Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей А.П. Саая, Ю.Я. Норбу, С.О. Монгуш,
с участием представителей стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва по взаимодействию с судебными органами Ч.Т. Донгак, министра Республики Тыва по делам юстиции А.А. Язева;
а также приглашенных в заседание субъектов законодательного процесса: представителя Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва - начальника правового управления Аппарата Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва К.С. Монгуш; представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - председателя комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и межрегиональным связям Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва А.П. Дамба-Хуурака,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании положений статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела согласно части 1 статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва о толковании положений статьи 105 Конституции Республики Тыва.
Основанием к рассмотрению дела согласно пункту "б" части второй статьи 36 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании конституционных положений.
Заслушав выступления судей-докладчиков А.П.Саая и С.О. Монгуш, объяснения представителей Председателя Правительства Республики Тыва, выступления приглашенных, изучив представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Председатель Правительства Республики Тыва обратился в Конституционный суд Республики Тыва с запросом (исх. N 3/119 - ШО от 13 февраля 2004 г.) о толковании положений статьи 105 Конституции Республики Тыва, которая устанавливает следующее:
1) конституционные законы Республики Тыва принимаются Законодательной палатой большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов, а законы Республики Тыва - большинством голосов от установленного числа депутатов. Принятые конституционные законы Республики Тыва, законы Республики Тыва в течение 14 дней передаются на рассмотрение Палаты представителей;
2) конституционный закон Республики Тыва считается одобренным Палатой представителей, если за него проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов этой палаты. Закон Республики Тыва считается одобренным Палатой представителей, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов этой палаты либо если он не был рассмотрен Палатой представителей в течение 14 дней;
3) обязательному рассмотрению в Палате представителей подлежат, кроме конституционных законов Республики Тыва, законы Республики Тыва по вопросам:
а) республиканского бюджета Республики Тыва;
б) установления республиканских налогов и сборов, а также порядка их взимания;
в) организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
4) в случае отклонения Палатой представителей конституционного закона Республики Тыва, закона Республики Тыва либо внесения в них поправок палаты Великого Хурала Республики Тыва могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего они подлежат повторному рассмотрению Законодательной палатой;
5) отклоненные Палатой представителей конституционный закон Республики Тыва, закон Республики Тыва считаются принятыми, если при повторном рассмотрении за них в ранее принятой редакции проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательной палаты. В случае принятия конституционного закона, закона в ранее принятой редакции необходимым большинством голосов депутатов Законодательной палаты они направляются на подписание Председателю Правительства Республики Тыва.
Неопределенность в понимании положений статьи 105 Конституции Республики Тыва, по мнению заявителя, возникла по причине отсутствия четкого определения понятия "принятый закон Республики Тыва", вследствие чего остается невыясненным право инициатора принятия закона на отзыв закона до его окончательного принятия Великим Хуралом Республики Тыва. Заявитель полагает, что в соответствии с положениями статьи 105 Конституции Республики Тыва "принятый Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва закон Республики Тыва" не является окончательно принятым Великим Хуралом Республики Тыва законом и, следовательно, как инициатор принятия закона считает возможным его отзыв до окончательного принятия Великим Хуралом Республики Тыва.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в части определения понятия "принятый закон Республики Тыва", а также выяснения права инициатора принятия закона на отзыв закона до его окончательного принятия Великим Хуралом Республики Тыва.
2. Согласно части 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В соответствии с вопросами, поставленными в обращении Председателя Правительства Республики Тыва, предметом настоящего дела о толковании будет определение понятия "принятый закон Республики Тыва" и выяснение права инициатора принятия закона на отзыв законопроекта до его окончательного принятия Великим Хуралом Республики Тыва.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов.
3. Вопросы законодательного процесса по своему конституционно-правовому характеру непосредственно связаны с организацией и деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Основы законотворческих процедур регулируются статьями 5-8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 95-ФЗ от 4 июля 2003 года) (далее - Федеральный закон). В частности пунктами 4 и 5 статьи 7 Федерального закона установлено следующее:
1) проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
2) если в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 5 Федерального закона, в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации требуется одобрение принятого закона субъекта Российской Федерации другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта Российской Федерации, отклоненный закон субъекта Российской Федерации считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
4. Согласно частям 1 и 5 статьи 96, статьям 105, 106 и 108 Конституции Республики Тыва в осуществлении законодательной функции участвуют Палата представителей и Законодательная палата Великого Хурала, а также Председатель Правительства Республики Тыва, другие органы и лица.
