализацию каждого проекта Программы, регулируются в рамках договорных отношений участников инновационной деятельности и головных организаций - исполнителей проекта, а также системой гарантийного поручительства и страхования.
По завершению Программы функционирование инновационных структур и организаций осуществляется за счет самофинансирования.
VI. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для развития инновационной деятельности в Республики Тыва в целях повышения конкурентоспособности, национальной продукции, а также совершенствования механизмов предоставления финансовой, организационно-правовой, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов поддержки инновационно-активным предприятиям, другим организациям инновационной сферы на начальном этапе, и формирования в конечном итоге самодостаточных динамично развивающихся инновационных предприятий.
В результате реализации программы будут достигнуты следующие положительные результаты:
1. Организация системы обучения, повышения квалификации и информирования руководителей министерств и ведомств по вопросам управления инновационным развитием производства, коммерциализации разработок, защиты интеллектуальных прав на новые технологии.
2. Внедрение новых технологий на предприятиях республики за время реализации программы.
3. Формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в республике.
4. Увеличение количества профессиональных участников инфраструктуры инновационной деятельности,
6. Организация на современном уровне информационно-консультационной, методологической и маркетинговой помощи малым предприятиям для разработки и реализации инновационных проектов.
7. Создание в Республике Тыва эффективно действующей инновационной системы, ориентированной на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями.
8. Осуществление интеграции науки, промышленности и бизнеса на основе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансфера перспективных разработок и технологий за счет привлечения бюджетных и внебюджетных источников.
9. Повышение инновационной активности отраслевых и малых предприятий республики и развитие внутреннего рынка инноваций.
Экономический эффект от реализации программы выразиться в следующем:
1. Повышение доли НИОКР, приобретение нового оборудования, внедрение новых технологий в реализации приоритетных инновационно-инвестицонных проектов республики на 8-10 %.
2. Увеличение количества производственных предприятий, внедряющих научно-технические и инновационные разработки в производство, на 5-8 %.
3. Рост инвестиций на предприятиях республики за счет развития инновационной деятельности до 10 % (предполагаемый показатель основан на аналогичном опыте других субъектов Российской Федерации).
4. Выход не менее 5-7 % предприятий научно-производственного комплекса республики на российские рынки инновационных проектов и новой продукции.
5. Планируемая дополнительная прибыль к концу реализации программы составит более 100-150 тыс. рублей в год.
Учитывая, что для выхода предприятия на проектную мощность с момента начала реализации проекта обычно требуется не менее 2-3 лет, то можно ожидать, что бюджетный эффект, начиная с 2008 года, должен увеличиваться опережающими темпами по сравнению с его величинами в предшествующие годы.
Достигнутые количественные показатели развития инновационной деятельности в промышленности в значительной степени трансформируются в качественные социальные результаты:
создание более 30 рабочих мест.
социальный эффект от реализации программы составит более 10 % в год;
обеспечение условий для комплексного решения экологических проблем путем разработки и внедрения в производство энергоэффективных и экологически чистых технологий.
Экономический эффект вложения финансовых средств в мероприятия по реализации Программы определен по соотношению затрат и ожидаемого дохода с учетом коэффициента доходности и уровня инфляции за весь период реализации Программы (приложение N 4).
Эффективность инвестиций определяется как произведение нормы доходности инновационных проектов (не ниже 20 %) и инвестиций на реализацию Программы с учетом уровня инфляции.
При оценке эффективности инновационных проектов исполнители Программы будут руководствоваться Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Госстроем Российской Федерации от 21 июня 1999 г. N ВК-477.
Предполагаемый (ожидаемый) доход по инвестициям определяется как сумма инвестиций на реализацию Программы и эффективности инвестиций.
Коэффициент доходности инновационных проектов определяется как отношение ожидаемых доходов к инвестиционным расходам.
Срок окупаемости показывает, за какой срок могут окупиться инвестиции в инновационную программу. Данный показатель рассчитывается как отношение первоначальных инвестиций в инновации к ежегодным денежным доходам.
В 2006 году размер инвестиций из республиканского бюджета на реализацию Программы составит 1 750 тыс. рублей, установленная норма доходности отбираемых в Программу инновационных проектов - не менее 30 % в год.
Ожидаемый уровень инфляции в 2006 году - 8 %. Соответственно, эффективность инвестиций составит 483 тыс. рублей.
Предполагаемый доход составит 2 240 тыс. рублей.
Коэффициент доходности с учетом нормы доходности и уровня инфляции в 2006 году составит 1,28.
В 2007 году коэффициент доходности увеличится до 1,33 за счет расширения рынка инновационной продукции и услуг. Уровень эффективности инвестиций поднимется соразмерно затратам на реализацию Программы в 2006 году (приложение N 5).
Срок окупаемости инвестиций в Программу составит 2 года.
VII. Организация управления программой
и контроль за ходом ее реализации
Организацию управления Программой осуществляют государственные заказчики в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Административное руководство, контроль за ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий осуществляют Министерство экономического развития Республики Тыва, Агентство по осуществлению внешнеэкономических связей, инновационной и инвестиционной деятельности Республики Тыва, которые несут ответственность за выполнение инфраструктурных и комплексных проектов и мероприятий, предусмотренных. Программой.
Ход выполнения Программы рассматривается на заседаниях коллегии. Министерства экономического развития Республики Тыва, Агентства по осуществлению внешнеэкономических связей, инновационной и инвестиционной деятельности Республики Тыва.
В ходе реализации программы Агентство по осуществлению внешнеэкономических связей, инновационной и инвестиционной деятельности Республики Тыва:
-организует на конкурсной основе отбор исполнителей работ (услуг) по выполнению мероприятий программы, заключает договора и контракты в установленном законодательством порядке;
- осуществляет подготовку проектов постановлений и распоряжений Правительства Республики Тыва, других нормативных правовых документов, направленных на обеспечение реализации программы;
-осуществляет межведомственную координацию работ по выполнению программных мероприятий в Республике Тыва;
- проводит мониторинг реализации программы и осуществляет контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета с составлением итоговых отчетов, которые представляются в Министерство экономического развития Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва, принимавшим участие в долевом финансировании программных мероприятий в установленном порядке;
- проводит согласование объемов финансирования программы;
-подготавливает предложения по корректировке программы, в том числе по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования.
Организации - исполнители проектов представляют ежегодные информационно-аналитические и финансовые отчеты о ходе выполнения комплексных проектов с отражением достигнутого уровня показателей, социально-экономической эффективности.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Министерством экономического развития Республики Тыва и другими уполномоченными органами в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 29 ноября 2005 г. N 1328 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2006-2007 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Правительства Республики Тыва от 31 мая 2010 г. N 226 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 9 ноября 2006 г. N 1301