Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л.-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника Государственно-правового управления Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва А.А. Язева; представителя Председателя Правительства Республики Тыва, подписавшего оспариваемые нормативные правовые акты, - заместителя начальника отдела Государственно-правового управления Канцелярии Председателя Правительства Республики Тыва С.Н. Сайбуу,
а также приглашенных: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - заместителя Председателя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Н.С. Германовой; представителя Министерства финансов Республики Тыва - начальника административно-правового департамента Министерства финансов Республики Тыва О.М. Белоконь,
руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 119 Конституции Республики Тыва, пунктом "а" части 1 статьи 3, статьей 86 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности положений статьи 27 Закона Республики Тыва от 12 января 2006 года N 1669 BX-I "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и статьи 37 (части 1 и 2) Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005 года N 1127 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республике Тыва".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Правительства Республики Тыва. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Тыва положения статьи 27 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и статьи 37 (части 1 и 2) Закона Республики "О бюджетном процессе в Республике Тыва".
Заслушав выступление судьи-докладчика С.О. Монгуш, объяснение представителя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Правительство Республики Тыва обратилось в Конституционный суд Республики Тыва с обращением в форме запроса (постановление Правительства Республики Тыва от 1 декабря 2006 года N1395) о проверке конституционности отдельных положений статьи 27 Закона Республики Тыва от 12 января 2006 года N 1669 ВХ-1 "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и статьи 37 (части 1 и 2) Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005 года N 1127 ВХ-1 "О бюджетном процессе в Республике Тыва".
В своем запросе заявитель указал, что положения вышеуказанных Законов Республики Тыва противоречат статье 96 (частям 1 и 4) Конституции Республики Тыва в части, касающейся раздельного финансирования Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва. Согласно положениям статьи 27 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год", статьи 37 (части 1 и 2) Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" финансирование Великого Хурала Республики Тыва, в том числе Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, Счетной палаты Республики Тыва, Конституционного суда Республики Тыва в пределах сумм, определенных законом, осуществляется Управлением Федерального казначейства по Республике Тыва за счет доходов, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Тыва, в соответствии с утвержденными сметами.
Финансирование производится в пределах годовых, утвержденных в установленном порядке смет каждой из палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, сметы Счетной палаты Республики Тыва, Конституционного суда Республики Тыва с помесячной разбивкой, путем перечисления денежных средств со счета "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" на бюджетные счета палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, Счетной палаты Республики Тыва, Конституционного суда Республики Тыва, открытые в Управлении Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Тыва.
Согласно указанным положениям законов Законодательная палата и Палата представителей Великого Хурала Республики Тыва имеют раздельные сметы, бюджетные счета и раздельное финансирование, что не соответствует статье 96 (частям 1 и 4) Конституции Республики Тыва. В приложении N 7 "Ведомственная структура расходов республиканского бюджета Республики Тыва на 2006 год" к Закону Республики Тыва от 12 января 2006 года N 1669 BX-I "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" отдельной строкой предусмотрено обеспечение и финансирование деятельности Великого Хурала Республики Тыва как отдельного ведомства (юридического лица) - бюджетополучателя. Кроме того, в вышеназванном приложении проводится разделение Великого Хурала Республики Тыва на Аппарат Законодательной палаты, Палату представителей и ее центральный аппарат, при этом палаты Великого Хурала Республики Тыва рассматриваются в качестве отдельных бюджетополучателей.
Как утверждает заявитель, установление двухпалатной структуры Великого Хурала Республики Тыва не предполагает рассмотрения его палат в качестве отдельных юридических лиц и самостоятельных бюджетополучателей. Поскольку Великий Хурал Республики Тыва - единственный орган законодательной власти республики, обладающий правами юридического лица, его финансовое, организационное и иное обеспечение должно осуществляться не двумя отдельными друг от друга аппаратами палат Великого Хурала Республики Тыва, а одним аппаратом, обеспечивающим деятельность единственного законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Тыва.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Тыва по настоящему делу являются нормативные положения статьи 27 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и приложения N 7 к указанному Закону Республики Тыва, а также частей 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" в их взаимосвязи в части, касающейся финансирования Палаты представителей и Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва как отдельных получателей бюджетных средств.
2. В соответствии с частью второй статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. При этом в силу части третьей статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергается сомнению в обращении. Конституционный суд Республики Тыва при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
3. Система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статьи 73 и 77 Конституции Российской Федерации; преамбула Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно пунктам 1, 7 и 9 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать; расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Закон Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" служит целям финансового регулирования, функционирования бюджетной системы Республики Тыва как составной части бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому оценка направленных на реализацию указанных целей положений названного Закона возможна лишь во взаимосвязи со всей системой действующего правового регулирования соответствующих отношений на федеральном и региональном уровнях.
Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся установление порядка утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, осуществление контроля за его исполнением; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации; иные бюджетные полномочия, отнесенные данным Кодексом и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации, в расчете на финансовый год. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно организуют и осуществляют исполнение бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 15 Кодекса). При этом законом субъекта Российской Федерации утверждается бюджет субъекта Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 86 Конституции Республики Тыва республиканский бюджет Республики Тыва входит в бюджетную систему Российской Федерации и является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Республики Тыва. По вопросам, отнесенным к ведению Республики Тыва, издаются законы и иные нормативные правовые акты.
В соответствии со статьями 4 и 5 Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" одним из участников бюджетного процесса в Республике Тыва является Великий Хурал Республики Тыва.
Согласно статье 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации организации, наделенные государственным имуществом на праве оперативного управления, признаются бюджетными учреждениями. К числу бюджетных учреждений относятся и органы государственной власти. Они также являются объектами сметно-бюджетного финансирования.
Исходя из смысла статьи 4 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" получателем бюджетных средств может быть только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации. Великий Хурал Республики Тыва является постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва и обладает правами юридического лица (части 1 и 4 статьи 96 Конституции Республики Тыва).
Юридическим лицом в соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в решении вопросов, относящихся к его компетенции, обладает самостоятельностью, которая включает в себя элемент финансовой и материально-технической обособленности, обусловленный тем, что расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта предусматриваются в бюджете субъекта отдельно от других расходов. При этом право управления и распоряжения указанными средствами принадлежит только парламенту в целом.
Из конституционно-правового содержания статьи 96 (частей 1 и 4) Конституции Республики Тыва следует, что Великий Хурал Республики Тыва, а не его палаты, должен иметь один самостоятельный баланс. Баланс ведется самостоятельно и заключается в том, что он отражает все имущество, поступления, затраты, активы и пассивы юридического лица. Кроме того, Великий Хурал Республики Тыва обязан иметь одну смету как способ технического обособления имущества, которая отражает поступление и расходование финансовых средств. Смета, которая должна составляться Великим Хуралом Республики Тыва, финансируемым за счет средств внешнего источника - республиканского бюджета, занимает промежуточное положение между балансом и реестром. Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств. Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением. Сводные сметы составляются вышестоящим бюджетным учреждением в отношении подведомственных бюджетных учреждений.
Таким образом, Великий Хурал Республики Тыва, подпадающий под понятие бюджетного учреждения, должен иметь индивидуальную смету, без составления каких-либо сводных смет, так как палаты Великого Хурала Республики Тыва не могут являться самостоятельными бюджетными учреждениями, подведомственными Великому Хуралу Республики Тыва.
4. Согласно части четвертой статьи 3 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Следовательно, рассмотрение вопросов о государственной регистрации Аппарата Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва как самостоятельных юридических лиц, об открытии ими отдельных бюджетных счетов, а также рассмотрение вопросов о функционировании одного или двух аппаратов Палат Великого Хурала Республики Тыва не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Тыва. По данным вопросам имеются решения, принятые другими судами.
Решением от 24 июля 2003 г. Арбитражный суд Республики Тыва признал не соответствующими частям 1 и 4 ст. 96 Конституции Республики Тыва и статьям 12 и 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" и незаконными решения N146 от 23 августа 2002 г. "О государственной регистрации Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" и N250 от 14 октября 2002 г. "О государственной регистрации Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" Межрайонной инспекции МНС России N1 по Республике Тыва;
Решением от 27 января 2003 г. Кызылский городской суд Республики Тыва признал противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не влекущим правовых последствий со дня издания Постановление Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 31 октября 2002 г. N52 ЗП - I "О преобразовании Аппарата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в Аппарат Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
5. Таким образом, Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу, что положения статьи 27 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и приложения N 7 к указанному Закону Республики Тыва, а также частей 1 и 2 статьи 37 Закона Республики "О бюджетном процессе в Республике Тыва" в части, касающейся финансирования в пределах, утвержденных в установленном порядке смет каждой из палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, путем перечисления денежных средств на бюджетные счета палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, не соответствуют частям 1 и 4 статьи 96 Конституции Республики Тыва.
Исходя из изложенного, руководствуясь частями первой и второй статьи 70, статьями 71, 72, 73, 77, 78 и 85 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Нормы, содержащиеся в статье 27 Закона Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год" и приложении N 7 к указанному Закону Республики Тыва, части 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва", в части касающихся финансирования в пределах, утвержденных в установленном порядке смет каждой из палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, путем перечисления денежных средств на бюджетные счета палат (или аппаратов палат) Великого Хурала Республики Тыва, не соответствуют частям 1 и 4 статьи 96 Конституции Республики Тыва.
2. Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
N 1-П |
Конституционный суд |
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 18 января 2007 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 27 Закона Республики Тыва от 12 января 2006 г. N 1669 BX-I "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2006 год", частей 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005 г. N 1127 ВХ -I "О бюджетном процессе в Республике Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 23 января 2007 г. N 6, стр. 4