Конституционно-правовой смысл понятия "принятый закон Республики Тыва" раскрывается в системной связи положений статьи 105 Конституции Республики Тыва с нормами статьи 7 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона, а также статей 106 и 108 Конституции Республики Тыва.
Исходя из вышеизложенного, под "принятым законом Республики Тыва" подразумевается закон Республики Тыва, принятый Законодательной палатой и одобренный Палатой представителей с соблюдением установленных Федеральным законом и Конституцией Республики Тыва правил и процедур. При этом одобрение закона Палатой представителей может быть выражено как в активной форме - путем голосования, так и в пассивной форме - закон Республики Тыва считается одобренным, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Палатой представителей.
Активное либо пассивное участие Палаты представителей является обязательным этапом законотворческой процедуры. Окончательное принятие закона Республики Тыва Законодательной палатой возможно лишь в случае, если отклоненный Палатой представителей закон выносится на повторное голосование Законодательной палаты и одобряется не менее чем двумя третями от установленного числа ее депутатов.
Конституцией Республики Тыва также установлено, что отклоненный Председателем Правительства Республики Тыва закон Республики Тыва повторно рассматривается и Законодательной палатой, и Палатой представителей. При этом "принятым законом Республики Тыва" считается закон, одобренный обеими палатами Великого Хурала Республики Тыва.
Согласно положениям статьи 105 Конституции Республики Тыва в системной связи с нормами статьи 7 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона, а также статей 106 и 108 Конституции Республики Тыва понятие "принятый закон Республики Тыва" относится к результату законотворческой деятельности обеих палат Великого Хурала и, следовательно, отличается от понятия "принятый Законодательной палатой закон Республики Тыва", что отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса.
Таким образом, настоящим толкованием выявлено, что понятием "принятый закон Республики Тыва" охватываются законы, принятые Законодательной палатой и одобренные Палатой представителей в соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 105 Конституции Республики Тыва, законы, повторно принятые Законодательной палатой в случае, предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва, а также законы, одобренные Законодательной палатой и Палатой представителей в соответствии с частью 3 статьи 106 Конституции Республики Тыва.
5. В связи с толкованием понятия "принятый закон Республики Тыва" возникает вопрос о праве инициатора принятия закона на отзыв закона до его принятия Великим Хуралом Республики Тыва.
Логика законодательного процесса, представляющего собой конституционно установленный ряд последовательно сменяющих друг друга этапов, и характер возникающих, развивающихся и прекращающихся правоотношений его участников, их взаимных прав и обязанностей, установленных Конституцией Республики Тыва, предполагают наличие у субъектов, обладающих в соответствии со статьей 108 Конституции Республики Тыва правом законодательной инициативы, права отзывать законы, инициаторами принятия которых они являются. При этом отзыв допускается до завершения процедуры принятия закона Республики Тыва, как это истолковано в пункте 4 мотивировочной части настоящего Постановления.
Вышеизложенное толкование также основано на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся разъяснения вопросов законодательного процесса и выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 10-П по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71-73, 76, 77 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Исходя из смысла положений статьи 105 Конституции Республики Тыва, под "принятым законом Республики Тыва" следует понимать:
законы, принятые Законодательной палатой и одобренные Палатой представителей в соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 105 Конституции Республики Тыва;
законы, повторно принятые Законодательной палатой в соответствии с частью 5 статьи 105 Конституции Республики Тыва;
законы, одобренные Законодательной палатой и Палатой представителей в соответствии с частью 3 статьи 106 Конституции Республики Тыва.
2. Признать наличие у инициатора принятия закона права отзывать закон до завершения процедуры его принятия Великим Хуралом Республики Тыва.
3. Настоящее толкование является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
N 2-П |
Конституционный суд |
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Тыва от 1 марта 2004 г. N 2-П "По делу о толковании отдельных положений статьи 105 Конституции Республики Тыва в связи с запросом Председателя Правительства Республики Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 11 марта 2004 г. N 39 стр. 5